Научная статья на тему 'Стоимость компании основа принятия инвестиционного решения'

Стоимость компании основа принятия инвестиционного решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1148
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНВЕСТОРЫ / ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТОРЫ / СТОИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ростиславов Р. А.

Рассматриваются методы оценки инвестиционной привлекательности предприятий для стратегических и портфельных инвесторов. Для стратегических инвесторов предлагается использование стоимостного подхода, основанного на текущей стоимости компании и прогнозируемой оценки максимизации ее стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стоимость компании основа принятия инвестиционного решения»

6. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. 2-е изд. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. 408 с.

A. V. Fedorov

Perfection of management by repair divisions of the machine-building enterprise during complex not scheduled repair of the process equipment

Questions of perfection of management by repair divisions with various functional subordination are considered at performance of complex not scheduled repair of the process equipment of the machine-building enterprise with the purpose of minimization of losses of the basic manufacture.

Key words: complex not scheduled repair, the process equipment, losses of the basic manufacture, a problem of interfunctional interactions, repair divisions, coalition interaction, criterion of economic efficiency.

УДК 334.722:330.133.322.1

Р.А. Ростиславов, аспирант, 8-910-940-63-23, [email protected],

(Россия, Тула, ТулГУ)

СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ — ОСНОВА ПРИНЯТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО РЕШЕНИЯ

Рассматриваются методы оценки инвестиционной привлекательности предприятий для стратегических и портфельных инвесторов. Для стратегических инвесторов предлагается использование стоимостного подхода, основанного на текущей стоимости компании и прогнозируемой оценки максимизации ее стоимости.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, оценка

инвестиционной привлекательности предприятия, стратегические инвесторы, портфельные инвесторы, стоимость предприятия

Стоимость компании на сегодняшний день является инструментом для принятия многих управленческих решений: маркетинговых, логистических, инвестиционных. Перед принятием соответствующих решений менеджеры оценивают, как принимаемые ими решения отразятся в дальнейшем на стоимости компании. Связано это, прежде всего, с тем, что сегодня основной целью деятельность предприятия рассматривается максимизация стоимости компании в отличие от классической теории, где основной целью считалась максимизация прибыли, а в теории устойчивого роста — обеспечение финансового равновесия.

Отказ от ориентации на прибыль обусловлен тем, что, во-первых, прибыль является неоднозначным показателем, а зависит во многом от манипуляций исчисляющей ее стороны. Применение различных методик

бухгалтерского учета приводит к различным величинам. Например, метод учета стоимости материалов в себестоимости (по ФИФО, по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости), методы начисления амортизации, время постановки на баланс амортизируемых активов и пр. не позволяют говорить об одинаковой величине прибыли. Кроме того, величина прибыли будет различаться в зависимости от различных национальных систем финансовой отчетности. Во-вторых, в отличие от денежных потоков в доходах не учитываются инвестиции. Развивающееся предприятие вкладывает средства в увеличение основного и оборотного капитала. Поэтому оно может иметь положительные доходы и перерасходовать денежные средства. Кроме того, из дохода вычитаются амортизационные отчисления, хотя никаких расходов при этом не происходит. В российской финансовой отчетности отсутствует единство названия, порядка формирования и отражения прибыли как конечного финансового результата, особенно имеются проблемы в определении чистой прибыли, что затрудняет осуществление правильных и точных расчетов показателей рентабельности, от которых во многом зависит правильность оценки инвестиционной привлекательности. В-третьих, при отражении доходов в финансовой отчетности, изменение стоимости денег во времени не учитывается. В-четвертых, ориентация на прибыль ограничивает временные горизонты менеджмента. Повышение доходов не означает повышение стоимости, так как в них не учитываются будущие последствия текущих действий. Если в ближайшей перспективе прибыль увеличивается, то это не обязательно положительно скажется на будущих доходах и стоимости компании. Получение наибольшей прибыли — задача краткосрочного управления, она связана со снижением издержек, сокращением инвестиций, упрощением организационной структуры. Концепция стоимости направлена на разработку долгосрочной стратегии и развитие предприятия в долгосрочной перспективе и получения большей прибыли в будущем, а не в текущей момент деятельности. Наличие у предприятия прибыли на момент оценки предприятия не свидетельствует о его конкурентоспособности и не гарантирует получение прибыли в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Поэтому в зависимости от целей и периода вложения инвестора в основе оценки инвестиционной привлекательности предприятия будут лежать либо показатели прибыли, если инвестор спекулятивный и его интересует краткосрочное инвестирование. В таком случае основным показателем будет являться величина прибыли на вложенные средства и прочие относительные показатели, характеризующие доходность приобретенных акций. Портфельный инвестор заинтересован в том, чтобы как можно большая доля нераспределенный прибыли была направлена на выплату дивидендов, при этом размер чистой прибыли должен быть достаточным для того, чтобы обеспечить ему минимально приемлемый доход на вложенные средства, компенсировать обесценение денежных средств и гаран-

