Научная статья на тему 'Стоимостная оценка интеллектуального капитала вуза в области консалтинговой деятельности (на примере САФБД)'

Стоимостная оценка интеллектуального капитала вуза в области консалтинговой деятельности (на примере САФБД) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / СТОИМОСТНАЯ ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА / КОНСАЛТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВУЗ / VALUATION / INTELLECTUAL CAPITAL / VALUATION OF INTELLECTUAL CAPITAL / CONSULTING ACTIVITIES / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цуриков Сергей Витальевич, Кочеткова Наталия Александровна

Характеристика конкурентоспособности вуза предполагает стоимостную оценку интеллектуального капитала. В отсутствие общепринятых методик в статье обсуждаются подходы к стоимостной оценке интеллектуального капитала вуза в области консалтинговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Valuation of intellectual capital of a university in the field of consulting activities (by example of SAFB)

Characteristics of the competitiveness of a university involves the valuation of intellectual capital. The absence of common methods in the approaches to the valuation of intellectual capital of a university in consulting activities is critisized. In this article, intellectual capital in the narrow sense refers to the organizations assets as a complex of knowledge of its staff, in the broadest sense as a set of all intangible assets of the organization, including those that are not the result of intellectual activity. The article considers evaluation of intellectual capital based on the information generated within the higher school for its specificity. In general, the model presented takes into account the economic benefits the higher school receives at present and will receive in the future from the intellectual and professional qualities of the staff due to investing in its employees. In the system of indicators, which has been worked out for assessing the intellectual capital of the university, there are key performance indicators based on economic profits, which, on the one hand, correlate with market valuation, and, on the other hand, can be used in operational management of the organization. The fore-mentioned approaches to the evaluation of intellectual capital can be implemented in commercial organizations, which universities do not belong to. However, at present, the reform of the educational system of Russia considers different ways of business development. The article describes the valuation of intellectual capital of SAFB in consulting activities. The indicators, such as teaching staff payroll; turnover and costs of teaching staff competency improvement per unit, are part of the system performance of integrated assessment of intellectual capital of SAFB. Index of Innovative Activity of the University is considered as the index rate of innovation. The analysis showed a positive dynamics of the level of intellectual capital of SAFB, which corresponds to the integrated assessment of intellectual capital, based on the integral index. The tendency is natural, since in the academic year 2009-10 the innovation activity of the university, compared with the 2008-09 academic year, almost tripled. During this period, the university implemented actively the development strategy of SAFB as an innovative university on the basis of a balanced scorecard within the third phase of modernization of the multilevel educational system of the university. As it was mentioned above, the crisis of 2008 had a strong impact on the universitys intellectual capital considering the market (customers) component. As a result, both valuation and the integral index decreased dramatically. Active response of the university to environmental changes in the form of developing and implementing marketing and innovation strategies stimulated the growing figures of the valuation of intellectual capital. This increase shows that the adequate strategy proved by scoring of intellectual capital on the basis of the scoring model.

Текст научной работы на тему «Стоимостная оценка интеллектуального капитала вуза в области консалтинговой деятельности (на примере САФБД)»

С. В. Цуриков, Н.А. Кочеткова

СТОИМОСТНАЯ ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ВУЗА В ОБЛАСТИ КОНСАЛТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ САФБД)

Характеристика конкурентоспособности вуза предполагает стоимостную оценку интеллектуального капитала. В отсутствие общепринятых методик в статье обсуждаются подходы к стоимостной оценке интеллектуального капитала вуза в области консалтинговой деятельности.

Ключевые слова: оценка; интеллектуальный капитал; стоимостная оценка интеллектуального капитала; консалтинговая деятельность; вуз.

Общепринятых подходов к оценке интеллектуального капитала вузов в области консалтинговой деятельности пока не существует. Все известные модели и теории интеллектуального капитала основаны на изучении практики управления капиталом в конкретных организациях. По этой причине каждая модель уникальна и отражает специфику отдельной организации, что и обеспечивает многообразие подходов.

