УДК 33
Михайлов А.А.
студент бакалавриата факультета международных отношений: политика, экономика, бизнес Российская академия народного хозяйства и государственного управления
при Президенте РФ (г. Москва, Россия)
СТРАНЫ ЕС В МИРОВОМ ДВИЖЕНИИ КАПИТАЛА
Аннотация: в статье проводится анализ роли стран Евросоюза в системе мирового движения капитала, включающий исследование динамики и структуры трансграничных потоков прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в контексте глобальных экономических процессов и институциональных трансформаций. Посредством изучения эмпирических данных о притоках и оттоках ПИИ, их соотношении с ВВП, а также показателей участия отдельных стран ЕС в трансграничном инвестировании, автор выявляет тенденции, факторы и противоречия в развитии внешнеэкономических связей интеграционного блока, обусловленные сочетанием долгосрочных структурных преимуществ и краткосрочных конъюнктурных шоков. Внимание также уделяется проблематике оффшорных юрисдикций и специальных финансовых компаний (SPE), играющих значимую роль в искажении реальных масштабов и направленности трансграничных инвестиционных потоков ЕС. В завершение обосновывается необходимость реализации комплекса мер по совершенствованию институциональных механизмов регулирования движения капитала и повышению транспарентности статистического учета ПИИ в целях укрепления глобальных инвестиционных позиций Евросоюза.
Ключевые слова: ПИИ, Европейский союз, движение капитала, глобализация, оффшорные юрисдикции, специальные финансовые компании, волатильность инвестиционных потоков.
Движение или миграция капитала представляет собой понятийную категорию, характеризующую современные экономические процессы, специфика которых заключается в интенсивном вовлечении не только в локально-национальную, но и в мировую экономику, стимулируя тем самым интенсификацию международной торговли. В условиях формирующейся многополярной экономической системы движение капитала может оцениваться амбивалентно: с одной стороны, позитивно, с позиций стимулирования экономического роста, трансфера технологий и ноу-хау, повышения эффективности инвестиций и оптимизации аллокации ресурсов в глобальном масштабе [3, 4], с другой стороны, негативно, с позиций потенциального усиления экономической зависимости, уязвимости к экзогенным шокам, риска утраты контроля над стратегическими активами и угрозы экономическому суверенитету [2]. Независимо от полярности оценок, необходимо констатировать объективный характер и неизбежность феномена миграции капитала на современном этапе развития человеческой цивилизации.
В рамках данного исследования под движением капитала понимается трансграничное перемещение финансовых ресурсов, обусловленное стремлением экономических агентов к максимизации доходности и минимизации рисков в условиях глобальной экономической системы [1]. Движение капитала включает в себя как прямые иностранные инвестиции (ПИИ), предполагающие установление долгосрочного контроля над зарубежными активами, так и портфельные инвестиции, ориентированные на получение текущего дохода и диверсификацию рисков. Кроме того, в понятие движения капитала входят прочие инвестиции, охватывающие кредиты, займы, торговые кредиты и авансы, а также резервные активы центральных банков. Амплитуда, направленность и структура трансграничных потоков капитала определяются комплексом факторов, включая макроэкономические дисбалансы (связанные, например, с геополитической напряженностью, экономическими кризисами), дифференциалы процентных ставок и доходности,
институциональные условия, технологические изменения и поведенческие аспекты инвесторов.
Учитывая существенное влияние, оказываемое миграцией капитала на траекторию экономического развития страны, данный процесс подлежит государственному регулированию. В последние годы в большинстве развитых стран превалирующей тенденцией является либерализация режима трансграничного движения капитала, что обусловлено имплементацией соглашений в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), принятием Кодекса либерализации Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), положениями Европейской энергетической хартии, Вашингтонским консенсусом, а также региональными инициативами, направленными на создание общих рынков капитала, среди которых можно отметить План действий по созданию единого рынка капиталов ЕС. Страны Европейского союза, объединяющего на текущий момент 28 государств-членов, выступают в качестве значимых акторов мирового движения капитала, формируя один из центральных экономических блоков, активно участвующих в данном процессе. Специфика ЕС заключается в наличии наднациональных механизмов координации экономической политики, функционировании единого внутреннего рынка, предполагающего свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также в высокой степени экономической конвергенции и интеграции финансовых рынков стран-участниц. Эти факторы обусловливают особенности участия стран ЕС в мировом движении капитала, анализ которых и составляет основную цель данной научной статьи.
