ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
ЭО!: 10.24412/2707-6180-2021-63-97-105 УДК 614.253.83: 81'271 МРНТИ76.75.75
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕФОРМ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НА ПРИМЕРЕ ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ
М.В. ПРИЛУЦКАЯ1, Е.А. ТЮМЕНЦЕВА^2, Г.К. АЛТЫБАЕВА3
'Павлодарский филиал, Медицинский университет Семей, Павлодар, Казахстан 2Павлодарский областной Центр психического здоровья 'Медицинский университет Семей, Семей, Казахстан
Прилуцкая М.В. - https://orcid.org/0000-0002-9099-316X, SPIN-код: 7582-3916 Тюменцева Е.А. - https://orcid.org/0000-0001-8551-370X Алтыбаева Г.К. - https://orcid.org/0000-0001-9258-4928
Citation/
Библиографиялыщ сттеме/ Библиографическая ссылка:
Prolutskaya MV, Tyumentseva YA, Altybaeva GK. Strategic assessment of mental health care reforms on the example of Pavlodar region. West Kazakhstan Medical Journal.2021;63(2):97-105. DOI: 10.24412/2707-6180-2021-63-97-105
Прилуцкая МВ, Тюменцева ЕА, Алтыбаева ГК. Павлодар облысыньщ мысалында психикалыщ денсаулыц саласындаFы реформаларды стра-тегиялыщ баFалау. West Kazakhstan Medical Journal.2021;63(2): 97-105. DOI: 10.24412/2707-6180-2021-63-97-105
Прилуцкая МВ, Тюменцева ЕА, Алтыбаева ГК. Стратегическая оценка реформ в области охраны психического здоровья на примере павлодарской области.West Kazakhstan Medical Journal.2021;63(2): 97-105. DOI: 10.24412/2707-6180-202163-97-105
Strategic assessment of mental health care reforms on the example of Pavlodar region
M.V. Prolutskaya*1, Ye.A. Tyumentseva12, G.K. Altybaeva3 'Pavlodar branch of Semey Medical University, Pavlodar, Kazakhstan 2Pavlodar Regional Mental Health Center, Pavlodar, Kazakhstan 3Semey Medical University, Semey, Kazakhstan
Purpose: is to strategically assess external factors affecting the system of mental health care in the context of ongoing reforms using the example of Pavlodar region. Methods. A combined study design was used, which included desk study of secondary documentation and statistical reports (first phase), as well as qualitative research (second phase). In the first phase of the study, the analysis of statistical and regulatory data characterizing the provision of psychiatric care in Pavlodar region and the Republic of Kazakhstan was carried out. The second phase of the study included series of in-depth interviews (qualitative research) conducted by five experts. The analysis of the obtained qualitative information was carried out according to the "PEST" matrix methodology, according to which all the listed factors were divided into political, economic, socio-cultural and technological. After that, the ranking of factors was carried out with the allocation of the average indicator and its percentage equivalent, which determines the contribution to the strategic model.
Results. Among the political factors, the experts attached the greatest value to the stability of the government (20.4%), state regulation (18.36%) and changes in legislation (18.36%). Among economic factors, the experts placed the greatest emphasis on the factor of «economic and strategic alliances» (20.45%), as well as «growth rates» (17%). Among social factors, the experts noted the highest value of the level and lifestyle of the population (19.4%), the most probable changes in the socio-cultural sphere for the next 3-5 years (19.4%), as well as demographic (quantitative) changes (17%). Among the technological factors, the greatest weight was placed on the degree of use and implementation of technologies (19.26%), the development of mobile devices (16.5%), the activity of scientific and technical research development (16.5%), the state policy in technologies (16.5%).
Conclusions. For the reform in the analyzed health sector, external factors have a significant contribution concerning possibilities of strategic planning to strengthen the reforms. Expert assessment in the field of economic, political, social and technological factors demonstrates their diversity and almost equal contribution to the overall strategic model.
Keywords: PEST, strategy, mental health services, region, reform, primary care.
Павлодар облысыньщ мысалында психикалык денсаулык саласывдаFы реформаларды стратегиялык баFалау
М.В. Прилуцкая1*, Е.А. Тюменцева'^, Г.К. Алтыбаеваз
'Семей медицина университета, Павлодар филиалы, Павлодар, ^аза;стан
2 Павлодар облыстьщ психикальщ денсаульщ орталыгы, Павлодар, ^аза;стан
3 Семей медицина университета, Семей, ^аза;стан
о
Прилуцкая М.В. e-mail: mariyapril2407@ gmail.com
Received/ Келт tyctí/ Поступила: 25.03.2021
Accepted/
Басылымра к,абылданды/ Принята к публикации: 20.05.2021
ISSN 2707-6180 (Print) © 2021 The Authors Published by West Kazakhstan Marat Ospanov Medical University
Мак;саты. ЖYргiзiлiп жащан реформалар непзшде Павлодар облысы мысалында психиатриялы; кемек керсету жуйесше эсер ететш сырткы факторларды стратегиялы; багалау.
