СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ В ОСВОЕНИИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ:
СТРАНОВОЙ АСПЕКТ
Руйга И.Р.
ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск,
канд. экон. наук, доцент
Зюбанова Т.В.
ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск, студент специальности «Экономическая безопасность»
STRATEGIC INTERESTS IN THE ARCTIC ZONE: COUNTRY ASPECTS Rouiga I.R., Federal state autonomous educational institution of the higher education «Siberian federal university», Krasnoyarsk, candidate of Economics Ph.D., Docent
Zyubanova T. V., Federal state autonomous educational institution ofthe higher education «Siberian federal university», Krasnoyarsk. the student of spe-cialty «Economic security»
АННОТАЦИЯ
В статье проведен анализ нормативно-правовых и программных документов по развитию Арктики североевропейских, американских и азиатских государств. Выявлены стратегические интересы Российской Федерации и зарубежных стран в освоении Арктической зоны. Сделан вывод о важности развития международного сотрудничества и обмена опытом с участием России и в интересах развития Арктической зоны Российской Федерации.
ABSTRACT
In the article the regulations and strategic policy documents of foreign countries were analyzed. The strategic interests of the Russian Federation and other countries in the development of the Arctic zone were determined. The conclusion about the importance of international cooperation and exchange of experience with the participation of Russia in the development of the Arctic zone were done.
Ключевые слова: Арктика, экономическая безопасность, стратегические интересы, угрозы
Keywords: the Arctic Zone, economic security, strategic interests, threats.
За последние годы, в условиях становления и укрепления Российской Федерации, Арктика превратилась в объект пристального внимания российских властей, рассматривающих ее как важный для будущего развития регион. За небольшой срок по историческим меркам в Российской Федерации сформировался минимально необходимый пакет нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты реализации государственной политики в отношении Арктической зоны и Северного морского пути (СМП) [1].
Основные национальные интересы, а также определяемые ими главные цели в различных сферах и стратегические приоритеты государственной политики Российской Федерации в Арктике указаны в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года (далее - Основы) [2]. Ключевые факторы, оказывающие влияние на социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации, а также основные
риски и угрозы определены в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (далее Стратегия) [3].
Согласно Основам, национальными интересами Российской Федерации в Арктике являются: использование Арктической зоны России в качестве стратегической ресурсной базы, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны; сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества; сбережение уникальных экологических систем Арктики; использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике.
Национальные интересы определяют главные цели государственной политики Российской Федерации в Арктике, соотношение которых с уста-новленными в Стратегии рисками и угрозами, представлено в таблице 1.
Таблица 1
Соотношение главных целей, рисков и угроз в сферах государственной деятельности в Арктике*
Сфера Главные цели (согласно Основам) Угрозы и риски (согласно Стратегии)
Социально-экономиче ская Расширение ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации, способной в значительной степени обеспечить потребности России в углеводородных ресурсах, водных биологических ресурсах и других видах стратегического сырья Выделяют: отрицательные демографические процессы, отток трудовых ресурсов; несоответствие сетей социального обслуживания характеру и динамике расселения, в том числе в образовании, здравоохранении, культуре, физической культуре и спорте; критическое состояние объектов жилищно-коммунального хозяйства, недостаточная обеспеченность населения чистой питьевой водой; отсутствие эффективной системы подготовки кадров; низкое качество жизни коренных малочисленных народов Арктической зоны Российской Федерации; отсутствие российских современных технических средств и технологий для поиска, разведки и освоения морских месторождений углеводородов в арктических условиях; износ основных фондов; неразвитость базовой транспортной инфраструктуры, старение ледокольного флота; высокая энергоемкость и низкая эффективность добычи природных ресурсов, издержки северного производства при отсутствии эффективных компенсационных механизмов, низкая производительность труда; неразвитость энергетической системы, а также нерациональная структура генерирующих мощностей, высокая себестоимость генерации и транспортировки электроэнергии.
