/8 Civil Security Technology, Vol. 7, 2010, No. 4 (26)
УДК 614.8
Стратегическая значимость Арктической зоны Российской Федерации
К. А. Козлов, Н. С. Гудовских, В. В. Кузнецов
Аннотация
В статье рассмотрены роль и значение Арктики в глобальной политике и экономике России, рассмотрены некоторые положения «Основ государственной политики в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Даны прогностические оценки природных ресурсов Арктической зоны России, проблемы освоения арктической территории, рассмотрены угрозы возникновения ЧС и состояние природной среды. Особое внимание уделено проблемам безопасности населения.
Ключевые слова: комплексная безопасность, природные ресурсы, освоение Арктики, угрозы ЧС, потенциально опасные объекты, вечная мерзлота.
Strategic Importance of the Russian Federation Arctic Zone
K. Kozlov, N. Gudovskikh, V. Kuznetsov
Abstract
Article views role and importance of the Arctic in the global policy and economy of Russian Federation. It gives some provisions of "The basis of state policy in Arctic for the period up to 2020". There are given prospective evaluation of the Russian Federation Arctic zone natural resources, Arctic territories reclaiming problems, emergency situations threats and environment condition. Special attention is paid to the population security problems.
Key words: complex security, natural resources, Arctic reclaiming, emergency situations threats, potentially dangerous objects, permafrost.
В современных условиях Арктика приобретает все большую роль в глобальной политике и экономике, а сам Арктический регион становится важнейшей ареной взаимоотношений России с зарубежными партнерами.
В «Основах государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», подписанных осенью 2008 г. Президентом России, одной из главных целей государственной политики в этом регионе названо сохранение и обеспечение защиты природной среды, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности человека.
Выделение Арктики в самостоятельный объект государственной политики обусловлено особыми национальными интересами, которые охватывают прежде
всего сферы экономики, экологии, обороны, науки и геополитики.
Взоры как минимум пяти стран обратились на Север. О своем интересе заявили США, Канада, Норвегия, Дания и Россия. В 2001 году Россия впервые подала в ООН заявку с обоснованиями своих прав на принадлежность ей части территории Арктики. Но уже тогда было ясно, что одного только этого шага будет мало для признания мировым сообществом наших интересов в этом регионе законными.
Поэтому вторым шагом и стало принятие базового документа «Основ», где изложена стратегия действий России в Арктике. Если сформулировать ее несколькими словами, то стратегия заключается в том, чтобы оптимизировать систему комплексного контроля
за обстановкой в Арктике. Исходя из духа и буквы «Основ», Россия планирует до 2020 года создать арктическую группировку войск для защиты своих экономических и политических интересов в этом регионе. Речь не идет о строительстве военных баз или создании северного военного округа. В документе четко говорится лишь об усилении пограничных войск ФСБ России и о необходимости создать береговую охрану российских арктических границ. И военное присутствие — это далеко не первоочередная задача. Наоборот, в документе подчеркивается, что стратегическим национальным интересам служит сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества, а также сбережение ее уникальных экологических систем, имеющих общемировое значение.
Согласно документу приоритетами Российской Федерации в Арктике также будут активное освоение природных ресурсов региона, развитие транспортной и пограничной инфраструктуры, а также информационно-телекоммуникационной среды.
На картах Российской Федерации показаны границы полярных владений нашей страны, хотя юридически они уже почти десятилетие не существуют.
К Северному Ледовитому океану выходят территории пяти государств — Российской Федерации, США, Канады, Дании и Норвегии. Каждое из них в одностороннем порядке провозгласило создание собственного сектора в северной полярной области нашей планеты. Во всех пяти арктических странах приняты свои критерии определения полярных областей.
