ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ
УДК 346
DOI: 10.18384/2949-513X-2024-1-37-44
СТИМУЛИРУЮЩИЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ
Громова Е. А.
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 78, Российская Федерация
Аннотация
Цель. Исследование особенностей стимулирующего правового режима предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере цифровых инноваций и технологий, выявление его недостатков, а также предложение наиболее эффективных способов их устранения.
Процедура и методы. В работе использовались формально-юридический метод и метод сравнительно-правового анализа и систематизации. Использование формально-юридического метода позволило проанализировать существующие термины и категории в исследуемой области. А с помощью методов сравнительно-правового анализа и систематизации были выявлены особенности стимулирующего правового режима предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере цифровых инноваций и технологий. Результаты. Определены основные проблемы в области государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере цифровых инноваций и технологий: отсутствие критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере цифровых инноваций и технологий; асимметрия мер поддержки в отношении индивидуальных предпринимателей; неэффективность мер финансовой поддержки, в т. ч. в условиях санкций. Предложены способы решения выявленных проблем. Теоретическая и/или практическая значимость. Предложения и выводы, содержащиеся в данной статье, могут лечь в основу дальнейших исследований в области государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере цифровых инноваций и технологий, а также найти отражение в нормотворчестве в рассматриваемой области.
Ключевые слова: государственная поддержка, малое и среднее предпринимательство, субъекты малого и среднего предпринимательства, стимулирование, цифровая инновация, цифровая технология, цифровая экономика
STIMULATING LEGAL REGIME OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE SPHERE OF DIGITAL INNOVATIONS AND TECHNOLOGIES
E. Gromova
South Ural State University (National Research University) pr. Lenina 78, Chelyabinsk 454080, Russian Federation
© CC BY Громова Е . А . , 2024.
TÜT
2024 / № 1
Abstract
Aim. The purpose of this article was to study the peculiarities of the incentive legal regime of entrepreneurial activity of small and medium-sized enterprises in the sphere of digital innovations and technologies, to identify its shortcomings and to propose the most effective ways to eliminate them. Methodology. The formal-legal method and the method of comparative legal analysis and systematiza-tion were used in the work. The use of formal-legal method allowed us to analyze the existing terms and categories in the studied area. And with the help of methods of comparative-legal analysis and systematization the peculiarities of the stimulating legal regime of entrepreneurial activity of small and medium-sized businesses in the field of digital innovations and technologies were revealed. Results. The author has identified the main problems in the sphere of support for small and medium-sized enterprises in the field of digital innovations and technologies: the lack of criteria for classifying such entities as small and medium-sized enterprises in the field of digital innovations and technologies; asymmetry of support measures in relation to individual entrepreneurs; inefficiency of financial support measures, including in the context of sanctions. The ways of solving the identified problems are proposed.
Research implications. The proposals and conclusions contained in this article can form the basis for further research in the field of state support of small and medium-sized businesses in the field of digital innovation and technology, as well as be reflected in the rule-making in this area.
Keywords: state support, small and medium-sized enterprises, small and medium-sized enterprises, stimulation, digital innovation, digital technology, digital economy
Введение
Одной из детерминант прогрессивного развития Российского государства является создание в его границах благоприятного национального правового климата для развития цифровых инноваций и технологий . Более того, современные геополитические условия таковы, что от достижения поставленной цели будет существенно зависеть способность обеспечения национальной безопасности страны, равно как и её лидерства на мировой политической арене [18, р . 17; 19, р . 62].
Одним из факторов, влияющих на состояние инновационной среды, выступает развитие предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций и технологий. Следует согласиться с учёными, полагающими, что значительная часть инноваций создаётся в предпринимательском секторе [1; 8; 10]. При этом особое значение сегодня имеют субъекты малого и среднего предпринимательства в сфере цифровых инноваций и технологий (СМСПЦиТ). Причиной тому выступает возможность указанных субъектов адекватно реагировать на новые потребности рынка в инновационной продукции
в связи с тем, что данный вид предпринимательства отличают широкие адаптационные возможности, а также гибкость функциональной структуры [17, с. 1193].
