норм налогового права. Вследствие этого отраженные в судебных решениях положения характеризуются признаками правовой нормы и носят обязательный характер для всех участников налоговых правоотношений13. Часто толкование дает возможность заново взглянуть на волю законодателя, направленную на урегулирование налоговых отношений.
В целом проведенный анализ источников налогового права позволяет выделить следующие их общие признаки: формальная определенность и нормативное закрепление; зависимость от вышестоящего источника по юридической силе; общеобязательный характер применения; регламентация сферы налогообложения.
1 Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права: в 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 182-185.
2 См.: Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. М., 2007. С. 222.
3 См.: Абдуллаев М.И. Теория государства и права: учебник. М., 2004. С. 274.
4 См.: Мелехин А.В. Указ. раб. С. 220-222.
5 См.: Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. М., 2010. С. 257.
6 См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М., 2004. С. 152.
7 См.: Морозова Л.А. Указ. раб. С. 257.
8 См.: Демин А.В. Налоговое право России: учебное пособие. Красноярск, 2006. С. 41.
9 См., например: Правовое регулирование налогообложения в Российской Федерации (конспект лекций по первой части Налогового кодекса Российской Федерации) / под ред. А.Н. Козырина. М., 2007. С. 3.
10 См.: Налоговое право России / под ред. Ю.А. Крохиной. М., 2008. С. 117-122.
11 См.: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 13, ст. 1447.
12 См. ст. 9 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 18, ст. 1589; ст. 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 1, ст. 1.
13 См., например: Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 1999. № 8; Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 2001. № 7 и др.
К.А. Тихонов
СТРАХОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ: ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
В статье рассматриваются вопросы страхования деятельности и ответственности кредитных потребительских кооперативов: отличия от страхования банковских вкладов, методы сохранения денежных средств пайщиков кооперативов и практика их применения, проблемы страхования деятельности кредитных потребительских кооперативов.
Ключевые слова: Центральный банк РФ, кредитный потребительский кооператив, страхование, общество взаимного страхования.
© Тихонов Константин Алексеевич, 2016
Аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
K.A. Tikhonov
CREDIT CONSUMERS' COOPERATIVES' ACTIVITY INSURANCE: FINANCIAL LAW ASPECTS
The article is devoted to the study of credit consumers' cooperatives' activity and liability insurance: difference from deposit insurance, preservation of credit consumers' cooperatives' members' cash resources methods and its' application practice, problems of credit consumers' cooperatives' activity insurance.
Keywords: the Central Bank of the Russian Federation, credit consumers' cooperative, mutual insurance society.
У участников современных финансовых правоотношений на территории нашего государства имеется значительное количество источников заемного финансирования. Речь идет не только о банковском кредитовании и займах, выдаваемых микрофинансовыми организациями. Денежные средства на условиях срочности, возмездности и возвратности можно получить и путем членства в кредитном потребительском кооперативе (далее — КПК).
КПК становятся наиболее распространенным финансовым институтом в сфере мелких сберегательных программ и займов, поскольку обеспечивают доступ к финансовым услугам там, где другие субъекты присутствуют незначительно. КПК имеют возможность предложить своим пайщикам широкий ассортимент сберегательных продуктов с привлекательными процентными ставками, по некоторым из которых доход выплачивается даже еженедельно. Эти ставки по сберегательным продуктам в кооперативах выше, чем у банков, поскольку денежные средства кооперативы привлекают от пайщиков, выдавая им займы под высокий процент при отсутствии необходимости производить отчисления в обязательные резервы по выдаваемым ссудам, формировать в достаточном размере собственные средства (капитал), как это обязаны делать банки.
Деятельность кредитных кооперативов регулируется Федеральным законом от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (с изм. от 3 июля 2016 г. № 292-ФЗ)1 (далее — Закон о кредитной кооперации), и они так же, как и банки, поднадзорны Центральному банку РФ. Однако у КПК в отличие от банков больше свободы в отношениях с вкладчиками, от которых хозяйствующие субъекты и получают на сбережение денежные средства.
Несмотря на ряд преимуществ, пользование услугами сбережения средств в КПК подвергается большему риску, нежели вложение средств в банковские продукты. Указанный риск может заключаться как в невозврате КПК сбережений по объективным (непреднамеренное банкротство КПК), так и по субъективным (умышленный невозврат сбережений руководством КПК, мошенничество) причинам.
Поэтому в рамках данной статьи наибольший интерес представляет проблема страхования деятельности и ответственности КПК.
Своего рода «отдаленность» КПК от банковских организаций прослеживается в поддержке финансовой устойчивости субъектов кредитной кооперации. Несмотря на схожесть с банками субъекты кредитной кооперации не участвуют также в системе обязательного страхования вкладов2, поэтому страховое возмещение их участники (пайщики) получить не могут.
В связи с тем, что финансовой поддержки со стороны государства и иных территориальных образований КПК не имеют, возникает необходимость обеспечения финансовой устойчивости кредитной кооперации за счет других инструментов. Части 7, 8 ст. 6 Закона о кредитной кооперации предоставляют КПК право (но не обязанность) страховать в страховых организациях и (или) обществах взаимного страхования свои имущественные интересы, риск утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества КПК, риск ответственности КПК за нарушение договоров, на основании которых привлекаются денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков).
Следует отметить, что подобные диспозитивные нормы законодателя по вопросам страхования деятельности действуют не только в отношении КПК, но и в отношении иных субъектов финансовых рынков, таких как микрофинансовые организации3, ломбарды4.
