Народный
ТРОЕКТ
СТОРОННИКИ ТРУДОВОГО воспитания продолжают дело своего великого учителя
IX Международный конкурс трудовых школ имени А.С. Макаренко
«Я сторонник не только трудового, но и производственного воспитания... Производственная школа у нас со временем будет; я теперь буду бороться за то, чтобы в нашей... школе было производство».
А.С. Макаренко
• школа-хозяйство • производственный труд • социальные партнёры
• учебно-производственная бригада • воспитание трудом
С1 по 5 апреля в Москве собрались руководители школ, которые сделали основой своей работы профессиональное завещание великого социального реформатора, основоположника научной, природосообразной педагогики А.С. Макаренко: «Нужна организация школы как хозяйства».
Девятый раз прошёл международный конкурс им. А.С. Макаренко, а параллельно ему — научно-практическая конференция, Макаренковские чтения по теме «Социальное предпринимательство и педагогическая
инноватика для инновационного развития страны». По большому счёту — для её модернизации, о чём сегодня так много говорится на всех уровнях. Правда, подобные разговоры заканчиваются пока, в основном, декларацией, благими пожеланиями...
Школы, работавшие в течение конкурсных дней на базе Федерального детского эколого-биологического центра, создают своей практикой реальную основу для такой модернизации, организуя
продуктивную хозяйственную деятельность подростков по Макаренко, возвращая в образовательные приоритеты воспитание в процессе производственного труда.
Они очень разные, эти педагогические коллективы, работающие в различных видах образовательных учреждений — в сельской школе деревни Кинерь Кировской области, в Центре социально-трудовой адаптации и профориентации посёлка Круглово Калининградской области, на станции юных натуралистов г. Свободного Амурской области, в лицее имени Героя России Веры Волошиной подмосковного Наро-Фоминского района, в Жабыльской школе Мегино-Кангалас-ского улуса Республики Саха (Якутия), в 259-й московской школе, в Светлянской специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида Воткинского района Удмуртской Республики и в других территориях.
У них разные производства, разный масштаб хозяйственной деятельности, но все они, по совету Макаренко, придают первостепенное значение интеллектуальному и социальному содержанию» производственного труда, побуждая школьников к труду, мотивируя их.
Сегодня, когда из школы «вытравлен» труд, когда он заменён трудом виртуальным (строительством домов и ремонтом машин на компьютере, «сваркой» в тетрадях на уроках технологии), особенно важно, чтобы в школе ребята занимались продуктивной хозяйственно-производственной деятельностью. Это важно и для всего современного общества, в котором извечная ценность труда подменена сегодня ценностью денег, а число потребителей, ставшее главным ориентиром рыночной экономики, а с некоторых пор и образовательной отрасли, многократно превышает число созидателей, производителей...
Прямым доказательством продвижения от Макаренко «мемориального» к Макаренко-практику стала деятельность Калининградского Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «МОСТ». Его директор
Валентина Яковлевна Панасенко на презентации своего опыта уверенно сказала: «Производство в нашем учреждении организовано не ради прибыли, а в первую очередь с воспитательной целью». Это прямое развитие идеи социально-педагогического проекта А.С. Макаренко, который говорил: «Мы делаем не фотоаппараты, .мы делаем людей».
Реалистично мыслящие педагоги понимают, что без подлинного труда в макарен-ковском смысле — образцового, рентабельного и технологичного воспитание — это пустая болтовня. А применительно к детям с проблемами в развитии производственный труд выполняет ещё и важнейшую социально-педагогическую функцию — реабилитационную. И не только социально реабилитирующую, но и медицински корректирующую проблемы здоровья. За четырнадцать лет работы Центра многие дети с девиантным поведением и с проблемами в здоровье выросли полноценными гражданами страны: труд стал для них потребностью, неотъемлемой частью жизни, источником удовлетворения и даже удовольствия. И что важно — помог избавиться от недуга.
В процессе девятилетней работы конкурса сложилась такая традиция: руководители школ-хозяйств, завоевавших призовые места, становятся членами жюри последующих конкурсов. Семь лет назад одно из призовых мест было присуждено Новоле-ушковской школе-интернату VIII вида Краснодарского края. Директор школы Т.И Курасова рассказала тогда, как труд не только помогает учителям воспитывать детей с проблемами в развитии и в здоровье, но и корректирует суровый врачебный диагноз. Семь производственных участков в школе помогли многим её воспитанникам обрести прочное ремесло, преодолеть остроту заболевания, войти в жизнь общества. Конкурс и победа на нём побудили коллектив школы расширить сферу деятельности ребят, и сегодня эта сельская школа — мощное многопрофильное хозяйство с животноводством,
полеводством, пчеловодством, виноградарством и прикладным художественным творчеством.