Анализ компаративной динамики притоков и оттоков прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в период 1990-2022 гг. (рис. 1), согласно данным ЮНКТАД, позволяет выявить ряд значимых тенденций в развитии внешнеэкономических связей ЕС [6].
2500000 2000000 1500000 1000000 500000 0
-500000
<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N
■^Притоки (мир) • Притоки (ЕС) • Оттоки (мир) • Оттоки (ЕС)
Рисунок 1. Компаративная динамика притоков и оттоков прямых иностранных инвестиций, 1990-2022 гг. (млн долл.) [6].
На протяжении большей части рассматриваемого периода объем притоков ПИИ в экономику Евросоюза демонстрировал устойчивый рост, что свидетельствует о высокой инвестиционной привлекательности региона для международных инвесторов. Экспоненциальная фаза роста - 1990-2000 гг. Затем пиковые значения притока ПИИ были достигнуты в 2000 г. (564,9 млрд долл.), 2007 г. (668,3 млрд долл.) и 2015 г. (630,3 млрд долл.), что коррелирует с периодами циклического подъема мировой экономики и активизации процессов трансграничных слияний и поглощений. Вместе с тем, глобальный финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. привел к резкому сокращению притока ПИИ в ЕС (до 220,6 млрд долл. в 2008 г.), обусловленному ухудшением макроэкономической конъюнктуры, ростом неопределенности и усилением риск-аверсивного поведения инвесторов. Последующее восстановление притока ПИИ носило неустойчивый характер и сменилось новым спадом в условиях кризиса суверенного долга в еврозоне и замедления темпов экономического роста в ЕС - если в 2000 году удельный вес ЕС в глобальных потоках ПИИ достигал 41.6%, то к 2022 году произошла кардинальная реверсия данного тренда - до -9,6%. Негативное влияние на динамику притока ПИИ в ЕС в последние годы оказали также эскалация торговых противоречий между США и Китаем, усиление протекционистских тенденций в мировой экономике, а также распространение пандемии COVID-19, которая привела к
беспрецедентному сжатию трансграничных инвестиционных потоков. Так, в 2020 г. приток ПИИ в страны ЕС составил лишь 115,6 млрд долл., сократившись на 80,7% по сравнению с предыдущим годом.
Динамика оттока ПИИ из ЕС также характеризовалась выраженной цикличностью, отражая изменения в стратегиях европейских компаний по экспансии на зарубежные рынки и реструктуризации глобальных производственно-сбытовых цепочек. Наибольший объем оттока ПИИ из ЕС был зафиксирован в 2007 г. (905,1 млрд долл.), что было обусловлено активизацией трансграничных сделок слияний и поглощений в преддверии глобального финансового кризиса. В последующие годы отток ПИИ из ЕС существенно сократился вследствие ухудшения финансового положения европейских ТНК, роста экономической неопределенности и ужесточения условий кредитования на международных рынках капитала. Новый всплеск оттока ПИИ из ЕС наблюдался в 2015 г. (756,1 млрд долл.), что было связано с реализацией крупных сделок по приобретению европейскими компаниями зарубежных активов, в том числе в рамках налоговой инверсии и корпоративной реструктуризации. Однако в последующие годы отток ПИИ из ЕС вновь перешел в фазу спада, что объясняется сокращением инвестиционной активности европейских ТНК в условиях замедления темпов экономического роста, усиления геополитических рисков и торговых противоречий, а также ужесточения регулирования трансграничного движения капитала. Особенно резкое падение оттока ПИИ из ЕС произошло в 2020 г. (-91,6% г/г) на фоне глобальной рецессии, вызванной пандемией COVID-19.
