СТОИМОСТЬ ОБЛИГАЦИОННОГО займа для эмитента НА ПРИМЕРЕ СУБФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБЛИГАЦИЙ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Еникеева П.Д.
Еникеева Полина Дмитриевна - бакалавр, кафедра финансов и учета, Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск
Аннотация: в статье анализируется целесообразность облигационных займов для субъектов РФ и рассчитывается стоимость субфедеральных облигаций для эмитента на примере облигаций Томской области.
Ключевые слова: субфедеральные облигации, кредит, заимствования, эмитент, стоимость, биржа, агент, депозитарий.
Субфедеральные облигации являются популярным и перспективным инструментом российского фондового рынка и представляют значительный интерес для инвесторов [1, с. 288].
Субфедеральные облигации эмитируют с целью финансирования дефицита бюджет, а также с целью финансирования целевых инвестиционных, социальных и бюджетных программ и конкретных проектов субъектов.
Из всех заемных инструментов субъекты могут самостоятельно привлечь финансовые ресурсы в форме кредитов и облигаций.
Одним из главных преимуществ субфедерального займа выступает его стоимость для эмитента. Для того, чтобы говорить о целесообразности выпуска облигаций для Томской области, необходимо рассчитать их стоимость для эмитента, учитывая все расходы по организации эмиссии и обращения облигаций.
Стоимость займа для эмитента определяется путем отношения расходов по обслуживанию займа к сумме привлеченных средств.
Заем с помощью выпуска субфедеральных облигаций можно считать целесообразным в случае, если его стоимость меньше стоимости банковского кредита. В случае превышения стоимости банковского кредита заем целесообразен, если:
- отсутствует возможность альтернативных заимствований при наличии их явной обоснованности (инвестиционный проект, реструктуризация задолженности, поддержка социальных программ и т.д.);
- эмитент осуществляет пробный заем с целью формирования имиджа на рынке [1, с. 289].
Стоимость облигационного займа в процентах годовых рассчитывается по формулам (1) и (2), которые используют для расчета в своих исследованиях многие экономисты:
Мхрхк + (М- Раг,) + гГс1 1 Ка =---^-^-х-х 100%, (1)
"ар *
где:
Ка - стоимость облигационного займа;
М - суммарная номинальная стоимость займа;
р - годовая ставка купона по облигационному займу (в долях единицы);
к - срок займа (количество лет);
Рф - чистый доход от размещения всего займа (за вычетом затрат по организации
займа);
г^с1 - затраты по обслуживанию займа, осуществляемые в процессе его обращения.
В свою очередь чистый доход от размещения займа рассчитывается:
Рар = Ррр ~ г/со> (2)
где:
Ррр - доход от размещения всего займа;
Г[с0 - затраты по обслуживанию займа, осуществляемые до момента или в момент его размещения.
Рассчитаем стоимость облигаций на примере выпуска RU34055TMS0 двумя предложенными способами.
Объем эмиссии данного выпуска составил 7 млрд. руб., сроки обращения с 28.12.2015 по 19.06.2023 (7,5 лет), ставка купона 9,9% годовых.
Генеральным агентом по выпуску RU34055TMS0, заключившим с Департаментом финансов Томской области госконтракт на оказание услуг по организации выпуска, размещению и обращению субфедеральных облигаций Томской области 2015 года, является АО «ВТБ Капитал».
Генеральный агент выбирается на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Данная конкурсная процедура называется отбором финансовых организаций, оказывающих услуги по размещению облигаций внутренних облигационных займов Томской области.
Цена контракта с Генеральным агентом составляет 10 500 000 руб., 80% которых выплачивается при полном размещении, остальные 20% - ежегодно равными долями в течение 7,5 лет.
Депозитарием, является Небанковская кредитная организация АО «Национальный расчетный депозитарий» (далее - НРД).
С депозитарием заключается госконтракт как с единым поставщиком, т. е. без конкурсных процедур, на хранение сертификата облигаций и оказание депозитарных услуг по субфедеральным облигациям Томской области.
