♦ ♦ ♦
СТОЛКНОВЕНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВ ОБЪЕДИНЁННОЙ ЕВРОПЫ И ТУРЦИИ: ПОСТМОДЕРНОЕ ПРОЧТЕНИЕ1 СКВОЗЬ ПРИЗМУ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ
Светлана Князева, доцент факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения РГГУ
Аннотация. В статье анализируются условия и факторы взаимодействия Европы, в особенности стран ЕС, и Турецкой Республики в контексте воспроизводства имперской идеи в Турции. Предпринимается попытка исследования реализации ее геополитических интересов в Средиземном море, прежде всего, в зоне Восточного Средиземноморья, а также на Южном Кавказе и Центральной Азии. Все эти регионы сегодня — важнейший центр пересечения геополитических интересов ряда государств и международных организаций.
Автор ставит цель исследовать роль неоосманизма в определении стратегии внешней политики Турции в последние годы. Также анализируется тенденция к усилению неоосманизма в мифологии Величия, официальном дискурсе и политическом действии, с учетом того, что все эти факторы повлияли на провозглашение Эрдоганом внешнеполитической программы «В Век Турции».
Автор исследует конкретные внешнеполитические акции Турции, особенно в Средиземноморье и на Южном Кавказе. Важным направлением исследования стала реакция европейских стран на посреднические усилия Р.Т. Эрдогана в указанных регионах. Особое место уделяется 100-летнему юбилею Турецкой Республики, всенародное празднование которого и дальнейший политический курс выявили признаки возрождения имперских традиций в стране, продемонстрировали стремление занять место не только регионального, но и глобального игрока.
И, наконец, заметное место в исследовании заняло постмодерное прочтение важнейших ми-рополитических процессов, развернувшихся в XXI в., в условиях утверждения постмодернистской парадигмы. Такой ракурс позволяет выявить роль, которую играет постмодерн в усилении кризиса либеральной демократии в странах Европы.
Ключевые слова: Постмодерн; Европейский союз; Век Турции; Средиземноморье; Восточное Средиземноморье; НАТО; имперская идея; Р.Т. Эрдоган; 100-летие Турецкой Республики; неоо-сманизм; Osmanh; мифология Величия; восходящая держава.
1 «Постмодерное прочтение» — термин Дж. дер Дериана: это название труда академика Сиднейского университета
(«Постмодерное прочтение мировой политики», 1989). Сегодня Дж. Дер Дериан — один из ведущих экспертов глобальной международной безопасности (наряду с Л. Хансен и К. Краузе, сторонниками секьюритизации Копенгагенской школы). По мысли Дж. Дер Дериана, исследования международных отношений в условиях постмодерна ставят
во главу угла анализ того, как субъект международных отношений — одновременно как объект-представление и реально действующий объект — реализует себя в дискурсе и конкретных действиях в мировой политике, вследствие чего «реальная политика сливается с имитацией (симуляцией)» — Der Derian J., Shapiro M. J. International/intertextual Relations. — New York: Lexington books, 1989. P. IX-X.
Keywords: Postmodernism; European Union; Century of Turkey; Mediterranean; Eastern Mediterranean; NATO; imperial idea; R.T. Erdogan; 100th anniversary of the Turkish Republic; neo-Ottomanism; Osmanli; mythology of Greatness; rising power.
К концу первой четверти XXI в. мировую политику отличает полицентричность, которая проявляется в моделях взаимодействия глобальных игроков - ЕС, США, Китая, РФ, Индии. В условиях утверждения постмодернистской парадигмы мирового порядка важно учитывать нарастающее аксиологическое и военно-технологическое противостояние западной - евро-атлантической - цивилизации и Глобального Юга.
Однако и во взаимодействии глобальных центров силы в последнее время наметилось определенное смещение акцентов, в том числе в контексте усилившейся в последние годы тенденции изоляционизма в США, особенно в силу предстоящих в ноябре 2024 г. президентских выборов1, о чем свидетельствуют последние заявления американского политикума2. Но тенденция к снижению интереса значительной части политикума США к европейской политике, военному сотрудничеству и сотрудничеству в сфере безопасности, особенно в рамках НАТО, создает ситуацию стратегической неопределенности.
С учетом растущей военно-политической нестабильности в мире, о чем свидетельствуют рост числа локальных конфликтов и размораживание конфликтов по периметру Европы, в европейской политике нельзя не учитывать и увеличившуюся роль ее ближайшего соседа и такого уже на данный момент крупного регионального игрока, как Турция. Политическое руководство этой страны четко обозначило свои геополитические интересы. Отдельные декларации Р.Т. Эрдогана с момента его переизбрания в конце мая 2023 г. на пост президента отличались жесткостью в отношении внутриполитических конкурентов и некоторых европейских и американских партнеров, квалифицируя их как пособников терроризма3, а в ряде случаев не вполне согласовывались с общепринятыми нормами дипломатии. Но его конкретные политические акции носили гораздо более сдержанный характер и скорее представляли собой рационально обусловленные действия государства-посредника.
В XXI в. постмодернистская парадигма заняла важные позиции в мирополитических конструктах и оказывает столь серьезное влияние на политику всех крупных государств мира и их лидеров, что без исследования ее влияния на взаимодействие глобальных центров силы и на неизбежное на данном этапе столкновение геополитических интересов в рамках зон ответственности крупных акторов не представляется возможным. Между тем данная проблема практически не нашла отражения в научных и экспертных исследованиях в России и, пожалуй, также за ее пределами.
1 Эти тенденции уже стали предметом серьезного анализа в зарубежной экспертной литературе; в той или иной форме они нашли отражение и у российских экспертов.
2 В последние недели об этом свидетельствуют осторожные, точнее, обтекаемые заявления министра обороны США Л. Остина, в частности, на заседании контактной группы Рамштайн (март 2024 г.). - В Германии на базе «Рамштайн» началась 20-я встреча по вопросам обороны Украины. - URL: https://t.me/bbcrussian/62347 (дата обращения 19.03.2024).
3 Cumhurba§kani Erdogan: Kiligdaroglu kazanirsa teröristler Londra tefecileri Amerikali ¡jirketler kazanacak. 25/05/2023. -URL: https://www.yenisafak.com/video-galeri/gundem/cumhurbaskani-erdogan-kilicdaroglu-kazanirsa-teroristler-londra-tefecileri-amerikali-sirketler-kazanacak-4533633 (date of access 28.02.2024).
Мир постмодерна XXI века
В связи с этим важно обратить внимание на следующие базовые факторы постмодерна.
Мир постмодерна как парадигмы развития, философского, социокультурного, этического мировосприятия, а также соответствующего стиля жизни на новом витке большого цикла мирового порядка1 является вероятностным, слабо предсказуемым. Постмодернистская парадигма и новая нормальность в политике - new normal XXI в. на рубеже двух тысячелетий изменила представления о больших циклах развития XIX - ХХ столетий2. Как писал российский эксперт Я.И. Гилин-ский, мир постмодерна, «постклассический» мир - это «мир неопределенности»3, и «уже очевидны его особенности, влияющие на все социальные процессы»4.
В исследовании действий конкретных политиков важно сместить акцент с «интерпретаций, претендующих на абсолютную объективную истину» на те интерпретации, в основе которых «претензии на утверждение чьих-либо привилегий, политической власти и т. д.»5. За кадром остались характерные для ХХ столетия возможности подходов к таким явлениям, как биполярный мир, полярные идеологии (вообще идеологии в их прочтении ХХ в.), традиционные интерпретации имперства. В условиях сдвига парадигм развития приходится уточнять принципы экспертного анализа: компас не функционирует в несовместимых с ним пространствах.
В картине мира постмодерна, на наш взгляд, очевидным трендом становится не идеологическое, а аксиологическое измерение. Происходит столкновение ценностных систем - базовых представлений, стереотипов в ядре идентичности государственных систем6.
Известный российский ученый, академик А.В. Торкунов отмечал, что «постмодернистский агностицизм», высокая степень релятивизма, но одновременно прагматизма в мировой политике и дипломатии способствовали тому, что «базовые нормы международного права (суверенитет, невмешательство во внутренние дела других государств и пр.) стали применяться в зависимости от текущих политических потребностей и конкретных ситуаций»7. В экспертных оценках необходимо использование фактчекинга, нацеленного на анализ разнонаправленных процессов и вероятностных сценариев их развития, глубинной подоплеки того или иного тренда, с учетом новой нормальности, в которой сталкиваются глобальные игроки.
В картине мира постмодерна, в отличие от модернистской парадигмы, не просматривается перспектива прогресса, по крайней мере посредством привлекательного образа будущего - вера в светлое будущее народа часто замещается созданием образа его великого прошлого. В эпоху постправды и троллинга создаются новые рычаги воздействия на массовое сознание - фактоиды, фейки, deep fake технологии, т.е. симулякры как копии несуществующего, модели альтернативного представления о понятиях и вещах, подобных настоящим в эпоху тотальной симуляции8. Так
1 Подробнее Далио Р. Принципы изменения мирового порядка. С. 27 - 30.
2 О больших циклах см.: Далио Р. Принципы изменения мирового порядка. Почему одни нации побеждают, а другие терпят поражение. Пер. с англ. Д. Миронова. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2023.