тировать возмещение возможных потерь в связи с наступлением разного рода риска. Если же инвестор стратегический, которого интересует долгосрочное инвестирование, то для него важно, чтобы нераспределенная прибыль не направлялась на выплату дивидендов, а инвестировалась в развитие компании, так как максимизация прибыльности носит краткосрочный характер и ослабляет долгосрочную рыночную конкурентоспособность компании. Она предполагает сокращение затрат и продажу части имущества, что дает возможность быстро добиться роста доходов. Однако такие действия приводят в дальнейшем не к повышению, а к понижению экономической эффективности. Стоимость компании определяется также способностью менеджмента к управлению в условиях непрерывно изменяющейся конъюнктуре рынка. Когда компания работает на рынке и имеет стратегию на создание устойчивых конкурентных преимуществ, то и ее стоимость увеличивается.

Финансовый кризис и реструктуризация отраслей экономики стимулируют развитие рынка производственной и коммерческой недвижимости и процесс смены собственников предприятий для последующего внедрению более эффективных систем менеджмента. Поэтому вопросы оценки инвестиционной привлекательности предприятий для стратегических инвесторов приобретают все большую популярность.

На сегодняшний день в экономической отечественной и зарубежной литературе описывается множество подходов к оценке инвестиционной привлекательности предприятия, среди которых можно выделить основные группы на основе факторов, положенных в методику ее оценки:

1) на основе исключительно финансовых показателей (М.Н. Крейнина, В.М. Аньшин, Л.Т. Гиляровская, Л.Н. Чайникова, Л.В. Минько, Л.С. Тишина);

2) на основе финансово-экономического анализа, учитывающего не только финансовые, но и производственные показатели (В.М. Власова, Э.И. Крылов, М.Г. Егорова, В.А. Москвин);

3) на основе отношения доходности и риска (Уильям Шарп,

B.В. Бочаров);

4) на основе комплексной сравнительной оценки (Г.Л. Игольников, Н.Ю. Брызгалова, В.А. Миляев, Е.В. Беляев);

5) на основе стоимостного подхода, где основным критерием инвестиционной привлекательности предприятия является рыночная стоимость компании и тенденций к максимизации ее стоимости (А.Г. Бабенко,

C.В. Нехаенко, Н.Н. Петухова, Н.В. Смирнова).

Оценка инвестиционной привлекательности предприятия на основе финансовых показателей осуществляется путем анализа финансового состояния предприятия при помощи системы финансовых коэффициентов, характеризующих имущественное положение (доля оборотных средств в совокупном имуществе предприятия, доля запасов в оборотных активах,

доля основных средств во внеоборотных активах), ликвидность (коэффициент маневренности, текущей, быстрой и абсолютной ликвидности), финансовую устойчивость (коэффициент автономии, коэффициент финансовой зависимости, коэффициент маневренности собственного капитала, коэффициент финансового рычага, коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств), деловую активность (коэффициент оборачиваемости оборотных активов, коэффициент оборачиваемости запасов, коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности) и рентабельность (коэффициенты рентабельности производства и активов). Источником информации для такой оценки служит финансовая отчетность предприятия.

При оценки ИП предприятия на основе финансово-экономического анализа к вышеперечисленным показателям, характеризующим финансовое состояние, добавляются такие показатели, как наличие основных фондов, уровень загрузки производственных мощностей, степень износа основных средств, обеспеченность ресурсами, среднегодовая численность промышленно-производственного персонала, рентабельность продукции и другие показатели.

