© И В. Марьясов, 2013
И.В. Марьясов
СТИМУЛИРОВАНИЕ РЕМОНТНОГО ПЕРСОНАЛА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЭКСКАВАТОРОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «СУЭК-ХАКАСИЯ»
Представлен подход, обеспечивающий вовлеченность ремонтного персонала в процесс повышения эксплуатационной надежности горного оборудования на основе поиска и реализации резервов в системе технического обслуживания и ремонта. Ключевые слова: надежность оборудования, персонал, стимулирование, резерв.
На разрезе «Черногорский», входящего в состав ООО «СУЭК-Хакасия», ведётся целенаправленная работа по улучшению использования рабочего времени экскаваторов добычного комплекса, которая позволила обеспечить рост производительности этих машин. В 2011 г. по отношению к 2008 г. производительность экскаваторов увеличена в 1,5 раза. В комплексе эксплуатируются 12 экскаваторов, в том числе 7 машин типа ЭШ 20/90, 10/70, 11/70 и 5 — типа ЭКГ 10, 8И, 5А. Работоспособность этих машин обеспечивают 4 электромеханика. Срок службы экскаваторов с момента ввода в эксплуатацию составляет: ЭШ в среднем 24, ЭКГ — 21 года.
Целью работы по улучшению использования рабочего времени экскаваторов является:
1. Оценка существующего уровня работоспособности экскаваторов и эффективности системы стимулирования ремонтного персонала.
2. Выявление резервов для повышения уровня работоспособности экскаваторов путем стимулирования ремонтного персонала.
3. Повышение производительности экскаваторов.
Результаты функционирования системы ремонта на многих
угледобывающих предприятиях России принято оценивать значением коэффициента технической готовности оборудования, который определяется по формуле:
(1)
к = КФВ - ТПР - Тнр
Тг КФВ '
где КФВ — календарный фонд времени, ч.; ТпР — время плановых ремонтов, ч; Тнр — время неплановых ремонтов, ч.
Значение коэффициента технической готовности, рассчитанное для парка экскаваторов добычного участка разреза «Черногорский» ООО «СУЭК-Хакасия», составляет за 2011 г. в среднем 0,85 (рис. 1). Эта величина отражает время работоспособного состояния машин, включая период, когда нагрузка на основные системы и механизмы отсутствует. Использование такого подхода к оценке результатов функционирования системы ремонта формирует представление о том, что резервы повышения уровня работоспособности оборудования находятся вне этой системы.
Фактическая величина премии электромехаников в зависимости от значения коэффициента технической готовности экскаваторов добычного участка разреза «Черногорский» представлена на рис. 2.
Из рис. 2 видно, что в 2011 г. значение фактического коэффициента технической готовности экскаваторов составляет от 0,73 до 0,93, диапазон величины премии электромехаников за его значение — от 0 до 5760 руб./мес. Следовательно,
...... одг 0,13 0,16 0,09 _ _ 0,08 __ §§1 дай 11111 шж 0,92 | | ¡■¡й од г
•.■,•.•••;
.........
0,88 I 0,87 ^ 0,84 (0,911 0,88
I
ЭКГ-5А ЭКГ-8И ЭКГ-10 ЭШ 10.70 ЭШ 20.90 среднее
(3 экскаватора) (1 экскаватор) (1 экскаватор) (5 дкскаваторон) - ЯЕСКавлггора (12 экскаваторов)
□ резерв обусловленный системой технического обслуживания и ремонта
□ Фаш1гческ1ш К: :
Рис. 1 Коэффициент технической готовности экскаваторов добычного участка разреза «Черногорский» ООО «СУЭК-Хакасия» за 2011 г.
премий, руб/лпес
5 760
5000
! V = 35593Х-
/ 1?г = ( / ♦ ],75 7
Ф ♦
0 0.1 0,2 0,3 0,4 0,5 0.6 0,7 0,8 0,9 «-;-^ 1
влияния, 20%
♦ премия электромехаников по итогам месяцу за коэффициент технической готовности экскаваторов
Рис. 2. Фактическая величина премии электромехаников в зависимости от значения коэффициента технической готовности экскаваторов добычного участка разреза «Черногорский» в 2011 г.
