Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ: ВЫГОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ: ВЫГОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация / стратегия цифровой трансформации / инвестиции / внутренние затраты на внедрение цифровых технологий / эффект цифровой трансформации / digital transformation / digital transformation strategy / investments / internal costs for the implementation of digital technologies / the effect of digital transformation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евгений Юрьевич Бахарев, Александр Юрьевич Анисимов

Внедрение цифровых технологий влияет практически на все сферы деятельности современных организаций, включая, производство, организационную структуру и отношения с партнёрами, поставщиками и клиентами. Важность осуществления цифровой трансформации во всех сферах подчёркивается во многих стратегических и программных документах Российской Федерации. Целью данного исследования является изучение стратегических аспектов цифровой трансформации организаций, а также влияния затрат на внедрение и развитие цифровых технологий организаций и результатами и их деятельности. В результате исследования определено, что цифровая трансформация выступает важным инструментом обеспечения прямой коммуникации между организациями и клиентами, позволяющим адаптировать продукцию и услуги под меняющиеся потребности потребителей. На основе контент-анализа в работе определено, что основными выгодами для организации в результате цифровой трансформации выступают рост производительности факторов производства и увеличение финансовых результатов, в результате произведённых инвестиций и затрат на внедрение и использование цифровых технологий. Однако организациям, инвестирующим в цифровые технологии, часто не удаётся добиться ожидаемого увеличения доходов. В связи с чем для оценки степени влияния инвестиций в цифровую трансформацию, а также затрат на внедрение и использование цифровых технологий и финансовых результатов в работе проведён корреляционный анализ. В результате корреляционного анализа между значениями показателей прибыли по видам экономической деятельности, а также объёмом инвестиций и объёмом затрат организации на внедрение и использование цифровых технологий выявлено, что рост инвестиций и затрат на внедрение цифровых технологий не всегда сопровождается увеличением финансовых результатов, что подтверждается значениями коэффициентов корреляции, а также оценкой их значимости. В процессе исследования использованы методы контент-анализа, описательного и статистического анализа. В результате исследования определено, что экономический эффект от внедрения цифровых технологий в различных отраслях может быть различен, что обусловливает применение дифференцированных стратегических подходов к цифровой трансформации современного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC ASPECTS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF ORGANIZATIONS: BENEFITS AND PROSPECTS

The introduction of digital technologies affects almost all areas of activity of modern organizations, including production, organizational structure and relationships with partners, suppliers and customers. The importance of implementing digital transformation in all areas is emphasized in many strategic and program documents of the Russian Federation. The purpose of this study is to study the strategic aspects of the digital transformation of organizations, as well as the impact of costs on the implementation and development of digital technologies of organizations and the results and their activities. As a result of the study, it was determined that digital transformation is an important tool for ensuring direct communication between organizations and clients, allowing products and services to be adapted to the changing needs of consumers. Based on content analysis, the work determined that the main benefits for the organization as a result of digital transformation are an increase in the productivity of production factors and an increase in financial results as a result of investments made and costs for the implementation and use of digital technologies. However, organizations that invest in digital technologies often fail to achieve the expected increase in revenue. In this regard, to assess the degree of impact of investments in digital transformation, as well as the costs of introducing and using digital technologies and financial results in the work, a correlation analysis was carried out. As a result of the correlation analysis between the values of profit indicators by type of economic activity, as well as the volume of investments and the volume of expenses of the organization for the implementation and use of digital technologies, it was revealed that an increase in investments and costs for the introduction of digital technologies is not always accompanied by an increase in financial results, which is confirmed by the values of correlation coefficients, as well as an assessment of their significance. During the research, the methods of content analysis, descriptive and statistical analysis were used. As a result of the study, it was determined that the economic effect of the introduction of digital technologies in different industries may be different, which determines the use of differentiated strategic approaches to the digital transformation of modern business.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ: ВЫГОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2024. № 6 (488). С. 200-209. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2024;(6(488):200-209.