3 Гилинский Я.И. Девиантология постмодерна // Российский девиантологический журнал, 2022, 2(1), 10-16. PDF. С. 11-12. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/deviantologiya-postmoderna/pdf (дата обращения 12.03.2024).
4 Там же.
5 Postmodern. - Collins dictionary. URL: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/postmodern (date of access 24.03.2024).
6 Отсюда поиски новых репертуаров смыслов в действиях новых популистов: нажимая на травматические узлы исторической памяти населения, они предлагают искусственно конструируемую шкалу так называемых традиционных ценностей, моделируя новые мифы и формируя новые виды социально-политической идентичности.
7Торкунов А.В. От постмодернизма к неомодернизму, или Воспоминания о будущем. Аналитика и комментарии. РСМД: - URL: https ://russiancouncil. ru/analytics-and-comments/analytics/ot-postmodernizma-k-neomodernizmu-ili-vospominaniya-o-budushch/?sphrase_id=2602392 (дата обращения 06.03.2024).
8 Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. Пер. О.А. Печенкина. - Тула, 2013. С. 4, 6 и др.; Иванова АД. О понятий-
симулякры как порожденные в сознании интерпретации стереотипов этнокультурной идентичности, а также эго-идентичности1 человека уничтожают идентичность, конструируя ее имитации. Так создаются новые мифы, сопровождаемые белым шумом, с использованием различных форм воздействия на население. Так авторитарные режимы приобретают формы имитационных, важнейшим средством которых являются имитации демократии и взаимодействия элит с населением.
Современный мировой порядок характеризуется развертыванием аксиологического конфликта на глобальном уровне, с возникающими или размороженными горячими точками, с «эклектизмом и двойными стандартами в политическом действии»2. Этот конфликт характеризуется применением технологий неклассической войны 3.0 через каналы жесткой, мягкой, особенно умной силы, включая СМИ, информационные и кибер-войны - любой региональный конфликт формирует разнонаправленные и опасные своей непредсказуемостью ситуации. Профессор Дж. Дер Дериан подчеркивает, что «система международных отношений пришла в движение, казавшиеся незыблемыми истины потеряли свою убедительность, а проверенные временем подходы и методы перестали работать»3.
Игра представлений политиков, т.е. (как подчеркивалось выше) одновременно их реальное действие в мировой политике, создает миропорядок более многослойный и разнонаправленный, а возможности постмодернистской дипломатии ограничены по сравнению с дипломатией холодной войны ХХ в.4. Отказ от так называемой классической дипломатии провоцирует использование де-виантной культуры силы в дискурсе, стиле поведения, воспитания и образования современного человека, буллинг и сталкинг5.
Логика new normal заставляет уточнять оценку сеансов игры глобальных акторов, образно говоря, за карточным столом, в игре в покер. Участие главных действующих лиц в европейской и мировой политике необходимо исследовать с учетом реально сложившейся ситуации, но - в особенности - представлений, которыми руководствуется тот или иной политик. Постмодернистская парадигма не всегда позволяет оценивать геополитические конфликты с позиций Realpolitik, поэтому их стоит исследовать исходя из ценностных предпочтений акторов6.
Я.И. Гилинский обращает внимание на беспрецедентное развитие «технологической революции времен постмодерна», который «порождает невиданные ранее технические новеллы»: нейросеть, «цифровой мир, искусственный интеллект, возможность тотального контроля над
ном аппарате современной имагологии. - Вестник Вятского Государственного Университета, 2016, С. 74,76.
1 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1996. С. 5, 23-24.
2 Торкунов А.В. От постмодернизма к неомодернизму, или Воспоминания о будущем. Аналитика и комментарии. РСМД: URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ot-postmodernizma-k-neomodernizmu-ili-vospominaniya-o-budushch/?sphrase_id=2602392 (дата обращения 09.12.2023).
3 Der Derian J. 1993. The value of security: Hobbes, Marx, Nietzsche, and Baudrillard. In Campbell D., Dillon M. (eds.). The political subject of violence. Manchester, Manchester University Press, pp. 94-113. — Цит. по: Юдин Н.В. Связка «Безопасность - развитие»: опыт постмодернистского анализа». // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 25: Международные отношения и мировая политика. 2017. No 3, С. 9. PDF: URL: https://cyberleninka.ru/article/n7svyazka-bezopasnost-razvitie-opyt-postmodernistskogo-analiza/pdf (дата обращения 30.02.2024).
4 О возможностях дипломатии по преодолению горячих точек холодной войны во второй половине ХХ в. см. : Громыко Ал.А. Геополитизация Евросоюза в свете перераспределения бремени безопасности в Евро-Атлантике. // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения», 202. № 4, С. 10-24; Князева С.Е. Per aspera ad astra: тернистый путь Итальянской компартии к власти в «блокированной демократии» Первой республики. - Там же, С. 112-127. О дипломатических успехах Католической церкви в середине ХХ в. см.: Язькова В.Е. «Позитивный нейтралитет» Ватикана: от истоков к оформлению концепции // Современная Европа. 2022. No 7. С. 164 - 176.
5 Антидипломатия: Шпионы, террор, скорость, и война» (1992).
6 Валлерстайн И. После либерализма. - М.: URSS, 2018. С. 103-105.
людьми»1. Атомизация человека в социуме и уход в миры виртуальные, предлагаемые Всемирной сетью, особенно социальные сети, влечет за собой «виртуализацию бытия»2 и секуляризацию человека от общества. Эксперты также отмечают, что достижения современных технологий Web 3.0, начиная с гаджетов и кончая искусственным интеллектом, расширяют возможности беспрецедентного контроля, надзора и слежения за фрагментированным обществом - это вызвало у Дж. Дер Дериана серьезную озабоченность, поскольку влечет за собой нарушение фундаментального права современного человека на свободу, обеспечиваемую международным правом и европейскими правоустанавливающими документами.
Глобализм как комплекс далеко зашедших процессов глобализации вполне совместим с постмодерном, о чем свидетельствует деятельность глобальных IT компаний, иных групп влияния, использующих возможности цифровой эпохи и прогнозирующих возможности социокультурных рисков, но использующих при этом личные персональные данные населения, прежде всего, Big data.
Важно учитывать и такой конструкт постмодерна, как идеализация успешности, ставка исключительно на достижение успеха как главного вектора целеполагания. Важнейшим маркером успеха становится не просто материальный достаток (создаваемый не обязательно регулярными трудовыми достижениями), а приобщение к миру глобальных бизнес-элит, финансово-экономических, политических, технократических, с помощью агрессивной политики и крайних форм прагматизма. Сегодня меритократия и «общество заслуг» базируются на оценках человека по шкале, выявляющей уровень его соответствия созданным a priori стандартам, блокируют реальные социальные лифты через каналы отсева не соответствующих стереотипам в тестировании заслуг4.
Аксиологическое измерение Западной Европы и кризис европейской
либеральной демократии
Глобализм повлек за собой усиление миграционных волн, захлестнувших евро-атлантический мир, что, в свою очередь, привело к столкновению этнокультурных идентичностей на уровне противостояния «Свой»-«Чужой», перенасыщению ненавистью к всякому Другому на массовом уровне, «травме нравственных ориентиров», аномии и «атрофии этики»5. А в крайнем выражении глобализационные процессы привели к «глобализации терроризма»6.
1 Гилинский Я.И. Девиантология постмодерна. Российский девиантологический журнал, 2022, 2(1), 10 —16. PDF. С. 11-12. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/deviantologiya-postmodema/pdf (дата обращения 21.01.2024); Гилинский, Я.И. Криминология постмодерна (неокриминология). Санкт-Петербург: Алетейя, 2021.
2 Гилинский Я.И. Девиантология постмодерна. Российский девиантологический журнал, 2022, 2(1), 10 —16. PDF. С. 12. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/deviantologiya-postmoderna/pdf (дата обращения 21.02.2024).
3 По этому вопросу в мировой экспертной литературе существует плотная историографическая традиция. См., в частности: Bell D. A. The China Model: Political Meritocracy and the Limits of Democracy. Princeton, N.: Princeyon University Press, 2015. Причем подчеркивается, что исследование, проведенное автором в отношении меритократии в Китае, абсолютно соответствует и реалиям в других странах мира. What exactly is "the Chinese ideal?" A discussion of Daniel A. Bell. The Cina Model: URL: https://www.cambridge.org/core/journals/perspectives-on-politics/article/abs/discussion-of-daniel-a-bells-the-china-model-political-meritocracy-and-the-limits-of-democracy/1D0796F126A2B8078E048570ADE39EF2 (дата обращения 29.02.2024).
4 Мюллер Д. Тирания показателей. - «Альпина Диджитал», 2018. С. 96 -100.
5 Хоружий С.С. О нравственной катастрофе и миссии регистратора. - Вестник Свято-Филаретовского института. Вып. 31. Лето 2019. М.: 2019. - С. 54.
6 Гилинский Я.И. Девиантология постмодерна. Российский девиантологический журнал, 2022, 2(1), 10-16. PDF. С. 11. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/deviantologiya-postmoderna/pdf (дата обращения 21.12.2023).
