Валерий КОНЫШЕВ, Александр СЕРГУНИН
СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ: БУДЕТ ЛИ ОБЩАЯ АРКТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ?
Регион Северной Европы (Norden - в скандинавских языках, Nordic region - в английском варианте) включает в себя пять стран: Финляндию (с автономной территорией Аландских островов), Швецию, Норвегию, Данию (с самоуправляемыми территориями Гренландии, благодаря которой Дания получила статус арктической державы, и Фарерских островов) и Исландию. Этот регион имеет одновременно гомо- и гетерогенный характер.
С одной стороны, страны региона связывают общее историческое прошлое, культурное, лингвистическое единство (кроме Финляндии), многолетняя практика координации экономической, социальной, экологической, внешней и отчасти оборонной политики, наличие общих политических и финансово-экономических институтов, принадлежность к шенгенской зоне1 и пр. Позиционирование Северной Европы себя как особого социокультурного и политического региона относится ещё к началу 1950-х годов. Тогда и началось создание первых региональных организаций, которые со временем превратились в устойчивую институциональную систему, успешно функционирующую и в наши дни.
С другой стороны, страны отличаются друг от друга государственным устройством. Дания, Норвегия и Швеция являются конституционными монархиями, в то время как Исландия и Финляндия - республиками.
1 Исландия и Норвегия, входящие в так называемый Скандинавский паспортный союз, начиная с 2001 г. официально классифицированы как государства, связанные с шенгенской деятельностью.
© Конышев Валерий Николаевич - доктор политических наук, профессор, факультет международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет. E-mail: [email protected] Сергунин Александр Анатольевич - доктор политических наук, профессор, факультет международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет. E-mail: [email protected] Ключевые слова: страны Северной Европы, единая арктическая стратегия, Россия.
Они придерживаются различных ориентиров во внешней политике и политике в сфере безопасности. Так, Дания, Норвегия и Исландия - члены НАТО с самого момента возникновения этого военно-политического альянса в 1949 году. В то же время Швеция и Финляндия до своего вступления в ЕС в 1995 году придерживались политики нейтралитета, а после вхождения в эту организацию считаются неприсоединившимися странами (то есть не входящими ни в один из существующих военных блоков).
Дания, Швеция и Финляндия являются членами ЕС, в то время как Норвегия и Исландия остаются вне пределов Евросоюза (хотя и входят в Европейскую экономическую зону, где фактически действуют сходные с ЕС стандарты). Дания и Швеция, будучи членами ЕС, всё же отказываются присоединиться к Европейскому валютному союзу и предпочитают использовать свои национальные валюты вместо евро.
Лишь две из пяти стран Северной Европы - Дания и Норвегия - имеют официальный статус арктических государств, остальные считаются приарктическими странами.
В то время как Норвегия стремится к скорейшему урегулированию территориальных споров в Арктике (свидетельством чему является соглашение от 15 сентября 2010 г. между Москвой и Осло о делимитации морских пространств), Дания занимает довольно жёсткую (в том числе и антироссийскую) позицию в вопросе о разделе континентального шельфа.
Вместе с тем все страны региона без исключения, несмотря на наличие или отсутствие у них формального арктического статуса, считают себя принадлежащими к Арктике и подчёркивают своё намерение активно участвовать в региональных делах. Финляндия и Швеция используют исторические аргументы для доказательства своей причастности к Арктике.
В частности, Хельсинки указывает на тот факт, что в соответствии с Тартуским мирным договором 1920 года Финляндия владела до 1944 года г. Петсамо (ныне -Печенга) и тем самым имела выход к Баренцеву морю. Швеция в своё время владела как Финляндией (до 1809 г.), так и Норвегией (до 1905 г.). Все три страны указывают на тот факт, что территориально они расположены в непосредственной близости от Арктики. Значительная часть финской и шведской территорий находятся за Полярным кругом, а Исландия расположена чуть южнее его.
Косвенно квазиарктический статус трёх североевропейских стран подтверждается их принадлежностью к Совету Баренцева-Евроарктического региона (СБЕР) и Арктическому совету (АС) в качестве их полноправных членов. Все пять стран Северной Европы активно используют эти организации для продвижения своих интересов в регионе.
