ческие аспекты развития трудовых ресурсов в современных условиях глобальных рисков: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (10 февраля 2016 г.): в 2-х ч. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2016. Ч. 1. С. 297-303.
7. Федорова Л.П., Литвинова О.В. Формирование инструментария обеспечения экономической безопасности организации // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2016. № 3. С. 62-67.
КАЛИНИНА Галина Викторовна - доктор философских наук, кандидат экономических наук, профессор, проректор по учебной работе. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
ФЕДОРОВА Людмила Петровна - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
ЛИТВИНОВА Ольга Викторовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
KALININA, Galina Viktorovna - Doctor of Philosophy, Candidate of Economics, Professor, the Vice Rector for Study. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
FEDOROVA, Lyudmila Petrovna - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
LITVINOVA, Olga Viktorovna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 336.228
СТИМУЛИРУЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
А.Н. Кузнецова
Исследование посвящено анализу поступления доходов, администрируемых налоговыми органами в регионе, на примере Чувашской Республики. Определено стимулирующее и сдерживающее влияние применяемой налоговой системы на степень социально-экономического развития региона.
Ключевые слова: стимулирующее воздействие; налоговая система; развитие; регион.
A.N. Kuznetsova. STIMULATING EFFECT OF THE TAX SYSTEM ON THE LEVEL OF REGIONAL DEVELOPMENT
The study focuses on the analysis of the flows of revenues administered by the tax authorities in a region on the example of the Chuvash Republic. The stimulating and constraining influence of the applied tax system on extent of social and economic development of the region is defined.
Keywords: stimulating effect; tax system development; region.
Налоговая система занимает значимую нишу в экономическом развитии государства. От состояния налоговой системы в первую очередь зависит состояние экономики страны. Ведь налоги образуют основную долю доходной части как федерального бюджета, так и консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день необходимо отметить, что существует эконо-
мическое неравенство субъектов Российской Федерации [4; 5]. «Разрыв в региональном развитии выражается в расслоении уровня жизни населения страны, в неэффективном планировании и осуществлении государственных расходов, торможении инновационного развития экономики РФ» [3, с. 53]. Это становится объективным фактором, сдерживающим развитие производства, как на уровне регионов и феде-
ральных округов, так и на макроуровне. Более того, это негативно влияет на темпы экономического роста. Регионам необходимо развивать свой экономический потенциал и финансовую устойчивость, тем самым увеличивая налоговые поступления, привлекая инвестиции в регион. В этом направлении очень важно активно и правильно работать над использованием налоговых инструментов для создания благоприятной среды для бизнес-сообщества и для привлечения инвестиций.
Целью данной статьи является научное обоснование направлений стимулирующего влияния применяемой налоговой системы на степень социально-экономического развития региона.
В Послании Федеральному Собранию (01.12.2016 г) Президент Российской Федерации отметил, что налоги должны выполнять свою стимулирующую роль по развитию экономики, а не только использоваться как фискальный инструмент для исполнения бюджета [2]. В.В. Путин также говорил о дальнейшем налоговом стимулировании промышленности, притока инвестиций; о предоставлении налоговых льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество на период становления бизнеса для развития новых импортозамещающих производств в России; о том, как налого-
вые льготы сыграли заметную роль в поддержке ИТ-компаний (за 2 года рост налоговых отчислений компаний ИТ-отрасли вырос с 28 до 54 млрд руб.), и том, что подобные стимулы можно точечно распространять на другие секторы экономики [2].
Налоговая система, построенная с учетом налоговых льгот и рациональных налоговых ставок, обеспечивает действие стимулирующей функции развития производства и увеличения налоговой базы. Напротив, неоправданное увеличение ставок создает условия снижения объемов производства и «ухода» от уплаты налогов. Повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или стимулирующее воздействие на динамику инвестиций. Рассмотрим их влияние на примере Чувашской Республики (рисунок).
Из рисунка следует, что из года в год в 2006-2015 гг. основное поступление доходов, администрируемых налоговыми органами, в консолидированный бюджет РФ составляют такие налоги, как налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта РФ (далее - налог на прибыль), налог на имущество организаций, акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ, упрощенная система налогообложения (далее - УСН).
