Оригинальная статья
УДК 338.2:338.911:331.012:658.155:622.33(470) © Л.В. Коваленко, Ю.С. Якунина, 2021
Стимулирующее воздействие государства на развитие взаимодействия хозяйствующих субъектов в угольной отрасли
001: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2021-9-9-14 -
КОВАЛЕНКО Л.В.
Канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева, 650000, г. Кемерово, Россия, e-mail: [email protected]
ЯКУНИНА Ю.С.
Канд. экон. наук, доцент кафедры экономики КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева, 650000, г. Кемерово, Россия e-mail: [email protected]
Обоснована актуальность исследования проблем несовершенства взаимосвязей транснациональных компаний (корпораций), государства и регионального бизнеса в современных условиях мирового развития. Предлагается анализ взаимодействия государства и бизнеса, обеспечения взаимовыгодных связей между хозяйствующими субъектами в системе разделения труда в современных условиях развития мировой экономики, перспектив развития сотрудничества государства, транснациональных компаний и регионального бизнеса в угольной отрасли на территории происхождения и присутствия. В результате анализа выявлены проблемы взаимодействия, предложены направления стимулирования государством взаимодействия хозяйствующих субъектов, сформирована схема воздействия государства на развитие плодотворного взаимодействия хозяйствующих субъектов на примере угольной отрасли. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования выполненных авторами изысканий как основы для дальнейших исследований в данной области. Сфера применения полученных результатов - разработка конкретных путей и инструментов поддержки хозяйствующих субъектов и их сотрудничества с транснациональными компаниями в угольной отрасли в системе мероприятий экономической политики на перспективу.
Ключевые слова: хозяйствующие субъекты, транснациональные компании (корпорации), угольная отрасль, экономические связи, разделение труда, воздействие государства.
Для цитирования: Коваленко Л.В., Якунина Ю.С. Стимулирующее воздействие государства на развитие взаимодействия хозяйствующих субъектов в угольной отрасли // Уголь. 2021. № 9. С. 9-14. 001: 10.18796/00415790-2021-9-9-14.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена прежде всего тем, что в масштабах современных вызовов мирового развития особенно важно обеспечить плодотворное взаимодействие государственной власти и хозяйствующих субъектов на национальном и региональном уровнях. Приобретают актуальность анализ взаимодействия государства и бизнеса, обеспечение взаимовыгодных связей между хозяйствующими субъектами в системе разделения труда в современных условиях развития угольной отрасли и мировой экономики в целом.
Цель данного исследования - выявить проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов и направления стимулирования государством взаимодействия хозяйствующих субъектов в угольной отрасли России и мировой экономики.
ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ
И ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО, НАЦИОНАЛЬНОГО,
РЕГИОНАЛЬНОГО МАСШТАБА
В современных условиях возрастает взаимодействие между странами, происходит увеличение масштабов мировой торговли, валютных потоков, движения капитала, обмена технологиями, информацией. Перечисленные процессы составляют суть глобализации в экономическом аспекте. В совокупности этот комплекс сложных масштабных процессов и связующих структур образует последовательную историческую, экономическую, социальную структуру - систему разделения труда. Развитие разделения труда во всех его формах и видах играет транс-
миссионную роль (будучи передаточным механизмом для движения), расширяя и углубляя экономические связи локального, национального, глобального уровней [1].
Таким образом, с большой долей уверенности можно утверждать то, что процесс глобализации стал новым фактором, корректирующим всю социально-экономическую систему. Перемены начали происходить во взаимодействии хозяйствующих субъектов и государства. Координация экономического поведения хозяйствующих субъектов осуществляется путем государственного регулирования. Главным принципом государственного регулирования экономики является обеспечение оптимального сочетания свободы предпринимательства и государственных интересов. Но как способ воздействия, заключающийся в использовании органами государственной власти рычагов и стимулов, побуждающих хозяйствующих субъектов соблюдать обязательные правила осуществления хозяйственной деятельности, государственное регулирование актуально как никогда.
