Научная статья на тему 'Столетие это повод не только для праздника'

Столетие это повод не только для праздника Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
99
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Столетие это повод не только для праздника»

Перевозчикова С.А., Черных Е.М. Столетие - это повод не только для праздника... Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 8 (25). 2014, С. 118-133 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940

Перевозчикова Светлана Александровна, Черных Елизавета Михайловна УдГУ, г. Ижевск

СТОЛЕТИЕ - ЭТО ПОВОД не ТОЛЬКО для ПРАЗДНИКА (Об исторических поселениях, полях сражений, кладбищах и кладах, и о болезненных проблемах современной региональной археологии.)

Инициатива организаторов Первых Ижевских исторических чтений собрать всех заинтересованных в изучении событий 100-летней давности, а также важная новелла, введенная в наше российское культуроохранное законодательство, уточняющая понятие «культурный слой», позволяет включиться в предлагаемое обсуждение и археологам.

Принятым законом официально установлен хронологический рубеж археологического памятника, неотъемлемой характеристикой которого культурный слой, собственно, и является. Позволим себе процитировать статью 6: «Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы» (№ 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» от 23.07.2013, пункт «г»). Что это означает для нас, археологов? А то, что поля сражений начального периода I Мировой войны уже сегодня подпадают под категорию объектов археологического наследия и, таким образом, становятся объектом археологических раскопок. Это влечет за собой и «шлейф» сложной процедуры получения соответствующих разрешительных документов на право проведения таких исследований -Открытого листа. На «очереди» - памятники революции 1917 года и гражданской войны. То есть, объектно-предметное поле археологических раскопок и исследований неминуемо расширяется.

Но готово ли к такому «историческому повороту» наше интеллекту-

Перевозчикова С.А., Черных Е.М. Столетие - это повод не только для праздника... Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 8 (25). 2014, С. 118-133 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940

альное сообщество и российское общество вообще, ведь еще недавно уделом археологов считалась исключительно «седая древность»? И есть ли у нас научные силы и возможности «поднять» это поле? Да и нуждаются ли в помощи археолога историки? Эти вопросы выглядят риторическими лишь на первый взгляд.

В конце ушедшего лета мы, впервые за последние 8 лет, оказались в Шарканском районе. Начальник Управления культуры, принимая нас, первым же делом посетовала на разгул «черных копателей»: мол, весь район перекопали. Что делать? Познакомившись с одним из местных любителей старины и увидев его «сокровища», мы отметили, что значительную часть среди них занимают находки периода гражданской войны. «О, этого добра у нас хватает,» - заметил находчик - «здесь ведь проходили бои между белыми и красными». Но, что любопытно, даже эти, казалось бы еще недавние события, оставили после себя находки, атрибуция которых вызвала очень серьезные затруднения и у находчика, и у историков. Так стоит ли привлекать археологов для изучения новейшей истории? Вопрос абсолютно не праздный.

Археологическое наследие Удмуртии в последние годы переживает едва ли не самые трудные времена. С одной стороны, масштабные земле-отводы должны были бы повлечь за собой активизацию охранных археологических работ, а вслед за этим, привести к появлению на карте республики новых памятников (именно это можно увидеть во многих регионах страны, где органы государственной охраны объектов культурного наследия срабатывают достаточно оперативно и реагируют адекватно складывающейся обстановке). С другой стороны, повсеместно мы наблюдаем невероятную активизацию непрофессионального и околокриминального сообщества, члены которого именуют себя по-разному: любителями древностей, охотниками за кладами, пользователями металлодетек-торов, «копарями». Но, с точки зрения действующего законодательства, всё это - тривиальные «черные археологи», или, попросту, грабители культурных ценностей... Интернет заполняют виртуальные баталии между копарями всех мастей и окраски, каждый из которых считает именно себя

Перевозчикова С.А., Черных Е.М. Столетие - это повод не только для праздника. Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 8 (25). 2014, С. 118-133 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

полноправным борцом за право «свободной добычи артефактов».

Результаты таких словесных перепалок хорошо известны: профессиональные археологи давно и последовательно стараются донести до общества и власти реальные ужасающие итоги стихийного разграбления национального достояния [5; 6, с.191-192; 7, с.70-89]. Достаточно привести вполне официальные данные - ежегодно Россия теряет около 500 памятников археологии! А сколько великолепных артефактов реализуется через многочисленные интернет-сайты типа «Молоток» и «Мешок»?

