Однако стилевые особенности модернизма пребывают в постоянных изменениях. Например, уже в наши дни трудно увидеть на улице здание начала прошлого века. В отличие от модернизма и постмодернизма, «классический ордер» вобрал в себя «три основных начала», описанных древнеримским архитектором Витрувием: «прочность», «пользу» и «красоту». Именно последний фактор во многом определяет уникальность стилистики. Не исчезнув за тысячу лет после падения Римской империи, элементы представленной архитектуры имеют все возможности для дальнейшего своего существования.
Список источников и литературы
1. Большая советская энциклопедия. - М. : Советская энциклопедия, 2001 - с.111.
2. Голубцова Е.С. «Культура Древнего Рима», М.: Наука, 1985. - 628 с.;
3. Мусатов А.А. «Архитектура античной Греции и античного Рима», Учебное пособие, М.: Архитектура - С, 2006. - 144 с.;
4. Дусенко С.В. «Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для индустрии туризма».
5. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы подготовки профессионалов 21 века в условиях гуманизации образования». Ханты-Мансийск, 2010. С. 116-124.;
6. Дусенко С.В., Коткова Е.Л. «Международный опыт как основа для разработки единых критериев и методик оценки гостиниц и других средств размещения».
7. Материалы IV межрегиональной научно-практической конференции 26-27 ноября 2009 года «Проблемы развития внутреннего туризма в Центральной России: образование, менеджмент, планирование». Ярославль, 2010. С. 65-68.
8. Новейший философский словарь (НФС) / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.philosophydic.ru/dialog (Дата обращения 01.09.2013)
Казанцева Е.Д., исторический факультет, 932 г.
Научный руководитель: к.фил.н., доцент А.Н.Маленьких
Стилистические особенности мультипликации Тима Бёртона
В данной статье рассматриваются стилистические особенности мультипликационных фильмов американского режиссёра и аниматора Тима Бёртона. Стиль творчества режиссера уникален - он включает в себя элементы экспрессионизма, романтизма, фильмов в стиле нуар, готического искусства, чёрного юмора и средневековых макабрических сюжетов.
Степень изученности этой темы не высока. Основными источниками для данной работы послужили статьи и рецензии кинокритиков о фильмах, интервью самого Тима Бёртона и актёров, работающих с ним.
Предметом исследования данной статьи является художественное своеобразие мультипликационного фильма 2005 года «Труп Невесты».
Для выполнения работы были использованы: историко-биографический метод - изучение биографии режиссера и установление связей между фактами его биографии и особенностями творчества, типологический метод - изучение, сопоставление и систематизация критических статей и рецензий на фильмы,
киноведческий метод - анализ формы и содержания фильмов, анализ жанровой и стилистической характерности фильмов.
Действие фильма «Труп Невесты» происходит в европейском провинциальном городке в конце XIX века. В отличие от других фильмов американского режиссера, этот проникнут европейским мироощущением и его сюжет развивается в историческом контексте, а не в современности. По словам самого режиссёра (Солсбери, 2008), он не ставил перед собой цель показать географическое или этническое происхождение этой истории. В «Трупе Невесты» можно проследить близость готической традиции и нравов Англии викторианской эпохи. Основная сюжетная линия заключается в том, что главный герой - Виктор Ван Дорт, сын торговцев рыбой, по случайному стечению обстоятельств женится на Мёртвой Невесте Эмили и живым попадает в загробный мир.
Несмотря на сказочный аспект в сюжете, зрители с первых сцен видят насколько жестко структурировано показанное на экране общество: население городка разбито на категории и люди помещены каждый в свою ячейку -семейство Ван Дортов - рыботорговцы, семейство Эверглотт - обнищавшие аристократы, Баркис Биттерн - лорд, и благодаря своему положению в обществе с первого появления пользуется почтением. Подобное структурирование общества характерно для викторианской эпохи.
Идея пришла Тиму Бёртону за 10 лет до появления мультфильма, в 1995 году. Режиссёр был вдохновлён еврейской легендой, пересказанной американским собирателем фольклора Говардом Шварцем в сборнике рассказов о сверхъестественном «Jewish Tales of the Supernatural». Мистическая история, оригинальное название которой «Палец», датирована XVI веком и повествует о молодом человеке, который накануне собственной свадьбы, в шутку надел кольцо на палец, торчащий из земли, и произнёс клятву обручения. После чего к юноше явилась женщина из потустороннего мира, требовавшая его в качестве мужа. В легенде сказано, что для решения этого дела был созван суд, который постановил, что молодой человек не совершал обручение по собственной воле, поэтому не связан узами брака, однако по закону он должен дать невесте развод. В отличие от фильма, в легенде невеста была не трупом, а демоническим существом.