Сопоставление динамики притока и оттока ПИИ свидетельствует о том, что на протяжении большей части рассматриваемого периода страны ЕС выступали нетто-экспортерами капитала, то есть объем инвестиций, направляемых европейскими компаниями за рубеж, превышал объем инвестиций, привлекаемых в экономику ЕС из-за рубежа. Данная тенденция отражает высокую степень транснационализации европейского бизнеса, его активное участие в процессах глобализации производства и сбыта, а также
стремление к освоению новых рынков и получению доступа к стратегическим ресурсам. Вместе с тем, в отдельные периоды (например, в 2016-2018 гг.) наблюдалось превышение притока ПИИ в ЕС над их оттоком, что было обусловлено более высокими темпами роста европейской экономики по сравнению с другими развитыми странами, а также реализацией структурных реформ, направленных на повышение инвестиционной привлекательности ЕС.
Важным индикатором, характеризующим роль ПИИ в экономическом развитии ЕС, является их соотношение с валовым внутренним продуктом (таблица 1) [5].
Таблица 1. Внешние прямые иностранные инвестиции относительно ВВП ЕС, 2013-22 (%) [5].
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Прямые инвестиции ЕС за рубежом 5,6 1,7 8,3 3,6 1,4 -1,5 0,9 0,5 1,1 -0,8
Прямые инвестиции в ЕС 5,4 1,2 6,6 2,6 1,6 -1,7 0,2 2,1 -1,1 -2,4
Запасы ПИИ ЕС за рубежом 53,8 59,8 69,7 72,9 67,6 64,6 66,1 65,4 65,0 59,0
Запасы ПИИ в ЕС 42,2 45,9 54,4 57,4 55,6 51,5 51,9 55,1 53,5 48,5
В 2022 г. накопленные прямые инвестиции стран ЕС за рубежом составили 59,0% от совокупного ВВП Евросоюза, в то время как накопленные прямые инвестиции зарубежных инвесторов в экономику ЕС достигли 48,5% ВВП. Столь высокие значения данных показателей свидетельствуют о глубокой интеграции экономики ЕС в систему мирохозяйственных связей, а также о важной роли ПИИ как канала трансграничного перемещения факторов производства и обмена технологиями. При этом на протяжении последнего десятилетия наблюдалась тенденция к сокращению соотношения накопленных ПИИ и ВВП как по активам, так и по пассивам, что отражает некоторое ослабление инвестиционных позиций ЕС в мировой экономике на фоне усиления роли развивающихся стран как реципиентов и доноров ПИИ. Потоки
ПИИ относительно ВВП, напротив, демонстрировали выраженную волатильность, находясь в диапазоне от 8,3% ВВП (по оттоку в 2015 г.) до -2,4% ВВП (по притоку в 2022 г.). Данный факт объясняется высокой подверженностью текущих потоков ПИИ влиянию конъюнктурных факторов, таких как динамика экономического роста, настроения инвесторов, изменения в курсовой политике и условиях кредитования. Отрицательное значение показателя притока ПИИ относительно ВВП в 2022 г. (-2,4%) указывает на значительный отток ранее вложенных прямых инвестиций из экономики ЕС, что было обусловлено геополитической напряженностью, ухудшением перспектив экономического роста и ожиданиями ужесточения монетарной политики ЕЦБ.
При этом анализ потоков ПИИ относительно ВВП в страновом разрезе (рис. 2) позволяет выявить существенную неоднородность участия государств-членов ЕС в процессах трансграничного инвестирования [5].
-40
-35
-30
-25
-20
-15
-10
Эстония Испания Германия Бельгия Финляндия Швеция
-5 0
5
10
15
Прямые инвестиции в экономику страны ■ Прямые инвестиции за рубежом
Рисунок 2. Потоки прямых иностранных инвестиций относительно ВВП, 2022 (%). Примечание: ввиду больших значений из графического отображения исключены Люксембург и Мальта [5].