С точки зрения основателя теории интеллектуального капитала Т. Стюарта, интеллектуальный капитал есть сумма знаний всех работников организации, обеспечивающая ее конкурентоспособность [1].

Аналогичной позиции придерживаются Л. Эдвинс-сон [2] и Э. Брукинг [3], определяющие интеллектуальный капитал как своего рода «коллективный мозг», аккумулирующий научные и обыденные знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, правила общения и организационную структуру, информационные сети и имидж организации.

Б.Б. Леонтьев [4] понимает под интеллектуальным капиталом организации стоимость имеющихся у нее интеллектуальных активов, включая интеллектуальную собственность, природные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки персонала, а также накопленные базы знаний и полезные отношения с другими субъектами.

В данной работе под интеллектуальным капиталом в узком смысле мы будем понимать активы организации как совокупность знаний ее персонала, в широком смысле - как совокупность всех неосязаемых активов организации, в том числе тех, которые не являются результатом мыслительной деятельности.

Однако при таком понимании интеллектуальный капитал трудно интерпретировать в денежном выражении. Принятая в рамках большинства организаций система учета информации не позволяет сформировать ее объем, достаточный для оценки отдельных компонентов интеллектуального капитала. Попытаемся произвести оценку интеллектуального капитала на информации, формируемой в рамках исследуемого вуза, с учетом его специфики.

Основываясь на экономической теории, исследованиях М. Армстронга, Р. Каплана и Д. Нортона, полагаем, что интеллектуальный капитал организации можно рассчитать по формуле [5-8]:

1К = к1 х к2 х к3 х к4 х к5 х к4, (1)

где 1К - интеллектуальный капитал, ден. ед.; к1 - численность персонала, чел.; к2 - добавленная стоимость на одного сотрудника, ден. ед./чел.; к3 - коэффициент

постоянства кадров; к4 - инвестиции в персонал, ден. ед.; к5 - индекс инноваций.

В представленной модели учитываются экономические выгоды, которые вуз получает и может получить от интеллектуальных и деловых качеств персонала в результате инвестирования средств в своих сотрудников (тех, кто занимается интеллектуальным трудом).

Сформированная нами в рамках данного исследования система показателей оценки интеллектуального капитала вуза включает необходимые для данного расчета ключевые показатели: к1 = ai к3 = (1 - а2); к4 = a3 х аь к5 = aia - индекс инновационной активности вуза, который определен на основе модели расстояний [9].

IK = ai х EVA х (1 - а2) х а„ + аз х ai х ata, (2)

где EVA - добавленная стоимость на одного члена ППС, ден. ед./чел.; а1 - общее количество научнопедагогических кадров, чел.; а2 - текучесть кадров, %; а3 - затраты на повышение компетентности на единицу ППС, руб.; aia - индекс инновационной активности вуза.

Как известно, добавленная стоимость есть разница между полученной от продажи товаров и услуг выручкой и стоимостью потребленных в производственном процессе сырья и материалов, услуг, т.е. разница в стоимости «входа» и «выхода». Для управления стоимостью используют показатели, основанные на экономической прибыли, которые в наибольшей степени коррелируют с рыночной оценкой стоимости и могут быть использованы в оперативном управлении организацией. Одним из наиболее распространенных показателей является экономическая добавленная стоимость (EVA - economic value added):

EVA = NOPAT - (NA х WACC), (3)

где NOPAT (net operating profit after taxes) - чистая операционная прибыль после налогообложения; WACC (weighted average cost of capital) - средневзвешенная стоимость капитала; NA (net assets) - инвестированный капитал.

Таким образом, показатель EVA характеризует успехи менеджмента по достижению стратегической цели бизнеса - максимизации стоимости организации. При этом задача определения рычагов воздействия на стоимость сводится к определению финансовых факторов, которые в наибольшей степени влияют на EVA .

