Учитывая параметры доверительного интервала САД (табл. 2) в обследуемых группах, можно сказать с высокой степенью вероятности, что у детей 11-16 лет с САД в диапазоне 18,54 - 20,06 см имело место простое ожирение, а у детей с САД более 21,64 см - абдоминальное. Выводы
1. Сагиттальный абдоминальный диаметр является высокоинформативным антропометрическим параметром у детей и подростков с ожирением и может использоваться наряду с ОТ и соотношением ОТ/ОБ для оценки степени абдоминального ожирения.
2. По динамике изменения САД можно оценивать эффективность проводимого лечения у детей и подростков с ожирением и метаболическим синдромом.
Литература
1. Дворяшина И.В., Иванова Т.Н., Рогозина И.А., Коробицын А.А. Компьютерная томография и антропометрические измерения в диагностике висцерального ожирения у мужчин//Проблемы эндокринологии.-2000.-№3.-С. 18-22.
2. Чазова Е.И., Мычка В.Б. Метаболический синдром.- М.:Медиа Медика, 2004.- 168 с.
3. Sjostrom C.D., Lissner L., Sjostrom L.// Obes. Res.-1997.-Vol.5,№6.-P.519-530.
4. Hans T.S., Lean M.E.J., McNeill G., Seidell J.C.// Ibid.-1997.-Vol.21,№3.-P.587-593.
5. Poulliot M.C., Despers J.P., Lemieuch S. et al.// Am. J. CardioL-1994.-Vol.73.- P.460-468.
УДК 616-056.52-053.2:616.89-008.454
СОСТОЯНИЕ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА У ДЕТЕЙ С ОЖИРЕНИЕМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ИНСУЛИНОРЕЗИСТЕНТНОСТИ В.В. Бекезин, Е.Ю. Колганова, Н.П. Соколенко, Р.А. Буренков
ГОУ ВПО "Смоленская государственная медицинская академия "
В статье проведена комплексная оценка состояния психологического статуса у детей с ожирением в зависимости от уровня инсулинорезистентности. Выявленная психологическая дезадаптация у детей с ожирением и выраженной инсулинорезистентностью свидетельствовала о необходимости включения в комплексное лечение таких детей психотерапии.
Ожирение у детей и подростков - актуальная проблема, обусловленная как распространенностью данной патологии, так и возможными последствиями в будущем [2,11,12].
По статистическим данным, в Смоленской области общая заболеваемость ожирением среди детей до 14 лет в 2001-2004 гг. составила 1245,4-1502,7 на 100 000 детского населения, а среди подростков - 1163,0-1597,4 соответственно, превышая при этом аналогичные показатели по России. При этом отмечался рост общей заболеваемости ожирением в динамике с 2001 по 2004 год. В ряде исследований показано, что официальные данные медицинской статистики по регистрации заболеваемости ожирением в детском возрасте не соответствуют действительности. Так, в Республике Мордовия распространенность ожирения среди детей до 15 лет составляла 0,27 %, а по городу Саранску - 0,18 %. В то же время при целенаправленном исследовании было выявлено, что распространенность избыточной массы на порядок выше имеющихся статистических данных и составляла 8,5 % [10].
Ожирение, как известно, является ведущим фактором риска сердечно-сосудистой патологии, занимающей 1-е место в структуре заболеваемости и смертности у взрослых. При этом основа сердечно-сосудистых заболеваний - поведенческие факторы риска - закладываются, к сожалению, в детском и юношеском возрасте [3].
В последние годы все больше работ посвящается изучению кардиоваскулярного метаболического синдрома у детей и подростков. Как известно, инсулинорезистентность при этом синдроме играет ведущую роль, одновременно являясь самостоятельным фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний [2,11].
В то же время накапливается все больше доказательств того, что тревога, депрессия и некоторые другие психологические критерии являются независимыми факторами риска кардиоваскулярной патологии [1,4,5,6,9]. В связи с этим важным, на наш взгляд, является изучение состояния психологической адаптации у детей с ожирением и ее роли в формировании поведенческих реакций, изменении образа жизни, соблюдении ребенком не медикаментозных методов коррекции избытка массы тела. Для того чтобы проводить правильную психологическую коррекцию у детей с
ожирением, необходимо знать и учитывать индивидуальные характеристики психологического статуса ребенка.
