УДК 070
С. И. Симакова
Челябинский государственный университет, Челябинск
А. П. Енбаева
Челябинский государственный университет, Челябинск СТОРИТЕЛЛИНГ КАК ПРИЕМ ЖУРНАЛИСТСКОЙ РАБОТЫ
Сформулировав цель исследования - акцентировать внимание на нарративной составляющей сторителлинга в современных массмедиа, авторы последовательно идут к ее решению: производится систематизация основных интерпретаций понятия «сторителлинг»; представлен обзор его феноменологических характеристик и сфер применения; выделены характеристики журналистского сторителлинга; показано, что «сказовой» природой журналистского текста является филологическая категория нарратива; на примере анализа материалов сайта «AIF. ru» продемонстрировано использование данного инструмента для организации журналистского контента. В данной статье авторы уделяют внимание анализу традиционных историй -историй, аккумулирующих интерес читателя в основном за счет текста. В заключении делаются выводы по основной концепции работы, показаны дальнейшие перспективы исследования. Практическая значимость исследования предполагает возможность использования его положений и выводов в учебной, научной деятельности студентов и аспирантов медианаправлений. Наблюдения, сделанные в процессе анализа эмпирического материала, могут быть учтены специалистами-практиками различных направлений.
Ключевые слова: сторителлинг, нарратив, медийная история, журналистский сторителлинг.
Введение
Умение рассказывать истории берет начало в глубокой древности - в дописьменную эпоху, когда наука, литература, публицистика, различные виды искусства еще не выделились из мифологического синкретического мышления. Еще в античной литературе главный герой одного из первых произведений, от которого ведет свое происхождение вся европейская художественная словесность, - гомеровской «Одиссеи» - предстает перед читателями не только в ипостаси воина, мореплавателя, отца, мужа и царя, но, прежде всего, в роли сказителя, создающего миф о своих странствиях и тем самым обеспечивающего себе бессмертие в человеческой памяти. Одиссея можно считать первым «журналистом», доносящим до массовой аудитории информацию о далеких от нее пространствах и событиях. Способность раскрыть образ окружающего мира не с помощью сухих фактов и цифр, а посредством увлекательного повествования и захватывающей фабулы - это свойство не только художественной литературы, но и журналистики, оказавшееся крайне востребованным и актуальным в действительности.
Сегодня умение рассказывать истории, именуемое в профессиональной среде «стори-теллингом» (от англ. story - история, to tell - рассказывать), является ценным профессиональным качеством в разных сферах жизнедеятельности и культуры (в литературе, кинематографе, индустрии видеоигр, педагогике, рекламе и PR), в том числе в журналистике и публицистике.
Считается, что научное осмысление данного термина началось в середине девяностых годов прошлого века. К числу наиболее распространенных работ относятся труды следующих авторов: А. Д. Кривоносова, О. Г. Филатовой, М. А. Шишкиной [4], Г. Г. Почепцова [12], Т. Ю. Лебедевой [14], С. Малиновской [9]. Достаточно много о сторителлинге как PR-технологии пишет К. В. Киуру [см., например, 5, 6]. Среди современных фундаментальных работ мы отмечаем учебник для вузов «Мультимедийная журналистика» под общей редакцией А. Г. Качкаевой и С. А. Шомовой [10], коллективную монографию «Эстетика журналистики» под редакцией М. А. Бережной [16], словарь-справочник «Медиалингвистика в терминах и понятиях» под редакцией Л. Р. Дускаевой [8]. Однако отметим: нам показалось несколько странным, что авторы словаря-справочника «Медиалингвистика в терминах и понятиях» [8], изданного в конце 2018 года, говорят о сторителлинге лишь в разделе, посвященном медиатексту и связям с общественностью, абсолютно игнорируя этот феномен в других направлениях массовой коммуникации. Е. В. Быкова отмечает,
что термин «сторителлинг» «вошел в лексикон медиадеятелей с целью обособить проф. PR-продукцию от истории как жанра обиходно-бытового общения» [8. С. 346]. Соглашаясь с автором о роли сторителлинга в PR-тексте, мы не можем не возразить по поводу узкого использования термина - в 2018 году необходимо уже расширить это понятие и говорить о его роли не только в PR, но и в системе медиакоммуникаций.