А директор успешно защитила кандидатскую диссертацию. Так что у Макаренковского конкурса есть уже своя история, свои любопытные коллизии и свои герои.
Один из них — Ахтам Хабибзянович Чуга-лаев, победивший на конкурсе имени А.С. Макаренко в 2006 году. С тех пор он стал бессменным участником работы жюри, настолько увлекли его идеи конкурса. Такая содержательная подпитка в немалой степени способствовала тому, что в 2010 году Ахтам Хабибзянович стал победителем первого Всероссийского конкурса «Директор школы».
Яркие личности были представлены и на IX конкурсе. С огромным вниманием слушала аудитория эмоциональный рассказ директора основной школы деревни Кинерь Малмыж-ского района Кировской области Аркадия Петровича Манакова. Двадцать лет назад зародилось в этом малочисленном сельском коллективе учебно-опытное хозяйство со скромным названием «Школьник». С тех пор оно стало многопрофильным школьным производством: ребята выращивают овощи и зерновые на 30 гектарах, построили свинарник для свинофермы, зерносклад, завели пасеку (кормят мёдом бесплатно всю школу), оказывают населению транспортные услуги, помогают односельчанам обрабатывать приусадебные участки. Школьное хозяйство обзавелось техникой — комбайном «Нива», трактором, автомобилем ГАЗ, погрузчиком-копновозом, культиватором, крупорушкой (для обработки гречихи). И всё это на заработанные «Школьником» деньги. Аркадий Петрович признался коллегам, что восемнадцать лет не был в отпуске. Да и как же ему уезжать из Кинери, если всё летнее каникулярное время занято управлением школьным производством, а ещё и реализацией авторской учебной программы и элективных курсов по основам фермерского хозяйства и предпринимательской деятельности. Прав, прав классик: «удивительные по колоритности типы рождает земля русская». Колорит этот чувствуют в области и районе: школа многократно занимала призовые места на местных конкурсах, получила грант правительства Кировской области и диплом областного Департамента образования. И при всём
этом местные финансисты не стесняются брать налоги с доходов, которые получают сельские дети. Таковы мерзкие «перекосы» нынешней нашей жизни.
На конкурсе выявилась очень прогрессивная тенденция в деятельности школ-хозяйств — их тесное сотрудничество с социумом, партнёрские отношения с производственными предприятиями и негосударственными структурами. Многие годы школу обвиняли в отраслевой замкнутости, в закрытости. Производственная деятельность побуждает педагогические коллективы к открытости, что обогащает и саму школу, и её окружение. Об этом в своём отчёте-презентации написала директор Жабыльской средней школы имени
Н.В. Петрова Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия) Любовь Васильевна Кычкина, отличник образования республики.
.Сурова природа Якутии, короткое лето, длинная зима. В этих условиях многократно увеличиваются трудности работы на земле и в животноводстве.
И тем не менее учителя Жабыльской школы активно приобщают ребят к сельскохозяйственному труду. Здесь создано сельхозпроизводство, школа вошла в Ассоциацию агропрофилирован-ных школ Республики Саха (Якутия), о чём рассказывала в своё время Феодосия Габышева, в недавнем прошлом министр образования, а ныне — заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия). Это движение школ — мощный ресурс подготовки сельскохозяйственных кадров для северных территорий России.
Нелегко школьникам выращивать картофель, морковь, разводить плодовоягодный сад. Но учителям помогают социальные партнёры школы — Тюн-гулюнский профессиональный лицей № 4, кооперативы — животноводческий «Арыылаах», сельскохозяйственный «Дьябыыл», коневодческий «Дьоруо»
и другие предприятия. Благодаря этому сотрудничеству агрошкола успешно готовит учеников к труду в сельхозпроизводстве, даёт им профессию и знания в области основ бизнеса, экономики, хозяйствования в сельской усадьбе, механизации сельхозтруда, автодела. В экономику улуса влилось за эти годы около 150 квалифицированных рабочих нового поколения, подготовленных школой.
