СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД1
М. В.ЛОСКУТОВА
В статье проводится сравнительный анализ основных вариантов экономического развития России. Обоснована приоритетность инновационно-прорывного сценария социальноэкономического развития страны в современных условиях и условия его реализации, а также приведены прогнозные параметры экономического развития отдельных отраслей.
Ключевые слова: модели экономического развития, экономическая политика, Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ, прогнозные параметры экономического развития.
В современных условиях возрос интерес людей всего мира к своему будущему. Причем продиктован он отнюдь не праздным любопытством, а вполне естественной и практической озабоченностью судьбой, которая их ожидает. Особую озабоченность о своем будущем проявляют российские граждане.
В условиях глобальной конкуренции, чтобы занимать ведущие позиции, наша экономика должны расти быстрее, чем остальной мир, мы должны опережать другие страны и в темпах, и в уровне образования, науки, культуры. Это вопрос нашего экономического выживания. Экономический рост и его устойчивость являются центральной задачей правительств всех стран мира, непременным атрибутом программных документов и предвыборных лозунгов. Какой бы срез социальноэкономического анализа мы ни взяли, в нем обязательно найдется «пересечение» с проблемой экономического роста: достижение экономической независимости страны и создание условий для социального прогресса, увеличение общественного продукта и повышение качественного уровня жизни народа; укрепление обороноспособности, а следовательно, и имиджа страны в мире.
Для достижения значительных темпов экономического роста у нас сегодня есть все условия: огромные природные ресурсы, накопления денежных средств, примерно, 1,5 трлн руб. в Стабфонде, золотовалютные резервы - около 200 млрд долл.,
1 Статья подготовлена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (Наименование проблемы исследований: «Трансформация современной российской экономики в контексте активизации глобализационных процессов»).
интеллектуальный потенциал и т. д. Однако, к сожалению, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура не используется, стратегия коренной перестройки экономики отсутствует. Страна идет по накатанной колее. С завидным постоянством повторяющиеся тренды экономического развития загоняют страну в институциональный и структурный тупик. Минэкономразвития ежегодно разрабатывает сценарий, ориентируясь лишь на один параметр: мировую цену на нефть. Вокруг нее сфокусированы все проблемы социальноэкономического развития: темпы роста ВВП, инфляция, борьба с бедностью и т. д. Такая примитивная политика, ориентированная на использование все большего количества ресурсов при неизменной или слегка модифицированной технической и технологической базе, ведет к росту энергоемкости конечной продукции, снижению производительности труда, а, следовательно, и конкурентоспособности отечественной продукции [6].
В настоящее время Российская Федерация играет в мировой экономике роль экспортера сырья и импортера потребительских и инвестиционных товаров и услуг, тем самым лишая себя механизмов самостоятельного воспроизводства. Эта модель экономического развития («сырьевая») не может обеспечить ни высоких темпов роста благосостояния народа, ни макроэкономической стабильности, ни международной конкурентоспособности российских предприятий, ни национальной безопасности России. Это обусловлено следующими моментами.
Нежелательно усиление зависимости экономического развития России, а значит - и социально-политической ситуации в ней, от уровня миро-
вых цен на нефть. Эта зависимость тем сильнее, чем выше доля углеводородов в экспорте товаров (включая услуги). А она увеличилась с 1998 г. к 2008 г. почти в 2 раза. Следовательно, «сырьевой» модели экономики присуща экономическая нестабильность, периодически приводящая к финансовым и даже социально-политическим кризисам.
«Сырьевая» модель экономики не обеспечивает нормального развития России, так как запасы полезных ископаемых со временем истощаются, а разведка новых месторождений требует все более высоких удельных капиталовложений. Согласно «Программе развития минерально-сырьевой базы газовой промышленности до 2030 г.» в период 2002-2030 гг. необходимо обеспечить прирост запасов газа в объеме 23,5 трлн куб. м, конденсата и нефти - 3,4 млрд т. Поэтому уже сейчас важнейшей задачей экономической политики является трансформация «нефтедолларовых» рентных доходов в активы, приносящие прибыль независимо от колебаний цен на нефть.