К сожалению, в нашей стране данный вид предпринимательства развит не так сильно Результаты исследований, а также статистические данные показывают, что существующих мер и форм государственной поддержки СМСПЦиТ явно недостаточно Так, например, статистика показывает, что на сегодняшний день доля СМСПЦиТ ничтожно мала - около 1,3% [17, с. 1193]. Соответственно и доход от деятельности указанных субъектов не влияет на рост ВВП в России .
Кроме того, результаты проведённого социологического исследования в области стимулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации показали, что превалирующее большинство респондентов (93,5%) весьма низко оценили эффективность стимулирования предпринимательской деятельности СМСПЦиТ [6]. Эксперты связывают это с целым рядом экономических, правовых и иных факторов, среди которых высокорисковый характер и значительная сто-
2024 / № 1
имость инновационных проектов, требующих привлечения дополнительных финансовых ресурсов [13, с. 592].
В этой связи актуально выявить пробелы и иные недостатки правового регулирования в области оказания государственной поддержки СМСПЦиТ, а также предложить эффективные способы их устранения
Особенности стимулирующего правового режима предпринимательской деятельности СМСП в сфере цифровых инноваций и технологий
Правовое регулирование предпринимательской деятельности СМСПЦиТ должно быть направлено, в первую очередь, на создание благоприятных условий её осуществления данными субъектами. Указанное предопределило необходимость решения задачи по развитию государственной поддержки СМСП как на федеральном, так и на региональном уровнях [11, с. 42; 12, с. 34; 16, с. 54]. Так, создана Федеральная корпорация МСП, а также иные, деятельность которых направлена на поддержку МСП [14, с. 121].
Анализ мирового опыта оказания поддержки СМСП, осуществляющих инновационную деятельность, показал, что современные государства выделяют необходимые средства для стимулирования инновационной деятельности СМСП в виде: финансовой поддержки (льготное кредитование, гранты); комплексных программ стимулирования инновационной активности (прямые субсидии и вычеты по затратам на инновационную деятельность); поддержки развития человеческого капитала (финансирование государством тренинг-курсов, курсов профессиональной переподготовки); программы стимулирования сетевого взаимодействия между СМСПЦиТ и их интернационализации [20, р . 66; 21, р. 819].
Базовый акт, регулирующий отношения в сфере развития МСП, - Федеральный закон «О развитии малого и средне-
го предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ (далее - Закон о МСП) - также содержит меры государственной поддержки: финансовую, имущественную, информационную, консультационную (ст . 16). Перечисленные виды государственной поддержки носят универсальный характер и распространяются на все категории СМСП Помимо указанных форм государственной поддержки СМСП, данный закон включает и специальные формы такой поддержки (ст 22)
В этой связи можно констатировать существование стимулирующего правового режима предпринимательской деятельности СМСПЦиТ - особого порядка правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу осуществления указанными субъектами предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций и технологий, выраженный в комплексе правовых средств, направленных на стимулирование такой предпринимательской деятельности в целях развития конкурентоспособных и импортозамещающих цифровых инноваций и технологий
Вместе с тем, как указывалось ранее, доля СМСПЦиТ в ВВП сравнительно невелика, что позволяет сделать вывод о том, что данный вид предпринимательства развивается в нашей стране недостаточно прогрессивно Одной из причин является невысокая эффективность стимулирующего правового режима предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций и технологий
Недостатки стимулирующего правового режима предпринимательской деятельности СМСПЦиТ
Постулат о том, что правовые нормы должны быть эффективными, не требует подтверждения . Чем качественнее законодательство, тем эффективнее будут достигаться цели при издании правовых норм [4, с. 211; 7, с. 66].
