УДК 070
Назарова А.В.
студент, кафедра политология, социология и связи с общественностью Ульяновский государственный технический университет (г. Ульяновск, Россия)
СТОРИТЕЛЛИНГ КАК ПРИЁМ СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Аннотация: в данной статье рассматривается роль сторителлинга как одного из наиболее эффективных приёмов современной журналистики.
Ключевые слова: сторителлинг, журналистика, история, сюжет, персонажи.
Актуальность данной работы обуславливается, во-первых, востребованностью данного формата среди журналистов, так как позволяет увлекательным и наглядным образом представить информацию читателям. Во-вторых, способностью выделиться и привлечь внимание аудитории в условиях перенасыщенности информацией и конкуренции между СМИ. В-третьих, новыми возможностями для журналистов в создании увлекательных мультимедийных материалов с применением новых технологий.
Целью данной работы является выявление особенности сторителлинга как приема современной журналистики на примере одной из наиболее популярных программ в жанре тревел-журналистики - «Орел и решка». Объект исследования — приемы современной журналистики. Предмет исследования — сторителлинг.
В современном обществе важную роль играет ускорение темпов коммуникации, увеличение информационных потоков и изменение структуры содержания информации. В такой среде способы взаимодействия с аудиторией эволюционируют. В данных условиях важными компетенциями журналиста становятся навыки поиска информации, ее фильтрации и толкования, проверки
фактов, умелой подачи материала, оценки медиапотребления созданного продукта. Новой технологией подачи информации и стал сторителлинг (короткая история).
Решая задачу исследования связанную с изучением истории развития сторителлинга, нами были проанализированы теоретические источники ( Кузовенкова А.И., Азевич А.А., Анюхина А.М., Самарцев О.Р.) и выявлено, что изучение истории развития сторителлинга позволяет понять, как этот приём журналистики претерпевал изменения на протяжении времени. От древности до современности сторителлинг оставался неотъемлемой частью культуры и эффективным инструментом коммуникации. Развитие технологий привнесло новые форматы и платформы для сторителлинга, расширив его влияние на общество.
Решая вторую задачу — выявить структуру, содержание и функции сторителлинга, - мы рассмотрели теоретические источники (Самарцев О.Р., Тодорова О.В., Варакин В.С., Силантьева О.В.), на основе которых сделали следующие выводы. Сторителлинг- это феномен, который представляет собой сложную систему, объединяющую элементы повествования, взаимодействия с аудиторией и передачи информации. Структура сторителлинга включает в себя введение, развитие сюжета и заключение, создавая цельный рассказ. [1] Содержание сторителлинга обогащено эмоциональными и культурными элементами, а его функции варьируются от развлечения и образования до формирования социокультурных ценностей. Одни авторы трактуют понятие «сторителлинг» как особый «жанр» журналистского «письма». Но Варламова Д. характеризует сторителлинг как технологию, т.е. совокупность принципов, инструментов, методов и операций. И она заключается именно в акте наррации - передачи информации через рассказывание истории и превращения этой истории в нарратив. Нарративная журналистская история предполагает рассмотрение событий в контексте рассказывания о них. Главное здесь - не оценка произошедшего, а его интерпретация. Отсюда - «самодостаточность и самоценность» способа изложения истории [2].
На основе изученных теоретических источников нами выявлена структурированная критериальная основа для дальнейшего анализа эмпирического объекта: миссия, квантитативные характеристики (частота, начало выхода, рейтинг, длительность выпусков. охват, география, формат выхода, время выхода в эфир), характеристики коммуникатора ( социально-психологические, социально-демографические, образ, стиль общения, модель ведущего), характеристики аудитории (социально-психологические, социально-демографические, особенности медиаповедения, тип аудитории),контент-анализ по таким показателям как: канал восприятия, жанр, соответствие повестки дня, цельность, связность, доступность, точность, тип текста, мультимедийность, персонификация, драматичность, качество съёмки, тип новости, музыкальное сопровождение, оригинальность, формы контента, красочность, новизна.
В ходе работы проведено эмпирическое исследование в форме контент-анализа выпусков телевизионной тревел-программы «Орел и решка» от 07.11.2021 до 22.01.2022
Аудиторией программы являются люди женского и мужского пола старше 12 лет, однако основной интерес к ней проявляется у людей в возрасте около 30 лет. Целевой аудиторией выпуска может быть любой человек, увлеченный темой путешествий. В зависимости от местоположения зрителя, аудитория делится на внутреннюю и международную. Тип аудитории определяется как массовый. Аудитория активно участвует в дискуссиях, комментирует и дает обратную связь, что свидетельствует о высоком уровне вовлеченности и интереса к программе.
Трэвел-программы аудиовизуально транслируют культурные и национальные различия, предлагая и поддерживая готовые социокультурные конструкты. Исходя из типа контакта с местным населением, из драматургии повествования и характера передаваемой информации формат передачи может колебаться от авторской зарисовки-монолога до трэвел-викторины или игры.
«Орел и решка» - телевизионный продукт украинского телеканала «Интер», на российском телеканале «Пятница» данная передача проходила в виде повтора. (Также повторный показ всех сезонов осуществляли телевизионные каналы «К1» (Украина), «Седьмой канал» (Казахстан) и ТТУ (Польша)). В 2010 году режиссер и телеведущая Жанна Бадоева поставила перед собой цель создать собственный телевизионный проект о путешествиях, который бы доказывал, что увидеть мир, можно и не имея больших денег. В начале каждой программы участники проекта подбрасывают монетку, которая определяет, кто из них должен будет прожить два дня на 100 долларов, а кто получит «золотую карту» и не будет ограничен в средствах.