В 2013 г. были приняты принципиальные поправки к федеральному законодательству (№ 245-ФЗ), которые ужесточали, в том числе, наказание за расхищение нашего общего культурного наследия. Но много ли на сегодняшний день известно случаев, когда были реально наказаны «любители», схваченные с металлодетекторами в руках? Недавно, в одном из местных печатных изданий были опубликованы сентенции одного из таких любителей старины А.Артемьева, переложившего ответственность за расхищение ижевских кладов, найденных при реконструкции набережной и ул. К.Маркса, на археологов [2, с.12-13]. Вот уж поистине - новые времена и новые пророки! А ведь читатели этому верят, а СМИ публикуют статьи, не проверив изложенную в них информацию. Ведь, на самом деле, археологов на набережную даже не допустили, зато из числа местных «любителей металлопоиска» там не «поработал» разве что ленивый! Другой любитель, назвавшийся Иваном Петровым (показателен сам факт нежелания называть свое настоящее имя, хотя компетентным органам оно наверняка известно), упрекает нас в категорическом неприятии «поисковиков», что тоже неверно. Мы прекрасно отдаем отчет в том, что подобным поврхностным отношением и взаимной неприязнью проблемы сохранения нашего наследия не решить. Более того, в последние годы ряд интереснейших открытий новых объектов археологического наследия косвенным образом случился именно благодаря ответственным любителям, а на кафедру археологии и в музей УдГУ регулярно приносят находки различного происхождения и научной ценности. Они, естественно, принимаются только на условиях безвозмездной передачи. Другое дело, что для науки

Перевозчикова С.А., Черных Е.М. Столетие - это повод не только для праздника. Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 8 (25). 2014, С. 118-133 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

этот материал, в абсолютной своей части, лишен столь важного качества, как контекст находки. Будучи вынутым из земли неспециалистами, без должной фиксации и в отрыве от культурного слоя, он уже не отвечает критериям научности. Ведь неслучайно, самый известный ныне «кузеба-евский клад ювелира», о котором тоже упоминает господин Иван Петров, прежде чем стать научным фактом, прошел долгий и тернистый путь верификации, во многом благодаря профессиональному археологу Т. И. Останиной. С материалами клада работали ученые - археологи, физики и химики (из Ижевска, Москвы и Санкт-Петербурга), и он по праву стал общечеловеческим достоянием. Да и кто из археологов, получив в руки такой сенсационный материал, поступил бы иначе? А вот под тезисом о слабой технической оснащенности нашей официальной науки в сравнении с «копарями-частниками» подпишется любой профессионал! В этом отношении мы отстали от Запада даже не на 10-20 лет! Но не по причине хрестоматийной «русской лени». Денег на обновление материально-технической базы экспедиций и лабораторий у нас как не было,так и нет. Средства на экспедиции нам приходится зарабатывать самим же: либо в ходе охранных работ, либо с помощью столь редких сегодня научных грантов. И здесь тоже есть большая нужда в молодых, талантливых ученых, в глазах которых не только «доллар», но и бескорыстный интерес.

Не можем пройти и мимо упрека археологов в том, что «вместо того чтобы писать книжки, лучше бы они ставили стелы-указатели на памятники». Это утверждение возникает из-за абсолютного незнания нашей публикой задач и прерогатив науки. Установка информационных щитов на памятники археологии (или стелы, как называет их автор интервью в журнале «Удмуртия. Регион 18» [1, с.52-54]) - это сфера полномочий госорганов охраны объектов историко-культурного наследия, а не исследователей. Процедура такой установки прописана законодательством (см. Приказ Федерального агентства Росохранкультура № 142 от 7.09.2009 г. «Об утверждении инструкции о порядке установления информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения»). У нас в Удмуртии такой щит официально установлен только на

Перевозчикова С.А., Черных Е.М. Столетие - это повод не только для праздника. Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 8 (25). 2014, С. 118-133 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

городище Иднакар - памятнике археологии федерального значения. Наша попытка установить щит на Зуевоключевском городище в Каракулинском районе вот уже несколько месяцев проходит мучительную, для всех инициировавших ее, процедуру согласования с Министерством культуры УР. А что такое коридоры наших министерств хорошо известно. Мы уже не говорим о том, что денежные средства на такие щиты никогда не закладывались ни в одном бюджете Республики. Так может, господа любители старины, так сказать, соберутся «всем миром» и вложат свои средства не в покупку металлодетекторов, а в дело действенной охраны этой старины?

