УДК 332.146
DOI: 10.21779/2500-193 0-2024-39-2-29-41 Г. В. Федотова1, Р.М. Ламзин2
Стратегические институты устойчивого развития Южного макрорегиона
1 Институт системного анализа Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН; Россия, 119333, г. Москва, ул. Вавилова, 44, корп. 2; g [email protected];
2 Волгоградский государственный социально-педагогический университет; Россия, 400005, г. Волгоград, просп. им. В.И. Ленина, 27; [email protected]
Аннотация. Одним из главных условий устойчивого развития социально-экономических систем отдельных территорий является наличие институтов, определяющих стратегический характер. Стратегические институты определяют нормы деятельности, и формируют основы устойчивого развития территориальных социально-экономических структур, постепенно совершенствуя ключевые процессы ресурсообеспечивающего, производственного и социально-потребительского характера. В рамках макрорегионального социально-экономического пространства стратегические институты развития через специализированные организационные структуры выявляют и применяют продуктивные способы технологической, консультационно-правовой, финансовой и организационно-административной поддержки перспективных инициатив в системе макрорегионального экономического преобразования. Авторы приходят к выводу о том, что одним из ключевых институтов дальнейшего сбалансированного макрорегионального развития является многофункциональная система электронно-информационного администрирования, действующая посредством макро-регионального электронно-коммуникационного кластера, позволяющего оптимизировать и ускорить процесс принятия согласованных управленческих решений по вопросам регулирования и соотнесения процессов применения компонентов естественно-природного потенциала, функционирования производственно-технологических систем и удовлетворения общественных потребностей на максимально возможном уровне на территории нескольких регионов, входящих в макрорегион.
Ключевые слова: макрорегиональная система электронно-информационного администрирования, макрорегиональный электронно-коммуникационный кластер, стратегический институт развития, устойчивое развитие, Южный макрорегион.
Введение
Институционализация регулирования инновационно-предпринимательских и производственных инициатив состоит в создании и последующей модернизации организационного обеспечения функционирования различных социально-экономических систем для достижения поставленных экономических целей. Для обеспечения устойчивого развития создаются специализированные институты, определяющие сбалансированный порядок преобразований различных экономических комплексов при оптимальном уровне их ресурсного обеспечения. Это заключается в соблюдении определенной совокупности норм сберегающего природопользования и максимально высоком уровне удовлетворения общественных потребностей. Институты устойчивого развития представляют собой систему нормативов, определяющих порядок социально-экономической активности и компонентный состав организационно-экономических структур, тесно взаимодействующих с органами публичного управления по вопросам предоставления разнонаправленной поддержки частнопредпринимательским субъектам в соответ-
ствии с особенностями природно-ресурсной основы обеспечения экономической активности и оптимального удовлетворения социально-потребительских запросов.
Существуют две основные модели институтов устойчивого развития отдельных регионов:
- совокупность взаимосвязанных социально-экономических норм и условий реализации задач производственно-технологической и информационно-коммуникационной модернизации территориальных социально-экономических систем;
- функционирование организационно-экономических структур с учетом специфики региональных и местных условий ресурсообеспечивающей и производственной деятельности.
Деятельность стратегических институтов развития рассматривается как ключевой фактор территориально-пространственного усовершенствования социально-экономической системы отдельных регионов и их территориальных объединений -макрорегионов. В качестве примера рассматривается Южный федеральный округ Российской Федерации (далее ЮФО), включающий восемь субъектов РФ.
Методы и материалы
В ходе исследования были использованы системный и структурно-функциональный подходы, чтобы идентифицировать специфику устройства и функционального содержания взаимодействия органов регионально-государственного управления и институтов развития, что обеспечивает сбалансированное совершенствование макрореги-ональных производственно-потребительских и ресурсообеспечивающих процессов.
