001: 10.24411/2072-4098-2021 Страховые программы в контрактах жизненного цикла Н.В. Кириллова профессор Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, профессор, доктор экономических наук (г. Москва)
Надежда Викторовна Кириллова, [email protected]
Контракты жизненного цикла (далее также - КЖЦ) - относительно новая для России практика исполнения проектов. КЖЦ - это такое оформление отношений заказчиков и исполнителей различных работ и услуг, которое включает не одномоментный встречный обмен (передачу прав пользования) созданного объекта и оплату за этот объект, а «аккордную» оплату за комплекс выполненных работ (услуг) и обслуживание их в ходе эксплуатации в течение определенного времени.
Практика контрактов жизненного цикла
По российскому законодательству контракт жизненного цикла - это контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, конструирование товара, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара (см. [1]).
За рубежом практика таких контрактов реализуется участниками различных форм собственности в различных вариантах во многих сферах деятельности, в основном в зависимости от состава, качества и тяжести последствий рисков, которые сопровождают проекты (см. [2]).
В России определены «случаи заключения контракта жизненного цикла» [3]. К таким случаям относятся:
• выполнение работ по строительству и содержанию автомобильных дорог;
• выполнение работ по проектированию и строительству инфраструктуры морских и речных портов;
• выполнение работ по проектированию и строительству аэродромов;
• выполнение работ по проектированию и строительству объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, во-доотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации бытовых отходов;
• выполнение работ по проектированию и строительству объектов инфраструктуры метрополитена, внеулично-го транспорта и городского наземного электрического транспорта; железнодорожного транспорта общего пользования;
• выполнение работ по проектированию и строительству уникальных объектов капитального строительства;
• выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов капитального строительства в сфере здравоохранения (в том числе объектов санаторно-курортного лечения), включая закупку медицинского оборудования;
• выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов, предназначенных для проживания военнослужащих и членов их семей, а также объектов хозяйственного, технического, тылового, медицинского назначения, учебно-материальной базы боевой подготовки, воспитательной работы и службы войск;
• выполнение работ по проектированию, строительству и эксплуатации объектов капитального строительства, предназначенных для социального обслуживания граждан, в том числе для стационарного и полустационарного социального обслуживания граждан (домов-интернатов для детей, престарелых, инвалидов, ветеранов войны, труда и милосердия, психоневрологических интернатов, социально-оздоровительных центров, геронтологических центров, герон-топсихиатрических центров, социально-реабилитационных центров, реабилитационных центров, кризисных центров помощи женщинам, центров психолого-педагогической помощи населению, центров социального обслуживания населения, центров социальной адаптации, домов ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц);
• выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов капитального строительства в сфере культуры (театров и амфитеатров, памятников и мемориальных сооружений, музеев, выставочных центров и выставочных комплексов, библиотек, цирков, кинотеатров, концертных залов);
• выполнение работ по проектированию, реконструкции с элементами реставрации и приспособлению для современного использования объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Преимуществами использования КЖЦ могут стать:
• возможность уменьшения стоимости проекта;
• возможность управления сроками исполнения обязательств участников проекта и проекта в целом;
• контроль качества обслуживания и эксплуатации;
• повышение мотивации и ответственности исполнителей;
• возможность сокращения трудозатрат.
В 2019 году доля работ по контрактам на принципах жизненного цикла, предполагающих объединение различных видов дорожных работ, составила 11,6 процента при плане 10 процентов [4].
Страховые аспекты заключения и
исполнения контрактов жизненного цикла
Функции страхования реализуются не только в непосредственных технических проявлениях компенсации неблагоприятных событий из сформированных страховых фондов [5]. Страхование оказывает и прямое, и косвенное воздействие на всю систему отношений, которую оно охватывает (участники, бизнес-процессы, объекты, субъекты, стоимость, безопасность, превенция, нематериальные составляющие).
Важным фактором влияния страховых программ на реализацию проектов КЖЦ является выделяемая различными авторами (см. [6-17]) функция превенции, другими словами, повышение мотивации носителя рисков к снижению вероятности их реализации, осуществление предупредительных мероприятий, действий, направленных на снижение ущерба при наступлении страхового случая.
