факультета в свободные от плановых занятий часы в сети Интернет. Для этого по каждому компьютерному классу составляется расписание, в котором будут присутствовать часы свободного доступа;
3) переход при планировании закупок печатающей и оргтехники от персональных устройств к многофункциональным устройствам для рабочих групп;
4) упорядочение и нормирование закупок картриджей для печатающих устройств (проведенный анализ заявок на получение картриджей показал завышенные потребности по многим подразделениям);
5) постепенный переход на нормирование расходов бумаги для каждой категории сотрудников при условии использования сетевых
многофункциональных устройств с возможностью персонализации доступа к встроенным функциям;
6) переход на безбумажную технологию организации делопроизводства и документооборота за счет внедрения соответствующих подсистем информационной системы управления университетом.
В заключение я хотел бы отметить, что в реализацию проекта «Информатизация» должны включиться все сотрудники университета. Успешное выполнение этого проекта позволит осуществить качественный переход на новый уровень информатизации, внедрить дистанционные формы обучения в образовательный процесс, повысить эффективность управления университетом.
В. М. Жучков,
заведующий кафедрой основ производства
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УНИВЕРСИТЕТЕ
Выработка стратегических направлений развития должна опираться по крайней мере на три основания: мировые тенденции информатизации образования, анализ современного этапа информатизации отечественной системы образования, накопленный опыт университета в выполнении проектов и экспериментального внедрения ИКТ в учебный процесс и администрирование.
Начнем с мировых тенденций. Центральной в информатизации международного образования выделена проблема создания современного электронного контента, электронных образовательных ресурсов (далее — ЭОР). При этом развитие новых педагогических технологий является непременным условием эффективного внедрения ЭОР. Приоритетным объявляется широкополосный сетевой контент, объединяющий все пять новых педагогических инструментов: интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность и производительность. Коренным образом изменяется взаимодействие субъектов целостного педагогического процесса: ученик — в центре учебного процесса, учитель становится консультантом и координатором, а не лектором. В профессиональной подготовке учителей выделены три уровня: начальный (освоение ЭОР, жестко привязанных к базисному, минимальному учебному плану — квалификационные стандарты NETS), предметно-ориентированный (освоение методов поиска в сети Интернет и в репозитори-
ях ЭОР с использованием метаданных) и специальный (освоение технологий создания авторского контента на основе модульных ЭОР). Групповые, коллаборативные модели учебной деятельности осваиваются учителями в сотрудничестве с учащимися. Особое внимание уделяется междисциплинарным проектам, ориентированным на межкультурные коммуникации.
Информатизация отечественной системы образования на современном этапе достаточно близка мировым тенденциям.
В настоящее время задачи информатизации системы образования решаются через выполнение проектов в рамках реализации проекта Национального фонда подготовки кадров (далее — НФПК) «Информатизация системы образования», Федеральной программы развития образования (далее — ФПРО) и национального проекта «Образование». Основные направления информатизации:
• формирование доступной национальной коллекции качественных цифровых образовательных ресурсов, что предполагает создание отечественной индустрии производства цифровых образовательных ресурсов на принципах унификации требований, стандартизации и сертификации;
• развитие дистанционных образовательных технологий;
• подготовка, повышение квалификации педагогических кадров в области ИКТ, в том числе
и применения дистанционных образовательных технологий, как целостной системы обучения и как инновационной педагогической технологии в рамках традиционного обучения;
• формирование сетевого педагогического сообщества.
РГПУ им. А. И. Герцена принимает активное участие в реализации всех вышеобозначенных четырех направлений. Сотрудники университета являются авторами-разработчиками цифровых образовательных ресурсов нового поколения. Они принимали участие в выполнении проекта НФПК «Разработка методики, организация и проведение апробации новых учебных материалов». Имеются в виду как разработка самой методики апробации и проведения обучающих семинаров в регионах (Калужская, Пермская и Челябинская области), так и обработка результатов апробации, которые представлены заполненной удаленной базой данных на 20 000 выделенных цифровых объектах (www.fcoa.mto.ru). Результаты апробации показали, что учителя не владеют современными педагогическими технологиями и плохо представляют, как можно использовать цифровые объекты в учебном процессе.
В настоящее время сотрудники Герценовско-го университета в рамках Федеральной целевой программы выполняют масштабный проект (научный руководитель Г. А. Бордовский) «Создание ЭОР нового поколения по учебному предмету "Биология". Это знаменательный факт, так как впервые в истории информатизации нашей системы образования педагогический университет получил право на выполнение подобного проекта наряду с такими известными компаниями, как «Физикон», «Кирилл и Мефодий», Марийский государственный университет, Республиканский мультимедиа-центр, Московский институт информатики, экономики и математики и т. д. В рамках этого проекта будут созданы электронные учебные модули по биологии с 5 по 11 классы в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования (2004), специальный модуль методической поддержки, которые в комплексе позволят реализо-вывать как традиционную линейную модель обучения, так и инновационную — нелинейную. Именно в рамках этого проекта отрабатываются единые технологические решения, которые в дальнейшем будут приняты за основу создания отечественной индустрии производства электронных образовательных ресурсов.