Названные институты представлены специализированными организациями, сосредоточенными на обеспечении согласованного функционирования ключевых структурных компонентов территориальных социально-экономических систем. Различные аспекты деятельности стратегических институтов развития были исследованы с помощью методов анализа, сравнения и обобщения отдельных особенностей ряда характеристик территориально-регионального развития, а именно:
- выявление специфики условий формирования современных социально-экономических систем отдельных регионов (Г.Б. Клейнер, А.Ш. Гоибназаров, А.У. Фархут-динова);
- определение функционального содержания деятельности институтов регулирования и поддержки экономического развития отдельных территорий (Ю.Г. Конане-вич, О.Г. Солнцев, М.Ю. Хромов, Р.Г. Волков);
- определение особенностей информационно-ресурсной и электронно-коммуникационной основы поддержания процессов сбалансированного совершенствования территориальных социально-экономических структур (М.Ю. Азорин, А.В. Поса-женникова, Г.В. Федотова, Р.М. Ламзин, Т.П. Вейс, Л.И. Хомякова, Н.С. Степанов);
- определение средств и способов поддержки частнопредпринимательских инициатив с учетом влияния экономических условий бизнес-деятельности на региональном и муниципальном уровнях (К.И. Курпаяниди, Л.И. Хомякова, Ю.Г. Лаврикова, С.Г. Пьянкова, М.Ю. Азорин);
- выявление перспектив устойчивого экономического роста региональных производственных систем при удовлетворении социальных потребностей (А.В. Посажен-никова, Н.С. Степанов);
- усовершенствование регионального человеческого капитала как одного из ключевых факторов устойчивого развития социально-экономических процессов в субъектах РФ (Т.П. Вейс, С.Г. Маричев).
Результаты
Рассмотрев различные точки зрения на особенности создания и деятельности региональных институтов развития, мы выявили несколько функциональных аспектов обеспечения устойчивого режима реализации социально-экономических преобразований на региональном и макрорегиональном уровне:
- реализация различных норм формального и неформального характера, в соответствии с которыми происходит разработка инновационно-предпринимательских и управленческих решений, а также партнерство различных социально-экономических субъектов и их групп с учетом специфики условий формирования современных региональных социально-экономических систем;
- соотнесение различных процессов инновационного развития взаимосвязанных направлений и отраслей экономической активности;
- обеспечение достижения консолидированных целей производственных преобразований;
- дополнение функций органов государственного управления как одно из ключевых средств регулирования и предоставления разнонаправленной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса [7, с. 45];
- организация комплексного поиска оптимальных вариантов развития регионального человеческого капитала посредством расширения практико-ориентированных профессиональных компетенций в соответствии со спецификой инновационной модели модернизации региональных экономических систем.
Стратегические институты развития следует рассматривать в качестве специализированных организационно-хозяйственных структур, деятельность которых имеет долгосрочный многофункциональный характер и направлена на осуществление конструктивного взаимодействия с региональными органами государственного администрирования с целью всесторонней поддержки частнопредпринимательских инициатив. Данная деятельность осуществляется в режиме рационально-сберегающего использования территориального природно-ресурсного потенциала и усовершенствования имеющегося человеческого капитала, что позволяет разработать экономически обоснованные и социально ориентированные управленческие решения для достижения целей инновационного развития.
В соответствии с этим определением инновационно-преобразующий формат ин-ституционализации макрорегиональных социально-экономических систем характеризуется созданием и функционированием институтов развития, занимающихся оценкой и применением продуктивных способов технологической, консультационно-правовой и финансовой поддержки перспективных бизнес-инициатив при комплексном использовании ресурсных потенциалов и экономико-организационных возможностей нескольких взаимосвязанных регионов, составляющих макрорегион.