Научная статья

УДК 338.4

DOI: 10.47475/1994-2796-2024-488-6-200-209

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ: ВЫГОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Евгений Юрьевич Бахарев1, Александр Юрьевич Анисимов2

1 Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected], 0009-0009-7084-1693

2 Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected], 0000-0002-8113-4523

Аннотация. Внедрение цифровых технологий влияет практически на все сферы деятельности современных организаций, включая, производство, организационную структуру и отношения с партнёрами, поставщиками и клиентами. Важность осуществления цифровой трансформации во всех сферах подчёркивается во многих стратегических и программных документах Российской Федерации. Целью данного исследования является изучение стратегических аспектов цифровой трансформации организаций, а также влияния затрат на внедрение и развитие цифровых технологий организаций и результатами и их деятельности. В результате исследования определено, что цифровая трансформация выступает важным инструментом обеспечения прямой коммуникации между организациями и клиентами, позволяющим адаптировать продукцию и услуги под меняющиеся потребности потребителей. На основе контент-анализа в работе определено, что основными выгодами для организации в результате цифровой трансформации выступают рост производительности факторов производства и увеличение финансовых результатов, в результате произведённых инвестиций и затрат на внедрение и использование цифровых технологий. Однако организациям, инвестирующим в цифровые технологии, часто не удаётся добиться ожидаемого увеличения доходов. В связи с чем для оценки степени влияния инвестиций в цифровую трансформацию, а также затрат на внедрение и использование цифровых технологий и финансовых результатов в работе проведён корреляционный анализ. В результате корреляционного анализа между значениями показателей прибыли по видам экономической деятельности, а также объёмом инвестиций и объёмом затрат организации на внедрение и использование цифровых технологий выявлено, что рост инвестиций и затрат на внедрение цифровых технологий не всегда сопровождается увеличением финансовых результатов, что подтверждается значениями коэффициентов корреляции, а также оценкой их значимости. В процессе исследования использованы методы контент-анализа, описательного и статистического анализа. В результате исследования определено, что экономический эффект от внедрения цифровых технологий в различных отраслях может быть различен, что обусловливает применение дифференцированных стратегических подходов к цифровой трансформации современного бизнеса.

Ключевые слова: цифровая трансформация, стратегия цифровой трансформации, инвестиции, внутренние затраты на внедрение цифровых технологий, эффект цифровой трансформации

Для цитирования: Бахарев Е. Ю., Анисимов А. Ю. Стратегические аспекты цифровой трансформации организаций: выгоды и перспективы // Вестник Челябинского государственного университета. 2024. № 6 (488). С. 200-209. DOI: 10.47475/1994-2796-2024-488-6-200-209

Original article

STRATEGIC ASPECTS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF ORGANIZATIONS: BENEFITS AND PROSPECTS

Evgeniy Yu. Bakharev1, Alexander Yu. Anisimov2

1 Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Moscow, Russia, [email protected], 0009-0009-7084-1693

2 Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Moscow, Russia, [email protected], 0000-0002-8113-4523

Abstract. The introduction of digital technologies affects almost all areas of activity of modern organizations, including production, organizational structure and relationships with partners, suppliers and customers. The importance of implementing digital transformation in all areas is emphasized in many strategic and program documents of

© Бахарев Е. Ю., Анисимов А. Ю., 2024

the Russian Federation. The purpose of this study is to study the strategic aspects of the digital transformation of organizations, as well as the impact of costs on the implementation and development of digital technologies of organizations and the results and their activities. As a result of the study, it was determined that digital transformation is an important tool for ensuring direct communication between organizations and clients, allowing products and services to be adapted to the changing needs of consumers. Based on content analysis, the work determined that the main benefits for the organization as a result of digital transformation are an increase in the productivity of production factors and an increase in financial results as a result of investments made and costs for the implementation and use of digital technologies. However, organizations that invest in digital technologies often fail to achieve the expected increase in revenue. In this regard, to assess the degree of impact of investments in digital transformation, as well as the costs of introducing and using digital technologies and financial results in the work, a correlation analysis was carried out. As a result of the correlation analysis between the values of profit indicators by type of economic activity, as well as the volume of investments and the volume of expenses of the organization for the implementation and use of digital technologies, it was revealed that an increase in investments and costs for the introduction of digital technologies is not always accompanied by an increase in financial results, which is confirmed by the values of correlation coefficients, as well as an assessment of their significance. During the research, the methods of content analysis, descriptive and statistical analysis were used. As a result of the study, it was determined that the economic effect of the introduction of digital technologies in different industries may be different, which determines the use of differentiated strategic approaches to the digital transformation of modern business.

Keywords: digital transformation, digital transformation strategy, investments, internal costs for the implementation of digital technologies, the effect of digital transformation

For citation: Bakharev EYu, Anisimov AYu. Strategic aspects of digital transformation of organizations: benefits and prospects. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2024;(6(488):200-209. (In Russ.). DOI: 10.47475/1994-27962024-488-6-200-209

Введение

В последние годы цифровая трансформация получила стремительное развитие, выступив в качестве важнейшего катализатора развития бизнеса и открывающего огромные перспективы для стимулирования экономического роста. Для качественного развития бизнеса в текущих экономических условиях цифровая трансформация имеет важное значение. Она предполагает глубокую интеграцию передовых научных технологий в деятельность организаций, что приводит к формированию инновационных производственных и операционных моделей за счёт снижения информационной асимметрии, повышения производительности на основе оптимизации распределения ресурсов, а также более эффективного контроля за расходами.

