Научная статья на тему 'СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ'

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стимулирование / персонал / эффективность / деятельность организации / трудовой потенциал.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева К. А.

В современном менеджменте проблема стимулирования персонала организации была и по сей день остается актуальной. Ее теоретическую и практическую значимость не имеет смысла оспаривать, поскольку именно от грамотно разработанной системы стимулирования труда зависит как формирование сплоченного коллектива профессионалов, работающего с полной отдачей и с мотивацией на результат, так и повышение экономической эффективности компании. Целью настоящего исследования является изучение процесса стимулирования персонала как фактора повышения эффективности деятельности организации. Методологическая основа строится на общенаучных, специальных и частных методах познания: комплексном, логическом, сравнительном и диалектическом подходах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ»

4. Пещеров Г.И. Социально уязвимые слои населения: проблема в современном мире // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2021. № 1 (27). С. 115-117.

5. Похвощев В. А. Методологические основы профессиональной реабилитации и содействия занятости людей с ограниченными возможностями здоровья / В. А. Похвощев. - М.: МИР, 2017. - Т. 8, №2. - С. 330-336.

6. Холостова Е. И. Энциклопедия социальных практик поддержки инвалидов в Российской Федерации / Е. И. Холостова. - Москва: Дашков и К, 2022. - 265 с.

©Тлихураева Э.Э., 2024

УДК 351/354

Яковлева К.А.

магистрант, кафедра государственного и муниципального управления,

ИГСУ РАНХиГС, Москва, Россия Научный руководитель: Яценко Л.И.

доцент кафедры государственного и муниципального управления Факультета государственного и муниципального

управления ИГСУ РАНХиГС, Кандидат философских наук, доцент

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В современном менеджменте проблема стимулирования персонала организации была и по сей день остается актуальной. Ее теоретическую и практическую значимость не имеет смысла оспаривать, поскольку именно от грамотно разработанной системы стимулирования труда зависит как формирование сплоченного коллектива профессионалов, работающего с полной отдачей и с мотивацией на результат, так и повышение экономической эффективности компании. Целью настоящего исследования является изучение процесса стимулирования персонала как фактора повышения эффективности деятельности организации. Методологическая основа строится на общенаучных, специальных и частных методах познания: комплексном, логическом, сравнительном и диалектическом подходах.

Ключевые слова:

стимулирование, персонал, эффективность, деятельность организации, трудовой потенциал.

Yakovleva K.A.

Master's Degree, Department of State and Municipal Administration,

IGSU RAN EPA, Moscow, Russia

STIMULATING PERSONNEL AS A FACTOR OF INCREASING THE EFFICIENCY OF THE ORGANIZATION

Abstract

In modern management, the problem of stimulating the organization's personnel has been and remains

relevant to this day. Its theoretical and practical significance does not make sense to dispute, since it is from a well-designed labor incentive system that both the formation of a cohesive team of professionals working with full dedication and motivation for results and improving the economic efficiency of the company depend. The purpose of this study is to study the process of stimulating staff as a factor in improving the effectiveness of the organization. The methodological basis is based on general scientific, special and private methods of cognition: complex, logical, comparative and dialectical approaches.

Keywords:

stimulation, personnel, efficiency, organization activities, labor potential.

Введение

В современных условиях экономики знаний и высокой конкуренции особая роль отводится человеку, который выступает в качестве ключевого элемента трудового процесса, а его умения и навыки позволяют руководству компании строить эффективные команды таким образом, чтобы достигать высоких результатов и сохранять общие темпы роста. Накопленные теоретические знания и существующий практический опыт работы многих организаций показывают, что формирование профессионального коллектива и развитие трудового потенциала - основа стратегического планирования, направленного на повышение эффективности деятельности всего хозяйственного субъекта за счет превращения знаний в главнейший ресурс - человеческий ресурс [7, с.10]. Именно человеческие ресурсы являются наиболее ценным активом компании любого масштаба и любой сферы деятельности. При этом всегда важно оценивать вовлеченность работников в трудовой процесс и их уровень заинтересованности в достижении поставленных задач, а также создавать такие условия, которые помогут раскрыть таланты сотрудников и направить их энергию в нужное для организации русло.

Удержать профессиональных сотрудников, выстроить трудовой процесс качественно и рационально, побудить к более активной работе и повысить эффективность деятельности организации в целом возможно с помощью такого инструмента управления, как стимулирование труда. Лишь правильно выстроенная система стимулирования персонала позволит компании нарастить конкурентные преимущества и достичь больших высот. В данной статье стимулирование персонала рассматривается в контексте основы долгосрочного развития и возможности выделиться на фоне конкурентов.

