ЭКОНОМИКА
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРОМЫ1ШЛЕННЫ1Х ПРЕДПРИЯТИЯХ Кузнецова Т.А., Рыкун О.В., Скутин М.А.
В статье рассматривается ключевая проблема, стоящая перед современной бизнес-единицей - обеспечение конкурентоспособности в рыночной среде в долгосрочной перспективе. В качестве решения указанной проблемы рассматривается революционный путь развития предприятия, подразумевающий кардинальное повышение эффективности бизнеса за счет инноваций, что, в свою очередь, обусловливает специфику стоящих перед менеджментом задач. Задачи управления инновационными процессами представлены в долгосрочном и краткосрочном аспектах, что позволяет использовать их для разработки как стратегии, так и тактики компании.
STRATEGIC AND TACTICAL TASKS OF INNOVATIVE PROCESSES MANAGEMENT AT INDUCTRIAL ENTERPRISES Kuznetsova T.A., Rykun O.V., Skutin M.A.
Long-term maintenance competitiveness in the market sphere, being the key problem which modern business-unit faces today is considered in the article. The revolutionary way of enterprise development implying cardinal growth of business efficiency by means of innovations which, in turn, causes specificity of tasks which business is facing now is considered as the solution of the problem. Innovation processes management tasks are displayed in short-term and long-term aspects which enables their use in working out both company strategy and tactics.
Традиционно промышленные предприятия в соответствии со своей миссией и динамично изменяющейся внешней средой вырабатывают цели получения устойчивых прибылей, конкурентных преимуществ или выживания в долгосрочной перспективе. Средствами достижения подобных целей могут служить как интенсивное развитие элементов производственно-хозяйственной системы предприятия, так и их инновационное развитие. Первый из указанных типов развития - эволюционный - обеспечивает постепенное нарастание потенциала и его сохранение, второй - революционный
- дает возможность резко повысить его уровень, преодолеть накопившийся технологический разрыв и приобрести новое качество потенциала [1, 5].
Основные особенности проектов инновационного развития промышленных предприятий (инновационных проектов) состоят в следующем:
- результат инновационного проекта в существенной степени зависит от действий субъекта инновационного развития, реализующего проект, а также от действий других субъектов рынка и макропоказателей;
- существует значительная неопределенность в отношении результатов реализации инновационного проекта, а также критериев оценки его эффективности.
Отмеченная специфика делает инновационные процессы достаточно сложным объектом, успешное управление которым требует, прежде всего, четкого определения целей и их структуризацию, то есть пост-
Кузнецова Т.А., Рыкун О.В., Скутин М.А.
роение дерева целей - от стратегических до тактических и оперативных.
Конечная стратегическая цель инновационного менеджмента состоит в обеспечении долговременного функционирования промышленного предприятия на основе эффективной организации инновационных процессов и высокой конкурентоспособности инновационной продукции.
Спектр задач стратегического характера, которые встают перед менеджментом предприятия в ходе достижения указанной цели, достаточно широк и разнообразен. Тем не менее стратегическое управление инновационными процессами реализует те же традиционные четыре основные функции, которые свойственны управлению любым объектом или процессом: планирование, организация, мотивация и контроль, осуществляемые на стратегическом уровне, то есть:
- стратегическое планирование;
- организация выполнения стратегического плана;
- мотивация выполнения стратегического плана;
- контроль выполнения стратегического плана.
Вышеуказанные функции предполагают последовательное решение следующих задач:
1) разработка систем и поддержка процессов планирования и контроля деятельности предприятия;
2) организация сбора, измерения, анализа и интерпретации плановой информации, в частности, анализ рынка сбыта производимой продукции, услуг;
3) разработка планов и программ инновационной деятельности;
4) координация инновационной деятельности производственных подразделений;
5) координация и интеграция процессов управления в сфере закупок, производства, продаж, финансирования;
6) наблюдение за ходом разработки инновации и ее внедрением;
7) оценка результатов реализации тех или
иных решений, анализ экономических показателей;
8) консультационная работа по внесению изменений в конкурентную стратегию организации;
9) коррекция конкурентной стратегии организации на рынке.
При этом традиционный и достаточно универсальный перечень задач стратегического управления, представленный выше, делает акцент на выборе привлекательного рынка, завоевании на нем уникального стратегического положения, формировании специфического множества компетенций или особенного видения будущего, что не является достаточным для промышленных предприятий в инновационных областях, так как их внешняя среда характеризуется чрезвычайной динамичностью, турбулентностью [2]. Стратегия поведения инновационного предприятия должна нести в себе возможность получения преимуществ от динамичных изменений внешней среды. Для этого дополнительно к вышеуказанным задачам должны быть осуществлены:
- собственно выработка стратегической инновационной концепции;
- определение тематических направлений деятельности и формирование инновационных проектов и программ;
- построение организационной структуры и структуры управления инновациями;
- организация адекватного процесса сканирования и мониторинга технологий, обзора и анализа информации о внешних исследованиях и разработках;
- создание творческой атмосферы и высокой мотивации интеллектуального труда;
- организация системы защиты инноваций как объектов интеллектуальной собственности, в частности, объектов авторского права и промышленной собственности.