В направлении развития дистанционных образовательных технологий РГПУ им. А. И. Гер-
цена совместно с НП «Телешкола», одной из ведущих компаний в области дистанционного образования, участвует в выполнении проекта НФПК «Обучение с использованием Интернета для решения задач подготовки школьников на профильном уровне». Наши преподаватели принимают участие в разработке сетевых учебных курсов, комплекта методических рекомендаций для сетевых педагогов и педагогов-кураторов, проводят обучающие семинары в регионах и осуществляют дистанционное повышение квалификации педагогов, методическую поддержку и консультирование с использованием дистанционных образовательных проектов. С методическими материалами, демо-версиями сетевых курсов для повышения квалификации можно познакомиться на сайте www.prosv-ipk.ru, который поддерживается совместно с сотрудниками НП «Телешкола». В процессе выполнения этого проекта выявилось, что, несмотря на развитие дистанционного обучения в нашей стране, имеющиеся теоретические и практические наработки, вне поля зрения исследователей и практиков остались такие проблемы, как методика проведения урока в режиме on-line и методика обучения в режиме of-line; методика организации учебной деятельности учащихся; особенности организации исследовательской и проектной деятельности; педагогические, психологические и социальные риски применения дистанционных образовательных технологий; методика подготовки педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий. На сегодняшний день ни по одному учебному предмету не разработана целостная методика обучения с использованием дистанционных образовательных технологий как инновационной педагогической технологии и как целостной системы обучения.
Поиском путей решения этих научно-методических проблем в настоящее время занимается творческий коллектив Герценовского университета, участвующий в выполнении проекта и имеющий опыт выполнения проекта по дистанционной поддержке профильного обучения (2004 г., Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды»), с результатами проекта (аннотированный каталог Интернет-ресурсов для профильного обучения) можно ознакомиться на сайте http://edu.of.ru/ profil. Важен также опыт, приобретенный в работе над проектом по проведению дистанционного повышения квалификации совместно с нашими постоянными партнерами из НП «Телешкола» (2005 г., ФПРО). На результа-
тах выполнения последнего проекта хотелось бы остановиться отдельно. В рамках этого проекта в течение одного месяца было проведено дистанционное повышение квалификации 968 работников образования (работники органов управления образованием, директора школ, заместители директоров школ и методисты, учителя-предметники) из трех регионов (Новгородская и Калининградская области, республика Татарстан) по специально разработанным 10 учебно-методическим комплектам, реализованным на информационно-образовательной платформе «Просвещение.ги». Как показал мониторинг выполнения проекта, у слушателей повысились информационно-коммуникационная компетентность и мотивация к использованию дистанционных образовательных технологий, т. е. в современных условиях наиболее эффективным для формирования информационной культуры является непосредственное погружение слушателей в среду дистанционного обучения.
Одним из интересных проектов, который выполняется в Герценовском университете, является проект НФПК «Консультационная поддержка заочных школ», в рамках которого отрабатывается модель управления проектом с помощью специально созданного сайта (http://edu.of.ru/zaoch/), где размещены материалы и проводятся консультации по бизнес-планированию, установлению сетевого взаимодействия заочных школ с системой «регионально-координационный центр — межшкольный методический центр», разработке цифровых образовательных ресурсов, в том числе и для профильного обучения.
В направлении формирования сетевого педагогического сообщества университет также участвует в коллективной работе над проектом НФПК «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов». Выполнение этого проекта предполагает создание методического Интернет-центра коллективного пользования и распределенного хранилища методических материалов на сайтах http://ito-center.ifmo.ru, http://edu.of. ru/profil, http:// www.prosv-ipk.ru.
Проведенный анализ позволяет сформулировать стратегические направления развития ИКТ в РГПУ им. А. И. Герцена.
1. Совершенствование содержания и технологий образования с применением ИКТ и дистанционных форм обучения.
2. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры университета — институтов, факультетов и филиалов.
3. Развитие ИКТ-компетентностей преподавателей.
4. Формирование и развитие системы управления обучением с применением ИКТ и дистанционных форм обучения.
5. Создание университетского ИКТ ресурсного центра.
Реализация первого направления предусматривает выработку требований к ЭОР нового типа и создание шаблонов и сценариев их разработки, анализ, каталогизацию, унификацию, сертификацию имеющихся и разрабатываемых ресурсов, создание организационно-управленческой, научно-методической, материально-технологической баз разработки ЭОР, подготовку преподавателей к применению ЭОР.
Развитие телекоммуникационной инфраструктуры университета направлено на обеспечение гарантированных каналов доступа пользователей к сети, простое управление доступом к сети и ресурсам, реализации принципа доступа к информации по требованию.