В педагогической печати в последнее время идёт активная дискуссия: закрывать ли детские дома, которые, по мнению некоторых участников дискуссии, помещают детей в некую резервацию, воспитывая иждивенчество? В Макаренковском конкурсе ежегодно участвуют детские дома, в которых созданы производства, дети овладевают различными профессиями и успешно интегрируются в современную жизнь. Опыт именно такого учреждения — Сухоложско-го детского дома — представила его директор Ольга Александровна Колегова. В детдоме действует спортивно-производственный центр, в рамках которого созданы производственные участки, тепличный комплекс, фермерское хозяйство. Воспитанники выращивают овощи, занимаются пчеловодством, животноводством, конным спортом. Детско-взрослое производство позволяет воспитанникам детского дома овладевать сельскохозяйственными профессиями и самостоятельно строить свою взрослую жизнь. И тем не менее Ольга Александровна призналась, что участие в конкурсе заставило её по-новому осмыслить свой опыт. Появилось желание многое сделать, приехать снова на конкурс и победить.
Учебно-производственная бригада (село Крымский Альшеевского района Башкортостана), подсобное хозяйство (Центр социально-трудовой адаптации «Мост»), трудовые проекты (школа № 5 г. Вятские Поляны Кировской области), учебно-производственные мастерские (профлицей № 111 г. Златоуста Челябинской области) и другие формы производственной деятельности школьников, представленные на конкурсе, убедительно до-
казали, что идеи Антона Семёновича Макаренко живы, что есть школы, понимающие воспитательную ценность производственного труда для судеб самих школьников и ближайшего будущего нашей страны, для её реального поворота к лучшей доле, к зримому улучшению экономики, а не её мифической модернизации. Школы-конкурсанты не похожи друг на друга, у каждой из них — свой путь практического воплощения идей великого педагога — организации жизни детско-взрослого производственного коллектива.
Нельзя не отметить и роль региональных руководителей в успехах производственного воспитания. Некоторые регионы начали собственные программы по трудовому воспитанию. Из года в год направляют на конкурс своих представителей Амурская, Челябинская области, республик Саха (Якутия) и Башкортостан. Руководители органов образования этих регионов ведут целенаправленную деятельность по поддержке школ-хозяйств, расширению их возможностей. Калининградская область также проявила немало заботы о трудовом воспитании, и как итог — победа центра социально-трудовой адаптации «МОСТ» на конкурсе.
Этой позиции педагогов, чётко заявленной в процессе работы IX Международного конкурса им. А.С. Макаренко, можно искренне аплодировать. Но. аплодисменты гаснут от тревожного осознания того, что из 47 тысяч школ России только около 200 приняли участие в конкурсе за эти годы. Почему?
Журнал «Народное образование» не раз поднимал эту тему, стремясь понять причину такого отношения к труду. Почему педагогическое сообщество не осознало до сих пор универсальное воспитательное значение труда? Причин тому много, и главная из них — государственная политика в области воспитания. В президентской инициативе «Наша новая школа» о необходимости воспитания трудом, реальным делом — ни слова. Главный
руководитель образовательной отрасли считает, что её основная задача — «воспитывать грамотного потребителя», и умалчивает о том, кто же будет грамотно производить потребляемое грамотным потребителем?
«Цепная реакция» пренебрежения к подготовке людей, умеющих и желающих трудиться, создавать что-то для общественного блага (а не только брать от жизни всё, ничего не давая взамен), идёт дальше: руководители школ не хотят себя обременять лишней заботой, «головной болью». Им и без того её достаточно от одних только бумаг — отчётов, справок, обрушившихся сегодня на школу, как цунами на провинцию Фукусиму. А вслед за школой и родители, семья утратили веру в первостепенное значение труда в жизни человека. Это очень странно, но факт: по исследованию сотрудников Института социальной педагогики РАО, 37% сельских родителей не хотят, чтобы их дети занимались сельскохозяйственным трудом. Альтернатива этому — воспитание люмпенов.
На этом социально-педагогическом фоне школы хозяйства, участвующие в конкурсе имени А.С, Макаренко и продолжающие развивать идеи великого реформатора — это истинные новаторы, творцы самой необходимой сегодня стране инновационной образовательной технологии — воспитания молодого поколения трудом. Об этом шла речь и на традиционной научно-практической конференции, Макарен-ковских чтениях, сопутствующих конкурсу.