Арктическая стратегия стран Северной Европы имеет многовекторный характер и три основных уровня:
- двусторонние отношения со странами, вовлечёнными в арктическую политику;
- политика в рамках североевропейского сотрудничества;
- политика в рамках международных организаций (СБЕР, АС, НАТО, ЕС, ООН
и пр.).
В течение последнего десятилетия наметилась линия на координацию арктической политики пяти североевропейских стран. Какие же мотивы лежат в её основе? Как далеко готовы они пойти по пути объединения своих усилий в этой области?
Какие инициативы на доктринальном и институциональном уровне предпринимались "пятёркой" в отношении Арктики? Какие последствия для России будет иметь общая арктическая стратегия стран Северной Европы? Не приведёт ли последняя к возникновению единого антироссийского фронта в вопросах арктической политики и ущемлению наших интересов в регионе? Попытаемся ответить на эти непростые, но весьма важные и актуальные вопросы.
Арктическая стратегия: институциональное измерение
Североевропейские страны стараются координировать свою арктическую политику прежде всего потому, что они имеют ограниченные ресурсы и потенциалы для осуществления весьма дорогостоящих проектов по исследованию и освоению Арктики, а также потому, что существует конкуренция со стороны других, более сильных полярных держав.
Для этого "пятёрка" создала соответствующие институциональные основы как политического, так и финансового характера - Совет министров северных стран (СМСС), Северный совет, Северный инвестиционный банк, Северный фонд развития, NEFCO (Северная экологическая финансовая корпорация), Северный проектный фонд и пр.
В 2002 году пять стран Северной Европы учредили под эгидой СМСС Программу арктического сотрудничества, которая обновляется каждые три года. В помощь ПАС был создан Арктический консультативно-экспертный совет (АКЭС), который разрабатывает рекомендации для СМСС и действующего под эгидой последнего Комитета северного сотрудничества.1 АКЭС состоит из представителей пяти североевропейских стран и автономных территорий. Именно он является тем рабочим органом, где вырабатываются и обсуждаются на экспертном уровне совместные инициативы. Совет также следит, чтобы деятельность СМСС и других североевропейских институтов не дублировалась с работой АС и СБЕР.
Среди региональных организацией "пятёрка" отдаёт несомненное предпочтение Арктическому совету.2 Страны Северной Европы всецело поддерживали АС с са-
1 http://www.norden.org/en/nordic-council-of-ministers/ministers-for-co-operation-mr-sam/the-arctic/arctic-expert-committee>
2 Арктический совет — международная региональная структура, созданная в 1996 г. и призванная содействовать сотрудничеству в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития приполярных районов. Членами АС являются пять арктических государств (Россия, Дания, Норвегия, США и Канада) и три приарктических (Исландия, Финляндия, Швеция). Статус наблюдателя в АС имеет ряд межправительственных (скажем, Еврокомиссия) и неправительственных организаций, а также неарктических государств: Франция, Германия, Англия, Испания, Нидерланды, Польша.
В рамках АС созданы пять рабочих групп, которые отвечают за различные направления деятельности:
• рабочая группа по арктическому мониторингу и оценке;
• рабочая группа по сохранению арктической флоры и фауны;
• рабочая группа по предотвращению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации;
• рабочая группа по защите арктической морской среды;
мого момента его создания и принимают активное участие в его деятельности, считая, что именно он должен быть основной организацией при решении региональных проблем, и что он должен превратиться из дискуссионного форума в авторитетный международный орган, чьи решения имеют обязательный для его членов характер. Североевропейские государства считают, что совет поможет им в достижении их стратегических целей в Арктике. Однако они были разочарованы тем, что на протяжении многих лет АС был достаточно пассивен в решении региональных проблем и являлся скорее местом для дискуссий общего характера, чем принятия конкретных решений. По мнению ряда европейских экспертов, в подобном состоянии дел повинны прежде всего США, которые не хотят принимать на себя какие-либо международные обязательства по Арктике, предпочитая сохранять свободу рук.1
Для того чтобы реанимировать деятельность АС, Норвегия, Дания и Швеция договорились о формировании единой повестки дня и координации своих действий в течение их следующих один за другим сроков председательствования в совете в период с 2006 по 2013 год.
