с ним брак и семью до утилитарного, прозаического уровня. «Брак есть теперь, в сущности, продолжение холостых удовольствий и некоторое углубление, доведение до “неприличия” девичьих шалостей»21. В результате, это привело Европу к поклонению пустоте, потере идеалов, «бессоч-ному», «бескровному», «фиктивному» миросозерцанию, «брак свелся к номинализму и семья -к фикции; <.. .> “европейская” цивилизация <.. .> неудержимо расплывается из “пассивного” брака просто в проституцию»22. Перед обществом, по В.В. Розанову, стоит великая культурная задача вернуть в жизнь таинственный огонь религиозно освещенного полового чувства, «культивировать пол» и воссоздать на его основе цельную «половую цивилизацию»23.
Примечания
1 Розанов В.В. В темных религиозных лучах. -М.: Республика, 1994. - С. 265.
2 Там же. - С. 268.
3 Там же. - С. 269-270.
4 Там же. - С. 270.
5 Там же. - С. 276-277.
6 Там же. - С. 269.
7 Там же. - С. 278-279.
8 Там же. - С. 269.
9 Там же. - С. 265.
10 Там же. - С. 266.
11 Там же. - С. 288.
12 Там же. - С. 270.
13 Там же. - С. 330.
14 Там же. - С. 264-357.
15 Там же. - С. 278.
16 Там же. - С. 278-279.
17 Розанов В.В. Возрождающийся Египет. - М.: Республика, 2002. - С. 424.
18 Там же. - С. 418-419.
19 Розанов В.В. Сочинения: В 2 т. - М.: Правда, 1990. - Т. 1. - С. 243.
20 (Фр.) конец века.
21 Розанов В.В. Сочинения: В 2 т. - М.: Правда, 1990. - Т. 1. - С. 234.
22 Там же. - С. 239.
23 Там же. - С. 243-246.
УДК 78 Б 825
Е.Ю. Борисова, Н.Ю. Погорелова
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИТОРОВ НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ
В данной статье речь пойдёт о достаточно большой группе композиторов конца XIX — начала XX века, сочинявших духовную музыку так называемого Нового направления.
Ключевые слова: русская духовная музыка, древнерусский церковный распев, народно-песенные интонации в духовных произведениях, новые средства музыкальной выразительности в духовной музыке, новый тип концертной духовной музыки.
Ужг в некоторых работах начала XX века были указаны основные черты новой духовной музыки, отличающие её от наследия XVIII и XIX веков. Наиболее ясно и обобщённо пишет об этом выдающийся историк церковного пения А.В. Преображенский. В монографии «Культовая музыка в России» 1924 года (второй, значительно изменённой редакции труда, вышедшего впервые в 1910 году) основные черты Нового направления охарактеризованы им следующим образом:
а) приложение к церковно-музыкальной композиции приёмов народного музыкального мыш-
ления и опыта национальной композиторской школы. Часто «народное» в преломлении «профессионального» переосмысляется с позиций композиторов-классиков, но также и непосредственно многое заимствуется из фольклора;
б) трактовка древнего распева не как материала для обработки (точнее - просто гармонизации, что было характерно для предшествующей эпохи), а как музыкальной темы, являющейся основой свободной композиции;
в) раскрепощение фактуры, гармонии, ритма, высвобождение этих компонентов музыкального языка из-под диктата «школьных» норм, по-
272
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009
© Е.Ю. Борисова, Н.Ю. Погорелова, 2009
иск новых средств, соответствующих истинному характеру и подлинным формам древнерусского церковного пения;
г) в ряде случаев - возвращение к церковному уставу и предписываемому им соблюдению певческих традиций, вызвавшее, в частности, привнесение в хоровую ткань оригинальных приёмов (антифонное пение, пение с канонархом, с головщиком и т.д.);
д) возникновение блестящей хоровой инструментовки - нового, самобытного национального стиля хорового письма.
В историко-теоретической и организационнопрактической области крупнейшими деятелями Нового направления русской духовной музыки были на начальном этапе директор Синодального училища С.В. Смоленский и его сотрудники А.Д. Кастальский, В.С. Орлов, а затем регент Синодального хора Н.М. Данилин. Выдающимися теоретиками этого направления следует считать, с одной стороны, московских учеников и сотрудников С.В. Смоленского - А.В. Преображенского и А.В. Никольского, а с другой- петербуржцев Н.И. Компанейского и М.А. Лисицына.
Принято различать московский и петербургский варианты Нового направления русской духовной музыки, которые в некоторых чертах отличались между собой, но главные идейные установки были всё же общими. Основоположником московского варианта большинство музыковедов считают П.И. Чайковского, петербургского - Н.А. Римского-Корсакова.
Представителями Нового направления русской духовной музыки являются следующие композиторы: С.В. Рахманинов, А.Д. Кастальский, А.Т. Гречанинов, П.Г. Чесноков, А.Г. Чесноков, Вик.С. Калинников, М.М. Ипполитов-Иванов, А.В. Никольский, К.Н. Шведов, Н.С. Голованов, Н.Н. Черепнин, Н.И. Компанейский, М.А. Лисицын, С.В. Панченко, В.И. Ребиков, Н.Н. Толстяков, Д.В. Алеманов, Д.М. Яичков, С.М. Ляпунов и другие.
