STMicroelectronics:
новые горизонты стратегического партнерства
STMicroelectronics (ST) — один из ведущих мировых производителей полупроводниковых компонентов — становится все более активным игроком в России. Об истории деятельности компании на нашем рынке и ее ближайших планах рассказывает руководитель Московского представительства ST, кандидат технических наук Анатолий Дудников.
Руководитель Московского представительства STMicroelectronics, кандидат технических наук Анатолий ДУДНИКОВ
— Когда был открыт офис STMicroelec-tronics в Москве, и что послужило причиной этого?
— Официально представительство STMicш-electroшcs в Москве открылось в 2002 году. До этого в России и странах СНГ ST была представлена исключительно официальными дистрибьюторами, которые занимались продажей стандартных электронных компонентов и вели проектно-ориентированный бизнес. С конца 1990-х годов наш бизнес в России активно рос, и было принято решение об открытии регионального представительства — для обеспечения маркетинговой поддержки бизнеса компании.
— Московский офис STMicroelectronics ориентирован сегодня исключительно на российский рынок?
— Региональные офисы STMicroelectronics расположены по всему миру: в Европе, США, Азиатском регионе. Это и развивающиеся рынки, такие как Бразилия, Индия и Россия. Сегодня в России офис ST является исключительно представительством компании по региону стран — Россия и СНГ.
— Какова структура представительства?
— Крупнейшая структурная единица — это отдел, в состав которого входят менеджеры, ведущие дистрибьюторское направление, и менеджеры, ведущие направление прямого регионального бизнеса, то есть работу с компаниями, объем закупок которых сравним с оборотом крупных дистрибьюторов.
Это так называемый OEM- и EMS-ориентированный бизнес.
В структуру российского представительства STMicroelectronics также входит инженерная группа, которая занимается технической поддержкой наших партнеров, специализирующихся на проектировании, разработке и производстве изделий с использованием элементной базы ST. Группа осуществляет техническую поддержку по трем основным направлениям: AMP (Analog, Micros, Power) — микроконтроллеры, силовая и аналоговая электроника; смарт-карты (smartcards) и решения для цифрового телевидения (Set-Top Box applications).
Решением вопросов, связанных с логистическими функциями, планированием и формированием заказов от клиентов и дистрибьюторов, занимается специализированное подразделение ^sterner Service. Кроме того, мы организуем на постоянной основе технические семинары и презентации продукции с привлечением наших коллег из Италии и Франции.
— У STMicroelectronics есть прямые заказчики В России? В каких областях они работают?
— В нашей стране таких компаний пока, к сожалению, немного. Если говорить о сегментах рынка, то это, в основном, производство смарт-карт и устройств, каким-либо образом связанных с ними в различных областях применения, но заметны тенденции развития предприятий, занятых разработкой
и производством в сфере цифрового телевидения, промышленной и автомобильной электроники. Если в ближайшее время будет принята государственная программа развития цифрового телевидения и новый стандарт работы телевизионной аппаратуры, то это активизирует рынок, где компания STMicroelectronics занимает лидирующие позиции в производстве соответствующих микросхем. ST является лидером в области решений для цифрового телевидения стандартов MPEG2 и MPEG4. К примеру, в прошлом году доля продаж наших микросхем для цифровых приемников стандартов DVB-T, DVB-C, DVB-S для цифрового телевидения составила более 50% в масштабе мирового рынка. Это направление — одно из перспективных именно в России, с точки зрения развития локального рынка. Немаловажными остаются и такие направления, как автомобильная, промышленная электроника и телекоммуникации. Их мы развиваем через дистрибьюторов, и политика компании состоит в поддержке дистрибьютора, имеющего опыт работы в данной области и обладающего наибольшим количеством связей с конечными заказчиками.
— Какие задачи ставятся перед российским представительством STMicroelectronics?
— Как и у любой иностранной коммерческой организации, работающей на российском рынке ЭК, наша основная задача — это увеличение продаж в регионе, с обеспечением требуемых условий по доходности и оборачиваемости средств. Второстепенными, но не менее важными задачами являются рекламная и выставочная деятельность, направ-
STMicroelectronics — мировой лидер в разработке и производстве полупроводниковых микроэлектронных компонентов и системных решений. Создана в 1987 году в результате слияния итальянской SGS Microelettronica и французской Thomson Semiconducteurs. В настоящее время компания входит в пятерку ведущих мировых производителей полупроводниковых приборов. Акции STMicroelectronics обращаются на Нью-Йоркской, Парижской Euronext и Миланской фондовых биржах. Выручка компании в 2006 году составила $9,85 млрд. STMicroelectronics обладает современным микроэлектронным производством с заводами в Италии, Франции, США, Сингапуре и других странах. Штат компании насчитывает около 50 000 человек, занятых в 16 научно-исследовательских центрах, 39 конструкторских центрах, 16 заводах и 78 офисах продаж в 36 странах мира.
ленные на повышение узнаваемости бренда, а также вывод на рынок инновационных разработок компании в перспективных сегментах рынка.
— Как организована дистрибьюторская сеть STMicroelectronics в России и странах СНГ?
