Страхование внутреннего туризма Казнова М. И.
Казнова Маргарита Игоревна /Kaznova Margarita Igorevna -кандидат экономических наук, доцент,
кафедра финансов и кредита,
Институт финансов, экономики и управления Севастопольский государственный университет, г. Севастополь
Аннотация: в статье рассмотрены виды страхования туристических услуг, необходимость их популяризации и дальнейшего развития на рынке внутреннего туризма.
Abstract: the article describes the types of insurance of tourist services, the need for their promotion and further development of the domestic tourism market.
Ключевые слова: классификация туризма, внутренний туризм, виды страхования туристов в России. Keywords: classification of tourism, domestic tourism, insurance of tourists in Russia.
Туризм является одной из основных отраслей экономики многих развитых и развивающихся стран мира. Расширению рынка туристических услуг способствуют оплачиваемые отпуска работников, служебные поездки, рост уровня жизни и пенсионного обеспечения граждан различных государств, ряд демографических факторов (рост численности одиноких взрослых, бездетных семей, работающих женщин)
[5].
Туристические услуги классифицируются по следующим признакам, а именно: по цели, ландшафтному и географическому признаку, способу передвижения, способу экипировки, форме организации, возрасту, социальному статусу.
По цели туризм подразделяется на рекреационный и деловой. Рекреационный, в свою очередь, включает следующие подвиды: оздоровительный (бальнеологические, грязевые, климатические курорты),
экскурсионно-познавательный (посещение театров, музеев, национальных парков, национальных заповедников, этнический), экологический (однодневные экскурсии), паломнический (путешествия по святым местам), спортивный (горный, конный, велотуризм), активный (рыбная ловля, охотничьи туры, сплавы по рекам), экстремальный (спелеотуризм, дайвинг). Деловой туризм включает поездки по профессиональным, коммерческим интересам, служебные командировки. По способу передвижения туризм подразделяется на пешеходный и транспортный, по форме организации - самостоятельный и организованный, по возрасту - на детский, подростковый, юношеский, взрослый, по социальному статусу -на семейный, инвалидный.
В Российской Федерации туристическая отрасль также демонстрирует достаточно высокие темпы развития. Так, количество туристических поездок россиян за границу в 2013 году составило 38 521 тысяч, что на 16,23 % больше, чем в 2012. Но в 2014 этот показатель снизился на 2,0 % из-за экономических и политических факторов. Удельный вес служебных поездок в общей сумме составил 2.08 % в 2013 году и 1,98% в 2014, с целью туризма соответственно - 45,6 % и 37,8 %. Лидирующие позиции занимают самостоятельные поездки. Их доля в 2013 году равнялась 46,1 %, а в 2014 увеличилась на 0,2% [3]. Туристическая деятельность в России регулируется Законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Им определяются принципы государственной политики в туристической деятельности, отношения между субъектами и участниками туристического рынка, порядок использования туристских ресурсов в России.
Законодательством Российской Федерации определяются следующие виды туризма: внутренний, въездной, выездной, международный, социальный, самодеятельный. До 2014 года в Российской Федерации в основном развивался международный туризм. Но внешнеполитические и экономические факторы заставили многих туроператоров переориентироваться на оказание услуг по внутреннему туризму. Тем более что в России достаточно привлекательных и уникальных мест для путешественников с различными предпочтениями и материальными возможностями. По данным Ростуризма, объём внутреннего туризма в 2014 году возрос на 30 % по сравнению с 2013 годом и составил 41,5 млн. человек. Количество туроператоров, обеспечивающих путешествия по России, увеличилось на 28,2 % в 2013 году по отношению к 2012 году, а в 2014 году рост зафиксирован на уровне 8,5 % [4]. Привлекательность внутреннего туризма состоит в быстроте оформления документов, экономии затрат на дорогу, отсутствии длительной адаптации к климатическим условиям курортной зоны. Однако, собираясь в дорогу, необходимо подумать о безопасности путешествия. Наиболее квалифицированную помощь может оказать страховая компания.
Страховые организации в Российской Федерации предлагают следующие основные виды страхования туристов:
- добровольное медицинское страхование. Страховым случаем признаётся внезапное заболевание, смерть, нанесение телесных повреждений в результате несчастного случая в ходе поездки. Страховая сумма покрывает расходы на лечение в стационаре, стоимость лекарств, транспортировку застрахованного в лечебное учреждение, транспортные расходы из-за необходимости стационарного лечения. Её объём может варьироваться от 30 000 до 2 500 000рублей. Страховая премия при этом составляет от 0,50 до 55,00 рублей;
- имущественное страхование. Страховым случаем считается повреждение, уничтожение, потеря личного имущества и багажа во время поездки. Страховая сумма определяется индивидуально, но предел ограничивается самим страховщиком;
- страхование гражданской ответственности. Страховым случаем является нанесение имущественного или физического ущерба третьим лицам, имущественного ущерба окружающей природной среде. Объём страховой суммы ограничивается страховщиком. Размер ущерба должен быть подтверждён документами и выводами компетентных органов (гидрометеорологическими службами, правоохранительными органами, медицинскими учреждениями, органами социального обеспечения) [1, 2, 6].