Отмеченное выше предполагает осознание необходимости плодотворного взаимодействия государственной власти и бизнеса в масштабах современных вызовов мирового развития. Приобретают актуальность анализ взаимодействия государства и бизнеса, обеспечение взаимовыгодных связей между субъектами экономической деятельности в системе разделения труда в современных условиях развития мировой экономики. При этом следует учитывать, что особым фактором, корректирующим систему национальной экономики и социально-экономическое положение регионов, является деятельность транснациональных корпораций, поскольку в последних наиболее концентрированно выражаются технический прогресс, кардинальные технологические перевороты, инновационное развитие. Взаимодействие транснациональных корпораций и других хозяйствующих субъектов национального и регионального уровней определяется расширением и углублением процессов интеграции, усилением конкурентных начал в экономике.
Противоречивая деятельность транснациональных компаний (корпораций) (ТНК), степень влияния на экономику регионов происхождения и присутствия делают необходимым их государственное регулирование. ТНК не должны терять производственные, инвестиционные, инновационные и другие связи с экономикой своего происхождения, так как потенциал взаимовыгодных связей с субъектами экономических отношений, в частности, с региональным бизнесом, по нашему мнению, не использован в полной мере. В современных условиях экономического развития следует признать и осознать важность развития взаимовыгодных связей ТНК с национальным и региональным бизнесом, в том числе и в угольной отрасли, так как она характеризуется достаточной устойчивостью функционирования деятельности по сравнению с другими отраслями экономики, а уголь продолжает оставаться наиболее распространенным и доступным топливом в мире.
В пересчете на условное топливо наименьшие удельные капитальные вложения приходятся на долю угольной промышленности (по сравнению с нефтяной и газовой), поэтому в период обеспечения устойчивого развития экономики в целом развитие угольной промышленности потребует меньших затрат и может создать условия для развития других смежных отраслей (машиностроение, производство электроэнергии) [2].
В табл. 1 представлены основные страны и транснациональные компании иностранного происхождения, являющиеся крупными игроками мировой угольной отрасли в 2020 г. [3].
Согласно данным табл. 1 можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день крупнейшим мировым добытчиком угля является Китай (47%), который почти полностью покрывает свои потребности в угле. Индия, Индонезия и США делят между собой 2-4 места в данном рейтинге. Развитие индийской угольной отрасли не успевает за темпами роста экономики страны, вследствие этого стране необходимо разведывать новые месторождения или об-
Таблица 1
Мировые ТНК в угольной отрасли в 2020 г.
Страна присутствия ТНК Структура в мировом объеме экспорта угля, % Объем добычи, млн т
Китай Shenhua Group, China Coal Group, Shaanxi Coal and Chemical Industry, Shanxi Coking Coal Group, Datong Coal Mine Group, Jizhong Energy 47 3692
Индия Coal India, Adani 8 745
США Consol Energy, Cliff Natural Resources, Patriot Coal Corporation, Arch Coal 8 640
Индонезия Bumi Resources, PT Berau Coal Energy 8 585
Австралия BMA, GVK-Hancock, Peabody Energy, BHP Billiton, Rio Tinto, Xstrata, Anglo Coal, Glencore Plc, BHP Billiton-Mitsubishi Alliance 6 500
Россия AO «СУЭК», AO «yK «Ky36accpa3pe3yro.nb», AO «Crpoi/icepBuc», AO «MepHuroBe^> 5 425
ЮАР Genet, Glencore, AngloAmerican, Eskom 3 264
Прочие (Германия, West Cumbria Mining, UK Coal Plc, Jastrzçbska Spôtka Wçglowa, 13 528
Казахстан, Польша, CARBOCOL, Turkish Hard Coal Enterprise, Vietnam National Coal
Колумбия, Турция, and Mineral Industries Group
Вьетнам)
ратиться к импортозамещению. Индонезия интенсивно наращивает темпы роста объемов добываемого угля, что позволило ей занять четвертое место в мире, оттеснив Австралию и Россию. США, Великобритания и ЕС приняли решение перейти к углеродной нейтральности к 2050 г., поэтому не будут финансировать п роекты по добы че угля за рубежом. Развивающиеся страны демонстрируют достаточно высокие среднегодовые темпы роста объемов добычи угля, а развитые страны - снижение объема производства угля. Причиной этого является постепенный переход энергетики развитых стран на использование возобновляемых видов энергоресурсов (ветровой, солнечной, атомной и других видов энергии), внедрение добычи сланцевых углеводородов и на более высокое использование достижений научно-технического прогресса (НТП). Такие тренды следует учитывать и нашей стране.