Эффективность деятельности организации отражает результаты политики по увеличению продаж, снижению издержек или повышению производительности. Предполагается, что улучшение данных показателей

может быть достигнуто без существенных дополнительных инвестиций, за счет увеличения продуктивности деятельности персонала. Тогда добавленная стоимость может быть определена как

EVA = (VAP - ACP) х POP, (4)

где VAP (добавленная стоимость на 1 работника) - отношение общей добавленной стоимости всех работников к их общей численности. Данный показатель, интерпретируемый как продуктивность работников, отражает необходимость качественного отбора и развития персонала; ACP (средние издержки) - издержки на развитие персонала и оплату труда в расчете на одного работника; POP - общее число работников.

Формы уравнения для капитала и человеческих ресурсов одинаковы, т.е. можно соотнести WACC со средними издержками на одного работника, NOPAT -с добавленной стоимостью в расчете на одного работника, а инвестированный капитал - с количеством занятых. Именно поэтому финансовый капитал и работники организации, будучи важными для нее ресурсами, интегрированы в единую систему управления стоимостью.

Показанные подходы к оценке интеллектуального капитала могут быть реализованы в коммерческих организациях, к которым вузы не относятся. Однако в рамках реформирования образовательной системы России рассматриваются различные способы организации предпринимательской деятельности в некоммерческой организации.

Федеральный закон о некоммерческой организации № 83-Ф3 в редакции от 8 мая 2010 г. определяет возможности для некоммерческой организации в части предпринимательской деятельности: «Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика» [10].

Сибирская академия финансов и банковского дела (САФБД) относится к вузам предпринимательского типа и ведет многоплановую консалтинговую деятельность в соответствии с учредительными документами силами своих структурных подразделений:

- Института дополнительного бизнес-образования (ИДБО);

- Научно-исследовательского института инноваций и инвестиций (ИИиИ);

- Центра инновационных компетенций и информационной политики (ЦИКиИП);

- аудиторской фирмы «Экономические нововведения» («Экон»).

ИДБО в рамках сотрудничества с «Экон» и ЦИКиИП разрабатывает и готовит к реализации набор программ

дополнительного бизнес-образования, которые являются интеллектуальным продуктом ППС вуза. В табл. 1 показана динамика добавленной стоимости по основным интеллектуальным продуктам САФБД.

Научно-исследовательский институт инноваций и инвестиций обеспечивает разработку и экономическое сопровождение инновационных проектов в рамках региональной программы «Сибирь инновационная».

Одно из интересных направлений в инновационном проектировании, которое осуществляется в САФБД с 2005 г., - «Транспортные высокоскоростные системы и технологии нового поколения». Особый интерес представляет инновационный проект « Струнные грузопассажирские межрегиональные и городские транспортные системы», в основе которого лежит инновационная технология надземного струнного транспорта Юницкого (СТЮ). Бизнес-планирование выполнялось для различных транспортных систем (г. Новосибирск, Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО - Югра) и др.).

Коллективом САФБД в рамках современного инновационного проекта «прорывного» характера разработана «Стратегия развития транспортной инфраструктуры СТЮ в ХМАО - Югре». Данный инновационный проект состоит из двух взаимосвязанных подсистем: «материальной», непосредственно связанной с производственно-технологическим процессом, и «нематериальной», продукт которой - инновации в бизнес-оболочке проекта - и является интеллектуальным продуктом САФБД.

Бизнес-оболочка проекта представляет собой постоянно развивающуюся корпоративную научно-производственно-финансовую самоорганизующуюся

структуру, которая видоизменяется по мере реализации инновационного проекта. Основу (ядро) этой бизнес-оболочки составляет компания, базирующаяся на знаниях и информации, - ООО «Струнный транспорт Юницкого» (г. Москва). В процессе формирования и реализации стратегии в бизнес-оболочку проекта включается САФБД.

Реализация стратегии включает: экспертный этап; инвестиционный этап, в рамках которого происходит первичное инвестирование в создание бизнес-оболочки проекта, в разработку маркетинговой стратегии и первичное производство; этап продвижения проекта.

Финансовая стратегия проекта предполагает использование достаточно широкого спектра источников финансирования; программный характер финансирования, при котором фиксируются цели, этапы, планируемые результаты, способы контроля и средства мониторинга; интегрально-возвратный характер финансирования, при котором возможны различные схемы возврата инвестиций.

