Научная статья на тему 'Страновой риск в деятельности иностранного инвестора'

Страновой риск в деятельности иностранного инвестора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1815
509
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАНОВОЙ РИСК / КОММЕРЧЕСКИЙ РИСК / РИСКИ / ДОХОД / COUNTRY RISK / COMMERCIAL RISK / RISKS / INCOME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шепелев Олег Михайлович, Сутягин Владислав Юрьевич

В данной статье рассматривается страновой риск, который возникает при осyществлении инвестиционной деятельности. Авторы берут во внимание такие аспекты, как глобализация и интернационализация бизнеса, расширение и усложнение деловых связей междy yчастниками экономической среды. В статье страновой риск представлен как многофакторное явление в экономике. При изучении выбранной проблематики рассматриваются разные подходы к определению понятия «страновой риск», систематизирует их дифиниции. Авторы уделяют большое внимание отличиям странового и коммерческого рисков. В составе странового риска выделены два крупных блока: экономические и политические риски. Рассмотрены такие проблемы, как дискриминация, национализация и экспроприация. Развивая выбранную проблематику, авторы рассматривают страновой риск на микрои макроуровне. Авторами представлена подробная классификация странового риска. Проводится разносторонний анализ подходов по проблеме оценки и управления страновым риском. В заключении оценивается влияние странового риска на инвестиционную деятельность, в частности, на прямые иностранные инвестиции применительно к России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTRY RISK IN ACTIVITY OF THE FOREIGN INVESTOR

In this article the country risk which arises at implementation of investment activity is considered. Authors take into account such aspects, as globalization and business internationalization, expansion and complication of business connections between participants of the economic environment. In article country risk is presented as the multiple-factor phenomenon in economy. When studying the chosen perspective authors consider different approaches to definition of concept country risk, systematizes their definitions. Authors pay much attention to differences of the country and commercial risks. As a part of country risk two large blocks are allocated: economic and political risks. Such problems as discrimination, nationalization and expropriation are considered. Developing the chosen perspective authors consider country risk at micro and macro levels. The author presented detailed classification of country risk. The versatile analysis of approaches on a problem of an assessment and management of country risk is carried out. In the conclusion influence of country risk on investment activity, in particular on direct foreign investments in relation to Russia is estimated.

Текст научной работы на тему «Страновой риск в деятельности иностранного инвестора»

СТРАНОВОЙ РИСК В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТОРА

О. М. ШЕПЕЛЕВ, В. Ю. СУТЯГИН

В данной статье рассматривается страновой риск, который возникает при осyществлении инвестиционной деятельности. Авторы берут во внимание такие аспекты, как глобализация и интернационализация бизнеса, расширение и усложнение деловых связей меж^ yчастниками экономической среды. В статье страновой риск представлен как многофакторное явление в экономике. При изучении выбранной проблематики рассматриваются разные подходы к определению понятия «страновой риск», систематизирует их дифиниции. Авторы уделяют большое внимание отличиям странового и коммерческого рисков. В составе странового риска выделены два крупных блока: экономические и политические риски. Рассмотрены такие проблемы, как дискриминация, национализация и экспроприация. Развивая выбранную проблематику, авторы рассматривают страновой риск на микро- и макроуровне. Авторами представлена подробная классификация странового риска. Проводится разносторонний анализ подходов по проблеме оценки и управления страновым риском. В заключении оценивается влияние странового риска на инвестиционную деятельность, в частности, на прямые иностранные инвестиции применительно к России.

Ключевые слова: страновой риск, коммерческий риск, риски, доход.

Происходящие в мире изменения, такие как глобализация и интернационализация бизнеса, способствуют расширению деловых связей между участниками экономической среды и являются основой для создания единого экономического пространства.