В целях оптимизации страховых премий для страхователя, переменных расходов страховщиков, повышения ответственности страхователя за объекты страхования
при заключении и исполнении договоров страхования КЖЦ рекомендуется:
• использовать условные и безусловные стоимостные франшизы (повышение ответственности страхователя за превентивные мероприятия, снижение переменных расходов страховщика, снижение страховых премий);
• оставлять риски и потенциальные ущербы в пределах франшиз на собственном удержании страхователя -организации, реализующей контракт (специальная оговорка в договорах или программах страхования, когда ущербы от небольших рисков в пределах определенной суммы - франшизы не возмещаются страховой организацией, что позволяет страховщикам избежать увеличения переменных расходов при урегулировании мелких убытков, а страхователям - их клиентам - получить скидку для оплаты страховой премии);
• использовать временные франшизы, когда в отличие от стоимостных франшиз от ответственности освобождается не часть страховой суммы, а часть срока действия договора; это позволяет определенным образом противодействовать страховому мошенничеству, скажем, когда договор страхования заключают после страхового события, например в ритуальном страховании, страховании имущества, или когда известен диагноз страхователя, который может повлечь увеличение страховой премии; временная франшиза также может стать одним из механизмов противодействия коррупции, к примеру, в части сговора страхового агента и страхователя и т. д.).
Страховые договоры могут являться средством обеспечения непрерывности финансирования исполнения контрактов жизненного цикла, особенно это относится к страхованию имущества, страхованию директоров за неправильно принятые ре-
шения (й&О), КАСКО для корпоративных автопарков. При этом целесообразно определять основные технологические, управленческие бизнес-процессы, прерывание которых в результате страховых случаев влияет на финансовый результат, и формировать страховые программы в первую очередь для них. Если для компенсации реализации рисков достаточно собственных средств и такие риски не повлияют на исполнение сроков реализации проекта, то страховые программы становятся менее значимыми. Другая важная функция страховых программ - повышение качества стимулирующих пакетов персонала проектов КЖЦ (добровольное медицинское страхование, добровольное пенсионное страхование, страхование от несчастных случаев и т. д.).
Страховые программы проектов контрактов жизненного цикла
Страховые программы могут разрабатываться и внедряться на всех стадиях проектов, реализуемых по контрактам жизненного цикла с инициализацией страховых программ любыми сторонами проекта (см. рис. 1).
В ситуации когда страховую программу может формировать и оплачивать как подрядчик, так и заказчик проекта, при этом страхователь может являться как государственным/муниципальным органом, так и частной/корпоративной структурой, определяющее значение для страховых программ проектов КЖЦ имеют страховые риски и так называемые владельцы рисков (точнее, владельцы объектов страхования - имущественных интересов, связанных с рисками объектов, или собственно объекты в личном страховании). Для формирования оптимальных страховых программ проектов КЖЦ следует выявить и идентифицировать страховые риски, определить их держателей -участников КЖЦ (эти участники станут страхователями), оценить влияние реализации рисков на непрерывность и длительность
Рис. 1. Участники и объекты страховых программ проектов, реализуемых по контрактам
жизненного цикла
Рис. 2. Формирование страховых программ контрактов жизненного цикла
сроков исполнения проектов, сформировать техническое задание и выбрать страховые/ перестраховочные организации, брокеров. В случае реализации рисков проходят процессы их урегулирования со страховыми организациями (см. рис. 2).
Таким образом, один проект, реализуемый по КЖЦ, может иметь несколько страховых программ, где страхователями - плательщиками страховых премий станут и заказчики, и подрядчики проекта.
При этом программы могут быть разработаны по любым объектам страхования (имущественным интересам): личным, имущественным, ответственности. Особенно актуальны страхование строительно-монтажных рисков - комплексное страхование строительно-монтажных работ (СМР), гражданской ответственности при производстве СМР, пусконаладочных работ, послепуско-вых гарантийных обязательств, спецтехники, персонала, страхование убытков в связи с задержкой ввода в эксплуатацию и т. д., страхование ответственности директоров за неправильно принятые решения.
Инициаторами программ также могут быть как подрядчики, так и заказчики тех организационно-правовых форм, которые
являются участниками проекта.