Экологическая безопасность Сохранение и обеспечение защиты природной среды Арктики, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата Возрастание техногенной и антропогенной нагрузки на окружающую среду с увеличением вероятности достижения ее предельных значений в некоторых прилегающих к Российской Федерации акваториях Северного Ледовитого океана, а также на отдельных территориях Арктической зоны, характеризующихся наличием особо неблагоприятных зон, потенциальных источников радиоактивного загрязнения, высоким уровнем накопленного экологического ущерба
Международное сотрудничество Обеспечение режима взаимо-выгодного сотрудничества Российской Федерации с приарктическими государствами Угрозы в данной сфере Стратегией не определены. По мнению авторов целесообразно выделить следующие угрозы: попытки некоторых западных держав, прежде всего США и Канады, пересмотреть правовой и территориальный статус Арктики в ущерб интересам России; активная деятельность арктических стран по поиску и использованию всех возможных рычагов давления на Россию с целью интернационализации СМП и установление суверенитета над континентальным шельфом в Арктике; политика стран, в том числе не относящихся к арктическим, по реализации своих национальных интересов в Артике, с использованием ее ресурсов, находящихся под юрисдикцией России
Продолжение таблицы 1
Информационные технологии и связь Формирование единого информационного пространства Российской Федерации в ее Арктической зоне с учетом природных особенностей Выделяют: недостаточное развитие навигаци-онно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения мореплавания; отсутствие средств постоянного комплексного космического мониторинга арктических территорий и акваторий, зависимость от иностранных средств и источников информационного обеспечения всех видов деятельности в Арктике (включая взаимодействие с воздушными и морскими судами); отсутствие современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, позволяющей осуществлять оказание услуг связи населению и хозяйствующим субъектам на всей территории Арктической зоны Российской Федерации.
Наука и технологии Обеспечение достаточного уровня научных исследований по накоплению знаний и созданию современных научных и геоинформационных основ управления арктическими территориями Дефицит технических средств и технологических возможностей по изучению, освоению и использованию арктических пространств и ресурсов, недостаточная готовность к переходу на инновационный путь развития Арктической зоны Российской Федерации.
Военная безопасность, защита и охрана границы Российской Федерации, пролегающей в Арктической зоне Обеспечение благоприятного оперативного режима в Арктической зоне, включая поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск общего назначения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в этом регионе Угрозы в данной сфере Стратегией не определены. По мнению авторов целесообразно выделить следующие угрозы: незавершенность международно-правового оформления государственной границы и границ морских зон России с отдельными сопредельными и противолежащими странами; отсутствие контроля местонахождения и характера деятельности судов под флагами иностранных государств на значительной акватории Северного морского пути - наличие и возможную эскалацию вооруженных конфликтов вблизи государственной границы России; существующие и потенциально возможные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов в зонах геополитических интересов России; международно-террористические и иные противоправные (криминальные) действия в российском приграничье, возможные вооруженные нападения на объекты российских войск и объекты, расположенные на территории иностранных государств, охраняемые пограничными органами; активизация трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через государственную границу России наркотических средств, психотропных веществ, товаров и грузов, водных биологических ресурсов, других ценностей.
* Составлено авторами по [2,3]
В свою очередь национальные интересы определяют стратегические приоритеты государственной политики Российской Федерации в Арктике, а именно:
- осуществление активного взаимодействия Российской Федерации с приарктическими государствами в целях разграничения морских пространств на основе норм международного права, взаимных договоренностей с учетом национальных интересов Российской Федерации;
- наращивание усилий приарктических государств в создании единой региональной системы поиска и спасения, а
также предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий, включая координацию деятельности спасательных сил;
- укрепление на двусторонней основе и в рамках региональных организаций, в том числе Арктического совета и Совета Баренцева/ Евроарктического региона, добрососедских отношений России с приарктическими государствами, активизация экономического, научно-технического, культурного взаимодействия, а также приграничного сотрудничества, в том числе в области эффективного освоения
природных ресурсов и сохранения окружающей природной среды в Арктике;
- содействие в организации и эффективном использовании транзитных и кроссполярных воздушных маршрутов в Арктике, а также в использовании Северного морского пути для международного судоходства в рамках юрисдикции Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
- активизация участия российских государственных учреждений и общественных организаций в работе международных форумов, посвященных арктической проблематике, включая межпарламентское взаимодействие в рамках партнерства Россия - Европейский союз;
- разграничение морских пространств в Северном Ледовитом океане и обеспечение взаимовыгодного присутствия России на архипелаге Шпицберген;
- совершенствование системы государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны Российской Федерации, в том числе за счет расширения фундаментальных и прикладных научных исследований в Арктике;
- улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике;
- развитие ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации за счет использования перспективных технологий;
- модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы и рыбохозяйственного комплекса в Арктической зоне Российской Федерации.
В Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года так же выделены основные задачи и меры, которые выражаются в конкретных последовательных действиях по достижению поставленных целей и осуществлению государственной политики в выделенных сферах. Указанные меры нашли отражение в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [3], а также в Программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года» [4], иных государственных программах Российской Федерации, федеральных и ведомственных целевых программах, а также отраслевых стратегиях, региональных и муниципальных программах, программах крупных компаний, предусматривающих мероприятия, направленные на комплексное развитие территории Арктической зоны Российской Федерации.
Ключевые интересы, отмеченные в нормативных актах, очевидны в условиях возрастающего внимания к Арктической зоне со стороны зарубежных стран. Почти все выделенные сферы угроз и рисков, носят внутригосударственный характер и являются, в большинстве своем, результатом сложившейся ситуации заброшенности этих территорий на протяжении определенного периода времени. Основной сферой внешней угрозы, как фактора, трудно поддающегося прямому силовому воздействию со стороны России, является международная деятельность в Арктике. Под угрозой в данном случае подразумевается иностранная «интервенция», выраженная в обычных или завуалированных заявлениях, а также в агрессивных претензиях на морские и сухопутные территории Арктики с вытекающим спектром потенциальных вызовов безопасности России.
В настоящее время о своих экономических интересах в Арктике заяв-ляют не только пять приарктических стран (таблица 2), и северные Исландия, Финляндия и Швеция (таблица 3), но и страны, весьма далекие от этого региона. Свои исследования в полярной зоне проводят Китай, Индия, Япония, Корея, Сингапур (таблица 4). Активнее всех в этом направлении действует Китайская народная республика.
Китай активно занимается полярными исследованиями. В норвежской зоне архипелага Шпицберген в Баренцевом море работает китайская научная станция «Хуанхэ». Китайская национальная корпорация по добыче шельфовой нефти (CNOOC - 70% принадлежит государству) в партнерстве с исландской группой Eykon Energy приняла участие в тендере на получение лицензии на разведку и добычу углеводородов у северного побережья Исландии. Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) - приобрела 20-процентную долю в проекте «Ямал СПГ». Помимо китайских представителей, в ОАО «Ямал СПГ» вошли также «НОВАТЭК» (60%) и «Total» (20%) [5]. Китай создает свой собственный флот для северного плавания [6].
Активность зарубежных стран в части освоения Арктики фактически ставит вопрос о том, какая страна быстрее «сформирует» путь к природным богатствам Арктики. Руководство Российской Федерации всецело обеспокоенно этим вопросом. На совещании Совета Безопасности РФ в ноябре 2015 года, было отмечено, что большинство арктических держав опережающими темпами развивают инфраструктуру, наращивают хозяйственную деятельность в Арктике.
Таблица 2
Интересы стран-участниц Арктического совета в Арктике*
Критерий Канада Норвегия США Дания
Конвенция по морскому праву ООН 1982 г. Ратифицирована Ратифицирована Не ратифицирова-на Ратифицирована
Государственная стратегия в Арктике «Северная стратегия Канады: наш Север, наше наследие, наше будущее» «Северные регионы - видение и стратегия» «Директива по арктической политике США» «Стратегия Королевства Дания в отношении Арктики на 20112020 гг.»
