КОЛЫВАНОВ В.Ю. , МАГОМЕДОВ Р.М.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АПК РЕГИОНА
Аннотация. В данной статье рассматривается модель разработки и реализации стратегии развития АПК региона, структура цикла которого представляет собой непрерывный и достаточно динамичный процесс, обеспечивающий необходимую адекватность и гибкость. В модели отражены десять основных этапов разработки и реализации стратегии, которые раскрывают процесс действия замкнутого цикла. Стратегией развития АПК региона выдвигаются такие цели и механизм их достижения, реализуя которые можно достичь эффективного функционирования в долгосрочной перспективе и безболезненно адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. В то же время, применяя данный специфический управленческий ресурс, можно решить накопившиеся экономические, социально-демографические, организационно-хозяйственные и другие проблемы АПК региона. Это в первую очередь укрепит территориальную структуру экономического пространства, а также комплексную социальную направленность региона; послужит выравниванию уровней развития в территориальном разделении труда; укрепит экономическую и финансовую основы развития; послужит совершенствованию хозяйственного механизма функционирования приоритетных отраслей народного хозяйства региона, в том числе и агропромышленного комплекса.
Ключевые слова: регион, модель, стратегия развития АПК, хозяйственный механизм, приоритетные отрасли, территориальное разделение труда, контроль, информационные потоки, концепция, структура, эффективность, модель.
KOLYVANOV У.Уи., MAGOMEDOV К.М.
STRATEGIC ASPECTS OF DEVELOPMENT OF THE AIC OF THE REGION
Abstract. This manuscript discusses the model of development and implementation of the strategy of development of the AIC of the region, the structure of the cycle of which represents a continuous and substantially dynamic process providing for the necessary adequacy and flexibility. The model reflects ten main stages of development and implementation of the strategy that reveal the process of action of a closed cycle. The strategy of development of the AIC of the region puts forward such goals and a mechanism of their achievement that can be implemented to achieve effective functioning in the long-term perspective, and painlessly adapt for the changing conditions of the external and internal environments. At the same time, using this specific management resource, it is possible to achieve solution of the accumulated economic, social-demographic, organizational-economic and other problems of the AIC of the region. This will, first and foremost, strengthen the territorial structure of the economic space, as well as the complex social focus of the region; serve to even out the levels of development in the territorial division of labor; serve to improve the economic mechanism of functioning of the priority industries of the economy of the region including the agro-industrial complex.
Keywords: a region, a model, a strategy of development of the AIC, an economic mechanism, priority industries, the territorial division of labor, control, information streams, a concept, a structure, effectiveness, a model
Под влиянием процессов рыночной трансформации меняется экономическая сущность и принципы организации хозяйственной системы России. В условиях рыночной экономики изменились и условия функционирования регионов.
В ходе общественно-политической и научной дискуссий выявились различные подходы к применению термина «регион».
В географии под регионом (от лат. regio — страна, область, округ) понимается часть страны, которая отличается естественными и исторически сложившимися экономическими, социальными, культурными особенностями [14, с. 547].
Исходя из социологического определения региона: «Поскольку регион — это социально-территориальная система, он должен обладать социально-пространственной общностью организации проживающего в его рамках населения. Имея особенности природных условий, специализацию производства, определенный уровень развития производительных сил, производственной инфраструктуры, регион в то же время характеризуется спецификой социальной структуры и инфраструктуры, а особенностями жизни населения» [12, с. 421].
Исходя из исторической и политической стороны региона: «Регион есть естественно-историческое пространство, в котором проживающее население осуществляет социально-
экономическую и общественную деятельность. Политическое пространство включает политическую жизнь, сферы реализации государственной власти на местах и общественное самоуправление» [1, с. 3].
Поскольку регион — это форма жизнедеятельности социума, то он характеризуется взаимодействием субъектов в процессе воспроизводства условий жизнедеятельности, при этом результатом будет уровень социально-экономического развития.
Экономике региона свойственно внутрихозяйственное единство. Такое единство создает материально-производственную основу и функциональные внутрисистемные связи, которые вытекают из отношений собственности, отношений по распределению предметов ведения и полномочий, механизмов самоуправления и внешнего регулирования. Таким образом, каждому региону присуща своя специфика внутреннего пространства и своя связь, как с внутренней, так и с внешней средой.