Миф об обручении с девушкой из потустороннего мира существует не один век в фольклоре разных народов. Впервые сюжет о мёртвой невесте был описан греческим писателем II века Флегонтом в его произведении «О чудесах». Эту же тему затрагивает Иоганн Вольфганг Гёте в балладе «Коринфская невеста», написанной в 1797 году, по сюжету умершая девушка встаёт из могилы и является своему наречённому жениху. Американский писатель-романтик Вашингтон Ирвинг описал похожую историю в 1824 году в новелле «Случай с немецким студентом» (другое название «Леди с бархатным воротником»). Повесть Александра Дюма-отца «Женщина с бархоткой на шее», также известная как «Мёртвая голова» из сборника «Тысяча и один призрак» 1849 года перекликается с фильмом Бёртона. Французский писатель Проспер Мериме описал подобный сюжет в новелле «Венера Илльская» в 1837 году:
герой накануне свадьбы надевает кольцо на палец статуи Венеры, Венера сгибает палец и кольцо остается на нем. В финале жених оказывается задушенным в каменных объятиях Венеры.
Фильм «Труп Невесты» создан в жанре объёмной кукольной мультипликации. При создании подобных фильмов используется сцена-макет и куклы-актёры. Каждый эпизод снимают покадрово, после каждого кадра в сцену вносятся минимальные изменения (например, изменяется поза куклы). При воспроизведении полученной последовательности кадров возникает иллюзия движения объектов. В целом в фильме участвуют 85 персонажей, включая героев второго плана и массовых сцен, для воссоздания которых на экране было создано около 200 кукол. Например, для Виктора и Эмили -главных героев мультфильма - было создано по 14 кукол. Для большей эмоциональности главных героев, использовались сменные головы с определённым выражением лица, а также внутрь головы куклы был встроен механизм, позволяющий изменять и контролировать мимику, не прикасаясь к лицу куклы. Куклы имеют высоту около 30 см и состоят из устойчивых стальных каркасов, покрытых силиконом. По словам режиссера «замечательная особенность покадровой анимации - её связь с Франкенштейном, которая выражается в том, что она делает неодушевленные объекты живыми» (Солсбери, 2008).
В «Трупе Невесты» большое значение играет феномен двоемирия, это жанровая особенность как традиционных, так и современных мифов. Под двоемирием понимается своеобразное явление человеческого восприятия, познания и осмысления действительности. Мифологическое двоемирие строится на бинарных оппозициях. Человек живет в мире реальных вещей, явлений и отношений, т.е. мире феноменальном. Оппозицией ему служит мир ноуменальный, сущностный, он является оправданием, осмыслением феноменального мира. Персонажи ноуменального мира в связи с особенностями их художественного изображения могут быть классифицированы как персонажи:
• верхнего (светлого, небесного) мира: Бог, святые, ангелы;
• нижнего (темного, потустороннего) мира: демоны, черти; упыри и пр.;
• параллельного мира: духи природных пространств (Леший, Домовой, Водяной и пр.); сюда же можно отнести духов, которые являются покровителями хозяйственных построек (Домовой, Ласка, Банник и др.).
В фильме Тима Бёртона феноменальный мир представлен миром людей, а ноуменальный - образами потусторонними, загробными. Термин двоемирие также широко используется для характеристики литературы романтизма. Романтическое двоемирие - это противопоставление мира идеального и мира реального. Конфликт между недостижимым идеалом и неприемлемой реальностью - основа романтического мировосприятия. Романтические герои никак не желают примириться с окружающей действительностью, и находят утешение в мистическом или воображаемом мире. В «Трупе Невесты» Виктор, как и полагается герою-романтику, не может принять окружающую действительность, а гораздо более воодушевлённо воспринимает потусторонний мир.
Изображения двух миров сильно контрастируют, но не в привычном понимании. Мир живых изображен серым, мрачным, унылым и безжизненным, что схоже с изображениями на ферротипах или дагерротипах; мир мертвых -полная противоположность - там звучит джаз, этот мир более цветной, эмоциональный, там можно встретить знаменитых людей: например, Наполеона и Сальвадора Дали. Потусторонний мир в понимании Бёртона гораздо «живее» реального человеческого.
Подобное ироническое отношение к смерти перекликается со средневековым макабрическим искусством. Термин «макабр» происходит от французского словосочетания «danse macabre» - «пляски смерти» (Нессельштраус, 1993, с.141). Это целая серия сюжетов, где персонифицированная Смерть, ведёт к могиле пляшущих представителей всех слоёв общества: знать, духовенство, купцов, крестьян, мужчин, женщин, детей. Подобные сюжеты появились в 1370-х годах и создавались до XVI века, а особенную популярность имели в Германии.