Эдктер. Комбинирленген зерттеу дизайны колдан^1лд^1, оган екшшЫк кужаттар мен статистикалы; есептердi кабинета талдау (бiрiншi кезец), сондай-а; сапалы; зерттеулер (екiншi кезец) кiрдi. Зерттеудщ бiрiншi кезецшде Павлодар облысында жэне ^азакстан Республикасында психиатриялы; кемек керсет^ сипаттайтын статистикалы; жэне нормативтi кукьщтык деректерге талдау ЖYргiзiлдi. Зерттеудщ екiншi кезещне бес сарапшымен ЖYргiзiлген терец сухбат сериялары (сапалы; зерттеу) юрд^ Алынган сапалы; а^аратты талдау «PEST» матрицалы; эдiстемесiне сай ЖYргiзiлдi, оган сэйкес барлы; аталган факторлар саяси, экономикалык, элеуметтж-мэдени жэне технологиялы; болып белiндi. Осыдан кейiн орташа керсеткшш жэне оныц стратегиялы; моделге Yлесiн ан^1;тайт^1н, пайызды; баламасын белш керсету аркылы факторлардыц рейтингiсi ЖYргiзiлдi.
Нэтижелер. Саяси факторлардыц iшiнде сарапшылар Yлес салма;™ Yкiметтiц т¥ракт^1л^1гына (20,4%), мемлекеттж реттеуге (18,36%) жэне занцамадагы езгергстерге (18,36%) TYсiрдi. Экономикалы; факторлардыц шшде сарапшылар «экономикалы; жэне стратегиялы; одактар» факторына (20,45%), сондай-а; «есу карк^ш^ша» (17%) Yлкен мэн берд^ Элеуметтж факторлардыц шшде сарапшылар ец жогары мэндi ^тыщ хал^1кт^1ц емiр CYPУ денгейi мен салтын (19,4%), элеуметтж-мэдени саладагы алдагы 3-5 жылдагы ец ыктимал езгерiстердi (19,4%), сондай-а; демографиялы; (санды;) езгерiстердi (17%) керсетед^ Технологиялы; факторлардыц шшде ец Yлкен Yлес салма; технологияларды ;олдану жэне енпзу дэрежесiне (19,26%), мобильдi ;¥рылгылар сферасыныц дамуына (16,5%), Fылыми-техцикалык зерттеулердi дамытуга (16,5%), технологиялар саласындагы мемлекеттж саясат (16, бес%) берiлдi. Еорытынды. Талданган денсаулы; са;тау саласын реформалау кезшде сырщы факторлар реформаларды кушейтудщ стратегиялы; жоспарлау MYмкiцдiгiце айтарлыщтай Yлес ;осады. Экономикалыщ, саяси, элеуметтж жэне технологиялы; факторлар саласындагы сараптамалы; багалау олардыц эртYрлiлiгiц жэне жалпы стратегиялы; модельге тец дэрежеде Yлесiц керсетед^
Негiзгi свздер: PEST, стратегия, психиатриялыц кемек аймагы, реформа, алгашцы кемек.
Стратегическая оценка реформ в области охраны психического здоровья на примере Павлодарской области
М.В. Прилуцкая*1, Е.А. Тюменцева1-2, Г.К. Алтыбаева3 ■Медицинский университет Семей, Павлодар, Казахстан 2Павлодарский областной Центр психического здоровья 3Медицинский университет Семей, Семей, Казахстан
Введение. Цель исследования состоит в стратегической оценке внешних факторов, влияюшцх на систему оказания психиатрической помощи в контексте проводимых реформ на примере Павлодарской области.
Методы. Был использован комбинированный дизайн исследования, который включал в себя кабинетный анализ вторичной документации и статистических отчетов (первая фаза), а также качественное исследование (вторая фаза). В первой фазе исследования производился анализ статистических и нормативно-правовых данных, характеризующих оказание психиатрической помощи в Павлодарской области и Республике Казахстан. Вторая фаза исследования включала в себя серию глубинных интервью (качественное исследование), проведенную с пятью экспертами. Анализ полученной качественной информации проводился согласно методике матрицы «PEST», по которой все перечисленные факторы разделялись на политические, экономические, социально-культурные и технологические. После этого проведено ранжирование факторов с выделением среднего показателя и его процентного эквивалента, определяющего вклад в стратегическую модель.
Результаты. Среди политических факторов наибольший вес экспертами отведен стабильности правительства (20,4%), государственному регулированию (18,36%) и изменению законодательства (18,36%). Среди экономических факторов эксперты отдали наибольший вес фактору «экономические и стратегические альянсы» (20,45%), а также «темпам роста» (17%). Среди социальных факторов экспертами отмечено наибольшее значение уровня и стиля жизни населения (19,4%), наиболее вероятных изменений в социально-культурной сфере на ближайшие 3-5 лет (19,4%), а также демографических (количественных)
изменений (17%). Среди технологических факторов наибольший вес имела степень использования и внедрения технологий (19,26%), развитие сферы мобильных устройств (16,5%), активность развития научно-технических исследований (16,5%), государственная политика в сфере технологий (16,5%). Выводы. В реформировании анализируемого сектора здравоохранения внешние факторы имеют значительный вклад для возможностей стратегического планирования укрепления реформ. Экспертная оценка в области экономических, политических, социальных и технологических факторов демонстрирует их разнообразие и почти равномерный вклад в общую стратегическую модель. Ключевые слова: PEST, стратегия, психиатрическая служба, регион, реформа, первичная помощь.
