8.3. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Линников Александр Сергеевич кандидат юридических наук, адвокат, Председатель Совета Коллегии адвокатов Московской области «ЛИД Консалтинг», Член Экспертно-консультационного Совета при Комитете Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному
законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Место работы: Коллегия адвокатов Московской
области «ЛИД Консалтинг»
a.linnikov@leadcons.ru
Аннотация: В статье рассмотрена актуальная тема -исследование теоретических основ обеспечения финансовой безопасности финансовых организаций.
Приводится расширенное толкование диффиниции
финансовой организации, являющейся частью
национальной экономической системы. Приводится
обоснованное утверждение о повышении роли финансовых организаций в обеспечении финансовой безопасности государства в целом, коммерческих банков в частности.
Автором определены задачи, решение которых будет способствовать эффективному управлению системой финансовой безопасности и мониторинга финансовокредитной организации.
Гоуппировка факторов влияния позволила сформулировать основополагающие принципы реализации стратегии
финансовой безопасности.
Ключевые слова: финансовая организация, финансовая безопасность
STRATEGIC GOALS AND OBJECTIVES OF PROVIDING FINANCIAL SECURITY TO FINANCIAL INSTITUTIONS
Linnikov Alexander, LLM, Ph.D., Attorney-at-Law, Chairman of the Council of the Moscow Regional Bar Association «LEAD Consulting», Member of the Expert and Advisory Council of the Committee of the Council of the Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation on Constitutional Legislation, Legal and Judicial Affairs and Civil Society Development
Place of employment: Moscow Regional Bar Association «LEAD Consulting»
a.linnikov@leadcons.ru
Annotation: The hot topic of article is a research of theoretical bases of ensuring financial safety of the financial organizations is considered. Expanded interpretation of a diffinition of the financial organization which is part of national economic system is given. The reasonable statement about increase of a role of the financial organizations is provided in ensuring financial safety of the state as a whole, commercial banks in particular.
The author defined the tasks which decision will promote effective management of financial safety system and monitoring of the financial and credit organization.
The group of factors of influence allowed to formulate the fundamental principles of strategy realization of financial safety.
Keywords: financial organization, financial safety
В современном экономическом обороте наблюдается превышение объемов реализации услуг, в том числе
финансовых, над объемами реального производства. Эта тенденция вовсе не означает снижения темпов производства материальных благ и объясняется исключительно тем, что объемы реального производства увеличиваются медленнее, чем растут объемы предоставления услуг. Развитие общества на современном этапе приводит к изменению структуры потребления. После решения насущной задачи стабильного обеспечения населения товарами первой необходимости начинается рост потребления услуг. Это приводит к соответствующему изменению пропорции производства и занятости в структуре экономики. Например, в России доля услуг к 2010 году, по данным Росстата, составила 62,7 % ВВП, предметов
промышленности - 27,5 % ВВП, предметов сельского хозяйства - 9,8 % ВВП. А доля финансовых услуг в основных ценах увеличилась с 4,6% в 2012 году до 5,1% в 2013 году1.
Глобальные преобразования, происходящие в мировой и отечественной экономике, стирают географические барьеры и существенным образом изменяют организационные основы деятельности финансовых организаций. Современные условия диктуют необходимость радикального изменения традиционных бизнес-моделей и создания новых, ранее не использовавшихся способов ведения бизнеса. Разумеется, в таких условиях неизбежен и коренной пересмотр методов и механизмов управления деятельностью финансовых организаций.
Изучение международной практики и, в частности, анализ финансового законодательства Европейского Союза свидетельствуют о большом разнообразии видов и организационно-правовых форм финансового бизнеса в современном мире. В этом же направлении развивается и российское законодательство.