К концу первой четверти XXI в. анализ ситуации в европейском пространстве должен принимать во внимание феномен нового популизма, все активнее использующего троллинг, симулякры, политику в формате 3.0, парадоксальную дипломатию, мизогинию, культуру силы в дискурсе, стиле поведения, воспитании и образовании современного человека, булинг и сталкинг1. Под этим углом зрения следует исследовать социально-антропологические процессы в странах современной Европы, принимая во внимание состояние на данном этапе фундаментальных прав граждан. Их соблюдение вызывает все большую тревогу.
Внимание, которое традиционно уделяет европейская политико-правовая традиция фундаментальным правам человека, объясняется укоренившейся либеральной традицией в евро-атлантическом пространстве2. Западноевропейские (евро-атлантические) ценности нашли отражение в аксиологическом документе ЕС - Копенгагенских критериях (июнь 1993 г.)3. Они базируются на ст. 6 и 49 Маастрихтского договора, затем Лиссабонского договора, где декларированы уважение к жизни, свободе, достоинству человека, толерантность общества и власти4. В Копенгагенских критериях определены ценности западноевропейской основы гражданской идентичности, основанные на современной либеральной и христианской традиции, на социальном государстве, что возможно в условиях стабильности институтов, гарантирующих права человека, при верховенстве закона, легитимности, сохранении ассистенциального государства (Welfare State) и конкурентоспособной экономики5.
После лавинообразного расширения Евросоюза и вследствие непрекращающихся миграционных штормов с 10-х годов XXI в. произошло «столкновение идентичностей» граждан Западной Европы и населения стран на Востоке Европы, а также из Африки и Ближнего Востока на уровне «Я»-«Другой». Последние, отвергая евро-атлантические ценности, апеллируют к традиционализму, причем не последнюю роль сыграл их исторический опыт травмы6. К тому же, как упоминалось, в картине мира постмодерна отсутствует привлекательный образ будущего - отсюда стремление популистов сконструировать мифы о величии в прошлом. Ностальгические устремления (точнее, опыт травмы) влекут в прошедшие эпохи и политиков, и обычных граждан - этим объясняется уход в Прошлое, в Великолепный век, в золотые столетия истории. Так, в европейской и мировой политике возникает дуэль Величий государств и народов - новые правые популисты разыгрывают новые козырные шестерки, побивая козырного туза.
1 Аверкиева О. Сталкинг: как люди превращаются в параноидальных преследователей. - М., 2018. - 01.02. - Режим доступа: https://futurist.ru/articles/1383-stalking-kak-lyudi-prevrashchayutsya-v-paranoidalynih-presledovateley (дата обращения 15.11.2023).
2 Князева С.Е. Либеральная традиция в евроатлантическом пространстве после Ялтинской конференции. 70 лет Ялтинской конференции стран антигитлеровской коалиции: материалы междунар. науч. конф. (Екатеринбург, 24 дек. 2015 г.) / [отв. ред. Е. В. Лазарева]. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 245 с. С. 27 - 28; Она же. Идея свободы и инструмент «золотой середины» в теории и практике европейских либералов XIX столетия. //. Вестник. РГГУ. 2013. No 13. Ноябрь. С. 181 - 184.
3 Подробнее: Князева С.Е. Проблема вступления в ЕС балканских стран и расширения ЕС в контексте ценностной модели Европейского союза. / Балканы. Юго-Восточная Европа между Востоком и Западом в начале XXI в. - М.: ИНИОН, 2021. С. 178 -179; она же: Электоральная активность новых популистов на восточном фланге Европейского союза (2010-е-начало 2020-Х годов). / Восточная Европа 2014 - 2022 гг.: Политические системы и политические процессы. - М.: ИНИОН, 2023. С. 65 - 66.
4 Копенгагенские (Мадридские) критерии (июнь 1993 г.) [Accession criteria (Copenhagen criteria)]. URL: http://n-europe.eu/glossary/term/ (дата обращения: 16.01.2015); URL: http://www.linguee.ru/английский-русский/перевод/copenhagen+criteria.html (дата обращения: 08.03.2024); Лиссабонский договор. URL: http://eulaw.ru/treaties/lisbon (дата обращения: 19.03.2024); Маастрихт, 7 февраля 1992 г. Разд. VI. Заключительные положения. URL: http://base.garant.ru/2566557/2/#block_6000 (дата обращения: 16.01.2024). И в Маастрихтском, и в Лиссабонском договоре как основополагающих документах Европейского союза приводятся неоднократные ссылки на Устав ООН и другие документы международного и европейского права:
5Хайек Ф. Дорога к рабству. М., 2010. с. 179, 181 - 186.
6 См.: Проф. Сорбонны Б. Гроппо. Как быть с «темным» историческим прошлым // ПОЛИТ.ру 25.02.2005. - URL: https://m.polit.ru/article/2005/02/25/groppo/ (дата обращения 12.03.2024).
В то же время бесконечные волны миграций, прежде всего из мусульманских стран, и процессы интеграции мигрантов в европейских странах, повлекли за собой всплески исламофобии в пространстве Европы, безуспешно пытающейся справиться с этими фобиями1. К тому же уже в первые дни и месяцы после начала Октябрьской войны 2023 г. все более заметными стали проявления антисемитизма: почти каждый день в крупнейших городах Европы проходили многотысячные манифестации в поддержку Палестины, в ходе которых наблюдались жесткие антисемитские лозунги и выступления2, в том числе, в Италии и Великобритании, где это явление прежде не было распространено.
Анализу причин усиления на массовом уровне исламофобии, а в последнее время и антисемитизма способствует взаимная реконструкция с последующей визуализацией образов западноевропейского «Я» и «Другого» (и наоборот). Становится очевидным, что стороны отвергают Иного как «Чужого», а процессы интеграции и социализации мигрантов в Европе затруднены (если осуществимы). Транслируемые сторонами репертуары смыслов многократно усложняются в мире постмодерна. Важным трендом становится эффект «усталости металла» в Единой Европе, во многом обусловленный воздействием постмодернистской парадигмы на институциональные процессы и на самую основу ее ценностной модели, что приводит цивилизационную общность Европы - органическую часть евро-атлантической цивилизации - не просто в состояние высокой турбулентности.
В настоящее время обозначился процесс стратегической двусмысленности, по меньшей мере, стратегической уязвимости, в который втягивается Европа в связи с начинающимся переосмыслением или, как минимум, с уточнением политикумом США их роли лидера мирового порядка. В новых исторических рамках принципы взаимодействия США и Европы, сложившиеся в ХХ в. на качественно иной основе, также нуждаются в переосмыслении. Данная ситуация провоцирует возникновение или размораживание зон нестабильности внутри Единой Европы и по ее периметру и накладывает отпечаток на само существование Европейского союза как единственного реализованного интеграционного проекта.
А между тем согласованная стратегия Евросоюза на данном этапе не просматривается. Здесь сталкиваются амбиции Франции, чей президент позиционирует себя как безусловный лидер Единой Европы и очевидно возрождает идею Grandeur de France, Германии, по-прежнему играющей роль тяжеловеса Европы, но осуществляющей роль лидера несколько осторожнее, а также Италии, претендующей на роль третьей силы в Европе после брекзита Великобритании и оспаривающей достижения Франции в Средиземноморье и на Южном Кавказе. При этом постмодернистская парадигма создает угрозу либеральной демократии как аксиологической модели Европы.
«В Век Турции» - в «Золотой век» неоосманизма
В 2010-е - начале 2020-х годов происходит решительное выдвижение Турции на лидерские позиции в Восточном Средиземноморье и Большом Черноморье (понимаемом как органическая часть Средиземного моря), - страна проявляет себя как крупный геополитический игрок. Но Р.Т. Эрдоган позиционирует себя не просто как региональный актор в Восточном Средиземноморье: президент Турции в течение последнего десятилетия стремится к «перезагрузке» османизма. Одновременно российские эксперты указывают на то, что Турецкая Республика стала «ярким примером авторитарного отката», а ведь «более 25 лет была демократией, хотя и не самой совершен-
1 Подробнее: Язькова В.Е. Католическая церковь перед вызовами современности, С 44 - 45.
2 В отдельные дни и недели октября-декабря 2023 г. вся европейская печать посвящала этим манифестациям целые полосы на первых же страницах практически ежедневно; антисемитские выступления в Европе происходят до сих пор.
ной», поскольку «президент Реджеп Эрдоган, проведя конституционную реформу, стал выстраивать неоавторитарный режим личной власти»1.
Что касается неоосманизма, то, на наш взгляд, можно согласиться с трактовкой такого важнейшего аксиологического постулата этого феномена, как неразрывная «связь исторического наследия Османской империи с текущим внешнеполитическим курсом Турции, официально являющейся ее правопреемницей».2 Исследователь Д. Барчард квалифицировал неоосманизм как «тенденцию к уважительному отношению к османскому наследию в период правления Т. Озала»3. А в правление Н. Эрбакана (1996 - 1997 гг.) этот феномен воспринимался как «внешняя политика, основанная на имперских традициях»4. Именно в таком контексте прослеживаемый очень значительной частью экспертов откат к османской традиции Турции можно квалифицировать новый османизм в современных исторических, социокультурных и геополитических реалиях, о чем речь шла выше.