Если сравнить духовную музыку А. Д. Кастальского, А.Т. Гречанинова и П.Г. Чеснокова, то для Кастальского характерен ориентир на крестьянскую песню, эпическую или протяжную, для него типична народная подголосочная манера и терпкий диатонизм. Гречанинову характерно народно-песенное творчество в осмыслении русских классиков, а также современные композиторские искания, связанные с влиянием на его творчество
Р. Вагнера и современных французских композиторов. П.Г. Чесноков соединил в своём творчестве все характерные черты предыдущих эпох: инстру-ментальность партесного пения, полифонию итальянской музыки, строгость немецкого хорала, красоту русского городского романса и позднего духовного стиха. Всё это он благодатно сочетал с глубоким знанием и внутренним ощущением национальных корней древнерусского церковного распева, что могло быть доступно только искренне верующему православному человеку.
Виктор Калинников, подобно Гречанинову, отдавал предпочтение не прямым переложениям традиционных распевов, а свободному сочетанию их элементов и глубокому, осмысленному прочтению богослужебных текстов. С Кастальским его сближает не написание богослужебных циклов, а отдельных духовных хоров, которые отличались элегичностью настроения, изяществом письма и тонкой отделкой фактуры.
В духовно-музыкальных произведениях Иппо-литова-Иванова есть черты, роднящие их с сочинениями Чайковского - большая искренность, глубокая проникновенность музыкального языка, лиризм, ясность гармонического письма. С «кучкистами» его сближает серьёзный подход к фольклору, широкое использование народнопесенных интонаций в духовных произведениях. Ипполитов-Иванов с одной стороны, продолжал традиции, сложившиеся у его предшественников, а с другой намечал и развивал современный подход, утверждающий дело возрождения национальной культуры. Он не цитировал и не обрабатывал древние песнопения, а создавал музыкально-интонационные образы, близкие русской традиции.
Венцом московской ветви Нового направления явились два цикла С.В. Рахманинова - лирическая Литургия и эпическая Всенощная, основанная на подлинных распевах. Оба произведения это живописные полотна на религиозную тему. Для духовно-музыкальных сочинений Рахманинова характерно использование традиционных распевов, сочинения «под распев», феноменально богатая хоровая фактура, уникальная драматургическая цельность, народно-эпический характер образов и форм проявления личностного начала, а так же раздвижение, расширение звукового пространства. Феномен рахманиновс-кого музыкального пространства явился кульминацией достижений Нового направления русской духовной музыки. Композитор преодолел не толь-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009
273
ко старые, но и уже сложившиеся к тому времени стереотипы новой церковной музыки.
Переходя к петербургским композиторам, следует остановиться на творчестве Н.Н. Череп-нина. Он с редкой пластичностью переходит от «переложения» к «сочинению», от подлинных интонаций распевов к их свободному варьированию, что сближает Черепнина с Гречаниновым и особенно с Рахманиновым. Но в отличие от них он, как Кастальский и Калинников шёл по пути не умножения фактуры, а скорее, её разрежения. Метр и ритм почти всегда свободны от регулярности, созвучия образуются преимущественно от сочетания линий голосов движущихся либо параллельно, либо расходясь терциями, секстами, октавами, трезвучиями и их обращениями. В этом ощущается влияние французского импрессионизма, но в своеобразном сочетании с православным мелосом.
Н.И. Компанейский к сочинению церковных композиций пришёл лишь в зрелые годы. Главной идеей Н.И. Компанейского относительно церковного пения было полное и бескомпромиссное возвращение к старинным распевам, оформленным исключительно по принципам народного пения, в особенности крестьянского многоголосия (в наибольшей мере эта идея была близка Кастальскому). Свои теоретические идеи он воплощал на практике, то есть работал с подлинными распевами, причём как с русскими, так и с греческими, болгарскими, грузинскими и т.д., стараясь придерживаться народного подголосоч-но-полифонического стиля.
В отличие от Компанейского, который в основном сосредоточивался на переложениях, священник М.А. Лисицын писал и свободные духовно-музыкальные сочинения. Стиль его письма довольно неровный. Наряду с переложениями распевов по манере близкой к московской ветви, в его наследии можно встретить и сочинения, ориентированные на народную лирическую песню, а так же композиции в романсовом духе.
В художественном смысле наибольшую ценность представляет весьма масштабное духовномузыкальное творчество С.В. Панченко, который получил профессиональное музыкальное образование не только в России, но и за рубежом. В его творчестве ярко проявилась идея всеобъемлющего синтеза в Новом направлении духовной музыки. У Панченко можно встретить целые циклы, написанные внешне очень простым, а на самом
деле изобретательно стилизованным «народнообиходным» способом, нередко напоминающим некоторые светские произведения Мусоргского, а так же многоголосные композиции с аккорди-кой не только вагнеровской, но и почти экспрессионистской. Случается, что обе манеры уживаются в одном цикле и даже в одном песнопении. Конечно, большая часть наследия этого композитора носит экспериментальный характер, но талантливость и профессиональная обоснованность его эксперимента бесспорна.