Однако, несмотря на то, что российское законодательство не содержит четкого определения понятия «финансовая организация», в нем содержится весьма широкий перечень организаций, подпадающих в категорию «финансовых» в силу природы и специфики бизнеса2. В перечень финансовых организаций, в частности, входят :
- кредитные организации (т.е. банки и небанковские кредитные организации);
- микрофинансовые организации;
1 http://www.gks.ru/bgd/free/B13_00/IssWWW.exe/Stg/dk09/2-1 .Мт (дата обращения 19 октября 2013 года)
2 Ни законодатель, ни юридическая и экономическая наука не предлагают ясного и четкого определения термина «финансовая организация». Большинство доктринальных источников содержат определения, являющиеся производными от перечня финансовых организаций, предусмотренного законом.
См, например, работу Кругловой Н.Ю. (Круглова Н.Ю., «Хозяйственное право. Учебное пособие», 2-е издание, М.: Издательство РДЛ, 2001, стр. ... ), в которой автор опрпделяет финансовую организацию как «юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитный потребительский союз и иная организация, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг, аффилированное лицо и группа лиц финансовых организаций, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основе соответствующей лицензии деятельность на рынке финансовых услуг».
3 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-Ф3 (ред. от 02.07.2013 N 144-ФЗ) «О защите конкуренции».
- кредитные потребительские кооперативы;
- страховые организации (страховщики, страховые брокеры, общества взаимного страхования);
- фондовые биржи, валютные биржи;
- ломбарды;
- лизинговые компании;
- негосударственные пенсионные фонды;
- управляющие компании инвестиционных фондов, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, управляющие компании негосударственных пенсионных фондов;
- специализированные депозитарии инвестиционных фондов, специализированные депозитарии паевых инвестиционных фондов, специализированные депозитарии негосударственных пенсионных фондов;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Таким образом, к перечню финансовых организаций относятся хозяйствующие субъекты, предоставляющие те или иные виды финансовых услуг. Однако, единообразный порядок регулирования их деятельности отсутствует, поскольку не все поименованные выше виды бизнеса подлежат лицензированию или подпадают под требование обязательного членства в саморегулируемых организациях (СРО). В частности, лизинговые компании являются юридическими лицами общей правоспособности. Это означает, что и к ним не предъявляется никаких специальных требований в отличие, например, от кредитных или страховых
организаций.
На наш взгляд, приведенный выше перечень
финансовых организаций является неполным. В частности, нуждается в специальном регулировании деятельность так называемых «коллекторских агентств», то есть компаний, осуществляющие взыскание с
должников просроченной задолженности в интересах кредиторов, преимущественно банков или иных кредитных организаций. Такую деятельность часто считают разновидностью юридического бизнеса, что, по нашему убеждению, неверно. В силу неразрывной связи процесса взыскания задолженности с самим кредитованием и значения взыскания долга для восстановления утраченной ликвидности кредитных организаций и, следовательно, укрепления их финансовой стабильности, деятельность
«коллекторских агентств, безусловно, следует считать разновидностью финансового бизнеса, подлежащего специальному регулированию.
Возвращаясь к основной теме работы, принимая во внимание изложенные выше соображения, мы предлагаем руководствоваться собственным
определением и понимать под финансовыми организациями хозяйствующих субъектов различных видов и организационно-правовых форм, деятельность которых заключается в удовлетворении спроса на финансовые услуги со стороны экономики и общества (юридических и физических лиц) на качественном и этическом уровне, соответствующем степени развития рынка.
В микроэкономическом аспекте степень качества и эффективности финансовых услуг является одним из важнейших показателей, определяющих уровень качества жизни людей в целом. В макроэкономическом аспекте повышение качества финансовых услуг является одним из ключевых факторов экономической эффективности и поддержания международной конкурентоспособности государства, а также устойчивости его финансовой системы.
Фундаментом экономически эффективного государства является экономическая безопасность. Согласно мнению специалистов4, экономически эффективное государство - это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в определенное время и при данных обстоятельствах в условиях неограниченной международной конкуренции. Современная экономика управляется преимущественно посредством финансовых механизмов и при помощи финансовых стимулов. Таким образом, в современных условиях именно финансовую безопасность следует считать основой экономической безопасности государства.