Экономическая целостность региона по определению является совокупностью объектов различных отраслей, которые взаимосвязаны, пропорционально развиваются, образуют уникальную, в определенном смысле, региональную комплексность, представляющую собой особенный вид интеграции, которая обеспечивает развитие территориальных производительных сил, основываясь на самостоятельном осуществлении динамики развития своей экономики, при котором всесторонне используются имеющиеся природные, трудовые и финансовые ресурсы. Региональная комплексность — это рациональное сочетание отраслей специализации и отраслей инфраструктуры, образующих экономическое ядро хозяйства региона.
Анализируя научную литературу, можно заметить, что нет единого определения понятия «стратегия». Это объяснятся различными мировоззренческими позициями исследователей.
В словаре иностранных слов под понятием стратегия понимается: «Искусство планирования руководства, в основе которого правильные и далеко идущие прогнозы» [11, с. 856]. В более позднем издании словаря иностранных слов понятие стратегии уточняется как «... искусство осуществления какой-либо деятельности, в основе которой точные и далеко идущие прогнозы» [10. с. 754]. Тем самым делается акцент на том, что это определенная деятельность, неотъемлемым признаком которой является стратегическая направленность — наличие точных и долговременных прогнозов.
В одном из первых словарей дается определение «стратегический» как «относящийся к стратегии, связанный со стратегией и как содержащий общие, основные установки, важные для подготовки и осуществления чего-либо». Во втором словаре можно встретить такое дополнение к этой формулировке: «стратегическое планирование», под которым понимается «составление программы действий в отдаленном будущем в общих чертах».
Исходя из постановки задач и выделения целей, «стратегия — это общий, всесторонний план достижения целей» и «продуманные долговременные задачи» [2, с. 325].
Более емкое определение стратегии следующее [9, с. 241]: стратегия — это совокупность, включающая в себя стратегические цели, ресурсы и технологии, с помощью которых они реализуются, а также систему управления, посредством которой достигаются эти цели.
Анализируя различные высказывания, которые дают исследователи понятию «стратегия», следует выделить принципы, которые необходимо положить в основу разработки и реализации стратегии развития региона и которые заключаются в:
- необходимости достижения крупных целей;
- достаточно протяженном времени их реализации;
- обеспечении выполнения всего плана и его этапов в определенные сроки путем введения в действие организационных, ресурсных, технологических факторов;
- алгоритме выработки управленческих решений, связанных с реализацией плана;
- детально проработанном плане реализации целей, возможности их корректирования, если изменятся факторы внешней среды и целевые установки;
- наличии научной методологии разработки и реализации стратегии.
Исходя из этих принципов, сущность стратегии развития региона заключается в комплексе долгосрочных целей, которые обусловлены объективными потребностями регионального развития, а также деятельностью органов власти, связанной с выработкой приоритетных направлений и механизмов, обеспечивающих их реализацию.
Разрабатывая стратегию развития региона, необходимо учитывать основные положения, которые заложены в основу стратегии развития страны и которые будут обеспечивать выполнение общей стратегической задачи.
Разработки стратегии развития регионального агропродовольственного комплекса должны строиться, учитывая положения общей концепции стратегического планирования и особенности сложного территориально-отраслевого образования, отражающиеся в базовых подходах и системе специфических принципов [3, 15, 16].
Общегосударственная стратегия, связанная с системой развития аграрного сектора экономики и дополненная региональными стратегическими планами, — это необходимая основа при разработке направлений, связанных с поддержкой сельхозтоваропроизводителей и обеспечением рациональной мотивации их деятельности [4, 5, 6, 7].
----линия ци!аа процесса разработки и реачизации стратегии развития АПК
Рис. 1. Модель процесса разработки и реализации стратегии развития АПК региона
В результате многообразия природно-экономических условий, разобщенности в действиях сельскохозяйственных предприятий, необходимости решения экономических, социальных и экологических проблем территорий увеличивается потребность в планировании и управлении аграрным комплексом административного района [8, 13].