Интересы в области экологии и ресурсов - социально-экономическое, экологическое развитие канадского Севера; - разработка нефтегазовых месторождений и добыча ценных минералов - освоение ресурсов; - формирование нового нефтегазового района в Баренцевом море и перспектив сотрудничества Добыча энергети-че-ских ресурсов, проведение эколо-гической работы в Арктике не пред-ставляют особого интереса для США на данном этапе - достижение самообеспеченного роста и развития, разработка нефтегазового шельфа; - бережное отношение к климату Арк-тики
Интересы в отношении инфраструктуры своих арктических территорий Интерес в расширении транспорт-ной инфраструктуры Севера своей страны, а так же претензия на контроль над Северо-западным проходом - повышение судоходной активности; - использование дополнительных транспортных путей Интересы по свободе трансарктических перелетов и мореплавания во всей Арктике, включая СМП Особый интерес к созданию новых транспортных маршрутов, а имен-но о подключении к планам по ис-пользо-ванию СМП
Интересы тесного сотрудничества с Российской Федерацией в Арктике Основные способы сотрудничества: - российско-канадская Меж-правительственная экономическая комиссия; - российско-канадское заяв-ле-ние о сотрудничестве в Арктике и на Севере; - российско-канадский деловой совет (РКДС). Подписание Договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. В части сотрудничества с Россией имеются разногласия: - по поводу статуса СМП (а именно его принадлежность РФ); - по поводу деятельности АС (США выступают против придания ему статуса международной организации).
Интересы тесного сотрудничества с Российской Федерацией в Арктике Россия и Канада намерены совместно развивать транспортную инфраструктуру в Арктике и на Севе-ре, продолжат развития поисково-спасательных операций и будут сотрудничать в сфере снижения загрязнения покрытых-льда-ми, вод, находящихся под их юрисдикцией. Также сотрудничество предусматривает работу по таким направлениям, как: технологии строительства, в холодных климатических условиях, транспортные технологии и услуги на Севере, партнерство по линии научных исследований в Арктике Среди возможностей развития взаимодействия в Арктике на первый план выходят вопросы энергетического сотрудничества и более широкого коммерческого использования транспортных маршрутов, прежде всего, Северного морского пути. Являясь крупным поставщиком минерального сырья, в том числе в страны АТР, Норвегия заинтересована в расширении экспорта по СМП Положительные аспекты сотрудничества: - осуществление мер по обеспечению безопасности морских и авиационных перевозок в арктических широтах; - взаимодействие на уровне коммерческих организаций Перспективным представляется сотрудничество российских и датских компаний в деле освоения нефтегазовых ресурсов шельфа и на ряде сопутствующих направлений (бурение скважин в арктических условиях с использованием специальных судов, строительство и обслуживание энергетической и транспортной инфраструктуры). Норвегия заинтересована в развитии СМП, как одно из наиболее крупных, несмотря на территориальную ограниченность, судоходных государств
* Составлено авторами по [7,8,9,10]
Таблица 3
Интересы северных стран в Арктике*
Критерий Финляндия Швеция Исландия
Конвенция по морскому праву ООН 1982 г. Ратифицирована Ратифицирована Ратифицирована
Государственная стратегия в Арктике «Стратегия Финляндии в арктическом регионе» «Стратегия Швеции в Арктике» «Доклад Столтенберга»
Интересы в области экологии и ресурсов Швеция и Финляндия основные представители ЕС в Арктике, что обосновывает особый интерес стран к изменению климата и воздействию этого изменения на экологию Севера. Почти треть территории Швеции и Финляндии расположена за Полярным кругом, однако у обеих стран отсутствует выход к Ледовитому океану, что является причиной ограничения деятельности по таким вопросам, как разведка и эксплуатация природных ресурсов, развитие энергетики, судоходство, спасение в Арктике. Приоритетные направления в Арктике: развитие северных районов; изучение изменений климата, охрана окружающей среды; научно-образовательное взаимодействие. Швеция и Финляндия позиционируют себя в качестве экспертов освоения природных ресурсов Арктики. Главная мысль докла-да - военное сотруд-ничество. Большая часть реко-менда-ций относится к сфере обороны и без-опасности. Часть ка-сается общеполити-че-ских вопросов. Пред-ставлены предложе-ния по отстаиванию странами Северной Европы своих интере-сов в Арктике. Особые перспективы вызывают изменения климата и прокладка торговых маршрутов Энергетика, использо-вание СМП, стро-и-тельство инфраструк-туры СМП, судоход-ство, научные иссле-дования, экологи-че-ские разработки, борьба с загрязнением арктического региона, разработка углево-до-родных месторожде-ний, развитие инфор-мационных технологий.