Расширение связей внутри одного экономического пространства, с одной стороны, нивелирует глобальные прогнозируемые риски (транзакционные, внешнеэкономические и др.), с другой же - способствует проявлению рисков, присущих непосредственно действующему бизнесу. Таким образом, с одной стороны, у нас есть «инвестор», заинтересованный в оптимальном размещении своих средств, с другой - «заемщик», нуждающийся в финансировании своего бизнеса.

На развивающихся рынках «инвестор» может столкнуться с нестабильностью политического режима, коррупцией, гражданскими беспорядками, дефолтами и другими событиями в стране, где он планирует разместить свой капитал. Для преодоления такого плана неопределенностей проводится анализ риска, определяющего вероятность того, что суверенное государство (или независимый кредитор в определенной стране) не будет иметь возможности (желания) выполнить свои обязательства по отношению к иностранному кредитору (или «инвестору»).

Страновой риск является многофакторным явлением, характеризующимся тесным переплетением множества финансово-экономических и социально-политических переменных.

Понятие «страновой риск» до сих пор не имеет однозначной трактовки. В 1970-е гг. широко использовали понятие «суверенный риск» - риск кредитования правительства суверенной страны [2]. В этот период многие коммерческие банки столкнулись с рисками финансирования частных заемщиков из развивающихся стран, не входивших в группу ОПЕК (страны - экспортеры нефти). В конце ХХ в. резко обострились долговые проблемы развивающихся государств, финансовые кризисы затронули интересы иностранных инвесторов, многие из них столкнулись с проблемой дискриминационного отношения со стороны национальных правительств. Это привело к введению понятия странового риска, которое стали употреблять часто на интуитивном уровне, без четкого определения.

Здесь под страновым риском будет пониматься любой ущерб, наносимый иностранным инвесторам и фирмам в результате тех или иных решений принимающей страны, политических и военных событий в этой стране или неблагоприятного изменения на финансовых рынках.

Необходимо отличать риск страновой от чисто коммерческого. В первом случае речь идет об

убытках иностранного инвестора или фирмы в результате экономической политики или неблагоприятных событий в стране, принимающей инвестиции, во втором - об убытках, связанных с ошибками в коммерческой деятельности фирмы.

На практике, однако, коммерческие и страновые риски тесно взаимосвязаны и их не всегда можно однозначно разделить. Так, если коммерческая фирма в стране, принимающей инвестиции, не осуществила платеж иностранной фирме из-за каких-либо неблагоприятных событий в этой стране, то такой риск считается политическим. Если же неплатеж есть следствие ошибок в хозяйственной деятельности первой фирмы, то риск не считается страновым. Однако определить истинную причину неплатежа не всегда возможно.

Сложности возникают и в случаях стихийных бедствий, которые влекут убытки у иностранных инвесторов. Обычно при повторяющихся стихийных бедствиях иностранные инвесторы включают возможные потери в оценку странового риска.

Страновые риски в целом можно разделить на экономические и политические [1]. Под экономическими страновыми рисками понимается возможность частичной или полной неплатежеспособности страны перед нерезидентами, т. е. превышение внешних долгов страны по сравнению с между-народными ликвидными средствами, которыми она располагает. Политические страновые риски заключаются в прямых вмешательствах государства в деятельность иностранных фирм путем дискриминации, национализации и экспроприации.

Дискриминация состоит в предоставлении национальным предприятиям особых конкурентных преимуществ по отношению к размещенным в этой стране транснациональным корпорациям (ТНК), совместным предприятиям [1]. Это может выражаться, например, в ужесточении налогообложения, повышении лицензионных сборов, пошлин и т. п. Хотя в этих случаях речь в основном идет об экономических мерах правительства, они причисляются к политическим рискам.

Под экспроприацией имеется в виду полное лишение иностранных инвесторов права распоряжения собственностью, которой они обладали на территории данного государства. При этом возможна частичная или полная компенсация убытков иностранного инвестора. При национализации, в отличие от экспроприации, иностранные инвесторы лишаются права собственности лишь частично (обычно более 51 %).