Определенно точкой бифуркации стали подготовка и помпезное празднование 100-летнего юбилея Турецкой Республики (Bйyйk Cumhuriyet Ваугат1) 29 октября 2023 г. В течение последнего года, непосредственно перед празднованием Великой даты, да и после него переизбранный президентом в мае 2023 г. Р.Т. Эрдоган, по крайней мере на уровне деклараций (хотя отнюдь не только), последовательно обозначил свои намерения. Поскольку Турция владеет ключами от двух морей, а страна находится в самой восточной части Европы, ее геостратегические позиции очевидны: геополитическое, политико-культурное и религиозное лидерство в Средиземноморье. Именно этим в последние годы можно объяснить непременное участие лидера Турецкой Республики в саммитах крупных и, кстати, не только европейских держав, в частности, в Эр-Рияде (16.12.2023), где присутствовали советники по национальной безопасности США, Великобритании, Германии, Италии5. В последние месяцы заметно также усиление контактов на высшем уровне и на уровне МИД США и Турции, особенно после начала Октябрьской войны 2023 г., и в некоторых направлениях усиление взаимопонимания между ними.
Эрдоганизм6 - эвфемизм неоосманизма - важно оценивать как амбициозную и прагматическую внешнеполитическую стратегию, нацеленную на некоторое (не всегда четко обозначенное) дистанцирование от Европы, на переход от мягкой силы (укрепление торгово-экономических и культурных связей в Средиземноморье и Большом Черноморье) к умной силе, а также на позиционирование Турции как миротворца-посредника. Такая стратегия наметилась в результате уточнений базовых ценностей-стереотипов в основе реконструируемой в последние годы политико-религиозной идентичности ОшапЬ7, где заложен стереотип Величия Империи не только прошло-
1 Малашенко А.В., Нисневич Ю.А. О перспективах демократии в мусульманском мире (Страны и регионы) // Мировая экономика и международные отношения. - М, 2023. Т. 67, № 8. С. 99.
2 Агамалиев С.М. (2023). Концептуальные основы неоосманизма: особенности мягкой и жесткой силы во внешней политике Турции на примере Сирии // ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». - М.: 2023. № 4. С. 74 -78.
3 Цит. по: Мехдиев Э.Т. (2016). Неоосманизм в региональной политике Турции (серия: Турция в мировой политике и экономике) // Вестник МГИМО - Университета. Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. - М., 2016. № 2 (47). С. 33; Щербаков И.М. Неоосманизм как внешнеполитическая традиция современной Турции: анализ российских взглядов // Полилог/Polylogos. 2013 - 2023. М., 2022. T. 6. № 3. URL: https://polylogos-journal.ru/s258770110020432-7-1/ (дата обращения 13.03.2024).
4 Мехдиев Э.Т. Неоосманизм в региональной политике Турции, указ. соч., С. 33. Представляется, что подобная интерпретация данного феномена не отражает всей его глубины.
5 Ukrayna'nin müttefiklerinden Riyad'da gizli toplanti. (2023). - Aralik 2023. - URL: https://www.turkrus.com/2872543-ukraynanin-muttefiklerinden-riyadda-gizli-toplanti-xh.aspx (date of access 09.02.2024).
6 Так определяют внешнеполитическую стратегию Турции в Средиземноморье многие аналитики, особенно после отставки премьер-министра А. Давутоглу в 2016 г. - Арляпова Е.С., Пономарева Е.Г. Турция на Западных Балканах сегодня: цифры и оценки // Мировая экономика и международные отношения. - М., 2023. Т. 67, № 8. С. 112 -113.
7 Под Osmanli следует понимать османов из династии Великого Османа, с 1299 г. утверждавшего иную этнорелигиозную (точнее политико-религиозную) идентичность (в противовес türk- этно-культурной идентичности). Это
го, но и будущего. Имперская основа государства, власти и населения составляет, на наш взгляд, сущность неоосманизма, его реконструированную аксиологическую модель.
Официальная версия Турецкой Республики, озвучиваемая президентом Турции и МИД во главе с Х. Фиданом, изложена в документе «В Век Турции»1. Эта официальная доктрина основана на «опорном положении концепции на второе столетие нашей Республики: это национальная внешняя политика, основанная на наших основных ценностях и растущих возможностях»2. Ключевые положения концепции президент и лидер Партии справедливости и развития (АКР) Р.Т. Эрдоган выдвинул на торжественном заседании, посвященном 99-й годовщине Республики (2829.10.2022.): «Когда мир сталкивается с жизненно важными проблемами, мы хотим дать уверенный старт новому Веку (курсив мой - С.К.) нашей Республики с помощью нашей программы "В Век Турции"»3. В своей речи, так и названной «В Век Турции», наполненной эмоционально озвучиваемыми фигурами речи, символами и образами, глава Турецкого государства заявил: «Давайте превратим нашу страну в локомотив глобального колеса... Давайте сделаем "Век Турции" воротами из прошлого в будущее, которое будет процветать благодаря нашим надеждам, мечтам, муже-ству»4. И далее, выдвинув лозунг «Одна нация, один флаг, одна родина, одно государство», Эрдоган заявил: «... Мы будем великими, мы все будем братьями, мы все будем Турками», причем только «новое Красное Яблоко может быть символом Века Турции»5.
Важно подчеркнуть, что «Красное Яблоко» ("К/г// Elmasl") является важнейшим, наполненным глубоким смыслом гештальтом Osmanll, его сердцевиной, и в одном ряду с ним стоят «Ту-ран» и «Туранизм»6. Впрочем, к символике Великой Турции президент Р. Эрдоган обращался в последние годы часто. Так, в телепрограмме 5 июня 2015 г. он сказал: «Борьба за Новую Турцию -это тоже наше "Красное Яблоко". Надеюсь, мы пойдем дальше по этому пути с решимостью. Невозможно пойти на компромисс в этом процессе»7.
Каким фактором сплочения народа вокруг президента стала в последнее десятилетие многосерийная киноэпопея "МиШе§ет YйzylF («Великолепный век»)! В ней прославляется династия великих Османов эпохи расцвета (XVI в.), а султан Сулейман Великолепный, чье правление есть непреходящий символ Великолепного - т.е. Золотого - века, изображен образцом мудрости, справедливости, морали, веры, служения отечеству и т.е. Величия Сиятельной Порты, несущей надеж-
начинание продолжили Баязид I, Мехмед II, Сулейман Великолепный. Osmanli называли себя причастные к Османской династии, государственные и духовные лица Оттоманской империи, в отличие от подданных türk. Но данный феномен можно воспринимать и как синоним Османской империи - Babiali. Официальным языком власти, религиозного культа, был турецкий - османский язык (арабский, в отличие от тюркских наречий и отчасти персидских). Поскольку лингвистический маркер является важнейшим гештальтом идентичности (самости - kimligi) и османскости. -osmanligi), М.К. Ататюрк инициировал реформу турецкого языка после установления Республики в 1923 г., растянувшуюся на 30 лет и нацеленную на возвращение доосманских наречий и на возрождение турок в их изначальной Türk этно-религиозной идентичности - См. Еремеев, Д.Е. Этногенез турок. Происхождение и основные этапы этнической истории. - М.: Наука, 1971.
1 «Türkiye Yüzyilinda. Türk di§ politikasi» означает «В Век Турции. Внешняя политика Турции» (точнее, «В веке Турции»).
2 Türkiye Yüzyilinda. Türk di§ politikasi. TBMM Plan ve Bütge Komisyonu'nda yaptigi, hükümetimizin di§ politika. (2023). - Di§i§leri Bakani Sayin Hakan Fidan'in 20.11.2023. PDF. S. 3. - URL: https://www.mfa.gov.tr/site_media/html/turkiye-yuzyili-nda-turk-dis-politikasi-2024-kitapcik.pdf (date of access 31. 01.2024).
3 Cumhurba§kani Erdogan "Türkiye Yüzyili" vizyonunu agikladi. (Cumhurba§kani Recep Tayyip Erdogan, Ankara Spor Salonu'nda düzenlenen programda AK Parti "Türkiye Yüzyili" vizyonunu agikladi). 29.10.2022. Ankara / URL: https://www.aa.com.tr/tr/politika/cumhurbaskani-erdogan-turkiye-yuzyili-vizyonunu-acikladi/2723379 (date of access 29.02.2024).
4 Ibidem.
5 Ibidem.
6 Solgun C. "Yeni Türkiye" vizyonu Kizilelma ise....(2023). - 29 Eyl 2023. - P24 Blog. URL: http://platform24.org/yazarlar/6137/-yeni-turkiye--vizyonu-kizilelma-ise-- (date of access 10.03.2024).
7 Ibidem.
ду и мир на Балканы, в Венгрию, Венецию - всюду, где в результате победоносных войн можно присоединить к Империи новые территории.
Возможно, экспертам следовало бы воспринимать на уровне деклараций обращения к теме Величия в прошлом накануне Столетия Республики, воссоздание соответствующих гештальтов при реконструировании политико-религиозной идентичности Osmanli и визуализации Османского «Я» по отношению к европейскому (и не только) «Другому». И конечно, декларативные пассажи, риторические приемы, высокопарные выражения президента и первых лиц государства во время празднования столь значимой для государства и народа даты вводят в заблуждение даже искушенных аналитиков. Но, во-первых, нельзя не учитывать конкретные политические акции последнего десятилетия, выступления президента Турции в канун, в ходе и по завершении Великого праздника, где демонстрировалось постоянное обращение к образам и символам Osmanli. Это свидетельствует об устойчивой тенденции к возрождению гештальтов, лежащих в ядре сконструированной в прошлом политико-религиозной идентичности Великой Империи. А во-вторых, как будет отмечено ниже, подобные декларации и конкретные политические действия сопровождают выступления Эрдогана и полгода спустя после празднования Столетия Республики. Все это свидетельствует, скорее всего, об устойчивой тенденции к восстановлению соответствующих гешталь-тов, а значит, имперский стержень геостратегии Турции в версии неоосманизма возрождается, как феникс из пепла.