Ключевым компонентом данной институционализации выступают организационно-экономические структуры в виде организаций, оказывающих поддержку эффективным частнопредпринимательским инновациям в различных секторах производства. Деятельность этих организаций состоит в следующем:
- обеспечение предоставления государственно-муниципальных услуг субъектам бизнес-сообщества, ориентированным на реализацию продуктивных производственных инноваций [6, с. 94];
- формирование необходимых условий для оптимального выбора субъектами частного предпринимательства оптимальных вариантов решения выявленных социально-экономических проблем;
- предоставление необходимой финансовой поддержки на начальных этапах реализации бизнес-инициатив, что позволяет в оптимальном режиме использовать имеющийся природно-ресурсный потенциал для удовлетворения потребностей населения отдельных территорий [1, с. 72];
- создание условий для продуктивного антикризисного режима функционирования субъектов бизнес-сообщества с принятием обоснованных экономико-предпринимательских решений, направленных на удовлетворение потребительских запросов населения различных территорий.
В связи с этим условиями институционализации устойчивого развития макроре-гиональной социально-экономической системы являются:
- наличие организаций, оказывающих всестороннюю поддержку субъектам региональных ресурсообеспечивающих и производственных систем с целью всестороннего удовлетворения территориально-социальных потребностей;
- обеспечение стабильного функционирования ключевых территориально-экономических компонентов, которыми являются предприятия и организации, способные в оптимальном режиме использовать производственно-ресурсный потенциал, обеспечив выпуск востребованных на рынке продуктов при соблюдении стандартов рационально-сберегающего ресурсопользования;
- внедрение и освоение электронно-цифровых технологий, позволяющих непрерывно собирать, преобразовывать и передавать значительные массивы информационных данных, с целью поддержания макрорегионального сбалансированного развития [6, с. 94];
- разработка и реализация структурно-упорядоченного курса мероприятий экономической политики, реализуемой на уровне макрорегиона, сосредоточенной на обеспечении многофункциональных механизмов выявления, оценки и поддержки, частнопредпринимательских и общественных инициатив, направленных на получение оптимальных экономических эффектов.
Указанные условия обеспечиваются в формате макрорегионального государственного регулирования производственных, ресурсообеспечивающих и социально-потребительских процессов, а также с помощью специальных институтов развития. Классификация таких институтов по разным основаниям представлена на рисунке 1.
Специфика формальных институтов состоит в том, что они сосредоточены на создании организационно-функциональных и финансовых условий деятельности различных субъектов производства, обеспечивая инновационные преобразования в макро-региональных экономических системах нейтрализуя негативное воздействие социально-экономических кризисов. По своей специализации институты развития могут быть универсальными (они занимаются множеством различных проблем, связанных с функционированием нескольких отраслей в рамках региональной экономической структуры) или специализированными (они сосредоточены на устранении определенных проблем в территориальных социально-экономических структурах).
Институты развития
Финансовые
£
В зависимости от характера обеспечения условий развития
- специализированные банковские организации и территориальные агентства;
- финансовые корпорации;
- инвестиционные, венчурные фонды
Нефинансовые
- особые экономические зоны;
- технополисы и технопарки;
- научно-внедренческие инновационные центры;
- образовательные и экспертно-аналитические центры
Государственные
Органы публичного управления, регулирующие социально-экономические процессы
Частные
Предприятия, компании и ассоциации, обеспечивающие создание рабочих мест, выявление перспективных производственных инноваций
В зависимости от сектора экономики
Международные
Организации, способствующие регулированию внешнеэкономических связей
Социальные
|=>
Организации здравоохранения, социального обеспечения, пенсионные фонды и др., оказывающие поддержку населению в различных жизненных ситуациях
В зависимости от формального критерия деятельности
Формальные
Деятельность основана на формально определенных нормах и правилах
Неформальные
В зависимости от характера установления правил
Внешние
Регламентирующие социальные роли, функции в рамках неофициального поведения
Устанавливающие в экономической системе основные правила, определяющие ее характер
^ Внутренние |—\ Снижают степень неопределённости и риска и уменьшают трансакционные издержки
В зависимости от функциональности
J L , -J.L JL
Домашние хозяйства
Экономические системы предприятий
Макрорегиональные, региональные и муниципальные экономические системы
Рис. 1. Классификация институтов развития Источник: [5, с. 82; 9, с. 72; 11, с. 8; 13, с. 149]
Особую роль играют финансовые институты развития, функциями которых являются:
- прямое и смешанное финансирование проектов;
- предоставление грантов;
- инвестиционное обеспечение и привлечение стороннего финансирования;
- структурирование сделок (поддержка определенной последовательности совершения правовых и экономических действий, исходя из совокупности всех обстоятельств, с целью получения ожидаемого результата);
- управление активами (систематизированный процесс разработки, применения и модернизации производственных структур с получением наиболее оптимального экономического эффекта);
- секьюритизация (перепродажа активов в виде ценных бумаг);
- управление рисками (оптимальный режим оценки, управления и контроля за наиболее вероятными вариантами развития деятельности различных организаций);
- консультирование по вопросам распоряжения имеющимися финансовыми ресурсами [10, с. 27].