Цена госконтракта формируется по тарифам НРД и зависит от количества облигаций, находящихся на момент заключения госконтракта на обслуживании в НРД, номинала и срока обращения облигаций.
Цена госконтракта с НРД на обслуживание выпуска RU34055TMS0 составляет 445 263 руб. Эта сумма выплачивается в начале размещения единым авансовым платежом.
Размещение облигаций биржевого займа Томской области осуществляется только с использованием системы торгов ПАО «Московская Биржа» (далее - МосБиржа), т.к. НРД работает только с МосБиржей. Госконтракт заключается с биржей после конкурсной процедуры. Все конкурсные процедуры проводятся в соответствии с федеральным законом № 44-ФЗ.
Услуги МосБиржи по выпуску RU34055TMS0 на сегодняшний день составляют:
- 300 000 руб. выплачивается в год размещения за допуск к торгам в процессе размещения путем включения облигаций в соответствующий раздел списка ценных бумаг, допущенных к торгам биржи;
- 40 000 руб. ежегодно за поддержание облигаций в соответствующем разделе списка.
Таким образом, обслуживание на бирже данного выпуска составляет 620 000 руб.
Рассчитав стоимость облигационного займа выпуска RU34055TMS0 по формулам (4) и (5), получаем: Ка = 9,935%.= 9,935%
Стоимость банковского кредита равна годовой ставке процента. Томская область активно использует банковское кредитование на основе госконтрактов с кредитными
организациями. В 2015 году ПАО Сбербанк предлагали кредиты под 11,87-12,7% годовых, ПАО «Банк ВТБ» под 10,5-16,1%, а ПАО «Росбанк» под 17% годовых.
Следует отметить, что стоимость облигационного займа ниже ставок по банковским кредитам в 2015 году. Поэтому осуществлять заимствования с помощью выпуска облигаций не только целесообразно, но и более выгодно для эмитента, чем занимать с помощью банковского кредитования.
Список литературы
1. Беломытцева О.С. Субфедеральные и муниципальные облигации: тенденции развития рынка и элементы концепции управления долгом // Вестник Томского государственного университета. 2006. № 292-2. С. 288-293.
2. Бондаренко А.С. Облигации субъектов Российской Федерации // Аллея науки. 2018. Т. 4, №6 (22). С. 27-29.
3. Волкова Н.М. Использование заемных средств, привлеченных в результате размещения облигаций субъектов РФ и муниципальных образований // Дайджест Финансы. 2002. №8. С. 2-11.
4. Департамент финансов Томской области [Электронный ресурс] // Томск: официальный интернет-сайт Российской Федерации. 2019. URL: http://dep.findep.org (дата обращения: 24.06.2019).
5. Облигации Томской области [Электронный ресурс] // Томск: официальный интернет-сайт Российской Федерации. 2019. URL: https://bonds.tomsk.ru (дата обращения: 24.06.2019).
ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФЕЛЯ
ЦЕННЫХ БУМАГ Карпухин В.С.
Карпухин Владислав Сергеевич - бакалавр, направление: финансы организаций, институт экономики и менеджмента, Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск
Аннотация: актуальность темы, объясняется необходимостью совершенствования инвестиционных стратегий управления портфелем ценных бумаг для эффективного развития рыночной экономики. В настоящее время важную роль в привлечении свободных денежных средств в оборот играет рынок ценных бумаг. В данной статье рассматриваются теоретические вопросы портфельного инвестирования, дается определение понятиям «портфель ценных бумаг», «инвестиционные стратегии», выделяются основные виды портфелей ценных бумаг и их характеристики, анализируется активная и пассивная стратегии управления портфелем ценных бумаг, их применение в современных российских условиях. Ключевые слова: ценные бумаги, портфель ценных бумаг, инвестиции, стратегии управления портфелем.
Портфельное инвестирование в настоящее время представляет собой один из наиболее распространенных видов финансовой деятельности. В современных рыночных условиях данный сегмент является крайне нестабильным и требует своевременного реагирования и ориентирования в его течениях. В виду этого детальное исследование специфики формирования портфеля ценных бумаг как никогда актуально [1].