Представление об этой единой повестке дня даёт датская программа работы на период председательствования Копенгагена в АС (2009-2011 гг.). Она являлась продолжением норвежской программы и включала следующие приоритеты: 1) забота об условиях проживания коренных народов Севера; 2) принятие мер по охране окружающей среды в регионе; 3) меры по предотвращению изменения климата в Арктике; 4) сохранение биологического разнообразия в регионе; 5) интегрированное управление природными ресурсами; 6) улучшение оперативного взаимодействия между членами АС как в плане координации деятельности административных структур, так и в плане общего обмена информацией, касающейся региона; 7) дальнейшее институциональное совершенствование АС (особенно для привлечения новых неарктических стран и международных организаций к работе с советом).2 Так, Дания (как и Швеция с Финляндией) выступает за придание ЕС полновесного членства в АС вместо нынешнего статуса наблюдателя.
Из последних (довольно успешных) инициатив АС можно назвать разработку в его рамках соглашения о поисково-спасательных операциях в Арктике, подписанного в мае 2011 года.
В 2011 году эстафету у Дании приняла Швеция, которая собирается продолжать указанный курс, делая особый акцент на вопросах экологии и устойчивой и безопасной эксплуатации природных ресурсов Арктики.
• рабочая группа по устойчивому развитию.
Участие в Арктическом совете позволяет привлекать внебюджетные финансовые средства для реализации совместных проектов.
1 Cela, Margrét. Arctic security. Policy analysis of the circumpolar states. Reykjavik: Félagsvísindastofnun Háskóla islands, p. 80 // http://skemman.is/stream/get/1946/6743/18510/1/78-87_Margret_Cela_STJbok.pdf
2 Denmark holds the chairmanship of the Arctic Council 2009-2011. Programme for the Danish chairmanship of the Arctic Council 2009-2011 // http://arctic-council.org/article/2007/11/danish programme. См. также: Foreign Minister Per Stig M0ller's speech at the Arctic Council on April 29, 2009 // http://www.um.dk/en/menu/aboutus/theministerforforeignaffairs/speechesandarticles/udenrigsmi nisterenstaleiarktiskraadd29april2009.htm
Правда, политика Норвегии в рамках этой организации была не такой однозначной как других членов "пятёрки". Дело в том, что в совете представлены такие "тяжеловесы", как Россия, США и Канада, с которыми Норвегия явно не в состоянии соперничать при решении арктических вопросов. Осло также настороженно относится к деятельности Евросоюза, имеющего в совете статус наблюдателя. И хотя Норвегия формально поддерживает политику ЕС в Арктике, на практике она не форсирует предоставление ему статуса полноправного члена этой организации, опасаясь появления нового могущественного конкурента.
Ещё одним важным региональным институтом, где "пятёрка" также проводит общий курс, является СБЕР1. В этой организации неоспоримый приоритет принадлежит Норвегии, которая выступила инициатором создания совета в 1993 году. В последнее время Осло предпринял немалые усилия по активизации этой организации, в частности, всячески способствуя институциональному укреплению СБЕР. Так, в 2008 году в Киркенесе с согласия других членов СБЕР был создан международный секретариат совета. В 2006 году там же был учрежден Баренц-институт, который рассматривается как "мозговой трест", обслуживающий и норвежский национальный, и международный секретариаты СБЕР.
Те члены "пятёрки", которые входят в ЕС (Дания, Швеция и Финляндия), старались всячески подключить Евросоюз к решению арктических проблем - сначала через программу Северного измерения, а затем и путём формирования собственной арктической стратегии союза (2008 г.). В условиях не очень высокой эффективности АС и СБЕР в решении арктических проблем эти страны надеются, что именно ЕС послужит локомотивом продвижения их интересов в регионе. Как уже отмечалось, они всячески поддерживают повышение статуса ЕС в АС.