Принцип равенства доступа членов КПК к информации о деятельности кооператива обязывает КПК предоставлять члену кооператива информацию о страховании (или об отсутствии страхования) риска гражданской ответственности КПК за нарушение договора займа (или иного договора) в тех случаях, когда член КПК передает кооперативу по договору свои денежные средства в заем или кредит5.
В настоящее время нет государственной организации, которая гарантировала бы возврат по договорам займа с КПК. Однако вопрос ее создания обсуждается на уровне Центрального банка РФ. Так, вариантами системы страхования сбережений пайщиков являются: з создание фонда «с нуля»;
? создание его на базе Фонда защиты прав вкладчиков и акционеров6. При этом
5. следует учитывать факт повышения финансовой нагрузки на КПК и его пайщи-| ков в случае внедрения данной системы. Тем не менее, Банк России данную идею
1 поддерживает и исследует целесообразность внедрения такой системы7. В этой | связи наиболее сбалансированными вариантами внедрения механизма по обе-
го
J спечению сохранности сбережений пайщиков КПК представляются следующие: § 1) учреждение самостоятельного фонда в сфере кредитной кооперации (членом
| которого является только КПК, не обременяемый необходимостью поддержания
2 финансовой устойчивости иных участников финансового рынка, производящих о отчисления в данный фонд;
« 2) поэтапное увеличение отчислений в фонд, производимых КПК, позволяю-
| щее обеспечить адаптацию КПК к возрастающей финансовой нагрузке;
0 3) систематический мониторинг финансовой устойчивости КПК, являющегося
1 участником фонда, с целью избежания злоупотреблений со стороны недобросо-° вестного КПК финансовой помощью фонда;
го
3 4) разумное сочетание методов принуждения и поощрения, применяемых к I КПК.
| Некоторые КПК заключают договоры страхования вкладов со страховыми
компаниями. Однако никакой ответственности страховые компании в этом случае не несут. Если КПК обанкротится, гарантий возврата сбережений не имеется.
Популярным способом своеобразного страхования КПК является создание ассоциаций и союзов КПК, что представляется вполне целесообразным для дополнительного поддержания финансовой деятельности КПК на случай его 184 несостоятельности8.
Создание из финансовых ресурсов КПК денежных фондов также является мерой по страхованию сбережений членов КПК: резервные фонды создаются в силу обязательного предписания п. 1 ч. 4 ст. 6 Закона о кредитной кооперации, страховые фонды формируются по усмотрению КПК.
Часть 1 ст. 40 Закона о кредитной кооперации вводит еще один механизм страхования деятельности КПК — компенсационный фонд, формируемый за счет платежей (взносов) членов саморегулируемой организации КПК, членство кооператива в которой является обязательным
Следует отметить, что компенсационный фонд СРО КПК должен компенсировать только имущественные требования члена КПК к кооперативу, по долгам КПК перед третьими лицами — такой возможности не имеет.
В России в сфере страхования денежных обязательств КПК имеется позитивный опыт. КПК начали создавать общества взаимного страхования (далее — ОВС). Понятию ОВС посвящены положения ст. 5 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании» (с изм. от 4 ноября 2014 г. № 344-Ф3)9, в части 1 которой предусмотрено, что в целях взаимного страхования создается основанная на членстве некоммерческая организация в форме ОВС. ОВС в сфере кредитной кооперации аккумулируют денежные средства, которые позволят в случае финансовых проблем возместить часть потерь. Однако на сегодняшний день гарантий возмещения всех потерь КПК и возврата сбережений пайщикам все еще нет. Причина в том, что эта практика существует относительно недавно, а для того, чтобы накопить значительный объем денежных средств, нужны не годы, а десятилетия10.
Анализ законодательства и практики его применения в сфере страхования КПК позволяет сделать вывод, что деятельность кооперативов сопряжена с высокими рисками, а существующие меры страхования в полной мере им не соответствуют. Поэтому на первый план в ряде страховых мер в данной сфере выходят такие неправовые аспекты, как финансовая устойчивость кооператива (наличие резервного фонда, отсутствие рискованных финансовых операций) и правовая грамотность граждан — потенциальных членов КПК (знание ими своих прав и обязанностей, внимательное ознакомление с документами КПК).
1 См.: Собр законодательства Рос. Федерации. 2009. № 29, ст. 3627; 2014. № 26, ч. I, ст. 3395.
2 См.: Агентство по страхованию вкладов. URL: http://www.asv.org.ru/insurance/faq/ (дата обращения: 21.01.2016).
3 См. ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (с изм. от 29 июня 2015 г. № 210-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 27, ст. 3435; 2015. № 27, ст. 4001.
4 См. ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах» (с изм. от 21 декабря 2013 г. № 363-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 31, ст. 3992; 2013. № 51, ст. 6683.
5 См. ч. 9 ст. 6 Закона о кредитной кооперации.
6 См.: Кредитные кооперативы могут создать свою систему гарантирования. URL: https://www.vedomosti. ru/finance/articles/2015/04/14/kreditnie-kooperativi-mogut-sozdat-svoyu-sistemu-garantirovaniya (дата обращения: 04.10.2016).
7 См.: Там же.
8 В соответствии со ст. 34 Закона о кредитной кооперации создание ассоциаций КПК является добровольным, цели могут быть различными (перечень, приводимый законодателем, не является исчерпывающим): координация деятельности КПК, представление и защита их интересов, оказание КПК информационных, правовых и других услуг, организация подготовки работников, повышение их квалификации работников и т.д.
9 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 49, ст. 6047; 2014. № 45, ст. 6154.
10 См.: Страхование сбережений кредитного кооператива. URL: http://akpkilma.ru/stati/strahovanie_ sberezhenii_kreditnogo_kooperativa.html (дата обращения: 07.07.2016).