Можно ли воспринимать следующие ностальгические пассажи в ином ключе, кроме как возрождение опор Сиятельной Порты: «Первым местом, где он (Израиль, и по контексту не только он - С.К.) будет искать безопасности и милосердия, станет Турция, как и 500 лет назад»1? Внимания безусловно заслуживает и речь президента Турции на праздновании 100-летия Республики, в которой он в иносказательной форме обозначил пределы исключительной зоны своего государства: «О Запад, я обращаюсь к вам! ... Еще сто лет назад Газа была нашей территорией, которую мы не предполагали потерять». Показательно в исследуемом контексте и обращение Эрдогана к внешнему миру: «Турецкая Республика существует уже тысячи лет (курсив мой - С.К.). ... Ни одна держава не сможет помешать Турецкой Республике быть успешной и победоносной»2. Апогеем стала немедленно облетевшая (и расколовшая весь мир) аттестация ХАМАС, которая подрывает недавно с трудом достигнутые «Соглашения Авраама»3: «... это не террористическая организация, а освободительная группа борцов за освобождение своих земель и граждан»4 (курсив мой -С.К.). Правда, она прозвучала в ответ на последовавшие после 7 октября неоднократные (в течение октября) заявления западных лидеров о террористической организации ХАМАС, осуществившей варварское нападение на Израиль и совершивших в первые же дни войны преступления против человечности.
И безусловно, приведенные выше декларации не слишком согласуются со стремлением поли-тикума страны стать, наконец, частью Европейского союза: в последний год Р.Т. Эрдоган и МИД страны все чаще акцентируют на этом внимание Руководства ЕС.
1 Son dakika... Erdogan'dan tarihi israil agiklamasi! 'Normalle§me' bitiyor mu? (2023). - 25 Ekim 2023: - URL: https://www.cumhuriyet.com.tr/siyaset/son-dakika-erdogan-partisinin-meclisteki-grup-toplantisinda-2133888?utm_medium=CokOkunanlar&utm_source=HaberDetay (date of access 12.03.2024).
2 Cumhurba§kani Erdogan, 100'uncu yil hitabini gergekle§tirdi. 29.10.2023. - URL: https://www.iletisim.gov.tr/turkce/haberler/detay/cumhurbaskani-erdogan-cumhuriyetin-100uncu-yil-donumunde-millete-seslendi (date of access 11.03.2024).
3 «Соглашения Авраама» подписаны в 2020 г. ОАЭ, Бахрейном и Марокко с Израилем (позднее уточнялись) для укрепления религиозного мира и безопасности в регионе Ближнего Востока.
4 Erdogan dozu arttirdi: Hamas teror degil kurtulu§ orgutudur. 25.10.2023. -URL: https://yetkinreport.com/2023/10/25/erdogan-dozu-arttirdi-hamas-teror-degil-kurtulus-orgutudur/ (date of access 12.01.2024).
Факторы взаимодействия Турции и стран ЕС в контексте трансатлантического партнерства
1 октября 2023 г. Р.Т. Эрдоган подверг критике руководство Евросоюза за пребывание Турции в статусе самого долгоиграющего кандидата в члены ЕЭС-ЕС (с 1959 г.!). Выступая на открытии новой сессии парламента - Великого Национального Собрания Турции (Türkiye Büyük Millet Meclisi) - в Анкаре, президент Турецкой Республики заявил, что Турция, вероятно, едва ли может ожидать от ЕС позитивного вердикта в вопросе возможности ее вступления в объединение в ближайшем будущем. Однако он подчеркнул, что Единая Европа заставляет Турцию ждать ответа уже около 60 лет. «Если они (ЕС) откажутся от своего несправедливого отношения, особенно касательно выдачи виз, то они исправят свои ошибки. Если же нет, то они потеряют право ожидать от нас чего-либо», - добавил лидер Турции.
А ранее, после своего переизбрания во втором туре президентских выборов (28.05.23) и накануне Вильнюсского саммита НАТО (11-12 июля 2023 г.), а также в ходе данной встречи членов альянса (июль 2023 г.) Р.Т. Эрдоган жестко поставил вопрос об ускорении процесса вступления Турции в ЕС, обещая в ближайшие месяцы разблокировать вето Турции по вопросу вступления Швеции в НАТО. После саммита в Вильнюсе и после встречи с лидером Турции и премьер-министром Швеции У. Кристерссоном, Й. Столтенберг сумел получить и оценить соответствующим образом согласие Эрдогана передать протокол о вступлении Швеции в альянс немедленно после начала осенней сессии ВНС и способствовать его ратификации. Генсек НАТО сделал акцент на важности данной инициативы для формирования общей стратегии борьбы с международным терроризмом, пояснив, что именно для реализации этой стратегии в НАТО была учреждена должность специального координатора по борьбе с терроризмом1. В свою очередь, глава Швеции декларировал свое намерение поддержать стремление Турции вступить в Европейский союз, причем началом этого процесса должны стать модернизация Таможенного союза (Турция-Европейский союз) и постепенное ослабление визового режима2.
Правда, данное решение было ратифицировано турецким парламентом лишь 23.01.2024 г. и спустя три дня утверждено Р.Т. Эрдоганом. Этот вердикт последовал лишь непосредственно в канун принятия Конгрессом и Президентом США решения о продаже Турции боевых истребителей F-16 26.01.2024 г., после чего свою поддержку подтвердили американские сенаторы3.
Наконец, 20 марта 2024 г. глава МИД Турции Х. Фидан снова заявил о том, что вступление в ЕС остается важнейшей целью Турецкой Республики, причем сам процесс вступления в Союз слишком важен, чтобы ставить его в зависимость от разнонаправленных сиюминутных политических процессов4.
В ходе визита в ОАЭ в феврале 2024 г. Р.Т. Эрдоган заявил о достижениях и путях развития Турции в следующих выражениях: «Несмотря на различные террористические акты, направленные против нашей страны, мы не свернули с пути стабильности и доверия и стремительно залечиваем раны после катастроф века». И далее: «Стране, окруженной огненным кольцом, было нелегко
1 NATO Secretary General welcomes Türkiye's decision to forward Sweden accession protocols to parliament. 10/07/2023. - URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/news_217015.htm (date of access 10.02.2024).
2 Press statement following the meeting between Türkiye, Sweden, and the NATO Secretary General. 10/07/2023. - URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/news_217147.htm (date of access 10.02.2024).
3 Конгресс США не предъявил возражений против данного решения. - S.J.Res.60. - A joint resolution providing for congressional disapproval of the proposed foreign military sale to the Government of Turkey of certain defense articles and services. 118th Congress (2023 - 2024). 01/03/2024. - URL: https://www.congress.gov/bill/118th-congress/senate-joi (date of access 15.03.2024).
4 Глава МИД Турции: Вступление в ЕС - стратегическая цель Турции. Хакан Фидан выступил на совместной пресс-конференции с испанским коллегой Хосе М. Альбаресом. - URL: https://www.aa.com.tr/ru/политика/глава-мид-вступление-в-ес-стратегическая-цель-турции/3169977 (дата обращения 23.03.2024).
достичь нынешнего положения», между тем как сегодня Турция «пишет историю успеха. Мы строим Турцию будущего с нашим видением Türkiye Century»1.
Некоторые эксперты определяют роль современной Турции как «стремление стать развитой региональной державой», встать на защиту своих интересов «экономическими, дипломатическими и военными способами»2. И поскольку политическое руководство Турции достаточно четко декларировало свои «национальные интересы», стоит изменить угол зрения в вопросе оценки вердикта Эрдогана о «мире больше пяти» - т.е. о несправедливости системы, сложившейся после Второй мировой войны, где решающее право голоса отводится пяти державам-победительницам»3. Отнюдь не случайно издание Politico в ноябре 2023 г. включило президента Турции в «список самых влиятельных людей Европы», где он занимает почетную 5-ю строку после премьер-министра Дж. Мелони, главы Еврокомиссии У. фон дер Ляйен и президента Франции Э. Макрона4.
В целом создается представление о достаточно высоком уровне поддержки турками политического курса Р.Т. Эдогагана и правящей партии ПСР (AKP). В преддверии административных выборов в Турции в конце марта 2024 г. правящая партия приняла почти 8 тыс. новых членов, причем многие избрали АКР из оппозиционных партий5, а лидер страны выразил абсолютную уверенность в победе правящей партии (AKP)6 на муниципальных выборах 31 марта 2024 г.7
Направления политического курса Турции на Южном Кавказе и в Центральной Азии в
контексте его восприятия странами ЕС
В контексте тренда, когда турецкие политические элиты начинают позиционировать свое государство уже как глобального игрока в новом «Веке Турции», который должен стать ее «Золотым веком», причем не только в Восточном Средиземноморье, можно оценить соответствующим образом постоянно растущее стремление Эрдогана выступить посредником в урегулировании конфликтов на «османском пространстве» - в странах Центральной Азии, на Южном Кавказе, в Восточном Средиземноморье, странах Магриба, в Сирии8. Этот тренд уже подметили такие исследователи, как Е. Бахревский, В. Аватков и др.9, но в последние месяцы он приобрел еще более выраженный характер. Подобный тренд не может не вызывать озабоченности у политикума Велико-
1 Cumhurbaçkani Erdogan BAE'de... — TRT Haber 12/02/2024. — URL: https://t.me/trthaberdijital/54075 (date of access 13.03.2024).
