Научная статья на тему 'Стратегическая информация и современные инструменты ее обработки'

Стратегическая информация и современные инструменты ее обработки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1581
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / STRATEGIC INFORMATION / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STRATEGIC MANAGEMENT / ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА / TOOLS AND METHODS OF STRATEGIC ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Татьяна Анатольевна

Необходимость повышения эффективности деятельности современных предприятий требует новых подходов к сбору, обработке и представлению информации для выработки эффективных управленческих решений в процессе стратегического управления. Статья посвящена исследованию и систематизации стратегической информации, а также разработке модели сбалансированного стратегического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC INFORMATION AND MODERN TOOLS OF ITS PROCESSING

The paper shows that the need to improve the efficiency of modern enterprises requires new approaches to collection, processing and presentation of information in order to ensure effective management decision-making in the strategic management process. The paper studies data collection and systematization of strategic information as well as offers a model of balanced strategic analysis.

Текст научной работы на тему «Стратегическая информация и современные инструменты ее обработки»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

УДК 338.24

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЕЕ ОБРАБОТКИ

STRATEGIC INFORMATION AND MODERN TOOLS OF ITS PROCESSING

© Андреева Татьяна Анатольевна

Tatiana A. Andreeva

кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Cand.Sc. (Engineering), associate professor at the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

e-mail: [email protected]

Необходимость повышения эффективности деятельности современных предприятий требует новых подходов к сбору, обработке и представлению информации для выработки эффективных управленческих решений в процессе стратегического управления. Статья посвящена исследованию и систематизации стратегической информации, а также разработке модели сбалансированного стратегического анализа.

Ключевые слова: стратегическая информация, стратегическое управление, инструменты и методы стратегического анализа.

Стратегическая деятельность требует надежного информационно-аналитического обеспечения в виде баз стратегических данных, отчетов о деятельности предприятия и его текущем потенциале, информации о внеш-

The paper shows that the need to improve the efficiency of modern enterprises requires new approaches to collection, processing and presentation of information in order to ensure effective management decision-making in the strategic management process. The paper studies data collection and systematization of strategic information as well as offers a model of balanced strategic analysis.

Keywords: strategic information, strategic management, tools and methods of strategic analysis.

ней среде, прогнозных данных и др. Итоговым результатом процесса стратегического управления являются стратегические решения, которые предусматривают реакцию компании на уже произошедшие или ожидаемые изме-

нения внешней и внутренней среды предприятия. Для повышения экономической эффективности стратегических решений организация должна располагать своевременной информацией, которая помогала бы оценить влияние политических, экономических, социальных, технических, экологических и других факторов на ее конкурентоспособность в будущем.

Под информацией (от лат. тГогшайо -разъяснение, изложение, осведомленность) в общем виде понимают сведения о чем-либо, независимо от формы их представления [3]. Однако с точки зрения различных областей знаний данное понятие имеет специфический набор признаков и смысловых наполнений:

- любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют (в быту);

- сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов (в технике);

- часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы (в кибернетике);

- все те сведения, знания, сообщения, которые помогают решить ту или иную задачу управления, т.е. уменьшить неопределенность ее исходов (в экономике).

Клод Шенон, американский ученый, основоположник теории информации, рассматривает информацию как снятую неопределенность наших знаний о чем-то. Современное научное представление об информации очень точно сформулировал Норберт Винер, основоположник кибернетики: информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств.

Рассуждая с позиций менеджмента, можно утверждать, что информация всегда устраняет какую-то неопределенность, связанную с ранее не известными явлениями или фактами, понятие информации начинает работать, если есть объект, субъект и сформулирована задача, тогда из бесконечного количества сведений об объекте отбираются те, которые имеют отношение к этой задаче [2, с. 62]. В противном случае информация превращается в просто данные - сигналы, из которых еще надо извлечь информацию. Информация тем полезнее, ценнее, чем скорее или с меньшими затратами приводит к решению задачи. Кроме того, важны такие свойства информации, как: логическое содержание и функциональное назначение, объем (количество информации), полнота, достоверность, насыщенность, упорядоченность, физическая форма и др.

Зарубежная и отечественная практика хозяйствования в условиях жесткой конкуренции, нестабильности рыночной конъюнктуры, обусловленной динамизмом внешней среды, в которой работают предприятия, трансформирует ранее существовавшие подходы к процессу управления, адаптируя их к новым условиям, основанным на действии рыночных сил.