В широком понимании, финансовая безопасность (англ. financial security)5 - это собирательная категория, включающая комплекс мер, методов и средств защиты экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне. Финансовая безопасность достигается путем ведения целенаправленной деятельности в финансовой сфере и в сопряженных с ней сферах: денежно-кредитной, экономической, социальной, сфере международных финансов и т.д.
Рассмотрим основные научные подходы к содержанию понятия «финансовая безопасность», изложенные в трудах ряда отечественных авторов.
1. Глобальный подход, согласно которому финансовую
безопасность следует рассматривать не как отдельный элемент экономической безопасности государства, а как одну из основ национальной безопасности государства в целом. Сторонники глобального подхода полагают, что финансовая безопасность - это такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать экономические условия
функционирования государственных учреждений, власти и рыночных институтов ; это непременное условие способности государства осуществлять
самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами7.
2. Функциональный подход подчеркивает высокое значение устойчивости и непрерывности функционирования финансовой системы государства, стабильности происходящих в ней процессов, подержания установившихся отношений. По мнению сторонников этого подхода, финансовая безопасность -это обеспечение такого развития финансовой системы, финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются финансовые условия, необходимые для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы, успешного
4 Государство и рынок: американская модель / монография ученых Института США и Канады РАН. - М.: Анкил, 1999. - С. 10.
5 URL: http://www.rusconsult.ru/glossary/финансовая безопасность (дата обращения: 05 сентября 2013г.).
6 Галочкина О.А. Проблемы обеспечения финансовой безопасности // Сборник научных трудов «Социально-экономические проблемы развития России и процессы глобализации: потенциал возможного. - СПб.: Институт бизнеса и права. - 2007.
7 Бурцев В.В. Факторы финансовой безопасности России //Менеджмент в России и за рубежом - 2001. - № 1.
преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере .
3. Локальный подход оценивает финансовую
безопасность отдельно взятого предприятия
(организации) со следующих позиций:
3.1. С точки зрения количественно и качественно
детерминированного уровня финансового положения предприятия (организации). При этом под финансовой безопасностью понимается состояние, при котором
обеспечивается стабильная защищенность
приоритетных сбалансированных финансовых интересов организации от идентифицированных реальных и потенциальных угроз внешнего и внутреннего характера. Параметры такого состояния определяются на основе финансовой философии организации и создают предпосылки для финансовой поддержки устойчивого роста организации в текущем и перспективном периоде.
3.2. С позиции финансового положения предприятия (организации), состояние финансовой безопасности характеризуется:
во-первых, сбалансированностью и качеством совокупности финансовых инструментов, технологий и услуг, используемых предприятием (организацией);
во-вторых, устойчивостью организации к внешним и внутренним угрозам финансово-экономического характера;
в-третьих, способностью системы собственных финансов предприятия (организации) обеспечить реализацию его финансовых интересов, целей и задач достаточным объемом финансовых ресурсов;
в-четвертых, способностью предприятия (организации) обеспечивать дальнейшее развитие системы собственных финансов.
3.3. С точки зрения стабильности и устойчивости
деятельности предприятия (организации) финансовая безопасность определяется как состояние, при котором обеспечивается защита от возможных финансовых затрат, предупреждается банкротство предприятия и достигается наиболее эффективное использование корпоративных ресурсов9 либо как финансовое
положение и финансовую стабильность, способные обеспечить предприятию нормальное эффективное развитие его деятельности10.
3.4. С точки зрения степени эффективности
использования ресурсов предприятия (организации) под финансовой безопасностью понимается состояние наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов предприятия, выраженное в лучших значениях финансовых показателей прибыльности и рентабельности бизнеса, качества управления, использования основных и оборотных средств
предприятия, структуры его капитала, нормы
дивидендных выплат по ценным бумагами предприятия, а также курсовой стоимости его ценных бумаг как синтетического индикатора текущего финансовохозяйственного состояния предприятия и перспектив его технологического и финансового развития11.
Наиболее удачным, по нашему мнению, следует
признать определение, предложенное В.К. Сенчаговым
8 Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. - М.: Дело, 2005.