Сторителлинг как прием журналистской работы приобретает особую значимость и востребованность в условиях трансформации медиасреды, происходящей в последние два десятилетия и проявляющейся в создании так называемых «новых медиа». Развитие интернет-журналистики под влиянием технологических преобразований дает сторителлингу дополнительные возможности, значительно усиливая степень эмоционального и суггестивного воздействия журналистского материала в контексте приобретения таких новых свойств, как мультимедийность, гипертекстовость и интерактивность. Однако в данной работе мы сосредоточимся на традиционном сторителлинге.
Цель нашей работы - акцентировать внимание на нарративной составляющей сторителлинга в современных массмедиа в условиях кардинальной технической трансформации медиасферы.
Понятие «сторителлинг», обзор его феноменологических характеристик
и сфер бытования
Среди коммуникативных феноменов, ориентированных на привлечение внимания аудитории, одним из наиболее древних является «история» - в значении, синонимичном англоязычному понятию «story» (повествование, сказание, предание, рассказ, сюжет, легенда, сказка и т. п.).
Несмотря на активное использование понятия «сторителлинг», необходимо отметить, что оно до сих пор режет слух, поскольку является откровенным англицизмом, русским аналогом которого можно считать словосочетание «рассказывание историй». Но это словосочетание не очень удобно в качестве термина, что и обусловливает бытование дефиниции «сторителлинг» в профессиональном дискурсе. Об этом пишет и О. В. Тодорова, рассуждая о сторителлинге как инновационном PR-инструменте [15]. Созвучно О. В. Тодоровой и высказывание А. М. Анохина. По мнению ученого, в русский язык термин вошел как «транслитерация нового понятия с частичным переносом значения, вероятно, под влиянием языковой и культурной интеграции». При этом исследователь обращает особое внимание на то, что англоязычный термин storytelling и его русскоязычный аналог не вполне соотносимы, так как «в английском <.. .> языке storytelling не относится к специальной лексике и является общеупотребительным словом» [1. С. 147]. Автор считает, что сторителлинг - это «метод последовательного изложения истории, создающий в итоге эффект вовлеченности, сиюминутности и причастности к описываемому событию у читателя / зрителя. С этой позиции к сторителлингу относится все, что обладает сюжетом (истории из жизни, интересные случаи, сказки и т. д.). Кроме того, этим термином можно обозначить неформальный способ передачи опыта, знания, инсайдерской информации» [1. С. 146]. Главным принципом сторителлинга является уход от информирования к увлекательному повествованию, рассказу.
Учитывая происхождение термина, разумно обратиться к его толкованию в англоязычных исследованиях. Американская национальная сеть сторителлинга определяет данное понятие как «интерактивное искусство использования слов и действий для выявления элементов и образов истории для пробуждения воображения слушателя» [18]. Классик рекламы Жак Сегела отметил, что в XXI веке «публика ожидает увидеть и услышать занимательную историю, которая бы соответствовала идентичности бренда и раскрывала качества продукта или политика» [14]. Необходимо отметить, что в этих определениях прослеживается определенная линия: сторителлинг - инструментарий маркетологов и PR-специалистов.
В рамках нашей статьи мы ставим задачу рассмотреть сторителлинг как инструментарий в сфере медиакоммуникаций, в частности в журналистике.
О. Р. Самарцев считает, что сторителлинг - это особый генеральный жанр или стиль «письма», называемый западными исследователями features writing. В отличие от стиля и жанра «перевернутая пирамида», называемого news writing, он необходим не для изложения-констатации фактов, а для раскрытия драматических событий общественной жизни, оформленных в качестве историй. Журналистский сторителлинг нацелен захватить воображение адресата, высвободить его эмоции, а этого нельзя добиться с помощью «перевернутой пирамиды» [13].
