Научная статья на тему 'СТОЯНКИ ФИЛОСОФСКОГО ОСВОЕНИЯ "СМЫСЛА ЖИЗНИ"'

СТОЯНКИ ФИЛОСОФСКОГО ОСВОЕНИЯ "СМЫСЛА ЖИЗНИ" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
96
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ ЖИЗНИ / СТОЯНКИ ФИЛОСОФИИ / ИСТИНА / ВЕРА / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / ДЕКОНСТРУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Билалов Мустафа Исаевич, Залибекова Айгуль Залибековна

В статье актуализируется извечная тема философии о смысле жизни человека. Автор избрал оригинальную методологию исследования творчества семи десятков мыслителей, прямо или косвенно рассмотревших данную проблематику. Он отступает от единства исторического и логического подходов, традиционных формационной и цивилизационной методологий, национальных или религиозных классификаций в философском толковании смысла жизни. Методологическим образцом для данного исследования послужил наработанный в суфизме мистический путь его адептов по достижению все более высоких уровней духовного состояния на основе интеллектуально-психической активности. При этом поэтапно достигаются и преодолеваются несколько ступеней, именуемых «стоянками», через которые самосовершенствованием суфий стремится к состоянию «хал» как фокусу, точке слияния интеллектуального и эмоционального, ума и сердца. Автор характеризует пять стоянок философии смысла жизни. Первая стоянка содержательно совпадает с познавательной активностью человека и постижением им истины, второй - качественную особенность придает религиозная вера. Третья стоянка философии смысла жизни реализуется в экзистенциалистской онтологии и гносеологии, основанной на пограничных состояниях как бытия человека, так и сознания и познания. На четвертой стоянке напряжение философии сосредоточено на индивиде, действующем и реализующем себя в творческом самосовершенствовании, сообразуясь с вектором истории. Пятая стоянку состоит в радикальных методологических подходах деконструкции, значительно увеличивающих вариативность образов жизни, толерантных друг другу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAKAM OF PHILOSOPHICAL DEVELOPMENT OF THE "MEANING OF LIFE"

The article actualizes the eternal theme of philosophy about the meaning of human life. The author chose an original methodology for researching the creativity of seven dozen thinkers who directly or indirectly considered this issue. He departs from the unity of the historical and logical approaches, traditional formational and civilizational methodologies, national or religious classifications in the philosophical interpretation of the meaning of life. The methodological model for this study was the mystical path of its adherents, developed in Sufism, to achieve ever higher levels of the spiritual state on the basis of intellectual and mental activity. At the same time, several steps are gradually achieved and overcome, called "makam", through which, by self-improvement, the Sufi strives to the state of "khal" as a focus, a point of merging of the intellectual and emotional, mind and heart. The author characterizes five makams of philosophy of the meaning of life. The first makam substantially coincides with the cognitive activity of a person and his comprehension of the truth, the second - a qualitative feature is given by religious faith. The third makam of the philosophy of the meaning of life is realized in existentialist ontology and epistemology based on the borderline states of both human being and consciousness and cognition. At the fourth makam, the tension of philosophy is focused on the individual acting and realizing himself in creative self-improvement, in accordance with the vector of history. And the final conclusion of the article formulates the fifth makam of the philosophy of the meaning of life, consisting in radical methodological approaches of deconstruction, significantly increasing the variability of lifestyles that are tolerant to each other.

Текст научной работы на тему «СТОЯНКИ ФИЛОСОФСКОГО ОСВОЕНИЯ "СМЫСЛА ЖИЗНИ"»

4. The Civic Culture Transformed. From Allegiant to Assertive Citizens. Ed. by R.J. Dalton, Ch. Welzel Cambridge University Press, 2014, 360 p.

5. Dahl R. Democracy and Its Critics. New Haven: Yale University Press, 1989, 397 p.

6. Dahl R. The Past and the Future of Democracy. CIR-CaP, University of Siena, 1999, 20 p., available at: https://ru.scribd.com/document/403663789/Dahl-The-Past-and-Future-of-Democracy-pdf.

7. Goodhart D. The Road to Somewhere: The Populist Revolt and the Future of Politics. Hurst & Company, 2017. 256 p.

8. Crouch C. Coping with Post-Democracy. London, The Fabian Society, 2000, available at: https://fabi-ans.org.uk/wp-content/uploads/2012/07/Post-De-mocracy.pdf.