в рамках существующего положения о премировании, лучшие результаты электромеханиками стабильно достигаются. Таким образом, перспектива существенного повышения заработка работников этой категории отсутствует.
Анализ отчетных данных разреза «Черногорский» показал, что время нахождения в неплановом ремонте экскаваторов добычного комплекса, по данным за 2011 год не оказывает влияния на величину заработной платы электромехаников данного участка (рис. 3). Это предопределяет отсутствие прямой экономической заинтересованности ремонтного персонала в предупреждении прогнозируемых отказов посредством повышения качества обслуживания и ремонта оборудования.
Возможность повышения уровня работоспособности экскаваторов предлагается оценивать при помощи коэффициента технического использования с учетом производительного времени работы — функционального времени [1]: ТФ
кти = Т Т Т , (2)
Т но + Т ТОиР
Рис. 3. Зависимость удельного времени ремонта экскаваторов добычного участка разреза «Черногорский» и суммарной премии электромехаников от производительности этих машин в 2011 г.
где Тфо — среднее функциональное время наработки между отказами, ч; Тно — среднее календарное время наработки между отказами, ч; ТТОиР — среднее календарное время нахождения
машины в системе технического обслуживания и ремонта, ч.
Среднее время наработки между отказами определяется по формулам:
а) функциональное
ТФ
ТФ _ раб.
но~ N '
отк.
б) календарное Т
Т _
но N
раб.
(3)
(4)
где Тфаб — функциональное время работы экскаватора, ч; Траб — общее время работы экскаватора (по отчетности предприятия), ч; N — общее количество отказов экскаватора.
Функциональное время работы экскаватора определяется по формуле:
Тфб = Хт , (5)
раб. ^
где V — фактически выполненные объемы экскавации, м3; —
техническая производительность экскаватора при рациональных параметрах технологических процессов в системе производственной эксплуатации, м3/ч.
^ = т—х Ек х Кэ х Квсп , (6)
Тц хКо к э
где Тц — продолжительность цикла, с; К0 — коэффициент, учитывающий технологическое время обмена транспорта; Е — вместимость ковша экскаватора, м3; К— коэффициент экскавации горной массы; Квсп — коэффициент, учитывающий
рациональное время перегона экскаватора, зачистки рабочей площадки, взрывания горной массы.
Расчеты коэффициента технического использования экскаваторов показали, что уровень работоспособности этих машин возможно повысить в среднем до 3 раз (рис. 1).
Для практического вовлечения резервов в производство дано описание технологических и организационных условий системы технического обслуживания и ремонта (табл. 1). Оценивались условия, на состояние которых персонал предприятия может повлиять без существенных дополнительных инвестиций [2].
Коэффициент эффективности использования времени экскаваторов в системе их технического обслуживания и ремонта рассчитывается по следующей формуле: тф
ту-ТОиР _ 1 ТОиР (п\
1ХЭИВ - Т- >
Т
1 ТОиР
где Тф0иР — функциональное время технического обслуживания и ремонта (определяется на основе хронометражных наблюдений), ч.
Ктг
0,78 0,60 0,77 0,74 0,79
0,В4
0,22 |0,20| 0,16 0,23 0,26 0,21
ЭКГ-5А ЭКГ-ЕИ ЭКГ-10 ЭШ 10.7« ЭШ 20.90 среднсс
(3 экскаватора) (1 экскаватор) (1 экскаватор) экскаваторов) экскаватора) (12эпштро>)
□ Резерв обусловленный системой технического обслуживания и ремонта 0 Фактический Ктн
Рис 4 Коэффициент технического использования экскаваторов добычного участка ООО «СУЭК-Хакасия» в 2011 г.
Из таблицы видно, что существующие условия технического обслуживания и ремонта экскаваторов можно характеризовать как неудовлетворительные или неприемлемые. Следует отметить значительный диапазон значений коэффициента эффективности использования времени экскаваторов на каждом уровне технологических и организационных условий указанной системы. Это объясняется взаимовлиянием технологических и организационных условий в системе. Такое взаимовлияние позволяет утверждать, что существенные результаты можно получить только при согласованном улучшении технологических и организационных условий системы.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, существующая система оплаты труда не достаточно мотивирует электромехаников участков на уменьшение негативного влияния эксплуатационных факторов. В связи с этим целесообразно величину заработной платы электромехаников связать со значением коэффициента технического использования экскаваторов (рис. 5). Это будет мотивировать электромехаников к определению и реализации мероприятий, направленных на уменьшение внеплановых простоев экскаваторов [3]. Величина заработной платы электромехаников будет зависеть от трех показателей:
• Наработка между отказами узлов экскаваторов;
• Продолжительность ремонта;
• Затраты на обеспечение работоспособности оборудования.