Кроме основных видов страховые организации предлагают и страхование дополнительных рисков, таких как:
- риски, связанные с экстремальными видами спорта. Страховым событием считается случай, произошедший в результате занятия спортом. Страховая сумма находится в пределах от 90 000 до 2 500 000 рублей, а тариф составляет 9,90-75,00 рублей за день поездки;
- страхование расходов, связанных с отменой поездки. Страховым случаем признаётся заболевание, препятствующее совершению поездки, смерть, срочная госпитализация застрахованного лица, его супруга или супруги, близкого родственника, порча имущества застрахованного, судебное разбирательство с участием застрахованного лица в период страхования, вызов в военный комиссариат для выполнения воинского долга.
Также страховщики в разрезе имущественного страхования и страхования ответственности предлагают:
- страхование документов;
- страхование имущества туриста в гостинице;
- страхование квартиры на время отпуска или служебной поездки;
- страхование прерывания поездки;
- страхование гражданской ответственности на время путешествия;
- страхование гражданской ответственности авиаперевозчика за задержку рейса, изменение маршрута, просрочку доставки пассажира в пункт назначения;
- страхование ответственности за нанесение ущерба имуществу третьих лиц, например, гостиницам, ресторанам [2].
Заключение договора оформляется выдачей полиса. Его стоимость будет зависеть от программы страхования (по выбору страхователя), страховой суммы, дальности поездки, территории пребывания, возраста страхователя (застрахованного), дополнительных рисков.
Страховые компании предоставляют свои услуги как для международного, так и для внутреннего туризма. Наибольшая востребованность страхования наблюдается для туристов, выезжающих за рубеж. Без оформленного страхового полиса российский турист не сможет выехать к месту отдыха или в командировку. Хотя поездки по Российской Федерации ничем не отличаются от зарубежных: путешествующие граждане сталкиваются с теми же рисками, что и за границей. Страхование туристов по России практикуется достаточно давно. Однако отечественные туристы редко приобретают полис для путешествия по стране. Этому способствует ряд причин. Некоторые страховщики до минимума сокращают перечень рисков и объём страхового покрытия из-за недобросовестной конкуренции туроператоров. Туристические фирмы тоже стремятся снизить стоимость услуг за счет страхового полиса. Кроме того, не каждый российский турист, вследствие определённых сложностей, сможет воспользоваться полисом обязательного медицинского страхования. Уровень информированности туристов относительно рисков, связанных с путешествиями и деловыми поездками, а также возможностями и преимуществами страхования, низок. В страховании внутреннего туризма практически не используется юридический и информационный assistance (поддержка туристов при административных и гражданских правонарушениях, предоставление сведений о наиболее удобных маршрутах путешествия по городам, о достопримечательностях и т. д.). Часто туроператоры предлагают страховой полис эконом-класса и более качественные и разнообразные страховые продукты, предлагаемые большинством страховых компаний, остаются, по существу, невостребованными [1, 7].
Для развития рынка страхования внутреннего туризма нужно усилить меры по популяризации видов страхования отечественных туристов по России, сделать разбивку на подвиды и для каждого из них установить свой объём финансового обеспечения. Учитывая опыт с банкротством страховщиков по внутреннему туризму (например, «Вояж»), целесообразно увеличить сумму покрытия. Необходимо провести жёсткую конкретизацию сферы туристических услуг, что сделает отрасль привлекательной для крупных страховых компаний, а также снять ответственность со страховых организаций за умышленные действия туроператоров.
Литература
1. Гвозденко А. А. Страхование в туризме. М.: ТК Висби «Издательство Проспект», 2010. 464 с.
2. Обобщённая информация ВСС. [Электронный ресурс]. URL: http://russiatourism.ru/Table_insurance.doc (дата обращения: 28.09.2015).
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]: URL:http://www.gks.ru/ (дата обращения: 22.09.2015).
4. Официальный сайт Федерального агентства по туризму. [Электронный ресурс] URL: http://www.russiatourism.ru/ (дата обращения: 30.09.2015).
5. Сенин В. С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 2005. 400 с.
6. Страхование туристов, выезжающих за границу. Что важно учитывать и на что обратить внимание? [Электронный ресурс]: Комсомольская правда. URL: http://www.kp.ru/guide/strakhovanie-turistov.html (дата обращения: 5.10.2015).
7. Тюрин А. Страхование: шаг в будущее. [Электронный ресурс]: Турбизнес, 2015. №4. Режим доступа: http:// www.tourbus.ru (дата обращения: 12.10.2015).