В связи с вышеизложенным определилась и цель нашего исследования: изучить состояние некоторых показателей психологического статуса у детей с ожирением в зависимости от уровня инсулинорезистентности.
Материалы и методы исследования
В исследование были включены 130 детей с ожирением 1-111 степени в возрасте 11-16 лет. Все обследованные дети с ожирением были условно разделены на 2 группы. В 1-ю группу вошли 37 детей с НОМА-Я<2, свидетельствующим об отсутствии инсулинорезистентности. 2-ю группу составили 83 ребенка с подтвержденной тощаковой инсулинорезистентностью (НОМА-Я >4). 1-я и 2-я группы были однородными по полу и возрасту (табл. 1). Избыточный вес у детей 1-й и 2-й групп регистрировался с раннего возраста и максимально нарастал в пубертатный период. Все дети 1-й и 2-й групп получали гипокалорийное питание с учетом индивидуальных характеристик (возраста и пола) и дозированные физические нагрузки (лечебная физкультура).
Контрольную группу составили 15 практически здоровых детей и подростков 11-16 лет со средними по возрасту и полу антропометрическими параметрами, нормальным уровнем базальной инсулинемии и отсутствием инсулинорезистентности. При этом достоверных возрастно-половых различий между контрольной и 1-й, 2-й группами не регистрировалось.
Таблица 1. Распределение детей 1-й и 2-й групп по полу и возрасту
Признаки Группы
1-я (n=37) 2-я (n=83)
Пол (абс (%)):
мальчики 18 (48,6 %) 39 (46,9 %)
девочки 19 (51,4 %) 44 (53,1 %)
Средний возраст 13,2±0,34 13,6±0,24
(годы) (М±т)
В ходе исследования проводилась оценка антропометрических параметров: массы тела, индекса массы тела (ИМТ), соотношения окружности талии к окружности бедер (ОТ/ОБ); базального уровня иммунореактивного инсулина (ИРИ), индекса инсулинорезистентности (HOMA-R), общего холестерина (ОХ), мочевой кислоты (МК). Инсулинорезистентность оценивалась по косвенным показателям: уровню базальной инсулинемии и малой модели гомеостаза с определением параметра HOMA-R, вычисляемого по формуле: УГН (уровень гликемии натощак, ммоль\л) х УИН (уровень инсулина натощак, мкЕД/мл)/22,5.
Показатели психологического статуса определялись у детей с помощью шкалы депрессии (ШД), шкалы "Т и Д", теста Спилберга-Ханина, тестов Кеттела (сокращенный вариант) и Айзенка [7,8], адаптированных к детскому возрасту.
Статистическая обработка полученных данных производилась с помощью пакета программ Statgrphics Plus for Windows 98 и Ехсе1 97 фирмы Microsoft с использованием непараметрических и параметрических критериев. Результаты и их обсуждение
Сравнительный анализ клинико-лабораторной характеристики детей 1-й и 2-й групп выявил более высокую частоту встречаемости артериальной гипертензии, ожирения III степени, миокардиодистрофии, сахарного диабета 2 типа у детей с подтвержденной инсулинорезистентностью (табл.2). Таким образом, у детей 2-й группы наряду с инсулинорезистентностью достоверно более часто регистрировались и другие клинико-лабораторные маркеры (табл. 2) метаболического синдрома.
Изучение состояния тревоги и депрессии у детей 1-й и 2-й групп с использованием для этой цели нескольких шкал показало наличие выраженных изменений этих психологических факторов. По шкале депрессии у детей с ожирением (1-я и 2-я группы) регистрировались (р<0,05) более высокие показатели уровня депрессии (УД) по сравнению с детьми контрольной группы. При этом достоверных различий по этому критерию у детей 1-й и 2-й групп не регистрировалось. Однако при индивидуальной оценке степени выраженности депрессии было выявлено, что у детей 2-й группы по
сравнению с детьми 1-й группы более часто регистрировались средняя (60-69 баллов) и выраженная (70 и более баллов) степени депрессии. Аналогичные изменения уровня депрессии у детей 1-й и 2-й групп наблюдались и по шкале "Т и Д" (табл. 3). При этом необходимо отметить, что коэффициент тревоги по шкале "Т и Д" у детей 2-й группы был ниже (р<0,05), чем у детей 1-й группы, что подтверждалось и более высокой частотой встречаемости выраженной тревоги (более -1,23 балла) у детей 2-й группы.