В новых условиях оказались и предприятия нефтегазовой промышленности России, в которой произошла смена системы отношений собственности: появились негосударственные формы собственности на активы нефтегазовых компаний, но недра сохранились в собственности государства. Высокий уровень неустойчивости внешней среды и наличие гиперконкуренции усложняют проблемы управления, решаемые на нефтегазовых предприятиях, которые приобретают именно стратегический аспект. В данной ситуации, безусловно, требуется увеличение объема знаний, актуализация значения информации и новые подходы к ее получению, обработке и хранению. Поэтому возникает необходимость ввода такой экономической категории, как стратегическая информация (СИ), которая с нашей точки зрения представляет собой комплексную систему данных и сведений, полученных из внешнего и внутреннего окружения предприятия, прошедших соответствующую аналитическую обработку и подготовленных для конкретного и определенного использования в процессе стратегического управления с целью уменьшения неопределенности относительно условий функционирования для принятия стратегически верных управленческих решений.

В качестве примера наиболее важных видов СИ можно выделить следующие: о внешнем окружении (политическая, научно-техническая, юридическая, социальная, экономическая информация); о рынке; об условиях конкуренции; о сильных и слабых позициях фирмы; о возможных обстоятельствах; о прошлой деятельности; о текущих проблемах и возможностях; о риске и неопределенности проводимых стратегий и др.

Для глубокого анализа и удобства использования стратегическая информация классифицируется по различным критериям, число которых постоянно увеличивается по мере активного использования новейших методов организации управления и применения средств вычислительной техники. Ввиду отсутствия единого подхода к классификации стратегической информации мы попытались систематизировать все имеющееся многообразие видов информации и объединить их в несколько

классификационных группировок, в которых критериями классификации выступают различные категории:

- информационная среда: внешняя и внутренняя;

- функциональная среда: политическая, экономическая, социальная, технологическая, экологическая;

- целевая аудитория: государство, поставщики, конкуренты, потребители, конкуренты;

- область применения: управленческая, организационная, техническая;

- функциональная направленность: планирующая, координирующая, контролирующая;

- временной период: стратегическая, тактическая, оперативная;

- уровень неопределенности: низкий, средний, высокий;

- источник получения: прямая, производная (косвенная);

- масштаб воздействия: общая, частная;

- возможность использования: универсальная, специальная.

Принципиальное значение для принятия эффективных управленческих решений стратегического характера имеет СИ, характеризующая нестабильную среду функционирования организации. Учитывая специфику стратегического управления и планирования и опира-

ясь на вышеизложенные данные, всю информацию о среде функционирования компании, которую руководители используют для принятия решений, традиционно делят на три группы. Внешнюю среду характеризует информация о глобальном внешнем мире и его участниках, к промежуточной среде относится информация о непосредственном окружении, внутренняя среда определена подсистемами предприятия. Для обработки данных от целого спектра источников информации необходимо использовать различные группы методов.

Анализ внешних факторов, оценка внутренних возможностей и проблем, выявление сильных и слабых сторон компании являются стержневыми элементами процесса стратегического управления, для каждого из них характерно использование целого комплекса универсальных или специфических инструментов и методов стратегического планирования (табл. 1) [1, с. 12].

Необходимо эффективно использовать и методы идентификации, сбора и анализа различных видов данных, полезных для формирования оптимальной стратегии развития. В современных условиях чаще всего многие процессы, связанные с передачей и анализом информации, автоматизированы, что облегчает работу руководящих органов. Система страте-

Таблица 1

Классификация информационных потоков, используемых в процессе стратегического

менеджмента

Виды СИ Объекты анализа Источники информации Методы анализа

СИ о внешней среде организации Правительство; федеральные и местные органы законодательной власти; общественные организации; международные организации; политические партии; НИИ Законодательство, специальные источники информации, СМИ, конференции, выставки, ярмарки, результаты исследований и разработок Стратегический анализ, PEST-анализ, SWOT-анализ, бенчмаркинг

СИ о промежуточной среде организации Потребители; поставщики; конкуренты; партнеры Обзоры периодики, результаты исследований консалтинговых компаний и НИИ, собственные исследования, аудит Отраслевой анализ, бенчмаркинг, модель пяти сил Портера, концепции «сеть ценностей», SWOT-анализ, Матрица БКГ, Матрица МКК, Матрица GE/ McKinsey, Матрица Shell, Матрица Ан-соффа, Матрица Д. Абеля, Матрица ADL, Матрица Г. Стейнера, Матрица оценки возможностей, метод изучения жизненного цикла, PIMS-анализ, метод кривых освоения, «Анализ трех «К», три ценностных критерия, типология конкурентных стратегий Ф. Котлера