Анализ стимулирующего правового режима предпринимательской деятельности
2024 / № 1
СМСПЦиТ позволил выявить ряд его недостатков, которые могут препятствовать развитию предпринимательской деятельности указанных субъектов в сфере цифровых инноваций и технологий
В первую очередь, недоумение вызывает тот факт, что, несмотря на всю значимость деятельности таких субъектов и возлагаемые на них надежды, как государством, так и профессиональным юридическим сообществом, в законодательстве о СМСП отсутствуют критерии отнесения хозяйствующих субъектов к СМСПЦиТ, а также особенности оказания поддержки данным субъектам В отношении последнего заметим, что, закрепив в законодательстве специальные формы их поддержки, законодатель указал, что данные формы поддержки распространяются на СМСП «в сфере инноваций и промышленности», при этом не объяснив, что подразумевается под данным видом предпринимательской деятельности
При обращении к доктринальным исследованиям по данному вопросу, был сделан вывод, что немногочисленные эксперты в этой области предпринимают попытку сформулировать определение малого и среднего инновационного предпринимательства Так, например, отдельные авторы определяют малый инновационный бизнес через термин «предприятие, имеющее новые или усовершенствованные продукты» [10]. Вместе с тем, конечно же, к данному определению следует отнестись критически по причине как неоправданно узкого подхода к пониманию малого предпринимательства, так и самого факта использования термина «предприятие», которое в юридической науке может обозначать как организационно-правовую форму юридического лица (например, унитарное предприятие), так и имущественный комплекс (ст . 132 ГК РФ) .
В поисках подходящей и унифицированной терминологии учёные обращаются к понятиям «инновационный бизнес» или «малое и среднее инновационное предпринимательство» Однако термин «инновационный» применительно к пред-
принимательской деятельности может трактоваться по-разному В этой связи с учётом актуальности и нацеленности государства на стимулирование создания именно цифровых инноваций и технологий представляется уместным применять термин «малое и среднее предпринимательство в сфере цифровых инноваций и технологий»
Кроме того, следует согласиться с авторами, полагающими, что, обращаясь за государственной поддержкой, лицо должно чётко понимать, что оно занимается инновационной предпринимательской деятельностью, а уполномоченный орган должен знать, создание каких инноваций или технологий будет являться основанием для предоставления такой поддержки [3, с. 32].
В этой связи представляется необходимым включить в действующее законодательство критерии или признаки, на основании которых можно было бы отнести субъекта права к СМСПЦиТ, в частности, дополнив ст. 3 Закона о МСП определением СМСПЦиТ как юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере цифровых инноваций и технологий, отнесённых в соответствии с условиями, установленными Законом о МСП, к таковым субъектам
При этом под предпринимательской деятельностью в данной сфере следует понимать «самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от создания и (или) применения цифровых инноваций или цифровых технологий (или созданной на их базе цифровой инновационной или цифровой технологической или иной продукции), осуществляемой лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке»
В рамках исследования комплекса правовых средств, составляющих рассматриваемый правовой режим, можно выявить некоторую асимметрию в обеспечении прав и интересов индивидуальных предпринимателей как СМСПЦиТ
¡$$N2949-5091 ^
Так, специальные меры поддержки СМСПЦиТ в современных геополитических условиях и введённых в отношении нашей страны санкций не распространяются на индивидуальных предпринимателей . Например, отдельные нормативные правовые акты предусматривают предоставление субсидий в целях кредитования высокотехнологичных, инновационных СМСП1 Однако кредиты могут быть предоставлены только юридическим лицам, относящихся к СМСП (в т ч технологическим компаниям и малым технологическим компаниям), что не является справедливым по отношению к индивидуальным предпринимателям
Вместе с тем важная роль индивидуального предпринимательства как фактора нормального существования национальной экономики и одного из способов эффективного удовлетворения нужд общества не раз подчёркивалась представителями науки, экономики и политики [9; 15]
В целях обеспечения интересов индивидуальных предпринимателей требуется создание равных условий доступа субъектов МСП в сфере цифровых инноваций и технологий к мерам государственной поддержки деятельности таких субъектов
Иным недостатком стимулирующего правового режима предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций и технологий выступает низкая эффективность мер финансовой поддержки СМСПЦиТ При этом ряд социологических и иных исследований показывают, что на данный вид поддержки может рассчитывать всего лишь 1 из 15 предпринимателей [2, с. 43; 14, с. 118].