Те североевропейские страны (Дания, Исландия и Норвегия), которые являются членами НАТО, активно используют эту организацию для достижения своих целей в Арктике. Именно они были основными инициаторами выдвижения арктической стратегии НАТО (январь 2009 г.). Официальные лица и эксперты из этих стран объясняют необходимость привлечения альянса тем, что они не в состоянии защитить свои экономические и военно-стратегические интересы в Арктике в одиночку и создать военный потенциал, необходимый для этих целей. Обращает на себя внимание и тот факт, что список предлагаемых НАТО совместных мероприятий в
1 Совет Баренцева-Евроарктического региона - форум регионального сотрудничества, созданный в 1993 г. по инициативе Норвегии. Помимо Норвегии, в него вошли на правах постоянных членов Дания, Исландия, Россия, Финляндия и Швеция, а также Еврокомис-сия. Девять государств - Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Польша, Франция, США, Япония - имеют статус наблюдателей. Основным рабочим органом СБЕР является Комитет старших должностных лиц (чиновники в ранге посла). Он собирается с периодичностью раз в один-два месяца для обсуждения докладов и подготовки к ежегодной сессии организации. Для осуществления текущей практической работы по основным отраслям сотрудничества в рамках СБЕР образованы рабочие и целевые группы, представляющие на регулярной основе отчёты о своей деятельности. Под эгидой СБЕР действует Баренцево-Евроарктический региональный совет, который помогает налаживать сотрудничество непосредственно между регионами (субнациональными образованиями) стран-участников. СБЕР делает основной акцент на вопросах охраны окружающей среды, либерализации таможенной политики и развития региональной инфраструктуры.
Арктике практически полностью совпадает с планами стран Северной Европы как на национальном уровне, так и в рамках единой арктической стратегии "пятёрки": мониторинг воздушного и морского пространства, создание единых спасательных подразделений, проведение совместных маневров, образовательные обмены, защита энергопотоков, экологический мониторинг и пр. В последнее время территория североевропейских стран не раз становилась местом проведения натовских маневров. Именно Дания и Норвегия, являясь членами Североатлантического блока, осуществляют наиболее сильный прессинг в отношении Финляндии и Швеции с целью заставить их вступить в НАТО и/или принимать уже сейчас активное участие в деятельности альянса в Арктике (развитие общей военной инфраструктуры, проведение совместных учений и пр.).
Выступая за развитие институциональной системы в Арктике, страны Северной Европы вместе с тем считают, что в деятельности указанных международных организаций существует много дублирования. По мнению руководства стран "пятёрки", для повышения эффективности институционального механизма необходимо установить более чёткое разделение труда между указанными региональными организациями.
Доктринальный аспект: доклад Столтенберга и после
До недавнего времени арктическое сотрудничество "пятёрки" в основном концентрировалось на таких сферах, как совместные экономические проекты, экология, здравоохранение, образование, научные исследования, обеспечение прав коренных народов Севера и т.д. Ситуация изменилась в середине 2008 года, когда по просьбе правительств североевропейских стран была образована экспертная комиссия под председательством бывшего министра иностранных дел Норвегии Т. Стол-тенберга (отца нынешнего премьер-министра) и включавшая по два эксперта от каждой из пяти стран. В задачу комиссии входила выработка рекомендаций по формированию их общей внешней и оборонной политики. Доклад Столтенберга был опубликован 9 февраля 2009 года.
В докладе представлены 13 конкретных предложений, направленных на укрепление сотрудничества между странами Северной Европы и их дальнейшую инте-грацию.1 Большая часть рекомендаций относится к сфере обороны и безопасности. В докладе Т. Столтенберга предлагается сформировать "стабилизационную оперативную войсковую группу, которая могла бы направляться в государства, подвергшиеся внешнему вмешательству или в случае других критических ситуаций". Необходимость создания таких сил обусловлена новыми вызовами, с которыми сталкивается международное сообщество и ООН. Таким образом, под предлогом защиты от нетрадиционных угроз предлагается милитаризация региона. При этом Т. Столтен-берг не стал дистанцироваться от таких международных организаций, как ЕС, НАТО и сказал, что в случае создания североевропейского военного альянса ему "следовало бы принимать участие в операциях под эгидой ООН, также как и в операциях Евро-
1 Nordic Cooperation on foreign and security policy. Proposals presented to the extraordinary meeting of Nordic foreign ministers in Oslo on 9 February 2009. Thorvald Stoltenberg http://www.mfa.is/media/Frettatilkynning/Nordic report.pdf
союза, НАТО, Африканского союза и ОБСЕ", но только при условии, что они будут иметь мандат ООН.