На самом высоком государственном уровне сегодня декларируется важность сохранения нашего культурного наследия, без которого задача воспитания патриотических чувств и уважения к деяниям наших предков у будущих поколений россиян просто не решаема. Но на деле, в реальной практике приходится сталкиваться с совершенно противоположным отношением к археологическому наследию не только со стороны среднестатистического обывателя, но и в кабинетах власти. Разрушение памятников истории и культуры, даже таких привычных как монументы, старинные здания (их проще и дешевле сломать, нежели сохранить), при молчаливой или стыдливо-отстраненной позиции госорганов становится делом обычным. Что уж тут говорить о памятниках археологии, на поверхности невидимых и поэтому вообще малопонятных.

Как практикующим археологам - «полевикам» нам постоянно приходится сталкиваться с вопиющими фактами вандальских разрушений «черными копателями» археологических памятников, с разбросанными по свежеразрытым траншеям и шурфам человеческим костям (на Боярском могильнике такие, с позволения сказать, «любители старины» даже намеренно выложили человеческие останки на отвал, как бы в насмешку - вот вам ваши любимые кости!). А господин Петров укоряет нас в том, что мы плохо храним антропологию и ничего не делаем для того, чтобы народ увидел «лица» наших предков. Очередная неправда! Увидеть в лицо этих самых предков помогают археологам палеоантропологи. И с ними мы сотрудничаем: выезд сегодня на раскопки могильников за редким исключе-

Перевозчикова С.А., Черных Е.М. Столетие - это повод не только для праздника. Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 8 (25). 2014, С. 118-133 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

нием осуществляется без участия этих специалистов. А чтобы увидеть реконструкции физического облика древних обитателей нашего края, достаточно придти в Национальный музей УР им. К Герда и посмотреть экспозицию зала археологии, или взять в руки столь нелюбимые любителем старины книги, например, том 1 «Истории Удмуртии», изданный в 2007 г.: он целиком написан археологами. Другое дело, что и таких специалистов-антропологов в России можно пересчитать по пальцам, а работы у них прописаны на десятилетия вперед. Показателен пример с Троицким кладбищем Ижевска, где были спасены останки более чем 2 000 захороненных ижевцев, которые окончили свой земной путь в прошлом и позапрошлом веке. И хорошо, что они не были выворочены экскаватором и не были вывалены из самосвала где-нибудь за чертой города, а пока хранятся археологами на складе университета, дожидаясь, когда их возьмет в руки антрополог: определит пол, возраст, возможные прижизненные травмы или признаки тех или иных заболеваний. (Всё это позволяют сделать современные методы исследований). И лишь затем их можно будет перезахоронить, если, конечно, общество и Церковь возьмут на себя труд сделать это.

А вот совсем «свежие» факты отношения к памятникам истории и культуры, по всем критериям подпадающим под категории, толкуемые нашим законодательством как исторические поселения и достопримечательные места. Только вот компетентным органам никак не хватает времени этими сюжетами заняться предметно.

Нынешним летом стало известно, что местной администрацией распродаются земельные участки на берегу Камы, в черте села Гольяны. А ведь главе администрации господину А.Ю. Чиркову было хорошо известно, что на этой земле находится памятник археологии, являющийся по закону собственностью государства (ст. № 73-ФЗ) и требующий согласования любых работ на нем с госорганом охраны в лице Минкульта УР. И ведь нашлись покупатели, охотно и быстро начавшие строить свои коттеджи «на человеческих костях». На естественно последовавшее со стороны археологов возмущение этим фактом «прикрылись» тем, что границы па-

Перевозчикова С.А., Черных Е.М. Столетие - это повод не только для праздника. Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 8 (25). 2014, С. 118-133 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