^ 2024 / № 1
Кроме того, необходимо разработать законодательные основы предоставления долгосрочного финансирования как меры поддержки СМСП Так, эксперты отмечают отсутствие желания и готовности банков предоставлять долгосрочное финансирование [14, с . 118; 2, с . 43]. Вместе с тем в современных условиях СМСП как никогда нуждаются в эффективных механизмах долгосрочного финансирования, в т. ч. предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций и технологий
Заключение
Таким образом, анализ положений законодательства о предоставлении государственной поддержки СМСПЦиТ позволил выявить ряд недостатков в области предоставления государственной поддержки СМСПЦиТ, а также предложить способы устранения обнаруженных недостатков и проблем В этой связи разработанный автором инициативный проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5], содержащий, в частности, ряд предложений по совершенствованию законодательства о развитии МСП, направлен в том числе и на повышение эффективности предоставления государственной поддержки СМСПЦиТ
Полагаем, что предложения и выводы, содержащиеся в данной статье, могут лечь в основу дальнейших исследований в области государственной поддержки СМСПЦиТ, а также найти отражение в нормотворчестве
Статья поступила в редакцию 19.11.2023.
Московский юридический журнал
ЛИТЕРАТУРА
1. Алмазов Р. А. Роль и место малого и среднего бизнеса в экономике стран Европейского Союза: дис.. . . канд. экон . наук. М. , 2004. 126 с.
2 . Венгеровский Е. Л . Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства: векторы правового обеспечения // Вестник Московского государственного областного универ-
1 Постановление Правительства РФ от 25 .03 . 2022 № 469 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета акционерному обществу «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» на возмещение недополученных им доходов по кредитам, предоставленным в 2022-2024 годах высокотехнологичным, инновационным субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке» // СЗ РФ . 2022. № 14 . Ст. 2255 .
2024 / № 1
ситета. Серия: Юриспруденция . 2018 . № 2 . С. 39-48. 3 . Гаськова К. С. Понятие инновационной деятельности: проблемы правовой идентификации //
Финансовое право . 2023. № 5 . С 27-30. 4. Грозина Е. В . Правовой режим и правовое регулирование // Вестник Восточносибирского института Министерства внутренних дел России. 2017. № 4. С. 211-214.
5 . Громова Е. А . Инициативный проект Федерального закона «О внесении изменений в отдель-
ные законодательные акты Российской Федерации» // Социальное управление. 2023. Т. 5 . № 7. С 284-287.
6 . Громова Е. А . Стимулирующие правовые режимы предпринимательской деятельности в сфере
цифровых инноваций и технологий: результаты социологического исследования // Социальное управление 2023 Т 5 № 9 С 444-452
7 . Громова Е. А . Оценка эффективности моделей стимулирующих правовых режимов предприни-
мательской деятельности в сфере цифровых инноваций и технологий // Правоприменение . 2023. № 7 . С. 66-75.
8 . Давыдова Ю . Х. , Давыдов Р. Х. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации // Экономика. Право . Общество . 2017. № 1. С. 30-35.
9 . Дадаян А . С. Место и роль индивидуальных предпринимателей в функционировании финансо-
во-экономической системы государства // Экономика и право 2016 № 9 С 91-93
10 . Иванова Н . И . Инновационный бизнес: основа ускоренного роста экономики РФ // Инновации .
