УДК 332.146.2
Страны-наблюдатели Арктического Совета: сравнительный анализ человеческого развития
Аннотация. В работе проводится сравнительный анализ человеческого развития стран-наблюдателей Арктического Совета. Выявлены
© Говорова Наталья Викторовна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра международных социально-экономических сопоставлений Института Европы РАН, доцент Московского технологического института. E-mail: [email protected] Тел.
+7-916-374 8528.
сходства, различия и преимущества, применительно к качеству и
динамике развития человеческого потенциала. Сделан вывод о позитивных тенденциях развития человеческого потенциала в них и перспективах совместного осуществления важных социально-экономических проектов в Российской Арктике.
Ключевые слова. Арктика, страны-наблюдатели Арктического Совета, человеческий капитал, индекс человеческого развития, уровень и качество жизни, образование, конкурентоспособность
© Govorova, Natalia V., Candidate of Economics, Leading Researcher of the Center of the international social and economic comparison, Institute of European studies, Russian Academy of Sciences; Associate Professor, Moscow Technological Institute. E-mail: [email protected] Аbstract. The article represents a comparative analysis of human development of the countries -observers of the Arctic Council. Similarities, distinctions and advantages are presented in their relation to the quality and dynamics of human development. The conclusion is drawn on positive tendencies of human development and prospects of a joint implementation of the most important social and economic projects in the Russian Arctic.
Keywords: Arctic, human capital, human development index, countries-observers of the Arctic Council, education, standard of living, education, competitiveness
П « "
В соответствии с новейшими тенденциями эволюции современной экономики ее главный потенциал это люди. Инвестиции в человеческий капитал, способный разрабатывать но-
The observer countries of the Arctic Council: a comparative analysis of human development
Введение
вые технологии, превращать их в востребованный мировым рынком продукт, признаны международным сообществом самыми выгодными для роста конкурентоспособности экономик и являются залогом общественной безопасности и процветания. С целью получения синергети-ческого эффекта в период нового промышленного освоения Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), форсирования комплексного и сбалансированного пространственного развития региона, наша страна могла бы объединить финансово-экономические и технологические возможности со всеми заинтересованными партнёрами, в числе которых двенадцать стран-наблюдателей Арктического Совета, образующие группу АС-12: Франция, Германия, Нидерланды, Польша, Испания, Соединённое Королевство, Китайская Народная Республика, Итальянская Республика, Япония, Республика Корея, Республика Сингапур, Республика Индия \ В контексте экономических проблем возобновления полноценной хозяйственной деятельности на циркумполярных территориях представляется интересным провести сравнительный анализ человеческого капитала стран-наблюдателей АС, объективно оценить соответствующие ресурсы и конкурентный потенциал.
Проблемы человеческого развития
Основное место в структуре арктического хозяйства занимают добывающие отрасли: горнопромышленная (добыча алмазов, редких металлов, металлов платиновой группы, никеля и кобальта), рыбная и газовая. Нефтегазопромысел стоит практически повсеместно на первом месте при создании добавленной стоимости, заметную роль играют также транспорт, связь, строительство, оптовая и розничная торговля. Совместных усилий требует как экологическая сфера (климатические изменения, безопасность человека и окружающей среды, бережное использование природных ресурсов), так и решение многочисленных и разнообразных экономических задач (прежде всего по извлечению углеводородов на шельфе, эксплуатации Северного морского пути, модернизации энергетической и транспортной систем, включая портовую инфраструктуру, освоению новых судоходных маршрутов), а также социальных проблем (служба спасения, улучшение качества жизни населения). Большая потребность имеется и в организации совместной образовательной и исследовательской деятельности, научно-технического взаимодействия в области судостроения, машиностроения, информационно-коммуникационных и энергосберегающих технологий и инноваций, развитии туризма.
1 Двенадцать неарктических государства являются наблюдателями в Арктическом совете. URL: http://www.arctic-council.org/index.php/ru/about-us/arctic-council/observers (дата обращения: 11.07.2015).