Наибольшую инвестиционную активность демонстрируют страны Северной Европы - Швеция (10,3% ВВП по оттоку ПИИ), Финляндия (4,7%), Дания (1,6%), а также страны Бенилюкса - Бельгия (3,9%) и Нидерланды (0,3%). Столь высокие показатели оттока ПИИ относительно размера экономики объясняются высокой степенью транснационализации бизнеса в данных странах, наличием крупных ТНК, активно осуществляющих зарубежную экспансию, а также благоприятными институциональными условиями для трансграничного инвестирования, включая развитую систему двусторонних инвестиционных соглашений и льготных налоговых режимов. Значительные масштабы участия в экспорте ПИИ характерны также для крупнейших экономик ЕС - Германии (3,5% ВВП), Испании (3,0%) и Франции (1,7%), что отражает глобальные конкурентные преимущества национальных компаний в ключевых отраслях промышленности и сферы услуг. В то же время по показателю притока ПИИ относительно ВВП лидирующие позиции занимают страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) - Польша (4,6%), Чехия (3,4%), Румыния (3,5%), что обусловлено их привлекательностью для иностранных инвесторов с точки зрения динамики экономического роста, емкости внутреннего рынка и относительно низких издержек на факторы производства. Приток ПИИ в страны ЦВЕ способствует модернизации их экономик, трансферу технологий и управленческих компетенций, интеграции в глобальные цепочки создания стоимости.
Особого внимания заслуживает ситуация с оффшорными юрисдикциями и странами с льготными режимами налогообложения, такими как Люксембург (Прямые инвестиции за рубежом - -492,8%, инвестиции в экономику страны - -596,9%), Кипр, Мальта (прямые инвестиции за рубежом - 134%, инвестиции в экономику страны - 108,4%) и Нидерланды. Масштабы притока и оттока ПИИ относительно ВВП в данных странах многократно превышают средние показатели по ЕС, что объясняется их специализацией на предоставлении услуг в сфере международного налогового планирования, корпоративных финансов и структурирования инвестиционных потоков. Так, в Люксембурге отток ПИИ в
2022 г. составил 492,8% ВВП, а приток ПИИ - 596,9% ВВП, что свидетельствует об использовании юрисдикции в качестве транзитного хаба для трансграничного перемещения капитала. Столь высокие показатели трансграничного инвестирования через оффшорные центры ЕС не в полной мере отражают реальные масштабы участия данных стран в мировом движении капитала, а во многом объясняются особенностями статистического учета ПИИ и практикой круговых сделок с участием специальных финансовых компаний (special purpose entities) [5].
Данные по потокам ПИИ за рубеж в разрезе типов инвестирующих организаций также показывают, что значительная часть трансграничных инвестиций ЕС осуществляется через компании специального назначения (special purpose entities - SPE), которые не ведут существенной производственной деятельности в стране своей регистрации, а используются преимущественно в целях налоговой оптимизации, секьюритизации активов и структурирования сложных сделок. В 2022 г. на компании специального назначения пришлось 75,5% оттока ПИИ из ЕС (-90,3 млрд евро из совокупного оттока в -119,5 млрд евро) [6]. Страновая структура оттока ПИИ через SPE характеризуется выраженной неоднородностью - основной объем таких инвестиций приходится на Люксемб ург (-87,2 млрд евро), Нидерланды (-33,6 млрд евро), Кипр (-8,3 млрд евро) и Мальту (23,1 млрд евро), что обусловлено наличием в данных юрисдикциях благоприятных правовых и налоговых условий для создания и функционирования SPE. В то же время в большинстве других стран ЕС, включая крупнейшие экономики региона, основной объем оттока ПИИ приходится на "реальный" сектор, то есть компании, осуществляющие производственную деятельность и оказывающие нефинансовые услуги. Так, в Германии отток ПИИ через компании специального назначения в 2022 г. был равен нулю, в то время как совокупный отток ПИИ составил 139,7 млрд евро, что свидетельствует об ориентации немецких инвесторов на создание за рубежом производственных мощностей и
дочерних структур, интегрированных в глобальные цепочки добавленной стоимости.
