УДК 338.28
Стимулирование развития региональной экономики в современных условиях
Носачевская Е.А.
Доктор экономических наук,
профессор кафедры экономической безопасности и налогообложения Юго-Западного государственного университета (Курск)
Шумахов Р.В.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и антимонопольного регулирования
Северо-Кавказского институт-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Пятигорск)
В статье рассматриваются особенности стимулирования развития экономики на региональном уровне с учетом современных реалий. Стимулирование экономического развития территории оказывает влияние как на состояние развития отдельного региона, так и на развитие страны в целом. В статье сделан акцент на инвестиционной, финансовой, организационной и информационной составляющих механизма стимулирования. Применение соответствующих подходов с достаточной степенью обоснованности способствует решению проблем обеспечения инновационного и сбалансированного развития экономики территории. Предложены авторские подходы к стимулированию развития экономики на уровне субъектов РФ.
Ключевые слова: регион, социально-экономическое развитие, инвестиции, стимулирование, экономический рост.
Результаты анализа показателей социально-экономического развития, а также соответствующих исследований ученых свидетельствуют о замедлении в последние годы экономического роста большинства развитых стран. В том числе и в России наблюдаются аналогичные процессы.
Сложившиеся производственные связи между хозяйствующими субъектами в нашей стране, а также с иностранными коллегами стали (зачастую по экономическим причинам) ослабевать. Одновременно в экспертном сообществе укрепилось мнение об ограниченности возможностей сырьевой модели для обеспечения сбалансированного функционирования российской экономики и о важности развития отечественного инновационного производства.
Необходимо отметить, что за последние несколько лет на федеральном уровне созданы организационные структуры, деятельность которых направлена преимущественно на развитие производства и поддержку экспорта.
Так, Российский экспортный центр создан для работы с экспортерами по вопросам предоставления финансовых и нефинансовых мер поддержки. Российское агентство по страхованию экспортных кредитов является специализированным государственным институтом поддержки экспорта посредством применения страхового инструментария защиты экспортных кредитов и инвестиций. Российская система качества учреждена в целях независимого исследования качества товаров и выдачи лучшим отечественным товарам российского Знака
качества. Работа Фонда развития промышленности ориентирована на создание условий для модернизации российской промышленности, организации новых производств и обеспечения импортозамещения путем предоставления льготных условий. К этим условиям можно отнести прежде всего софинан-сирование реализации проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе лучших из доступных технологий. Также на конкурсной основе хозяйствующим субъектам предоставляются определенные целевые займы, стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.
С момента создания данных организаций реализуется ряд системных инициатив по стимулированию развития экспортной деятельности, в том числе в отдельных отраслях.
Экспортная деятельность и сопутствующие ей процессы, в свою очередь, позволяют повысить приток инвестиций и активизировать организационные взаимосвязи и финансовые потоки.
Поскольку инвестиции играют большую роль в активизации экономического развития, отдельные регионы за счет работы с инвесторами, поддержки инновационных проектов смогли за последние несколько лет модернизировать или даже заменить производственную базу, создать условия для открытия новых предприятий, повысить производительность и, как следствие, эффективность труда. Поэтому темпы замедления экономического развития в разрезе субъектов Российской Федерации различаются.
Важно, что инвестиционные проекты реализуются в рамках экономической, правовой и организационной системы региона. Поэтому такие приоритеты, как обеспечение доступности финансовых ресурсов, стимулирование кооперационных связей, поддержка региональных импортозамещающих производств позволили многим российским регионам занять ведущие позиции в привлечении инвестиционных ресурсов в экономику.
В 2016 г. был опубликован инвестиционный рейтинг, позволяющий сделать определенные выводы в отношении оценки промежуточных итогов работы региональных органов государственной власти по созданию благоприятных условий ведения бизнеса [1]. Рейтинг осуществлялся на основании анализа значений 45 показателей, сгруппированных в 17 факторов, составляющих несколько направлений: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства. Лидерами рейтинга, как и в прошлом году, стали Республика Татарстан, Белгородская и Калужская области [1].