Цифровая трансформация — это процесс внедрения новейших технологий в устоявшиеся методы ведения бизнеса. Её основная цель — изменить устаревшие процессы, улучшить качество обслуживания клиентов и способствовать будущим инновациям. Стратегия цифровой трансформации бизнеса может состоять из множества элементов и быть реализована с помощью различных ресурсов и технологий [1].

В общем виде цифровая трансформация представляет собой использование технологий для радикального повышения эффективности бизнеса или изменения масштабов его деятельности. Она

позволяет получить доступ к инновационным способам продаж, создания стоимости, новым формам взаимодействия с клиентами. Одним из наиболее существенных преимуществ цифровой трансформации является то, что она обеспечивает прямую коммуникацию между организациями и клиентами, позволяя собирать отзывы клиентов о продуктах более удобным способом и с меньшими затратами. Такая обратная связь позволяет организации модернизировать свою продукцию, адаптировать её под потребности потребителей повышая уровень её конкурентоспособности на рынке. Кроме того, цифровая трансформация способствует обмену данными между организациями, позволяя им всесторонне понимать рынок и своих конкурентов, создавать эффективные системы управления и научные организационные структуры, что делает целесообразным внедрение цифровых технологий в быстро меняющейся бизнес-среде.

Цифровая трансформация может эффективно решать проблемы, обусловленные присутствием информационной асимметрии, повышая прозрачность корпоративной информации, она смягчает финансовые ограничения, может способствовать оптимизации управленческих практик, что приведёт к повышению организационной и операционной эффективности.

В последние годы в экономической литературе [2-5], нормативно-правовых документах

и докладах о цифровой трансформации бизнеса уделяется большое внимание. При этом необходимо отметить, что исследования авторов в большей степени сосредоточены на экономических выгодах от цифровой трансформации, чем на стратегических и тактических подходах реализации цифровой трансформации в организациях. Так, например, С. А. Смирнова подчёркивает важность цифровой трансформации для ускорения и облегчения работы с большой базой информации, для использования единой системы сотрудничества со всеми подразделениями на предприятии, а также налаживание взаимодействия с клиентами и поставщиками [3]. Г. О. Ма-реев отмечает, что цифровая трансформация выступает в качестве одного из основных факторов формирования стоимости организации [4]. По мнению Н. С. Мрочковского, она оказывает существенное влияние на устойчивое развитие организации, поскольку способствует увеличению продаж за счёт охвата более широкой целевой аудитории, оптимизации затрат за счёт снижения трудоёмкости бизнес-процессов и т. д. [5]. Н. Л. Удальцова в качестве преимуществ цифровой трансформации российских компаний выделяет автоматизацию и роботизацию производственных процессов, позволяющую оптимизировать бизнес-процессы [6].

Ряд исследователей также отмечают значительные финансовые преимущества от цифровой трансформации [7-9]. Однако М. М. Сарт-баев также указывает, что внедрение современных цифровых технологий в деятельность организаций требует не только значительных объёмов инвестиций на первоначальном этапе, но и затрат, связанных с интеграцией технологий и управлением трансформацией бизнеса [10; 11]. Несмотря на возможности увеличения доходов за счёт цифровизации, организации часто сталкиваются с «парадоксом цифровизации», в соответствии с которым организациям, инвестирующим в цифровые технологии, часто не удаётся добиться ожидаемого увеличения доходов. Это явление известно как «парадокс Солоу» или «парадокс производительности информационных технологий», который был сформулирован ещё более 30 лет назад Роберт Солоу [12]. Кроме этого, некоторые исследования показали, что цифровая трансформация оказывает негативное влияние на рентабельность инвестиций, поскольку внедрение цифровых технологий может повлечь за собой высокий уровень затрат на инвестиции в ИТ, а отдача от них не будет реали-

зована в краткосрочном периоде [13]. М. Юнис, А. Тархини, А. Кассар также отметили, что использование ИКТ не приведёт к повышению эффективности бизнеса, в случае неэффективности управленческих процессов [14]. Результаты исследования Хиаочуан Гуо, Менгменг Ли, Ян-лин Ванг, показывают, что цифровая трансформация может значительно повысить совокупную производительность факторов производства, но снизить производительность фирмы за счёт увеличения операционных затрат, снижения общей оборачиваемости активов и увеличения управленческих расходов [15]. При этом, по мнению Ц. Фернандез-Ровира и Й. А. Валдес, влияние цифровой трансформации на финансовые показатели компаний является неопределённым, чёткие выводы относительно взаимосвязи между цифровой трансформацией и финансовыми показателями компаний ещё предстоит сделать [16], организациям необходимо найти баланс между используемыми цифровыми технологиями и потенциальной отдачей от вложенных в цифровую трансформацию ресурсов [17].