2 Агамалиев С.М. Концептуальные основы неоосманизма: особенности мягкой и жесткой силы во внешней политике Турции на примере Сирии, С. 65-66; Мамедов И.М. Балканы на перекрёстке интересов Европейского союза и Турции. // Современная Европа. - М., 2022. № 1. С. 65 - 66.
3 Агамалиев С.М. Концептуальные основы неоосманизма: особенности мягкой и жесткой силы во внешней политике Турции на примере Сирии. С. 76.
4Politico включило президента Турции в «список самых влиятельных людей Европы» - URL: https://t.me/c/1799103592/32158 (дата обращения 01.03.2024).
5 Республиканская Народная партия (РНР), «Хорошая партия» и др. - См.: Eryilmaz S. CHP, iyi Parti, Saadet, DEVA... Binlercesi istifa edip AK Parti'ye katildi. - URL: https://www.tekiyegazetesi.com.tr/politika/chp-iyi-parti-saadet-deva-binlercesi-istifa-edip-ak-partiye-1029612 (date of access 21.03.2024).
6 Которая стала бы уже 18-й по счету.
7 Cumhuibaçkam Erdogan BAE'de. - TRT Haber 12/02/2024. - URL: https://t.me/trthaberdijital/54075 (date of access 13.03.2024).
8Dogu Akdeniz Programi Güvenlik Çaliçtayi, 2023. TASAM 17.07.2023. istanbul. URL: https://tasam.org/tr-TR/Icerik/72374/dogu_akdeniz_programi_guvenlik_calistayi_ (date of access 12.02.2024); Türkiye Yüzyilinda. Türk diç poli-tikasi. TBMM Plan ve Bûtçe Komisyonu'nda yaptigi, hükümetimizin diç politika. 2023. - Diçiçleri Bakani Sayin Hakan Fi-dan'in 20.11.2023. - PDF. - URL: https://www.mfa.gov.tr/site_media7html/turkiye-yuzyili-nda-turk-dis-politikasi-2024-kitapcik.pdf (date of access 31.01.2024).
9 Арляпова Е.С., Пономарева Е.Г. Турция на Западных Балканах сегодня: цифры и оценки. // Мировая экономика и международные отношения. - М., 2023. Т. 67, № 8. С. 112.
британии, для которой арбитраж есть важнейший канал осуществления геополитических интересов, в том числе, в обозначенных регионах, а также Франции, чья посредническая роль, особенно на Южном Кавказе, сегодня заметно увеличилась.
И турецкие, и азербайджанские СМИ сегодня акцентируют внимание на растущей активности в политическом, социокультурном, экономическом, военном взаимодействии двух стран. Товарооборот Азербайджана с его основными торговыми партнерами в первые два месяца 2024 г. составил $5,45 млрд (прирост за год на 4,31%)1. Особенно тесным сотрудничество Азербайджана оказалось с Италией ($1,8 млрд - прирост за год на 30,94%), поскольку страна является крупнейшим поставщиком нефти в Италию в 2023 г., а также с Турцией (ок. $980 млн (прирост на 9,41%))2.
Расширение сотрудничества Турции и Азербайджана после Второй азербайджано-армянской войны (сентябрь-ноябрь 2020 г.) привело к тому, что их взаимодействие с тех пор идет по нарастающей. В последние месяцы руководство Турции уделяло немало внимания посредничеству в урегулировании армяно-азербайджанских отношений, особенно вследствие двух дневного конфликта в сентябре 2024 г. и начала процесса делимитации границы после присоединения Карабаха к Азербайджану.
В восприятии французского истеблишмента сложилось представление о тесном сближении Турции и Азербайджана, а поскольку в течении 2021 - 2024 гг. две страны еще теснее сплотились в своем политическом, военно-технологическом и оборонном сотрудничестве, сегодняшний внешнеполитический курс Франции, стержнем которого стали сближение страны с Армений, оказание ей финансовой, экономической и военной помощи и наращивание военно-стратегического сотрудничества, легко объясним.
Стремление к осуществлению Турцией роли посредника в разрешении азербайджано-армянского конфликта, а в более широкой перспективе - в укреплении безопасности на Южном Кавказе (и не только), президент Р.Т. Эрдоган отчетливо проявил в ходе прошедшего 1-3 марта 2024 г. Дипломатического форума в Анталье, где развернулась панельная дискуссия «Мир, развитие и взаимосвязанность на Южном Кавказе», в которой приняли участие представители 147 стран3. В ходе этого форума было принято решение о подготовке саммита Организации тюркских государств, в котором Турция очевидно занимает лидирующие позиции и который был проведен в Баку 20 марта4.
Достаточно заметны посреднические услуги лидера Турецкой Республики в Центральной Азии - регионе столкновения геополитических интересов РФ, Китая и ЕС (в последние месяцы преимущественно Франции, демонстрирующей все большую заинтересованность во взаимодействии с входящими в него странами). Об этом свидетельствует, например, тот факт, что еще в мае 2023 г., согласно опросам граждан Казахстана, Эрдоган был признан самым популярным зарубежным лидером5. Но и в начале 2024 г. взаимодействие Казахстана и особенно Азербайджана с Турцией трудно переоценить, поскольку, кроме всего, они являются ключевыми игроками в создании
1 Azerbaijan divulges volume of trade turnover with main partners. - Trend. New agency. 18/03/2024. - URL: https://en.trend.az/business/3876039.html (date of access 20.03.2024).
2 Trend. New agency. Azerbaijan divulges volume of trade turnover with main partners. 18/03/2024. - URL: https://en.trend.az/business/3876039.html (date of access 20.03.2024).
3 3'uncu Antalya Diplomasi Fornmu ba§liyor. 01/03/2024. - URL: https://www.tithaber.com/haber/gundem^uncu-antalya-diplomasi-foiumu-basliyor-841220.html (date of access 13.03.2024).
4 OTS Secretary General met with the Foreign Minister of the Kyrgyz Republic. 01/03/2024. - URL : https://www.turkicstates.org/en/haberler/ots-secretary-general-met-with-the-foreign-minister-of-the-kyrgyz-republic_3213 (date of access 20.03.2024).
5 Президент Турции набрал в этом качестве 55,6% голосов респондентов в 14 регионах Казахстана с участием 1100 респондентов в возрасте старше 18 лет. - . ОПРОС: Треть казахстанцев стала хуже относиться... — URL: https://demos.kz/opros-tret-kazahstancev-stala-huzhe-otnositsja-k-rossii-posle-nachala-vojny/ (дата обращения 02.03.2024)
Срединного коридора1. Заместитель главы МИД Казахстана Р. Василенко заявил в интервью агентству Trend, что именно эти страны, а также, важно подчеркнуть, Турция и Грузия активно участвуют в данном проекте. Он также отметил, что железнодорожные ведомства Казахстана, Азербайджана и Грузии создали предприятие «Middle Corridor Multimodal Limited», которое нацелено на обеспечение бесперебойного обслуживания вдоль данного маршрута2. Очевиден растущий интерес стран региона к «Серединному коридору», но не менее очевидна заинтересованность Турции в укреплении этого направления сотрудничества, как, впрочем, и в консолидации своих позиций на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Активное участие Турции тем более понятно в условиях усиления региональной напряженности и повышенного внимания Китая к региону Центральной Азии.
Реализация геополитических интересов Турции и европейских стран в Средиземноморье
В принятых в последние годы официальных документах подчеркивается важность сотрудничества Турции со странами Средиземноморского бассейна и особенно в Восточном Средиземно-морье3. Регион непосредственно входит в зону привилегированных геополитических интересов республики, вследствие чего представляет «абсолютный географический, политический, экономический приоритет для Турции»4. С учетом общей исторической памяти отношения со странами Балканского полуострова базируются на «общих ценностях Турции и региона»5 - Турция развивает здесь инициативы в различных направлениях, начиная с миротворчества и кончая продвижением мягкой силы (и не только).
Уже отмечалось укрепление позиций Турции в Средиземноморье, особенно в зоне Восточного Средиземноморья6, а сегодня Турция развивает здесь инициативы в различных направлениях, начиная с посреднических и миротворческих услуг и кончая продвижение мягкой силы.
Стремясь к утверждению лидерских позиций в Средиземноморье, президент Турецкого государства особо продвигает свою миссию защитника ислама в регионе. Нельзя не согласиться с убеждением российских аналитиков, что, несмотря на то что Турция «остается светским государством как результат "эффекта колеи лаицизма", которая была проложена основателем современного турецкого государства Кемалем Ататюрком, Эрдоган инструментально использует умеренный политический ислам в противовес радикальному для подавления политической конкуренции,
1 «Транскаспийский международный транспортный коридор» («Срединный коридор») проходит от китайско-казахстанской границы через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан и Грузию в Европу.