Особое значение приобретает решение проблемы экономически эффективного и социально справедливого развития Российской Федерации и ее отдельных регионов в условиях сырьевой направленности и моно-профильности экономики ряда территорий, поскольку возрастает зависимость экономического, социального, экологического положения ряда населенных пунктов от результатов деятельности отдельной компании.
Такая тенденция ярко выражена в угольной отрасли, в которой компании, с одной стороны, носят системообразующий характер, являются градообразующими предприятиями и обеспечивают наполняемость бюджета, наличие рабочих мест, развитие инфраструктуры, с другой стороны, оказывают высокое негативное воздействие на окружающую среду и определяют социальную напряженность в регионе в связи с тяжелыми условиями труда, низким уровнем его оплаты и т.д. [4].
На территории России находятся 22 угольных бассейна, 129 отдельных месторождений, добыча угля ведется в семи федеральных округах, 25 субъектах РФ, в отрасли задействовано около 144 тыс. чел., российский уголь потребляется во всех субъектах РФ, экспортируется почти в 80 стран, при этом 90% российского экспорта угля приходится на страны дальнего зарубежья [5].
В табл. 2 представлены крупнейшие компании по добыче угля в России в 2020 г. согласно рейтингу КАЕХ-600 [6].
Согласно данным, представленным в табл. 2, можно сделать вывод о том, что лидирующее положение в угольной отрасли России среди крупнейших хозяйствующих субъектов занимает АО «СУЭК», находящееся на 27-м месте в рейтинге ГАЕХ-600 среди всех отечественных крупнейших компаний, 2-10-е места в рейтинге находятся уже не в первой сотне компаний, что свидетельствует о значительно меньших объемах добычи угля и объемах реализации. Запасов угля в России хватит еще не на одно столетие, но необходимость снижения выбросов СО2 и ответственное инвестирование ^б) ставят под сомнение вопрос развития угольной промышленности в долгосрочной перспективе. В настоящее время цены на уголь на мировом рынке в 2021 г. выросли, что способствовало росту его добычи после двух лет спада, и на некоторое время они стабилизируются.
Роль угольной отрасли в обеспечении экономически эффективного развития будет сохраняться, конечно, при возможности использования принципиально новых высокоэффективных технологий, которые смогут установить паритет между экологическими недостатками использования угля (высокая степень загрязненности при сжигании) и преимуществами его использования (ресурсное изобилие, экономические выгоды).
Современное развитие угольной отрасли сопряжено с рядом проблем и рисков, которые формирует внешняя среда, их нейтрализация является жизненно необходимой [7]. Деятельность компаний угольной отрасли как положительно, так и отрицательно может влиять на занятых в производстве сотрудников, население региона, органы власти всех уровней [8]. Чрезмерное использование угля может определять высокий уровень социальной напряженности в угледобывающих регионах, вызванный тяжелыми условиями работы, высоким уровнем травматизма и аварийности в отрасли, проблемами загрязнения окружающей среды, препятствуя экономическому росту [9].
Экологические проблемы развития угольной отрасли, в том числе эмиссия вредных веществ (углекислого газа, азота, серы), приобретают первостепенное значение, уголь из-за его высокого потенциала производства энергии широко используется в производстве электроэнергии в разных странах. Хотя присутствие углерода, водорода и серы в угле облегчает производство энергии
Таблица 2
Крупнейшие компании в угольной промышленности России из рейтинга RAEX-600 в 2020 г.