2006 № 5 С 26-29
11. Кванина В. В. Особенности правового режима отдельных форм имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Предпринимательское и корпоративное право 2016 № 2 С 42-49
12 . Кванина В . В . , Громова Е . А . , Спиридонова А . В . Информационное обеспечение субъектов МСП
// Вопросы государственного и муниципального управления . 2019 . № 1. С. 34-42.
13 Миронова Д Д Анализ инновационной активности малого и среднего предпринимательства ростовской области // Экономика и социум. 2015 . № 2 . С. 592-595.
14 Саакян А П Анализ трансформации государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях цифровизации // Инновации и инвестиции 2020 № 1 С. 118-121.
15 . Смит А . Исследование о природе и причинах богатства народов / пер . с англ . М. : Эксмо, 2007.
956 с
16 . Спиридонова А . В . Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в
программе партнерства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц // Вестник ЮУрГУ Серия: Право. 2016 . Т. 16 . № 4. С. 54-59.
17 Тагирова А В Инновационное предпринимательство в России: малый формат // Экономика и социум. 2014. № 4. С. 1193-1195.
18 . Gromova E . , Ferreira D . B. Tools to stimulate Blockchain: application of regulatory sandboxes, special
economic zones, and public-private partnerships // International Journal of Law in Changing World. 2023. Vol. 2 . № 1. P. 17-36.
19 . Gromova E . , Petrenko S . Quantum Law: The Beginning // Journal of Digital Technologies and Law.
2023 Vol 1 № 1 P 62-88
20 . Meiying Ch . The Effectiveness of Government Policies on Technology-based SMEs and Entrepreneurship:
A case study of the technology-based SMEs in Beijing, China. University of Exeter (UK), 2016. 339 p. 21. Sriboonlue P. , Puangpronpitag S. Towards Innovative SMEs: An Empirical Study of Regional Small and Medium Enterprises in Thailand // Procedia Computer Science . 2019 . Vol . 158 . P. 819-825.
REFERENCES
1. Almazov R . A . Rol i mesto srednego i srednego biznesa v ekonomike stran Yevropeyskogo Soyuza: dis.... kand. ekon. nauk [The role and place of small and medium-sized businesses in the economy of the European Union: Cand. Sci. thesis in Economical sciences]. Moscow, 2004. 126 p.
2 . Vengerovsky E . L. [Financial support for small and medium-sized businesses: vectors of legal support].
In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Yurisprudentsiya [Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Jurisprudence], 2018, no. 2, pp. 39-48.
3 . Gaskova K. S . [The concept of innovative activity: problems of legal identification]. In: Finansovoye
ISSN 2949-5091^|
Московский юридический журнал
2024 / № 1
pravo [Financial law], 2023, no . 5, pp . 27-30. 4. Grozina E. V. [Legal regime and legal regulation]. In: Vestnik Vostochnosibirskogo instituta vnutrennikh delRossii [Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2017, no . 4, pp. 211-214.
5 . Gromova E. A . [Initiative project of the Federal Law "On amendments to certain legislative acts of the
Russian Federation"]. In: Sotsialnoye upravleniye [Social management], 2023, vol. 5, no . 7, pp. 284-287.
6 . Gromova E. A . [Incentive legal regimes for entrepreneurial activity in the field of digital innovation and
technology: results of sociological research]. In: Sotsialnoye upravleniye [Social management], 2023, vol. 5, no . 9, pp. 444-452.
7 Gromova E A [Assessing the effectiveness of models of stimulating legal regimes for entrepreneurial activity in the field of digital innovations and technologies]. In: Pravoprimeneniye [Law enforcement], 2023, no 7, pp 66-75
8 . Davydova Yu. Kh . , Davydov R . Kh . [Problems of development of small and medium-sized businesses
in the Russian Federation]. In: Ekonomika. Pravo. Obshchestvo [Economics. Right. Society], 2017, no. 1, pp 30-35
9 . Dadayan A . S . [The place and role of individual entrepreneurs in the functioning of the financial and
economic system of the state]. In: Ekonomika ipravo [Economics and Law], 2016, no. 9, pp. 91-93 .