мятника не были определены. Действительно, президентом РФ даны поручения, требующие утверждения границ территорий и зон охраны музеев-заповедников, объектов культурного наследия, в том числе, объектов религиозного значения, соблюдения правового режима земель на их территориях в субъектах РФ, разработки комплекса мер по совершенствованию учета и ускорению процедуры регистрации ОКН в реестре (№ Пр-1782 от 24.06.2011, Пр-2217 от 20.08.2012 г., Пр-2177 от 29.07.2011 г., Пр-2705 от 25.09.2012 г.). Исходя из данных поручений, основная работа должна завершиться в срок до 2017 г., но она возможна только тогда, когда в субъектах будет предусмотрено необходимое организационное, финансовое и нормативно-правовое обеспечение. Для Удмуртской Республики необходимый объем финансирования таких работ составляет порядка 150 млн. рублей [14]. То, что у нас в Республике в последние 10 лет не принимается государственная программа по сохранению историко-культурного наследия и не выделяются средства на проведение указанных видов работ - об этом стараются умалчивать даже официальные органы государственной власти, призванные защищать государственную собственность юридически и фактически.

Давайте обратимся к истории изучения упомянутого Гольянского кладбища, чтобы понять значимость этого объекта, и не только для истории Удмуртии.

Памятник расположен в северо-восточной части села Гольяны За-вьяловского района Удмуртской Республики, на невысоком мысу правого берега р. Камы. Восточный край кладбища подвергается сильной эрозии, в результате чего местное население и туристы периодически находят на берегу фрагменты костного и вещевого материала. Памятник занимает положение, весьма уникальное для сельского кладбища. Учитывая привязанность села к большой водной магистрали - Каме, кладбище располагалось непосредственно на берегу, практически примыкая к постройкам.

Первые сведения о Гольянском кладбище находим у Ф.В. Стрельцова (1926) - оно упоминается как «старинное кладбище села Гальяны Сара-пульского уезда Вятской губернии». Очевидно, они послужили основным

Перевозчикова С.А., Черных Е.М. Столетие - это повод не только для праздника. Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 8 (25). 2014, С. 118-133 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

источником для М.В. и И.А. Талицких, поместивших эту информацию в археологической карте [15, № 27]. В 1954 г. разведочной группой Камской археологической экспедиции под руководством С.В. Ошибкиной было отмечено, что площадка памятника занята постройками зернохранилища и охраняется, в результате чего они не смогли его осмотреть [9]. Повторный осмотр площадки кладбища был выполнен лишь в 1972 г. разведочной группой Т.И. Останиной. Сборы человеческих костей на берегу Камы позволили определить примерные границы Гольянского кладбища. В 1978 г. ею же составлен паспорт памятника, внесенного в список археологических объектов, расположенных в Завьяловском районе УР [10, № 771; 11, № 385]. Стационарные археологические исследования связаны уже со спасательными работами Камско-Вятской археологической экспедиции: 2007, 2009 гг. - А.М. Вязников; 2012 г. - С.А. Перевозчикова [3; 12]. Раскопы были заложены в незастроенной части мыса, в первую очередь, с учетом обрушающейся береговой бровки. Общая площадь раскопов составила 140 кв. м.

В первый же год при исследовании площадки Гольянского кладбища было установлено наличие мощного культурного слоя самого села. Именно это обстоятельство существенно затрудняет фиксацию очертаний могильных ям: за три года исследований было выявлено 68 погребений, вытянутых в два ряда и уложенных в четыре яруса, но лишь часть погребенных стратиграфически жестко увязана с ямами. Фиксация большей части захоронений происходила по наличию самого костяка, или остатков гробовищ. Нередко человеческие кости оказывались разбросанными между погребениями.

Несмотря на это, удалось восстановить некоторую картину, связанную с погребальной обрядностью гольянцев, а также с их образом жизни. В целом, погребальные обычаи местного населения «укладываются» в православный канон. Но отмечены и отклонения от него. Захоронения производили в могилы прямоугольной формы, размерами 170-190х60-80 см. Ориентация могил - ВСВ-ЗЮЗ. Мертвых хоронили в деревянных дощатых гробах. Удалось выделить два конструктивных типа гробов - прямо-

Перевозчикова С.А., Черных Е.М. Столетие - это повод не только для праздника. Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 8 (25). 2014, С. 118-133 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

угольной (19 экз.) и трапециевидной (2 экз.) форм. В двух детских захоронениях умершие были завернуты в луб. Примечательно детское погребение, в котором годовалый ребенок был уложен на доску, а сверху закрыт берестой. Края берестяного покрытия загнуты за края доски. Поза умерших: всегда вытянуты на спине, головами на ЗЮЗ, руки скрещены на груди или поясе, ноги вытянуты. На памятнике обнаружены 32 детских костяка, 15 мужских и 16 женских, в 8 случаях пол не определен.