Рассмотренная на рис. 1 модель разработки и реализации стратегии развития АПК региона, структура, которая представляет собой непрерывный и динамичный процесс, обеспечит необходимую адекватность и гибкость.
В данной модели отражены десять основных этапов разработки и реализации стратегии, которые раскрывают процесс действия замкнутого цикла. Если укрупнить эти этапы, то выделятся четыре основных блока, соответствующие: формированию миссии, стратегическому
анализу, разработке стратегии и реализации стратегии.
Первый этап заключается в определении миссии АПК, его целей и замысла, то есть описания мини-стратегии АПК. Мини-стратегия позволит выстроить простейший, так называемый управленческий мост между стратегией объекта управления и его тактической деятельностью. Миссия характеризуется предназначением всего регионального агропромышленного комплекса, в том числе его социальной составляющей, и обеспечивает потребности населения в продуктах питания, а промышленности — в качественном сырье, исходя из соответствующих международных требований экологической безопасности и конкурентоспособности продукции. Также она предоставляет собственникам субъектов АПК и его работникам возможности в получении оптимальной прибыли и справедливом вознаграждении.
В замысле стратегии должны содержаться основные (ключевые) направления развития АПК региона (т. е. характер преобразования отраслей), включая соответствующие источники финансирования. Выбирая направления инвестиционных вложений, которые будут способны создать точки экономического роста, руководством предприятий за основу должны в первую очередь быть взяты приоритетные для региона отрасли и сферы деятельности в АПК. Правильная постановка цели определяет эффективность функционирования агропромышленного производства. Общую формулировку экономической цели развития регионального АПК можно определить как стремление повысить эффективность агропромышленного производства, внедряя новые технологии и информационные системы, улучшая его организацию и управление. Поставив цели и установив разрывы между ними и желаемым уровнем, определяются коррективы, которые необходимо внести в основные направления развития регионального АПК. Окончательно цели устанавливаются после того, как данные направления развертываются в соответствующие частные стратегии.
Концепция стратегии АПК — это составляющая общей стратегии развития региона, включающая частные стратегии, содержащая системное представление в отношении целей и направлений развития, способах и средствах достижения этих целей.
Разрабатывая концепцию, необходимо предварительно провести стратегический анализ регионального АПК, в котором будут охвачены цели, имеющийся потенциал, его структура и внешнее окружение.
В основе концепции стратегического развития АПК региона — анализ и прогнозы развития АПК и его реализация посредством программы. Таким образом, работает методологический принцип стратегического управления — прогнозирование — анализ — мониторинг.
При отсутствии разработки аграрной политики и/или стратегического плана развития региона структура цикла формирования и реализации стратегии развития АПК региона изменяется. Так, при отсутствии аграрной политики можно использовать общую экономическую политику, ее структурную и инвестиционную составные части. В таком случае возрастет объем анализа стартовых условий, а результатом разработки замысла развития регионального АПК станут основные направления. Если же отсутствует стратегический план развития региона, в рамках формируемой стратегии анализируются исходные предпосылки и внешняя среда.
Заключительный этап процесса выработки концепции стратегии развития АПК региона заключается в разработке общей стратегии, в которой:
- выбираются приоритеты развития с учетом определенных критериев;
- разрабатываются целевые программы, которые состоят из индикаторов достижения определенных показателей, последовательности действий, обоснования потребностей в ресурсах, расчете экономической эффективности;
- разрабатываются мероприятия, которые позволят обеспечить нормативно-правовую защищенность, совершенствовать экономический механизм функционирования организационно -правовых форм хозяйствования;
- определяются конечные сроки реализации стратегии.
Координационная программа — это форма реализации стратегии (общей и частных). Руководство программой заключается в координации и контроле над выполнением календарного плана-графика, целевом использовании выделенных средств, руководстве группой экспертов, которые периодически привлекаются к работе. Это является «верхним этажом» системы управления реализацией стратегии развития АПК региона.