В качестве добавленной стоимости по данному интеллектуальному продукту мы рассматриваем выгоды, которые получит САФБД в результате реализации проекта (кроме платы за обоснование эффективности проекта и разработку бизнес-плана). На наш взгляд, можно условно принять за выгоды часть чистой приведенной стоимости, приходящейся на САФБД. Академия как разработчик бизнес-плана входит в группу «Прочие учредители (миноритарные акционеры, ин-

ституты развития и др.)». В этой группе доля САФБД составляет 10%. От годовой чистой приведенной стоимости проекта САФБД получает выгоду в сумме 14 744,5 тыс. руб.

Динамика добавленной стоимости (VAP) и издержек на развитие персонала и оплату труда (ACP) в консалтинговой деятельности САФБД представлена в табл. 2.

Т а б л и ц а 1

Результаты реализации программ и интеллектуальных продуктов, разрабатываемых САФБД в рамках консалтинговой деятельности, руб.

Наименование программы (продукта) 2009/2010 уч. г. 2008/2009 уч. г.

Институт дополнительного бизнес-образования

Валютно-обменные операции в коммерческих банках (72 ч) 1 293 109 2 611 866

Банковское дело (520 ч) 143 200 131 700

Подготовка и аттестация профессиональных бухгалтеров (240 и 280 ч) 953 279 1 240 509

Подготовка и аттестация профессиональных бухгалтеров (500 и 520 ч) 45 700 50 700

Основы бухгалтерского учета. «1С: бухгалтерия» (160 ч) 1 261 665 906 632

Подготовка и аттестация аудиторов (240 ч) 1 107 100 1 101 416

Диплом АССА по МСФО (98 ч) 469 500 528 920

Повышение квалификации профессиональных бухгалтеров (72 ч) 978 365 1 134 768

Повышение квалификации аудиторов (72 ч) 1 958 260 2 189 275

Подготовка и аттестация профессиональных бухгалтеров бюджетных учреждений (240 и 520 ч) 424 900 741 200

Бюджетный учет и отчетность (72 ч) 728 900 1 177 751

Автономные учреждения (72 ч) 364 925 636 000

Бюджетный учет и бюджетная отчетность (курс для начинающих бухгалтеров) 126 000 139 350

Подготовка и аттестация арбитражных управляющих (480 ч) 1 574 460 1 232 307

Переподготовка антикризисных управляющих (1180 ч) 34 000 22 050

Повышение квалификации работников ТЭК и ЖКХ (102 ч) 30 000 210 000

Оценка стоимости предприятия (бизнеса) (820 ч) 1 426 600 1 797 735

Оценка стоимости предприятия (бизнеса) (108 ч) 272 000 532 100

Экспертиза автотранспортных средств (520 ч) 691 450 72 000

Профессиональные навыки брокеров по недвижимости (102 ч) 54 000

Бизнес-планирование коммерческой деятельности (102 ч) 48 000

Итого 13 985 413 16 456 280

Научно-исследовательский институт инноваций и инвестиций

Инновационный проект «Технико-экономическое обоснование генеральной транспортной стратегии применения и создания трасс струнного транспорта Юницкого в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» 14 744 500 14 744 500

Центр инновационных компетенций и информационной политики

Электронная библиотека научных публикаций подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров, финансовых менеджеров для коммерческих организаций 300 000 100 000

Электронная библиотека научных публикаций подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров, финансовых менеджеров и работников организаций бюджетного сектора 300 000 100 000

Специализированный учебно-методический комплекс «Оценка качества корпоративного управления и финансовой отчетности открытых акционерных обществ» 2 000 000 1 000 000

Информационно-аналитический комплекс «Оценка качества корпоративного управления в банках» 1 000 000 450 000

Система электронного тестирования по экономическим дисциплинам 30 000

Информационная система «Молодежный бухгалтерский клуб» 15 000

Информационная система «Молодежный банковский клуб» 15 000

Итого 3 660 000 1 650 000

Аудиторская фирма «Экономические нововведения» («Экон»)

Научно-практические семинары | 878 498 | 684 859

Т а б л и ц а 2

Изменение величины добавленной стоимости и издержек на развитие персонала и оплату труда в консалтинговой деятельности САФБД, руб.