Исторически сложилось, что арктическим сектором каждого из государств является пространство, основанием которого служит побережье этого государства, а боковой линией меридианы от Северного полюса до восточной и западной границ этого государства. Однако эта норма не нашла своего подтверждения в Конвенции ООН по морскому праву, принятой в 1982 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в 1997 г. Конвенция 1982 г. установила 12-мильную зону территориальных вод, на которую, равно как и на воздушное пространство над ней, на ее дно и недра, распространяется полный суверенитет прибрежного государства, и 200-мильную исключительную экономическую зону, отсчитываемую от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод. Дно морей и океанов и недра под ними, не находящиеся под чьей-либо юрисдикцией, объявляются общим наследием человечества; то есть все государства мира имеют равные права на разработку их природных ресурсов, и любое из них имеет право подать в ООН и иные специализированные международные организации заявку на разработку ресурсов морского шельфа. Если отказаться от секторального разделения Арктики, то на основе Конвенции Россия теряет суверенные права на 1,7 млн км2 своего арктического сектора. С точки зрения современного международного права линии, обозначающие боковые пределы полярных секторов, не признаются государственными границами.
Рано или поздно человечество превратит Северный Ледовитый океан в «ледовитый Персидский залив». Ве-
дущие мировые державы уже готовятся к переделу арктических пространств. В последнее время заметно активизировалась научно-исследовательская деятельность ряда стран в Арктике, в том числе и в пределах бывшего полярного сектора России. Так, только в последние годы в сектор российских полярных владений совершено не менее десяти морских научных экспедиций США, Норвегии и Германии. Немецкое научное судно «Поларштерн» провело объемные исследования в море Лаптевых, недалеко от границ 200-мильной экономической зоны России. США продолжили беспрецедентную программу изучения Арктики при помощи атомных подводных лодок, оснащенных новейшими системами картографирования морского дна и донных отложений. Даже Китай открыл исследовательскую станцию на Шпицбергене и дважды отправлял в северные моря ледокол «Снежный дракон». В освоении месторождений в Баренцевом море намеревается принять участие и Индия. В связи с глобальным потеплением и таянием вечных льдов Арктика, богатая нефтью и газом, вскоре может стать доступной кладовой энерго- и биоресурсов.
Борьба за арктические ресурсы, в которой участвуют развитые страны и растущие азиатские экономики, обостряется. При этом самые крупные и перспективные месторождения углеводородов находятся в российском секторе. По прогнозам экспертов Международного энергетического агентства, на российском шельфе, площадь которого составляет 6,2 млн км2, или 21 % всего шельфа Мирового океана, интерес для поиска нефти и газа представляют 6 млн км2. По данным Минприроды РФ, там сосредоточены запасы 15,5 млрд т нефти и 84,5 трлн м3 газа. Это примерно 20—25 % общего количества мировых ресурсов углеводородов. На сегодня на арктическом шельфе России уже выявлено более 20 крупных нефтегазовых месторождений; по меньшей мере в 10 из них перспективность недропользования уже доказана.
Помимо возможности освоения богатейших месторождений таяние льдов сулит еще один сюрприз — транспортный. Возможна реанимация Северного морского пути, практически не функционирующего после распада СССР. Лакомой добычей станет контроль над открывающимся новым транспортным коридором.
В складывающихся условиях одной из важнейших стратегических задач становится усиление и закрепление российского присутствия в Арктике.
России принадлежит ведущая роль в освоении Арктики. Протяженность арктического побережья России — около 22 600 км, при том что общая протяженность арктического побережья всех прилегающих государств — 38 700 км.
Проблемы освоения Российской Федерацией своих арктических территорий имеют стратегическое значение. Арктика на длительную перспективу является не только важнейшей ресурсной базой России, опорным регионом для наращивания ее транзитного потенциала, но и узлом пересечения долгосрочных национальных интересов нашей страны и основных зарубежных стран в международной, оборонной и экологической сферах.
Стратегическое значение Арктики очевидно, и уступить эту богатую неосвоенную землю никто добровольно не захочет. Уже сейчас Арктика обеспечивает около 11 % национального дохода России, здесь создается 22 % объема общероссийского экспорта. Достаточно сказать, что в этих районах добывается и производится более 90 % никеля и кобальта, 60 % меди, 96 % платиноидов и все 100 % барита и апатитового концентрата.
В российской части Арктики сосредоточено около четверти мировых ресурсов углеводородов. На шельфах Баренцева и Карского морей выявлены уникальные газовые месторождения. Рыбохозяйственный комплекс производит около 15 % общих объемов рыбной продукции страны и других водных биологических ресурсов. Ключевая роль в развитии единой трансконтинентальной транспортной системы принадлежит Северному морскому пути, который может стать кратчайшей трассой между европейскими и дальневосточными морскими, а также речными портами Сибири.