Рис.1. Вид на Крестовоздвиженскую церковь и склады с Камы, начало XX в.

Сопровождающий инвентарь найден в 42 погребениях. Значительная доля в нем, что естественно, принадлежит предметам мелкой культовой пластики - нательные кресты. Данные предметы являются одной из самых многочисленных категорий находок при археологическом исследовании

Перевозчикова С.А., Черных Е.М. Столетие - это повод не только для праздника. Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 8 (25). 2014, С. 118-133 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

христианских некрополей нового и новейшего времени. Всего на кладбище было найдено более 40 нательных крестов. Единично представлена иконка св. Николая Чудотворца. К числу редких находок можно отнести бронзовые пуговицы-гирьки, серьгу, мелкие колечки и крючок, стеклянные бусы, остатки кожаной обуви, металлические гранулы, обработанные кости животных, серебряную монету-чешуйку, железные ножи. Пуговицы располагались у правой ключицы в мужских захоронениях, и вдоль спины (3 экз.) - в женском. Одна из пуговиц украшена выемчатой эмалью, характерной для ХУ1-ХУ11 вв. Еще две пуговицы, найденные в области берцовой кости, позволяют предположить наличие штиблет. Выделяется женское погребение, в котором на костях грудной клетки, а также между берцовыми костями были найдены 11 оловянных гранул, использовавшихся в прошлом лудильщиками. Весьма вероятно, что эти гранулы были положены в гроб как подарок от близкого человека, занимающегося подобным промыслом, например, от мужа. Достаточно интересные вещи найдены и в слое самого села Гольяны: фрагменты посуды - глиняной гончарной, стеклянной и фаянсовой, железные кованые гвозди, ложкарь, гирька, наконечник стрелы, кости животных, монеты советского периода (от 1924 до 1960 гг.), гильза, костяная накладка.

Анализ керамического материала показал, что, в целом, комплекс керамики иллюстрирует преимущественно ранний этап жизни села (конец XVI - XVIII в.). Раннюю дату - XVI в. - дает и крест из погребения 19, который по морфологическим признакам вполне соотносим с ранними экземплярами, бытовавшими в XVI в. [8]. Это весьма примечательно потому, что первое письменное упоминание о Гольянах документировано 1621 годом: «Деревня Гольян на реке Каме...», что позволяет нам несколько «удревнить» дату Гольянского кладбища и села. Несомненно, христианское кладбище должно было примыкать к церкви. К сожалению, пока не найдено никаких архивных данных о строительстве первой церкви села. Известно лишь, что в 1754 г. в Гольянах начато строительство новой деревянной Крестовоздвиженской церкви взамен обветшавшей. Кресто-воздвиженская церковь располагалась практически в центре села, недалеко

Перевозчикова С.А., Черных Е.М. Столетие - это повод не только для праздника. Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 8 (25). 2014, С. 118-133 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

от берега, скорее всего, у северного края кладбища.

В 1795 г. эта церковь сгорела от удара молнии; взамен нее начато строительство нового каменного храма с тем же названием, строительство которого длилось до 1804 г. До открытия каменной церкви было разрешено построить временную небольшую деревянную церковь во имя Богоявления Господня. Богослужения в построенном в том же 1795 г. храме совершались до 1801 г. Расположение Богоявленской церкви в селе пока не установлено.

Служба в Крестовоздвиженском храме велась до 1934 г., когда после закрытия здание сначала передано под зерносклад, а позднее - полностью разрушено. В настоящее время эта территория занята жилыми и хозяйственными постройками. С 2013 г. в селе начаты работы по восстановлению Крестовоздвиженской церкви.