Интересы в отношении инфраструктуры своих арктических территорий
Интересы тесного сотрудничества с РФ в Арктике Судостроение, строительство, связь, использование возобновляемых источников энергии, внедрение ресурсосберегающих технологий, совместное освоение обширных нефтяных и газовых запасов на кон-тинентальном шельфе Арктики, возможности сотрудничества в сфере транспорта, логистики и транзита грузов по СМП. Охрана природной среды; минимизация негативных последствий изменения климата; научные исследования; развитие транспорта; разработка минеральных (рудных) ресурсов.; возможности участия в разработке и реализации проектов, отвечающих приоритетным интересам России и ориентированных на российскую территорию. Энергетика, использование СМП, строительство инфраструктуры СМП, судоходство, научные исследования, экологические разработки, борьба с загрязнением арктического региона, разработка углеводородных месторождений, развитие информационных технологий.
* Составлено авторами по [11,12,13]
Таблица 4
Интересы стран Азиатско-Тихоокеанского региона в отношении Арктики*
Критерий Китай Япония Индия Южная Корея Сингапур
Конвенция по морскому праву ООН 1982 г. Ратифицирована Ратифицирована Ратифицирована Ратифицирована Ратифицирована
Государственная стратегия в Арктике Разрабатывается Разрабатывается, при этом интерес к региону закреплен в национальной стратегии безопасности Японии Планируется разработка собственной арктической стратегии Комплексная стратегия в Арктике и Ос-новной план по развитию данного региона Отсутствует
Обоснованность вступления в Арктический совет Арктика - зона коммерческого интереса Китая. Официальная задача - попытка доводить до арктических стран собственную позицию по основным вопросам, содействие тому, чтобы этот орган «стал более открытым, престижным и заслуживающим доверия» Предпосылки к попытке вступления в Арктический совет - рост интереса к Арктике со стороны других стран АТР и прежде всего Китая Вступление в гонку с Китаем за контроль над энергетически -ми ресурсами в разных регионах мира, движение в Арктику расценивается индийскими властями, как способ сдерживания конкурента. Этим объясняется и получение Индией статуса постоянного наблюдателя в Арктическом совете Вступление в Арктический совет с целью получения наибольшей уверенности, что режим, выстроенный арктическими государствами, позволит стране реализовывать свои интересы в атмосфере сотрудничества Озабоченность климатическими изменениями -основной довод Сингапура, обо-сно-вывающий необходимость его участия в Арктическом совете. Сингапур - едва ли не единственное (не считая Россию) государство в АТР, имеющее ровные отношения со всеми другими странами региона. Подобную роль Сингапур может выполнять и в Арктическом совете
Интересы в отношении Арктической инфраструктуры (в частности СМП) Интерес КНР к природным ресурсам Арктики; экологоклимати-ческие интересы - постоянное проведение в Арктике исследовательской деятельности. Интерес к арктическим ресурсам, активная работа по оценке потенциала запасов углеводородов в Арктике, реализация программ по изучению экологии, климата и создания новых транспортных путей в Арктике Интерес к наличию запасов углеводородов в Арктике, к освоению полярных богатств. Открытие исследовательской станции на Шпицбергене - интерес в исследованиях в области изменения климата Интерес в диверсификации своих сырьевых источников. Интересы в экологически устойчивом освоении арктических территорий. Осо-бый объект интереса - изменение климата Пристальное внимание климатическим исследованиям в Арктике. Сингапур особенно уязвим перед проблемой подъема уровня Мирового океана. И если для большинства других стран изменение климата - это вопрос экономического ущерба, то для Сингапура - вопрос сохранения самой страны в ее настоящем виде
* Составлено авторами по [14,15]
При этом ситуация осложняется принятием против России незаконных экономических санкций. В рамках совещания были названы одни из самых приоритетных направлений в Арктике - опережающее развитие транспортной инфраструктуры, которая позволит интегрировать субъекты
РФ, входящие в арктическую зону, в единую транспортную систему и экономическое пространство страны.