В. С. Варакин отмечает, что «деятельностный подход к определению журналистики позволяет говорить о сторителлинге не просто как о технологии предъявления социального знания (или информации) в тексте. <...> Если сторителлинг - это искусство рассказывания историй, то журналистика - это искусство сторителлинга» [2. С. 93]. Ссылаясь на труды таких исследователей, как М. В. Йоргенсен, Л. Дж. Филлипс [3] и И. Г. Ясавеев [17], автор утверждает, что «с позиции социального конструкционизма, журналистика дискурсивно моделирует социальную действительность, выстраивая нарративы, или, другими словами, рассказывая фактические истории. Журналистский сторителлинг, таким образом, представляет собой инструмент информационного моделирования социальной действительности. Иначе говоря - инструмент порождения и репрезентации ее смыслов» [2. С. 94].
По нашему мнению, журналистский сторителлинг - это всегда творчество, требующее от журналиста художественного чутья, обладания навыками выстраивания сюжета (так как истории в обязательном порядке должны обладать сюжетом, знание основ сюжетосложения обязательно), умения выдерживать соответствующий стиль речи. Сторителлинг в журналистике призван оформлять в виде историй драматические события общественной жизни, он будоражит и захватывает воображение адресата, «высвобождает» его эмоции [2]. Медийная история, подготовленная с опорой на методы сторителлинга, предполагает полное погружение в текст, напряженное ожидание концовки, разрешения ситуации, в которой оказались герои или герой повествования. Следовательно, с одной стороны, в сторителлинговой коммуникации оказывается изложение материала сквозь призму личностного, авторского восприятия, с другой -эмоциональная реакция адресата (читателя / слушателя / зрителя).
Филологическая категория нарратива - фундамент «сказовой» природы
журналистского текста
Несмотря на очевидный сегодня дефицит внимания со стороны аудитории, качественный нарратив, построенный в соответствии с законами сторителлинга, имеет огромный потенциал для привлечения внимания адресата. Захватывающие повествования, увлекательные рассказы, вдохновляющие нарративы были востребованы во все времена. Апеллируя к знаниям и любопытству аудитории, с одной стороны, и необходимости реализации авторского творческого потенциала, с другой, именно истории издревле выступали в качестве инструмента осознания, осмысления, структурирования реальности в целом и «пакетирования» личного опыта в частности. Мифология, сквозь призму которой объяснялся окружающий мир и осуществлялась передача традиций новым поколениям, активно использовала повествовательные схемы (в форме сказок, притч, легенд) «путем выстраивания увлекательной "истории", которая не только развлекала, но и ритуализировала повседневность, давая возможность каждому человеку увидеть свой смысл жизни. Этот процесс также можно обозначить как "сказительство": в широком смысле - передача информации посредством искусного устного рассказа» [11. С. 122]
Истории сопровождали человечество на протяжении всего развития цивилизации. Свидетельство этому - мировая классическая литература и беллетристика, религия, фольклор и т. п. История способна «зацепить» внимание, вовлечь слушателя или читателя в повествование, воссоздать более рельефный и реальный мир, чем окружающая действительность.