9. Levitsky S., Ziblatt D. How Democracies Die. Viking, 2018, 300 p.

10. Plattner M.F. Journal of Democracy, 2015, vol. 26, January, pp. 5-10.

11. Diamond L. Journal of Democracy, 2020, vol. 31, no. 1, pp. 36-50.

12. Zakaria F. Foreign Affairs, 1997, vol. 76, no. 6, pp. 22-43.

13. Levitsky A. and Way L. Journal of Democracy, 2020, vol. 31, no. 1, January, pp. 51-65.

14. Diamond L. Foreign Affairs, 2016, July-August, available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/ world/2016-06-13/democracy-decline.

15. Plattner M. F. Journal of Democracy, 2020, vol. 31, no. 1, pp. 5-10.

16. Nathan A.J. Journal of Democracy, 2020, vol. 31, no 1, January, pp. 158-168.

4 февраля 2021 г.

УДК 141.32:167

СТОЯНКИ ФИЛОСОФСКОГО ОСВОЕНИЯ «СМЫСЛА ЖИЗНИ»

М.И. Билалов, А.З. Залибекова

DOI 10.18522/2072-0181-2021-105-1-12-18

Проблема смысла жизни развертывается в культуре через ее универсалии только в самом общем виде, с соблюдением логики как выжимк из исторических осознаний проблемы теми или иными мыслителями. И если попытаться вычленить те «стоянки» философии, в которых кристаллизируется та или иная концепция смысла жизни, очевидный соблазн возникает указать на традиционные этапы истории философии, типа - античная, средневековая, Возрождение, Новое время, нововременная эпоха.. .Тогда так или иначе мы подгоним такое деление под формационные принципы, могут быть и иные, религиозные или национальные основания подобной классификации. Но мы в данной статье придерживаемся другой методологии исследования смысла жизни - по содержательным особенностям его толкования.

За методологический образец мы взяли мистический путь возведения адепта суфизма

Билалов Мустафа Исаевич - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой онтологии и теории познания Дагестанского государственного университета, 367000, Махачкала, ул. Левина, 31-а, e-mail: mibil@mail.ru;

Залибекова Айгуль Залибековна - соискатель ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», 350072, г. Краснодар, ул. 40-летия Победы, д. 33, e-mail: kguki@list.ru.

посредством холистической интеллектуально-психической активности к определенному духовному состоянию. Этот путь структурирован на ступени - «стоянки», макамы, продвижение от которых осуществляется Божественным озарением в состояние «хал», преходящим духовным уровнем, гносеологический статус которого заключается в очищении от чувственного мира и эгоистических вожделений двигаться к высшим духовным состояниям -фана и бака. Целью такой духовной практики предстает некий фокус, в котором происходит интеграция интеллектуальных и эмоциональных возможностей, способностей ума и сердца. Усмотрение сущности самого человека и смысла его бытия предстает изначальной задачей культуры. Для этого в духовности социума аккумулируются ключевые ценности, непосредственно участвующие в осмыслении человеком своего бытия и получившие название смысложизненных ценностей. Их отбор в

Mustafa Bilalov - Daghestan State University, 31-a, Levina Street, Makhachkala, Republic of Dagestan, 367000, e-mail: mibil@mail.ru;

Zalibekova Ajgul' Zalibekovna - applicant of the Krasnodar State Institute of Culture, 33, st. 40th anniversary of Victory, Krasnodar, 350072, e-mail: kguki@list.ru.

истории культуры носил строгий естественно-практический и теоретический характер. Ещё в древнейших культурах человечества и последующих теоретических структурах и каркасах - в древнеиндийской и древнекитайской философии эти вопросы достаточно спонтанно и разбросанно осваивались разумом как проблематика смысла жизни. Но все же большинство культурологических проблем, в том числе понятие «смысл жизни», обретает категориально-теоретическую форму в философии античности, из которой берут начало несколько «стоянок» философии смысла жизни.