Сложностями на пути развития всех этих секторов выступают высокие затраты на транспортные перевозки, отсутствие морской инфраструктуры, экстремальный климат и удаленность ресурсов. При этом сегодня в Арктике сформировалась необходимость диверсификации структуры экономики, увеличения доли отраслей глубокой переработки, инвестиционной привлекательности и высоких технологий, а это, в свою очередь, предъявляет особые требования к кадрам и качеству «человеческого фактора».
Значимый вклад в осмысление и продвижение идей и параметров человеческого развития внесла Программа развития ООН (ПРООН), под чьей эгидой, начиная с 1990 г., ежегодно издаются мировые Доклады о развитии человека. Экспертами ПРООН был предложен аналитический инструмент — Индекс человеческого развития (диапазон от 0 до 1; чем ближе к единице, тем больше возможности для реализации человеческого потенциала), рассчитываемый на основе анализа экономических (среднедушевой валовый национальный доход — ВНД) и социальных (ожидаемая продолжительность жизни и уровень образования) показателей. В таблице №1 представлены последние данные об ИЧР в странах, входящих в АС-12, и составляющих его компонентах.
Таблица 1
Индекс человеческого развития стран-наблюдателей и его составляющие
Страны по рейтингу ИЧР, 2013 г. Ожидаемая продол- 2 жительность жизни , Средняя/ожидаемая ВНД на душу (■■4 населения, $ ,
ИЧР (рейтинг из 187 продолжительность
стран/значение) лет, 2013 г. обучения 3, 2012 г. 2013 г.
Нидерланды 4/ 0,915 81,0 11,9/17,9 42 397
Германия 6 / 0,911 80,7 12,9/16,3 43 049
Сингапур 9/0,901 82,3 10,2/15,4 72 371
Великобритания 14/0,892 80,5 12,3/16,2 35 002
Корея (Респ.) 15/0,891 81,5 11,8/17,0 30 345
Япония 17/ 0,890 83,6 11,5/15,3 36 747
Франция 20/0,884 81,8 11,1/16,0 36 629
Италия 26/0,872 82,4 10,1/16,3 32 669
Испания 27/0,869 82,1 9,6/17,1 30 561
Польша 35/0,834 76,4 11,8/15,5 21 487
Китай 91/0,719 75,3 7,5/12,9 11 477
Индия 135/0,586 66,4 Справочно: 4,4/11,7 5 150
Россия 57/0,778 68,0 11,7/14,0 22 617
Источник: United Nations Development Programme (UNDP) Human Development Report, 2014. Sustaining Human Progress: Reducing Vulnerabilities and Building Resilience [1, 2014].
Количество лет, которое может прожить новорожденный, если преобладающие тенденции в области показателей смертности останутся без изменений на протяжении всей его жизни.
3 Среднее количество лет образования, полученного лицами в возрасте 25 лет и старше / количество лет образования, которое может получить ребенок, если в течение его жизни сохранятся преобладающие тенденции в области возрастных показателей охвата населения образованием.
4 Совокупный доход экономики, конвертированный в международные доллары с использованием коэффициентов паритета покупательной способности и разделенный на численность населения.
По результатам исследований ПРООН Индекс человеческого развития (ИЧР) неуклонно рос в течение 1980—2013 гг. во всех исследуемых странах АС-12. Десять из двенадцати государств-наблюдателей АС относятся к странам с очень высоким ИЧР; Китай (а также РФ) и Индия соответственно — с высоким и средним ИЧР. У большинства стран рассматриваемой группы ВНД на душу населения значительно превышает уровень РФ (кроме Индии, Китая и Польши). Данная тенденция справедлива и для ожидаемой продолжительности жизни (кроме Индии) и формальных параметров обучения. При этом такой демографический показатель, как коэффициент фертильности (число рождений на одну женщину), во всех странах АС-12, кроме Индии, ниже необходимого для простого воспроизводства населения (относительно высок он и продолжает расти только во Франции и Великобритании); средний возраст населения имеет тенденцию к увеличению за счёт низкой рождаемости и высокой продолжительности жизни. В таблице №2 представлены отдельные конкретные показатели развития человеческого потенциала5 в АС-12.