Таким образом, можно сказать, что влияние цифровой трансформации на финансовые показатели организаций остаётся предметом дискуссий, а существующие эмпирические исследования не дают достаточных данных об этой взаимосвязи, несмотря на очевидные преимущества цифровых технологий для бизнеса.

Методы и данные

При исследовании влияния инвестиций и затрат на внедрение и развитие цифровых технологий организаций на финансовые результаты деятельности организаций использован корреляционный анализ. Данные для проведения корреляционного анализа получены на сайте Рос-стат. Данные, характеризующие финансовый результат, полученный предприятиями, включают выборку значений по показателю «Прибыль (убыток) до налогообложения» по видам экономической деятельности с 2017 года по 2022 год в тысячах рублей. Данные, характеризующие инвестиции в основной капитал, включают выборку значений по показателю «Инвестиции в основной капитал по направлениям инвестирования» с 2017 года по 2022 год в тысячах рублей, динамика значений показателя представлена на рисунке 3. Данные, характеризующие объём затрат на внедрение и использование цифровых технологий, включают выборку значений по показателю «Затраты организации на внедрение

и использование цифровых технологий (всего)» за период с 2017 года по 2022 год в тысячах рублей, динамика значений показателя представлена на рисунке 2.

Для оценки значимости коэффициентов корреляции сформулированы две гипотезы. Нулевая гипотеза (НО) предполагает, что коэффициент корреляции равен нулю, что указывает на отсутствие линейной зависимости между переменными. Вторая, альтернативная гипотеза (Н1), предполагает, что коэффициент корреляции не равен нулю, что указывает на существенную линейную связь между переменными. Для оценки значимости коэффициента корреляции воспользовались р-значением, рассчитанным с использованием ^распределения, уровень значимости составляет 0,05. На основе сравнения полученных значений р с уровнем значимости (0,05) либо отвергаем нулевую гипотезу и считаем коэффициент корреляции значимым, если р-значение меньше 0,05, либо не отвергаем нулевую гипотезу и считаем, что коэффициент корреляции незначим, если р-значение больше 0,05.

Основная часть

Цифровая трансформация выступает одной из ключевых задач, стоящих перед руководством организаций. Необходимость использования цифровых технологий для разработки и внедрения новых бизнес-моделей заставляет руководителей организаций переоценивать существующие возможности, организационную культуру, производственную и операционную структуру с целью определения актуальных технологий, а также вы-

бора ключевых бизнес-процессов, в которых эти цифровые технологии будут использоваться. Следует также отметить, что внедрение цифровых технологий требует значительных инвестиций и затрат. Изучая статистические данные (рис. 1) можно определить наличие поступательного роста затрат на внедрение и использование цифровых технологий.

Данные рисунка 1 показывают, что начиная с 2017 года объём внутренних затрат на использование цифровых технологий в абсолютном выражении увеличивается. Так, весьма значительное увеличение внутренних затрат (рост на 149,23 %) произошло в 2021 году, после падения в 2020 году на 12,88 %. В 2022 году, несмотря на рост затрат в абсолютном выражении, необходимо отметить падение темпов роста внутренних затрат на 46,19 % в сравнении с 2021 годом. Данная тенденция в большей степени связана с усилением санкционного давления на российский бизнес, что оказало влияние не только на введение ограничений на доступ российским организациям к импортным технологиям, но и снижение деловой активности организаций и последовавшее за этим снижение объёмов затрат на цифровизацию.

Исследуя статистические данные по затратам на внедрение и использование цифровых технологий по видам экономической деятельности, можно отметить наличие положительной их динамики на протяжении последних пяти лет. Однако в 2022 году наблюдается снижение затрат в обрабатывающем производстве на 397,7 млрд руб., в торговле на 1758 млрд, руб. и в сельском хозяйстве на 124,2 млрд руб.