— В России и странах СНГ нашими крупнейшими и стратегическими партнерами являются официальные дистрибьюторы — «ПетроИнТрейд», «ВИССА» («Дектел Элек-троникс»), «Диал Электролюкс» («РТС Компонент»), западные дистрибьюторы — EBV Electronik (Avnet Company), Spoerle (Arrow CE), Rutronik, а также ряд других. Мы стараемся, чтобы каждый из дистрибьюторов занимал свой сегмент рынка с продукцией ST.
— Удается удерживать тут некий паритет?
— В большинстве случаев — да, но, тем не менее, бизнес-интересы дистрибьюторов иногда пересекаются. Это нормальная рыночная конкуренция, но мы создаем условия для отслеживания проектов, которые позволяют «защитить» дистрибьюторов по ценовой политике и предложить им оптимально выгодное решение для продвижения продукции STMicroelectronics на рынок.
— Известно, что существует региональное деление дистрибьюторов. Но, к примеру, дистрибьюторы STMicroelectronics из Беларуси — «ВИССА» и «Диал Электролюкс» («РТК Компонент») — имеют представителей в России и осуществляют через них продажи. Это происходит в рамках правил, установленных вашей компанией?
— Региональное деление дистрибьюторов связано, прежде всего, с их желанием и опытом работы в том или ином регионе или сегменте электронного рынка. И «ВИССА», и «Диал Электролюкс» («РТК Компонент») имеют, как и все наши дистрибьюторы, франшизу на Россию и страны СНГ. Политика STMicroelectronics такова, что в любом регионе мы стремимся поддерживать как минимум двух дистрибьюторов, каждый из которых развивает свое направление.
— Возможны ли изменения в структуре дистрибьюторской сети?
— Отношения со всеми нашими партнерами открытые и гибкие, более того, мы считаем, что наша сеть дистрибьюторов сегодня хорошо развита и удовлетворяет требованиям и планам компании в целом. Конечно, в зависимости от рыночной ситуации, конкуренции и прочих факторов мы анализируем и вносим коррективы в наши текущие и долгосрочные планы развития, но это нельзя назвать структурным изменением самой сети. Дело в том, что исторически бизнес STMicroelectronics в России формировался как проектно-ориентированный, то есть мы занимались бизнесом, направленным на развитие конкретного проекта у конкретного заказчика. Это помогло нам успешно достичь в России определенного уровня и выйти на
запланированный оборот. В этом году мы расширили сферу своих интересов и сфокусировали силы на массовых продажах стандартных компонентов, которые востребованы на рынке (так называемый stock-бизнес), начиная партнерство с одним из крупных российских дистрибьюторов — компанией «Компэл».
— Какие цели вы преследуете, развивая это новое направление?
— С точки зрения оборота компании и с учетом роста российского рынка ЭК мы прогнозируем увеличение объема продаж несколько выше среднерыночного показателя. Портфель продукции STMicroelectronics включает в себя более 40 тысяч стандартных электронных компонентов и интегральных схем, которые пользуются спросом и зарекомендовали себя на рынке уже давно, поэтому нам необходимо концентрировать ресурсы на продвижении всего спектра продукции нашей компании. Например, статистика продаж компонентов ST в мировом масштабе очень отличается от российской. В тех сегментах, где у нас исторически лидирующие позиции, в России зачастую мы не представлены или объемы продаж не велики.
— Это связано с консервативностью местного потребителя?
— Скорее с политикой STMicroelectronics. Не секрет, что наша компания открыла свое представительство одной из последних в России, если сравнивать с нашими основными конкурентами, которые присутствуют на рынке уже более десяти лет. Одновременно ST целенаправленно создавала себе репутацию независимого поставщика полупроводниковых решений, а не вертикально интегрированной компании, как большинство наших конкурентов, которые имеют большее влияние на конечного потребителя. Благо даря этой степени свободы и независимости, ST обеспечила себе рост с 15-го места в мире среди «полупроводниковых» компаний в 1987 году до 5-го места в 2006-м, что является лучшим показателем роста среди европейских и прочих брендов, с большой степенью «узнаваемости» на российском рынке. Такая независимость, которая, естественно, имеет свою цену с точки зрения имиджевых затрат, является хорошей гарантией для всех наших партнеров. Это отсутствие любых «внутренних конфликтов» при поставке элементной базы или конечного продукта (мы не производим, например, ТВ или другую потребительскую электронику под собственным брендом), что, кстати, будет важным фактором при вступлении России в ВТО. Тем не менее, сейчас у нас есть специальные программы по продвижению и повышению узнаваемости бренда и нашей продукции, такие как, например, образовательные курсы. С начала 2007 года мы начали активную работу с крупными российскими университетами (например, МГТУ им. Баумана, МАМИ, МИРЭА и др.) по обучению основам про-
граммирования на базе семейств микроконтроллеров ST7 и STR7.
— Это будут лаборатории при вузах?