Стратегия управления инновационными процессами на предприятии находит свою реализацию в целях и задачах тактического уровня, выполнение которых, как правило, четко определено или ограничено во вре-
мени и связано с конкретными сроками решения необходимых задач или этапами функционирования инновационных процессов.
Тактику инновационной деятельности предприятия определяют основополагающие пункты роста конкурентоспособности: прежде всего, это сокращение издержек, снижение материалоемкости и энергоемкости производства и, соответственно, улучшение экологических показателей, расширение круга потребителей и спектра выпускаемой продукции.
Принципы тактического управления инновационной деятельностью формируются на среднесрочную и краткосрочную перспективу, ориентированы на повышенную точность, информационную обеспеченность.
Выполнение тактических задач в рамках реализации инновационной стратегии предприятия подразумевает принятие инновационных решений, определение команды реализации инновационных процессов, осуществление взаимодействия с элементами микро-, мезо- и макроокружения инновационной системы, а также требует создания системы тактического управления, четкого обеспечения ресурсами, разработки и оптимизации плана проведения взаимосвязанных инновационных процессов.
Реализация инновационной стратегии требует эффективного управления инновационными процессами и становится практически невозможной без информации о состоянии и поведении объектов и субъектов, участвующих в этих процессах.
Информация является одновременно тактическим и стратегическим ресурсом инновационного процесса. Как тактический ресурс информация дает возможность руководителю принимать экономически обоснованные решения по управлению процессом в условиях ограниченности ресурсов. В контексте ресурса стратегического развития она является основой для маневра, позволяет осуществлять мониторинг и прогнозирование изменений, оценивать возможности инноваций и существенно снижать риск и
неопределенность в принятии управленческих решений.
Тактические задачи формирования системы управления инновационными процессами предприятия включают определение содержания и состава управленческой информации посредством выявления и использования зависимостей и закономерностей поведения субъектов и объектов инновационных процессов; построения адекватных действительности информационных моделей, основой которых являются структурнофункциональный анализ, прогнозирование и динамическое ситуационное моделирование [3]. При этом особую актуальность приобретает способность своевременно:
- предвидеть инновационные возможности;
- сконцентрировать ресурсы;
- комплексно и быстро управлять инновационными процессами;
- минимизировать риск неправильного выбора и запаздывания.
Поскольку инновационная деятельность ориентирована не на серийный или массовый выпуск продукции, а на создание единичной инновации (от идеи до конкретного знания, ноу-хау, опытного или промышленного образца), все функции управления логично применять к конкретным инновационным процессам.
Осуществление тактики управления инновационными процессами на предприятии в целом предполагает:
- разработку планов и программ инновационной деятельности;
- наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;
- анализ и корректировку проектов создания новых продуктов;
- проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;
- обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
Кузнецова Т.А., Рыкун О.В., Скутин М.А.
- обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
- создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до серийного производства продукции.
Тактические задачи подразумевают под собой выбор четко фиксированных в своей последовательности средств достижения конкретных целей, являющихся звеньями реализации стратегических целей и задач, а также контроль неизменности условий, которые предопределили этот выбор.
С целью предотвращения возможных противоречий между задействованными механизмами ресурсного обеспечения инновационных процессов необходимо соблюдение комплексного подхода к решению тактических задач управления в рамках стратегических целей и задач управления инновационными процессами.
Важнейшим моментом в реализации выбранной стратегии инновационного развития является определение конкретных взаимосвязанных этапов, из которых она должна состоять, а также разработка единого алгоритма, направленного на решение тактических задач управления инновационными процессами.
Так как одной из целей является доведение инновации до рынка, то важнейшим и первым компонентом алгоритма управления инновационными процессами является инновационный маркетинг. Он позволяет точно выявить потребности рынка, а также определить интерес к инновациям со стороны различных заинтересованных лиц. Диагностика инновационных возможностей и построение модели - важнейшая стратегическая цель управления инновационными процессами. Инновационная модель представляет собой информационную систему, при разработке которой необходимо выстраивать сценарии будущих событий, моделировать абстрактные логические конструкции инновационных связей. Сравнив перспективную модель с существующей си-
туацией, можно определить разрыв и разработать соответствующую стратегию развития. Маркетинг позволяет создать перспективную модель состояния внешней среды и объекта управления [4].