Возможно, первой придирчивой проверкой состоятельности смысложизненных ценностей стала античная сократическая школа -кинизм в лице Антисфена Афинского, его ученика Диогена Синопского. Кинизм проповедовал предельный аскетизм, традиции которого можно считать забытыми и отвергнутыми за якобы «социальную пассивность, отвлеченность от решения насущных земных дел, ограничение жизненных потребностей путем их подавления и отказа от удовлетворения, насилие над человеческим организмом, сведение духовности к сугубо религиозно-мистическому началу и т.д. и т.п.». Между тем история существования человечества показывает, что «аскетизм в своих нормальных проявлениях выступает не как болезнь, не как извращение человеческой сущности», а является «необходимым компонентом культуры» [1].

Этот откровенно натуралистический подход к смыслу жизни обстоятельно обосновывается Эпикуром, выступившим против аскетического натурализма предшественников. Оставаясь верен основному предмету античной этики - что есть добродетель, следуя которой человек становится нравственным, Эпикур добродетельными считает удовольствия и наслаждения, которые и есть цель жизни человека.

Определенное обобщение тех или иных точек зрения на счастье как смысл жизни осуществлено Аристотелем. Такой обобщенный подход, хотя и в стиле творчества Аристотеля, но в некоторой степени противоречит его уверенности в том, что представление о счастье у каждого свое, счастье индивидуально. Он писал: «Одним счастьем кажется добродетель, другим - рассудительность, третьим - известная мудрость, а иным все это вместе или что-нибудь одно в соединении с удовольствием или не без участия удовольствия, есть и такие, что включают в понятие счастья и внешнее благо-

состояние» [2]. Он приходит к выводу, что большинство людей признает счастьем удачу или удовольствие, почет и богатство... Эти наглядные, очевидные и фактологические представления о счастье могли бы оставить Аристотеля в рамках примитивного эмпиризма, если бы он не пытался подняться над ним обобщениями. «Счастье, говорим мы, - это то же самое, что благополучие и хорошая жизнь» [3]. Счастье близко к добродетели, но не сводимо к ней: «вопрос о счастье - это не просто вопрос о том, как быть удачливым, довольным или даже добродетельным, но, прежде всего в том, в чем заключается хорошая счастливая жизнь и к чему человеку следует стремиться в первую очередь» [4]. Ярко выраженный социологический натурализм, заключающийся в эмпирическом поиске добродетелей в понимании счастья и смысла жизни.

Эллинистическая философия IV-II вв. (Эпикур, Зенон из Кития, Ксенофонт) и философия древнего Рима (Цицерон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) - вот то средоточие учений о смысле жизни, составивших ядро соответствующей «стоянки» культуры (я пока не говорю - философии). Без особой философии «смысл жизни» с его ключевым представлением о счастье культивировался и в последующие века, и поныне оставаясь в сфере здравого смысла.

Христианство усмотрело смысл счастья в праведной жизни, и такое толкование счастье и было доминирующим в Средние века. Но в своей моральной философии итальянский теолог Фома Аквинский счастье считает целью жизни для индивида, семьи, общества, которая достигается вполне естественными способностями человека: благоразумием, справедливостью, терпением и силой духа. Выделяя благоразумие как основную добродетель, он его обозначал как мудрость, сохранение рассудка в действиях, умение предвидеть и интеллектуальные навыки. Тело, по Аквинскому, не является оковами души (из чего исходили Платон и Августин), наоборот, Бог, вдохнув душу в тело, приспосабливает ее к земной жизни и земным делам.

Но и киники, эпикурейцы и другие мыслители античности и, как убеждаемся, христианского средневековья, акцентируя внимание на духовных и телесных удовольствиях, на счастье, справедливости, любви как основе смысла жизни, исходят из естественно-природных потребностей человека. Никому, и себе в том числе, доказывать и

обосновывать их значимость для человека необходимости нет. Потому здесь философия особо не задействована. Надо полагать, потому эти извечные потребности человека и сегодня заметно сказываются в умонастроениях, ценностных установках и ориентациях людей.