Введение
Одним из ключевых компонентов качества жизни является психическое здоровье, которое определяет благополучие человека с возможностями реализовать свой потенциал, справляться с жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Стратегическое развитие сферы охраны психического здоровья является неотъемлемой частью государственной политики, так как оно напрямую связано с развитием благосостояния населения каждого казахстанца и устойчивым и гибким ориентированием социальной сферы на нужды общества [1].
В условиях приоритетного развития службы общественного здравоохранения и укрепления мощности первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) актуализируются новые требования в отношении службы психического здоровья, которая призвана быть максимально доступной, прозрачной, эффективной и интегрированной с другими институтами здравоохранения. За годы совершенствования исполнительной системы в Республике Казахстан назрела необходимость пересмотра управленческих инициатив, которые в том числе касались службы психической помощи населению [2].
С принятием в 2016 году «Стандарта организации оказания медико-социальной помощи в области психического здоровья населению Республики Казахстан» начался процесс реформирования психиатрической службы, который среди прочего включил объединение наркологической и собственно психиатрической специальностей, расширение ответственности и компетенций врачей общей практики в области диагностики и лечения пограничных психических расстройств, а также предоставление помощи специалистов ментальной сферы в пределах сети ПМСП. К настоящему времени произведена реструктуризация в пределах всех регионов страны. Были созданы первичные центры психического здоровья (ПЦПЗ), удельный вес которых согласно данным «Дорожной карты по развитию службы охраны психического здоровья РК на 2019-2020 годы» был определён на уровне 50% от охвата потребностей общего населения. К концу 2020 года индикатор достиг 80% [3].
Среди первых регионов, где был начат активный процесс сближения амбулаторной психиатрической
помощи с областной сетью ПМСП была Павлодарская область. С начала 2018 года по настоящее время создано 5 ПЦПЗ, из которых 3 находятся непосредственно в г. Павлодар. Психиатрический и/или наркологический прием ведут 10 врачей [4].
Активная интеграция службы охраны психического здоровья в ПМСП формирует новые функциональные связи, отличающиеся междисциплинарным характером, что создаёт дополнительные вызовы по управлению новыми подразделениями, в том числе в условиях ограниченных кадровых и финансовых ресурсов. Система менеджмента службы психического здоровья за последние три года претерпевает как структурные, так и функциональные преобразования, которые требуют комплексной оценки в контексте ее стратегического менеджмента [5].
В этой связи повышается необходимость оценки стратегического компонента управления с применением одновременно нескольких подходов, которые уже зарекомендовали себя как надежные и валидные при использовании в других областях народного хозяйства, в том числе социально-ориентированных, таких как медицина. Так, согласно данным Grandy and Mills именно стратегический менеджмент позволяет оценивать потенциал новых проектов, используя аналитические данные для прогноза успешности и окупаемости вложений и ресурсов в коммерческом секторе [6]. В медицине, как социальном секторе, где вопросы о прибылях всегда ограничены этическим контекстом, значение стратегического анализа с изучением макро- и микроуровня среды, в которой развивается отрасль, имеют первостепенное значение и обеспечивают потенциал прогнозирования стабильности всех бизнес-процессов [7]. Такие возможности появляются в рамках PEST-анализа, который позволяет выявлять матрицу внешнего окружения конкретной отрасли и создавать основу для выстраивания более углубленного анализа ее сильных и слабых сторон [8]. До настоящего времени наблюдается дефицит публикаций о стратегических возможностях службы ментального здоровья в мире в целом и в нашей стране в частности. Это обуславливает необходимость настоящего исследования, цель которого заключается в проведении стратегической оценки внешних факторов, влияющих на систему оказания психиатрической помощи в контексте проводимых реформ на примере Павлодарской области.
Материалы и методы
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи.
Определить конкретный перечень внешних факторов, обуславливающих среду для осуществления реформ в службе психического здоровья и их закрепление в практическом здравоохранении.
Оценить важность влияния (вклад) конкретных факторов на общую аналитическую модель.
Предметом исследования была управленческая деятельность в ходе предоставления, организации, контроля и регуляции первичной психиатрической помощи в Павлодарской области.
Для реализации поставленных задач был использован комбинированный дизайн исследования, который включал в себя кабинетный анализ вторичной документации и статистических отчетов (первая фаза), а также качественное исследование (вторая фаза).
Во время первой фазы исследования производился анализ доступных статистических и нормативно-правовых данных, дающих характеристику существующему региональному контексту на примере индикаторов общественного здоровья в том числе в сравнении со средневзвешенными республиканскими показателями. Реализация данной фазы исследования имела вспомогательный (инструментальный) характер и позволила определить схему для реализации второй фазы исследования. Так, было сформулировано 4 ключевых вопроса для проведения глубинных интервью с экспертами, которые включали в себя следующий перечень:
Какие политические факторы играют ключевую роль в проводимом реформировании психического здоровья в Павлодарской области?
Какие экономические характеристики оказывают влияние на возможность и эффективность проводимых реформ?
Какие социальные характеристики имеют значение для возможности беспрепятственного проведения реформ в службе психиатрии?
Какие технологические факторы важны для реализации проводимых реформ в Павлодарской области?