Место Объем Объем Темпы роста, %
Место Название в рейтинге реализации, реализации,
RAEX-600 млн руб. млн дол. США
1 АО «СУЭК» 27 487687,1 7547,0 -6,6
2 АО «УК «Кузбассразрезуголь» 107 151461,4 2343,9 10,7
3 Группа «Сибантрацит» 129 125500,0 1942,1 -22,7
4 АО «Стройсервис» 171 94050,8 1455,4 -3,9
5 Холдинг «Сибуглемет» 244 62888,6 973,2 -12,2
6 ПАО «Кузбасская Топливная Компания» 286 52821,0 817,4 -22,9
7 АО «Русский Уголь» 481 29512,1 456,7 8,8
8 ООО «Восточная горнорудная компания» 497 28344,2 438,6 2,8
9 АО «Междуречье» 528 26949,6 417,0 -32,2
10 АО «Черниговец» 556 25718,3 398,0 -20,8
в угольном сгорании, некоторые загрязнители, включая твердые примеси в атмосфере и тяжелые металлы, накопленные в воздухе и воде, приводят к серьезным экологическим и медицинским последствиям в результате выщелачивания, улетучивания, таяния, разложения, окисления, гидратации и других химических реакций [10]. В современных условиях угольные компании учитывают принципы социальной ответственности в стратегии и практической деятельности, реализуя проекты с экологической и социальной направленностью [11].
Отмеченное выше позволяет утверждать, что государство заинтересовано в развитии взаимодействия субъектов экономической деятельности в угольной отрасли в связи с важностью минимизации затрат, роста налоговой базы, снижения безработицы, обеспечения экономической стабильности и экологической защищенности развития территорий. Крупный корпоративный бизнес заинтересован в получении конкурентных преимуществ диверсификации и повышения качества продукции и услуг, выполнения определенных государственных требований по локализации офшоринговых производств в России, решению проблемы моногородов, развитию эффективных форм взаимодействия.
Среди стратегических инициатив государства, на наш взгляд, следует выделить, прежде всего, стимулирование кооперационных связей транснационального бизнеса и субъектов национального и регионального бизнеса, что способствует увеличению прямых иностранных инвестиций, технологическому обновлению производства, трансферу современных технологий, привнесению новых стандартов управления, повышению региональной конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках. И здесь роль государства трудно переоценить.
По мере изменения объективных экономических и экологических условий, повышения неопределенности экономической среды, изменения потребительских предпочтений экономических агентов появляются новые предпосылки для взаимовыгодного сотрудничества ТНК и субъектов регионального бизнеса, что способствует возрастанию значения и росту перспектив развития всех участников экономических отношений.
Незначительное использование инновационного потенциала регионального бизнеса в деятельности корпораций транснационального капитала в современной отечественной экономике, в частности, в угольной отрасли, может быть связано с отсутствием основательной научной базы и опыта прикладного и творческого характера деятельности хозяйствующих субъектов. На наш взгляд, для улучшения ситуации необходимо совершенствовать процессы организации и проектирования комплексного механизма взаимодействия субъектов экономических отношений.
Одним из важнейших направлений активизации инновационной деятельности субъектов экономической деятельности и создания системы ее финансового обеспечения является эффективное партнерство государства, ТНК, регионального бизнеса. Сущность партнерства состоит в том, что стороны совместно реализуют значимые (в том числе для общества в целом) проекты, основываясь на
соглашении о разделении задач, полномочий, рисков. Реализация эффективной модели партнерства возможна при соблюдении его основных принципов. Заинтересованность в развитии подобного партнерства характерна для государства, но и крупный корпоративный бизнес имеет возможность использовать предпринимательский потенциал предприятий региона присутствия, источником которого являются субъекты экономической деятельности, владеющие умением генерировать новые знания, найти и обработать информацию, обладающие способностями к эффективной и креативной организации бизнес-структур. Для предприятий регионального бизнеса выгодность партнерства очевидна.
Разумеется, нельзя не заметить возможные проблемы: недостаточное развитие коммуникационных процессов, которые реализуются посредством цифровых технологий; недостаточная системность и последовательность деятельности экологической и социальной направленности; неравномерность роста сети частных предприятий, что может затруднять эффективность взаимодействия; невозможность поддержать спрос на продукцию в связи с изменениями потребительских предпочтений экономических агентов.