Эти функции реализуются разными способами.
При взаимодействии с органами государственного регионального управления направлениями деятельности институтов развития являются:
- оценка и анализ экономических эффектов от применения инновационных технологий и результатов передовых научно-исследовательских разработок в региональном экономическом пространстве;
- участие в разработке продуктивных способов модернизации ресурсообеспечи-вающей, производственной и финансовой инфраструктур;
- поиск инновационных форм институционального функционирования, соответствующих требованиям времени;
- обеспечение непрерывного процесса развития профессиональных компетенций населения с помощью различных форм переподготовки и дополнительной подготовки специалистов региональных предприятий и организаций различных форм собственности [12, с. 107].
Классификацию институтов, представленную на рисунке 1, можно дополнить краткой характеристикой ряда формально действующих экономико-организационных структур, которыми являются:
- кластер как совокупность различных производственных, научно-образовательных, транспортных и ресурсообеспечевающих компонентов, тесно взаимосвязанных и зависящих друг от друга при выпуске конкурентоспособных экономических продуктов;
- платформа - комплекс информационно-технологических, коммуникационных, институциональных и прочих инфраструктурных сред, в которых функционируют различные предприятия и компании на определенной территории;
- сеть - совокупность логистических и коммуникационных взаимосвязей, обеспечивающих поддержание территориально-производственной инфраструктуры;
- инкубатор - организационно-территориальные условия и средства для продуктивного воплощения инновационных проектов [15, с. 109];
- различные типы особых экономических зон (промышленно-производственные, технико-внедренческие);
- бизнес-инкубаторы;
- промышленные парки [3, с. 310];
- технопарки;
- территориальные инвестиционные, венчурные и гарантийно-залоговые фонды;
- региональные инвестиционные агентства [11, с. 8].
Рассматривая специфику институционального фактора на примере обеспечения условий устойчивого развития ЮФО, необходимо определить функциональный характер деятельности различных специализированных институтов в каждом из восьми субъектов РФ, что представлено в таблице 1.