Оптимальным вариантом, который позволяет максимально учитывать и балансировать интересы всех участников, представляется административная (региональная, федеральная) инициализация страховых программ проектов, где страхователями являлись бы все стороны контракта жизненного цикла, а объектами страхования -объекты и участники контракта, например, исполнитель является страхователем СМР и ответственности директоров за неправильно принятые решения, а заказчик -страхователем персонала или групп персонала, имущества. В конечном счете это вопрос заинтересованности и бюджетов сторон, страховые риски инициализировались и идентифицировались страховщиком, а страховые премии оплачивались носителями рисков.
Таким образом, в страховых программах проектов, реализуемых по контрактам жизненного цикла, можно реализовать комплексные механизмы, напоминающие элементы:
взаимного страхования: • все участники могут являться одновременно страхователями по раз-
личным страховым программам проекта КЖЦ (при этом страховой фонд все-таки формируется коммерческим страховщиком, а не участниками, как во взаимном страховании);
• отчасти замкнутая раскладка ущерба в пространстве и во времени;
и классического страхования:
• обязательное участие коммерческих страховщиков;
• возможность перестрахования;
• наличие центров возникновения прибыли и формирование прибыли коммерческим страховщиком (по страховым бизнес-процессам).
Основные индикаторы страховщиков для участия в страховых программах контрактов жизненного цикла
Страховщики, привлекаемые в проекты КЖЦ, должны наряду с общими требованиями страхового надзора к участникам страхового рынка соответствовать определенному комплексу количественных и качественных значений факторов и индикаторов, которые определяют их способность содействовать непрерывности исполнения проектов КЖЦ (см. табл.).
При этом нельзя забывать о том, что страховая компания, имеющая лицензию
Основные индикаторы страховщиков - участников проектов контрактов
жизненного цикла
Фактор Индикатор Количественное/качественное значение индикатора
Адекватность собственного и страхового капиталов рискам страховых программ проектов КЖЦ Соотношение собственного капитала страховой компании и минимально необходимого капитала КЖЦ для обеспечения непрерывности реализации проекта Минимальный размер необходимого капитала КЖЦ для обеспечения непрерывности реализации проекта по результатам стресс-тестирования + 10 процентов
Динамическая адекватность качества собственного и страхового капиталов Выполнение условий инвестирования собственных средств и страховых резервов (см. [18, 19]) Отсутствие отклонений в инвестировании собственных средств и страховых резервов в течение трех лет Рентабельность собственного и страхового капиталов
Динамическая устойчивость финансового состояния страховых организаций Динамика изменения в течение ряда лет (тренд) соответствия требованиям к финансовому состоянию страховых организаций для федеральных или региональных проектов Отсутствие отклонений маржи платежеспособности от нормативных требований в течение трех лет (для федеральных проектов) и одного года (для региональных проектов) При выявлении отклонений маржи платежеспособности - выполнение плана финансового оздоровления и восстановление маржи платежеспособности в течение трех месяцев (см. [20, 21])
Продуктовая устойчивость страховых продуктов Темпы роста страховых премий по видам страхования проекта КЖЦ Коэффициент убыточности по видам страхования проекта КЖЦ Положительная динамика темпов роста соотношения страховых премий и коэффициентов убыточности страховых премий (или убыточности страховых сумм) в течение трех лет Колебания темпов роста указанного соотношения в пределах ± 20 процентов в течение трех лет
Окончание таблицы
Признаки финансового распределения рисков Наличие аффилированных лиц проекта КЖЦ и страховой организации Прямые и косвенные формализованные взаимодействия участников проекта КЖЦ и страховой организации
Признаки сбалансированности собственного удержания (доля страховой премии, которая остается у страховщика в случае использования перестрахования) Отношение страховой суммы к собственному удержанию Уровень франшиз; собственные страховые фонды/страховые суммы (по объектам и видам) задаются по согласованию сторон при заключении договоров страхования в зависимости от стоимости объекта, платежеспособности страхователя, возможности страховщика взять на себя страховые риски
Качество сетей/ каналы продаж/ каналы урегулирования убытков/онлайн-страхование/ использование телематики (по необходимости при реализации проекта КЖЦ) Наличие сетей (особенно в распределенных территориально проектах КЖЦ с использованием имущественного, личного страхования, ОСАГО) Количественные показатели уровня развития сетей страховщиков, которые могут быть использованы в ходе проекта
для работы на страховом рынке по определенному виду страхования, априори отвечает всем нормативным требованиям законодательства и, в частности, страхового надзора к ее финансовому состоянию.