Проведенный анализ стратегических документов в отношении освое-ния Арктики североевропейских (Норвегии, Дании, Швеции, Исландии, Финляндии), американских
(США, Канады), а также азиатских (Китая, Ин-дии, Японии, Сингапура, Южной Кореи) государств (таблицы 2,3,4) позволил сделать ряд выводов.
Во-первых, основные интересы арктических стран в большей степени заключаются в ресурсном и транспортном потенциале арктических территорий. Страны ведут политику усиления влияния над своими сухопутными и морскими границами, являющимися частью Арктики, путем наращивания военного присутствия, увеличения объемов научных исследований, а так же разработок имеющихся месторождений, построения соответствующей транспортной инфраструктуры. При этом основной причиной конфликтных ситуаций между арктическими странами является до конца не разделенные территории арктического шельфа и морских пространств, владеть которыми не откажется ни одна из этих стран, в том числе и Россия.
Во-вторых, страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), которые не смотря на свою немалую территориальную отдаленность от Арктики, так же проявляют немалый интерес к ней. Очевидно, что основные интересы этих стран схожи с интересами арктических стран, а именно, наиболее выгодное присутствие в Арктике с использованием ее ресурсных и транспортных возможностей. Группа стран АТР, как и другие неарктические страны, фактически не имеет никаких юридических прав для беспрепятственного осуществления своих потребностей. Поэтому основная деятельность, которую они осуществляют в Арктике на данный момент, это научное сотрудничество с арктическими странами в разработке месторождений на шельфе и других полярных исследованиях, а также финансирование подобных исследований. Кроме этого особо выделяется заинтересованность стран АТР экологическими изменениями в арктическом регионе.
В-третьих, Российская Федерация, являясь крупнейшим «владель-цем» арктических пространств, так же проявляет активность в их освоении. Базой деятельности выступает специально разработанный пакет документов внутреннего законодательства, а так же ряд документов международного сотрудничества. В нормативно-правовых документах определены основные национальные интересы и стратегические приоритеты России в Арктике, которые схожи с интересами и других стран. В частности использование Арктической зоны в качестве стратегической ресурсной базы, сбережение уникальных экологических систем Арктики, использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации. Помимо определения и достижения основных интересов деятельность России в Артике учитывает наличие рисков и угроз такой деятельности. При этом риски и угрозы имеют не только федеральное значение, но и региональное. Эффек-тивное преодоление рисков и угроз, осуществление мер по реализации государственной политики в Артике на уровне регионов не только даст толчок для их собственного развития, но и определит направления для развития всей Арктической зоны, как особого элемента системы становления сильной экономики всего государства.
Литература
1. Руйга И.Р., Зюбанова Т.В. Государственное регулирование экономической безопасности Арктической зоны Российской Федерации // Наука в современном мире. - 2016. - №1.
2. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу Федерации [Электронный ресурс]: утв. приказом Президента РФ от 18.09.2008 № Пр-1969 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ // Справочная правовая система «Консультант-Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: государственная программа Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2014 № 366 (ред. от 17.12.2014) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. Яшина Г. Кому достанется Арктика? [Электронный ресурс]: / Г. Яшина // федеральное интернет-издание «Капитал страны». - 2013. - Режим доступа: http://kapital-rus.ru/ а«1с^/агис1е/237902/.
6. Руйга И.Р., Пиманов Ю.В., Анисимов П.Е., Богомолов В.А., Веккессер Э.К., Васильев А.В. Формирование «Шелкового меридиана Сибири» в условиях реализации глобального мегапроекта «Нового шелкового пути» // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №11-1. - С. 186194.