— В перспективе — да. На первом этапе речь идет о программах обучения студентов и преподавателей навыкам работы с микроконтроллерами производства STMicroelectronics, отладочными средствами, ПО и т. д. на конкретных приложениях. Это позволит нам в ближайшей перспективе увеличить свою долю на рынке. С другой стороны, эта программа даст возможность студентам и преподавателям расширить свои познания в области современной электроники на конкретном примере и с использованием в разработках ИС производства STMicroelectronics. Вместе с тем мы планируем сотрудничество со специалистами вузов и по действующим промышленным проектам.
— Каково соотношение продукции по направлениям в общем обороте компании?
— Самую большую долю в нашем обороте составляют товары группы AMP (Analog, Micros, Power): порядка 60% в соотношении к региональному годовому обороту. Остальное распределено между продуктами памяти, ИС для промышленной электроники и специализированными микросхемами — практически в равных долях.
— Можно ли получить от вас подробную информацию о совместном проекте STMicroelectronics и зеленоградского завода «Микрон»?
— Это крупный проект, направленный на модернизацию и обновление технологической базы «Микрона», а также переход на новые топологические нормы. Не побоюсь сказать, что это позволит заметно сократить разрыв в отставании российской электроники от мировых стандартов. В этом проекте ST — стратегический партнер. Мы оказываем консультационную и технологическую поддержку, одновременно проводя совместно с «Микроном» и его головной компанией «Ситроникс» маркетинговые исследования рынка ЭК, осуществляем продажи и внедряем программу по продвижению продукции STMicroelectronics на российский рынок.
— При успехе совместного проекта, возможно ли, что STMicroelectronics примет решение инвестировать в России в собственное производство?
— Сложно прогнозировать. Российский рынок растет и пока не сформирован окончательно (это всего лишь около 0,5% мирового рынка полупроводниковой электроники в 2006 году). Примечателен тот факт, что официальная статистика по электронной отрасли России не отражает настоящее состояние рынка. А STMicroelectronics, имея в нашей стране такого партнера, как «Микрон», имеет возможность изучить информацию по внутреннему рынку, опираясь на стратегическое партнерство между компаниями. Мы не создаем конкуренцию, так как речь идет о разных уровнях технологий, а если она и есть,
то ничтожна мала. Мы рассчитываем, что с развитием проекта получим доступ к большому сегменту локального рынка. А вот вопрос о каком-либо участии в производственном процессе мне кажется преждевременным.
— Расскажите, пожалуйста, о продви-женческой компании, запланированной на 2007 год.
— По нашему мнению, торговая марка STMicroelectronics, как таковая, в России недостаточно известна. Цель наших PR-акций — сделать бренд, продукцию и полупроводниковые решения ST узнаваемыми в России и предложить на рынок именно те из них, которые мы считаем востребованными, высокотехнологичными и инновационными в данный момент.
Если говорить о рекламе и выставочной деятельности, то приоритетными для нас являются несколько выставок в текущем году. Первая из них — это CSTB, посвященная цифровому телевидению, следующая — «Экспо-Электроника», на которой, как правило, выступают наши дистрибьюторы. Здесь нашей основной задачей будет помощь дистрибьюторам, чтобы они сделали акцент на нужные направления деятельности.
— Каковы итоги вашего участия в CSTB? Что было представлено STMicroelectronics на этой выставке?
— Выставка для нас прошла достаточно плодотворно, в интенсивном ритме встреч, совещаний и презентаций. Мы пригласили ряд наших специалистов, инженеров и маркетологов из Франции, Швейцарии, Италии. Было много интересных встреч как с нашими давними партнерами, так и перспективными российскими, украинскими и белорусскими компаниями, заинтересованными в развитии бизнеса в области цифрового телевидения.
Из представленного на выставке стоит обратить внимание на ряд вполне зрелых аппаратно-программных решений для цифрового телевидения формата MPEG2, включающих не только бюджетные FTA решения «под ключ», но и универсальные платформы для разработки уникальных цифровых приемников в соответствии с требованиями заказчика на базе микросхем семейства STi51xx, а также новейших решений для цифрового телевидения формата H.264/AVC на базе нового поколения микросхем серии STi710x, поддерживающих прием и обработку спутниково-
го, эфирного, кабельного сигналов, и телевидения по ^-протоколу как в формате стандартного разрешения, так и телевидения высокой четкости. Данные решения создают очень хорошие возможности удовлетворения последних потребностей конечного пользователя в части интерактивных услуг, записи видео, отложенного просмотра каналов, выхода в Интернет и т. п. Недавно разработанная гибридная однокристальная платформа, представленная на выставке, действительно дает разработчику широкую степень свободы при создании уникальных абонентских и профессиональных устройств в сочетании с лидирующей на данный момент технологией и неоспоримыми конкурентными преимуществами как по стоимости системы, так и по срокам разработки. Также хочу отметить, что специально для данной выставки мы привезли образец мобильного телевизора, соответствующего стандарту DVB-H и разработанного на нашей платформе Nomadik. Достаточно интересное и компактное решение, которое, я надеюсь, найдет широкий спрос в России в ближайшее время. ■
Интервью провел Павел АСТАШКЕВИЧ