Территория Арктической зоны — малообжитая, а в отдельных районах безлюдная. Плотность населения составляет 1—2 человека на 10 км2. В большинстве северных районов слабо развита промышленность (кроме добывающих отраслей) и практически отсутствует транспортная инфраструктура. Например, в Якутии, занимающей площадь 3,2 млн км2 и равной нескольким европейским государствам, имеется только 115 км железных дорог и чуть больше 7 тысяч километров автодорог с твердым покрытием. Низкая плотность населения в Заполярье сочетается с компактной формой проживания. Условия жизнедеятельности диктуют максимально возможное приближение и/или совмещение промышленного и жилого секторов.
Обеспечение условий для безопасной жизнедеятельности населения, предотвращения экологических бедствий и техногенных катастроф, предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций является одной из важнейших задач государства. Данная проблема носит комплексный характер, ее решение требует продуманной координации действий органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях.
В пределах Арктической зоны РФ размещены объекты, которые могут стать источниками ЧС техногенного характера. Это в первую очередь атомные электростанции, химически опасные объекты, взрыво- и пожароопасные объекты, важные элементы коммуникаций.
Население прибрежных районов Арктики серьезно озабочено безопасностью мест базирования и обслуживания атомных кораблей Северного флота и атомного ледокольного флота, последствиями испытаний ядерного оружия на Новой Земле, а также безопасностью работы Билибинской и Кольской АЭС.
На Чукотке находится Билибинская АЭС, на ней работают 4 реактора и создан полугодовой запас ядерного горючего. В случае аварии на АЭС зона загрязнения может достигнуть около 100 км2 с населением более 7 тыс. человек. Хранилища жидких и сухих отходов Билибинской АЭС заполнены на 70—80 %. Через 3—4 года складировать радиоактивные отходы будет некуда. Би-либинская АЭС эксплуатируется с 1974 г., гарантийный срок ее эксплуатации истек.
Особо необходимо сказать о потенциальных опасностях, которые могут возникнуть в связи с затоплением в 50-60-х гг. прошлого столетия в Баренцевом и Карском морях радиоактивных отходов.
Так, в Карском море в заливах восточного побережья архипелага Новая Земля обнаружено и обследовано экспедицией МЧС России 10 комплексных захоронений твердых радиоактивных отходов (ТРО), в том числе 14 ядерных реакторов, большинство из которых с невы-груженным отработанным ядерным топливом. Хотя уровни концентрации радионуклидов в Ледовитом океане низкие, затопленные реакторы с невыгруженным отработанным топливом представляют серьезную опасность в связи с возможной их разгерметизацией и попаданием продуктов деления урана в воду Баренцева и Карского морей. Поэтому мы вынуждены продолжать поиск и установление мест захоронения ТРО.
В Арктической зоне РФ размещено несколько десятков химически опасных объектов, которые в случае аварии могут стать источниками чрезвычайных ситуаций. Например, на Архангельском целлюлозно-бумажном комбинате постоянно хранится и используется в процессе производства более 1 тыс. тонн жидкого хлора; в случае аварии с разрушением только одной цистерны с жидким хлором площадь заражения может составить более 30 км2. На территории Мурманской области работают около 30 химически опасных объектов, на которых хранятся тонны аммиака и хлора; в случае разрушения одной емкости с аммиаком площадь химического заражения может достигать 50 км2.
Характерными видами чрезвычайных ситуаций в Арктическом регионе являются пожары в жилом и промышленном секторах. Уровень пожаров в промышленном секторе заполярных регионов значительно выше, чем в регионах умеренного климата.
Последствия пожаров на Крайнем Севере характеризуются большим количеством погибших и травмированных по сравнению с регионами средних широт. Величина прямого ущерба в расчете на один пожар в 3,4 раза выше по отношению к регионам средних широт. Например, в Арктической зоне Красноярского края за 5 лет зафиксировано 450 пожаров с большим материальным ущербом. Таким образом, промышленное освоение арктических территорий осуществляется на фоне больших потерь от пожаров (до 8,8 % регионального валового продукта против 1 % от ВВП по РФ), что требует серьезной работы региональных и местных властей по профилактике пожаров и их тушению, а от МЧС России — решения комплекса научно-технических задач по пожарной безопасности объектов и территорий Севера.