Для устранения п роблем необходимо а ктуал изировать направления стимулирования государством взаимодействия хозяйствующих субъектов (субъектов транснационального, национального, регионального бизнеса), среди которых следует выделить: совершенствование системы показателей оценки влияния функционирования угольных компаний на регионы происхождения и присутствия, используя имеющиеся в отечественной и мировой практике методики; формирование новых подходов к переходу на цифровые технологии, обеспечивающие большую гибкость и адаптивность производственных процессов и структур, оперативное получение информации о производстве в режиме реального времени.
Воздействие государства на развитие эффективных и взаимовыгодных экономических связей хозяйствующих субъектов как способ упорядочения, систематизации форм, инструментов, последствий воздействия включает в себя компоненты:главную цель - обеспечение поступательного развития связей транснациональных корпораций российского и иностранного базирования, национальных фирм, малого бизнеса, населения; основные задачи - усиление роли российской экономики в мировом хозяйстве, рост международной конкурентоспособности российских компаний, привлечение прямых иностранных инвестиций, рост доходов и уровня жизни населения; методы воздействия - прямые (административные), направленные на создание «рамочных» границ деятельности транснациональных корпораций в стране, и косвенные (экономические), ориентированные на создание для этого благоприятных условий [12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение отметим, что взаимосвязи между государством и хозяйствующими субъектами транснационального, национального, регионального масштаба сформированы. В результате анализа выявлены проблемы взаимодействия, предложены направления
стимулирования государством взаимодействия хозяйствующих субъектов, сформирована схема воздействия государства на развитие плодотворного взаимодействия хозяйствующих субъектов на примере угольной отрасли. Проведенные авторами результаты анализа, выводы могут быть использованы для дальнейших разработок в данной области с целью формирования комплексного мнения научного сообщества. Область применения полученных результатов - разработка конкретных путей и инструментов поддержки хозяйствующих субъектов и их сотрудничества с ТНК в системе мероприятий экономической политики на перспективу.
Список литературы
1. Коваленко Л.В. Разделение труда как фактор емкости рынка: специальность 08.00.01 «Экономическая теория»: дис. ... канд. экон. наук / Коваленко Лариса Викторовна; КузГТУ. Кемерово, 2001. 170 с. URL: http://www.dslib.net/ econom-teoria/razdelenie-truda-kak-faktor-emkosti-rynka. html (дата обращения: 15.07.2021).
2. Галиев Ж.К., Галиева Н.В. Конкурентоспособность крупных угледобывающих предприятий // Уголь. 2020. № 2. С. 43-47. DOI: 10.18796/0041-5790-2020-2-43-47.
3. Уголь - есть ли перспективы? [Электронный ресурс]. URL: https://www.acra-ratings.ru/research/2324 (дата обращения: 15.07.2021).
4. Бойко Н.А., Чвилева Т.А., Рамашева Н.В. Влияние деятельности угольных компаний на социально-экономическое развитие угледобывающих регионов и ее оценка // Уголь. 2019. № 11. С. 48-53. DOI: 10.18796/0041-5790-201911-48-53.
5. Таразанов И.Г. Итоги работы угольной промышленности России за январь-декабрь 2018 года // Уголь. 2019. № 3. С. 64-79. DOI: 10.18796/0041-5790-2019-3-64-79.
6. Десять крупнейших компаний в угольной промышленности. [Электронный ресурс]. URL: https://raex-a.ru/ rankingtable/top_companies/2020/tab15 (дата обращения: 15.07.2021).
7. Новоселов С.В., Оганесян А.С. Проблемы, риски и прогнозы развития угольной промышленности Кемеровской области на период до 2035 года // Уголь. 2021. № 2. С. 38-41. DOI: 10.18796/0041-5790-2021-2-38-41.
8. Ilinova А.А., Cherepovitsyn A.E., Evseeva O.O. Stakeholder Management: An Approach in CCS Projects // Resources. 2018. N 7. Vol. 4. Р. 1-16.