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
□ Др. налоги
□ Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ
□ УСН
□ Налог на имущество организаций
□ НДФЛ
□ Налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта РФ_
Структура поступления доходов, администрируемых налоговыми органами, в консолидированный бюджет Чувашской Республики в 2006-2015 гг. в процентном соотношении [6]
При этом эти налоги из года в год составляют более 90 % общего объема доходов в консолидированном бюджете Чувашской Республики. Проведенное исследование налоговых поступлений за последние 10 лет в Чувашской Республике позволило сделать выводы:
1) с 2006 по 2015 г. изменилась структура поступления НДФЛ и УСН в консолидированный бюджет Чувашской Республики в сторону увеличения: нДфЛ - на 7,02 % , а УСН - почти в 2,7 раза. При этом почти не изменилась структура поступления налога на прибыль и налога на имущество организаций в консолидированный бюджет;
2) в 2008-2009 гг. произошел спад поступления (менее 100 % к аналогичному периоду прошлого года) всех четырех основных видов налогов, поступаемых в консолидированный бюджет Чувашской Республики. Это связано с наступившим в те годы мировым кризисом. Кризисные явления проявились и с 2014 г. по текущую дату. По налогу на прибыль произошел спад поступления (менее 100 % к аналогичному периоду прошлого года) в 2009, 2013 (почти на уровне 2012 г.) и 2014 годах. По НДФЛ произошел спад поступления (менее 100 % к аналогичному периоду прошлого года) в 2009, 2014 и 2015 гг. Аналогичная ситуация, как и по НДФЛ, произошла и с налогом на имущество организаций. Однако по УСН за последние 10 лет, а именно с 2006 по 2015 гг., произошел спад поступления ниже аналогичного периода прошлого года только в 2009 г., а во всех остальных годах не было снижения к аналогичному периоду прошлого года;
3) с 2006 по 2015 г., консолидированный бюджет Чувашии увеличился в 2,2 раза, при этом налог на прибыль - в 2,7 раза, НДФЛ - в 2,7 раза, налог на имущество организаций - в 2,3 раза, а УСН - в 6 раз.
Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 104-ФЗ раздел VШ.1 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) дополнен гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения», вступившей в силу с 1 января 2003 г. В данную главу НК РФ за последние 10 лет внесены многочисленные поправки на основании многочисленных федеральных законов [1]. Начиная с 2006 по 2008 г. УСН, где объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, рассчитывался исходя из ставки 15 %, за эти периоды не было снижения поступления УСН к аналогичному периоду прошлого года. Начиная с 2009 г. по 2015 г. вышеуказанный налог рассчитывался исходя из ставки 12 %. Снижение поступления УСН сложилось только в 2009 г. (данное явле-
ние в большей степени связано с мировым кризисом, чем со снижением ставки с 15 % до 12 %), а с 2010 по 2015 гг. не было ни одного года снижения поступления УСН. Более того, объем поступлений УСН с 2010 по 2015 гг. увеличился в 2,7 раза, а с 2006 по 2015 гг. увеличение поступления - в 6 раз [6; 7]. При этом рост количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе крестьянско-фермерских хозяйств, с 2006 по 2015 гг. составил всего лишь 4,4 % [6; 7].
Законом Чувашской Республики «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством РФ о налогах и сборах к ведению субъектов РФ» от 23.07.2001 г. № 38 (далее - 38 Закон ЧР) введены изменения в части налогового администрирования по УСН на основании п. 4 ст. 346.20 Налогового кодекса РФ, установлена налоговая ставка 0 % по УСН для налогоплательщиков -индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах непрерывно в течение двух налоговых периодов при соблюдении определенных условий. Внесенные вышеуказанные изменения в законодательство в 2015 г. в части применения налоговых ставок по УСН (12 % или 15 %, новая ставка 0 %) с 1 января 2016 г. не повлияли отрицательно на объем поступлений по УСН. Уже за 10 месяцев 2016 г. поступило УСН по сравнению с 2015 г. на 3,2 % больше [6].