Иногда в экономической литературе страновой риск отождествляется только с политическим [4]. В этом случае можно говорить о страновых рисках в узком смысле слова.

Экономические страновые риски влекут за собой риск убытка не только для нерезидентов, но и резидентов, особенно тех из них, которые ведут экспортно-импортные операции, поскольку эти риски вызваны неблагоприятными событиями на рынке. Это же относится к стихийным бедствиям.

Целесообразно риски осуществления прямых инвестиций разделить на микро- и макроэкономические. Микроэкономические риски относятся непосредственно к месту расположения прямых инвестиций и условиям окружающей среды в узком смысле слова, например, наличию достаточной территории для строительства (с учетом будущего развития), примыканию к транспортным артериям и транспортным системам, наличию рабочих определенной минимальной квалификации в месте осуществления инвестиций, достаточному снабжению водой и энергией с возможностью его расширения и т. д. Эти классы рисков ТНК может более надежно идентифицировать и оценить, а также воздействовать на их уменьшение.

К макроэкономическим страновым рискам можно отнести [5]:

а) валютный риск;

б) процентный риск;

в) риск инфляции;

г) риск неконвертируемости;

д) риски, связанные с невыполнением условий кредитных соглашений: трансфертный риск; мораторий и (или) пересмотр условий погашения долга; риск отказа от признания долга или его дальнейшего обслуживания.

Валютные риски возникают из-за того, что при существовании подвижных валютных курсов происходят изменения стоимости обязательств и требований (включая объем капитала, инвестированного за границей) дочерней компании по отношению к материнской, а также ТНК в целом. Если в стране используют фиксированные валютные курсы, то правительство может периодически осуществлять их пересмотр либо в сторону повышения (ревальвация), либо в сторону понижения (девальвация). В этом случае говорят о рисках изменения паритетов (риск девальвации и ревальвации).

Как правило, нерезиденты стремятся к нейтрализации валютного риска, и лишь в спекулятивных случаях к возможному использованию изменений валютного курса. Так как при долгосрочных прямых инвестициях хеджирование валютного риска с

использованием срочных валютных сделок невозможно и обратный трансферт вложенных средств большей частью не предусматривается, оценка курсового риска ограничивается главным образом его возможными воздействиями на трансферт прибыли дочерними компаниями материнской.

Как правило, прямые инвестиции, предпринятые в определенной стране на перспективу, не терпят краха из-за риска изменения валютного курса. С другой стороны, инвестиция за рубежом может вообще быть вынужденной вследствие непрерывной ревальвации валюты экспортирующей страны (экспорт становится при этом невыгодным), а именно тогда, когда конкурентоспособность экспортирующего предприятия подвергается существенной угрозе на соответствующем рынке, и благодаря основанию производственной единицы за рубежом удается восстановить статус-кво.

Исходным моментом для оценки валютного риска являются определенные общеэкономические показатели страны предполагаемых инвестиций, например, уровень инфляции в текущем году и его изменения, а также степень импортной зависимости страны размещения инвестиций и объем экспортной доли страны, к которой принадлежит данное предприятие. Последний индикатор важен потому, что несмотря на перемещение производства потенциального инвестора в другую страну, экспорт других предприятий может возрастать и далее, и это может привести к дальнейшему росту валютного курса по отношению к другим странам и вызовет, безусловно, снижение стоимости прибылей, переводимых филиальными отделениями, в страну материнской компании, выраженной в национальной валюте.

Отказ от признания долга (repudiation) или отказ (полный или частичный) от его дальнейшего обслуживания (default) как разновидности кредитного риска имеют для иностранных фирм и инвесторов наиболее тяжелые последствия. При этом отказ от признания долга осуществляется часто на государственном уровне, что влечет за собой и невыплаты по долгам фирмами и банками данной страны. Примером является отказ СССР от выплаты по царским долгам [4]. Некоторые развивающиеся страны, получив крупные займы от международных финансовых организаций, прекратили обслуживание своих долгов.