2 Trend. New agency. Kazakhstan, Azerbaijan - crucial for success of Middle Corridor - Roman Vassilenko (Exclusive interview). 19/03/2024. - URL: https://en.trend.az/azerbaijan/business/3876127.html (date of access 20.03.2024). По этому вопросу см. также интервью президента К.-Ж. Токаева. - Qazaxistan va Azarbaycan amakda§ligin yeni dovruna qadam qoyur - Kasim-Jomart Tokayevin APA-ya MUSAHiBQSi. 10/03/2024. - URL:
https://apa.az/xarici-siyaset/kasim-jomart-tokayev-qazaxistan-ve-azerbaycan-emekdasligin-yeni-dovrune-qedem-qoyur-musahibe-827985 (date of access 20.03.2024); Товарооборот между Казахстаном и Азербайджаном увеличился за год на 19%. - 01/02/2024; Встреча посла Республики Казахстан в Азербайджане А. Байеля с министром экономики Азербайджана М. Джаббаровым, где подчеркивалось, что перевозки по Срединному коридору (ТМТМ) превысили 2,76 млн тонн, увеличившись на 65%. - URL: https://www.inform.kz/ru/tovarooborot-mezhdu-kazahstanom-i-azerbaydzhanom-uvelichilsya-za-god-na-19-5082e5 (дата обращения 15.03.2024).
3 О политике Турции в регионе Восточного Средиземноморья см. документ: Dogu Akdeniz Programi Guvenlik Cali§tayi, 2023. TASAM 17.07.2023. istanbul. - URL: https://tasam.org/tr-TR/Icerik/72374/dogu_akdeniz_programi_guvenlik_calistayi_ (date of access 12.02.2024).
4 Balkan Ulkeleri ile ili§kiler. 2023. - URL: https://www.mfa.gov.tr/balkanlar_ile-iliskiler.tr.mfa (date of access 19.03.2024).
5 Balkan Ulkeleri ile ili§kiler. 2023. - URL: https://www.mfa.gov.tr/balkanlar_ile-iliskiler.tr.mfa (date of access 19.03.2024); Dogu Akdeniz Programi Guvenlik £ali§tayi, 2023. TASAM 17.07.2023. istanbul. - URL: https://tasam.org/tr-TR/Icerik/72374/dogu_akdeniz_programi_guvenlik_calistayi_ (date of access 12.02.2024).
6 Арляпова Е.С., Пономарева Е.Г. Турция на Западных Балканах сегодня: цифры и оценки. С. 111.
расширения и консолидации социальной базы поддержки и укрепления режима своей власти»1. В последние месяцы Р.Т. Эрдоган обнаруживает стремление стать защитником исламской уммы, по крайней мере в регионе Большого Черноморья и Средиземноморья.
Но кроме Турции, США, Китая, в регионе Средиземноморья все сильнее сталкиваются интересы крупных европейских акторов (прежде всего речь идет о соперничестве Франции и Италии). Причем последняя использует недавние просчеты и неудачи Франции в Африке, хотя и стремится к сохранению тесных партнерских отношений во внутреннем пространстве Евросоюза и на его внешнем контуре. Поэтому первый визит Дж. Мелони состоялся во Францию на следующий же день после того, как было сформировано правительство Италии2.
Магриб и Северная Африка сегодня являются зоной особых приоритетов Италии. Как известно, в июле 2023 г. Дж. Мелони совершила уже третий (за период июня-июля) визит в Тунис, причём он был согласован с главой Еврокомисссии У. фон дер Ляйен и премьер-министром Нидерландов М. Рютте при инициативной роли итальянского премьер-министра. Итогом визита стало подписание 16 июля 2023 г. соглашения о взаимопонимании между ЕС и Тунисом с главой Туниса К. Саидом3, причем лидерские позиции итальянского премьер-министра не остались незамеченными.
«Меморандум согласия» был подписан с целью установления тесных связей между ЕС и Тунисом, и, как отметил эксперт газеты La Repubbica, «подписан договор, который разблокирует амбициозный европейский план с учетом катастрофического положения в Тунисе»4, нацеленный на контроль за миграционными потоками, чтобы избежать беспрецедентной волны миграционного шторма5.
Только в 2023 г. Дж. Мелони совершила несколько визитов в Египет и Тунис - непременно в контакте с руководством ЕС, а после начала Октябрьской войны (2023) она усилила внимание к Израилю, нанеся визит солидарности Б. Нетаньяху. Правда, ее миротворческие усилия не стали столь интенсивными, как миротворчество и попытки арбитража президента Франции Э. Макрона в октябре-ноябре 2023 г. И все же показательным стали итоги голосования в ГА ООН по проблеме урегулирования конфликта и ситуации в Палестине в течение октября-декабря 2023 г. Италия неоднократно воздерживалась от поддержки требования о немедленном прекращении огня в зоне палестино-израильского конфликта на любых условиях и осуждения руководства Израиля в числе нескольких десятков стран (45), занявших ту же позицию, в отличие от Франции или Испании, а также Турции, проголосовавших за осуждение действий Израиля6.
1 Малашенко А.В., Нисневич Ю.А. О перспективах демократии в мусульманском мире, С. 99.
2 Визит Дж. Мелони состоялся 23 октября 2022 г., а кабинет был сформирован накануне - 22 октября.
3 Martinelli R. L'Europa in soccorso di Tunisi: memorandum da 255 milioni. La Repubblica, 17 luglio 2023. - URL: https://www.repubblica.it/esteri/2023/07/16/news/meloni_tunisi_accordo_ue_migranti_energia-407994068/ (date of access 13.12.2023).
4Целью Меморандума стало финансирование около 1 млрд евро, из которых «105 миллионов евро на борьбу с торговлей людьми и 150 миллионов евро на немедленную поддержку бюджета страны». - Martinelli R. Tunisia, il 16 luglio Meloni torna a Tunisi con von der Leyen e Rutte per il Memorandum d'Intesa. La Repubblica, 14 luglio 2023. - URL: https://www.repubblica.it/esteri/2023/07/14/news/meloni_von_der_leyen_rutte_tunisia-407743482/ (date of access 01.12.2023).
5 Martinelli R. L'Europa in soccorso di Tunisi: memorandum da 255 milioni. La Repubblica, 17 luglio 2023. URL: https://www.repubblica.it/esteri/2023/07/16/news/meloni_tunisi_accordo_ue_migranti_energia-407994068/ (date of access 13.12.2023).
6 ГА ООН приняла резолюцию по Палестине с требованием о прекращении огня. — 10-я специальная чрезвычайная сессия ГА ООН по Палестине. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19520829 (дата обращения 27.12.2023). См. также: 10 сессия ГА ООН. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 27 октября 2023 года: URL: https://digitallibrary.un.org/nanna/record/4025940/files/A_RES_ES-10_21-
RU.pdf?withWatermark=0&withMetadata=0&version=1®isterDownload=1 (дата обращения 27.12.2023).
Используя возможности мягкой силы, Италия в декабре 2023 г. подписала соглашения с руководством Албании (Э. Рама)1 о создании двух центров пребывания мигрантов2. А 17 марта 2024 г. Дж. Мелони, вместе с У. фон дер Ляйен, совершила официальный визит в Каир - в результате был подписан Меморандум между Европейским союзом и Египтом о миграционных потоках и энерге-тике3. В тексте документа, как и в Меморандуме ЕС и Туниса, изложены основные направления по блокированию нелегальной миграции и формы предоставления финансовой помощи.
Проблема безопасности ЕС в условиях стратегической двусмысленности и расширения
зон конфликтов
В контексте общей внешней политики и политики безопасности ЕС в 2021 г. был создан Европейский фонд мира4.
Процессы расширения НАТО после вступления в альянс Финляндии (2023) и Швеции (2024) сопровождаются укреплением военно-стратегического потенциала и обороноспособности в европейском пространстве. Так, в Румынии, в уезде Констанца на площади почти 3 тыс. гектаров, началось строительство крупнейшей базы НАТО в Европе5. Президент Румынии К. Йоханнис в обращении к парламенту страны заявил о безусловном одобрении развертывания сил НАТО на своей территории уже в 2024 г., в случае внезапного серьезного кризиса6.
В настоящее время происходит и укрепление позиций НАТО на Южном Кавказе, что видится руководству альянса особенно важным в свете все растущего тесного сближения Р.Т. Эрдогана и президента Азербайджана И. Алиева. 17 марта 2024 г. президент Алиев принял делегацию НАТО во главе с генеральным секретарем организации Й. Столтенбергом, и значительное внимание было уделено проблемам региональной безопасности, ситуации на существующей сегодня армяно-азербайджанской границе7, развитию отношений с альянсом1.
1 Стремясь к лидерству в Восточном Средиземноморье, Италия начала проникновение в Албанию (и Черногорию) ещё в начале ХХ в., после войны с Оттоманами, и подписала соглашения об открытии радиотелеграфных станций, строительство железных дорог и т.д.
2 Il Fatto di domani. Dopo l'Albania, il Regno Unito: Meloni continua a siglare accordi irrealizzabili sui migranti. È morto Toni Negri, il "cattivo maestro" leader di Potere Operaio. DI Il Fatto Quotidiano. 16 dicembre 2023. - URL: https://www.ilfattoquotidiano.it7in-edicola7articoli/2023/12/16/il-fatto-di-domani-dopo-lalbania-il-regno-unito-meloni-continua-a-siglare-accordi-irrealizzabili-sui-migranti-e-morto-toni-negri-il-cattivo-maestro-leader-di-potere-operaio/7385637/ (date of access 27.12.2023).