9 Реверчук Н.Й. Управління економічною безпекою підприемницьких структур. / Н.Й. Реверчук. - Л.: ЛБІ НБУ, 2004.
10 Кириченко О. Вплив інфляциішних процесів на фіансову безпеку підприемства / О. Кириченко, Ю. Кім // Економіка та держава. - 2009. -№1.
11 Мунтіян В.І. Економічна безпека Украіни. / В.І. Мунтіян. - К.: КВЩ,
1999.
(функциональный подход)12, поскольку оно не только представляет собой наиболее емкое и точное толкование понятия «финансовая безопасность», но и помогает сформировать стратегию ее достижения.
Рассмотрев основные подходы к определению понятия «финансовая безопасность» в целом, перейдем к рассмотрению основных аспектов финансовой безопасности кредитных организаций. По нашему мнению, именно кредитные организации и, в особенности банки являются наиболее показательным примером для целей настоящей работы, в частности, по следующим причинам:
во-первых, банковские услуги, бесспорно, составляют большую часть в совокупном объеме реализации финансовых услуг как в России, так и за рубежом;
во-вторых, социальная функция в деятельности банков наиболее широко и ярко проявляется в обществе по сравнению с деятельностью иных финансовых организаций. Более того, стабильность работы и финансовая безопасность банков зачастую являются одним из факторов поддержания социальной стабильности и общественного порядка;
в-третьих, регулирование деятельности кредитных организаций и банковский надзор в России организованы на удовлетворительном профессиональном и качественном уровне и осуществляются с относительно высокой степенью эффективности.
В 2000 году по инициативе Ассоциации российских банков (АРБ) группой специалистов была разработана «Концепция безопасности коммерческого банка» (далее
- Концепция)13. В этом любопытном документе, составленном на основе анализа некоторого практического опыта, определены цели, задачи и принципы построения системы защиты кредитной организации от внутренних и внешних угроз, а также указаны основные направления работы такой системы. Концепция содержит ряд рекомендаций по разработке программы безопасности банка.
Согласно Концепции, под безопасностью
коммерческого банка понимается состояние защищенности интересов владельцев, руководства и клиентов банка, материальных ценностей и
информационных ресурсов от внутренних и внешних угроз. При этом главной целью системы безопасности является обеспечение устойчивого функционирования банка и предотвращение угроз его безопасности, защита законных интересов кредитной организации от противоправных посягательств, охрана жизни и здоровья персонала, недопущения хищения финансовых и
материально-технических средств, уничтожения имущества и ценностей, разглашения, утраты, утечки, искажения и уничтожения служебной информации, нарушения работы технических средств, обеспечения производственной деятельности, включая и средства информатизации.
В качестве иных целей системы безопасности банка авторы Концепции также выделяют: формирование целостного представления о системе безопасности банка и взаимоувязка различных элементов этой системы, определение путей реализации мероприятий, обеспечивающих необходимый уровень надежной защищенности объектов, а также повышение имиджа и роста прибыли банка за счет обеспечения высокого качества предоставляемых услуг и создания гарантий имущественных прав и интересов клиентов банка.
12 Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. - М.: Дело, 2005.
13 http://daily.sec.ru/publication.cfm?pid=4062 (дата обращения: «19» сентября 2013 г.)
Задачами системы безопасности кредитной
организации, согласно Концепции, являются:
- прогнозирование, своевременное выявление и устранение угроз безопасности персоналу и ресурсам банка; причин и условий, способствующих нанесению финансового, материального и морального ущерба, нарушению его нормального функционирования и развитию;
- отнесение информации к категории ограниченного доступа (государственной, служебной, банковской и коммерческой тайнам, иной конфиденциальной информации, подлежащей защите от неправомерного использования), а других ресурсов -к различным уровням уязвимости (опасности) и подлежащих сохранению;
- создание механизма и условий оперативного реагирования на угрозы безопасности и проявление негативных тенденций в функционировании банка;
- эффективное пресечение угроз персоналу и посягательств на ресурсы на основе правовых, организационных и инженернотехнических мер и средств обеспечения безопасности;
- создание условий для максимально возможного возмещения и локализации наносимого ущерба неправомерными действиями физических и юридических лиц, ослабление негативного влияния последствий нарушения безопасности на достижение стратегических целей банка.