К чрезвычайным ситуациям, которые характерны для полярного региона, можно отнести взрывы бытового газа в жилых домах, что зачастую требует проведения спасательных операций.
На территории Чукотского автономного округа размещено несколько складов ГСМ и взрывчатых материалов. В черте г. Анадырь размещен склад ГСМ объемом около 30 тыс. м3, в г. Певек — склад ГСМ объемом 95 тыс. м3. При взрывах и пожарах на объектах нано-
сится не только материальный, но и моральный ущерб. Десятки и сотни людей остаются без крова.
МЧС России принимает меры по смягчению последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с добычей и транспортировкой углеводородов. Так, в октябре 2008 года МЧС России совместно с ОАО «ЛУКОЙЛ» было проведено международное комплексное учение по ликвидации последствий аварии танкера в районе Варандейского нефтеналивного отгрузочного терминала ОАО «Варандейский терминал», а накануне была проведена штабная тренировка. На основе опыта учения был разработан алгоритм действий НЦУКС при авариях танкеров в арктических водах.
Реалии повседневной практики жизнеобеспечения населения свидетельствуют, что основными экологическими проблемами Арктической зоны Российской Федерации являются:
— загрязнение морской среды в районах освоения, особенно в прибрежных зонах (нефтяное загрязнение морской среды, трансграничный перенос радионуклидов морскими течениями, брошенные затопленные суда);
— неудовлетворительное состояние атмосферного воздуха в населенных пунктах, расположенных вблизи промышленных предприятий городов и населенных пунктов;
— критическое состояние водных объектов, очистных сооружений и источников питьевого водоснабжения (для 70 % административных территорий остро стоят вопросы обеспечения санитарно-гигиенических нормативов питьевого водоснабжения);
— деградация почв и растительного покрова в результате накопления отходов производства и потребления, нефтяного и химического загрязнения (в том числе стойкими органическими загрязнителями);
— радиационное загрязнение окружающей среды (места хранения отработанного ядерного топлива, использованные радиоизотопные термоэлектрические генераторы);
— угроза биологическому разнообразию животного и растительного мира (около 20 видов птиц и млекопитающих, населяющих Арктику, занесены в Красную книгу Российской Федерации);
— отсутствие эффективной системы мониторинга состояния опасных источников загрязнения и быстрого реагирования при возникновении чрезвычайных природных и техногенных ситуаций.
Еще одну угрозу для природных систем Арктики представляет глобальное потепление, которое в полярных районах проявляется почти в 10 раз сильнее, чем в среднем на планете. Если в мире температура за весь ХХ век в целом возросла на 0,6 °С, то в Арктике — на 5 °С, и по прогнозам ученых эта тенденция будет сохраняться. Поскольку Арктика является климатофор-мирующим регионом планеты, то состояние окружающей среды в Арктике является одновременно и важным индикатором глобальных изменений. Уже сейчас в Западной Сибири вечная мерзлота оттаивает на 4 сантиметра в год, а в ближайшие 20 лет ее граница сдвинется на север на 80 километров. В 1979 году площадь льдов Арктики составляла 7,2 млн км2, в 2007 г. она составила
4,3 млн км2. Теплеет вода и на глубине до 2 тыс. метров. Процесс потепления на Земле обуславливает ускорение и усиление различных опасных явлений.
Природные комплексы Арктики и Севера, характеризующиеся экстремальными климатическими и геофизическими условиями, являются особо уязвимыми, неустойчивыми к внешним воздействиям, пониженной способностью к восстановлению и самоочищению.
Интенсивное развитие промышленных и энергетических производств на Севере приводит к загрязнению воздуха, превышающему санитарно-гигиенические нормы; в городах Мончегорск, Норильск, Магадан, Мурманск, Архангельск и ряде других концентрации сразу нескольких веществ в атмосфере превышают ПДК в 10 и более раз.
Северные водоемы имеют низкую самоочищающую способность. При этом токсические вещества продолжительное время находятся в воде и аккумулируются в донных отложениях. Это привело к тому, что практически потеряли свое рыбохозяйственное значение более 200 северных промысловых рек.