Анализ соответствующих документов показал, что комплекс мер по поддержке инвестиционных проектов на уровне регионов, как правило, вклю-
чает в себя выдачу льготных финансовых ресурсов, предоставление государственных гарантий, субсидирование процентных ставок по кредитам, установление налоговых льгот. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы структуры в составе органов исполнительной власти, а также фонды, осуществляющие поддержку малого предпринимательства, реализуются проекты и целевые региональные программы, в рамках которых устраняются необоснованные административные барьеры при развитии предпринимательства, развивается инфраструктура малого бизнеса. При этом немаловажная роль в процессе обеспечения привлечения инвестиций в регионы отводится информированию об экономической, инвестиционной ситуации в регионах, о сферах, наиболее привлекательных для инвестиционных вложений, особенностях деятельности субъектов инвестиционного рынка.
Например, в Республике Татарстан функционирует Агентство инвестиционного развития, реализуется более 150 инвестиционных проектов, в том числе в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства, медицины на общую сумму около 800 млрд. руб. [2].
В Белгородской области деятельность Корпорации «Развитие» направлена на привлечение инвестиций в регион, развитие приоритетных направлений экономики региона, сопровождение инвестиционных проектов. За последние три года в регионе в разных сферах было реализовано порядка 20 инвестиционных проектов на общую сумму свыше 60 млрд. руб. [3].
В 2015 г. 92,5 млрд. руб. инвестиций привлечено в Калужскую область, открыто 9 крупных предприятий, дан старт развитию проекта «Новый Шелковый путь», который открывает маршрут для организации товарооборота между Европой и Азией через Калужскую область с использованием транспортного терминала [4].
Поскольку опыт регионов-лидеров представляет определенный интерес для других регионов, экспертными организациями недавно был разработан Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Документ содержит описание нормативных документов, организационных мер, которые рекомендуется принять в субъекте Российской Федерации для развития инвестиционной деятельности на его территории. Стандарт включает 15 лучших инвестиционных практик, используемых наиболее успешными с экономической точки зрения регионами [1].
Если говорить об импортозамещении, то в ряде регионов утверждены планы мероприятий как на краткосрочную, так и на среднесрочную перспективу, сформированы перечни приоритетных инвестиционных проектов для ускоренной реализации.
Так, например, свыше 100 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций более 500 млн. руб. реализовано с организационно-методической поддержкой Корпорации развития Кабардино-Балкарской Республики [5].
Ведется работа по созданию индустриальных парков - специально организованных для размещения новых производств территорий, обеспеченных энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями.
По данным Ассоциации индустриальных парков, за последние три года количество индустриальных парков выросло с 80 до 146. Рост происходит как за счет действующих парков, так и вновь создаваемых. К 2016 г. в 46 субъектах Российской Федерации появились действующие и создаваемые индустриальные парки. Основными лидерами роста числа проектов являются регионы Приволжского и Центрального федерального округа. По сравнению с 2015 г. в текущем году число размещенных резидентов в действующих парках увеличилось на 196 и достигло 1870 компаний, которые создали более 104 тыс. новых рабочих мест. Темпы развития индустриальных парков подтверждают их важную роль как элемента развития инвестиционной инфраструктуры региона [6].
В настоящее время для управляющих компаний индустриальных парков предусмотрена возможность получения государственного субсидирования процентных ставок по кредитам, а для региональных бюджетов - возможность возмещения затрат на создание индустриальных парков в размере налогов, поступивших в бюджет от их резидентов.
В укрупненном виде можно говорить о сформированной ресурсной, в том числе инвестиционной, организационной, финансовой, информационной базе для стимулирования развития экономики регионов в России.
При этом инвестиционная составляющая механизма стимулирования характеризуется процессами привлечения инвестиций для развития отечественного производства, рационализации государственного регулирования инвестиционных процессов, создания благоприятного инвестиционного климата на той или иной территории. В данном направлении, как уже было отмечено, практически во всех регионах России проведена достаточно большая подготовительная работа, реализуются необходимые мероприятия.
Организационный компонент стимулирования развития экономики регионов в России подразумевает создание и функционирование соответствующих организационных структур. В большинстве регионов такие структуры созданы.