Контроль выполнения стратегии заключается и в контроле над финансированием стратегических мер, содержащего все этапы реализации программы. Построение его строится на основе оценки окупаемости стратегических инвестиций. В то же время, учитывая только этот показатель, нельзя правильно оценить выполнение стратегических целей. Следовательно, стратегический контроль нельзя ограничить только тем, чтобы периодически фиксировать срок окупаемости инвестиций в том или ином проекте и программе. Стратегический контроль должен наблюдать за выполнением конкретных заданий, сроки которых указаны в плане-графике осуществления проекта.
Все этапы, связанные с формированием и реализацией концепции стратегического развития АПК региона, характеризуются своими особенностями и сложностями. Все этапы объединяются общим информационным потоком, взаимозависимы и взаимодополняют друг друга. Стратегическое управление региональным АПК будет эффективным, если прогнозно-аналитические работы по каждому этапу будут проведены правильно.
Следовательно, стратегией развития АПК региона выдвигаются такие цели и механизмы их достижения, реализуя которые можно достичь эффективного функционирования в долгосрочной перспективе и безболезненно адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. В то же время, применяя данный специфический управленческий ресурс, можно достичь решения накопившихся экономических, социально-демографических, организационно-хозяйственных и других проблем АПК региона. Это в первую очередь укрепит территориальную структуру экономического пространства, а также комплексную социальную направленность региона; послужит выравниванию уровней развития в территориальном разделении труда; укрепит экономическую и финансовую основы развития; послужит совершенствованию хозяйственного механизма функционирования приоритетных отраслей народного хозяйства региона, в т. ч. и агропромышленного комплекса.
Литература
1. Бандман М. К. Проблемные регионы ресурсного типа: программы, проекты и транспортные коридоры /Под ред. М. К. Бандмана, В. Ю. Малова. — Новосибирск: ИЭиОпП СО РАН, 2000. — 264 с.
2. Водяников В. Т. Экономическая оценка инвестиций в агропромышленном комплексе: учебное пособие /В. Т. Водяников, Д. Ю. Судник. — М.: ЮР-КНИГА, 2004. — 200 с.
3. Гасанова А. Д. Построение эффективной системы стратегического планирования в аграрном секторе экономики /А. Д. Гасанова, Э. М. Эминова //Апробация. — 2014. — № 12 (27). — С. 27—30.
4. Дохолян С. В. Методологические аспекты формирования стратегии развития агропромышленного комплекса / С. В. Дохолян, Ю. Д. Умавов // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. — № 6. — 2012. — С. 192-197.
5. Дохолян С. В. Развитие ресурсного потенциала агропромышленного комплекса в системе регионального воспроизводства / С. В. Дохолян, Ю. Д. Умавов // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2011. — № 4. — С. 135-159.
6. Дохолян С. В. Системный подход к формированию концепции развития агропродовольственного комплекса региона / С. В. Дохолян, В. З. Петросянц // Проблемы развития АПК региона. — 2012. — № 3. — С. 121-130.
7. Дохолян С. В. Стратегические направления устойчивого высокоэффективного аграрного производства / С. В. Дохолян, Д. Г. Эмиргамзаев // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2012. — № 3. — С. 168-185.
8. Курбанов К. К. Стратегическое управление производством на сельскохозяйственных предприятиях АПК региона // К. К. Курбанов, Р. К. Казалиев; Дагестанский науч. центр РАН, Ин-т социально-экономических исслед., Российская акад. с.-х. наук, Дагестанский науч.-исследовательский ин-т сельского хоз-ва. — Махачкала, 2010.
9. Ларина Н. И. Региональная политика в странах рыночной экономики / Н. И. Ларина, А. А. Кисельников. — М.: Экономика. — 2001. — 172 с.
10. Некрасов Н. Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. — М.: Экономика, 1978. — 368 с.
11. Совершенствование организационно-экономического механизма управления сельским хозяйством: сб. науч. трудов. — Ставрополь: Ставропольская ГСХА, 1996. — 127 с.
12. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. Прохоров А. М. — 4-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. —1632 с.
13. Темирханова З. З. Определение стратегических направлений развития аграрного производства на сельскохозяйственных предприятиях Республики Дагестан / З. З. Темирханова, Э. М. Эминова // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 8. — С. 119-124.