«Сырьевая» модель экономики плоха тем, что быстрый рост экспорта сырья благодаря росту его добычи или цен на рынках порождает экономический парадокс, известный как «голландская болезнь». Ее сущность заключается в том, что рост добычи и экспорта сырья в минерально-сырьевом секторе приводит к перемещению ресурсов труда и капитала из торгуемого сектора в неторгуемый несырьевой сектор (в основном - в сферу услуг) [5].
Недостатком «сырьевой» модели экономики является отсутствие быстрого научно-технического прогресса (НТП), который является основным источником современного экономического роста. НТП происходит в основном путем создания новых видов продукции и технологий их производства. В сырьевом секторе состав продукции почти не меняется, а применение новых технологий связано с созданием новых машин, оборудования, транспортных средств, реагентов, методов разведки и бурения скважин и т. д., т. е. без НТП в торгуемом секторе стране приходится импортировать и новые технологии для сырьевого сектора. Получая природную ренту, страна-экспортер сырья в то же время вынуждена платить «интеллектуальную ренту» странам - технологическим лидерам [3].
Россия может и должна в ближайшие годы совершить решительный прорыв, перейдя к высоким темпам экономического роста, обеспечить условия для дальнейшего устойчивого развития. Иначе она рискует навсегда остановиться на обочине технического прогресса, потерять всякие
шансы на сохранение достойного места в ряду промышленно развитых стран [4].
К числу основных путей обеспечения условий для устойчивого развития относится учет глобальных тенденций, определяющих предпосылки для конкурентоспособности российских компаний в перспективный период. Необходим анализ ключевых устойчивых трендов и ограничений, которые обеспечат условия для формирования научно-технологической политики, отвечающей на вызовы различного характера - ресурсные, структурные, демографические.
В марте 2008 г. Министерством экономического развития РФ была подготовлена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», в которой определена программа развития нашей страны до 2020 г. В ней сделана попытка дать ответ на вызовы предстоящего десятилетия. В их числе отмечается усиление глобальной конкуренции, новая волна технологических изменений и возрастание роли человеческого капитала как реальной альтернативы исчерпанию источников экспортно-сырьевого развития. Эти вызовы усиливаются нерешенностью ряда социальных и институциональных проблем, и, прежде всего, высоким уровнем социального неравенства и региональной дифференциации, сохранением барьеров для ведения предпринимательской деятельности, слабой взаимосвязью образования, науки и бизнеса, отсутствием необходимой конкуренции на ряде рынков и невысоким уровнем развития социального капитала.
Динамика добычи углеводородов по инерционному и инновационному вариантам представлена на рисунке 1. Видно, что даже в условиях инновационного варианта во втором десятилетии XXI в. не удастся существенно увеличить объем добычи нефти. По расчетам разведанных запасов, нефти хватит на 30-35 лет и газа на 70-75 лет. Однако, если удастся реализовать инновационный вариант развития, возникнут возможности для повышения национальной добычи углеводов, поскольку станет возможным развитие новых технологий, позволяющих более полно извлекать их из недр [8].
К этому добавляются демографические проблемы России, связанные со стабилизацией численности населения и особенно числа занятых в экономике. Если к этому добавить исчерпание источников экспортно-сырьевого развития и обострение социально-экономических проблем (вызванных высоким уровнем социального неравенства и региональной дифференциации), то станет ясно, что иного пути, кроме изменения характера развития национальной экономики, просто нет.
Рис. 1. Добыча углеводородов в долгосрочной перспективе [10].
Проблема обостряется слабым развитием форм организации и регулирования частного бизнеса, неразвитостью конкуренции на ряде рынков, низким уровнем доверия населения и неэффективностью государственного управления. В этих условиях государство становится ведущим фактором экономической модернизации, именно его представители пытаются сформулировать концепцию долгосрочного социально-экономического развития страны.