Эти вопросы были определены с учетом методологии PEST [9] и соответствовали главным аналитическим доменам, имеющим ключевое значение в проведении стратегического анализа среды: политическая среда (Р), экономическая среда (Е), социальная среда (S), технологическая среда (Т). Для обеспечения максимальной прозрачности во время первой (инструментальной) фазы исследования были подготовлены наглядные данные по статистическим показателям, достигнутыми Павлодарской областью в сравнении с РК в области оказания психической помощи в 20182019 годах. Эти наглядные данные в виде графиков использовались для инициирования беседы в технике ice-breaker при проведении глубинных интервью с экспертами во время второй (основной) фазы исследования [10].
Вторая фаза исследования включала в себя серию глубинных интервью (качественное исследование), проведенную с 5 экспертами. Панель экспертов была выбрана из специалистов, имеющих значимый опыт в области социальной политики, общественного здравоохранения и психиатрии в частности. Стаж работы в вышеназванных областях у экспертов был не менее 20 лет, чаще всего с опытом работы в должностях на уровне ведущих менеджеров и руководителей. Для возможности достижения точки сатурации по представленности различных организаций в панель экспертов были приглашены руководители и менеджеры государственных медицинских организаций, частных медицинских организаций, научно-образовательной организации, неправительственной организации.
Приглашения для экспертов рассылались посредством электронной почты, а проведение пяти глубинных полуструктурированных интервью осуществлялось в формате онлайн встреч на платформе Zoom. Продолжительность интервью колебалась от 35 до 45 минут, составив в среднем 41±4,18 минут. Экспертам предлагалось обсудить вопросы, сформулированные согласно методологии PEST. Информация экспертами чаще всего генерировалась в технике мозгового штурма. Ход интервью записывался исключительно в формате аудио. После чего проводилось стенографирование текстов и формирование кодов, из которых затем и была заполнена матрица PEST. На втором этапе второй фазы исследователи повторно связывались с экспертами и просили их провести ранговую оценку важности влияния представленных факторов матрицы по шкале Ликерта от 1 до 5, где «1» соответствовала значению наименьшего влияния фактора на процесс реформирования, а «5» - наибольшего влияния. Именно ранговая оценка и была использована для формулирования выводов по оценке внешних факторов среды и их вкладу в общую модель. Вклад в модель оценивался по удельному весу фактора, полученному на основании усредненной оценки экспертной панели.
Данное исследование реализовано как фрагмент магистерской диссертации и его протокол был одобрен Локальной Этической Комиссией НАО «Медицинский университет Семей» (протокол №2 от 28.10.2020).
Результаты
При проведении оценки была сформирована матрица факторов, которая представлена в таблице 1.
Данные факторы были сформулированы на основании суммирования информации, полученной от экспертов. Результаты ранговой оценки вклада факторов представлены в таблице 2.
Среди политических факторов наибольший вес экспертами отведен стабильности правительства (20,4%), государственному регулированию (18,36%) и изменению законодательства (18,36%). Среди экономических факторов эксперты отдали наибольший вес фактору «экономические и стратегические альянсы» (20,45%), а также «темпам роста» (17%). Среди социальных факторов экспертами отмечено наибольшее
значение: уровня и стиля жизни населения (19,4%), наиболее вероятных изменений в социально-культурной сфере на ближайшие 3-5 лет (19,4%), а также демографических (количественных) изменений (17%). Среди технологических факторов наибольший вес имела степень использования и внедрения технологий (19,26%), развитие сферы мобильных устройств (16,5%), активность развития научно-технических исследований (16,5%), государственная политика в сфере технологий (16,5%).
Обсуждение результатов
В ходе кабинетного анализа были определены особенности Павлодарской области в статистических индикаторах согласно данным ежегодных отчетов, компилируемых МЗ РК. При проведении кабинетного анализа, нас в наибольшей степени интересовали показатели 2018-2019 годов, так как в этот временной промежуток реформирование психиатрической службы области проходило в полную силу, была запущена реализация концепции ПЦПЗ, и население получило возможность обслуживаться непосредственно в пределах ПМСП. Действительно, статистические показатели демонстрируют ряд особенностей в распределении индикаторов психиатрической службы в сравнении с общестрановой ситуацией. Так, Павлодарская область в период 2018-2019 годов отличалась быстрым наращиванием кадрового потенциала врачами-психиатрами. При средневзвешенном республиканском показателе в 0,5 на 10 000 общего населения, в Павлодаре он возрос с 0,7 до 1 на 10 000. При универсальной тенденции к сокращению коечной мощности по всей стране (с среднем по РК с 4,4 до 4,2 на 10 000 населения), в Павлодарской области число психиатрических коек все же было выло выше, чем в среднем по стране (7,0 и 6,6 на 10 000 общего населения соответственно).