В основании лежали идеи о ничтожестве человеческой жизни, о мимолетности земных благ и несчастий, о равенстве всех перед лицом смерти. Подобные идеи коренились в самой сущности христианского учения, и особенно популярны были в эпоху средних веков, когда под влиянием тяжелых условий жизни, смерть представлялась суровой карательницей злых и благодетельницей добрых и притесненных. Смерть не была страшна в эпоху средних веков, так как открывала для праведников двери в другой, лучший мир. Такой Смерть изображает швейцарский художник XVII века Маттеус Мериан на своих гравюрах «Смерть и дворянка», «Смерть и игуменья».
Позже в искусстве начинает преобладать чёрный юмор: смерть изображается, например, ловким шулером, обыгрывающим всякого партнера, или водителем хоровода, в котором невольно участвуют люди всех возрастов, званий и состояний, или злорадным музыкантом, заставляющим каждого плясать под звуки своей дудки. Такие иносказания пользовались большой популярностью и так как, они могли служить укреплению религиозного чувства в народе, то католическая церковь допустила их изображения на стенах храмов, монастырских оград и кладбищ. В «Плясках смерти» живут отзвуки дохристианских народных поверий о кладбищенских плясках мертвецов. В макабрических сюжетах отсутствуют устрашающие картины тления, так как средневековье проповедовало отвращение скорее к живой плоти, нежели к мёртвой. Подобное мы видим и в фильмах Бёртона.
Основная цветовая гамма фильма холодная, серо-сине-голубая. Символика синего цвета исходит из природной синевы ясного неба, отсюда синий рассматривают как символ божественности, духовной чистоты, совершенства и правосудия.
Негативная символика синего исходит из близости этого цвета к черному, то есть цвету смерти и зла. Кроме того, синий — антипод красного и желтого, символов жизни, радости и цветения.
Голубой цвет трактуется как легкомыслие, сентиментальность, пустые мечтания, но, подчеркивает чистоту и благородство, что связывает с фразеологизмом «голубая кровь».
Невеста-Труп в фильме является одновременно олицетворением светлого и тёмного начал: она воплощение тёмных загробных сил, опасных для человека, но, в то же время, она - жертва человеческой жестокости и алчности. В конце фильма Мёртвая Невеста превращается во множество синих бабочек, это подчёркивает её ангельскую сущность. Бабочка это символ души, бессмертия, превращения. Известны многочисленные приметы и суеверия, связывающие бабочек, особенно ночных, с душами умерших, по этой причине бабочку изображали на старых могильных надгробьях.
В народных представлениях бабочка - насекомое, связанное с потусторонним миром, воплощение души. В Ирландии до сих пор верят, что бабочка, порхающая рядом с мертвым, означает, что его душа улетела в рай. Древнеегипетским символом смерти была бабочка, покидающая куколку, подобно тому, как душа покидает тело. Русские народные поверья чаще упоминают ночного мотылька - создание, в которое перевоплощается душа умершего. На юго-западе России бабочек и сегодня очень символично называют «душками», и считают, что их нельзя убивать.
Другая грань символизма бабочек, основывается на их метаморфозе. Подобно яйцу, куколка бабочки рассматривается как вместилище потенциального бытия, т.е. жизни, а выход из неё взрослого насекомого символом воскресения, рождения или освобождения из могилы.
Мультипликационные фильмы Тима Бёртона обладают живостью, эмоциональностью персонажей, технической чёткостью и мифологическим символизмом. Мрачные на первый взгляд сюжеты переплетаются с детской непосредственностью, заставляют зрителя сопереживать ужасающим и жутким персонажам, и иронически относится к серьёзным явлениям жизни, таким как смерть, страх или безумие, но, по мнению самого режиссера «страх обладает терапевтическим эффектом», а «то, что для одного безумие, для другого -реальность» (Солсбери, 2008).
Список источников и литературы
1. Делюмо Ж. «Танцы мертвецов и пляска смерти» / «Грех и страх: Формирование чувства вины в цивилизации Запада (ХШ-ХУШ вв.)». М., 2003, с.92-147
2. Нессельштраус Ц.Г. «Пляски смерти» в западноевропейском искусстве XV в. как тема рубежа средневековья и Возрождения // Культура Возрождения и средние века. М., 1993, с. 141-148
3. Солсбери М. «Тим Бёртон Интервью: беседы с Марком Солсбери». М., 2008 - 379 с.