Началом первой стоянки философии смысла жизни мы считаем этический рационализм Сократа - своеобразной его попытки подняться над рассудочным эмпирическим описанием этики на уровень, как верно указывает В.Семёнов, диалектической интуиции как методу понимания этики [5]. В центре этого рационализма оказывается познание и постижение истины как цели человеческой жизни, в которой заключается ее смысл. Эта идея разворачивалась много веков, обретая свою квинтэссенцию в концепциях Фуко по археологии и генеалогии знания и власти. В них подтверждается и развивается значимость для постижения истины нерациональных элементов разума, так или иначе затронутых предшествующими философами - «соприкосновение с восточным миром и погружение в него (Шопенгауэр)», «открытие трагического и архаического (Ницше), «вторжение в сферу сновидений (Фрейд) и архаических запретов (Батай)», «экзотизм, подпитываемый антропологическими изысканиями» [6] и др.

Смысложизненная значимость истины возрастает с обоснованием отождествления знания и власти. «Думаю, что в глазах читателей я действительно тот, - пишет М.Фуко, - кто сказал, что знание сплетено с властью, что оно лишь тонкая маска, наброшенная на структуры господства, а эти последние всегда были угнетением, заключением и т. д. ...» [7]. Разворачивая эту мысль, можно сказать, по пунктам, Фуко утверждает, что истина обладает властью. С другой стороны, она не существует вне власти. Возможно, не совсем очевиден для понимания следующий пункт: в распоряжении истины есть регулярные эффекты власти. А то, что каждое общество характеризуется особым режимом производства истины, впечатляет своей очевидностью. Еще более доступна сознанию своей значимостью -характерность для каждого общества особого режима функционирования истины.

Новый уровень в философском истолковании смысла жизни достигается не только духовным интеллектуальным напряжением в постижении истины, ее сопряжением с властью, но и привнесением в него онтологизированной

истиной бытийных сторон человека. Благодаря Хайдеггеру осуществляется возвращение философии к пониманию собственно истины как Истины Бытия, т.е. к онтологическому ее пониманию. «Господствующее традиционное мнение, согласно которому сущность истины дана только в предложении, отпадает» [8, с. 18-19]. «Открывается завеса над до сих пор непостижимой сущностью свободы. Открытость поведения как внутренняя возможность для правильности имеет основу в свободе. Сущность истины есть свобода». «.Теперь свобода раскрывается как допущение бытия сущего» [8, с. 20-21], хотя немецкий философ считает Истину Бытия и несокрытой, и сокрытой в одно и то же время в этой свободе.

Таким образом, если охарактеризовать эту первую стоянку философии смысла жизни, то мы имеем следующее. Сократ и Платон создают теоретическое учение о смысле жизни, вскрыв его основные внутренние противоречия. Оно, это учение, как заметил Фуко, не является неким гомогенным способом мышления и несет в себе противоречие, внутренний раскол, отталкиваясь от которого внимание науки в последующем было обращено на роль глубинных, традиционно исключенных из высокоабстрактной, рационализированной философии как средств ее функционирования в культуре, темных пластов человеческого сознания, его фундаментальных истоков [Об их роли в культуре см.: 9]. Именно они и оказались плодотворными в толковании смысла жизни - задействованные философией в первую очередь для постижения истины мистическое, эзотерическое, неразумие, бессознательное, иррациональное, особо значимое здесь -безумие, как неотъемлемые функции разума, позволившие обнажить внутреннюю связь истины, знания и власти, вывести эту связь на уровень бытийных сторон человека - насилие, свобода, гуманизм...

Новый поворот в философии смысла жизни намечается с появлением религиозной философии. Здесь уместно обращение к термину Б. Хюбнера для обозначения трансиндивидуального, целого, будущего, потустороннего, всеобщего, космического смысла жизни он использует запись строчными буквами: СМЫСЛ. Такой смысл выводит БОЖЕСТВЕННАЯ или ИСТОРИЧЕСКАЯ воля - единичное существование людей «поверх их биологического существования» «преимущественно в значении объективного,

потусторонне-метафизического или историко-метафизического СМЫСЛА» [10]. Автор справедливо утверждает о характере и функции такого смысла как «общеобязательного, неоспоримого внешнего определения человеческой жизни». Аналогично рассуждает Р. Рорти: «...Мы либо вырабатываем ощущение самотождественности через отношение к чему-то нечеловеческому, Богу, Истине (чему-то, что было бы и без людей), либо мы обретаем смысл жизни и нравственную идентичности в нашем отношении с другими людьми. Первое называется объективностью, а второе солидарностью» [11].