Однако параллельно с этим, статистические показатели свидетельствуют о повышении нагрузки на систему психиатрической помощи и росте потребности в оказании услуг по поводу психических расстройств. Например, по показателям заболеваемости
и числу состоящих на диспансерном учете пациентов с ментальными расстройствами Павлодарская область находилась в лидирующих позициях. Так, при среднереспубликанском уровне заболеваемости психическими и поведенческими расстройствами с впервые установленным диагнозом в 54,9 и 52,8 на 100 000 общего населения в 2018 и 2019 годах, Павлодарская область демонстрирует превышение индикатора: 69,2 и 54,2 на 100 000 человек соответственно. Кроме того, за анализируемый 2-х годичных период в области регистрировался рост числа людей, состоящих на диспансерном учете с 1207,7 до 1224,5 на 100 000 человек общего населения. В сравнении по республике этот показатель составил 1025,6 и 1026,6 соответственно. Превышает средний показатель по стране анализируемая область и по доле госпитализаций: 36,5 и 36,2 против 26,8 и 25,3 на 100 пациентов, состоящих на диспансерном или консультативном наблюдении. Дополнительной региональной особенностью, которую также необходимо учитывать при стратегическом анализе, является высокая заболеваемость зависимостями от психоактивных веществ, и соответственно более значительная в сравнении с республикой доля лиц, состоящих на учете, а также число людей, страдающих зависимостью от опиоидов [11].
В ходе проведения PEST-анализа выделенные на основании экспертных оценок факторы характеризуются разнообразием и напрямую соотносятся как с вышеперечисленными региональными особенностями, так и общестрановой ситуацией в области здравоохранения включая службу ментальной помощи.
При анализе политических факторов экспертами подчеркнута унитарность политической системы и централизация управленческих процессов, что способствует быстроте внедрения предложенных реформ и возможности применения унифицированного мониторинга их качества в пределах всей республики. Среди особенностей, которые упоминались экспертами в региональном контексте, следует выделить активное участие акимата в мониторинге и стимулировании неправительственного сектора области [12], а также
Таблица 1. Стратегические факторы, влияющие на реформирование психиатрической помощи в Павлодарской области
P (Political) 1. Изменение положения РК на международной арене 2. Стабильность правительства 3. Уровень бюрократии и коррупции 4. Государственное регулирование 5. Изменение законодательства 6. Законодательство в области социальной помощи населению E(Economical) 1. Темпы роста экономики 2. Ситуация на рынке труда 3. Степень глобализации 4. Инфляционные процессы 5. Экономические стратегические альянсы 6. Основные внешние издержки
S (Socio-cultural) 1. Демографические (количественные) изменения 2. Половозрастная структура населения 3. Изменения образа жизни населения 4. Общественное мнение и нормы поведения 5. Уровень и стиль жизни населения 6. Наиболее вероятные изменения в социально-культурной сфере на ближайшие 3-5 лет. T (Technological) 1. Степень использования и внедрения технологий 2. Развитие сферы мобильных устройств 3. Активность развития научно-технических исследований 4. Государственная политика в сфере технологий 5. Новые продукты в сфере тенологий 6. Новые технологии
Таблица 2. Количественная оценка влияния стратегических факторов на реформирование психиатрической помощи в Павлодарской области
Описание фактора Оценка экспертов (1-5) Средняя оценка Удельный вес фактора, %
Политический фактор 1. 3 3 2 3 4 3 15,3%
Политический фактор 2. 4 4 3 5 4 4 20,4%
Политический фактор 3. 3 2 2 3 1 2,2 11,22%
Политический фактор 4. 3 4 4 3 4 3,6 18,36%
Политический фактор 5. 4 3 4 4 3 3,6 18,36%
Политический фактор 6. 3 4 2 3 4 3,2 16,32%
Экономический фактор 1. 3 3 4 3 2 3 17%
Экономический фактор 2. 3 3 2 4 2 2,8 15,9%
Экономический фактор 3. 3 3 2 3 3 2,8 15,9%
Экономический фактор 4. 3 2 2 3 2 2,4 13,63%
Экономический фактор 5. 4 3 3 4 4 3,6 20,45%
Экономический фактор 6. 2 3 3 4 3 3 17%
Социально-культурный фактор 1. 3 4 4 2 3 3,2 17%
Социально-культурный фактор 2. 3 2 2 3 1 2,2 11,7%
Социально-культурный фактор 3. 3 2 4 2 3 2,8 14,89%
Социально-культурный фактор 4. 4 4 3 4 2 3,4 18%
Социально-культурный фактор 5. 3 4 4 4 3 3,6 19,14%
Социально-культурный фактор 6. 4 3 3 5 3 3,6 19,14%
Технологический фактор 1. 4 5 4 3 5 4,2 19,26%
Технологический фактор 2. 4 3 2 4 5 3,6 16,5%
Технологический фактор 3. 4 5 3 4 2 3,6 16,5%
Технологический фактор 4. 4 4 3 4 3 3,6 16,5%
Технологический фактор 5. 3 3 4 4 3 3,4 15,59%
Технологический фактор 6. 4 3 3 4 3 3,4 15,59%
контроль за реализацией местного нормотворчества, позволяющего реализовывать социальную поддержку населения [13]. Матричный анализ PEST показал, что именно стабильность политической системы с поэтапным комплексным реформированием на законодательном уровне несут в себе наибольший стратегический потенциал для начатых преобразований психиатрической службы.