Большое и, пожалуй, избыточное внимание авторы Концепции уделяют сугубо формальным аспектам системы безопасности, техническому обеспечению безопасности банка, а также вопросам взаимодействия с правоохранительными органами. Однако, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяется существенным правовым и экономическим аспектам безопасности банка как субъекта, основной целью деятельности которого является извлечение прибыли, а с другой стороны как организации, оказывающей финансовые услуги физическим и юридическим лицам.
Принимая по внимание доктринальные определения финансовой безопасности, а также подходы, изложенные практиками банковской деятельности в «Концепции безопасности коммерческого банка», мы приходим к выводу, что финансовая безопасность кредитной организации достигается при таком состоянии финансовых и/или иных имущественных и неимущественных отношений банка с клиентами, сотрудниками, деловыми партнерами и/или органами государственной власти (надзорными органами), которое позволяет даже в условиях негативного воздействия внутренних и внешних факторов эффективно обеспечить достижение положительного финансового результата деятельности банка и соблюдение неприкосновенности финансовой безопасности потребителей финансовых услуг (клиентов кредитной организации).
При этом под системой финансовой безопасности кредитной организации следует понимать систему управления ресурсами (в первую очередь, финансовыми), при которой:
во-первых, обеспечивается эффективность использования финансовых ресурсов кредитной организации и осуществляется надлежащий контроль над их распределением и использованием;
во-вторых, обеспечивается положительный финансовый результат деятельности банка, т.е. достигается цель его деятельности как коммерческой организации;
в-третьих, на регулярной основе осуществляется мониторинг и анализ реальных и потенциальных угроз и рисков в деятельности банка и при необходимости принимаются меры по устранению (локализации) таких угроз и рисков;
в-четвертых, осуществляется эффективный надзор за деятельностью кредитной организации, предусматривающий
возможность оперативного вмешательства регулятора в случае неспособности кредитной организации самостоятельно обеспечить безопасность интересов клиентов.
По нашему мнению, именно степень эффективности, профессионализма и объективности банковского регулирования и надзора является одним из ключевых факторов финансовой безопасности кредитной организации.
Повысить качество финансовых услуг, поддержать стабильность и финансовую устойчивость кредитных организаций, а значит и обеспечить финансовую безопасность (как самих банков, так и всей банковской, денежно-кредитной и финансовой системы в целом). Эти задачи невозможны без внедрения на государственном уровне единой стратегии эффективного регулирования деятельности не только кредитных, но и, в принципе, всех финансовых организаций. При этом, целью стратегии эффективного регулирования
деятельности финансовых организаций должно стать обеспечение финансовой безопасности как на локальном, так и на глобальном уровне.
Для достижения цели обеспечения финансовой безопасности кредитных организаций необходимо решение следующих задач:
- обеспечение эффективной правовой защиты прав и законных интересов кредитной организации, ее собственников (участников, акционеров), должностных лиц и сотрудников;
- обеспечение непрерывности деятельности по профилактике правонарушений в отношении имущества и персонала кредитной организации;
- своевременное выявление реальных и потенциальных угроз устойчивости и непрерывности деятельности кредитной организации, принятие мер по их устранению или локализации;
- выявление внутренних и внешних причин и условий, способствующих причинению материального и/или морального вреда кредитной организации, ее работникам и клиентам; своевременное устранение таких причин;
- оперативное реагирование должностных лиц и подразделений (служб) кредитной организации на возникающие угрозы и/или негативные тенденции изменения внешней и внутренней среды;
- определение и, по возможности, сознательное формирование благоприятных условий для ведения бизнеса кредитной организацией;
- последовательное расширение сферы бизнеса и продуктовой «линейки» кредитной организации в пределах ресурсных, географических, кадровых и иных объективных ограничений, а также лицензионных требований и этических норм;
- своевременное принятие мер по устранению (локализации) материального и/или морального вреда безопасности кредитной организации, возникшего в результате противоправных действий и/или недобросовестной конкуренции;
- генерирование, сбережение и эффективное использование финансовых, материальных и информационных ресурсов кредитной организации.