Исходя из проведенного анализа по УСН была выявлена зависимость между динамикой изменения налоговых ставок и суммой налоговых поступлений в консолидированный бюджет Чувашской Республики по кривой Лаффе-ра. Здесь очень важно отметить тот факт, что сам процесс увеличения налоговых поступлений по УСН в консолидированный бюджет Чувашской Республики неразрывно связан с тем, что увеличились обороты по рознично-оптовой торговле, производимой продукции (оказанию услуг) налогоплательщиков, применяющих УСН.
Конечно же, все это привело к тому, что налогоплательщики расширяют свой бизнес, создают новые рабочие места, повышают зарплату работникам, а это, в свою очередь, тоже частично привело к увеличению поступления НДФЛ в консолидированный бюджет Чувашской Республики. Перечисленные в Законе Чувашской Республики от 22.06.2015 г. № 27 ограничения в целях применения налоговых ставок 12 % или 0 % носят стимулирующий характер и «дисциплинируют» налогоплательщиков.
В 38-й Закон ЧР за последние 3 года внесены значительные изменения в части предоставления льгот по налогу на имущество организаций (особенно в части предоставления льгот при привлечении инвестиций в Чувашскую Республику; данные льготы действуют не более 5 лет с момента привлечения инвестиций), что частично привело к тому, что за последние годы снижается объем поступлений по данному налогу. Это будет носить не постоянный характер, так как предприятия, привлекающие инвестиции в Чувашскую Республику, через 5 лет начнут оплачивать налог на имущество организаций. К примеру, в ходе XX Петербургского международного экономического форума (17 июня 2016 г.) были подведены итоги Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, Чувашия в рейтинге заняла 6-е место (ранее занимала 9-е место).
Организации, привлекающие инвестиции в Чувашскую Республику и временно освобожденные от уплаты налога на имущество организаций, уплачивают налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ. Так, за 2015 г. ими уплачено налогов на прибыль больше на 9,6 % по сравнению с 2014 г., а за 10 месяцев 2016 г. данный налог увеличился уже на 16,4 % по сравнению с 2015 г. [6; 7].
Можно сделать вывод, что Правительство Чувашской Республики активно занимается саморазвитием региона. Изменения, вводимые в налоговую систему, выступают регулятором в развитии экономического потенциала республики (привлечение инвестиций, в том числе с применением налоговых льгот, приводит к увеличению налога на прибыль, налога на имущество организаций с истечением определенного периода времени; создаются новые рабочие места, что, в свою очередь, также увеличивает НДФЛ -все это приводит к увеличению поступления тех налогов, которые составляют основную часть в общем объеме поступаемых налогов).
Но дополнительные возможности стимулирования бизнеса в Чувашской Республике за счет уточнения налогового законодательства есть. Это касаемо категории налогоплательщиков (индивидуальных предпринимателей), применяющих такие режимы налогообложе-
ния, как единый налог на вмененный доход (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), патентная система налогообложения (ПСН). В каждой из этих систем имеются противоречия, вызывающие у налогоплательщиков недоумение и приводящие их к различным схемам избежания налогообложения. Ведь налогоплательщики изначально подвержены тому, что им придется поменять режим налогообложения, либо необходимо будет применить дополнительно другой режим налогообложения.
Представляется, что всем категориям налогоплательщиков (индивидуальных предпринимателей) при реализации движимого и недвижимого имущества необходимо дать законодательное право применения в отношении подобного дохода положений ст. 220 НК РФ, что и будет носить стимулирующий характер. Стимулирующее влияние проводимых изменений налоговой системы на уровень экономического развития позволяет повышать конкурентоспособность региона.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1 и 2) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 04.11.2015 г.), 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2015 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию на 2017 год от 01.12.2016 г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 06.12.2016).
3. КузнецоваА.Н., ФедороваЛ.П. Регулирующее воздействие налоговой системы на уровень пространственной поляризации регионов // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 4 (26). С. 53-56.
4. Проект Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной политики регионального развития». URL: http://www.economy.gov.ru.
5. ФедороваЛ.П., Ильина Т.С. Аспекты стратегического управления регионом как социально-экономической системой // Вестник Чувашского университета. 2012. № 4. С. 489-495.
6. URL: http://www.minfin.ru.
7. URL:http://www.nalog.ru.
КУЗНЕЦОВА Алина Ноевна - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
KUZNETSOVA, Alina Noyevna - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].