Методика оценки ИП предприятия на основе соотношения доходности и риска строится на определении принадлежности предприятия к категории инвестиционного риска. Для этого необходимо проанализировать риски, возникающие при инвестиционной деятельности, определить степень важности риска, рассчитать совокупный риск вложения средств. После этого определяется принадлежность предприятия к определенной категории риска, на основе которой при дальнейшем ранжировании этих предприятий определяется инвестиционная привлекательность. В качестве основных анализируемых рисков можно выделить следующие: риски усиления конкуренции, риски невостребованных производственных мощностей предприятия, риски снижения дохода, риски изменения политики ценообразования у поставщиков, риски на рынке изменения конъюнктуры на рынке материалов, риск потери ликвидности, риск уровня финансового управления, риск неисполнения договорных обязательств и др.

Наиболее глубоким и трудоемким представляется оценка ИП предприятия методом комплексного сравнительного анализа, так как в рамках этой методики проводится анализ ИП не только непосредственно самого предприятия, но и ИП отрасли, региона, страны как факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность предприятия. Под комплексной оценкой понимается процесс определения с помощью коэффициентов значимости каждого отдельного фактора и показателя в группе и группы факторов в общей инвестиционной привлекательности с максимальным учетом требований, целей и воззрений потенциального инвестора, где конечной целью будет получение единого комплексного показателя, с помощью которого можно сделать вывод об уровне инвестиционной привлекательности объекта инвестирования. Основными факторами, влияющими на ИП

страны, являются: интенсивность процессов формирования сбережений и уровень их использования в инвестиционном процессе, учетная ставка и ее динамика, темпы инфляции, цикличность экономической динамики, технологический прогресс, уровень развития инвестиционного рынка, состояние экономики страны, государственное регулирование инвестиционного климата. Для оценки ИП отрасли используют производственноэкономические показатели отрасли (индекс промышленного производства, индекс цен, количество действующих организаций, среднегодовая численность промышленно-производственного персонала, удельный вес материальных затрат, рентабельность продукции, фондоотдача, удельный вес прибыльных организаций), финансовые показатели (сальдированный финансовый результат, коэффициенты ликвидности, коэффициент автономии и т. д.), факторы производства отрасли (уровень загрузки производственных мощностей, степень износа основных фондов коэффициент выбытия и пр.), показатели инвестиционной деятельности отрасли (индекс физического объема инвестиций в основной капитал, количество инвестиций на одного работающего, количество инвестиций на предприятие и др.). При оценке ИП региона необходимо учитывать влияние следующих факторов: ВРП на душу населения, удельный вес трудоспособного населения, среднедушевые денежные доходы, удельный вес прибыльных организаций, инвестиции в основной капитал на душу населения, объем инвестиций в основной капитал и т. п. Для оценки ИП предприятия анализируются все показатели, определяющие финансовое состояние, уровень долговой нагрузки, рыночные позиции предприятия, динамику развития, уровень менеджмента, квалификацию персонала, протекание бизнес-процессов. Сначала определяются группы факторов, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия: макроэкономические факторы на уровне страны, показатели ИП отрасли, ИП региона, факторы, влияющие на ИП предприятия. Затем эти группы ранжируются по значимости на основе экспертных оценок. Вместе с тем определяются коэффициенты значимости каждого отдельного фактора в группе факторов, после чего все факторы суммируются с учетом влияния значимости каждой группы и каждого фактора в этой группе. Все полученные значения ранжируются и таким образом определяются наиболее инвестиционно привлекательные предприятия.

Наиболее оптимальным для стратегического инвестора является стоимостной подход, где основным критерием ИП является рыночная стоимость компании и прогнозируемая оценка максимизации ее стоимости. Среди существующих на сегодняшний день методов в рамках стоимостного подхода можно выделить несколько основных.