Экономические факторы, как важнейшая составляющая стабильности реформирования системы и возможности ее финансовой поддержки несомненно претерпевает свое изменение не только в нашей стране, но и глобально, учитывая современные эпидемиологические вызовы и масштабные карантинные меры, затрагивающие все уровни экономики. Согласно данным аналитической части «Программы развития территории Павлодарской области на 2021-2025 годы» анализируемая область «представляет собой индустриальный и экономически развитый регион с диверсифицированной структурой экономики. В структуре валового внутреннего продукта страны удельный вес региона составляет 4,4% (2019 год). За период 20172019 годы объем валового регионального продукта (далее - ВРП) в номинальном выражении вырос в 1,3 раза (с 2369,3 до 3029,6 млрд. тенге). Основу эконо-
мики области составляет промышленность, где занято 23,8% работающего населения. В 2020 году в условиях влияния пандемии промышленный сектор не понес значительных потерь. Объемы относительно 2019 года выросли на 1,1%» [14]. Такая ситуация способна оказывать несомненное положительное влияние на возможности продолжения и закрепления центральных реформ. Однако стоит добавить, что анализ нормативной документации, а также опрос экспертов не показал наличие отдельных региональных программ и стратегических/оперативных целей, предусматривающих наращивание мощности психиатрической службы в Павлодарской области. Среди медицинских направлений, которые закреплены в областном стратегическом плане, упоминается исключительно о развитии и укреплении онкологической службы с усилением скрининговых кампаний и ранним выявлением злокачественных новообразований [14]. Между тем именно усиление роли экономических альянсов, темпы роста экономики области и уменьшение внешних издержек являются теми факторами, которые именно в Павлодарской области играют свое положительное значение для стратегических возможностей анализируемого сектора здравоохранения.
Социально-культурное развитие является важ-
ным приоритетом в управлении областью. Согласно данным стратегической программы области Павлодарский регион характеризуется рядом ключевых демографических проблем: снижение численности населения как за счет высокой миграции, так и за счет уменьшения естественного прироста на 2020 год; кроме того, наблюдалось недостаточное количество ученических мест в школах, население области обладает низкой правовой грамотностью [14]. Несомненные изменения привносит длительно сохранявшаяся неблагоприятная эпидемиологическая обстановка в области [15], а также карантинные мероприятия, накладывающие свой отпечаток на социальный и психологический портрет жителей области [16]. Изменение демографического облика области, появление новых поведенческих стереотипов (в том числе за счет противоэпидемических мероприятий), которые привносят корректировки в общественное мнение, а также уровень и стиль жизни, представляют собой звенья одного процесса, отмеченного экспертами как наиболее весомые факторы для стратегических возможностей реформ психиатрической службы.
Технологические факторы в медицине и психиатрии в частности продолжают активно развиваться, в том числе в условиях эпидемических вызовов. Следует сделать оговорку, что под технологией в медицине понимается не только и не сколько определенный продукт или инновационный способ производства продукции, но в большей степени услуга, которая должна быть эффективной, доступной и стремиться к малой затратности. Среди технологических факторов, которые влияют на возможности функционирования психиатрической службы в регионе, несомненно стоит отметить повсеместное внедрение формата дистанционного оказания медицинских услуг. Так, согласно Стандарта организации оказания медико-социальной помощи в области психического здоровья населению Республики Казахстан, введено понятие «дистанционная медицинская услуга» и регламентированы возможности ее получения [17]. Несомненным положительным моментом в области является возможность оказания психиатрических услуг более широким кругом медицинских и немедицинских специалистов (психологи, социальные работники, консультанты по зависимостям). Значительной сильной стороной для области является стабильный опыт развития неправительственного сектора, что по сути для клинически-ориентированной психиатрической службы можно рассматривать как дополнительную возможность приблизиться к потенциальным потребителям услуг, например, труднодоступным уязвимым слоям населения (в частности людям с зависимостями). Именно технологический компонент матрицы PEST по мнению экспертов имеет равновесный вклад всех предложенных факторов, что подчеркивает необходимость наращивания их потенциала, особенно в современных
условиях пандемии.
Среди сильных сторон проведенного нами анализа стоит отметить его первичность, что несомненно представляет положительный задел в условиях дефицита публикаций такого рода, особенно при анализе ситуации в психиатрической службе [18, 19]. Так, по данным мета-анализов и отчетов в странах Западной Европы помощь в области ментального здоровья стремится быть мультидисциплинарной, и соответственно в большей степени чем другие области медицины и здравоохранения находится в зависимости от внешних макро-факторов [19, 20], что во многом согласуется с подходом, в рамках которого и было проведено данное исследование.
Слабой стороной настоящего исследования является малое число экспертов в настоящей панели, что обусловлено в целом ограниченной численностью специалистов, вовлеченных в процессы менеджмента службы ментального здоровья в анализируемой области. Для преодоления этого ограничения мы видим необходимость расширения панели, с возможным привлечением руководителей службы ПМСП, которые уже обладают опытом функционального взаимодействия с психиатрической службой. Другое ограничение настоящего исследования связано с самой методологией PEST, которая является лишь срезом, требуя повторную оценку минимум через 2-3 года.
Выводы
Таким образом, настоящее исследование продемонстрировало поэтапное развитие службы ментальной помощи в Павлодарском регионе, который демонстрирует потребность в соответствующих услугах, что выражено в стабильно высоком уровне заболеваемости и болезненности психическими расстройствами (в том числе вследствие употребления психоактивных веществ). В реформировании анализируемого сектора здравоохранения внешние факторы имеют значительный вклад для возможностей стратегического планирования укрепления реформ. Экспертная оценка в области экономических, политических, социальных и технологических факторов демонстрирует их разнообразие и почти равномерный вклад в общую матрицу PEST с акцентом на такие как: стабильность правительства, государственное регулирование, изменение законодательства, экономические и стратегические альянсы, темпы роста, уровень и стиль жизни населения, наиболее вероятные изменения в социально-культурной сфере на ближайшие 3-5 лет, демографические изменения, степень использования и внедрения технологий, развитие сферы мобильных устройств, активность развития научно-технических исследований, государственная политика в сфере технологий.