Повышение квалификации преподавателей по ИКТ предусматривает три уровня подготовки: специальная подготовка (общие вопросы создания и педагогические возможности ЭОР, подготовка специалиста-предметника в профессиональном коллективе, технологии авторского создания ЭОР), прикладная подготовка (ЭОР в предметной области, модернизация педагогических технологий), начальный уровень (персональный компьютер, офис, Интернет).
Для формирования и развития системы управления обучением с применением ИКТ и дистанционных форм обучения необходимо создание нескольких управленческих структур, объединенных в центр дистанционного образования или институт дистанционного образования, которые бы выполняли функции управления:
1) формированием и развитием информационно-образовательной среды университета (планирование, мониторинг и статистика, анализ, прогнозирование, выработка стратегических решений, управление качеством);
2) образовательным процессом (создание современного электронного контента, развитие новых педагогических технологий с применением ЭОР, обобщение и распространение педагогического опыта);
3) образовательными программами (планирование, организация обучения, мониторинг реализации, оценка качества, оценка эффективности образовательных программ по качественным показателям).
На стартовом этапе реализации стратегических направлений развития ИКТ в Герценовском уни-
верситете главным, по нашему мнению, является создание университетского ИКТ ресурсного центра с современной информационно-образовательной средой, который давал возможность содержать электронные образовательные ресурсы, информационно-справочные системы, экспертные системы, информационные управленческие системы, а также позволял обеспечивать хранение ЭОР, методиче-
ских, педагогических, научных результатов деятельности сотрудников и студентов университета (хранилище), доступ к ЭОР и другим ресурсам, осуществлять эксплуатацию, сервисную поддержку, унификацию, научно-методического обеспечения и ЭОР, инновационную педагогическую деятельность по применению ИКТ в общем и профессиональном педагогическом образовании.
Т. П. Зайченко,
заведующая лабораторно-компьютерным комплексом психолого-педагогического факультета
О ФОРМИРОВАНИИ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА
Многие годы информатизацию связывали с внедрением компьютеров и средств связи, созданием и использованием информационных компьютерных систем и технологий в различных областях деятельности. Вместе с тем сегодня, особенно в логике программы развития нашего университета, информатизацию вуза следует рассматривать более широко: как процесс, направленный на постоянное совершенствование способов организации работы с информацией, развитие информационно-технологических форм представления знаний, разного рода сообщений и взаимодействий в научных, учебных, административных и других областях деятельности сотрудников и обучающихся. Такое определение дает возможность рассматривать информатизацию вуза как системную задачу, которая охватывает всю структуру университета и, возможно, требует организационной перестройки управления. Ее реализацию нельзя осуществить, решая разрозненные задачи на уровне отдельных структур (различных управлений, институтов, факультетов, деканатов, кафедр, библиотек и т. д.), в которых создаются локальные базы данных и внедряются отдельные образовательные технологии. Здесь необходимо комплексное и взаимосвязанное развитие основных направлений информатизации в единой образовательной среде.
В современных условиях технологической основой для формирования такой среды могут служить специальные комплексы программно-аппаратных средств. Это LWCL (IBM), RedClass (RedCenter), First Class (Open Text), Доцент (Uniar), eLearnin Server (Гиперметод), Прометей (Институт виртуальных технологий в образовании), Oracle Learning (Oracle), WebTutor (Web-Soft), NauLearn (Naumen) и др. Каждый из таких продуктов имеет свои достоинства и недостатки. И если мы хотим создать единую общеуниверси-
тетскую образовательную среду, нам необходимо сделать такой выбор технологической основы для виртуальной среды университета, который бы максимально удовлетворил потребности Гер-ценовского университета и каждого его структурного подразделения, обеспечил специфику деятельности и внешних взаимодействий.
Разумеется, что основа информационной среды должна соответствовать европейским и мировым стандартам, предоставлять возможность совмещения различных технологических платформ.
Немаловажным фактором является стоимость таких средств. Как правило, она достаточно высокая. Однако здесь важны оценки не только абсолютной и относительной стоимости приобретения продукта, но и стоимость «выхода» из его эксплуатации, т. е. те затраты, которые возможны в случае смены технологического базиса информационной образовательной среды.
Хорошо известно, что любая система стабильна и способна к саморазвитию, если в ней заложено надежное управление. Поэтому, реализуя третье направление программы развития нашего университета, при выборе базовой информационной технологии виртуальной среды особое внимание необходимо обратить на возможности управления университетской системой как по вертикали, так и горизонтали. Подготовка к такому выбору уже начата. Так, под руководством проректора по учебной и воспитательной работе С. Б. Смирнова был организован семинар-презентация системы First Class, который провели для нас шведские специалисты.
Содержательное наполнение виртуальной образовательной среды должны составить различного рода информационные ресурсы. Их разработка, пусть недостаточно высокими темпами, но сегодня уже начата. Эти ресурсы должны обеспечить функционирование и продуктивное