Степень финансовой безопасности характеризуется рядом индикаторов. Индикаторы финансовой безопасности представлены в работах многих отечественных ученых, посвященных проблемам управления экономическими системами. Наиболее полно они представлены в работах Мальцева Г.Н. и Мальцева И.Г. В работе, посвященной проблемам управления и прогнозирования,14 авторы выделяют пять основных групп индикаторов финансовой безопасности:
1. Группа макрофинансовых индикаторов, в состав которой входят такие индикаторы, как уровень
14Мальцев Г.Н., Мальцева И.Г. Финансы: Проблемы управления и прогнозирования. - М.: Дело, 2005. - С. 291-340.
монетизации экономики, индикатор объема и структуры денежного спроса и предложения, уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами, уровень нелегального оттока капиталов, рентабельность экономики (ключевых отраслей) и другие;
2. Гоуппа ценовых индикаторов, в т.ч. уровень инфляции и динамика цен на различные группы товаров и услуг.
3. Группа индикаторов, отражающих состояние процессов, происходящих на финансовых рынках (критическое изменение фондового индекса; объем рынка производных финансовых инструментов по отношению к объему рынка первичных финансовых инструментов; доля иностранных портфельных инвестиций в ценные бумаги по отношению к иностранным инвестициям в целом; темпы прироста капитализации фондового рынка по отношению к темпам прироста ВВП; доходность государственных ценных бумаг по отношению к темпам прироста ВВП; соотношение темпов роста курса доллара в рублях и темпов роста индекса РТС).
4. Группа индикаторов безопасности банковской деятельности включает, в частности, следующие: отношение совокупных активов банковской системы к ВВП; средние сроки привлечения и размещения кредитов и депозитов; временная структура кредитов и депозитов и ряд других.
5. Группа индикаторов, характеризующих соотношения сбережений и инвестиций в экономике (соотношение инвестиций и сбережений в экономике; структура сбережений в национальной и иностранной валюте; недоиспользование инвестиций для капитальных вложений).
Однако, на наш взгляд, представленный выше перечень индикаторов финансовой безопасности является неполным. Полагаем, что целесообразно дополнить перечень еще одним важным индикатором, который отражал бы структуру рынка банковских услуг по их видам, а также позволял оценить способность банковской системы обеспечить субъектов экономической деятельности финансовыми средствами, достаточными для выполнения их функций. Таким индикатором является структура доходов банка (в микроаспекте) и/или структура доходов всей совокупности кредитных организаций, образующих второй уровень банковской системы государства (в макроаспекте).
Полагаем, что индикатор структуры доходов следует использовать в ходе формирования системы мониторинга финансовой безопасности кредитных организаций, а также внедрить как один из обязательных параметров отчетности финансовых организаций перед соответствующими надзорными органами. Более того, не исключаем, что индикатор структуры доходов в отдельных случаях может использоваться для установления рекомендательных параметров и/или нормативов пруденицального регулирования деятельности финансовых организаций. Стоит отметить, что подобные индикаторы - показатели доходности и качества управления кредитными организациями - уже используются Банком России в целях оценки соответствия банков требованиям, предъявляемым к участникам системы страхования вкладов.
Необходимость и важность исследования вопросов финансовой безопасности кредитных организаций определяется не только и не столько большим научным
значением этой темы, сколько соображениями практического характера. Одним из основных вызовов, брошенных миру глобальным фиансово-экономическим кризисом является именно невозможность обеспечения финансовой безопасности как на международном, так и на национальном и локальном уровне. В числе глобальных и локальных угроз и рисков, диктующих такое положение дел, следует особо отметить следующие факторы:
- существенная зависимость экономического положения и благосостояния государства и отдельных его территорий от конъюнктурных колебаний цен на мировых сырьевых рынках и международных рынках капитала;
- значительное отставание темпов замены выработавших свой ресурс основных фондов у предприятий (организаций) от темпов их старения из-за постоянного существенного дефицита финансирования;
- излишне жесткое и бюрократичное банковское
регулирование, отсутствие у кредитных организаций
достаточного финансового потенциала и ограниченность средств и методов управления ликвидностью в условиях необходимости соблюдения обязательных нормативов
деятельности;
- факторы политической нестабильности и международной напряженности.