9. Taeyoung J., Jinsoo K. Coal Consumption and Economic Growth: Panel Cointegration and Causality Evidence from OECD and Non-OECD Countries // Sustainability. 2018. N 10. Р. 1-15.
10. Ehsan Munawer M. Human health and environmental impacts of coal combustion and post-combustion wastes // Journal of Sustainable Mining. 2018. Vol. 17. Р. 87-96.
11. Chaodong Y., Hongjun D., Wen G. Evaluation of Ecological Environmental Quality in a Coal Mining Area by Modelling Approach // Sustainability. 2017. N 9. Р. 1-13.
12. Якунина Ю.С. Транснациональные корпорации в российской экономике как объект государственного регулирования: специальность 08.00.01 «Экономическая теория»: дис. ... канд. экон. наук / Якунина Юлия Сергеевна; Национальный исследовательский Томский государственный университет. Томск, 2013. 160 с. URL: http:// www.dslib.net/econom-teoria/transnacionalnye-korporacii-v-rossijskoj-jekonomike-kak-obekt-gosudarstvennogo.html (дата обращения: 15.07.2021).
ECONOMIC OF MINING
Original Paper
UDC 338.2:338.911:331.012:658.155:622.33(470) © L.V. Kovalenko, Yu.S. Yakunina, 2021
ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2021, № 9, pp. 9-14
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2021-9-9-14
Title
STIMULATING INFLUENCE OF THE STATE ON THE DEVELOPMENT OF INTERACTION BETwEEN ECONOMIC ENTITIES IN THE COAL INDUSTRY Authors
Kovalenko L.V.1, Yakunina Yu.S.1
1 Gorbachev Kuzbass State Technical University (KuzSTU), Kemerovo, 650000, Russian Federation
Authors' Information
Kovalenko L.V., PhD (Economic), Associate Professor, Associate Professor of Economics department, e-mail: [email protected] Yakunina Yu.S., PhD (Economic), Associate Professor of Economics department, e-mail: [email protected]
Abstract
The urgency of the study of the problems of imperfection of interrelations between transnational corporations, the state and regional business in modern conditions of world development has been substantiated. The paper offers an analysis of the interaction between the state and business, ensuring mutually beneficial relations between economic entities in the system of division of labor in modern conditions of the world economy, prospects for the development of cooperation between the state, transnational corporations and regional business in the coal industry in the territory of origin and presence in the face of modern challenges of world development. As a result of the analysis, problems of interaction were
identified, directions of stimulation by the state of interaction of business entities were proposed, a scheme of state influence on the development of fruitful interaction of business entities was formed on the example of the coal industry. The theoretical and practical importance of work consists in possibility of use of the researches executed by authors as bases for the further workings out in the field. The field of application of the results obtained is the development of specific ways and tools to support economic entities and their cooperation with transnational corporations in the coal industry in the system of economic policy measures for the future.
Keywords
Business entities, Transnational corporations, Coal industry, Economic ties, Division of labor, State influence, Method of influence.
References
1. Kovalenko L.V. Division of labor as a factor of market capacity. Diss. PhD (Economic). Kemerovo, Kuzbass State Technical University, 2001, 170 p. Avail-
able at: http://www.dslib.net/econom-teoria/razdelenie-truda-kak-faktor-emkosti-rynka.html (accessed 15.07.2021). (In Russ.).
2. Galiev Zh.K. & Galieva N.V. Efficiency of functioning of the large coal-mining enterprises. Ugol', 2020, (2), pp. 43-47. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-57902020-2-43-47.
3. Coal - are there any prospects? [Electronic resource]. Available at: https:// www.acra-ratings.ru/research/2324 (accessed 15.07.2021). (In Russ.).
4. Boyko N.A., Chvileva T.A. & Romasheva N.V. The impact of coal companies on the socio-economic development of coal mining regions and its assessment. Ugol', 2019, (11), pp. 48-53. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-201911-48-53.
5. Tarazanov I.G. Russia's coal industry performance for January - December, 2018. Ugol', 2019, (3), pp. 64-79. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-20193-64-79.
6. The ten largest companies in the coal industry. [Electronic resource]. Available at: https://raex-a.ru/rankingtable/top_companies/2020/tab15 (accessed 15.07.2021). (In Russ.).