10 . Ivanova N . I . [Innovative business: the basis of accelerated growth ofthe Russian economy]. In: Innovatsii
[Innovations], 2006, no . 5, pp . 26-29. 11. Kvanina V. V. [Features of the legal regime of certain forms of property support for small and medium-sized businesses]. In: Predprinimatelskoye i korporativnoye pravo [Entrepreneurial and corporate law], 2016, no. 2, pp. 42-49.
12 . Kvanina V. V. , Gromova E. A. , Spiridonova A. V [Information support for SMEs]. In: Voprosy gosudarst-
vennogo i munitsipalnogo upravleniya [Issues of state and municipal management], 2019, no . 1, pp. 34-42.
13 . Mironova D. D. [Analysis of innovative activity of small and medium-sized businesses in the Rostov
region]. In: Ekonomika i sotsium [Economy and Society], 2015, no. 2, pp. 592-595. 14. Saakyan A . P [Analysis of the transformation of state financial support for small and medium-sized businesses in the conditions of digitalization]. In: Innovatsii i investitsii [Innovations and investments], 2020, no. 1, pp. 118-121.
15 . Smith A. Inquiry into the nature and causes of the wealth of nations Classics of Political Economy
(Rus . ed. : Issledovaniye o prirode i prichinakh bogatstva narodov. Moscow, Eksmo Publ . , 2007. 956 p. ).
16 . Spiridonova A . V. [Features ofthe participation of small and medium-sized businesses in the partnership
program when purchasing goods, works, services by certain types of legal entities]. In: Vestnik YUUrGU. Seriya: Pravo [Vestnik SUSU. Series: Law], 2016, vol. 16, no. 4, pp. 54-59. 17. Tagirova A. V. [Innovative entrepreneurship in Russia: small format]. In: [Economy and Society], 2014, no. 4, pp. 1193-1195.
18 . Gromova E. , Ferreira D. B. Tools to stimulate Blockchain: application of regulatory sandboxes, special
economic zones, and public-private partnerships. In: International Journal of Law in Changing World, 2023, vol. 2, no . 1, pp. 17-36 .
19 . Gromova E. , Petrenko S . Quantum Law: The Beginning. In: Journal of Digital Technologies and Law,
2023, vol 1, no 1, pp 62-88
20 . Meiying Ch . The Effectiveness of Government Policies on Technology-based SMEs and Entrepreneurship:
A case study of the technology-based SMEs in Beijing, China. University of Exeter (UK), 2016. 339 p . 21. Sriboonlue P , Puangpronpitag S . Towards Innovative SMEs: An Empirical Study of Regional Small and Medium Enterprises in Thailand. In: Procedia Computer Science, 2019, vol. 158, pp. 819-825.
Громова Елизавета Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского, конкурентного и экологического права Южно-Уральского государственного университета (Национального исследовательского университета); заместитель директора Юридического института по международной деятельности; e-mail: gromovaea@susu. ru
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
2024 / № 1
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Elizaveta A. Gromova - Cand. Sci. (Law), Assoc . Prof. , Department of Entrepreneurial, Competition and Environmental Law, South Ural State University (National Research University); Deputy Director, Law Institute for International Activities; e-mail: gromovaea@susu. ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Громова Е. А . Стимулирующий правовой режим предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере цифровых инноваций и технологий // Московский юридический журнал . 2024. № 1. С. 37-44. Э01: 10.18384/2949-513Х-2024-1-37-44
FOR CITATION
Gromova E . A . Stimulating Legal Regime of Entrepreneurial Activity of Small and Medium-Sized Enterprises in the Sphere of Digital Innovations and Technologies . In: Moscow Juridical Journal, 2024, no . 1, pp . 37-44. DOI: 10. 18384/2949-513X-2024-1-37-44