Третьим религиозным объектом в селе Гольяны была часовня, построенная в 1862 г. Расположение ее авторам также пока неизвестно. В 1927 г. она была закрыта, а ее здание передано под склад колхоза [13, с.96-97]. К изучаемому археологическому памятнику - Гольянскому

Перевозчикова С.А., Черных Е.М. Столетие - это повод не только для праздника. Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 8 (25). 2014, С. 118-133 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

кладбищу - имела отношение именно Крестовоздвиженская церковь.

После строительства в 1759-60 гг. Ижевского и Воткинского заводов, гольянская пристань становится их главным речным портом: через Гольяны поступал чугун с Гороблагодатских заводов, а в обратном направлении шла готовая продукция. К началу XX в. в черте села насчитывалось около 10 причалов. Активная деятельность в селе привела к плотной застройке береговой линии (Рис.1). В середине XIX в. Гольянское кладбище было закрыто, а новое открыто уже за пределами села. С этой датой соотносятся и вещи, найденные при исследовании погребений и культурного слоя села. Отдельные фрагменты керамики, найденные в верхних слоях слоя, датируются до XIX в. Судя по имеющемуся в нашем распоряжении материалу и практически полному отсутствию столовой посуды, можно предположить, что изготавливалась гончарная продукция в каком-то местном сельском центре.

Самый массовый материал - кресты - также атрибутируются не позднее XIX в. Применение рентгено-флюоресцентного анализатора (к.и.н. С.Е. Перевощиков) показало, что в составе металла всех крестов присутствует серебро. Судя по его количеству, данный металл является естественной примесью, а его наличие говорит, что мастера использовали черновую, неочищенную медь. Это позволяет считать, что все указанные предметы были изготовлены до 70-х гг. XIX в., до начала широкого использования гальванического рафинирования меди и запрета использовать нерафинированную медь [18].

В итоге, после закрытия Гольянского кладбища, его площадка оказалась постепенно застроенной, чему особенно способствовали продолжавшие функционировать речные грузовые пристани и тесная связь с городами-заводами.

В 1918 г. село оказалось в центре событий Ижевско-Воткинского восстания. В октябре этого года была освобождена «баржа смерти» с плененными красногвардейцами, стоявшая рядом с Гольянской пристанью [4]. В июне 1919 г. село вновь оказалось в эпицентре жестоких боев между красноармейцами и колчаковцами за узкоколейку «Гольяны-Ижевск». В

Перевозчикова С.А., Черных Е.М. Столетие - это повод не только для праздника. Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 8 (25). 2014, С. 118-133 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

память об этих событиях, в 10-ю годовщину освобождения пленных, на берегу Камы был установлен памятник узникам «баржи смерти».

Рис.2. Памятник узникам «баржи смерти». 1950-е гг.

Удивительные трансформации нашей социально-культурной памяти - сельское население сегодня уверено, что и на кладбище около села, там, где стоит памятник баржевикам, похоронены именно красногвардейцы, погибшие во время гражданской войны. Несколько лет назад в республиканской прессе появлялись статьи о том, что здесь, при обрушении берега, были обнаружены «останки расстрелянных баржевиков».

По словам местных жителей, в первой половине XX в. непосредственно на площадке уже бывшего кладбища была открыта «Чайная». Скорее всего, именно с ней связаны остатки горелых конструкций и многочисленные находки битого стекла, костей животных и монет советского периода (от 1924 г. до 1965 г.), найденные в верхнем горизонте культурного

Перевозчикова С.А., Черных Е.М. Столетие - это повод не только для праздника. Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 8 (25). 2014, С. 118-133 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

слоя памятника. В 1950-е гг. зону около памятника облагородили, рассадили кусты, разбили газоны, поставили скамейки (Рис.2). В настоящее время площадка запущена, но, тем не менее, является одним из излюбленных мест отдыха местных жителей и туристов. Это пагубно сказывается как на состоянии территории некрополя, так и исторического обелиска -памятника узникам «баржи смерти»: здесь имеются несанкционированные свалки, кучи мусора, очаги от пикников, а также битое стекло, пробки от бутылок и остатки пластиковой тары на поверхности и в культурном слое.