Таблица 2. Клинико-лабораторная характеристика детей 1-й и 2-й групп
Параметры Группы
1-я (n=37) 2-я (n=83)
Лабораторные данные (M±m):
ИРИ базальный (мкЕД/мл): 15,6±1,7 29,5±3,1*
НОМА-R 1,7±0,09 5,4±0,07*
ОХ (ммоль/л) 4,83±0,08 5,12±0,05*
Мочевая кислота (мкмоль/л) 271±26,4 366±21,3*
Клинические данные:
АГ всего, среди них: 4 (10,8 %) 22 (26,5 %)
лабильная АГ (абс. %), 4 (10,8 %) 12 (14,5 %)
стабильная АГ 1 степени (абс. %) 0 (0 %) 10 (12,0 %)
Миокардиодистрофия (абс. %) 2 (5,4 %) 17 (20,5 %)
Жировой гепатоз (абс. %) 2 (5,4 %) 10 (12,0 %)
Сахарный диабет 2 типа (абс. %) 0 (0 %) 2 (2,4 %)
Ожирение (абс. %):
I степень 22 (59,4 %) 9 (10,8 %)
II степень 11 (29,7 %) 36 (43,4 %)
III степень 4 (10,8 %) 38 (45,8 %)*
ИМТ (кг/м2) (M±m) 27,2±1,89 33,4±1,21*
ОТ/ОБ (M±m) 0,84±0,02 0,89±0,01*
* - достоверность различий (р<0,05) между параметрами
Изучение состояния тревоги и депрессии у детей 1-й и 2-й групп с использованием для этой цели нескольких шкал показало наличие выраженных изменений этих психологических факторов. По шкале депрессии у детей с ожирением (1-я и 2-я группы) регистрировались (р<0,05) более высокие показатели уровня депрессии (УД) по сравнению с детьми контрольной группы. При этом достоверных различий по этому критерию у детей 1-й и 2-й групп не регистрировалось. Однако при индивидуальной оценке степени выраженности депрессии было выявлено, что у детей 2-й группы по сравнению с детьми 1-й группы более часто регистрировались средняя (60-69 баллов) и выраженная (70 и более баллов) степени депрессии. Аналогичные изменения уровня депрессии у детей 1-й и 2-й групп наблюдались и по шкале "Т и Д" (табл. 3). При этом необходимо отметить, что коэффициент тревоги по шкале "Т и Д" у детей 2-й группы был ниже (р<0,05), чем у детей 1-й группы, что подтверждалось и более высокой частотой встречаемости выраженной тревоги (более -1,23 балла) у детей 2-й группы.
Таблица 3. Состояние тревоги и депрессии у детей с ожирением (1-я и 2-я группы) и детей контрольной группы
Показатели тревоги и Контрольная 1-я группа (n=37) 2-я группа (n=83)
депрессии группа (n=15)
УД по ШД (баллы) 47,3±1,46 50,6±0,57* 51,2±0,36*
Коэффициент 1,77±0,59* 0,24±0,19** -0,21±0,11*
депрессии (баллы)
Коэффициент тревоги (баллы) 1,67±0,39 1,21±0,35 -0,38±0,24*
Таблица 3 (продолжение). Состояние тревоги и депрессии у детей с ожирением (1-я и 2-я группы) и детей контрольной группы
Показатели тревоги и депрессии Контрольная группа (п=15) 1-я группа (п=37) 2-я группа (п=83)
Степени депрессии по ШД (абс (%)): отсутствует (до 49 баллов), легкая (50-59 баллов), средняя (60-69 баллов), выраженная (70 и более) 9 (60 %) 6 (40 %) 0 (0%) 0 (0%) 15 (40,6 %) 22 (59,4 %) 0 (0 %)** 0 (0 %) 24 (28,9 %)* 40 (48,2 %) 13 (15,7 %) 6 (7,2 %)
Степень тревоги по шкале "Т и Д" (абс (%)): отсутствует, неопределенная, выраженная 8 (53,3 %) 6 (40 %) 1 (6,7 %) 18 (48,6 %) 11 (29,7 %) 8 (21,7 %)* 36 (43,4 %) 13 (15,7 %) 34 (40,9 %)*
Степень депрессии по шкале "Т и Д" (абс (%)): отсутствует, неопределенная, выраженная 9 (60 %) 5 (33,3 %) 1 (6,7 %) 12 (32,4 %) 15 (40,6 %) 10 (27,0 %)** 17 (20,5 %)* 26 (31,3 %) 40 (48,2 %)*
РТ (баллы) 21,6±1,64 22,4±1,26 ** 29,8±0,96*
ЛТ (баллы) 33,6±1,86 37,5±1,21 ** 40,7±0,45*
* - достоверность различий (р<0,05) между детьми контрольной группы и детьми с ожирением (1-я и 2-я группы),