Философское освоение проблемы смысла жизни в единстве личностно-человеческого смысла жизни с надиндивидуальным, объективным СМЫСЛом начинается со смысло-жизненного вектора человека - служения высшему существу. Качественной особенностью второй стоянки философии смысла жизни предстает подключение в механизм его духовного освоения религиозной веры, которую порождают трансцендентные смыслы. Смысл жизни трансформируется в смысл бытия человека, выводящего проблему за пределы физиологически ограниченной жизни. Целостное представление о такой проблеме дает религия. Теология и философия смысла жизни обогащается и онтологически, и гносеологически, позволяя говорить о ее новом уровне или самостоятельной ее стоянке.

Качественно иное приключается с философией смысла жизни в экзистенциализме. Характерны тезисы А. Камю, который, хотя и не был самым видным в философском плане в экзистенциализме, но дал последовательные рассуждения о смысле жизни. Он отстаивал тезис о бессмысленности жизни. Главный его довод, по существу, атеистический: жизнь без Бога абсурдна! В этом основная идея «Бунтующего человека» и «Мифа о Сизифе». В то же время Камю сводит проблему смысла жизни к «проблеме самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить» [12]. Свободный человек восстать против абсурда может только выбрав бунт, в этом и есть смысл жизни.

Субъективизм экзистенциализма в осмыслении человеческого бытия проявился и в творчестве Ж.-П. Сартра. По Сартру, человек начинает с «ничто»; лишь затем его существование обретает сущность как нечто, че-

ловек «в этом мире и решает, чем является он и чем являются другие» [13].

Обостренное личностное восприятие мира, его эмоционально-психологическое отражение - это срез, призма экзистенциалистского толкования смысла жизни. Благодаря этому философскому направлению экзистенция, это сугубо индивидуализированное существование, став объектом и субъектом истории культуры и философии, засверкала всеми своими человеческими гранями, вводя в смысл жизни насущные интересы и потребности людей. Религиозный экзистенциализм представляет эмпирические добродетели не просто как составляющие праведной жизни на пути в рай, но и рефлексирует их субъективным творческом исканием и познанием в свободной встрече с богом. В то же время экзистенциализм при всем своем пессимизме объявляет человека субъектом смысла жизни, предпосылая существование сущности человека, а в лице ло-готерапии В. Франкла доверяет индивиду творение смыслов, настаивает на способности всех людей создавать эффективные смыслы, соответствующие динамике жизни.

Субъективизм и пессимизм экзистенциалистского толкования жизни усугубляется его иррационализмом - механизмами постижения смысла жизни, которые в феноменологии усматриваются в интуиции, вне логических и рациональных аргументов. Фрейд и Юнг уточнили эту позицию: тайны развития человеческой культуры и духовности они раскрыли с акцентом на пограничные состояния сознания - сверхсознание и подсознание. Хотя интеллектуальные достоинства веры, озарения, откровения, интуиции и других способностей человеческого разума освободились от мистифицированной религиозными учениями оболочки, в фрейдизме их постигла участь абсолютизации роли индивидуальных инстинктов и сексуальных влечений.

Дополнением экзистенциалистской философии смысла жизни можно считать фрейдистскую дилемму Эрос - Танатос. Хотя она в понимании образа жизни и поведения человека и была облагорожена К. Юнгом и другими психологами контекстом социально-политических факторов и духовно-генетических культурных традиций, но «привкус смерти», осмысление пограничных ситуаций, стали содержательным элементом смысла человеческого бытия. Функция смерти весьма значима в философии смысла жизни, она делает

жизнь напряженной, более подлинной, может ее и дискредитировать, представить в неприглядном свете, но и облагораживать, возвышать.

Таким образом, онтологическое насыщение философии смысла жизни бытийными аспектами экзистенции в широком диапозоне -от простейших забот и тревог до пограничных со смертью - придало проблеме смысла жизни значительный реализм. Другая сторона этой философии - методология постижения и реализации смысла жизни значительно обогатилась индивидуализированным углублением в тайны человеческой психики. Так или иначе, мы имеем достаточно оригинальную и состоятельную - третью стоянку философии смысла жизни.