Пересмотр условий погашения долга (renegotiation), в том числе сроков его погашения (rescheduling), т. е. мораторий, являются более мягкими формами кредитного риска. При этом пересмотр условий погашения долга может включать также снижение ставки процента, непогашение час-

ти основного долга. Случай моратория вкупе с пересмотром условий погашения долга имел место при отсрочке в 1998 г. Россией выплат долгов по ГКО, причем как резидентам, так и нерезидентам, с конвертацией ГКО в новые валютные бумаги.

Трансфертный риск заключается в невозможности или затрудненности перевода средств (прибыли, процентных платежей и т. д.) за рубеж частными фирмами и лицами. Он вызывается валютными ограничениями в стране, которые могут относиться либо ко всем валютным ценностям, либо к их части, например, только к средствам, полученным от финансовых операций.

Риск ставки процента это риск того, что изменение ставок процента на рынке приведет к колебаниям цен долговых обязательств. Риск процентной ставки влияет на такие долговые обязательства, как государственные, корпоративные и муниципальные облигации. Риск ставки процента имеет большее воздействие на долгосрочные облигации, чем на краткосрочные. Если ставка процента повышается, то цена долгосрочных облигаций снижается больше, чем цена краткосрочных. Если ставка процента снижается, то цена долгосрочных облигаций поднимается больше, чем цена краткосрочных.

Иностранные инвесторы или кредиторы допускаются обычно не ко всем долговым обязательствам страны. Но для тех обязательств, по которым такой допуск осуществлен, процентный риск имеет для нерезидентов существенное значение. Часть страновых обязательств, например в форме еврооблигаций, распространяется на международных финансовых рынках, на которых формируются иные, чем в стране-эмитенте, экономические условия и, соответственно, возникают другие риски.

Для минимизации риска ставки процента инвестор может приобрести либо краткосрочные ценные бумаги, либо долговые обязательства с меняющейся ставкой процента. Меняющаяся ставка процента снижает риск ставки процента определенного выпуска долговых обязательств. При общем повышении ставок процента ставка процента конкретного выпуска облигаций также увеличивается. Так как ставка процента облигаций увеличилась, рыночная цена облигаций не снизится так же, как цена облигаций с фиксированной ставкой процента.

Риск инфляции или покупательной способности это риск того, что деньги потеряют свою покупательную способность через некоторый период времени. Наиболее подвержены этому риску ценные бумаги с фиксированным доходом. Наименее чувствительны к риску покупательной способности обыкновенные акции, подверженные, однако, инвестиционным рискам.

Идентификация наличия страновых рисков неоднозначная задача, и в определенной мере ее решение носит субъективный характер.

В интересах создания четкой правовой базы законодательства большинства стран определяют политические страновые риски хотя и в достаточно широком, но все же завершенном смысле. Так, например, в Германии используется классификация политических рисков по потерям, которые могут возникнуть в связи со следующими причинами [4]:

а) национализация, экспроприация, вмешательство высокого уровня (правительственное) или, напротив, противозаконное бездействие в случаях, когда вмешательство было необходимо (в целом трактуется как случай экспроприации);

б) война или прочие вооруженные споры, революция или волнения;

в) запрет на платежи или моратории (случай моратория);

г) невозможность конвертации или трансферта денежных сумм, которые были выплачены в Германии.

Сложным является вопрос об определении обязательств о возмещении ущерба. На практике предпосылки для обязательств о возмещении ущерба страной можно считать выполненными лишь при наличии поведения высших инстанций, которое в такой мере затрагивает предприятие с иностранным капиталом, что его нормальное функционирование становится невозможным или ему причинен значительный вред. Имеющие место на практике обстоятельства, например, уменьшение прибыли по сравнению с ожидавшимся уровнем, нельзя отнести к таким случаям.