Список литературы:
1. Абдуллаев СК. Социально-политическая модернизация - основа развития гражданского общества (на примере Республики Казахстан). Вестник Университета 2014;8:5-7.
Abdullaev SK. Sotsial'no-politicheskaya modernizatsiya - osnova razvitiya grazhdanskogo obshchestva (na primere Respubliki Kazakhstan). Vestnik Universiteta 2014;8:5-7 (in Russian)
2. Хайдарова ТС, Капанова ГЖ, Байгонова КС, Баймаганбетова КС, Рахимбаева ЕЖ, Аширбекова Д. Развитие интегрированной со-циальноориентированной первичной помощи и укрепление психического здоровья населения в республике казахстан. Web of scholar 2018;2(20):47—50.
Khaidarova TS, Kapanova GZh, Baigonova KS, Baimaganbetova KS, Rakhimbaeva EZh, Ashirbekova D. Razvitie integrirovannoi sotsial'noorientirovannoi pervichnoi pomoshchi i ukreplenie psikhicheskogo zdorov'ya naseleniya v Respublike Kazakhstan. Web of scholar 2018;2(20):47-50 (in Russian)
3. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 1 августа 2017 года № 575 «О реализации мер по развитию службы охраны психического здоровья на 2017 - 2018 годы» (с изменениями от 18.05.2018 г.) (отменен) - ПАРАГРАФ-WWW [Электронный ресурс]. [Дата обращения: 21.03.2021]. URL:: https:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=39826451
Prikaz Ministra zdravookhraneniya Respubliki Kazakhstan ot 1 avgusta 2017 goda № 575 «O realizatsii mer po razvitiyu sluzhby okhrany psikhicheskogo zdorov'ya na 2017 - 2018 gody» (s izmeneniyami ot 18.05.2018 g.) (otmenen) - PARAGRAF-WWW [Электронный ресурс]. [cited 2021 Mar 21]. Available from https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39826451 (in Russian)
4. Официальный сайт управления здравоохранения Павлодарской области - Павлодарский областной Центр психического здоровья - Главная [Электронный ресурс]. [Дата обращения: 21.03.2021]. URL:: https://depzdravgov.kz/index/fromorg/18 Ofitsial'nyi sait upravleniya zdravookhraneniya Pavlodarskoi oblasti - Pavlodarskii oblastnoi Tsentr psikhicheskogo zdorov'ya -Glavnaya [Internet]. [cited 2021 Mar 21]. Available from: https:// depzdravgov.kz/index/fromorg/18 (in Russian)
5. Молчанов СН, Шакирова МТ. Социальное партнёрство в психиатрии. Наука и Здравоохранение. 2018;20(5):184-187. Molchanov SN, Shakirova MT. Sotsial'noe partnerstvo v psikhiatrii. Nauka i Zdravookhranenie. 2018;20(5):184-187 (in Russian)
6. Grandy G, Mills AJ. Strategy as Simulacra? A Radical Reflexive Look at the Discipline and Practice of Strategy. Journal of Management Studies. 2004;41(7):1153-70. doi: 10.1111/j.1467-6486.2004.00470.x
7. Алещенко ЕА, Маркова ВД. PEST-анализ как инструмент выявления и оценки степени влияния заинтересованных сторон в сфере здравоохранения. Инновации. 2019;4(246): 64-70. Aleshchenko EA, Markova VD. PEST-analiz kak instrument vyyavleniya i otsenki stepeni vliyaniya zainteresovannykh storon v sfere zdravookhraneniya. Innovatsii. 2019;4(246): 64-70 (in Russian)
8. Спиридонова ЕВ. PEST - анализ, как главный инструмент анализа факторов дальнего окружения. Современные научные исследования и инновации. 2017;3. [Электронный ресурс]. [Дата обращения: 21.03.2021]. URL: http://web.snauka.ru/ issues/2017/03/79940.