Таблица 1. Институты развития субъектов РФ в составе Южного макрорегиона
Субъект РФ в структуре ЮФО Примеры институтов развития
Республика Адыгея - Индустриальный (промышленный) парк - совокупность объектов территориально-экономической инфраструктуры, предназначенных для внедрения и реализации инновационных технологий производства
Республика Калмыкия - Фонд развития Республики Калмыкия, работающий в режиме единого информационно-функционального окна для инвесторов при оказании поддержки в виде целевых займов на создание новых и модернизацию уже действующих предприятий по приоритетам экономических преобразований
Республика Крым - АО «Корпорация развития Республики Крым» - региональный институт развития, занимающийся инвестиционной деятельностью и целенаправленным привлечением инвестиций в приоритетные секторы экономики, что тесно связано с формированием и модернизацией индустриальных парков
Краснодарский край - Фонд развития бизнеса Краснодарского края, помогающий получить государственную поддержку субъектам частного бизнеса, предоставляя поручительства по кредитам и банковским гарантиям; - Центр поддержки предпринимательства, оказывающий всестороннюю информационно-консультационную помощь субъектам малого и среднего бизнеса; - Центр координации поддержки экспорта Краснодарского края, обеспечивающий поддержку перспективным бизнес-инициативам в режиме одного окна; - Коворкинг-центр «Место действия» как единая функциональная точка согласованного взаимодействия предпринимателей и самозанятых при контактах с государственно-управленческими структурами
Астраханская область - АО «Корпорация развития Астраханской области», формирующая условия для привлечения частных инвестиций и реализации инвестиционных проектов при всесторонней поддержке субъектов инвестиционной деятельности посредством формирования оптимального инвестиционного климата
Волгоградская область - портал «Мой бизнес», предоставляющий государственно-муниципальные услуг субъектам бизнес-сообщества в режиме одного окна; - Центр инжиниринга, оказывающий поддержку субъектам малого и среднего бизнеса по вопросам промышленного инжиниринга и агропроизводства;
- Центр поддержки предпринимательства, занимающийся консультационно-экспертной поддержкой частно-производственных инициатив; - Региональный микрофинансовый центр, обеспечивающий займами кредитные потребительские кооперативы
Ростовская область - Агентство инвестиций Ростовской области - организация специально уполномоченная Правительством региона, занимающаяся поиском оптимальных инвесторов с последующей локализацией эффективных инвестиционных проектов на территории региона; - Ростовский региональный центр компетенций, обеспечивающий необходимый уровень конкурентоспособности производимых продуктов, выявляя оптимальные организационно-производственные условия для того, чтобы их качественные характеристики были высокими
Город Севастополь - АО «Корпорация развития Севастополя», ориентированная на формирование конструктивного взаимовыгодного партнерства и сбалансированных коммуникаций с инициаторами проектов и потенциальными инвесторами
Источник: разработана авторами на основе анализа сайтов сети Интернет органов исполнительной власти субъектов РФ, составляющих ЮФО.
Указанные в таблице 1 институты развития занимаются выявлением и оценкой, а также обеспечивают осуществление перспективных инвестиционных проектов, направленных на формирование оптимальной ресурсо-финансовой основы для согласованных производственных проектов в рамках функционирования предприятий и организаций по различным секторам взаимосвязанных экономических систем макрорегиона, а также обеспечивают их реализацию. Результаты институционализации социально-экономической системы ЮФО с целью обеспечения устойчивого развития показаны в таблице 2.
Статистические данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о положительной динамике по большинству показателей социально-экономического развития ЮФО на протяжении десяти лет, в частности оборота розничной и оптовой торговли, а также объема платных услуг, предоставляемых населению. Вместе с тем уменьшается число действующих организаций, хотя сальдо прибылей и убытков их деятельности положительное, что свидетельствует о повышении уровня их экономической эффективности и об их участии в современных рыночных процессах. В значительной степени макрорегиональная производственная основа поддерживается ростом численности рабочей силы и снижением уровня безработицы, что способствует увеличению человеческого капитала, задействованного в производственных процессах. Повышение уровня эффективности деятельности производственного комплекса ЮФО, которое обеспечивается работой специальных институтов развития, приводит к увеличению таких показателей, как оборот розничной торговли, объем платных услуг населению и оборот оптовой торговли. Таким образом, посредством деятельности различных региональных институтов развития формируются оптимальные условия для дальнейшей модернизации макрорегиональных социально-экономических систем.
Таблица 2. Динамика социально-экономических показателей на территории
Южного федерального округа
Социально- Темп ро-
экономические 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 ста за пе-
показатели риод, %
Оборот розничной 2405 2598 2995 3120 3290 3504 3098 4211 3916 3903 +62,3 %
торговли, млрд руб.
Оборот обще- 142 145 146 151 161 172 140 183 179 214 +50,7 %
ственного пита-
ния, млрд руб.