Рис. 1. Внутренние затраты на внедрение и использование цифровых технологий Fig. 1. Internal costs of implementing and using digital technologies

Источник: составлено автором на основе https://rosstat.gov.ru/statistics/science

Анализируя данные о динамике и объёме инвестиций в развитие цифровых технологий по видам экономической деятельности (рис. 3), можно констатировать снижение инвестиций в 2022 году практически по всем видам экономической деятельности.

Статистические данные о структуре затрат (рис. 4) показывают, что наибольшую долю за-

нимают затраты на приобретение программного обеспечения и его доработку.

Высокая доля затрат на программное обеспечение (ПО) в структуре внутренних затрат на цифровую трансформацию предприятий вызывает необходимость более детального её исследования (рис. 5).

Деятельность финансовая и страховая

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

Транспортировка и хранение

автотранспортных средств и мотоциклов Строительство

Обрабатывающие производства 2

е, лесное хозяйство, охота, рыболовств рыбоводство

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

247,7902,39 530,76 491,34 559,40 786,11

21,84 18,3319,01 56,22 27,08 38,77

910,75 887,28 1195,56392,041074,28 1490,44

811,2274,193307,41413,76 7026,19 5268,17

13 5.6ffi3,fl4 7,26249,64 351,50 566,57

.902,3309,83418,854102,63 8650,86 8253,11

270,1Б49,82298,18 542,27 790,29 666,04

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

12017 "2018 "2019 "2020 "2021 "2022

Рис. 2. Динамика затрат на внедрение и использование цифровых технологий Fig. 2. Dynamics of costs for the implementation and use of digital technologies

Источник: составлено автором на основе https://rosstat.gov.ru/statistics/science

..........

118,

Деятельность финансовая и страховая 118,19 156,12 161,70 209,09 297,84 159,34

Деятельность в области информации и связи 245,44302,49 402,09 484,06 504,09 376,14

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

Транспортировка и хранение

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

Строительство

Обрабатывающие производства

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

2.26 2.85 2,28 1.46 1 2.77 2.10

27.80 29.65 35.2] 33.48 4 .87 37.34

44 If 50 46 52 32 63 23 81 38 53 43

7.05 6 42 4.64 7.54 10.29 13.15

50.25 66.59 67.32 88.45 108.49 62.15

1.91 2,13 2.12 2,50 3.70 3.41

1 1 1 1 1 1 1 1 1

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 12017 И2018 ■ 2019 И2020 И2021 И2022

Рис. 3. Динамика инвестиции в основной капитал Fig. 3. Dynamics of investment in fixed capital Источник: составлено автором на основе https://rosstat.gov.ru/statistics/science

Данные рисунка 5 показывают, что объём затрат на приобретение программного обеспечения, адаптацию и его доработку, выполненные собственными силами в абсолютном выражении имеет положительную динамику. Пик затрат на программное обеспечение был отмечен в 2019 году и составил 58,12 млрд руб. Далее в 2020 году объём затрат резко сократился. При этом необходимо отметить постепенный рост доли российского программного обеспечения (РПО) в структуре затрат на программное обеспечения. Однако к мо-

менту усиления санкционного давления и ограничения российским компаниям доступа к цифровым технологиям, доля затрат на российское ПО не превысила отметки в 36,13 %.

В целом исследование динамики инвестиций в основной капитал и затрат на внедрение и использование цифровых технологий показывает их увеличение, за исключением 2022 года. Однако, несмотря на значительный рост затрат на цифровую трансформацию, по данным [18] только 11 % организаций добились значительных

Рис. 4. Структура внутренних затрат на внедрение и использование цифровых технологий, 2022 год Fig. 4. Structure of internal costs for the implementation and use of digital technologies, 2022 Источник: составлено автором на основе https://rosstat.gov.ru/statistics/science

Рис. 5. Динамика затрат на приобретение программного обеспечения, адаптацию и доработку программного обеспечения, выполненные собственными силами Fig. 5. Dynamics of expenses for software acquisition, adaptation and modification of software, performed in-house

Источник: составлено автором на основе https://rosstat.gov.ru/statistics/science

успехов в её реализации. В связи с чем становится актуальным исследование взаимосвязи финансовых результатов организаций с объёмом затрат и инвестициями в цифровую трансформацию.

Для оценки взаимосвязи финансовых результатов деятельности организаций, внутренних затрат на внедрение и использование цифровых технологий, а также инвестиций в основной капитал рассчитаны значения коэффициентов корреляции (Ккор) между объёмом прибыли, полученной предприятиями по основным видам экономической деятельности и объёмом инвестиций в основной капитал, а также объёмом затрат на внедрение и использование цифровых технологий. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 1.