Вторым компонентом алгоритма является инновационная политика компании, которая позволяет определить ориентиры и сформировать систему сбалансированных целей, учитывающих интересы:
- внутренние (сотрудников и менеджеров);
- внешние (акционеров, органов власти);
- глобальные (государственные, экономические, социальные и рыночные).
Целью инновационной политики является разработка тактических целей и задач по достижению перспектив стратегического позиционирования на рынке, которое бы соответствовало ожиданиям участников инновационного процесса. Благодаря формированию инновационной политики компании выявляются основные и вспомогательные выгоды. Политика на основе модели и проработки потребностей заинтересованных групп помогает выработать систему тактических целей и придать инновационному процессу четкую направленность, подобрать оптимальный комплекс действий.
После разработки целей следующим этапом алгоритма является инновационный проект, в котором должен быть четко прописан план достижения цели, он является продолжением инновационной политики. Целью инновационного проекта является обеспечение условий для разработки, внедрения и оценки успешности инноваций. Проект помогает детально описать процесс, тщательно проработать все его этапы и конечные результаты на основе принципа результативности. Основой успешного инновационного процесса является создание инновационной команды.
Четвертый компонент алгоритма управления инновационными процессами - инновационный менеджмент - помогает орга-
низовать процесс планирования работы всех участников инновационного процесса, четко организовать их деятельность и мотивировать на достижение результата. Менеджмент на основе разработанного проекта помогает создать план действий, создать оптимальную структуру и организовать работу с учетом повышения активности персонала за счет эффективной мотивации. Менеджмент способствует реализации инновационного процесса, задействуя внутренние и внешние ресурсы компании:
- внутренние (персонал, финансы, структура);
- внешние (партнеры по бизнесу, участники кластеров);
- глобальные (национальные и мировые экономические ресурсы).
Его цель состоит в создании гибкой системы управления, постоянно готовой к изменениям. В контексте инновационного развития компании трансформируются не только стратегические и тактические задачи управления, но и функции менеджмента
- от тщательного планирования к командной работе и управлению процессами; от стандартизации и контроля к делегированию полномочий и мотивации; от последовательного выполнения классических функций менеджмента к одновременному их выполнению (планирование, организация и руководство связываются вместе через процессы сбора информации, анализа, синтеза и принятия решений).
Ввиду высокой изменчивости внешней среды результатом этих трансформаций должно стать ускорение процесса планирования, скорость корректировки целей, задач и
перераспределения ресурсов становится практически мгновенной.
Пятый компонент - инновационный контроллинг, призванный контролировать ход инновационного процесса, то есть прогресс в достижении целей. Контроллинг подразумевает наличие двух составляющих - мониторинга информации о выполнении предыдущих этапов и контроля и оценки информации по определенной системе показателей. В основе контроллинга лежит предварительный контроль, разработка возможных сценариев развития событий и вариантов реагирования. Тем самым контроллинг позволяет замкнуть цикл: маркетинг, политика, проект, менеджмент, сочетая перспективный контроль текущих событий, отслеживая изменения внутри и вне системы и корректируя процесс.
В заключение отметим, что универсальной модели управления инновационными процессами на промышленном предприятии не существует. Каждое предприятие, функционирующее в условиях рыночной экономики, уникально по своим характеристикам. Следовательно, и содержание стратегических и тактических задач управления инновационными процессами должно быть уникальным, а формы и методы их решения не могут тиражироваться для многих предприятий. Выбор стратегии, а равно и тактики должен производиться с учетом многих факторов, в том числе рыночной позиции промышленного предприятия, динамики ее изменения, производственного и технического потенциала предприятия, производимого продукта или услуг, состояния экономики и даже культурной среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акаев А.А. Современный финансово-экономический кризис в свете теории инновационно-технологического развития экономики и управления инновационным процессом // Мониторинг глобальных и региональных рисков 2008-2009 / Под ред. Д.А. Халтуриной, А.В. Коротаева. М.: УРСС, 2009. С. 141-162.
Кузнецова Т.А., Рыкун О.В., Скутин М.А.
2. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 343 с.
3. Завадовский В.В. Технология управления инновационным процессом // Инновации. 2008. №3. С. 108-116.
4. Управление инновациями: В 3-х кн. Кн. 3. Базовые компоненты управления инновационными процессами: Учеб. пособие / А.А. Харин, И.Л. Коленский, Н.Н. Пущенко и др.; Под ред. Ю.В. Шленова. М.: Высш. шк., 2003. 240 с.: ил.
5. Hirooka M. Innovation dynamism and economic growth: a nonlinear perspective / Masaaki Hirooka. Cheltenham, UK: Edward Elgar, 2006. 426 p.