Для определения ИП предприятия Н.В. Смирнова предлагает использовать коэффициент ИПП, который формируется как отношение внутренней стоимости предприятия к его рыночной стоимости. Внутренняя стоимость — стоимость предприятия, основанная на глубоком анализе су-

ществующего финансового и технико-экономического состояния предприятия и возможном потенциале его развития, определяя ее как сумму стоимости имущественного комплекса и суммарного дисконтированного дохода за минусом кредиторской задолженности. Рыночная стоимость — стоимость, сложившаяся на сегодняшний момент на рынке, определяемая на основе экспертных методов прогнозирования, которые предполагают оценку стоимости предприятия независимыми оценщиками с использованием как количественных, так и качественных параметров конкурентной, технологической финансовой, кадровой и другой диагностики предприятия.

В формальном выражении коэффициент ИПП выглядит следующим образом:

ГфИЕ.1

ИК+СКх (д ск+^х Срез! + резг))х КРх(Е г=1(7^')- (КЗ+ПКЗ,

_ РСП ,

где ИК — стоимость имущественного комплекса; СК — собственный капитал; ЯСК — рентабельность собственного капитала; Б — доля приобретаемого предприятия (коэффициент); рез1, рез2 — резервы, мобилизуемые при оптимальном соотношении нормы прибыли и коэффициента оборачиваемости СК и заемных средств; КР — коэффициент риска (как соотношение коэффициента фактической текущей ликвидности к нормативной); КЗ — кредиторская задолженность; ПКЗпрв — проценты по кредиторской задолженности приведенные; РСП — рыночная стоимость предприятия.

Н.В. Петухова предлагает использовать аналогичную методику, только при расчете рыночной стоимости за основу брать рыночную стоимость всех акций по цене их возможного приобретения или величину уставного капитала, указанную в балансе, а при расчете имущественного комплекса предприятия применять стоимость чистых пассивов, рассчитывая по формуле:

СЧП = СК - ЦФ + НДС + ДБП,

где СЧП — стоимость чистых пассивов; СК — величина собственного капитала; ЦФ — целевое финансирование; ДБП — доходы будущих периодов.

Согласно предлагаемой методике А.Ю. Злобиной в основе оценки ИП лежит процесс определения инвестиционной стоимости предприятия, так как при определении инвестиционной стоимости учитывается только та часть капитала, которая может приносить доход в будущем, при этом инвестиционная стоимость — это стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях. Таким образом, стоимость предприятия формируется после

реализации инвестиционного проекта, и поэтому, по мнению

А.Ю. Злобиной, в большей мере отвечает потребностям инвестора, так как она считается специально для него, учитывая все его планы, предпочтения, налоговые особенности и ограничения.

Приведенные методы однако не затрагивают прогнозирования долгосрочного развития компании, а строятся исключительно на недооценен-ности / переоцененности предприятия относительно его рыночной стоимости.

Учитывая заинтересованность стратегического инвестора во вложении средств для будущего развития компании, предлагается использовать методику на основе текущей стоимости компании и ее прогнозируемой максимальной стоимостью в будущем с учетом воздействия на нее внутренних и внешних факторов. Таким образом, коэффициент инвестиционной привлекательности можно представить как соотношение текущей стоимости компании к ее прогнозируемой величине в будущем, на основе которого инвестор может принять свое решение.

R.A. Rostislavov

Firm Value is the Basis for Investment Decision

The article considers the methods of enterprises investment attraction estimation for strategic and portfolio investors. The author suggests to use value approach based on current firm value and predicted estimation of maximizing its value for enterprises investment attraction estimation for strategic investors.

Key words: investment attraction, investment attraction estimation, strategic investors, portfolio investors, firm value.

УДК 338.24

А.В. Ляшенко, менеджер, соискатель, (8-442) 26-66-55, 8-905-332-60-83, а1ех [email protected], (Россия, Волгоград, ВолГУ)

ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ АУТСОРСИНГА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Изучены тенденции, причины и роль аутсорсинга при переходе к инновационной модели управления развитием предприятия, его преимущества и недостатки. Определена стратегия поведения субъекта хозяйствования по отношению к процессу инноваций, принесенная посредством применения аутсорсинга.

Ключевые слова: аутсорсинг, инновационное развитие, конкуренция, бизнес-процесс, организационное нововведение, риски, персонал, Интернет.

Современные промышленные предприятия России, созданные в большинстве своем в условиях господства «плановой» экономики, все еще

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.