Другим важным тезисом Т. Столтенберга стало предложение "о проведении регулярного патрулирования воздушного пространства Исландии", которая не имеет собственных вооружённых сил. "Исландия находится в районе повышенного внимания, - сказал он. - После того как в 2006 году американские военные покинули авиабазу в Кефлавике, возникла необходимость усиления контроля над исландским воздушным пространством, что отвечает интересам как самой Исландии, так и всей Скандинавии". Таким образом, предполагается, что в перспективе в небе над Исландией могут появиться самолеты стран, не являющихся членами НАТО - Финляндии и Швеции.
Т. Столтенберг предложил создать североевропейское подразделение для контроля на море, в которое вошли бы береговые охраны и спасательные службы этих стран. В докладе упоминается создание совместных морских сил быстрого реагирования, ледокольного флота, амфибийного подразделения, сил гражданской обороны по борьбе с природными техногенными катастрофами, единой ресурсной системы для борьбы с кибератаками, спутниковой группировки (три спутника) для осуществления морского и воздушного мониторинга (к 2020 г.), объединённой системы подготовки кадров для указанных служб. По мнению авторов доклада, реализация названных мер могла бы способствовать серьёзной экономии средств пяти стран Северной Европы в сфере безопасности1.
Помимо этого, была подчёркнута необходимость учредить общий орган по расследованию военных преступлений и укрепить военное сотрудничество в вопросах транспорта, медицины и образования. И, наконец, Т. Столтенберг заявил о необходимости подписать "Декларацию солидарности" стран Северной Европы, в которой бы оговаривалось, как каждая "страна должна себя вести, если её сосед станет объектом атаки или воздействия извне".
Часть рекомендаций касается общеполитических и дипломатических вопросов. Так, одним из ключевых предложений, содержавшихся в докладе, стала идея усилить сотрудничество стран Северной Европы в вопросах, касающихся присутствия и отстаивания своих интересов в Арктике. По словам Столтенберга, "изменение климата и таяние льдов привлекают всё большее внимание к Арктике", особенно в том, что касается вопроса разработки энергетических ресурсов. Таяние льдов приведёт также к открытию новых морских торговых путей. "Повышенное внимание к Арктике может иметь геополитические последствия, а также этот регион может стать важным энергетическим ресурсом Европы",2 - отметил Столтенберг. В этой связи, по его мнению, возникает необходимость более тесного сотрудничества в этом районе стран Северной Европы, включая те, которые не имеют прямого выхода к Арктике. Среди прочего в докладе предлагается создать общую гражданскую систему мониторинга на море для наблюдения за экологией и сохранением окружающей среды в условиях глобального потепления климата. "Необходимо создать механизм обмена информацией с Россией о ситуации в Баренцевом и Балтийском морях..., а также с США и Канадой - о ситуации в Северной Атлантике", - сказал
1 Arctic Dimension for Nordic Security //www.barentsobserver.com/cppage.58932.ru.
2 Северный Союз. Скандинавским странам рекомендовано объединиться в союз. 13 февраля 2009 г. //http://www.novopol.ru/-sevemyiy-soyuz-text61722.html
Столтенберг, приведя в качестве положительного примера уже имеющийся у Норвегии, России и Исландии опыт обмена информацией о следовании российских нефтяных танкеров из Мурманска к побережью США.
В докладе также предлагались меры по расширению сотрудничества между дипломатическими службами североевропейских стран. Там, где они не имеют своих представительств, предлагалось создать общие дипломатические и консульские миссии.
Аналитики по-разному оценивают этот доклад. Некоторые из них считают доклад "историческим", видят в нём начало пути к некоему "Североевропейскому пакту". Наиболее радикальные авторы предлагают пойти ещё дальше: например, шведский историк Гуннар Веттерберг выступает за создание в обозримом будущем Объединённой федерации Северной Европы под символическим руководством датской короны1. Правда, эти предложения были встречены весьма скептически североевропейскими лидерами (включая самого Столтенберга).
Наряду с полностью позитивными, встречаются и более осторожные оценки доклада. Так, старший научный сотрудник норвежского Института оборонных исследований Пол Сигурд Хилде согласен, что сотрудничество между северными странами по общим проблемам, встающим перед ними в Арктике, является весьма важным. Некоторые из предложений, содержащихся в докладе, такие как сотрудничество спасательных служб, относительно прямолинейны и легкореализуемы. Однако, считает эксперт, "более широкие и далекоидущие предложения, в свою очередь, сразу ставят вопрос о том, действительно ли у североевропейских государств имеются общие интересы как в Арктике в целом, так и в европейской части Арктики в частности. Между северными странами существуют не только, так сказать, вариации в глубине их интересов на Крайнем Севере; интересы отдельных стран, имеющих более непосредственные, "физические" интересы в Арктике, совсем не обязательно совпадают".2 К тому же в условиях глобального финансово-экономического кризиса возникают сомнения в реалистичности выполнения предлагаемых в докладе рекомендаций.