Очень убедительно о категории нарратива говорят авторы монографии «Эстетика журналистики». Отмечается, что «с середины XIX века в Европе и США началось системное изучение повествовательных текстов, которое стало первым этапом становления нарратологии. <.> М. М. Бахтин ввел в литературную критику эстетический принцип психотизации нарратива» [16. С. 85; С. 87]. В 1960-1970 годы начался второй этап развития нарратологии - «классической нарратологии». Термин «нарратология» впервые ввел в научный обиход Ц. Тодоров. По его мнению, «нарратология» - это «наука о рассказе» [19. С. 53]. Ж. Ф. Лиотару принадлежит термин «нарративное знание» - чувственное знание, которое формируется в процессе рассказывания [7]. Авторы монографии [16] довольно подробно говорят об истории развития нарративов, отмечено, что «признание универсальности нарративов, т. е. существования их не только в языковых формах, но и в различных медиа - в визуальных искусствах, кинематографе и музыке - привело к развитию "трансмедиальной нарратологии"» [16. С. 89]. Девяностые годы прошлого века - третий этап в развитии этого научного знания - этап «постклассической нарратологии».
Ее отличительными чертами являются: когнитивный подход к любым текстам; универсальный способ освоения и передачи опыта, свойственный человеку. Важно, что «способы передачи-приема знания в виде "истории" могут быть разножанровыми: от живого бытового рассказа до статьи в журнале, поста в социальной сети или документального фильма, показанного по телевидению, - главным остается постижение ее смысла адресатом» [16. С. 90]. В контексте темы нашей статьи подчеркнем, что «нарративный журналистский текст имеет сугубо личностное -авторское - наполнение» [2. С. 93].
Сторителлинг: практика репрезентации на сайте «АиФ»
Для иллюстрации возможностей использования журналистского контента мы обратились к изданию «Аргументы и факты» («АиФ»). С момента своего рождения (23.01.1978) газета предложила читателям уникальный контент - массу статистики, событийной аналитики и прочей информации, которую в официальной прессе обнаружить было практически невозможно. «АиФ» продолжает сохранять лучшие традиции, реализуя в своих материалах интересные, новаторские решения. Умение рассказывать истории всегда было сильной стороной издания. Удивительные истории о людях и судьбах - одна из составляющих эффективного позиционирования массмедиа. Как и сорок лет назад, сегодня «АиФ» публикует различные story. Проанализируем контент сайта «AIF.ru». Замечено, что сторителлинговый материал представлен как в традиционном, так и в мультимедийном форматах, однако в рамках данной статьи поговорим о традиционных историях.
Традиционные истории встречаются здесь в самых разных разделах. Так, часты материалы подобного формата в разделе «Культура», например «Турецко-украинский роман. История любви Ани Лорак и ее мужа» (http://www.aif.ru/culture/person/turecko-ukrainskiy_roman_istoriya_lyubvi_ ani_lorak_i_ee_muzha) - о знакомстве и превратностях отношений украинской певицы и её супруга; «Драма «тёти Вали». Телеведущая была любима народом, но не своей семьей» (http://www.aif. ru/culture/person/drama_tyoti_vali_televedushchaya_byla_lyubima_narodom_no_ne_svoey_semey) - о том, какой была жизнь и её закат у любимой миллионами советских детишек Валентины Леонтьевой; «"Он часто увлекался - я плакала...". Женская доля Любови Соколовой» (http:// www.aif.ru/culture/person/on_chasto_uvlekalsya_ya_plakala_zhenskaya_dolya_lyubovi_sokolovoy) -о непростой судьбе известной актрисы Любови Сергеевны Соколовой.
Пожалуй, еще чаще журналистские произведения интересующего нас формата встречаются в разделе «Общество», особенно в подразделах, связанных и историческими событиями. Например, в цикле «Всемирная история с Андреем Сидорчиком» «AIF.ru» раскрывает «секреты великих событий» и «тайны великих людей» вместе с репортером, имеющим историческое образование. Здесь можно встретить историю любви Александра Колчака и Анны Тимиревой («Правда об адмирале. История Александра Колчака и Анны Тимиревой») (http://www.aif.ru/ society/history/pravda_ob_admirale_istoriya_aleksandra_kolchaka_i_anny_timirevoy); рассказ о трагической гибели братьев Салливан, изменившей правила прохождения службы в США («Трагедия братьев Салливан. Настоящая история "спасения рядового Райана"») (http://www.aif. ru/society/history/tragediya_bratev_sallivan_nastoyashchaya_istoriya_spaseniya_ryadovogo_rayana); повествование о крупнейшей в железнодорожной истории США катастрофе, унесшей в 1918-ом году жизни более ста человек («"Великое крушение". История крупнейшей железнодорожной катастрофы в США») (http://www.aif.ru/society/history/velikoe_krushenie_istoriya_krupneyshey_ zheleznodorozhnoy_katastrofy_v_ssha) и т. д.