Spiridonova EV. PEST - analiz, kak glavnyi instrument analiza faktorov dal'nego okruzheniya. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2017;3. [Internet]. [cited 2021 Mar 21]. Available from: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/79940 (in Russian)
9. Сергеева НМ. Методические аспекты стратегического анализа деятельности медицинской организации. Вопросы социально-экономического развития регионов. 2017;1(2):30-36. Sergeeva NM. Metodicheskie aspekty strategicheskogo analiza deyatel'nosti meditsinskoi organizatsii. Voprosy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov. 2017;1(2):30-36 (in Russian)
10. Morris AA. Practical Introduction to In-Depth Interviewing. A Practical Introduction to In-Depth Interviewing. SAGE Publications Ltd; 2018: 139
11. Статистический сборник. Здоровье населения Республики Ка -
захстан и деятельность организаций здравоохранения в 2019 году. Фармацевтическое обозрение Казахстана [Электронный ресурс]. [Дата обращения: 21.03.2021]. URL: https://pharm. reviews/literatura/item/5341-statisticheskij-sbornik-2019. Statisticheskii sbornik. Zdorov'e naseleniya Respubliki Kazakhstan i deyatel'nost' organizatsii zdravookhraneniya v 2019 godu. Farmatsevticheskoe obozrenie Kazakhstana [Internet]. [cited 2021 Mar 21]. Available from: https://pharm.reviews/literatura/ item/5341-statisticheskij-sbornik-2019 (in Russian)
12. Аtameken Business. Более 300 НПО будет ликвидировано в Павлодарской области - Inbusiness [Электронный ресурс]. [Дата обращения: 21.03.2021]. URL: https://inbusiness.kz/ru/last/bolee-300-npo-budet-likvidirovano-v-pavlodarskoj-oblasti
Atameken Business. Bolee 300 NPO budet likvidirovano v Pavlodarskoi oblasti - Inbusiness [Elektronnyi resurs]. [Internet]. [cited 2021 Mar 21]. Available from: https://inbusiness.kz/ru/ last/bolee-300-npo-budet-likvidirovano-v-pavlodarskoj-oblasti (in Russian)
13. Решение Павлодарского городского маслихата от 16 сентября 2020 года № 523/70 "Об утверждении Правил оказания социальной помощи, установления размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан в городе Павлодаре" - ИПС "Эдтет" [Электронный ресурс]. [Дата обращения: 21.03.2021]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ V20PA007004.
Reshenie Pavlodarskogo gorodskogo maslikhata ot 16 sentyabrya 2020 goda № 523/70 "Ob utverzhdenii Pravil okazaniya sotsial'noi pomoshchi, ustanovleniya razmerov i opredeleniya perechnya otdel'nykh kategorii nuzhdayushchikhsya grazhdan v gorode Pavlodare" - IPS "ddilet" [Internet]. [cited 2021 Mar 21]. Available from: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V20PA007004 (in Russian)
14. Официальный Интернет-ресурс Маслихата Павлодарской области- 6/1-VII О Программе развития территории Павлодарской области на 2021-2025 годы [Электронный ресурс]. [Дата обращения: 21.03.2021]. URL: https://www.oblmaslihat.pavlodar.gov. kz/blogs/view/1/2408.
Ofitsial'nyi Internet-resurs Maslikhata Pavlodarskoi oblasti- 6/1-VII
0 Programme razvitiya territorii Pavlodarskoi oblasti na 2021-2025 gody [Internet]. [cited 2021 Mar 21]. Available from: https://www. oblmaslihat.pavlodar.gov.kz/blogs/view/1/2408. (in Russian)
15. Ситуация с коронавирусом официально. Карантин в Павлодарской области: опубликовано новое постановление санврача [Электронный ресурс]. [Дата обращения: 21.03.2021]. URL: https://www.coronavirus2020.kz/ru/karantin-v-pavlodarskoy-oblasti-opublikovano-novoe-postanovlenie-sanvracha_a3744505 Situatsiya s koronavirusom ofitsial'no. Karantin v Pavlodarskoi oblasti: opublikovano novoe postanovlenie sanvracha [Internet]. [cited 2021 Mar 16]. Available from: https://www.coronavirus2020. kz/ru/karantin-v-pavlodarskoy-oblasti-opublikovano-novoe-postanovlenie-sanvracha_a3744505 (in Russian)
16. Прилуцкая МВ, Гржибовский АМ. Восприятие чрезвычайного положения в связи с коронавирусной инфекцией учащимися и сотрудниками медицинского вуза в Казахстане. Экология человека. 2020;(6):4-12.
Prilutskaya MV, Grzhibovskii AM. Vospriyatie chrezvychainogo polozheniya v svyazi s koronavirusnoi infektsiei uchashchimisya
1 sotrudnikami meditsinskogo vuza v Kazakhstane. Ekologiya cheloveka. 2020;(6):4-12 (in Russian)
17.Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 ноября 2020 года № ^Р ДСМ-224/2020. Об утверждении стандарта организации оказания медико-социальной помощи в области психического здоровья населению Республики Казахстан - ИПС "Эдтет" [Электронный ресурс]. [Дата обращения: 21.03.2021]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/v2000021712. Prikaz Ministra zdravookhraneniya Respubliki Kazakhstan ot 30 noyabrya 2020 goda № K,R DSM-224/2020. Ob utverzhdenii standarta organizatsii okazaniya mediko-sotsial'noi pomoshchi v oblasti psikhicheskogo zdorov'ya naseleniyu Respubliki Kazakhstan. [Internet]. [cited 2021 Mar 16]. Available from: https://adilet.zan. kz/rus/docs/V2000021712. 12 (in Russian)
18. Heekin K, Polivka L. Environmental and Economic Factors Associated
with Mental Illness. Florida ; 2015 Nov: 1-16.
19. Gaebel W, Kerst A, Janssen B, Becker T, Musalek M, Rossler W, et al. EPA guidance on the quality of mental health services: A systematic meta-review and update of recommendations focusing on care coordination. European Psychiatry 2020;63(1). doi: 10.1192/j. eurpsy.2020.75
20.Bazydto M, Karakiewicz B. An analysis of the functioning of mental healthcare in northwestern Poland. Pomeranian journal of life sciences. 2016 Jan 1;62(4):33-40. doi: https://doi.org/10.21164/ pomjlifesci.266