Основной стратегической целью является превращение России в ведущую мировую державу XXI в. Готовится новая редакция «Концепции долгосрочного социально-экономического развития», с учетом последствий глобального кризиса, разрабатывается долгосрочный социально-экономический прогноз до 2030 г. [1].
В Концепции описаны три основных варианта развития - инерционный, энергосырьевой и инновационный социально ориентированный. Наиболее перспективным сценарием социальноэкономического развития страны в современных условиях можно считать сценарий инновационного прорыва.
Сценарий инновационного прорыва подразумевает формирование новых центров компетенций в российской экономике, обеспечивающих выход на передовые рынки высоко- и среднетехнологичной продукции и укрепление сущест-
вующих позиций за счет развития «прорывных» технологий и модернизации массовых среднетехнологичных производств.
В данном варианте устойчивость к экономическому циклу будет достигаться за счет возникновения новых источников доходов, имеющих нециклический (а возможно, антициклический) характер. При этом необходимо создание следующих условий для его реализации:
1. Возрождение системы долгосрочного научного прогнозирования.
2. Разработка перспективной государственной стратегии.
3. Создание инновационного партнерства: государства, бизнеса, науки и образования (рис. 2).
4. Осуществление институциональных
трансформаций, благоприятствующих инновационному прорыву. Под «институциональными трансформациями» авторы понимают:
- повышение роли ответственных государственных и муниципальных органов в эффективном инновационном становлении экономики;
- обоснованный отбор и последовательную реализацию стратегических прогнозов;
- ориентацию всех экономических укладов на реализацию этих приоритетов и на повышение конкурентоспособности отечественной продукции.
5. Обеспечение возможности для действия закона смены поколений.
6. Обеспечение приоритетов национальных интересов в разработке и осуществлении долгосрочной стратегии развития России и в текущей хозяйственной деятельности [9].
В рамках реализации сценария инновационного прорыва должны быть сформированы два дополнительных воспроизводственных контура, поддерживающих условия роста в обрабатывающей промышленности, в частности, в высокотехнологичных производствах. Один из них опирается на спрос со стороны «среднего класса», поскольку эта социальная прослойка играет ключе -вую роль в процессе индустриальной модерниза-
ции. Второй контур базируется на спросе (в том числе инвестиционном), предъявляемом самой промышленностью, причем как обрабатывающими секторами, так и добывающими, а также электроэнергетикой. С учетом масштаба технологического вызова, стоящего перед этими областями производства, сырьевые отрасли могут стать важнейшими потребителями инновационной продукции. Так, по оценке А. Чубайса [12], объем расходов Газпрома, который мог бы быть ориентирован на приобретение отечественной инновационной продукции, составляет порядка 10 млрд руб. в год (около трети «внутренних» расходов компании).
±
наука
государство
і
- прогнозы; - законодательное обеспечение;
- фундаментальные исследования;--.... - бюджетное финансирование;
- прикладные НИР и ОКР; - . 'налоговое стимулирование;
- изобретения. - инновационный климат.
А. А'
Национальные программы ----------.УТ'.-----------
'" Национальные проекты ' - • ^
Рис. 2. Инновационное партнерство государства, бизнеса, науки и образования
Выделяют три этапа инновационного развития экономики: 1) 2008-2012 гг., 2) 2013-2017 гг., 3) 2018-2020 гг. Основные целевые макроэкономические индикаторы развития российской экономики в соответствии с выделенными этапами приведены в таблице 1.
Предполагается, что рост ВВП будет обеспечен главным образом за счет опережающего роста производительности труда и грандиозных инвестиций в основной капитал. Последние значительно опережают рост производительности и ВВП, что приведет к увеличению капиталоемкости продукции и падению фондоотдачи. При этом предполагается, что расходы на НИОКР достигнут 1,8 % ВВП в 2012 г., 3,3 % в 2017 г. и 4% в 2020 г. Рост реальных доходов населения запланирован более быстрыми темпами, чем рост ВВП.