Структурное подразделение 2009/2010 уч. г. 2008/2009 уч. г.

УЛР ЛСР УЛР ЛСР

ИДБО 13 985 413 6 950 153 16 456 280 5 967 954

ИИиИ 14 744 500 4 500 500 14 744 500 4 500 500

ЦИКиИП 3 660 000 1 818 000 1 650 000 812 400

«Экон» 878 498 412 300 684 859 278 900

Итого 33 268 411 13 680 953 33 535 639 11 559 754

Численность сотрудников САФБД, непосредственно участвующих в консалтинговой деятельности, в 20082010 гг. не изменилась и составила всего 45 чел.: ИДБО -20, ИИиИ - 6, ЦИКиИП - 16, «Экон» - 3.

Стоимостная оценка интеллектуального капитала САФБД в консалтинговой деятельности определяется исходя из (2), а добавленная стоимость на одного члена ППС - на основе вышеприведенных данных.

Показатели общего количества научно-педагогических кадров, текучести кадров и затрат на повышение компетентности на единицу ППС входят в систему показателей интегральной оценки интеллектуального капитала САФБД. В качестве индекса инноваций взят показатель «индекс инновационной активности вуза».

Интеллектуальный капитал САФБД в консалтинговой деятельности составил в 2009-2010 уч. г.:

Жгоомо = 127 х 435 276,9 х (1 - 0,19) х 1,0 +

+ 2200 х 127 х 1,0 = 45 056,3 тыс. руб.,

а годом ранее -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

= 129 х 488 353,0 х (1 - 0,177) х 0,35 +

+ 1800 х 129 х 0,35=18 227,7 тыс. руб.

Позитивная динамика уровня интеллектуального капитала САФБД в области консалтинговой деятельности соответствует интегральной оценке интеллектуального капитала, полученной в рамках исследования на основе интегрального индекса. Тенденция закономерна, так как в 2009-2010 уч. г. инновационная активность вуза по сравнению с 2008-2009 уч. г. выросла почти втрое. В этот период в вузе активно реализуются стратегии развития САФБД как инновационного вуза на основе сбалансированной системы показателей в рамках третьего этапа модернизации его многоуровневой образовательной системы. Увеличение стоимостной оценки интеллектуального капитала объясняется и активной реакцией вуза на изменения внешней среды -разработкой и реализацией маркетинговой и инновационной стратегий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стюарт Т. Богатство от ума. Минск : Парадокс, 1998. 870 с.

2. Эдвиссон Л., Мэлоун М. Интеллектуальный капитал: Определение истинной стоимости компании // Новая постиндустриальная волна на

Западе: антология / под ред. В. Л. Иноземцева. М. : Academia, 1999. 436 с.

3. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / пер. с англ.; под ред. Л.Н. Ковалик. СПб. : Питер, 2001. 288 с.

4. Леонтьев Б. Цена интеллекта: Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. М. : Акционер, 2002. 200 с.

5. АмстронгМ. Практика управления человеческими ресурсами / пер. с англ.; под ред. С.К. Мордовина. 8-е изд. СПб. : Питер, 2004. 832 с.

6. Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию: Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие

сбалансированную систему показателей / пер. с англ. М. : Олимп-Бизнес, 2005. 416 с.

7. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей: От стратегии к действию / пер. с англ. М. : Олимп-Бизнес, 2006. 320 с.

8. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты: Трансформация нематериальных активов в материальные результаты : пер. с англ. М. : Олимп-

Бизнес, 2005. 512 с.

9. Цуриков С.В. Оценка интеллектуального капитала в управлении знаниями организации (на примере вуза) : дис. ... канд. экон. наук. Новоси-

бирск, 2010. С. 149-152.

10. Федеральный закон Российской Федерации «О некоммерческой организации» от 8 мая 2010 г. N° 83-Ф3.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 3 ноября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.