** - достоверность различий (р<0,05) между детьми 1-й и 2-й групп.
По шкале Спилберга-Ханина были зарегистрированы более высокие показатели реактивной (РТ) и личностной (ЛТ) тревожности у детей с ожирением (1-я и 2-я (р<0,05) группы) по сравнению с детьми контрольной группы. При этом у детей 2-й группы по сравнению с детьми 1-й группы более часто регистрировались умеренная и выраженная реактивная тревожность и выраженная личностная тревожность (рис. 1, 2). Средние показатели личностной тревожности (баллы) превышали аналогичные показатели реактивной тревожности у детей 1-й и 2-й групп в 1,67 и 1,37 раза соответственно. Как известно, реактивная тревожность характеризует уровень тревоги (состояние) в данный момент, в то время как личностная тревожность является более устойчивой психологической характеристикой ребенка. При этом очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами.
Таким образом, такие психологические факторы как депрессия и тревога были максимально выражены по результатам проведенного тестирования у детей с подтвержденной инсулинорезистентностью (НОМА-И>4).
□ отсутствует □ умеренная □ выраженная
Рис 1. Степень выраженности РТ (тест Спилберга-Ханина) у обследованных детей
□ отсутствует □ умеренная □ выраженная
Рис 2. Степень выраженности ЛТ (тест Спилберга-Ханина) у обследованных детей
Об индивидуальности каждого ребенка судили по результатам теста Кеттела (многофакторный опросник), являющегося в настоящее время наиболее популярным средством экспресс-диагностики личности.
При этом у детей с ожирением и высокой инсулинорезистентностью (2-я группа) были выявлены следующие особенности черт личности (конституционные факторы) по сравнению с детьми контрольной группы и детьми 1-й группы (табл. 4):
- склонность к занижению своих возможностей и недооценка себя (низкий показатель по шкале МД);
- тенденция к необщительности, замкнутости и излишней строгости в оценке людей (низкий показатель по шкале А);
- склонность к эмоциональной неустойчивости (склонность к лабильности настроения, невротические симптомы, ипохондрия) (низкий показатель по шкале С);
- осторожность, рассудительность, молчаливость, пессимистичность (скучный и вялый) -низкий показатель по шкале Б;
- беспринципность, неорганизованность, непостоянство (низкий показатель по шкале в);
- некоторая жесткость, черствость по отношению к окружающим (низкий показатель по шкале I);
- развитое воображение, ориентирование на внутренний мир, высокий творческий потенциал (высокий показатель по шкале М);
- прямолинейность, наивность, непосредственность поведения (низкий показатель по шкале К);
- независимость, предпочтение собственных решений (высокий показатель по шкале Q2);
- расслабленность, вялость, спокойствие, низкая мотивация, леность (низкий показатель по шкале Q4).
Особо следует отметить, что достоверных различий по шкалам (факторам) В, М и Q1, характеризующим интеллектуальные особенности личности, между детьми контрольной группы и детьми с ожирением (1-я и 2-я группы) получено не было.
В то же время у детей с ожирением и подтвержденной инсулинорезистентностью (2-я группа) были выявлены особенности в эмоционально-волевой сфере (факторы С, в, I, Q4) и коммуникативных и межличностных взаимодействиях (факторы А, Б, К, Q2).