Загрязнение водосборного бассейна Северного Ледовитого океана привело, наряду с деградацией большинства крупных речных экосистем, к загрязнению арктических морей. В результате поступления континентальных стоков, интенсивной работы морского транспорта, освоения морского шельфа и других видов антропогенного воздействия экосистемы Баренцева моря находятся в угрожающем состоянии; запасы его биологических ресурсов сократились в последние годы в 5—7 раз. На грани катастроф находятся экосистемы Белого и Карского морей.
Нефть и газ — фундамент экономики современной России, но и источник повышенной опасности для окружающей природной среды. Нефтегазовый комплекс Арктики был и остается крупнейшим загрязнителем природной среды в стране; он дает до 30 % загрязняющих веществ, выбрасываемых промышленностью. Многие водоемы, соседствующие с разрабатываемыми месторождениями, до предела загрязнены нефтепродуктами. На балансе нефтяников более 100 тыс. га нарушенных земель. Более половины промышленных отходов — это тоже продукты деятельности топливного комплекса. Тысячи «бесхозных» скважин, тысячи километров ржавеющих внутрипромысловых и магистральных трубопроводов — это постоянная угроза аварий с тяжелыми экологическими и экономическими последствиями.
По данным самих нефтяников, более одного процента добываемой нефти проливается на землю при извлечении из недр или транспортировке. Оценка экспертов гораздо выше. Но если учесть, что Россия сейчас добывает около 500 млн тонн нефти в год, на землю в любом случае льются миллионы тонн нефти и нефтепродуктов.
Особенно велики потери при перекачке нефти на самих месторождениях — от скважины до пункта сбора. Трубы там сравнительно тонкие, а нефть идет такой, какой она поступила из недр, — с водой, газом, солями, тяжелыми парафиновыми фракциями. Такие утечки по масштабам сравнительно невелики, но их число
очень велико — до 25-30 тыс. зарегистрированных случаев ежегодно. Считается, что только в Западной Сибири за время эксплуатации ее месторождений в землю ушло около 100 млн тонн нефти.
Мировой опыт борьбы с загрязнением окружающей среды нефтью и нефтепродуктами показывает, что для оперативного реагирования на аварийные ситуации необходим постоянно находящийся в готовности комплекс технических средств в виде универсальных экологических комплексов, автономных аварийных экологических модулей, мобильных установок, содержащих постоянно возобновляемый (неснижаемый) запас природоохранных средств.
В связи с этим для нашей страны на первое место выйдут последствия, связанные с отступлением вечной мерзлоты, которая охватывает огромную часть территории России, занимая до 65 % площади страны. Эти последствия станут реальными угрозами для безопасности населения и территорий Крайнего Севера. На вечной мерзлоте расположено множество городов и поселков Восточной и Западной Сибири, проложены нефте-и газопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и коммуникаций.
Оттаивание мерзлых пород грозит ростом техногенных чрезвычайных ситуаций из-за обрушения зданий и сооружений, повреждения коммуникаций.
Значительные изменения прочности зданий уже произошли в Якутске, а к 2030 г. масштабы разрушений могут стать катастрофическими, если не принять срочных защитных мер. Угрозе разрушения может подвергнуться более четверти стандартных жилых домов, построенных в 1950-1970 гг. в городах Якутск, Воркута, Тикси и др.
Важным последствием изменений климата для северных территорий России станут проблемы, связанные с наводнениями и паводками, которые из всех стихийных бедствий занимают первое место по суммарному среднегодовому ущербу.
Прогнозируется усиление различных неблагоприятных и опасных процессов, таких как оползни на оттаивающих склонах и медленное течение талого грунта (солифлюкция), а также значительные просадки поверхности за счет уплотнения грунта и его выноса с талыми водами (термокарст). Эти изменения окажут негативное воздействие не только на экономику регионов, но и на организацию реагирования на чрезвычайные ситуации в них.
Очевидно, станут непригодными для использования действующие сегодня полевые аэродромы, которые необходимы для доставки в северные районы продуктов питания, почты, ГСМ, других товаров, оказания медицинской помощи и спасения людей. Подготовка транспортной инфраструктуры северных территорий в новых климатических условиях становится очень актуальной задачей.