В докладе Столтенберга, по сути дела, были собраны воедино и обобщены мысли и идеи, которые в странах Северной Европы звучат достаточно часто, причём с самых разных политических сторон. С учётом того, что в работе над документом участвовали эксперты из всех стран Северной Европы, а сам доклад выполнялся по заказу правительств и был одобрен на встрече министров иностранных дел пяти государств, его можно считать программным. Документ является своего рода декларацией о намерениях североевропейских стран, пытающихся создать единый центр, способный вести арктический диалог с Канадой, США и Россией на равных.
Идеи, содержащиеся в докладе Столтенберга, получили дальнейшее развитие в арктических стратегиях стран Северной Европы, а также в их конкретных действиях в регионе.3
Rettman, Andrew. Nordic countries huddle together as world gets bigger // http://euobserver.com/9/31329
Арктическая безопасность Северных Стран // barentsobserver.com, 9 февраля 2009 г. <http://www.barentsobserver.com/cppage.4556113-58932.html>
Rettman, Andrew. Nordic countries huddle together as world gets bigger // http://euobserver.com/9/31329
2
3
* * *
Ознакомившись с тенденциями в арктической политике стран Северной Европы, поневоле возникает вопрос: возможно ли формирование единого "североевропейского блока" в Арктике (причём преимущественно на антироссийской основе)? С одной стороны, в пользу этого говорит определённая общность интересов стран Северной Европы в арктическом регионе, в частности понимание того, что в одиночку они не смогут добиться максимального удовлетворения своих геополитических и геоэкономических амбиций в регионе, а также стремление сэкономить средства и ресурсы для освоения Арктики. На это были направлены усилия военных ведомств Финляндии, Швеции и Норвегии, предложения, содержавшиеся в докладе Столтенберга, а также стремление привлечь ресурсы таких мощных организаций, как Евросоюз и НАТО.
С другой стороны, интересы и возможности каждой из пяти стран Северной Европы имеют разнонаправленный и разновеликий характер. У каждой из них - конкурирующие экономические интересы в регионе и они стремятся опередить друг друга в освоении природных богатств Арктики. Различна и мотивация поведения каждой из стран. Так, если Норвегия стремится побыстрее ликвидировать оставшиеся территориальные споры с Россией с тем, чтобы убрать последние препоны на пути плодотворного сотрудничества по освоению богатств Арктики, то Дания упорствует в вопросе о разделе континентального шельфа (причём не только в отношениях с Россией, но и Канадой). Если Дания и особенно Швеция подчас занимают жёстко антироссийскую позицию по вопросам политики Москвы в ближнем зарубежье, а также на Северном Кавказе, то остальные североевропейские государства готовы закрыть глаза на эти действия России ради тех выгод, которые сулит развитие торгово-экономического сотрудничества с ней. Финляндия, Швеция и Дания всячески стремятся более активно вовлечь в арктические дела ЕС, Норвегия же, не будучи членом этой организации, весьма прохладно относится к подобным инициативам. В то же время Норвегия и Дания активно подталкивают НАТО к участию в арктической политике и прямо или косвенно пытаются вовлечь неприсоединившиеся государства - Швецию и Финляндию в орбиту военно-политической активности этого блока. В связи с этим, не может не обратить на себя внимание факт координации мер в области обороны и безопасности, предлагаемых НАТО и в докладе Столтен-берга. На практике это ведёт к опасной тенденции ремилитаризации арктического региона, что вряд ли может оставить равнодушной российскую сторону.
Суммируя сказанное, отметим, что наличие существенных различий в интересах и мотивации стран Северной Европы в отношении Арктики, амбиций других центров силы (США и Канада), а также имеющихся в распоряжении России дипломатических, экономических и военных ресурсов для предотвращения недружественных по отношению к ней действий делает маловероятным создание монолитного североевропейского блока в Арктике на антироссийской основе.