Объем платных 703 779 938 1004 1076 1119 928 1329 1261 1323 +88,2 %
услуг населению, млрд руб.
Оборот оптовой 2876 3181 3989 4102 4711 5070 4123 5079 5869 6301 +119,1 %
торговли, млрд руб.
Число организа- 318483 325713 226300 348715 337265 307477 292378 284051 269903 268573 -15,7 %
ций, единиц
Численность фак- 369200 369200 442300 418300 399900 414700 571640 516262 536342 567321 -53,7 %
тических дей-
ствующих инди-
видуальных пред-
принимателей,
чел.
Индекс потреби- 111,9 112,6 105,7 102,1 104,5 102,7 105,2 108,8 110,8 105,2 -6,7
тельских цен (де-
кабрь к декабрю
предыдущего года, %)
Индексы цен (та- 94 95 105,8 104,0 107,0 100,9 104,5 119,3 98,3 110,6 +16,6
рифов) производи-
телей промыш-
ленных товаров, %
Сальдо прибылей -28410 226043 613828 469727 485533 551212 598673 927989 995750 984420 +335,5 %
и убытков в дея-
тельности организаций, (млн руб.)
Численность ра- 6952 7017 8166 8178 8221 8127 8168,5 8255,7 8182,0 8531,9 +22,7 %
бочей силы, тыс.
чел.
Уровень занято- 62,2 62,5 62,6 62,8 56,9 56,5 56,1 57,6 57,7 60,0 -2,2 %
сти, %
Уровень безрабо- 6,2 6,6 6,4 6,0 5,6 5,3 6,4 4,8 3,8 2,7 -3,5 %
тицы, %
Среднемесячная 24311 25471 26964 28712 31998 34460 35097 38352 43651 50911 +109,4 %
номинальная
начисленная зара-
ботная плата ра-
ботников органи-
заций, руб.
Для обеспечения устойчивого развития социально-экономической системы ЮФО в дальнейшем на уровне Полномочного представителя Президента РФ предлагается сформировать макрорегиональную систему электронно-информационного администрирования, обеспечивающую консолидированный сбор, анализ и обобщение информационных данных по различным направлениям взаимодействия структур публич-
ного управления субъектов РФ со специализированными институтами развития. Тем самым создается консолидированная структура институтов поддержки устойчивого развития на уровне макрорегиона при использовании ресурсных потенциалов субъектов РФ, составляющих структуру ЮФО, что показано на рисунке 2.
Электронно-информационная администрация при Полномочном представителе Президента РФ в ЮФО
И
Министерство цифрового Министерство цифрового
развития, информационных и ■ ■ ■ развития Республики
телекоммуникационных Калмыкия
технологий Республики Адыгея
Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым
Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Астраханской области
Комитет информационных технологий Волгоградской области
Департамент
информационной
политики
Краснодарского края
Министерство цифрового развития, информационных технологий и связи Ростовской области Управление информационной политики города Севастополя
I
Институты устойчивого развития по субъектам РФ в составе ЮФО
Ж
Электронно-цифровой центр сбора и анализа информации
Базы данных по вопросам финансовой поддержки
т
Базы данных по вопросам социальной поддержки
Базы данных по вопросам организационно-консультационной поддержки
Рис. 2. Макрорегиональная система электронно-информационного администрирования, обеспечивающая функционирование консолидированной структуры институтов поддержания устойчивого развития
Источник: разработана авторами на основе анализа перспектив применения современных информационно-цифровых технологий в системе публичного управления на территории ЮФО.