СИ о внутренней среде организации Подсистемы предприятия; процессы производства и управления Формы отчетности, внутренняя нормативная документация, протоколы испытаний, акты обследования, собственные НИОКР Аудит, самооценка, SWOT-анализ, концепции «сеть ценностей», система сбалансированных стратегических показателей, методы сравнительного анализа, аналитические и экспертные методы оценки

гического управления базируется на эффективном информационном обеспечении, под которым мы понимаем систему, объединяющую все элементы организации в единое целое и позволяющую сформировать процесс стратегического менеджмента как беспрерывную цепь управленческих решений, направленных на решение стратегических задач [1, с. 13]. Информационная система должна быть организована таким образом, чтобы своевременно выдавать точную и надежную информацию, являющуюся основой для принятия стратегических решений. В отношении стратегических данных и стратегической информации конкретные задачи, для которых осуществляется переработка данных в информацию, задаются процессом принятия стратегических решений в организации. Преобразование данных в стратегическую информацию представляет собой последовательную обработку, систематизацию и анализ многообразных политических, экономических, социальных, научно-технических и внутриорганизационных данных и показателей с целью создания упорядоченной системы стратегической информации, прошедшей экспертную оценку и направленной для конкретного и прямого использования в процессе стратегического управления. Информационная система в каче-

стве первоочередной процедуры должна «уметь» оптимизировать и ранжировать по значимости и осуществимости круг факторов, влияющих на стратегический выбор, и предложить сбалансированную номенклатуру показателей, устанавливающих связь между группами данных и задачами, решаемыми в процессе стратегического управления.

Анализ экономической литературы свидетельствует о том, что информационное обеспечение компании в процессе стратегического управления (СУ) должно осуществляться на всех без исключения стадиях этого сложного процесса. Каждая стадия стратегического управления имеет специфический спектр задач, следовательно, различные источники информации, а также специфические методы ее обработки и представления. Используя в качестве критерия классификации основные этапы процесса стратегического управления, мы попытались классифицировать методы обработки СИ, которые представляют собой, по сути, различные инструменты и методы стратегического анализа. Весь процесс стратегического управления можно условно разделить на две фазы: планирование стратегии и имплемента-ция (реализация) стратегии. Каждая из этих фаз состоит из нескольких этапов (табл. 2).

Этапы СУ и их цели Источники СИ Методы обработки СИ / результаты

Фаза планирования стратегии

Целеполагание - определение основных ориентиров деятельности организации Правительство, органы власти, общественные и международные организации, законы, личный опыт руководителя, СМИ, конференции, выставки, ярмарки, результаты исследований и разработок «Мозговой штурм», дерево целей, GAP-анализ, «кривая опыта» / миссия, цели

Анализ - определение условий внешней и внутренней среды организации, а также ресурсов, имеющихся в распоряжении организации Правительство, органы власти, общественные и международные организации, стейкхолдеры, законодательство, специальные источники информации, СМИ, конференции, выставки, ярмарки, результаты исследований и разработок, результаты исследований консалтинговых компаний и НИИ, собственные исследования Стратегический и отраслевой анализ, бенчмаркинг, модель пяти сил Портера, концепции «сеть ценностей», PEST-анализ, SWOT-анализ / отчеты о сильных и слабых сторонах, возможностях и угрозах развития, проекты стратегий

Выбор - выбор наиболее оптимальной стратегии из нескольких альтернативных Личный опыт руководителя, подсистемы предприятия; процессы производства и управления, внутренняя нормативная документация, протоколы испытаний, акты обследования, собственные НИОКР Матрица БКГ, Матрица МКК, Матрица GE/McKinsey, Матрица Shell , Матрица Ансоффа, Матрица Д. Абеля, Матрица ADL, Матрица Г. Стейнера, Матрица оценки возможностей, метод изучения жизненного цикла, метод кривых освоения, «Анализ трех «К», типология конкурентных стратегий Ф. Котлера / базовая стратегия

Таблица 2

Характеристика стратегической информации на различных этапах процесса стратегического управления

Окончание табл. 2

Этапы СУ и их Источники СИ цели Методы обработки СИ / результаты

Фаза имплементации стратегии

Реализация — создание базы для реализации стратегии и достижения фирмой поставленных целей Подсистемы предприятия; процессы производства и управления, внутренняя и внешняя нормативная документация, требования стейкхолдеров, данные о технологических процессах и ресурсах организации Качественное развертывание планов, структура разбиения работ, сетевые графики, бизнес-план / сетевая диаграмма, структурная схема, стратегическая карта

Мониторинг - сравнение фактических данных реализации стратегии с целевыми индикаторами, анализ сравнения Подсистемы предприятия; процессы производства и управления, протоколы испытаний, акты обследования, собственные НИОКР Система сбалансированных стратегических показателей, аудит, самооценка, методы сравнительного анализа / фактические данные по ССП, протоколы и записи, отчеты аудита и самооценки

Корректировка - оценка результата сравнения и принятие решения о корректировке средств реализации стратегии или самой стратегии Подсистемы предприятия; процессы производства и управления, внутренняя и внешняя нормативная документация, результаты исследования требований стейкхолдеров Аналитические и экспертные методы оценки, БМЕЛ-анализ, метод ФСА и др. / отчет о проведении корректирующих мероприятий

Анализ таблицы показывает, что каждый этап стратегического управления опирается преимущественно на сугубо специальные данные. В процессе переработки они трансформируются в СИ, которая необходима для осуществления эффективного управления.