14. Экономика сельского хозяйства: учебник для студентов высших уч. заведений / Н. Я. Коваленко, Ю. И. Агибров, И. Н. Серова и др. — М.: ЮРКНИГА, 2004. — 384 с.
15. Эминова Э. М. Механизм формирования стратегических приоритетов развития пищевой промыш-
ленности /Э. М. Эминова, А. М. Абдулатипова //Региональные проблемы преобразования экономики. — № 11. — 2014. — С. 44-54.
16. Эминова Э. М. Построение эффективной системы стратегического планирования в аграрном секторе экономики /Гасанова А. Д., Э. М. Эминова //Апробация. — № 12. — 2014. — С. 27-31.
References:
1. Bandman M. K. Problem regions of resource type: programs, projects and transport corridors / edited by M. K. Bandman, V. Yu. Malov. — Novosibirsk: SB RAS IIOP, 2000. — 264 p.
2. Crowberry V. T. Economic evaluation of investment in the agricultural sector: study guide / V. T. Crowber-ry, D. J. Sudnik. — M.: LAW BOOK, 2004. — 200 p
3. Hasanov A. D. building an effective system of strategic planning in the agrarian sector of economy / A. D. Hasanov, E. M. Eminova // Testing. — 2014. — № 12 (27). — S. 27-30.
4. Dokholyan, S. V. Methodological aspects offormation of strategy of development of agroindustrial complex /
5. V., Dokholyan, Y. D. Umavov // Scientific review. Series 1. Law and Economics. — No. 6. — 2012. — S. 192197.
5. Dokholyan, S. V. development of the resource potential of agro-industrial complex in the system of regional reproduction / S. V., Dokholyan, Y. D. Umavov // Regional problems of transformation of the economy. —
2011. — No. 4. — P. 135-159.
6. Dokholyan, S. V. System approach to the formation of the concept of development of agricultural complex of the region / Dokholyan S. V., Petrosyants V. Z. //problems of development of agribusiness in the region. —
2012. — No. 3. — P. 121-130.
7. Dokholyan, S. V. Strategic directions of sustainable high-efficient agricultural production / S. V., Dokholyan,
D. G. Amurgushev // Regional problems of transformation of the economy. — 2012. — No. 3. — S. 168-185.
8. Kurbanov K. K. Strategic management ofproduction in agricultural enterprises of agroindustrial complex of region // K. K. Kurbanov, R. K. Cazalieu; Dagestan scientific. center of RAS, Institute of socio-economic research., Russian Acad. of agricultural Sciences, Dagestan scientific-research Institute of agricultural households Islands. — Makhachkala, 2010.
9. Larina N. I. Regional policy in the countries of market economy / N. I. Larin, A. A. Kiselnikov. — M.: Economics. — 2001. — 172 p.
10. Nekrasov N. N. Regional economy. Theory, problems, methods. — M.: Economics, 1978. — 368p.
11. Improvement of organizational and economic mechanism of agricultural management: sat. scientific. works. — Stavropol: Stavropol state agricultural Academy, 1996. — 127 p
12. Soviet encyclopedic dictionary / CH. edited by Prokhorov, A. M., — 4th ed. — M.: Owls. Encyclopedia, 1989. — 1632 p.
13. Temirkhanov Z. Z. Definition of strategic directions of development of agricultural production in agricultural enterprises of the Republic of Dagestan / Z. Z. Temirkhanov, E. M. Eminova // Regional problems of transformation of the economy. — 2014. — No. 8. — Pp. 119 to 124.
14. Agricultural Economics: a textbook for students of higher educational establishments / N. Y. Kovalenko, Y. I. Agapov, I. N. Serov and others — M.: YURKNIGA, 2004. — 384 p.
15. Eminova E. M. the Mechanism offormation of strategic priorities of development of the food industry / by
E. M. Eminova, A. M. Abdulatipov // Regional problems of transformation of the economy. — No. 11. — 2014. — S. 44-54.
16. Eminova E. M. building an effective system of strategic planning in the agrarian sector of economy / Gasa-nova A. D., E. M. Eminova // Testing. — No. 12. — 2014. — P. 27-31.