Финансовая составляющая включает в себя, исходя из практики применения механизмов, налоговые и различные финансовые стимулы, в том числе
субсидирование процентных ставок, предоставление льготных кредитов, государственных гарантий. Подобные стимулы предусмотрены или предоставляются практически во всех регионах заинтересованным хозяйствующим субъектам с учетом выполнения последними соответствующих правил и условий, исходя из приоритетов реализации стратегии развития территории.
Важны информационная поддержка привлечения инвестиций в регион и предоставление разъяснительно-методической помощи отечественным и зарубежным инвесторам, хозяйствующим субъектам, в том числе по вопросам повышения производительности труда, совершенствования производства. Помимо оказания такой поддержки со стороны специально созданных организаций для развития и привлечения инвестиции в региональную экономику, важное значение имеют и научные учреждения, обладающие значительным потенциалом по предоставлению требуемых рекомендаций. Однако данный потенциал до сих пор эффективно не используется в большинстве регионов.
Немаловажная роль в процессе обеспечения привлечения инвестиций в регионы отводится информированию об экономической, инвестиционной ситуации в регионах, о сферах, наиболее привлекательных для инвестиционных вложений, особенностях деятельности субъектов инвестиционного рынка.
Вместе с тем в сложившихся условиях дополнительно к имеющимся концептуальным и программным документам в качестве направлений совершенствования стимулирования развития экономики на уровне субъектов Российской Федерации можно предложить следующие. Во-первых, активизация использования на региональном уровне с определенной адаптацией и учетом специфики территории доказавших свою эффективность инструментов стимулирования инновационных и инвестиционных процессов. Во-вторых, содействие развитию кооперации между хозяйствующими субъектами и научными организациями по вопросам выработки наиболее эффективных стимулов для успешной реализации инвестиционных и инновационных проектов. В-третьих, научное обеспечение реализации стратегий и целевых программ социально-экономического развития территории с учетом приоритетности сбалансированности функционирования хозяйственного комплекса.
Таким образом, решение задач ускоренного развития региональных отраслей осуществляется путем консолидации усилий соответствующих государственных органов, хозяйствующих субъектов и научных институтов на основе целевых программ поддержки производства, мероприятий по снижению административных барьеров и предоставлению налоговых и иных финансовых льгот реально-
му сектору экономики. В условиях введения рядом стран в отношении нашей страны экономических санкций у российских производителей появилась возможность укрепления позиций на внутреннем и внешнем рынках.
Литература:
1. Официальный сайт Агентства стратегических инициатив. - URL: http://asi.ru/
2. Официальный сайт Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан. - URL: http:// tida.tatarstan.ru/
3. Официальный сайт АО «Корпорация «Развитие» Белгородской области. - URL: http:// belgorodinvest.ru/
4. Инвестиционный портал Калужской области. -URL: http://investkaluga.com/
5. Официальный сайт Корпорации развития Кабардино-Балкарской Республики. - URL: httpV/аир-кбр.рф/
6. Официальный сайт Ассоциации индустриальных парков. - URL: http://www.indparks.ru/
7. Носачевская Е.А. Казаков К.В. Научное обеспечение региональной экономики в условиях развития информационных технологий. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. - 159 с.
8. Рубан Д.А. Мировой интеллектуальный потенциал управления региональными инновационными системами // Вестник НГУЭУ. - 2016. -№ 3. - С. 84-94.
9. Указ Президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 г. № 596 // СПС «Консультант Плюс».
10. Инвестиционный портал регионов России. -URL: http://www.investinregions.ru/
11. Официальный сайт Минэкономразвития России. - URL: http://economy.gov.ru/
Promoting Regional Economy Development in Modern Conditions
E.A. Nosachevskaya South West State Univesity
R.V. Shumakhov
The North Caucasus institute-branch of the Russian academy of national economy and public administration at the President of the Russian Federation
The paper deals with the features of promoting economic development on the regional level, taking into account modern realities. Attention is drawn to the fact that stimulating economic development of the territory affects the socio-economic development of a particular region, and the development of the country as a whole. The article focuses on the investment, financial, organizational and information components of the incentive mechanism. The use of appropriate approaches with a sufficient degree of validity contributes to the solution of problems of providing innovative and balanced development of the economy of the territory. In this regard, the article suggests more approaches to stimulating economic development on the level of constituent entities of the Russian Federation.
Key words: region, socio-economic development, investment, stimulation of economic growth.