7. Конышев В. Стратегия Канады в освоении Арктики [Электронный ресурс] / В. Конышев, А. Сергунин // Российский Совет по международным делам - официальный сайт. - 2012. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/ inner/?id_4=835#top-content
8. Коптелов В. Россия и Норвегия в Арктике [Электронный ресурс] / В. Коптелов // Российский Совет по международным делам - официальный сайт. - 2012. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=416#top-content
9. Конышев В. Арктическая стратегия США [Электронный ресурс] / В. Конышев, А. Сергунин // Российский Совет по международным делам - официальный сайт. - 2012. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/ inner/?id_4=572#top-content
10. Коптелов В. Стратегия Дании в освоении Арктики [Электронный ресурс] / В. Коптелов // Российский Совет по международным делам - официальный сайт. - 2012. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=308#top-content
11. Телегина Е. Стратегия Финляндии в освоении Арктики [Электронный ресурс] / Е. Телегина, М. Моргунова // Российский Совет по международным делам - официальный сайт. - 2012. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/ inner/?id_4=705#top-content
12. Студнева Е. Россия и Исландия: арктическое притяжение [Элек-тронный ресурс] / Е. Студнева // Российский Совет по международным делам - официальный сайт. - 2012. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/ inner/?id_4=816#top-content
13. Коптелов В. Арктическая стратегия Швеции [Электронный ресурс] / В. Коптелов // Российский Совет по международным делам - официальный сайт. - 2012. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=703#top-content.
14. К великому океану, или новая глобализация России: 15. К великому океану-2, или Российский вызов к Азии: аналитический доклад международного дискуссионного доклад международного дискуссионного клуба «Валдай». -клуба «Валдай». - Москва, 2012. - 80 с. Москва, 2014. - 84 с.
КРИТЕРИАЛЬНО-ИНДИКАТИВНЫЙ ПОДХОД ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Корнюшко В.Ф.
доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Информационные системы в химической технологии, Московский технологический университет (институт тонких химических технологий)
Сырейщиков И.В.
исполнительный директор ФГУП «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО»
CRITERION-INDICATOR APPROACH TO STRATEGY FORMATION FOR STAFF DEVELOPMENT IN PERSONNEL MANAGEMENT INFORMATION SYSTEMS
Kornyushko V.F., PhD Technical Sciences, Professor, Moscow University of Technology (Institute of Fine Chemical Technology); Syreyshchikov I.V., Executive Director Federal State Unitary Enterprise «RosRAO»
АННОТАЦИЯ
Рассматриваются особенности математического моделирования принятия решений в информационных системах управления персоналом. Предлагается модульная структура математического моделирования принятия решений в информационной системе управления персоналом.
ABSTRACT
The article deals with the features of mathematical modeling for decision-making in the personnel management information system. It suggests a modular structure of mathematical modeling for decision-making in the personnel management information system.
Ключевые слова: интегрированные информационные системы. Информационные системы управления персоналом, математическое моделирование принятия решений, критериальные оценки, индикативные оценки.
Keywords: integrated information systems, personnel management information system, mathematical modeling for decision-making, critical assessment, indicative assessment.
В последние годы стремительной реорганизации подвергаются пред-приятия и организации практически во всех отраслях народного хозяйства. По решению Президента России до 2018 года, одни из самых стабильных структурных объединений Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУПы), должны быть реорганизованы в другие организационно правовые формы, такие как казначейские предприятия, бюджетные учреждения, т.е. организации направленные на выполнение конкретной государственной функции. В ином случае ФГУПы должны быть приватизированы и стать акционерными обществами, для исполнения контрактов в конкуренции с предприятиями на рынке товаров, работ. В условиях этих глубоких структурных преобразований того, все большее количество руководителей предприятий понимает необходимость перехода от индивидуальных информационных систем, решающих
локальные задачи управления, к интегральным системам, концентрирующим функции сбора, накопления и обработки различной управленческой информации, к построению единого информационного пространства предприятия. В этих условиях в число задач стратегических задач современного менеджмента входит, как обеспечение развития пред-приятия в целом, так и развития его персонала. Поэтому в число основных подсистем интегральных систем управления (ИСУ) (среди которых наибольшее распространение получили системы 1С -более 70% внедренных ИСУ и различные модификации систем ERP, такие как Галлактика, SAP и другие), входят подсистемы управления персоналом. Преимуществом систем ERP, позволяющим видеть их дальнейшее широкое внедрение, является широта охвата функций управления (Рис.1) и модульный принцип построения [2]