Также и изменения в законах, которые неблагоприятным образом подействовали на предприятие с иностранным участием, не представляют, как правило, основания для обязательной компенсации ущерба. Только если иностранному инвестору были представлены гарантии против изменения каких-либо законов, например, в сфере налогов, пошлин и концессий, или заранее определен порядок и размеры возмещения ущерба в случае каких-либо изменений, можно ожидать с большой вероятностью устранение отрицательных последствий.

Причины политических рисков точно так же многослойны и включают, по сути, два фактора: «внешнюю политику» и «внутреннюю политику». В то время как внешнеполитические риски могут возникнуть из-за вступления страны в политический альянс или из враждебного поведения

других государств по отношению к стране осуществления инвестиций (что затем ведет, например, к ограничению экспортной деятельности иностранной единицы ТНК) внутриполитические риски имеют различный сценарий, причины чего часто следует искать в идеологических трениях партий. Кроме того, сюда относятся политические риски из-за социальных волнений, слабости правительств, недобросовестной администрации и из-за неэффективной правовой защиты товаров.

С понятием странового риска тесно связано понятие инвестиционного климата в стране. Он показывает привлекательность страны для уже действующих и потенциальных инвесторов с точки зрения законодательства, политики, налогов (условно субъективные факторы). Его рассматривают в совокупности с обеспеченностью страны ресурсами, необходимыми для реализации проектов (объективные факторы). Первая группа факторов оказывает в первую очередь влияние на степень риска вложений в проект, вторая - на доходность проекта. Можно выделить следующие основные факторы, влияющие на привлечение ПИИ:

а) географическое распределение ресурсов и рынков;

б) конкуренция цен на ресурсы;

в) долгосрочный потенциал и размер рынка;

г) политическая стабильность;

д) политический либерализм;

е) стабильная правовая система;

ж) развитая инфраструктура;

з) социально-культурная близость.

Первые три фактора относятся ко второй группе, а остальные к первой.

Применительно к России исследования показали, что иностранных инвесторов здесь привлекают (в порядке уменьшения привлекательности):

а) величина рынка сбыта;

б) наличие квалифицированной рабочей силы;

в) издержки на оплату труда в соответствии с развитыми странами.

Величина рынка сбыта определяется платежеспособным спросом потребителей. В России этот фактор имеет большое значение, поскольку иностранные предприятия, создаваемые здесь, ориентированы в основном на продажу продукции на местном рынке.

Литература

1. Ананькина Е. А. Страновой риск как ограничитель кредитоспособности // Экономика России: XXI век. 2009. № 15.

2. Пискунова Н. Г. Страновой риск и методы его оценки // Международные банковские операции. 2009. № 2.

3. Сусанин Д. Методы измерения странового риска // РЦБ. 2007. № 16.

4. Хаертфельдер Е., Лозовская Е. Фундаментальный и технический анализ рынка ценных бумаг. Питер, 2010.

5. иКЬ: http://www.riskovik.com

* * *

COUNTRY RISK IN ACTIVITY OF THE FOREIGN INVESTOR

O. M. Shepelev, V. Yu. Sutyagin

In this article the country risk which arises at implementation of investment activity is considered. Authors take into account such aspects, as globalization and business internationalization, expansion and complication of business connections between participants of the economic environment. In article country risk is presented as the multiple-factor phenomenon in economy. When studying the chosen perspective authors consider different approaches to definition of concept country risk, systematizes their definitions. Authors pay much attention to differences of the country and commercial risks. As a part of country risk two large blocks are allocated: economic and political risks. Such problems as discrimination, nationalization and expropriation are considered. Developing the chosen perspective authors consider country risk at micro and macro levels. The author presented detailed classification of country risk. The versatile analysis of approaches on a problem of an assessment and management of country risk is carried out. In the conclusion influence of country risk on investment activity, in particular on direct foreign investments in relation to Russia is estimated.

Key words: country risk, commercial risk, risks, income.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.