Андрей Сидорчик находит интересные, с точки зрения журналистики, события, рассказывает об очень известном и почти неизвестном широкому кругу читателей, дает ответы на массу исторических «как?», «почему?» и «зачем?». Уникальность его сторителлингового подхода, с нашей точки зрения, в том, что самую «раскрученную» и вроде бы «затертую» историю он умеет показать с неожиданной стороны. Казалось бы, что нового может рассказать автор о любви Колчака и Тимиревой после фильма «АдмиралЪ»? Оказывается, не так уж и мало. В его интерпретации это не только история любви, но и предательства по отношению к жене Колчака, к мужу и сыну Анны Тимиревой, по сути, сломавшая судьбы последних. Здесь очевиден авторский взгляд, четко выраженная авторская позиция, переворачивающая представление о красивой сказочной любви. С неожиданных сторон предлагает Сидорчик взглянуть на Генри Форда («Орденоносец Третьего Рейха. Темная сторона Генри Форда») (http://www.aif.ru/society/history/ordenonosec_tretego_reyha_
temnaya_storona_genri_forda) и Оскара Шиндлера («Праведник, служивший Третьему Рейху. Кем на самом деле был Оскар Шиндлер?») (http://www.aif.ru/society/history/pravednik_sluzhivshiy_ tretemu_reyhu_kem_na_samom_dele_byl_oskar_shindler). В частности, Шиндлер, показанный как герой в фильме Стивена Спилберга «Список Шиндлера», в журналистской публикации выглядит далеко не столь однозначно. Задаваясь вопросом - «кем на самом деле был Оскар Шиндлер: благородным спасителем или циничным дельцом, извлекавшим выгоду из бедственного положения людей?» - Сидорчик не дает на него ответа, приводя все известные аргументы «за» и «против» обеих позиций. Помимо материалов Андрея Сидорчика, на счету которого их сотни, на сайте активно выходят статьи в сторителлинговом формате на самые разные темы за авторством других журналистов. Это истории путешествий, происшествий, любви, судеб и прочее. Мы привели лишь несколько примеров. Как уже было отмечено, разделы и подразделы могут быть разными, а вот сторителлинг остается «величиной постоянной», то есть сторителлинг является привычной практикой для журналистов «Аргументов и фактов». Более того, можно сказать, что они часто используют данный прием. Убедиться в этом можно, просмотрев даты приведенных нами публикаций в формате рассказывания историй. Их частотность действительно высока.
Кроме того, стоит отметить, что, помимо полноценных сторителлинговых медиапроизведений, в «АиФ» активно используются истории, инкорпорированные в качестве фрагментов в большие, серьезные журналистские материалы. Например, аналитическая публикация «Умножение размножения. Как сберечь население России?» (http://www.aif.ru/politics/russia/umnozhenie_ razmnozheniya) (из раздела «Политика») включает в себя историю жизни многодетной семьи Чановых, позволяющую посмотреть на проблемы демографии сквозь призму человеческой судьбы с её кнутом и пряником, обозначить оптимистическое видение темы, несмотря на неумолимую статистику, наконец, разбавить факты и цифры и поддержать интерес читателя к материалу, содержащему многобуквенный текст.
Традиционные истории, публикующиеся на сайте, аккумулируют интерес читателя в основном за счет текста. Мультимедийная составляющая представлена здесь по минимуму. В основном - это фотографии, рисунки (если речь идет об исторических событиях), видео (прежде всего трейлеры фильмов, о которых идет речь). И число их в публикациях, как правило, невелико, мультимедиафрагменты не имеют определяющего значения для восприятия материала.