Риск для объектов инфраструктуры особенно велик там, где мерзлый грунт содержит большое количество льда. К таким районам относится значительная часть долины реки Лены, Западно-Сибирская равнина, Чукотка и большая часть островных территорий севера европейской части страны, на которых
находятся крупные нефтегазовые комплексы, линии электропередачи, Билибинская АЭС и другие опасные объекты.
Состояние природной среды на Крайнем Севере сильно сказывается на демографических и социальных процессах. Большую озабоченность вызывают проблемы здоровья северян. Экстремальные условия их жизни, экономические стрессы, широкая распространенность среди местного населения социальных болезней требуют специфических условий профилактики и лечения. К примеру, такая особенность прослеживается в Воркутинском угледобывающем районе, где до 30 % заболеваний органов дыхания связаны с загрязнением атмосферного воздуха.
Реальный путь к устойчивому развитию северных регионов — формирование системы устойчивых природных ландшафтов. Россия имеет самый большой и богатый природный потенциал (65 % ненарушенных природных ландшафтов). Нельзя не заметить, что если за несколько десятилетий возможно ликвидировать голод и нищету, то для восстановления нарушенной природы понадобятся столетия. Поэтому огромной экономической ценностью становятся территориальные ресурсы Севера. На Севере России развивается рекреационная деятельность. Европейский Север обладает высоким, но до сих пор недостаточно востребованным природным потенциалом — лечебным, оздоровительным, туристическим и познавательным.
Реализация этого потенциала могла бы способствовать улучшению условий жизнедеятельности северян, развитию индустрии отдыха, увеличению занятости местного населения, что, безусловно, ускорило бы решение природоохранных задач, повысило уровень экологического воспитания и культуры населения.
Как видно из вышеизложенного, круг политических, экономических и социальных проблем, связанных с обеспечением комплексной безопасности северных территорий России, весьма широк. Назрел вопрос о социально-экономическом развитии северных территорий страны в тесной увязке с решением проблемы их комплексной безопасности.
Реализация намеченных планов является оптимальным решением проблемы создания эффективной системы противодействия новым рискам чрезвычайных ситуаций, действенным механизмом консолидации усилий государства и общества в создании условий, обеспечивающих опережающий экономический рост и безопасное сбалансированное территориальное и инфраструктурное развитие.
Проблемы обеспечения безопасности населения Заполярья и окружающей среды диктуются самой жизнью. Опасные природные явления предотвратить очень сложно, а аварии в техносфере невозможно полностью исключить. Поэтому чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, в том числе влияющие на экологическую безопасность, неизбежны.
Следовательно, необходимо продолжение научных исследований проблем безопасности Арктики и северных территорий, а также совершенствование способов и методов предупреждения и ликвидации возможных ЧС в условиях северных территорий.
Литература
1. «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Утверждены Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г
2. Концепция проекта Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации», 2010.
3. Цаликов Р.Х., Акимов В. А., Козлов К. А. Оценка природной, техногенной и экологической безопасности России. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009.
4. Государственные доклады о состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС природного техногенного характера в 2001-2009 гг. М.: МЧС России.
5. Акимов В. А. Риски в природе, техносфере и обществе. М.: Деловой экспресс, 2004.
6. Воробьев Ю. Л. Основы защиты населения и территорий в кризисных ситуациях. М.: Деловой экспресс, 2006.
7. Россия в борьбе с катастрофами. В 3 томах / Под общ. ред. С. К. Шойгу. М.: Деловой экспресс, 2007.
8. Современные технологии защиты и спасения /Под общ. ред. Р. Х. Цаликова. М.: Деловой экспресс, 2007. 288 с.
9. Шойгу С. К., Воробьев Ю. Л., Владимиров В. А. Катастрофы и государство. М.: Энергоатомиздат, 1997.
10. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р).
Сведения об авторах
Козлов Константин Александрович: д.в.н., профессор, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), главный научный сотрудник. 121352, г Москва, ул. Давыдковская, 7. Гудовских Николай Сергеевич: аспирант, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 121352, г Москва, ул. Давыдковская, 7.
Кузнецов Виктор Владимирович: аспирант, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 121352, г Москва, ул. Давыдковская, 7.