Резюмируя вышеизложенное, представляется возможным констатировать, что страны Европейского союза продолжают играть одну из ключевых ролей в системе мирового движения капитала, выступая одновременно в качестве крупнейшего реципиента и донора прямых иностранных инвестиций. Высокая инвестиционная активность ЕС на глобальном уровне обусловлена совокупностью факторов структурного и конъюнктурного характера, включая значительный экономический и технологический потенциал региона, глубину интеграции в мирохозяйственные связи, развитость институциональной инфраструктуры и благоприятный деловой климат. Вместе с тем, динамика трансграничных потоков капитала ЕС характеризуется выраженной волатильностью и подвержена влиянию широкого спектра экзогенных шоков, что находит отражение в чередовании периодов интенсивного роста и резкого сжатия объемов инвестиционных трансакций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Афанасьева И. И., Миличкина А. Д. Аналитическое исследование современного механизма международного движения капитала: теория и практические аспекты // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiticheskoe-issledovanie-sovremennogo-mehanizma-mezhdunarodnogo-dvizheniya-kapitala-teoriya-i-prakticheskie-aspekty (дата обращения: 25.12.2024);
2. Боркова, Е. А. Трансграничное движение капитала как угроза экономической безопасности и устойчивости социально-экономического развития России // Ученые записки Международного банковского института. -2019. - № 4(30). - С. 23-34;
3. Петров, Ю. А. Государственное регулирование трансграничного движения капитала: есть ли ответы на вызовы глобализации? / Ю. А. Петров // Российский экономический журнал. - 2003. - № 8. - С. 27-52;
4. Bulatov, Alexander & KVASHNIN, Y.D. & Rebrey, Sofia & SENIUK, N.Y. & TATULOV, K.G. (2018). International capital movement: Trends and prospects. World Economy and International Relations. 62. 16-25;
5. Foreign direct investment - intensity ratios [Электронный ресурс] // Eurostat. URL: https://ec. europa. eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Foreign_direct_investment_-_intensity_ratios (дата обращения: 28.12.2024);
6. Global foreign direct investment flows over the last 30 years [Электронный ресурс] // UNCTAD. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Foreign_direct_investment_-_intensity_ratios (дата обращения: 28.12.2024);
7. Harutyunyan, A. Special Purpose Entities / A. Harutyunyan, C. Sanchez-Munoz, P. HurrGobin // Technical Notes and Manuals. - 2022. - Vol. 2022, No. 006. - P. 1.
Mikhailov A.A.
Russian Academy of National Economy and Public Administration
(Moscow, Russia)
EU COUNTRIES IN GLOBAL CAPITAL MOVEMENT
Abstract: the article analyzes the role of the EU countries in the system of global capital movement, including a study of the dynamics and structure of cross-border flows of foreign direct investment (FDI) in the context of global economic processes and institutional transformations. By studying empirical data on FDI inflows and outflows, their relationship with GDP, as well as indicators of participation of individual EU countries in cross-border investment, the author identifies trends, factors and contradictions in the development of foreign economic relations of the integration bloc, caused by a combination of long-term structural advantages and short-term market shocks. Attention is also paid to the problems of offshore jurisdictions and special purpose entities (SPEs), which play a significant role in distorting the real scale and direction of cross-border investment flows in the EU. In conclusion, the need for implementing a set of measures to improve institutional mechanisms for regulating capital flows and increasing the transparency of statistical accounting of FDI in order to strengthen the global investment positions of the European Union is substantiated.
Keywords: FDI, European Union, cross-border capital flows, globalization, offshore jurisdictions, SPEs, investment flows volatility.