Рассчитанные коэффициенты корреляции, а также показатели их статистической значимости демонстрируют неоднозначную взаимосвязь между показателями прибыльности организаций, объёмом инвестиций и затрат на внедрение и использование цифровых технологий. Полученные результаты демонстрируют, что эффект от внедрения цифровых технологий может быть различен. Так, на предприятиях обрабатывающего производства необходимо отметить высокую корреляцию между ростом объёмов прибыли и затрат на внедрение и использование цифровых технологий, значение коэффициента корреляции между объёмом инвестиций и прибыли показывает невысокую зависимость, данная тенденция может быть объяснена, в первую очередь тем, что

цифровые технологии могут обеспечить более эффективное распределение ресурсов, повышение производительности труда, снижения потерь и простоев оборудования и других факторов, способствующих снижению себестоимости и соответственно росту прибыли предприятий. Низкая взаимосвязь между прибылью и объёмом затрат в деятельности гостиниц и предприятий общественного питания может быть объяснена отсутствием прямого влияния на финансовые результаты, однако, цифровая трансформация может оказывать значительное влияние на повышение лояльности потребителей, и тем самым обеспечивать приемлемый уровень продаж в условиях возрастающей конкуренции. Следовательно, по мнению авторов, выбор стратегических направлений цифровой трансформации в организациях различной отраслевой направленности должен зависеть в первую очередь от конечной цели, которую руководство планирует достичь в результате цифровой трансформации, что особенно важно в условиях снижения доступа к цифровым технологиям и необходимости повышения объёмов затрат на разработку отечественных аналогов зарубежных ИКТ. На современном этапе необходимо использовать дифференцированный подход к разработке стратегии цифровой трансформации организаций.

В частности, когда руководство организаций осуществляют цифровую трансформацию, может быть поставлен акцент либо на внутренних процессах, изменениях и технологиях, внедряемых

Таблица 1 Table 1

Значение коэффициентов корреляции между размером финансового результата

и объёмом затрат и инвестициями The value of the correlation coefficients between the size of the financial result and the volume of costs and investments

Вид деятельности К-т кор. между размером финансового результата и инвестициями К-т кор. между размером финансового результата и объёмом затрат

Ккор. Р Ккор. Р

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 0,9723 0,0011 0,4764 0,3395

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обрабатывающие производства 0,5320 0,2773 0,9236 0,0085

Строительство 0,9681 0,0015 0,5446 0,2638

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 0,6670 0,1479 0,9211 0,0091

Транспортировка и хранение 0,4063 0,4241 -0,0836 0,8749

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 0,7205 0,1062 0,0696 0,8958

Деятельность финансовая и страховая 0,6542 0,1587 0,7580 0,0807

Источник: составлено авторами по результатам исследования

для повышения эффективности и производительности, либо на внешних, ориентированных на клиента действиях, использующих цифровые каналы, аналитику данных и персонализированные маркетинговые стратегии для повышения качества обслуживания клиентов. Так, акцент на внешней цифровой трансформации может привести к повышению эффективности за счёт привлечения большего объёма потребителей. Напротив, цифровая трансформация, ориентированная на внутренние процессы, скорее всего, приведёт к повышению эффективности за счёт более рационального и эффективного использования ресурсов.

Заключение

В основе цифровой трансформации организаций лежит внедрение цифровых технологии во все аспекты производства и функционирования организации, позволяющее снижать производственные затраты, вызванные факторами информационной неопределённости, повышать предельную эффективность производственных факторов, а также обеспечивать оптимальное распределение ресурсов. Однако результаты исследова-

ния показали, что процесс интеграции передовых цифровых технологий в деятельность организации приводит к неоднозначным результатам с точки зрения затрат и выгод. Будучи прорывным технологическим достижением, цифровиза-ция открывает новые возможности для улучшения производственного процесса и расширения возможностей организации, при этом, несмотря на свои преимущества, цифровая трансформация может также привести к масштабным затратам на внедрение и управление цифровыми технологиями, которые могут негативно сказаться на финансовых показателях организации.

Кроме этого, в зависимости от различных стратегических акцентов, способность организаций использовать цифровую трансформацию может быть различной. Цифровой потенциал современной организации всё ещё находится на ранних стадиях развития, что делает важной проблему, как для руководства и собственников предприятий, так и научного сообщества изучение эффективных способов содействия цифровой трансформации, а также проведение дальнейших исследований ситуационных факторов, влияющих на отдачу от инвестиций в цифровые технологии.