Таблица 1
Характеристики условий технического обслуживания и ремонта в ООО СУЭК-Хакасия»
Уровень условий Условия
Технологические Т-Т'МР Организационные г, ГОиР '' '
Целевой 1. ППР по техническому состоянию экскаваторов. 2. Техническое состояние экскаваторов контролируется техническими средствами. 3. Ремонт осуществляется специализированными подразделениями (предприятиями) 0,20-0,83 1. Работа подготовлена. 2. Работа по стандарту на все операции. 3. Полная ответственность за техническое состояние экскаваторов 0,31-0,83
Удовлетворительный 1. ППР по нормативу наработки с обезличиванием агрегатов, узлов, деталей. 2. Техническое состояние экскаваторов контролируется по факту наработки. 3. Ремонт в основном осуществляется специализированными подразделениями (предприятиями) 0,18-0,75 1. Работа в основном подготовлена. 2. Работа по стандарту на основные операции. 3. Высокая ответственность за техническое состояние экскаваторов 0,24-0,66
Неудовлетворительный 1. ППР по нормативу наработки с частичным обезличиванием агрегатов, узлов, деталей. 1. Работа частично подготовлена.
2. Техническое состояние экскаваторов контролируется на основе личного опыта работников. 3. Ремонт частично осуществляется специализированными подразделениями (предприятиями) 0,12-0,46 2. Работа по нормированному наряд-заданию. 3. Средний уровень ответственности за техническое состояние экскаваторов 0,16-0,45
Неприемлемый 1. Техническое состояние экскаваторов контроли- руется нерегулярно. 2. Аварийно-восстановительный ремонт без обез- личивания агрегатов, узлов, деталей. 3. Ремонт осуществляется хозяйственным способом 0,08-0,36 1. Работа подготовлена аврально. 2. Работа по ненормированному наряд-заданию. 3. Ответственность за техническое состояние экскаваторов отсутствует 0,08-0,25
| ■! Существующий уровень условий обслуживания, ремонта и использования экскаваторов.
* Коэффициент эффективности использования времени оборудования в системах технического обслуживания и ремонта.
Рис. 5. Зависимость заработной платы участковых механиков от коэффициентов технической готовности и технического использования оборудования
Резюме
В качестве предложения по стимулированию ремонтного персонала в повышении уровня работоспособности техники следует производить начисление премии с применением Кти; это создаст благоприятные условия для существенного увеличения производительность экскаваторов.
Условием реализации предложенного подхода к повышению эксплуатационной надежности горного оборудования является освоение модели взаимодействия персонала предприятия. В соответствии с предложенной нами моделью, механики будут предоставлять услугу в виде гарантированных машино-часов работы оборудования при непрерывном сокращении продолжительности ремонтов и достижении целесообразных затрат на обеспечение работоспособности каждой машины.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хажиев В.А. Оценка влияния эксплуатационных факторов на эффективность использования экскаваторов-мехлопат на угольных разрезах // Горное оборудование и электромеханика: научно-аналитический и производственный журнал, 2009. — №6. — С.21—26
2. Козьмин В.Л., Кузеванов В.В., Марьясов И.В., Хажиев В.А. Оценка возможности повышения уровня работоспособности экскаваторов-мехлопат в ООО «Восточно-Бейский разрез» // Сборник трудов X международной научно-технической конференции «Чтение памяти В.Р. Кубачека», Екатеринбург — 2012. — С. 366—370.
3. Кукаренко А.И., Грибанов С.Т., Емец И.И., Марьясов И.В., Хажиев
B.А. Стимулирование персонала к повышению эксплуатационной надежности горного оборудования // Комплексное освоение месторождений полезных ископаемых: Сб. научных трудов. — Магнитогорск — 2012. —
C. 165. ШШЭ
Марьясов Иван Владимирович — специалист по ППР отдела главного механика ООО «СУЭК-Хакасия», [email protected]
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