Целью настоящего исследования является изучение процесса стимулирования персонала как фактора повышения эффективности деятельности организации. В эпоху глобальных экономических и геополитических потрясений роль персонала в успехе компании не может быть недооценена, так как люди со своими знаниями, навыками и компетенциями принимают активное участие в повышении результативности всех бизнес-процессов.

Методология

Методология исследования базируется на теоретическом анализе ключевых аспектов стимулирования персонала организации. Информационная база включается в себя концептуальный подход к изучению сущности стимулирования труда, отдельных его элементов и взаимосвязи с понятием «мотивация». Методологическая основа строится на общенаучных, специальных и частных методах познания: комплексном, логическом, сравнительном и диалектическом подходах. Каждый метод позволил обеспечить достоверность и доказательность полученных выводов.

Результаты

Любая компания заинтересована в удержании квалифицированных сотрудников и формировании сплоченного коллектива, умеющего и готового работать ради одной общей цели. Чтобы этого достичь, современные управленцы используют разные наборы инструментов, в зависимости от особенностей организации, среди которых главным и значимым является стимулирование персонала. Понимание функций и принципов, форм и видов стимулирования позволяет не только побуждать человека к

действию и формировать у него конкретную мотивацию к работе, но и повышать производительность и качество труда.

Стимулирование персонала - процесс воздействия (стимулирующего воздействия) на работника посредством применения стимулов (внешних факторов), которые призваны повысить его трудовую активность [3, c.49]. Важно понимать, что стимулирование заключается как в воздействии на личность сотрудника, так и на внешние трудовые условия, окружающие его. Стимулирующее воздействие осуществляется с помощью механизма распределения стимулов, причиной которых является материальный, моральный и иной интерес. Сотрудника побуждают к активности через повышение его заинтересованности в удовлетворении тех или иных потребностей, получении конкретных благ.

Между стимулированием и мотивацией персонала есть принципиальное отличие, которое необходимо подчеркнуть. Если говорить в общем, то стимулирование - средство, с помощью которого осуществляется мотивирование [2, c.161].

- Мотивация - процесс, направленный на формирование у человека потребности совершать различные действия в интересах компании. В ходе чего возникают внутренние факторы, побуждающие выполнять поставленные рабочие задачи. Мотивация во многом связана с самосознанием, восприятием, психикой и внутренним состоянием.

- Стимулирование - процесс, направленный на прямое или косвенное принуждение человека к выполнению различных действий в интересах компании. В ходе чего возникают внешние факторы, побуждающие выполнять поставленные рабочие задачи. За счет инструментов стимулирования возможно повысить уровень мотивации. Иными словами, внешнее побуждение с помощью стимулов может создать внутреннее побуждение сотрудника к работе.

Мотивация и стимулирование персонала оказывают неотъемлемое влияние на удовлетворение потребностей работников и развитие у них таких важных характеристик трудовой деятельности, как качество и результативность работы, усердие, добросовестность, трудолюбие, ответственность, инициативность и т.д.

Цель стимулирования состоит в том, чтобы побудить сотрудников работать качественно, сформировав у них эффективное трудовое поведения. Разрабатывая и внедряя систему стимулирования, важно всегда учитывать [8, c.178]:

- побудительные мотивы поведения сотрудников, их потребности и стимулы к работе;

- причинно-следственные связи между совершенным действием работника, результатом труда и поощрением / наказанием;

- взаимосвязь социально-психологических, административных и экономических факторов воздействия на сотрудников.

К главным функциям стимулирования можно отнести:

- экономическую, которая способствует повышению эффективности всех бизнес-процессов и достижению целевых показателей деятельности;

- нравственную, которая способствует формированию благоприятного морально-психологического климата и подержанию здоровой атмосферы в коллективе;

- социальную, которая способствует рациональному формированию доходов и расходов работников.

Обратим внимание на тот факт, что ряд исследователей (В.Н. Белкин, О.А. Антонова, С.А. Шапиро, А.А. Литвинюк и др.) выделяют еще одну функцию системы стимулирования - социально-психологическую. Данная функция, по мнению авторов, заключается в воздействии на внутренний мир работника (его ценности, установки и потребности) с целью формирования определенного типа отношения к труду и трудовой морали [6, c.233].

Эффективная система стимулирования персонала должна строиться на следующих ключевых

принципах: комплексность (оптимальное сочетание всех видов, форм и инструментов стимулирования); ощутимость; понятность; управляемость; актуальность (постоянный поиск новых методов и механизмов стимулирования); индивидуальный подход (учет индивидуальных особенностей и характерных черт каждого сотрудника).