Таблица 2
Развитие человеческого потенциала: демография, здравоохранение и образование
Страна Население, млн. чел., Госрасходы на Население с Качество образования,
2013 г./прогноз на образование образованием успеваемость 15-тилетних
2030 г. /здравоохране не ниже сред- школьников: средний балл*
ние,2012/2011 гг., % ВВП него, 2012 г., % от лиц старше 25 лет
Математика Естественнонаучные дисциплины
Великобритания 63,1 / 68,6 5,6 / 9,3 99,9 494 514
Германия 82,7 / 79,6 5,1 / 11,1 96,6 514 524
Индия 1 252,1 / 1 476,4 3,3 / 3,9 38,7
Испания 46,9 / 48,2 5,0 / 9,4 69,9 484 496
Италия 61,0 / 61,2 4,5 / 9,5 75,7 485 494
Китай 1 385,6 / 1 453,3 ... / 5,2 65,3 613 580
Корея (Респ.) 49,3 / 52,2 5,0 / 7.2 82,9 554 538
Нидерланды 16,8 / 17,3 6,0 / 12,0 89,0 523 522
Польша 38,2 / 37,4 5,2 / 6,7 82,3 518 526
Сингапур 5,4 / 6,6 3,3 / 4,6 77,4 573 551
Франция 64,3 / 69,3 5,9 / 11,6 80,5 495 499
Япония 127,1 / 120,6 3,8 / 9,3 Справочно: 86,4 536 547
Россия 142,8 /133,6 4,1 / 6,2 90,9 482 486
*Средний балл для стран ОЭСР по этим дисциплинам 494 и 501.
Источник: United Nations Development Programme (UNDP) Human Development Report, 2014. Sustaining Human Progress: Reducing Vulnerabilities and Building Resilience [1, 2014]
5 Человеческий потенциал — накопленный населением запас физического и нравственного здоровья, общекультурной и профессиональной компетентности, творческой и гражданской активности, реализуемый в производственной, социальной, культурной и других сферах деятельности, а также в уровне и структуре потребностей. URL: http://voluntary.ru/dictionary/1019379/word/chelovecheskii-potencial (дата обращения: 12.07. 2015).
По прогнозам в большинстве исследуемых государств (кроме Германии, Польши и Японии) население в среднесрочной перспективе будет увеличиваться, сильнее всего в Великобритании и Франции. В этих экономиках, а также в Нидерландах — самые высокие расходы на обучение и здоровье граждан. В то же время азиатские страны показывают лучшие результаты качества образования по техническим дисциплинам. У России в ближайшие годы — немалый отрицательный прирост населения, расходы на образование и медицину существенно ниже (за исключением Китая и Индии), качество обучения 6 также, по мнению экспертов ПРООН, отстает (с последним автор согласен лишь отчасти). Для устойчивого развития необходимо обеспечить экономику региона не только квалифицированными специалистами для нужд арктического хозяйства — биологами, географами, химиками, геологами и геофизиками, горными и строительными инженерами, экологами, но и учителями, врачами, ИТ-специалистами, менеджерами туристического бизнеса. В последние годы возросло внимание федеральных органов государственной власти РФ к вопросам дальнейшего исследо-
<М> 1-»
вания высокоширотных районов нашей страны и их социально-экономического развития. В мае 2015 года из государственного бюджета, например, выделено более 205 млн рублей на экспедиционные исследования в Арктике — обеспечение работы дрейфующей арктической станции «Северный полюс» [2, 2015]. В сфере высшего профессионального образования функционируют Северный (Арктический), Дальневосточный и Северо-Восточный федеральные университеты как крупнейшие научно-образовательные и инновационные центры приполярных регионов России.