Список источников

1. Нирода И. В., Анисимов А. Ю. Трансформация традиционных бизнес-моделей в условиях циф-ровизации // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2023. Т. 25, № 2. С. 82-91. DOI: 10.15688/ек^оки.2023.2.7

2. Анисимов А. Ю., Малиновский М. О. Цифровизация как фактор трансформации управления бизнес-процессами // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2023. № 1(44). С. 77-84. DOI: 10.21777/2587-554Х-2023-1-77-84

3. Смирнова С. А. Цифровизация как средство развития бизнеса в современных экономических условиях // Плехановский барометр. 2022. № 1 (29). С. 105-108.

4. Мареев Г. О. Цифровизация бизнеса как фактор стоимости организации // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15, № S1.

5. Мрочковский Н. С., Бунеева Е. Ю., Неофиту Э. Г. Цифровизация бизнеса как основа его устойчивого развития // Инновации и инвестиции. 2023. № 10. С. 61-63.

6. Удальцова Н. Л. Цифровизация и новые формы бизнеса // Экономические науки. 2023. № 223. С. 393-404. DOI: 10.14451/1.223.393

7. Тёмников А. О, Подшивалова М. В. Цифровая трансформация промышленности: выгоды, затраты и риски // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2022. Т. 16, № 2. С. 122-131. DOI 10.14529/ет220212

8. Тарханова Н. П., Романов В. А. Цифровизация экономики сферы услуг: преимущества и угрозы // Вестник Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 26, № 9. С. 111-120. DOI: 10.21209/2227-9245-2020-26-9-111-120

9. Павлова И. В. Тренды и примеры корпоративной цифровизации // Вестник МИРБИС. 2020. № 2 (22). С. 187-194. DOI: 10.25634/МЖВ^.2020.2.22

10. Сартбаев М. М. Инвестиционные приоритеты промышленных предприятий и формы привлечения капитала в условиях цифровой экономики // Вестник университета Туран. 2020. № 2 (86). С. 183-188.

11. Василенко И. А. Бизнес-процессы в условиях цифровизации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 3-1 (97). С. 33-37. DOI: 10.24412/2411-0450-2023-3-1-33-37.

EarnpeB E. №., AHUCUMOB A. №.

12. Capello R., Lenzi C., Perucca G. The modern Solow paradox. In search for explanations // Structural Change and Economic Dynamics. 2022. Vol. 63. P. 166-180. DOI: 10.1016/j.strueco.2022.09.013.

13. Jardak M. K., Hamad B. S. The effect of digital transformation on firm performance: evidence from Swedish listed companies // JRF. 2022. Vol. 23. P. 329-348. DOI: 10.1108/JRF-12-2021-0199

14. Yunis M., Tarhini A., Kassar A. The role of ICT and innovation in enhancing organizational performance: the catalysing effect of corporate entrepreneurship //Journal of Business Research. 2018. Vol. 88. P. 344356. DOI: 10.1016/j.jbusres.2017.12.030

15. Guo X., Li M., Wang Y., Mardani A. Does digital transformation improve the firm's performance? From the perspective of digitalization paradox and managerial myopia // Journal of Business Research. 2023. Vol. 163. DOI: 10.1016/j.jbusres.2023.113868

16. Fernandez-Rovira C., Valdes J. A., Mollevi G., Nicolas-Sans R. The digital transformation of business. Towards the datafication of the relationship with customers // Technological Forecasting and Social Change. 2021. Vol. 162. 120339.

17. Zhou Y., Ock Y. S., Alnafrah I., Dagestani A. A. What Aspects Explain the Relationship between Digital Transformation and Financial Performance of Firms?" // Journal of Risk and Financial Management 16. 2023. Vol. 11. P. 479. DOI: 10.3390/jrfm16110479

18. Luo Y., Cui H., Zhong H., Wei C. Business environment and enterprise digital transformation // Finance Research Letters. 2023. Vol. 57. DOI: 10.1016/j.frl.2023.104250

References

1. Niroda IV, Anisimov AYu. Transformation of traditional business models in the context of digitalization. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika = Bulletin of Volgograd State University. Economy. 2023;25(2):82-91. DOI: 10.15688/ek.jvolsu.2023.2.7 (In Russ.).

2. Anisimov AYu, Malinovsky MO. Digitalization as a factor in the transformation of business process management. Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie = Bulletin of Moscow University. S. Yu. Witte. Series 1: Economics and management. 2023;(44):77-84. DOI: 10.21777/2587-554X-2023-1-77-84 (In Russ.).