Расходы на образование достигнут к концу планируемого периода 5,5-6 % ВВП, а расходы на здравоохранение возрастут с 3,7 % в 2007 г. до 6,7-7 % в 2020 г.
Опережающий рост производительности труда связан с тем, что при сохранении сложившихся негативных тенденций численность населения России снизится со 141,9 млн чел. в 2007 г. до 138 млн чел. в 2020 г. При этом произойдет значительное сокращение численности в трудоспособном возрасте с 89,8 млн чел. до 77,5 млн чел. соответственно.
Лишь при эффективной демографической политике эту тенденцию удастся преодолеть и сохранить численность населения России на том же самом уровне к концу планируемого периода [8].
Таблица 1
Целевые макроэкономические индикаторы развития российской экономики до 2020 г. (к 2007 г., %) [6]
Макроэкономические индикаторы 2012 2017 2020
Рост ВВП 135-136 137-139 119-122
Рост производительности труда 137-139 142-144 121-124
Снижение энергоемкости ВВП 83-84 80-82 88-91
Рост реальных располагаемых доходов населения 148-150 137-140 120-123
Рост инвестиций в основной капитал 167-170 165-168 130-133
Расходы на НИОКР на конец периода, % к ВВП 1,8 3,3 4,0
Расходы на образование на конец периода, % к ВВП 5-5,2 5,3-5,7 5,5-6,0
Расходы на здравоохранение на конец периода, % к ВВП 5-5,3 5,8-6 6,7-7
Однако данный сценарий имеет риски, связанные с отсутствием «запаса прочности» в экономической сфере. Кроме того, в рассматриваемом сценарии крайне высока зависимость от получения внешнего финансирования инвестиционных проектов - в отношении и поддержания баланса по источникам инвестиций и обеспечения
притока технологических и организационных инноваций.
Не менее важным фактором в реализации данного сценария является опора на интеллект нации, ее образованность и высочайшие образцы ее духовной культуры. Россия может иметь достойное будущее лишь на пути сохранения и развития образования, своих научных школ. Всесторонняя образованность населения - одна из главных опор нации.
Главными элементами нематериального богатства, оказывающими влияние и на качество жизни людей, и на конкурентоспособность экономики, являются накопленный населением страны запас знаний, навыков и способностей - человеческий капитал и социальный потенциал общества, характеризующий общую духовную и нравственную атмосферу в стране [11].
Достоинством Концепции является то, что рассматриваются три сценария развития: инерционный, энергосырьевой и инновационный, хотя предпочтение и отдается инновационному, фактические различия между ними, как показал академик С. Ю. Глазьев, не столь велики (рис. 3). По всем трем сценариям предполагается повышение эффективности экономики.
Рис. 3. Объем ВВП в постоянных ценах [2]
В зависимости от сценария экономического развития параметры расширения отдельных отраслей будут существенно различаться.
Наиболее динамичные темпы увеличения выпуска продукции в рамках инновационного прогноза будут достигнуты за счет реализации потенциала ускоренного роста в следующих видах деятельности:
- машиностроении: в производстве электротехнического, электронного и оптического оборудования (к концу долгосрочного периода ожидается рост выпуска в 4,3-4,4 раза), транспортных средств (3,9-4,0 раза), машин и оборудования (3,7-3,8 раза); основой ускоренного роста в этих отраслях станет одновременная реализация как возможностей импортозамещения (снижение доли
импорта на большинстве рынков в 1,5-1,6 раза), так и экспортного потенциала (особенно ближе к концу долгосрочного периода);
- большей части химических производств и изготовлении резиновых и пластмассовых изделий (увеличение производства к концу долгосрочного периода - в 3,7-4,0 раза); базой для роста послужат импортозамещение и реализация экспортного потенциала по широкому спектру продукции на ближних рынках, по отдельным видам продукции - также на рынках удаленных регионов мира;
- строительстве (3,3-3,4 раза) - за счет увеличения доли массового и промышленного строительства, модернизации инфраструктуры;
- сфере услуг (3,2-3,3 раза) в условиях повышения доходов населения.