По мнению многих экспертов, мировой финансовоэкономический кризис далек от завершения. Сильнее всего он поражает слабые в финансово-экономическом отношении страны. К числу таких государств, к сожалению, пока относится и Россия. Выработка и имплементация стратегии эффективного регулирования деятельности финансовых
организаций, основанной на принципах финансовой
безопасности, должна являться одним из приоритетов в деятельности государства, направленной на
предупреждение развития кризисных явлений в экономике и финансовой системе России и преодоление последствий мирового финансового кризиса.
Финансовая безопасность кредитных организаций определяется как внутренними, так и внешними
факторами.
Внутренние факторы в значительной мере определяют некоторые качественные характеристики работы
кредитной организаций и одновременно сами находятся в зависимости от качества ее деятельности. К числу внутренних факторов, в частности, относятся:
- качество и эффективность деятельности персонала;
- эффективность организации процесса управления;
- степень и эффективность процессов информатизации;
- качество контроля над процессами исполнения
управленческих решений;
- эффективность деятельности служб внутреннего контроля (контроль соответствия надзорным требованиям) и внутреннего аудита (контроль соблюдения интересов собственников бизнеса).
Внешние факторы прямо не зависят от деятельности самих кредитных организаций, но существенно влияют на степень доступности финансовых и иных необходимых кредитной организации ресурсов и
определяют условия их доступности и использования. Внешние факторы можно условно подразделить на природные, общегосударственные и региональные
факторы.
Название природных факторов финансовой
безопасности говорит само за себя, подразумевает их естественный характер и не требует каких-либо
дополнительных комментариев, кроме того, что их влияние на деятельность именно финансовых организаций, как правило, не имеет длящегося
воздействия, а, скорее, носит характер обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора).
К общегосударственным внешним факторам безопасности финансовых организаций относятся:
- состояние правового регулирования финансовой отрасли;
- особенности экономической и финансовой политика государства.
К региональным внешним факторам финансовой безопасности применительно к региональным условиям Российской Федерации следует отнести:
- экономический потенциал и состояние ресурсной базы региона;
- состав и сфера экономических интересов местных элит;
- имидж региона;
- наличие хозяйственных связей с другими субъектами Российской Федерации;
- наличие направления стратегического развития кредитных организаций в рамках региона.
Не отрицая важности каждого фактора и компонента безопасности функционирования и развития кредитных организаций, заметим, что в современных условиях наибольшее значение имеют финансовые факторы, определяющие их финансовую безопасность, которую следует рассматривать в качестве одного из основных целевых показателей их деятельности.
Такой подход к понятию безопасности функционирования и развития кредитных организаций, работающих в условиях рыночного хозяйства, по нашему мнению, логичен, поскольку именно финансовая безопасность субъектов определяет возможность реализации их стратегических и текущих целей, а, следовательно, характер и направление их деятельности.
Проведенный нами анализ разнообразных факторов, влияющих на безопасность функционирования и развития кредитных организаций, определяет необходимость разработки системной концепции управления их безопасным развитием в условиях рыночной экономики.