Таким образом, возникает определенное противоречие между стремлением разработчиков и владельцев страховых программ/ страховых рисков привлечь в программу страховщиков, отвечающих определенным требованиям, и соблюдением страхового законодательства, требований Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) о соблюдении страховщиками и их партнерами норм свободной конкуренции, особенно, касающихся свободного допуска к участию в страховых программах, и других.
Вместе с тем постоянная концентрация страхового рынка - сокращение количества страховщиков из-за ухода с рынка ряда страховых компаний, процессы банкротства страховщиков (по данным Банка России, в 2019 году были проведены 9 процедур банкротств; в первом полугодии 2020 года - 4 процедуры банкротства - это значительная цифра, учитывая общее ко-
личество страховых организаций, 178 - на конец 2019 года, 169 - на 1 июля 2020 года [22, 23]), с одной стороны, ответственность участников проектов по контрактам жизненного цикла за их реализацию, участие в проектах государственных структур, социальная ответственность (см. ранее рассмотренные типы проектов КЖЦ), с другой, определяют необходимость разработки специальных требований к финансовому состоянию и деловой активности страховых организаций - участников страховых программ проектов КЖЦ.
Дополнительные функции контроля при этом несут заинтересованные в проектах КЖЦ органы государственного и муниципального управления:
• выполнение обязательств участниками - орган страхового надзора - Банк России, ФАС России;
• реагирование на внешние риски, что отслеживают в первую очередь страхователи, во вторую - страховщики, которые при необходимости могут предложить изменить программу страхования;
• информационное и административное сопровождение (информирование о проведении конкурсов для участия в страховых программах, проведение конкурсов и тендеров и т. д.) - преимущественно органы государственного и муниципального управления.
Страховые программы со специальными дополнительными требованиями к страховщикам наряду с государственными гарантиями в государственно-частных проектах КЖЦ могут стать значительным фактором развития практики заключения и выполнения проектов КЖЦ, в том числе посредством привлечения страховых инвестиционных ресурсов, профессиональных методологий, бизнес-процессов оценки рисков и заключения договоров (по типовым правилам страхования с возможностью специальных оговорок) и урегулирования убытков, используя механизмы страховых поручительств.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федеральный закон № 44-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».
2. Private financing and government support to promote long-term investments in infrastructure. URL: https://www.oecd.org/daf/ fin/private-pensions/Private-financing-and-gov ernment-support-to-promote-LTI-in-infrastruc ture.pdf (дата обращения: 31 января 2021 года).
3. Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла : постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1087 : в редакции от 1 июня 2020 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Заседание проектного комитета национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». URL: http://government.ru/news/38630/ (дата обращения: 26 декабря 2020 года).
5. Об организации страхового дела в Российской Федерации : Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Абрамова М. А. [и др.]. Текущее состояние и перспективы развития финансовой системы России // Экономика. Налоги. Право. 2017. № 1. С. 8-21.
7. Кириллова Н. В. Страховая безопасность // Страховое дело. 2013. № 8. С. 4954.
8. Кириллова Н. В. Оценка страховых компаний в страховых программах кредитных организаций // Страховое дело. 2016. № 1.С. 6-21.
9. Кириллова Н. В. Финансовая устойчивость конкурентного страхового рынка. Комплексы показателей, отражающих финансовую устойчивость конкурентного страхового рынка // Страховое дело. 2013. № 12 (249). C. 3-11.
10. Цыганов А. А. Развитие страхового рынка как функция национальной экономики. В кн. Страхование и управление рисками: проблемы и перспективы. М. : Проспект, 2017. 528 С.