Таблица 4. Состояние некоторых конституционных факторов (тест Кеттела) у детей с ожирением и детей контрольной группы
Факторы теста Кеттела Контрольная группа (п=15) 1-я группа (п=37) 2-я группа (п=83)
МД (баллы) 6,8±0,53* 5,6±0,34** 4,5±0,21*
А (баллы) 8,5±0,37 8,1±0,51** 6,1±0,34*
С (баллы) 8,1±0,54 7,8±0,41** 6,2±0,33*
Б (баллы) 6,0±0,47 5,5±0,57** 3,4±0,38*
в (баллы) 8,8±0,53 8,0±0,55** 6,4±0,23*
I (баллы) 6,4±0,63 6,3±0,41** 5,1±0,24*
М (баллы) 5,4±0,73 5,8±0,24** 7,8±0,29*
N (баллы) 6,4±0,68 6,5±0,37** 4,5±0,27*
д2(баллы) 4,9±0,45 5,3±0,26** 6,5±0,32*
(баллы) 5,3±0,81 5,1±0,47** 3,5±0,16*
* - достоверность различий (р<0,05) между детьми контрольной группы и детьми с ожирением (1-я и 2-я группы),
** - достоверность различий (р<0,05) между детьми 1-й и 2-й групп.
Для изучения состояния темперамента и характера у детей с ожирением использовался тест Айзенка (табл.5, рис. 3,4,5). При этом у детей с выраженной инсулинорезистентностью (2-я группа), по данным теста Айзенка, более часто (р<0,05) регистрировался среди вариантов искренности -лживый вариант (26,5 %); среди вариантов экстравертированности - потенциальный интраверт, интраверт и сверхинтраверт (68,7 %); среди вариантов невротизма - потенциальный дискордант, дискордант и сверхдискордант (50,6 %).
Таблица 5. Показатели теста Айзенка у детей контрольной группы и детей с ожирением
Показатели теста Айзенка Контрольная 1-я группа (п=37) 2-я группа (п=83)
по шкалам группа (п=15)
Искренность (баллы) 3,3±0,71 3,5 ±0,24** 4,6± 0,16*
Экстравертированность (баллы) 13,4±0,71* 10,1±0,88** 7,3±0,25*
Невротизм (баллы) 11,1±0,82* 13,2 ±0,57** 15,1±0,35*
* - достоверность различий (р<0,05) между детьми контрольной группы и детьми с ожирением (1-я и 2-я группы),
** - достоверность различий (р<0,05) между детьми 1-й и 2-й групп. о
лживый о
ситуативный
откровенный
о
□ 1 группа Ш2 группа ^контрольная группа
Рис. 3. Состояние искренности (шкала искренности, тест Айзенка) у детей с ожирением в зависимости от уровня инсулинорезистентности
сверхэкстраверт экстраверт потенц.экстраверт амбиверт потенц.интраверт интраверт сверхинтраверт
□ Контрольная группа Ш1-я группа Ш2-я группа
Рис 4. Состояние экстравертированности-интравертированности (тест Айзенка) у детей с ожирением в зависимости от инсулинорезистентности
сверхдискордант дискордант потенц.дискордант нормостеник потенц. конкордант конкордант сверхконкордант
□ Контрольная группа □ 1-я группа □ 2-я группа
Рис 5. Состояние невротизма (тест Айзенка) у детей с ожирением в зависимости от инсулинорезистентности
Таким образом, у 68,7 % детей с ожирением и высокой инсулинорезистентностью (2-я группа) индивидуально-психологическая характеристика соответствовала ориентации личности на внутренний субъективный мир, проявляясь необщительностью, замкнутостью, социальной пассивностью (при достаточно большой настойчивости), склонностью к самоанализу и затруднению в социальной адаптации. При этом, как известно, интраверты более легко впадают в депрессию, вызванную нервным истощением и запредельным торможением. Это подтверждают и результаты психологических тестов, характеризующих депрессию и тревогу (шкала депрессии, шкала "Т и Д", тест Спилберга-Ханина). Так, личностная и реактивная тревожность у детей с выраженной инсулинорезистентностью, а также уровень их депрессии и тревоги (в баллах) превышали аналогичные параметры у детей контрольной группы и детей с ожирением без инсулинорезистентности (табл.3). О сниженной эмоциональной устойчивости и адаптированности свидетельствовал и тот факт, что, по результатам теста Айзенка, потенциальные дискорданты, дискорданты и сверхдискорданты определялись более часто (50,6 %) в группе детей с высокой инсулинорезистентностью (р<0,05).