3 Meloni in Egitto con Von der Leyen: intesa da 7,4 miliardi. "Qui per l'alleanza internazionale contro i trafficanti di esseri umani". - Il Fatto quotidiano. 17/03/2024. - URL: https://www.ilfattoquotidiano.it72024/03/17/meloni-in-egitto-con-von-der-leyen-per-il-memorandum-da-74-miliardi-al-sisi-non-permetteremo-lo-sfollamento-forzato-di-gaza/7482230/ (date of access 21.03.2024). Итоги соглашения визировали председатель Еврокомиссии У. фон дер Ляйен, премьер-министр Бельгии А. де Кроо, премьер-министры Греции и Кипра - К. Мицотакис и Н. Христодулидис. На итоговом саммите ЕС-Египет, лидер Египта А.Ф. Аль-Сиси отметил важность укрепления египетско-европейских отношений на двусторонней основе и на европейском уровне. В Меморандуме предусмотрена финансовая помощь Египту в размере 7,4 млрд евро на три года, из них 200 млн евро - на управление миграцией.
4 На тот момент его объем составлял 5 млрд евро на период с 2021 по 2027 гг., а в настоящее время объем EPF достиг 17 млрд евро - Данные опубликованы в: URL : https://t.me/dw_de_news/25381 (дата обращения 12.01.2024).
5 В Румынии началось строительство крупнейшей базы НАТО в Европе - там смогут разместиться до 10 тысяч военных. 18/03/2024. - URL: https://d3mid0msgu8c8w.cloudfront.net/a/novaya-baza-nato-v-rumynii/32866105.html (дата обращения 20.03.2024). Проект по сооружению базы стоимостью 2,5 млрд евро включает взлетно-посадочные полосы, вооруженные платформы, ангары для военных самолетов, а также школы, детские сады, магазины и больницу.
6 Там же.
7 Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил 18.03.2024 г. о начале делимитации и демаркации границы между Арменией и Азербайджаном. Об этом глава армянского кабмина сказал в ходе встречи с жителями приграничных сел Тавушской области. По его утверждению, армянские власти решили начать процесс делимитации и демаркации границы между Арменией и Азербайджаном с целью прекращения военного конфликта между странами. -Заседание седьмой сессии парламента восьмого созыва. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=kylC9CsgXEg (date of access 21.03.2024); А Парламент Армении ратифицировал соглашение между Ереваном и ЕС о статусе наблюда-
Данный визит приобретает особую важность в связи с укрепившимся в последние месяцы убеждением европейского политикума, что Азербайджан превращается в центр международной политики, о чем свидетельствует и итог XI Глобального Бакинского Форума (март 2024 г.)2. Поскольку альянс в настоящее время проявляет заинтересованность в военно-политическом сотрудничестве с Баку, НАТО и Азербайджан инициировали разработку рамочного документа о сотрудничестве, нацеленного на адаптацию Вооруженных сил Азербайджана к стандартам НАТО3.
А 18 марта 2024 г. состоялся визит Генерального секретаря НАТО в Грузию, причем в ходе встречи в Тбилиси глава альянса квалифицировал Грузию как одного из ближайших партнеров этой организации. Выступая на совместной пресс-конференции с премьер-министром Грузии И. Кобахидзе, он подтвердил намерение НАТО принять страну как полноправного члена альянса после выполнения необходимых условий4. Было подчеркнуто, что НАТО поддерживает Грузию на пути к европейской интеграции, включая принятое в апреле 2008 г. в Бухаресте принципиальное решение о членстве Грузии. Стороны обсудили факт недавнего обмена опытом с турецкими военно-морскими силами в Батуми, а также участия Грузии в операциях под эгидой НАТО, нацеленных, по его утверждению, на поддержание безопасности в регионе.
Турне главы НАТО по странам Южного Кавказа завершилось визитом Й. Столтенберга 19 марта 2024 г. в Армению. В ходе встречи в Ереване с премьером Армении Н. Пашиняном были обсуждены вопросы, связанные с расширением сотрудничества Еревана с НАТО и нормализацией армяно-азербайджанских отношений5.
Стоит отметить, что с Арменией в течение последнего года развивается тесное военно-политическое сотрудничество Франции. Но Италия, также претендующая на лидерские позиции в Европе, заключила 20 марта 2024 г., на следующий день после визита Генсека НАТО в Армению, военно-политическое соглашение с этой страной6 в ходе визита делегации Министерства обороны Армении в Рим.
тельной гражданской миссии ЕС на границе с Азербайджаном. - URL: https://d3mid0msgu8c8w.cloudfront.net/a/nikol-pashinyan-zayavil-o-nachale-delimitatsii-i-demarkatsii-granitsy/32868076.html (дата обращения 21.03.2024).
1 Azarbaycanin müdafia naziri NATO-nun Ba§ katibi ila görü§üb. - URL: https://mod.gov.az/az/news/azerbaycanin-mudafie-naziri-nato-nun-bas-katibi-ile-gorusub-video-51158.html (date of аccess 19.03.2024).
2 В результате экс-глава МИД Израиля подчеркнул: «Азербайджан стремительно превращается в центр международной политики». - Ципи Ливни: «Я вижу большие перспективы в развитии израильско-азербайджанских отношений». - URL: https://mod.gov.az/az/news/azerbaycanin-mudafie-naziri-nato-nun-bas-katibi-ile-gorusub-video-51158.html (date of access 19.03.2024). Кроме того, число иностранных граждан из 167 стран, посетивших Азербайджан в январе-феврале 2024 г., составило более 340 тыс., что на 46,7% выше показателя аналогичного периода прошлого года; по данным Азербайджана, увеличился и туристический поток из стран Евросоюза, составив более 11 тыс. (+60%). -URL : https://t.me/c/1799103592/37330 (дата обращения 19.03.2024).
3 Интервью AZTV. Prezidentin xalqa müraciati: Xankandidan mühüm mesajlar verir. 18/03/2024. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=ZcC9WNpR43k (date of access 21.03.2024).
4 В марте-апреле 2008 г., в ходе саммита НАТО в Бухаресте лидеры стран Альянса предоставили Грузии перспективу интеграции, хотя при этом не были определены ни конкретные сроки, ни этапы пути вступления этой страны в альянс. Сегодня присоединение страны к НАТО и ЕС поддерживают 80% граждан Грузии, отмечает AFP. - URL: https://t.me/dw_de_news/25377 (дата обращения 20.03.2024). Соответствующие декларации стали основой подписанных в ходе встречи документов. Что касается Украины, то переговоры о вступлении Украины в Европейский Союз должны начаться уже в июне текущего года.
5 Пресс-релизы. Состоялась встреча премьер-министра РА и генерального секретаря НАТО. Никол Пашинян и Йенс Столтенберг выступили с заявлениями. - URL: https://www.primeminister.am/hy/press-release/item/2024/03/19/Nikol-Pashinyan-Jens-Stoltenber- Announcement/ (date of access 19.03.2023).
6Армения и Италия подписали документ о военном сотрудничестве. - URL: https://t.me/c/1799103592/37388 (дата обращения 23.03.2024).
Заключение
Провозглашенные с конца 10-х годов XXI в. направления внешнеполитической стратегии Турецкой Республики стали итогом уточнения ее геостратегии. Их можно определить следующим образом: лидерство в Средиземном море с акцентом на регион Восточного Средиземноморья; сплочение тюркского мира в Центральной Азии и на Южном Кавказе, в крайнем выражении вплоть до осуществлении идеи Великого Турана - но также на Балканах, в Магрибе и на Ближнем Востоке; роль лидера исламского мира, по крайней мере, в Северной Африке, в зоне Большого Черноморья и Восточного Средиземноморья; посредническая роль и миротворчество в разрешении региональных конфликтов; взаимодействие с европейскими странами на условиях паритета и возможности выполнять роль арбитра. Реализация подобных геостратегических задач с течением времени может способствовать усилению роли Турции уже не просто как крупного регионального игрока.
Последовательные шаги в направлении реализации Турцией ее геополитических интересов не могут не вызывать обеспокоенности руководства Европейского союза и европейских стран, не входящих в ЕС. В связи со снижением у части политикума США внимания к европейской политике в настоящее время и, вероятно, в ближайшем будущем, стоит ожидать более выраженного стремления Европейского союза к консолидации и к усилению его позиций как глобального центра силы в мировой политике, в том числе за счет усиления обороноспособности и создания европейских сил военного реагирования. Такой тренд может получить выражение и в связи с укреплением позиций КНР - стратегического соперника Европы, в том числе на Глобальном Юге, но также в связи с растущей общей нестабильностью в мире.
В связи с наметившейся тенденцией в США к снижению интереса к участию в европейской политике и главенствующей роли в Североатлантическом альянсе возможна эволюция внешнеполитической стратегии правительства Турции в направлении более независимого курса в НАТО. И, наконец, несмотря на определенные сигналы, свидетельствующие о потеплении отношений между США и Турецкой Республикой в последние месяцы, стоит ожидать более гибкого курса в реализации Турцией своих привилегированных интересов во взаимодействии с Европой.