Сформулируем главные принципы, на которых должна основываться стратегия достижения финансовой безопасности кредитной организации:
1. принцип поддержания конкурентоспособности -безусловный приоритет создания и поддержания конкурентного преимущества как основной цели развития кредитной организации;
2. принцип знания ресурсного потенциала - полная и объективная оценка ресурсного потенциала кредитной организации как совокупности всех ресурсов, обеспечивающих непрерывность работы и возможность достижения целей деятельности кредитной организации;
3. принцип диверсификации - диверсификация видов деятельности (в пределах лицензионных требований) и обеспечение разнообразия предлагаемых финансовых услуг;
4. принцип стратегического планирования - четкое определение целей и задач деятельности во временной перспективе на основе стратегии развития кредитной организации и с учетом особенностей текущей ситуации в стране и в мировом хозяйстве;
5. принцип инновационной превенции - осуществление инновационных изменений в деятельности в порядке упреждения воздействия угроз и рисков, обусловленных внешними и внутренними рисками;
6. принцип анализа долгосрочных последствий риска -обязательность учета и анализа долговременных
последствий риска стратегических решений по развитию кредитной организации;
7. принцип анализа разумных альтернатив -формирование альтернативных вариантов развития кредитной организации в случае возникновения существенных рисков в деятельности;
8. принцип комплексного подхода к управлению бизнесом - наличие комплексной системы управления кредитной организацией, обеспечивающей полную управляемость и постоянный рост финансовой безопасности;
9. принцип адаптивности кадровой политики -адаптация системы мотивации и стимулирования персонала к генерированию идей и поиску новых технологий решения текущих и стратегических задач кредитной организации.
Только основываясь на совокупности вышеперечисленных принципов можно реализовать такую систему регулирования деятельности организаций, оказывающих финансовые услуги, которая обеспечит финансовую безопасность их деятельности.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-Ф3 (ред. от 02.07.2013 N 144-ФЗ) «О защите конкуренции».
2. Государство и рынок: американская модель / монография ученых Института США и Канады рАн. - М.: Анкил, 1999. - С. 10.
3. URL: http://www.rusconsult.ru/glossary/финансовая безопасность (дата обращения: 05 сентября 2013г.).
4. Галочкина О.А. Проблемы обеспечения финансовой безопасности // Сборник научных трудов «Социально-экономические проблемы развития России и процессы глобализации: потенциал возможного. - СПб.:
Институт бизнеса и права. - 2007.
5. Бурцев В.В. Факторы финансовой безопасности России //Менеджмент в России и за рубежом - 2001. - № 1.
6. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред.
В.К. Сенчагова. 2-е изд. - М.: Дело, 2005.
7. Реверчук Н.Й. Управління економічною безпекою підприємницьких структур. / Н.Й. Реверчук. - Л.: ЛБІ НБУ, 2004.
8. Кириченко О. Вплив інфляциішних процесів на фіансову безпеку підприємства / О. Кириченко, Ю. Кім // Економіка та держава. - 2009. - №1.
9. Мунтіян B.I. Економічна безпека Украіни. / B.I. Мунтіян. - К.: КВЩ, 1999.
10. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. - М.: Дело, 2005.
11. http://daily.sec.ru/publication.cfm?pid=4062 (дата обращения: «19» сентября 2013 г.)
Reference list:
1. The federal law of 26.07.2006 N 135-FZ (an edition of 02.07.2013 N 144-FZ) "About protection of the competition".
2. State and market: American model / monograph of scientists of Institute of the USA and Canada Russian Academy of Sciences. - M.: Ankil, 1999. - Page 10.
РЕЦЕНЗИЯ
В статье рассмотрена актуальная тема - исследование теоретических основ. Автор дает расширенное толкование диффиниции финансовые организации, являющиеся частью национальной экономической системы и наряду с другими функциями выполняют контрольную.
Бесспорно, интересным является обоснованное утверждение о повышении роли финансовых организаций в обеспечении финансовой безопасности государства в целом, коммерческих банков в частности.
Автором определены задачи, решение которых будет способствовать эффективному управлению системой финансовой безопасности и мониторинга финансово-кредитной организации.
Группировка факторов влияния позволила сформулировать основополагающие принципы реализации стратегии финансовой безопасности.
Текст статьи свидетельствует о вкладе Линникова А.С. в приращении знаний в области трактовки понятия и принципиальных основ финансовой безопасности.
Статья рекомендуется к публикации в рецензируемых СМИ, рекомендуемых ВАК РФ.
Д.э.н., профессор
И.И. Лютова