В чтениях приняли участие Олег Николаевич Смолин, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию, Владимир Васильевич Морозов, директор Центра воспитания и дополнительного образования им. А.С. Макаренко Западного окружного Управления образования Департамента образования г. Москвы, член правления Международной Макаренковской ассоциации; Валентина Ивановна Максакова, профессор Московского педагогического государственного университета, член правления Российской Ма-каренковской ассоциации, Людмила Ивановна Маленкова, профессор Московского педагогического государственного университета, Александр Юрьевич Федосов, профессор факультета информационных технологий Российского государственного социального университета,
Эмилиано Меттини, магистр философии, вице-президент Международной Макаренковской ассоциации и другие.
Все они раскрывали значение уникального социального проекта А.С, Макаренко для современной педагогики, для вывода страны из кризисного состояния в ближайшие годы. Не услышим советов великого педагога, не переведём их на язык современной педагогической практики, так и останемся на долгие годы «Верхней Вольтой со стратегическими ракетами».
Несколько лет назад покойный ныне академик РАО Виталий Александрович Сластёнин, выступая на Макаренков-ских чтениях, говорил: «Научная педагогика Макаренко противостоит идеям «свободного воспитания» — процессу неуправляемому, стихийному, разрушительному, получившему широкое распространение». Добавим к этому: и приведшему к событиям на Манежной площади в Москве, в станице Ку-щевской Краснодарского края, на Саяно-Шушенской ГЭС и ещё к череде преступных, безответственных действий, порождённых отсутствием макаренков-ских «необратимых закреплений жизни», свойственных человеку труда, а не его имитаторам.
* * *
По итогам IX Международного конкурса имени А.С. Макаренко жюри приняло следующее решение.
Первое место присуждено Центру социально-трудовой адаптации и профориентации посёлка Круглово Зеленоградского района Калининградской области (директор Валентина Яковлевна Пана-сенко).
Второе место разделили два образовательных учреждения: лицей имени Героя России Веры Волошиной Наро-Фоминского района Московской области
(директор Татьяна Борисовна Енякина) и Светлянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат Во-ткинского района Удмуртской Республики (директор Татьяна Николаевна Вершинина).
Третье место присуждено профессиональному лицею № 111 города Златоуста Челябинской области (Вячеслав Анатольевич Тасинцев).
Жюри особо отметило многолетнюю производственную деятельность и успехи в производственном воспитании педагогических коллективов школ, которые стали лауреатами конкурса:
1. Общеобразовательную школу деревни Кинерь Малмыжского района Кировской области (директор Аркадий Петрович Ма-наков).
2. Жабыльскую среднюю общеобразовательную школу имени Н.В. Петрова Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия) (директор Любовь Васильевна Кычкина).
3. Среднюю общеобразовательную школу села Крымский Альшеевского района Республики Башкортостан (директор Альфия Файзиевна Гимранова).
Директора образовательных учреждений — победители и лауреаты конкурса награждены медалью А.С. Макаренко «За педагогическую доблесть».
Все конкурсанты получили именные дипломы участников IX Конкурса имени А.С. Макаренко и подарки для школ от спонсоров конкурса.
Организаторы конкурса — автономная некоммерческая организация издательский дом «Народное образование» и Международная Макаренковская ассоциация искрен-
не поздравляют победителей и участников конкурса и желают им дальнейших успехов в трудовой подготовке молодёжи к жизни!
Организаторы IX Международного конкурса им. А.С. Макаренко выражают глубокую признательность благотворителям конкурса:
Яковлеву Юрию Борисовичу, руководителю открытого некоммерческого образовательного проекта «Новая инновационная школа», компания Softline;
Фомченкову Александру Владимировичу, коммерческому директору компании «Кирилл и Мефодий»;
Ястребцевой Елене Николаевне, генеральному директору, Стромову Николаю Сергеевичу, коммерческому директору ООО «КМ-Образование» (дистрибьютор компании «Кирилл и Мефодий»);
Косинскому Игорю Леонидовичу, директору по внедрению технологий корпорации «Грин-ПИК»;
Будниченко Василию Ивановичу, генеральному директору ООО «Биоторг» («ЭМ — КООПЕРАЦИЯ»);
Борисовой Ирине Петровне, президенту Некоммерческого фонда поддержки образования и обеспечивающей его промышленности «Единство»;
Самборскому Евгению Владимировичу,
генеральному директору компании «Учпрогресс».
Информационную поддержку конкурсу оказывали: портал www.ucheba.ru, журналы «Народное образование», «Социальная педагогика».
Репортаж подготовила Нина Никольская