Конкурентоспособность рабочей силы
Развитие науки и технологий является ключевым средством для достижения высокого уровня профессиональных компетенций, оказывает позитивное влияние на здоровье человека, а внедрение их в образование является залогом конкурентоспособности рабочей силы. Таким образом, происходит повышение уровня и качества жизни, что в свою очередь служит повышению производительности труда, рентабельности производства, доходов и качества жизни населения. Анализ статистических данных дает основание утверждать, что существует достаточно четкая прямая зависимость между уровнем развития человека и конкурентоспособностью: чем больше первый, тем более высокое место занимает страна в мировом рейтинге конкурентоспособности.
6 В настоящее время практически не существует международных индикаторов качества высшего образования. Но имеются некоторые косвенные показатели (число лиц, поступивших в учебные заведения высшего уровня, ранее уже получивших профессиональное образование, уровень безработицы среди лиц с профессиональным образованием и др.).
Всемирный экономический форум (ВЭФ) ежегодно публикует данные об Индексе глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index — GCI), который рассчитывается на основе более 100 показателей, объединённых в 12 основных составляющих (каждая из которых в свою очередь учитывает от 4 до 21 параметра). В таблице №3 представлены те из них, которые непосредственно связаны с уровнем развития человеческого потенциала и оказывают решающее влияние на конкурентоспособность рабочей силы: здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка труда, технологический уровень, инновационный потенциал. Необходимо отметить также, что расчёт данного индекса производится с учётом того, что разные государства находятся на различных стадиях экономического развития и обстоятельства, способствующие повышению конкурентоспособности одной страны, могут быть не актуальны для другой. ВЭФ различает три типа экономики — экономика, движимая факторами (Индия), эффективностью (Китай) и инновациями (Франция, Германия, Италия, Япония, Республика Корея, Нидерланды, Сингапур, Испания, Великобритания). Польша (и РФ) находится на промежуточном этапе между 2 и 3 этапами (определяется по ВВП на душу населения в долларах США, соответственно — меньше 2 тысяч; 3—9 тысяч; более 17 тысяч).
Таблица 3
Рейтинг конкурентоспособности АС-12
Страна / индекс GCI (место в рейтинге из 144 стран) Здоровье и начальное образование Высшее образование и проф. обучение Эффективность рынка труда Технологическая готовность Инновации
Сингапур / 2 3 2 2 7 9
Германия / 5 14 16 35 13 5
Япония/6 5 21 22 20 4
Нидерланды /8 5 3 21 9 8
Великобритания/9 21 19 5 2 12
Франция / 23 18 28 61 17 19
Корея (Респ.) / 26 27 23 86 25 17
Китай / 28 46 65 37 83 32
Испания / 35 34 29 100 27 37
Польша / 43 39 34 79 48 42
Италия / 49 22 47 136 38 35
Индия / 71 98 93 112 121 49
Справочно:
Россия / 53 56 39 45 59 65
Источник: World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2014-2015. URL: http://www. wefo-rum.org/reports/global-competitiveness-report-2014-2015 (дата обращения: 06.05. 2015). [3, 2014-2015]
Пять из двенадцати рассматриваемых государств входят в десятку самых конкурентоспособных стран мира по версии ВЭФ. Россия находится в рейтинге значительно ниже, хотя и поднялась весьма существенно в рейтинге за последние несколько лет (на 14 пунктов с 2012
г.), опередив только Индию, которая, однако, демонстрирует лучшие, чем наша страна показатели в сфере разработки и внедрения инноваций. По параметрам «Здоровье и начальное образование» и «Технологическая готовность» наша страна сильно уступает группе АС-12 (кроме Индии в первом случае и Индии и Китая во втором), особенно Сингапуру, Японии, Нидерландам и Великобритании. Лучшие показатели из представленных в таблице № 3 у РФ по параметрам «Высшее образование и профессиональное обучение» — впереди Китая, Италии и Индии и «Эффективность рынка труда» — обгоняем шесть стран из двенадцати, но существенно отстаем от Сингапура и Великобритании. Худшие показатели у России по параметру — «Инновации», «чемпионами» в этой области выступают Япония, Германия, Нидерланды и Сингапур. Сотрудничество с лидерами по вышеперечисленным аспектам в деле подготовки квалифицированных специалистов и передачи новейших технологий в области кораблестроения, океанотехники, обслуживания объектов морской инфраструктуры является необходимым условием эффективной работы в сфере гражданского судостроения (буровые и добычные платформы, шельфовая техника, специализированные суда ледового класса), от которой напрямую зависит наращивание российского присутствия в Арктике, повышение экономической эффективности нефтегазовых проектов на континентальном шельфе.