Как правило, стимулирование может быть двух вариантов [4, с90]:

1. Жесткое стимулирование, подразумевающее под собой принуждение человека к выполнению тех или иных действий. Такое стимулирование строится на ценностном минимуме (страхе) с целью не просто побудить к работе, а заставить сотрудника делать больше и лучше, чем это предусмотрено должностными инструкциями. К инструментам жесткого стимулирования можно отнести сдельную заработную плату, выплаты за конечный результат и др.

2. Мягкое стимулирование, подразумевающее под собой побуждение человека к выполнению тех или иных действий. Такое стимулирование строится на ценностном максимуме (гарантиях и благах) с целью не просто заставить выполнять работу, а лишь побудить сотрудника (замотивировать его). К инструментам мягкого стимулирования можно отнести социальный пакет, признание заслуг руководством, дополнительные выходные, повышение в должности и др.

Стимулирование может нести как дифференцированный эффект (один стимул оказывает влияние на многие аспекты трудовой деятельности, но по-разному), так и недифференцированный (каждый аспект трудовой деятельности требует специального стимула).

Существует два главных вида стимулирования персонала:

- поощрение (положительное стимулирование: повышение оплаты труда, премирование, благодарность со стороны руководства и др.);

- наказание (отрицательное стимулирование: уменьшение оплаты труда, лишение премий, выговор, штраф и др.).

В трудовой практике очень часто можно встретить выражение «метод "наказаний и поощрений" -это своего рода кнут и пряник для каждого сотрудника» [1, с35].

Поощрение - инструмент формирования эффективного поведения и стимулирования работников посредством вознаграждения в какой-либо форме за добросовестный и качественный труд. Поощрение, как правило, вызывает приятные эмоции и чувства (применяется в материальной и нематериальной форме). Особенно поощрение результативно в тех случаях, когда нужно оперативно простимулировать и замотивировать персонал, а также закрепить желаемое трудовое поведение.

Наказание - инструмент формирования эффективного поведения и стимулирования работников, основанный на их страхе подвергнуться административному воздействию. Наказание, как правило, вызывает отрицательные чувства и эмоции (применяется в материальной и нематериальной форме). Особенно наказание результативно в тех случаях, когда нужно не допустить реализации негативных сценариев и повторных действий, несущие вред компании. По сути, наказание ценно не само по себе, а как барьер, который препятствует повторению опасных действий со стороны подчиненных [5, с102].

Правильное и гибкое сочетание двух видов стимулирования - залог достижения поставленных целей и задач. В противном случае будут из раза в раз повторяться такие сценарии событий, которые приведут скорее к снижению эффективности работы компании, нежели к ее процветанию.

Выводы

Стимулирование персонала является одним из факторов поддержания и повышения эффективности хозяйственной деятельности организации, увеличения ее конкурентных преимуществ и достижения высоких финансовых показателей. Система стимулирования труда включает в себя различные методы поощрения и наказания, которые учитывают мотивы и стимулы побуждения человека к труду.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод: проработка конкретных действий по вопросам стимулирования персонала - необходимое условие для повышения производительности труда

и развития таких важных характеристик трудовой деятельности, как усердие, добросовестность, трудолюбие, ответственность, инициативность и т.д. Понять стимулы работников, а затем применить эти стимулы (внешние факторы) для воздействия (стимулирующего воздействия) - значит воспользоваться сильным инструментом повышения эффективности деятельности компании. Список использованной литературы:

1. Карташов, С.А. Развитие талантов в организации как метод повышения эффективности труда работников: монография / С. А. Карташов, С. А. Шапиро, А. Б. Конобеева. — Москва: Директ-Медиа, 2022. — 268 с.

2. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, Е. А. Митрофанова, М. В. Ловчева; под ред. А. Я. Кибанова. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 524 с.

3. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / под ред. О. К. Миневой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2024. — 275 с.

4. Науменко, М. И., Лымарева, О.А. Мотивация и стимулирование персонала в условиях инновационного развития [Текст] / М. И. Науменко, О. А. Лымарева // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2024. — № 1-2 (107). — С. 88-91.

5. Тимкина, Е. Г. Современные методы поощрения и стимулирования персонала [Текст] / Е. Г. Тимкина // Вестник науки. — 2024. — Т. 1. № 2 (71). — С. 100-104.

6. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / А. А. Литвинюк [и др.]; под редакцией А. А. Литвинюка. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 461 с.

7. Шакирова, Д. М., Вагапов, В. В. Мотивация и стимулирование как инструменты управления трудовой деятельностью [Текст] / Д. М. Шакирова, В. В. Вагапов // Наука Красноярья. — 2022. — Т. 11. № 2. — С. 817.

8. Юденко, В. И. Мотивация и стимулирование персонала организации [Текст] / В. И. Юденко // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2023. — № 1-1 (95). — С. 177-180.

© Яковлева К.А., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.