Время функционирования могильника предварительно можно ограничить концом XVI - серединой XIX в. Конфессиональная принадлежность умерших не определена, некоторые признаки (обертывание лубом) могут указывать на присутствие старообрядческих традиций, хотя в целом могильник «никонианский». Культурный слой поселения имеет несколько более широкие рамки накопления и требует дополнительных усилий по его научному изучению. Но уже сейчас совершенно очевидно, что это древнейшее русское селение Удмуртского Прикамья и его необходимо исследовать всеми современными методами и с помощью всех заинтересованных в восстановлении объективной картины нашего прошлого. В частности, лишь планомерным изучением здесь можно выявить и атрибутировать захоронения периода Гражданской войны. Только интеграция и объединение усилий историков и археологов, педагогов и журналистов откроет обществу действенные пути не только сохранения нашего наследия, но и реального управления этим культурным ресурсом!

Таким образом, как видим, в Гольянах имеется достаточно сложный памятник, расположенный на небольшом участке земли, где сошлись события времен начального освоения русскими колонистами территории Среднего Прикамья, основания первых русских сел, русского цивилизующего влияния, а также совсем недавние исторические события - становление заводской цивилизации, революционные потрясения начала XX века. Жители села уже мало что могут рассказать об этом, а увидеть материальные свидетельства нашей истории мы сможем разве что в котлованах строящихся коттеджей, если, конечно, нам это позволят «новые хо-

Перевозчикова С.А., Черных Е.М. Столетие - это повод не только для праздника. Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 8 (25). 2014, С. 118-133 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

зяева» Земли Удмуртской.

Источники и литература:

1. «Вся Удмуртия - сплошной археологический памятник...» // Удмуртия. Регион 18. Июнь 2014 г. С.52-54

2. Артемьев А. Пропавшие сокровища // 7 вечеров. № 33 от 20.08.2014 г. Ижевск, с.12-13

3. Вязников А.М. Отчет о разведочных работах, проведенных летом 2007 года в Завьяловском районе Удмуртской Республики. - Ижевск, 2008 // Архив Института истории и культуры народов Приуралья, Ф. 2, Д. 527.

4. Коробейников А.В. О мичмане Ильине, его жене и Гольянской барже. -Ижевск, Иднакар, № 2(15) 2012. 166 с.

5. Зеленцова О.В. Сохранение археологического наследия и проблема грабительских раскопок // Электронный ресурс: http ://archaeolo g .ru/? id=245 Дата обращения - 18.09.2014

6. Макаров Н.А. Археология и грабительские раскопки: комментарий к общеизвестному // РА. 2013. № 2. С.191-192.

7. Незаконные раскопки и археологическое наследие России: Материалы круглого стола, проведенного редакцией и редколлегией журнала «Российская археология» // РА. 2002. № 4. С.70-89.

8. Николаева Т.В. Произведения мелкой пластики XIII-XVII веков в собрании Загорского музея: Каталог. - Загорск, 1960.

9. Ошибкина С.В. Отчет об археологических разведках по правому берегу р. Камы от г. Сарапула до д. Докша (Сарапульский и Завьяловский районы Удмуртской АССР), произведенных разведовательным отрядом Удмуртской археологической экспедиции летом 1954 года // Генинг В.Ф. Отчет об археологических исследованиях Удмуртской археологической экспедиции в 1954 г.// Архив Национального музея УР им. К. Герда.

10. Памятники истории и культуры Удмуртии: Каталог. - Ижевск, 1990. 156 с.

11. Памятники истории и культуры Удмуртской АССР: Каталог. - Ижевск,

Перевозчикова С.А., Черных Е.М. Столетие - это повод не только для праздника. Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 8 (25). 2014, С. 118-133 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

1979. 135 с.

12. Перевозчикова С.А. Отчет об археологических исследованиях в За-вьяловском районе Удмуртской Республики летом 2012 года. Ижевск, 2013 // Архив Института истории и культуры народов Приуралья, Ф.2. Д.570

13. Православные храмы Удмуртии: Справочник-указатель. - Ижевск: Изд-во «Удмуртия», 2000. 480 с.

14. Смирнова И.Ю., Черных Е.М., Археологическое наследие УР: современное состояние и проблемы государственной охраны // В печати.

15. Талицкая И.А. Материалы к археологической карте бассейна р. Камы // Материалы и исследования по археологии Урала и Поволжья. - М., 1952. N° 27.

16. Федеральный закон №245-ФЗ о т 23.07.2013 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии»

17. Федеральный закон №73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

18. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - СПб., 1890-1907.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.