Представленная на рисунке 2 макрорегиональная система электронно-информационного администрирования позволяет поддерживать непрерывное взаимодействие специальных региональных органов государственного администрирования в рамках единого информационного пространства с институтами развития по восьми субъектам РФ с использованием различных информационных массивов. Эти массивы сосредоточены в трех ключевых базах данных, которые представляют собой макрорегиональный электронно-коммуникационный кластер. Базы данных в рамках кластера создаются из собранной информации по обращениям, предложениям и жалобам со стороны бизнес-сообщества, общественных ассоциаций и населения (показано вертикальными тонкими стрелками, направленными вверх). Обобщенная информация поступает в консолидированную структуру институтов развития (показано широкой вертикальной стрелкой), что согласуется с системой органов регионального управления (показано широкой двусторонней стрелкой). После принятия согласованных решений реализуется поддержка по запросам различных субъектов частнопредпринимательского сектора, общественных организаций и отдельных лиц.
Структура макрорегиональной системы электронно-информационного администрирования способна выполнять следующие функции:
- синхронный анализ происходящих социально-экономических процессов на территории нескольких субъектов РФ [4, с. 328];
- разработка взаимосвязанных межрегиональных управленческих решений по выявленным экономическим проблемам [16, с. 48];
- поддержка устойчивых контактов в рамках партнерства представителей государственного регионального управления, бизнес-сообщества и общественных организаций для совместного решения социально-экономических задач и природно-ресурсного потенциала [8, с. 239];
- формирование устойчивых комплексов из четырех секторов (процессного, сре-дового, объектного и проектного), составляющих в своей взаимосвязи благоприятную регионально-территориальную социально-экономическую среду для реализации конструктивных частнопредпринимательских инициатив;
- поиск оптимальных вариантов преодоления ресурсных, административных и конкурентно-рыночных барьеров при внедрении и освоении способов организации производства на отдельных территориях;
- создание новых рабочих мест при обеспечении профессионально-образовательного совершенствования регионального человеческого капитала [14, с. 26].
Заключение
Таким образом, продуктивный характер институционализации устойчивого развития социально-экономической системы макрорегиона выражается в функционировании стратегических институтов развития, выступающих в виде специализированных организационно-хозяйственных структур, работа которых ведется длительное время и имеет долгосрочный многофункциональный характер. Они осуществляют конструктивное взаимодействие с региональными органами государственного администрирования для обеспечения многофункциональной поддержки частнопредпринимательских инициатив. Формирование таких институтов происходит на основе уже имеющейся практики различных организаций, обеспечивающих разносторонний режим организационно-консультационной и финансовой поддержки перспективных инициатив субъектов частного предпринимательства, что, в частности, происходит на территории ЮФО.
Для дальнейшего совершенствования данной институционализации была создана макрорегиональная система электронно-информационного администрирования, реализующая согласованный режим государственно-управленческого регулирования деятельности регионально-территориальных социально-экономических систем. Это регулирование происходит с помощью макрорегионального электронно-коммуникационного кластера, обеспечивающего взаимосвязь структур государственного управления, представителей предприятий ключевых отраслей экономики и бизнес-сообщества, а также населения, что позволяет существенно оптимизировать и ускорить процесс принятия согласованных управленческих решений по вопросам использования компонентов естественно-природного потенциала, функционирования производственно-технологических систем и удовлетворения регионально-общественных потребностей на максимально возможном уровне на территории нескольких регионов, составляющих макрорегион.
Литература
1. Конаневич Ю.Г. Разгосударствление и огосударствление как комплексные институты и их соотношение с институтом приватизации // Вести Института предпринимательской деятельности. 2021. № 1 (24). - С. 69-76.
2. Солнцев О.Г., Хромов М.Ю., Волков Р.Г. Институты развития: анализ и оценка мирового опыта // Проблемы прогнозирования 2009. № 2 (113). - С. 3-29.
3. Курпаяниди К.И. Институты развития и государственный регламент предпринимательства // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11 (ч. 2). - С. 309-312.
4. Мезоэкономика России: стратегия разбега: монография / под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Центральный экономико-математический институт Российской академии наук. - М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2022. - 808 с.
5. Гоибназаров А.Ш. Роль институтов в развитии региональной экономики // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2023. Т. 95, № 2. - С. 79-85.