Заключение
Проведенная комплексная оценка психологического статуса у детей с ожирением выявила различия его состояния в зависимости от уровня инсулинорезистентности. У детей с ожирением и подтвержденной инсулинорезистентностью (2-я группа) регистрировались более высокие уровни тревоги и депрессии, нарушения в эмоционально-волевой сфере и коммуникативно-межличностных взаимодействиях, ориентация личности на внутренний субъективный мир (интраверсия).
Таким образом, выявленная психологическая дезадаптация у детей с ожирением и выраженной инсулинорезистентностью свидетельствовала о необходимости включения в комплексное лечение таких детей психотерапии. При этом, на наш взгляд, нормализация психологического статуса детей с ожирением повысила бы эффективность не медикаментозной терапии (диетотерапия, физические нагрузки) за счет более высокой комплаентности. В то же время проведение мониторинга показателей психологического статуса позволит судить об эффективности проводимой коррекции инсулинорезистентности у детей с ожирением.
Литература
1. Аведисова А.С.Депрессия и тревога.-М.:2003.-32 с.
2. Гинзбург М.М., Крюков Н.Н. Ожирение. Влияние на развитие метаболического синдрома. Профилактика и лечение.-М.:Медпрактика.-2002.- 128 с.
3. Дроздецкий С.И. Классификация, принципы лечения и профилактики артериальной гипертонии: Монография.- Н.Новгород,2002.- 136 с.
4. Курпатов АВ. Депрессия: от реакции до болезни (пособие для врачей общей практики).-СПб., 2003.-43 с.
5. Меньшикова Л.И., Колесникова И.А., Сурова О.В., Маркевич О.В., Гершкович И.А., Калашникова И.А. Психологические особенности личности у подростков с заболеваниями сердечно-сосудистой системы// Вестник аритмологии.- 2000.-№18.- С.109.
6. Погосова Г.В. Депрессия - новый фактор риска ишемической болезни сердца и предиктор коронарной смерти// Кардиология.- 2002.- №4.- С.86-89.
7. Психологические тесты/ Под редакцией А. А. Карелина: В 2 т.-М., 2001.- Т.1.-312 с.
8. Психологические тесты/ Под редакцией А.А. Карелина: В 2 т.-М., 2001.- Т.2.-248 с.
9. Смулевич А.Б. Депрессии в общемедицинской практике.- М., 2000.- 159 с.
10. Самошкина Е.С., Мухина Л.Ю., Биушкина О.А., Масягина Е.Н. Некоторые клинико-эпидемиологические характеристики ожирения у детей города Саранска//Актуальные проблемы регионального здравоохранения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.-Саранск, 2004.- С.114-115.
11. Строев Ю.И., Чурилов Л.П., Чернова Л.А., Бельгов А.Ю. Ожирение у подростков.- С-Пб: "ЭЛБИ-С-Пб".- 2003.- 216 с.
12. Guillaume M., Lapidus L., Beckers F., Lambert A., Bjorntorp P. Familial trends of obesity through three générations: theBelgian-Luxembourg Chld study. МГ Obes RelatMetab Disod 1995 Sep; 19 Suppl 3: S 5-9.
УДК 616.12-008.331.1:616-056.52-053.2
АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОЖИРЕНИЕМ И МЕТАБОЛИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ ПО ДАННЫМ ХОЛТЕРОВСКОГО МОНИТОРИРОВАНИЯ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ Л.В. Козлова, В.В. Бекезин
ГОУ ВПО "Смоленская государственная медицинская академия "
В статье изучена частота встречаемости АГ, различных ее типов и форм у детей с ожирением и метаболическим синдромом по данным холтеровского мониторирования АД.
Артериальная гипертензия (АГ) является частым спутником комплекса метаболических нарушений, рассматриваемых в рамках синдрома инсулинорезистентности [10,14,15,16]. Её возникновение связывают с ростом активности центральных отделов регуляции симпатической нервной системы под воздействием гиперинсулинемии, компенсаторно возникающей на фоне снижения чувствительности тканей к инсулину. Симпатическая стимуляция сердца, сосудов (вазоконстрикция) и почек (повышение реабсорбции натрия) приводит к появлению АГ [4,5,7,8,12].
Экспериментальные и клинические исследования свидетельствуют о том, что АГ может вносить вклад в развитие и поддержание инсулинорезистентности. Длительное повышение