11. Всероссийский союз страховщиков : [официальный сайт]. URL: http://autodiscov er.ins-union.ru
12. Insur-info : [официальный сайт]. URL: http://www.insur-info.ru
13. Функции и задачи страхования. Metlife. URL: https://www.metlife.ru/about-us/blog/ insurance-tips/funkcii-i-zadachi-strahovanija/ (дата обращения: 31 января 2021 года).
14. Цыганов А. А. Вклад страхования в развитие национальной экономики: вопросы теории // Финансы. 2016. № 8. С. 47-48.
15. Цыганов А. А., Кириллова Н. В., Орла-нюк-Малицкая Л. А., Белоусова Т. А., Брызгалов Д. В., Гоызенкова Ю. В., Райлян А. И., Давыдова М. С. Эффективность функционирования системы защиты и обеспечения прав потребителей страховых услуг. Отчет о НИР (Правительство Российской Федерации). URL: http://www.fa.ru
16. Юлдашев Р. Т., Цыганов А. А. Успех
страхования свидетельствует о развитой экономике // Страховое дело. 2019. № 3 (312). С. 3-5.
17. Кириллова Н. В. Страхование для российских экспортеров. Индикаторы региональной страховой среды российских экспортеров и ключевые показатели ЭКСАР // Страховое дело. 2020. № 5. С. 14-22.
18. О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов : указание Банка России от 22 февраля 2017 года № 4297-У. Доступ из справочной правовой системы «Гарант».
19. О порядке инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечне разрешенных для инвестирования активов : указание Банка России от 22 февраля 2017 года № 4298-У. Доступ из справочной правовой системы «Гарант».
20. О внесении изменений в Указание Банка России от 25 октября 201 7 года № 4584-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России
отчетности, необходимой для осуществления контроля и надзора в сфере страховой деятельности, и статистической отчетности страховщиков, а также формах, сроках и порядке представления в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков» : указание Банка России от 4 апреля 2019 года № 5119-У. Доступ из справочной правовой системы «Гарант».
21. О требованиях к плану оздоровления финансового положения страховой организации : указание Банка России от 30 декабря 2014 года № 3522-У. Доступ из справочной правовой системы «Гарант».
22. Прекращение деятельности финансовых организаций первое полугодие 2020/2019. М., 2020. URL: https://www.cbr.ru/ Collection/Collection/File/31937/termination_ activities_fin_insti.pdf (дата обращения: 7 февраля 2021 года).
23. Центральный банк Российской Федерации : [официальный сайт]. URL: http:// www.cbr.ru/finmarkets (дата обращения: 7 февраля 2021 года).
* * *
Окончание. Начало на с. 36
или же перебраться в более подходящую локацию. Доля таких сделок увеличилась с лета на 24%. При этом, по данным специалистов ИНКОМ-Недвижимость, после продления программы субсидирования ставок по ипотеке количество сделок с рассрочкой платежа сократилось на 12%.
«С момента старта программы изменился и портрет покупателя, - добавляет Валерий Кочетков. - Семьи с двумя и более детьми охотнее избавляются от малогабаритного жилья на вторичном рынке и переезжают в просторные многокомнатные квартиры в новостройках. Дополнительно они могут использовать средства материнского капитала, что значительно уменьшает финансовую нагрузку заемщиков».
По прогнозам специалистов ИНКОМ-Недвижимость, объем строительства экономичного жилья в дальнейшем должен увеличиться, поскольку именно этот сегмент подпадает под параметры ипотечной программы. «Сейчас с рынка постепенно вымываются высоколиквидные лоты, среди которых студии, однокомнатные и малогабаритные двухкомнатные квартиры, -комментирует руководитель Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость Дмитрий Таганов. - Программу продлили на достаточно долгий срок, а значит, у девелоперов будет возможность ввести как можно больше таких объектов в свои новые проекты». «Возможно, спрос на жилье в новостройках до конца года уменьшится на 5-7%, поскольку покупатели поймут, что у них теперь есть достаточное количество времени для выбора, -отмечает заместитель директора Департамента новостроек ИНКОМ-Недвижимость Валерий Кочетков. - Резко цены расти не будут, но и на прежнем уровне не останутся. Думаю, стоимость жилья будет увеличиваться на 2-3% в квартал».
Информация предоставлена пресс-центром компании ИНКОМ-Недвижимость