ХХ век заострил внимание на смысле жизни человека действующего. Наступило время с характерными структурами гражданских обществ, коммунитарных отношений. Оно устранило, как считает А. Турен, «старые образы движений, рассматриваемые в качестве исторических агентов прогресса, разума и науки, и революции» [14, с. 196]. Автор процитированной книги, известный французский социолог, выступает за модификацию понятий историчности, социального движения, субъекта, поскольку в настоящее время культура сильно изменилась по сравнению с индустриальным обществом - наука, технологии, этика, производство «вошли в процесс мутации», надо идти к «формированию новых действующих лиц», к субъекту, действующему в творческой свободе [14, с. 198-199].

Популярным становится принцип «Человек живет, чтобы действовать!», который имеет широкий спектр творческой реализации человеком. Активность людей значительно больше проявляется в практической сфере, нежели в духовной, и может варьироваться от утилитаризма в различных его формах до прагматизма и гедонизма. Начиная с эпохи индустриального капитализма и советского социализма смысл жизни был примечателен приоритетом производственно-трудовой деятельности человека, хотя, понимая основной смысл бытия человека в его земной жизни, тот же марксизм не сводит смысл бытия к смыслу жизни. Более того, социальная память о человеке после его смерти, уважение к его заслугам и материально или духовно значимое наследие занимали в советской идеологии немаловажное место.

На протяжении семи десятилетий альтруизм, самоотверженное жертвование личными выгодами ради общего дела и идеи стали невиданным массовым социальным явлением и образом жизни в СССР. Духовный облик людей определял моральный кодекс строителя коммунизма, патриотизм как интегральная идея служил вектором активности человека. Времена изменились, но патриотизм к малой и большой родине - и сегодня определяющее содержание смысла жизни, посвятившего себя служению идее. Да, глобализация, да массовая миграция. Но патриотизм играет роль объективной предпосылки и определяющего вектора перехода от традиционного общества к модернизации.

Смысл жизни человека действующего свое интегральное воплощение находит в принципе «Смысл жизни - в самореализации». Деятельный, действующий и идейный человек эпохи свободен от субъективизма и пессимизма экзистенциалистского смысла жизни, творит себя и соответствующий смысл жизни по закономерностям развития социума, на объективной общественной основе, обладая определенной и достаточной волей и свободой. Действовать, сообразуясь с вектором истории, осознавая свои потребности и способности собственного самосовершенствования, неразрывно с творчеством, сохраняя верность идее патриотизма - достаточно привлекательный современный смысл бытия. Такой смысл жизни не выведен из равновесия драматическими перепадами индивидуальной и общественной жизни, не расстроен пограничными ситуациями сознания, он устойчив и надежен опорой на объективный СМЫСЛ. Эти онтологические, гносеологические и методологические установки образа жизни позволяют нам фиксировать новый уровень в философии «смысла жизни», новую, четвертую, ее стоянку, характеризующую человека действующего.

И еще об одной стоянке философии смысла жизни. Идея Ницше о вечном возвращении предстает как средство «тотальной отмены всякого прежнего смысла, чтобы расчистить место для другого, нового смысла» [15, с. 152]. Как показывает история человечества до и после Ницше, на господствующую культуру регулярными волнами накатывается контркультура. Очередную волну зафиксировал постмодернизм. Смысл жизни человека с его истинностной сердцевиной здесь деконструируется, в разных версиях интерпретируется.

Индивид, по мнению Ж. Делеза и Ф. Гваттари, «сконструированный субъект». Им движут бессознательные желания, приводящие к шизоидному поведению. Разумеется, такой субъект не способен сохранить приверженность к культурным ценностям, в том числе, смысложизненным. Можно сказать иначе: созидается иная культура, иной смысл жизни в системе «желающего производства» как результат шизоидного поведения, поскольку «шизофрения - это желающее производство как предел общественного производства» [16].

Деконструкция как методология постмодернизма коснулась и других смысло-жизненных и моральных ценностей - они также рассматриваются постмодернизмом в категориях абсурда, парадокса, нонсенса и других элементов иррационального. Радикальные разрушительные методологические подходы деконструкции обладают единством целей, они позитивно результативны, при всем своем плюрализме имеют важный плюс - резко увеличивают вариативность образов жизни, весьма толерантных друг другу. Но единство в этом многообразии очевидно, да и методология, отходящая от серьезно нагруженных систем, вобрав в себя все мыслимые и немыслимые средства, приемы, методы познания и преобразования мира, позволяет утверждать очередную, достаточно содержательную культурно-философскую стоянку смысла жизни. И эта пятая стоянка также жизнеспособна и соответствует духу времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Думитраш Т. Аскетизм как духовное явление // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Мат-лы III Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.). В 3 т. Т. 2. История древней и средневековой философии, история философия Нового и новейшего времени, Русская философия, философия Востока, философия культуры, этика, эстетика. Коллоквиумы, Круглые столы. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. 431 с. С. 154.