7. Novoselov S.V. & Oganesyan A.S. Problems, risks and forecasts for the development of the coal industry in the Kemerovo region for the period 2025-2035. Ugol', 2021, (2), pp. 38-41. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-57902021-2-38-41.
8. Ilinova A.A., Cherepovitsyn A.E. & Evseeva O.O. Stakeholder Management: An Approach in CCS Projects. Resources, 2018, No. 7, Vol. 4, pp. 1-16.
9. Taeyoung J. & Jinsoo K. Coal Consumption and Economic Growth: Panel Cointegration and Causality Evidence from OECD and Non-OECD Countries. Sustainability, 2018, (10), pp. 1-15.
10. Ehsan Munawer M. Human health and environmental impacts of coal combustion and post-combustion wastes. Journal of Sustainable Mining, 2018, (17), pp. 87-96.
11. Chaodong Y., Hongjun D. & Wen G. Evaluation of Ecological Environmental Quality in a Coal Mining Area by Modelling Approach. Sustainability, 2017, (9), pp. 1-13.
12. Yakunina Yu.S. Transnational corporations in the Russian economy as an object of state regulation. Diss. PhD (Economic). Tomsk, National Research Tomsk State University, 2013, 160 p. Available at: http://www.dslib.net/ econom-teoria/transnacionalnye-korporacii-v-rossijskoj-jekonomike-kak-obekt-gosudarstvennogo.html (accessed 15.07.2021). (In Russ.).
For citation
Kovalenko L.V. & Yakunina Yu.S. Stimulating influence of the state on the development of interaction between economic entities in the coal industry. Ugol, 2021, (9), pp. 9-14. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2021-9-9-14.
Paper info
Received May 19,2021 Reviewed June 26,2021 Accepted July23,2021
СУЭК направит 2 млрд руб. ^УЭК на мероприятия в поддержку ФП «Чистая вода»
на красноярских предприятиях
АО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК, основной акционер -Андрей Мельниченко) построит на всех предприятиях в Красноярском крае новые современные комплексы очистки дренажных и поверхностных вод, образуемых при осушении угольных пластов. Общий объем инвестиций в строительство очистных сооружений на трех предприятиях - Бородинском, Назаровском и Березовском разрезах - составит около 2 млрд руб.
Первый такой комплекс замкнутого цикла, спроектированный с учетом наилучших доступных технологий, будет введен на Березовском разрезе уже в текущем году. Комплекс предусматривает многоступенчатую очистку карьерных вод: из специальных прудов-отстойников вода поступает по трубопроводам сначала на флотационные установки, где с помощью реагентов происходит очистка от металлов, затем - в фильтры, улавливающие все взвеси и примеси, следующим этапом станет ультрафиолетовое обеззараживание, и только после этого вода будет частично использоваться для технических нужд на промышленной площадке Березовского разреза, частично - сбрасываться на рельеф.
Аналогичный комплекс проектируется на Бородинском разрезе, но, поскольку площадь горного поля и объемы очищаемых вод здесь гораздо выше, то и сам проект будет «масштабирован». На «низком старте» - уникальный проект водоотведения на Назаровском разрезе. «Реализация таких экологических проектов требует значительных финансовых вложений, - отмечает генеральный директор АО «СУЭК-Красноярск» Андрей Федоров, - тем не менее СУЭК идет на эти затраты не только и не столько чтобы соответствовать требованиям Росприроднадзора и других контролирующих служб, а, прежде всего, чтобы отвечать общему запросу общества на повышение экологич-ности во всем - на экологичное производство, экологичный образ жизни».
Добавим, что строительство современных высокоэффективных очистных сооружений на предприятиях СУЭК ведется в поддержку федеральной программы «Чистая вода» национального приоритетного проекта «Экология». За активное содействие реализации национальных целей и задач в различных областях весной текущего года СУЭК был присвоен статус «Партнер национальных проектов». Таким образом, СУЭК стала одной из первых компаний, чья социальная деятельность получила признание на федеральном уровне.