Такие истории интересны хотя бы потому, что делают несостоятельными заявления о скорой и неизбежной смерти длиннотекстовой журналистики.
Сайтзнаменитогоотечественногообщественно-политическогоиздания«АШ.т»демонстрирует наличие богатых традиций сторителлинга, появившихся в арсенале редакции задолго до всех технических новшеств, которые изменили современную медиасферу. Проанализировав контент сайта, мы обнаружили множество материалов сторителлингового характера, в которых мультимедийность не является определяющей для их восприятия. Они встречаются в различных разделах сайта.
Выводы
Современная журналистика и медиасфера в целом становятся средством понимания обществом самого себя. Сторителлинг прежде всего успешно развивается в области пограничной между журналистикой и публицистикой, перенимая одновременно черты художественной литературы и массмедийных текстов. При этом журналистский сторителлинг - это и творчество, и в то же время технология, обладающая своим набором правил и приемов, а также обязательных свойств, к числу которых относится необходимость наличия персонажа, сюжета, динамики, эмоционального воздействия на потребителя, пространственно-временной конкретики, катарсичности, соединения общего и частного, типического и индивидуального. Сторителлинг отвечает запросам современного медиапотребителя, давно уставшего от обилия обезличенных фактов и цифр, требующего персонификации и индивидуализации информации.
Список литературы:
1. Анюхина, А. М. Феномен мультимедийного лонгрида и digital storytelling в сетевых медиа [Текст] / А. М. Анюхина // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 2 (24). -С.146-150.
2. Варакин, В. С. Сторителлинг как инструмент информационного моделирования социальной действительности [Текст] / В. С. Варакин // Социальная миссия журналистики: реалии и прогнозы: мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. / сост., отв. ред. О. В. Третьякова. -Архангельск, 2014. - С. 92- 99.
3. Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ: теория и метод [Текст] / М. В. Йоргенсен, Л. Дж. Филлипс; пер. с англ. и науч. ред. А. А. Киселевой. - 2-е изд., испр. - Харьков: Гуманитарный центр, 2008. - 352 с.
4. Кривоносов А. Д. Основы теории связей с общественностью [Текст] : учебник / А. Д. Кривоносов, О. Г. Филатова, М. А. Шишкина. - СПб., 2010 - 384 с.
5. Киуру, К. В. Визуализация образов Testimonial и Celebrity как элемент рекламного сторителлинга [Текст] / К. В. Киуру // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 3 (25). - С. 55-60.
6. Кузовенкова, А. И. Сторителлинг как технология создания медиаконтента [Текст] / А. И. Кузовенкова, К. В. Киуру // Медиасреда: науч. журн. - Челябинск, 2018. - № 2. - C. 169-174.
7. Лиотар Ж. Ф. Состояние постмодерна [Электронный ресурс] / Жан-Франсуа Лиотар; пер. с франц. Н. А. Шматко. - М.: Институт экспериментальной социологии, 1998. - URL: https:// gtmarket.ru/laboratory/basis/3097 (дата обращения: 12.12.2018).
8. Медиалингвистика в терминах и понятиях [Текст]: словарь-справочник / под ред. Л. Р. Дускаевой; редколл.: В. В. Васильева, Ю. М. Коняева, А. А. Малышев, Т. Ю. Редькина. - М.: ФЛИНТА, 2018. - 440 с.
9. Малиновская С. Story telling [Text] / С. Малиновская // Business Education Review. - 2006. -N 2. - С. 50.
10. Мультимедийная журналистика [Текст]: учебник для вузов / А. Г. Качкаева, С. А. Шомова, А. А. Мирошниченко и др.; под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - 413 с.
11. Панюкова, С. А. Научно-популярный сторителлинг на YouTube-канале [Текст] / С. А. Панюкова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2018. - № 1 (27). - С. 122-128.
12. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов - М. : Ваклер; Киев: Рефл-бук, 2001. - 656 с.
13. Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста (очерки теории и практики) [Текст] : учебное пособие для вузов / О. Р. Самарцев; под общ. ред. Я. Н. Засурского. - 4-е изд. - М.: Академический проект, 2017. - 528 с.
14. Сегела Ж. Ностальгия по будущему [Текст] / Ж. Сегела, Т. Лебедева. - М., 2007 - 128 с.
15. Тодорова, О. В. Сторителлинг как инновационный PR-инструмент [Электронный ресурс] / О. В. Тодорова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №4. - URL: https:// science-education.ru/pdf/2014/4/360.pdf (дата обращения 12.12.2018).
16. Эстетика журналистики [Текст] / А. И. Беленький [и др.]; под ред. М. А. Бережной. -СПб.: Алетейя, 2018. - 252 с.
17. Ясавеев И. Г. Социальные проблемы и медиа: конструкционистское прочтение [Текст] / И. Г. Ясавеев. - Саарбрюккен: Lambert Academic Publishing, 2010 - 236 с.
18. National Storytelling Network, What is Storytelling? [Electronic resource]. - URL: https:// storynet.org/what-is-storytelling/ (дата обращения: 12.12.2018).
19. Todorov, Tzvetan. Grammaire du Decameron [Text] / Tzvetan Todorov - Paris: The Hague, Mouton, 1969. - 100 p.
STORYTELLING AS A RECEPTION OF JOURNALISTIC WORK
Simakova S. I., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, simakovi@mail.ru Enbaeva A. P., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, simakovi@mail.ru
Having formulated the purpose of the research - to focus attention on the narrative component of storytelling in modern mass media, the author goes on to solve it. The systematization of the basic
concepts of storytelling is carried out. A review of its phenomenological characteristics and applications is presented. The characteristics of journalistic storytelling are highlighted. It is shown that the "fantastic" nature of the journalistic text is the philological category of narrative. The example of the analysis of materials from the site "AIF.ru" demonstrates the use of this tool for organizing journalistic content. In this article, the author pays attention to the analysis of traditional stories - stories that accumulate the interest of the reader mainly due to the text. In conclusion, conclusions are made on the basic concept of the work, showing the future prospects of the study. The practical significance of the study is the ability to use its position and conclusions in the educational process and in the scientific activities of students and postgraduate students of media direction. Observations made during the analysis of empirical material can be taken into account by practitioners of various fields.
Key words: storytelling, narrative, media history, journalistic storytelling.
References
1. Anyukhina, A. M. (2017) "Fenomen mul'timediynogo longrida i digital storytelling v setevykh media" [=The Phenomenon of Multimedia Longrid and Digital Storytelling in Network Media], in: Znak: problemnoye pole mediaobrazovaniya [=Sign: Problematic Field of Media Education], Chelyabinsk, № 2 (24), pp. 146-150 (In Russ.).
2. Varakin, V. S. (2014) "Storitelling kak instrument informatsionnogo modelirovaniya sotsial'noy deystvitel'nosti" [=Storitelling as a tool for information modeling of social reality], in: Sotsial'naya missiya zhurnalistiki: realii i prognozy: mat-ly mezhvuz. nauch.-prakt. konf., otv. red. O. V. Tret'yakova [=Social mission of journalism: realities and predictions: materials of the intercollege. scientific-practical conf., comp., resp. ed. O. V. Tretyakova], Arkhangel'sk, pp. 92- 99 (In Russ.).
3. Jorgensen, M. V., Phillips L. J. (2008) Diskurs-analiz: teoriya i metod [=Discourse analysis: theory and method], Kharkov: Humanitarian Center, 352 p. (In Russ.).