Концепция программы и ее девиз созвучны известной фразе: «Не тратьте деньги на одежду, тратьте деньги на путешествия. Какая разница сколько лет вашим кедам, если вы гуляете в них по Парижу?» [1].
В ходе программы зрители знакомятся с основными достопримечательностями города, в котором находятся ведущие, получают практические советы по выбору отелей, ресторанов, кафе, узнают о стоимости той или иной услуги. Примечательно, что по утверждению ведущих, сколько бы денег они ни тратили за одну поездку с золотой карточкой, самые яркие впечатления они получали, оказываясь в новой стране с минимальным количеством денег в кармане. Особенность проекта заключается в том, что он ориентирован в первую очередь на молодежную аудиторию, чему соотвествует речь ведущих, выбор мест посещений, неформальный стиль. Для проекта «Орел и решка», как и для большинства современных трэвел-программ характерны две тенденции: во-первых, наличие конкретной целевой адресации во взаимосвязи с форматом программы (в качестве целевой аудитории могут состоять подростки и молодежь, путешественники или домохозяйки, состоятельные люди или люди среднего достатка и т.д.), во-вторых, перенос фокуса внимания с местного населения на ведущих, которыми часто являются знаменитости - актеры, шоумены, политические деятели, бизнесмены.
Уникальность программы заключается в том, что история про путешествие в формате сторителлинга поддерживается на материальном -четко визуализированном и легко понимаемом уровне - денежном. У каждого события есть цена, и по мере развития сюжета сокращается денежный эквивалент путешествия. В телепередаче каждый автор-гид определяет основное направление и точку зрения на происходящие события, выбирая модель поведения, которую аудитория воспримет благоприятно. История путешествия - это не столько авторское восприятие, сколько угаданный взгляд (реакции, эмоции) аудитории на происходящее. Авторское повествование обогащается такими приемами как: непринужденность изложения, юмор, импровизация.
Например, в двадцатом выпуске сезона «Перезагрузка» ведущие отправляются в столицу Австрии. Выпуск вышел 7 ноября 2021 года (1 млн.просмотров). Благодаря сравнению с прошлыми выпусками из этого города, ведущим удалось показать, насколько изменилась Вена всего за пару лет. Прямо в аэропорту Настя и Антон разыгрывают золотую карту. Кому достанутся сто долларов и рюкзак? А кто проведет выходные, не отказывая себе ни в чем? Все решает «орел» или «решка». И на этот раз золотая карта у Насти. «Эффект неожиданности»- вот что заставляет зрителей пристально наблюдать за развитием событий. Они могут видеть реакции ведущих на нестандартные ситуации и способы их решения. Всё это делает процесс более увлекательным и заставляет зрителей сопереживать и участвовать в событиях на экране. Зрителю предлагается два «сюжета» отдыха, что делает сторителлинг двупланным, вариативным. Деление на «бедного» и «богатого» путешественника - создает дополнительные траектории движения. Аудитория проживает «две жизни», учится на чужом эмпирическом опыте и сравнивает. У нее появляется возможность примерить разные «маски», выбрать тот вариант отдыха, который больше подходит.
Отметим все же, что программа делается с упором на шоу, практически исключая познавательную часть, разъяснения особенностей страны пребывания
и прочее. Можно сказать, что создатели шоу сосредоточены на создании контента и не уделяют должного внимания тем преимуществам, которые можно получить от реального путешествия. Они повторяют одни и те же действия независимо от местоположения.
Драматургия телепередачи «Орел и решка» выражена непосредственно в замысле программы: все движение сюжета - ответ на вопрос: «Что можно увидеть в стране за 100 долларов, а что - с неограниченным бюджетом?». На первый взгляд может показаться, что это утверждение верно, но на самом деле основная мысль программы заключается в том, что мир прекрасен вне зависимости от того, насколько ты богат. Именно этому подчинен смысл передачи. В «Орле и решке» формат сторителлинга, передающий внешнюю динамику, обогащается «внутренней динамикой» - изменениями физического и эмоционального состояния героя, его размышлениями, сравнительным анализом. Так, в юбилейном сезоне в выпусках «Орла и решки» возникает «вторая» динамическая картина действительности, основанная на сравнении состояний городов ранее и в текущий момент: погода, ценообразование, качество еды, инфраструктура и т.п.
Итак, мы пришли к выводам, что сторителлинг- эффективный приём современной журналистики, позволяющий передать информацию более увлекательным и запоминающимся способом. Использование элементов повествования и сюжетной структуры помогает привлечь внимание аудитории, создать эмоциональную связь и повысить эффективность коммуникации. Данный феномен имеет ряд своих особенностей, которые мы подтвердили на примере нашего эмпирического объекта: детализация сюжета, демонстрация внешних (наблюдаемых) и внутренних (озвученных) метаморфоз автора полезных для аудитории с точки зрения опыта, детали (цена и реальность купюры), поддерживающие идею изменений (вплоть до нуля), погружение читателя эмоционально и логически в имитацию путешествия, угадывание «ожидаемых» реакций и их демонстрация в конкретный момент истории (закономерно и неожиданно).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бута Е. Орел и решка. Вокруг света за пару дней: «ТД «Алгоритм», Москва, 2019. С. 5;
2. Варламова Д. Что такое нарратив или как пятна и микробы превратились в инферно // Теории и практики. 2020. 9 сент
Nazarova A.V.
Ulyanovsk State Technical University (Ulyanovsk, Russia)
STORYTELLING AS RECEPTION MODERN JOURNALISM
Abstract: this article examines the role of storytelling as one of the most effective techniques of modern journalism.
Keywords: storytelling, journalism, history, plot, characters.