3. Smirnova SA. Digitalization as a means of business development in modern economic conditions. Plekha-novskij barometr = PlekhanovBarometer. 2022;1(29):105-108. (In Russ.).

4. Mareev GO. Digitalization of business as a factor in the cost of an organization. Vestnik evrazijskoj nau-ki = Bulletin of Eurasian Science. 2023;15(S1). (In Russ.).

5. Mrochkovsky NS, Buneeva EYu, Neofitou EG. Digitalization of business as the basis for its sustainable development. Innovacii i investicii = Innovations and investments. 2023;(10):61-63. (In Russ.).

6. Udaltsova NL. Digitalization and new forms of business. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences. 2023;(223):393-404. DOI: 10.14451/1.223.393 (In Russ.).

7. Temnikov AO, Podshivalova MV. Digital transformation of industry: benefits, costs and risks. VestnikYuzhno-Ural 'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i menedzhment = Bulletin of the South Ural State University. Series: Economics and management. 2022;16(2):122-131. DOI: 10.14529/em220212 (In Russ.).

8. Tarkhanova NP, Romanov VA. Digitalization of the economy of the service sector: advantages and threats. Vestnik Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Transbaikal State University. 2020;26(9):111-120. DOI: 10.21209/2227-9245-2020-26-9-111-120 (In Russ.).

9. Pavlova IV. Trends and examples of corporate digitalization. Vestnik MIRBIS = MIRBIS Bulletin. 2020;2(22):187-194. DOI: 10.25634/MIRBIS.2020.2.22 (In Russ.).

10. Sartbaev MM. Investment priorities of industrial enterprises and forms of attracting capital in the digital economy. Vestnik universiteta Turan = Bulletin of the University of Turan. 2020;2(86):183-188. (In Russ.).

11. Vasilenko IA. Business processes in the conditions of digitalization. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika = Economics and business: theory and practice. 2023;3-1(97):33-37. DOI: 10.24412/2411-0450-2023-3-133-37 (In Russ.).

12. Capello R, Lenzi C, Perucca G. The modern Solow paradox. In search for explanations. Structural Change and Economic Dynamics. 2022;(63):166-180. DOI: 10.1016/j.strueco.2022.09.013

13. Jardak MK, Hamad BS. The effect of digital transformation on firm performance: evidence from Swedish listed companies. JRF. 2022;(23):329-348. DOI: 10.1108/JRF-12-2021-0199

14. Yunis M, Tarhini A, Kassar A. The role of ICT and innovation in enhancing organizational performance: the catalysing effect of corporate entrepreneurship. Journal of Business Research. 2018;(88):344-356. DOI: 10.1016/jjbusres.2017.12.030

15. Guo X, Li M, Wang Y, Mardani A. Does digital transformation improve the firm's performance? From the perspective of digitalization paradox and managerial myopia. Journal of Business Research. 2023;163. DOI: 10.1016/jjbusres.2023.113868

16. Fernández-Rovira C, Valdés JÁ, Molleví G, Nicolas-Sans R. The digital transformation of business. Towards the datafication of the relationship with customers. Technological Forecasting and Social Change. 2021; 162:120339.

17. Zhou Y, Ock YS, Alnafrah I, Dagestani AA. "What Aspects Explain the Relationship between Digital Transformation and Financial Performance of Firms?" Journal of Risk and Financial Management 16. 2023;11:479. DOI: 10.3390/jrfm16110479

18. Luo Y, Cui H, Zhong H, Wei C. Business environment and enterprise digital transformation. Finance Research Letters. 2023;57. DOI: 10.1016/j.frl.2023.104250

Информация об авторах

Е. Ю. Бахарев — аспирант, кафедра предпринимательства и конкуренции, факультет бизнеса.

А. Ю. Анисимов — кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по учебно-методической работе факультета Информационных технологий, доцент кафедры Информационного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий им. профессора В. В. Дика.

Information about the authors

Evgeniy Yu. Bakharev — postgraduate student, Department of Entrepreneurship and competition, Faculty of Business.

Alexander Yu. Anisimov — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Deputy Director for Educational and Methodological work of the Faculty of Information Technologies, Associate Professor of the Department of Information Management and information and communication technologies them. Professor V V. Dick.

Статья поступила в редакцию 14.04.2024; одобрена после рецензирования 03.06.2024; принята к публикации 17.06.2024.

Вклад авторов: авторами сделан эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The article was submitted 14.04.2024; approved after reviewing 03.06.2024; accepted for publication 17.06.2024.

Contribution of the authors: the authors contributed

equally to this article.

The authors declare no conflict of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.