Заключение
На постоянной основе в Арктический совет, как известно, входят 8 арктических государств: Канада, Дания, включая Гренландию и Фарерские острова, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и Соединённые Штаты, образующие условную группу АС-8. Статус Постоянных участников имеют также шесть международных организаций, представляющих коренные народы Арктики 7. Из 12-ти стран-наблюдателей Арктического Совета (АС-12) девять являются членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), кроме Китая, Индии и Сингапура, у которых, однако, 2, 10 и 36 место по размерам ВВП в мире соответственно [4, 2014]. Республика Корея, Япония и Германия входят в десятку лидеров по финансированию НИОКР — 3, 5 и 9 место [5, 2012].
На фоне высоких социально-экономических показателей развития большинства стран исследуемой группы АС-12 в целом происходит перераспределение финансовых возможностей, обеспечивающих высокий уровень развития человека /работника. Это важно, поскольку в современных условиях к рабочей силе вообще, а особенно в больших международных коллективах, которые работают в Арктике, предъявляются принципиально новые требова-
7 Государства-члены Арктического совета. URL: http://www.arctic-council.org/index.php/ru/about-us/member-states (дата обращения: 11.07.2015).
ния: наличие разнообразных навыков, готовность (мотивация) к процессу непрерывного повышения квалификации и освоения новых знаний и специальностей, способность быстро реагировать на меняющуюся ситуацию и решать сложные многофакторные задачи. Накопленные человеком способности и качества, его мотивацию, запас знаний и профессиональных компетенций, сформированных в результате инвестиций в человеческий капитал, можно считать ключевым элементом базовой ресурсообеспеченности экономики, решающим фактором процесса создания и освоения новых современных технологий.
Анализ развития человеческого потенциала 12-ти стран-наблюдателей в Арктическом совете (АС-12) позволяет сделать вывод о позитивных перспективах и тенденциях развития человеческого капитала в них, что может дать нашей стране реальные шансы и немалые выгоды при осуществлении важных социально-экономических проектов в Российской Арктике.
Литература
1. United Nations Development Programme (UNDP) Human Development Report, 2014. Sustaining Human Progress: Reducing Vulnerabilities and Building Resilience. URL: http://hdr. undp.org/sites/default/files/hdr14-report-en-1.pdf (дата обращения: 06.05. 2015).
2. На возобновление исследований в Арктике правительство выделило более 205 млн рублей. URL: http://www.interfax.ru/russia/441036 (дата обращения: 11.05.2015).
3. World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2014—2015. URL: http://www. weforum.org/reports/global-competitiveness-report-2014—2015 (дата обращения: 06.05. 2015).
4. The World Bank. World Development Indicators: Gross Domestic Product 2014. URL: http://data.worldbank.org/data-catalog/GDP-ranking-table (дата обращения: 08.05.2015).
5. UNESCO Institute for Statistics, 2012. URL: http://data.uis.unesco.org/Index.aspx? query-id=74 (дата обращения: 15.05.2015).
Рецензент: Синицкая Наталья Яковлевна, доктор экономических наук, профессор