2. Аристотель. Политика // Соч. в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. 830 с. С. 66.

3. Там же. С. 102.

4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарика, 1998. 472 с. С. 295.

5. Семёнов В.В. Вперед, к Платону! Все пороки ан-тисубстанциализма. Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН, 2008. 208 с. С. 126.

6. Голобородько Д.Б. Концепции разума в современной французской философии. М.Фуко и Ж. Деррида. М.: ИФ РАН, 2011. 177 с. С. 33.

7. Фуко М. Забота об истине. Беседа с Франсуа Эвальдом // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, 1996. 448 с. С. 321.

8. ХайдеггерМ. О сущности истины // М. Хайдеггер. Разговоры на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991. 448 с. C. 8-27.

9. См. подробнее: Билалов М.И. Политические, этические и гносеологические идеологообра-зующие евразийские ценности народов Юга России // Научная мысль Кавказа. 2018. № 3. С. 15-23.

10. Хюбнер Б. Смысл в бес-СМЫСЛЕННОЕ время: метафизические расчеты, просчеты и сведение счетов / Пер. с нем. А.Б. Демидов. Минск: Экономпресс, 2006. 384 с. С. 30.

11. Рыклин М. Деконструкция и деструкция. Беседы с философами. М.: Логос, 2002. 270 с. С. 156.

12. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. 415 с. С. 46.

13. Сартр Ж.П. Избранные произведения. Ростов н/Д, 1999. 480 с. С. 102.

14. Турен Ален. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М.: Научный мир, 1998. 204 с.

15. Бакусев В.М. «Вечное возвращение» и античность // Вопросы философии. 2007. № 12. С. 135-157.

16. Делёз Ж. Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / пер. с фр. и послесл. Д. Кралечкина; науч. ред. В. Кузнецов. Екатеринбург: У-Фак-тория, 2008. 720 с. С. 61.

REFERENCES

1. Dumitrash T. Ratsionalizm i kul'tura na poroge tret 'ego tysyacheletiya: Mat-ly III Rossiyskogo Fi-losofskogo kongressa (16-20 sentyabrya 2002 g.). V 3 t. T. 2. Istoriya drevney i srednevekovoy filosofii, is-toriya filosofiya Novogo i noveyshego vremeni, Russkaya filosofiya, filosofiya Vostoka, filosofiya kul 'tury, etika, estetika. Kollokviumy, Kruglye stolyAsceticism as a spiritual phenomenon [Rationalism and culture on the threshold of the third millennium: Proceedings of the Third Russian Philosophical Congress (September 16-20, 2002) In 3 vol. Vol. 2: History of ancient and medieval philosophy, history of philosophy of the New and modern times, Russian philosophy, philosophy of the East, philosophy of culture, ethics, aesthetics. Colloquia, Round Tables]. Rostov-on-Don, 2002. 431 p., p. 154.

2. Aristotel'. Politika [Politics]. In: Works. Vol. 4. Moscow, Mysl' Publ., 1984, 830 p., p. 66.

3. Aristotel'. Nikomakhova etika [Nicomachean ethics]. In: Works. Vol. 4. Moscow, Mysl' Publ., 1984. P. 102.

4. Guseinov A.A., Apresyan R.G. Etika [Ethics]. Moscow, Gardarika, 1998, 472 p., p. 295.

5. Semyonov VV Vpered, k Platonu! Vse poroki an-tisubstantsializma [Forward to Plato! All the vices of antisubstantialism]. Pushchino, ONTI PSC RAN, 2008, 208 p., p. 126.

6. Goloborodko D.B. Kontseptsii razuma v sovremen-noy frantsuzskoy filosofii. M. Fuko i Zh. Derrida [The concept of reason in modern French philosophy. M. Foucault and J. Derrida]. Moscow, Russian Academy of Sciences, Institute of Philosophy, 2011, 177 p., p. 33.