6. Лаврикова Ю.Г., Пьянкова С.Г. Институты стратегического развития монопрофильной территории // Экономические стратегии. 2014. № 6-7. - С. 91-99.
7. Клейнер Г.Б. Особенности процессов формирования и эволюции социально-экономических институтов в России. - М.: ЦЭМИ РАН, 2001. - 65 с.
8. Фархутдинова А. У. Институты развития как инструмент социально-экономического развития территорий в условиях действия шоков // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 6. - С. 236-244.
9. Федотова Г.В., Ламзин Р.М. Информационная составляющая в ресурсном обеспечении публичного управления в регионах России // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер.: Экономика. Социология. Менеджмент. 2020. Т. 10, № 1. - С. 68-84.
10. Федотова Г.В., Сложенкина М.И. Влияние климатических изменений на структуру мирового АПК // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер.: Экономика. Социология. Менеджмент. 2020. Т. 10, № 3. - С. 23-35.
11. Азорин М.Ю. Развитие института городской агломерации в рамках взаимодействия с механизмами комплексного развития территорий // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2023. № 3. - С. 3-12.
12. Вейс Т.П. Развитие института образования как условие обеспечения устойчивого развития экономики // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Сер.: Экономика и управление. 2020. № 15. - С. 106-108.
13. Хомякова Л.И. Роль финансовых институтов содействия международному развитию в развитии внешнеэкономической деятельности // Горизонты экономики. 2021. № 3 (62). - С. 148-154.
14. Посаженникова А.В. Институты макроэкономического развития: методология проектно-целевого управления, институты инфраструктуры развития евразийского пространства // Актуальные вопросы экономических наук. 201б. № 49. - С. 23-30.
15. Степанов Н. С. Институты развития регионального управления новой модели экономического роста (территории опережающего развития, территории опережающего социально-экономического развития) // Вестник университета. 2023. № 1. - С. 10б-113.
16. Маричев С.Г. Влияние правовых институтов на развитие человеческого капитала и инновационное развитие // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2022. № 5 (1б7). - С. 4б-53.
Поступила в редакцию 1S марта 2024 г.
Принята 27 апреля 2024 г.
UDC 332.146
DOI: 10.21779/2500-193 0-2024-39-2-29-41
Strategic Institutions for Sustainable Development of the Southern Macroregion
G. V. Fedotova1, R.M. Lamzin2
1 Institute of System Analysis Federal Research Center "Informatics and Management " RAS; Russia, 119333, Moscow, Vavilova, 44, building 2; g [email protected];
2 Volgograd State Social and Pedagogical University; Russia, 400005, Volgograd region, Volgograd, prosp. Lenina, 27; [email protected]
Abstract. One of the key factors in the process of sustainable development of socio-economic systems of individual territories are the institutions that determine the strategic nature of this development. Strategic institutions act as sets of norms of activity, as well as various organizations to form the basis for the sustainable development of territorial socio-economic structures with the productive improvement of key processes of a resource-providing, production and social-consumer nature with the maximum possible effects of their balance on a long-term basis. Within the macro-regional socio-economic space, the creation and subsequent functioning of strategic development institutions consists of the activities of specialized organizational structures, whose functions are focused on identifying and applying productive methods of technological, consulting, legal, financial and organizational and administrative support for promising initiatives in the system of macro-regional economic transformation. The authors come to the conclusion that one of the key institutions for further balanced macro-regional development is a multifunctional system of electronic information administration, operating through a macro-regional electronic communication cluster, which allows optimizing and accelerating the process of making coordinated management decisions on issues of regulation and correlation of the processes of using components naturally -natural potential, the functioning of production and technological systems and the satisfaction of regional and social needs at the highest possible level on the territory of several regions that make up the structure of the macroregion.
Keywords: macroregional electronic information administration system, macroregional electronic communication cluster, strategic development institute, sustainable development, Southern macroregion.
Received 18 March, 2024 Accepted 27 April, 2024