Процедура СУ требует дальнейшей проработки каждого этапа до методических рекомендаций, обеспечивающих ее внедрение в практику системы менеджмента предприятий нефтегазовой промышленности. Остановимся более подробно на стадии стратегического анализа этапа планирования, для которого осуществим разработку специальной системы анализа и обработки данных и преобразования их в СИ.

Мы предлагаем использовать в системе СУ на этапе планирования для проведения стратегического анализа предприятий нефтегазовой промышленности адаптированную комплексную модель, разработанную на основе интеграции комплекса методов РЕБТ-анализа, модели учета интересов стейкхолдеров, SWOT-анализ для исследования сильных и слабых сторон компании, выявления возможностей и угроз, а также ранжирования процессов с учетом ключевых компетенций. Компиляция вышеупомянутых методов и инструментов позволила разработать авторскую интегрированную модель сбалансированного стратегического анализа (рисунок), которая представляет собой совокупность взаимоувязанных частных моделей; каждая из них описывает отдельные аспекты (факторы, воздействующие на объект или определяющие его состояние) и перспективы структуры стратегического анализа (функциональная перспектива ха-

рактеризует состав выполняемых работ; организационная определяет порядок выполнения работ и распределение ответственности между исполнителями; информационная описывает бизнес-сущности предметной области), а все вместе они образуют сбалансированное, полное и комплексное представление о динамике и перспективах развития анализируемого экономического объекта.

Отдельные инструменты и методы, составляющие интегрированную модель, могут меняться в зависимости от необходимости исследования различных аспектов деятельности экономических объектов. Например, для предприятий газового и нефтяного бизнеса имеются небольшие различия в функциональном составе модели, которая отражает организационную перспективу. Относительно порядка выполнения работ (исследование по всем аспектам стратегического анализа могут вестись в последовательно-параллельном порядке) различия отсутствуют. Информационная перспектива определена видами информационных данных, поступающих для анализа и обработки, а также информационными результатами проведенной работы.

Итоговым результатом реализации интегрированной модели сбалансированного стратегического анализа является формулировка нескольких вариантов стратегий, которые должны подвергаться критической оценке и анализу на предмет их наибольшей эффективности для конкретного предприятия, и формирование адаптированной системы сбалансированных стратегических показателей для осуществления эффективной реализации

Интегрированная модель сбалансированного стратегического анализа

стратегии, а также контроля за исполнением планов.

Таким образом, СИ, сформированная в ходе обработки многочисленных данных, является неотъемлемым элементом процесса стратегического управления, способствующим принятию эффективных управленческих решений относительно долгосрочных стратегий развития предприятий нефтегазовой промышленности. Систематизация СИ в зависимости от этапа процесса стратегического управления

поможет в осуществлении выбора наиболее оптимального метода сбора и обработки информации для достижения максимальных результатов. С целью получения наиболее многогранной СИ можно воспользоваться разработанной интегрированной моделью сбалансированного стратегического анализа, синтезированной из совокупности взаимосвязанных инструментов и методов, ориентированных на достижение различных целей стратегического управления.

Библиографический список (References)

1. Андреева Т.А. Информационное обеспечение стратегического менеджмента предприятия // Информационная безопасность региона. 2012. № 2 (11).

2. Новицкий Е.Г. Проблемы стратегического управления диверсифицированными корпорациями. М.: БУКВИЦА, 2001.

3. Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org: (дата обращения: 12.04.2014).

1. Andreyeva T.A. (2012) Informatsionnoye obespecheniye strategicheskogo menedzhmenta predpriyatiya [Information support for strategic management] // Informatsionnaya bezopasnost' regiona. № 2 (11).

2. Novitskiy Ye.G. (2001) Problemy strategicheskogo upravleniya diversifitsirovannymi ko-rporatsiyami [Challenges of strategic management of diversified corporations]. Moscow: BUKVITSA,

3. Wikipedia. URL: http://ru.wikipedia.org (date of access: 12.04.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.