7. Foucault M. Zabota ob istine. Beseda s Fransua Eval'dom (Volya k istine: po tu storonu znaniya, vlasti i seksual'nosti Caring for Truth) [Conversation with François Ewald (Will to Truth: Beyond Knowledge, Power and Sexuality)]. Moscow, Kastal', 1996, 448 p., p. 321.

8. Heidegger M. O sushchnosti istiny (Razgovory na proselochnoy doroge) [On the essence of truth. (Conversations on a country road)]. Moscow, Vysshaya shkola, 1991, 448 p., pp. 8-27.

9. Bilalov M.I. Naucnaâ mysl'Kavkaza, 2018, no. 3, pp.15-23.

10. Huebner B. Smysl v bes-SMYSLENNOE vremya: metafizicheskie raschety, proschety i svedenie schet-ov [Sense in meaningless time: metaphysical calculations, miscalculations and settling accounts]. Minsk, Econompress, 2006, 384 p., p. 30.

11. Ryklin M. Dekonstruktsiya i destruktsiya. Besedy s filosofami [Deconstruction and destruction. Conversations with philosophers]. Moscow, Logos Publ., 2002, 270 p., p. 156.

12. Camus A. Buntuyushchiy chelovek. Filosofiya. Poli-tika. Iskusstvo [Rebellious man. Philosophy. Politics. Art]. Moscow, Politizdat Pobl., 1990, 415 p., p. 46.

13. Sartre J.P. Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Rostov-on-Don, 1999, 480 p., p. 102.

14. Touraine Alain. Vozvrashchenie cheloveka deystvuy-ushchego. Ocherk sotsiologii [The return of the acting person. Essay on Sociology]. Moscow, Nauchnyy mir, 1998, 204 p.

15. Bakusev V.M. Voprosy filosofii, 2007, no. 12, pp. 135-157.

16. Deleuze J., Guattari F. Anti-Edip: Kapitalizm i shizo-freniya [Anti-Oedipus: Capitalism and Schizophrenia]. Ekaterinburg, U-Factoria Publ., 720 p., 2008.

17 декабря 2020 г.

УДК 130.3

ПЕРЕЖИВАНИЕ КАК «ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ»

Е.В. Золотухина-Аболина, В.Б. Мелас

DOI 10.18522/2072-0181-2021-105-1-18-26

Тема этой статьи - воспоминание как повторение переживаний прошлого. Очевидно, что в мире, где действуют причинно-следственные связи, память необходима, так как на основе памяти строится наша личностная идентичность, а также прослеживаются этапы событийного ряда, связанного с любой жизнью и деятельностью. Не возникает вопроса «зачем человеку память о минувшем?», но возникает вопрос, «зачем мы вновь и вновь переживаем прошлое?» Разве нам мало текущих событий и рациональных знаний о том, как и что обстояло некоторое время назад?

Золотухина Елена Всеволодовна - доктор философских наук, профессор Южного федерального университета, 344000, г Ростов-на-Дону, 344000, пер. Днепровский, 116, e-mail: elena_zolotuhina@mail.ru;

Мелас Вячеслав Борисович - доктор физико-математических наук, профессор кафедры статистического моделирования Санкт-Петербургского госуниверситета, 198504, г. Санкт-Петербург, Старый Петергоф, Университетский пр., 28, e-mail: vbmelas@yandex.ru.

Почему мы не удовлетворяемся воспоминаниями о фактах и способах действия, но вновь и вновь эмоционально погружаемся в того, чего уже нет, лелеем как ценность собственные, казалось бы, погасшие чувства, либо становимся их жертвой и безрезультатно стремимся от них избавиться? Этим вопросам посвящено наше размышление. Поэтому задачи, которые поставлены в статье, таковы: а). отметить специфические черты и трансформации переживания при многократном повторении; б) выяснить наиболее распространенные

Elena Zolotukhina - Southern Federal University, 116 Dneprovskiy lane, Rostov-on-Don, 344000, e-mail: elena_ zolotuhina@mail.ru;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vyacheslav Melas - St.-Petersburg State University, 28, Universitetskiy Avenue Old Peterhof, St.-Petersburg, e-mail: vbmelas@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.