Умеренные темпы роста выпуска продукции будут наблюдаться в следующих отраслях:
- производстве пищевых продуктов (2,6 раза) - по причине замедления роста рынков вследствие достижения стандартов потребления, характерных для развитых стран;
- металлургии (2,2-2,3 раза) - главным образом, под давлением ограничений со стороны внешнего рынка (при ускоренном наращивании поставок на внутренний рынок);
- лесобумажных производствах - из-за замедленного роста внутренних рынков и ограничений (усиления конкуренции) на внешних рынках;
- производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - вследствие повышения эффективности использования этих ресурсов в экономике [1].
Медленнее всего будет увеличиваться добыча топливно-энергетических ресурсов, что связано с рядом ограничений со стороны сырьевой базы и определенными экспортными барьерами.
Таким образом, выход на траекторию устойчивого роста экономики и благосостояния общества требует многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, кардинального улучшения качества государственного регулирования, подъема трудовой и предпринимательской энергии людей, что, в принципе, достижимо в ближайшей перспективе. Должно продолжаться активное построение стратегий развития отдельных отраслей и межотраслевых комплексов, предусматривающих сокращение разрыва между регулированием на макроэкономическом уровне и функционированием предприятий - на микроуровне. Этот процесс порождает необходимость согласования имеющихся стратегических документов и прогноза развития науки и технологий, обеспечивающего эффективное включение технологическо-
го аспекта в общий контекст долгосрочного управления развитием экономики России.
Литература
1. Апокин А. Ю., Белоусов Д. Р., Михайленко К. В. Сценарные оценки основных параметров долгосрочного развития российской экономики // Форсайт. 2010. Т. 4. № 1. С. 4-19.
2. Глазьев С. Ю. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ. иКЬ: http://www.glazev.ru
3. Глазьев С. Ю. О стратегии развития российской экономики // Научный доклад. М., 2006.
4. Глобальный кризис западной цивилизации и России / отв. ред. Г. В. Осипов. Изд. 2-е, доп. М., 2009.
5. Карпунина Е. К. Ключевые вопросы современной экономической политики России // Социально-экономические явления и процессы. 2010. Вып. 2. С. 34-38.
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. М., 2008. С. 24, 27-28, 30.
7. Милосердов В. В. Экономические интересы и отношения. Екатеринбург, 2006.
8. Нуреев Р. М. Россия: особенности институционального развития. М., 2009.
9. Прогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года с учетом мировых тенденций / Б. Н. Кузык,
B. И. Кушлин, А. А. Петров, Ю. В. Яковец. М., 2006.
C. 43-46. иКЬ: http://www.finam.ru/files/news1108.pdf
10. Реализация конкурентных преимуществ - основа экономического роста в долгосрочной перспективе. М., 2007.
11. Соболева И. В. Человеческий и социальный капитал - определяющие факторы современного экономического развития // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. Научные записки и очерки / Рук. исслед. проекта, науч. ред. О. Т. Богомолов. М., 2008.
12. иКЬ: http://www.expert.ru
* * *
STRATEGIC DIRECTIONS OF MODERNIZATION OF RUSSIAN ECONOMY: SCENARION APPROACH
M. V. Loskutova
This paper gives the comparative analysis of the main variants of economic development of Russia. The priority of innovative breakthrough scenario of socio-economic development of county in modern conditions and the conditions of it realization are grounded. The expected parameters of economic development of some industrial sectors are also described.
Key words: models of economic growth, economic policy, concept of long-term socio-economic development of Russian Federation, expected parameters of economic development.