4. Krivonosov,A. D., Filatova, O. G. and Shishkin, M. A. (2010) Osnovy teorii svyazey s obshchestvennost'yu: uchebnik [=Fundamentals of the Theory of Public Relations: textbook], SPb., 384 p. (In Russ.).
5. Kiuru, K. V. (2017) "Vizualizatsiya obrazov Testimonial i Celebrity kak element reklamnogo storitellinga" [=Visualization of Testimonial and Celebrity images as an element of advertising storytelling], in: Znak: problemnoye pole mediaobrazovaniya [=Sign: The Problem Field of Media Education], Chelyabinsk, № 3 (25), pp. 55-60 (In Russ.).
6. Kuzovenkova, A. I., Kiuru, K. V. (2018) Storitelling kak tekhnologiya sozdaniya mediakontenta [=Storitelling as a technology for creating media content], in: Mediasreda : nauch. Zhurn [=Media environment: scientific. journals], Chelyabinsk, № 2, pp. 169-174 (In Russ.).
7. Liotar Zhan-Fransua (1998) Sostoyaniye postmoderna [=The state of the postmodern], M., Institute of Experimental Sociology, available at: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/3097, accessed 12.12.2018 (in Russ.).
8. Duskayeva, L.R. (2018) Medialingvistika v terminakh i ponyatiyakh: slovar'-spravochnik [=Medialinguistics in terms and concepts: dictionary reference book], M.: FLINT, 440 p. (in Russ.).
9. Malinovskaya, S. (2006) "Story telling", in: Business Education Review, N 2, p. 50 (in Russ.).
10. Kachkaeva, A. G., Shomova, S. A., Miroshnichenko, A. A. and others (2017) Mul 'timediynaya zhurnalistika: uchebnik dlya vuzov [=Multimedia journalism: a textbook for universities], M.: Izd. House of the Higher School of Economics, 413 p. (in Russ.).
11. Panyukova, S. A. (2018) "Nauchno-populyarnyy storitelling na youtube-kanale" [=The popular science storytelling on the youtube channel], in: Znak: problemnoye pole mediaobrazovaniya [=Sign: The Problem Field of Media Education], Chelyabinsk, № 1 (27), pp. 122-128 (In Russ.).
12. Pocheptsov, G. G. (2001) Teoriya kommunikatsii [=Theory of communication], M.: Vakler; Kiev: Refl-beech, 656 p. (In Russ.).
13. Samartsev, O. R. (2017) Tvorcheskaya deyatel'nost' zhurnalista (ocherki teorii i praktiki) [=Creative activity of a journalist (essays of theory and practice)], 4th ed., M.: Academic project, 528 p. (In Russ.).
14. Seguela, J. and Lebedeva, T. (2007) Nostal'giyapo budushchemu [=Nostalgia for the Future], Moscow, 128 p. (In Russ.).
15. Todorova, O. V. (2014) "Storitelling kak innovatsionnyy PR-instrument" [=Storytelling as an innovative PR tool], in: Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [=Modern problems of science and education], № 4, available at: https://science-education.ru/pdf/2014/4/360.pdf, accessed 12.12.2018 (in Russ.).
16. Belen'kiy, A. I. and others (2018) Estetika zhurnalistiki [=Aesthetics of journalism], SPb.: Aletheia, 252 p. (in Russ.).
17. Yasaveev, I. G. (2010) Sotsial'nyyeproblemy i media: konstruktsionistskoyeprochteniye [=Social problems and media: constructionist interpretation], Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 236 p. (in Russ.).
18. "What is Storytelling?", in: National Storytelling Network, available at: https://storynet.org/ what-is-storytelling/, accessed 12.12.2018 (in Russ.).
19. Todorov, Tzvetan. (1969) Grammaire du Decameron, Paris: The Hague, Mouton, 100 p. (in French).
Симакова Светлана Ивановна - кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет.
simakovi@mail.ru
Енбаева Алена Павловна - магистрант кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет.
simakovi@mail.ru