Губарь Я. Д.
Страхование работников производственной сферы в условиях рыночных отношений.
В 2000г. вступил в силу федеральный закон от 24 июля 1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», необходимость в котором обусловливалась потребностью в возмещении вреда пострадавшим на производстве в условиях рыночного хозяйствования.
С возникновением новых экономических реалий, утверждением многообразия форм собственности применявшиеся ранее Правила возмещения вреда перестали действовать, т.к. возможность компенсации в значительной степени зависела от финансового состояния предприятия, не обеспечивались гарантированность и полнота защиты интересов пострадавшего и его семьи, особенно в случаях снижения платежеспособности предприятия или его ликвидации, банкротства.
Кроме того, большую тревогу вызывает медико-демографическая ситуация в стране. В 2003г. численность пострадавших на производстве с утратой работоспособности на один день и более в расчете на 1000 работающих - 3,9 человека. На фоне ухудшения состояния здоровья работающих повысился уровень смертности населения трудоспособного возраста от неестественных причин, в том числе на производстве (травмы, несчастные случаи и т.д.). В настоящее время этот показатель в РФ почти в 2,5 раза больше, чем в развитых странах, и в 1,5 раза - чем в развивающихся.
За последнее десятилетие зарегистрировано свыше 120 тыс. больных с впервые установленным диагнозом профзаболевания. Наиболее высокие показатели профессиональной заболеваемости фиксируются в угольной, энергетической промышленности, машиностроении, металлургии и др.
Принятие Закона об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профзаболеваний стало закономерным шагом в развитии страхования, правовой основой получения работающими гражданами материальной поддержки при наступлении страхового случая.
Все организации независимо от форм собственности, а также физические лица, имеющие наемных работников, должны страховать своих работников и уплачивать взносы. Возмещение вреда пострадавшим осуществляется независимо от виновности работодателя и причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Одновременно с этим обеспечивается более высокий уровень защищенности работников, включающий наряду с компенсацией утраченного заработка возможность медицинской, социальной и профессиональной реабилитации. По вопросам назначения и определения размеров страхового возмещения постра-
давший на производстве работник теперь обращается не к работодателю, а к страховщику, которым в соответствии с Законом является Фонд социального страхования РФ (далее - Фонд).
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являющееся видом социального страхования, предусматривает (ст. 1 Закона):
• Обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
• возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
• обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Страховой механизм, опосредующий защиту от профессиональных рисков - это механизм личного страхования, объектом страхования которого являются имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности, получения увечья (иного повреждения здоровья) либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве, хронического или острого заболевания застрахованного, являющегося результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату ими профессиональной трудоспособности.
Значительные отрицательные имущественные последствия наступления страховых случаев при исполнении работниками своих обязанностей по трудовым договорам требуют, с одной стороны наличия значительного количества страховых (денежных) средств, с другой - эффективного и рационального их использования, то есть без наличия достаточного денежного обеспечения возникающие при страховых случаях на производстве требования об обеспечении по страхованию практически невозможно удовлетворить.
С целью аккумуляции денежных средств для формирования финансовой базы, чтобы обеспечить страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая, жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право в со-
ответствии с настоящим Федеральным законом, в компетенции Фонда социального страхования входят следующие полномочия:
• устанавливать в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу;
• своевременно регистрировать и перерегистрировать страхователей;
• осуществлять сбор страховых взносов;
• обеспечивать учет использования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• аккумулировать капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя;
• осуществлять необходимые меры, обеспечивающие финансовую устойчивость системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая формирование резервов средств на осуществление указанного вида социального страхования в соответствии с Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
Помимо обеспечения гарантированных выплат пострадавшим, одним из важнейших направлений работы Фонда является стимулирование работодателя к проведению предупредительных мер, цель которых - сокращение производственного травматизма и профзаболеваний.
Это прежде всего:
• частичное финансирование мероприятий по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников за счет страховых взносов, включая финансирование периодических медицинских осмотров и профилактического лечения, в том числе санаторно-курортного для лиц, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда.
• установление скидок и надбавок к страховым тарифам в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.
• финансирование обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных, которое с 2000 г. проводится Фондом совместно с Минтрудом России.
• Создание на базе санаторно-курортных учреждений, находящихся в ведомственном подчинении Фонда, федеральных государственных учреждений - центров реабилитации лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.
Существенно улучшил ситуацию принятый 7 августа 2003 г. Федеральный закон № 118-ФЗ, дополнивший базовый Закон № 125-ФЗ в части оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной
и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая. В результате у Фонда появилась возможность оплачивать лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая до восстановления трудоспособности или выявления стойкой ее утраты.
Реформирование системы социального страхования в России, особенно отчетливо проявившееся в последнее десятилетие, основывалось на законодательном закреплении повышения юридической ответственности работодателя за возмещение вреда от несчастных случаев на производстве.