Тяготея к цикличности, такие представители Нового направления как А.Д. Кастальский, А.Т. Гречанинов, М.М. Ипполитов-Иванов писали не только духовную музыку, предназначенную для исполнения в церкви, но и произведения ориентированные на исполнение в домашних или концертных условиях. Например, оратория Кастальского «Братское поминовение» написана для солистов, хора, органа и оркестра; сочинения Гречанинова с инструментальным сопровождением и без него на латинские и другие иноязычные тексты (например, грандиозное произведение -«Оеситешса» для четырёх солистов, хора, органа и оркестра); «Семь псалмов царя Давида» Ипполитова-Иванова написано для хора с аккомпанементом фортепиано или арфы. Никоим образом нельзя заподозрить Кастальского, Гречанинова и Ипполитова-Иванова в неправославии, хотя они иногда серьёзно думали о введении инструментов в церковную службу. В данном случае речь идёт о новом типе концертной духовной музыки, который получил широкое развитие в наше время.
Многие композиторы Нового направления сочиняли не только духовную музыку, но и не оставляли «светского» творчества, а также изучали народное искусство и делали обработки народных песен, например, С. Рахманинов, А. Кастальский, А. Гречанинов, П. Чесноков, Вик. Калинников, М. Ипполитов-Иванов и другие.
Подводя итоги выше сказанного можно сделать вывод, что московская ветвь в целом была и более традиционной, почвенной, и значительно более органичной, в то время как для петербуржцев характерно, прежде всего, построение концепций, которые потом пытались приложить к практике. В России после1917 года продолжение Нового направления духовной музыки оказалось невозможным, однако искания этого направления начинают оживать в конце XX начала
274
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009
XXI века, в пример можно привести духовную музыку Георгия Васильевича Свиридова: «Неизреченное чудо», «Песнопения и молитвы».
Библиографический список
1. Антипова Т. Виктор Калинников как представитель Новой московской школы церковной музыки // Гимнология. - 2000. - №2. - С. 610-618.
2. Астафьева Л.Е. Функции диалога культур в генезисе знаменного распева (на материале Нового направления в духовной музыке): Авто-реф. дис. ... канд. культурологи / КГУ им. Н.А. Некрасова. - Кострома, 2007. - 232 с.
3. Левашёв Е.М. Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова. 1825-1917. - М.: Независимый Издательский Центр «ТехноИнфо», 1994. - С. 105.
4. Лисицын М.А. О новом направлении в русской церковной музыке // Русская духовная музыка в документах и материалах. - М.: Языки русской культуры, 2002. - Т. 3. - С. 525-561.
5. Рахманова М.П. Новое направление в духовной музыке: исторические тенденции и художественные процессы // История русской музыки - М., 2004. - Т. 10Б. - С. 392-456.
УДК 931; 008.001
Е.Ю. Груздева ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКА
Статья посвящена рассмотрению причин возникновения и роста интереса к культуре и религии Древнего Египта на рубеже XIX—XX вв. в России. Данная работа затрагивает вопрос формирования основ египтологии в России, рассказывает о В.С. Голенищеве и Б.А. Тураеве, ставших первыми русскими египтологами. Проводится анализ понимания культуры Египта В.В. Розановым.
Ключевые слова: Древний Египет, Серебряный век, египтология, В.С. Голенищев, Б.А. Тура-ев, В.В. Розанов.
Европейское общество начала XIX века заинтересовалось Египтом и его культурой после завоевательной кампании Наполеона Бонапарта в 1798 году. Но в первой половине XIX века не существовало самостоятельной дисциплины, которая бы занималась изучением истории Древнего Египта, в связи с недостаточностью достоверных знаний об этой цивилизации. Но уже к середине XIX века было накоплено большое количество археологических сведений о правителях Египта, были атрибутированы многие гробницы, мумии, храмы, обелиски. Ученые пытались систематизировать полученные сведения. Так, немецкий ученый Карл Рихард Лепсиус издает двадцатитомное собрание египетских и эфиопских памятников под названием “Denkmäler aus Ägypten und Äthiopien” (Памятники Египта и Эфиопии). Кроме того, им были изданы работы “Chronologie der Ägypter” (Египетская хронология), “Königsbuch der alten Ägypter” (Книга древнеегипетских фараонов). Во Франции выходят работы Огюста Мариетта, Г астона Масперо, в Америке - Джеймса Хенри Бре-стеда.
Для россиян Египет всегда был привлекателен. Несмотря на то что Древняя Русь после принятия христианства воспринимала страну фараонов сквозь призму Библии, где Египет представлен языческим государством, которое преследует почитателей единого Бога, в народных духовных стихах содержатся упоминания о Египте как средоточии древней премудрости. В некоторых из них уцелело даже название «страна Кеми» -именно так называли Древний Египет сами египтяне. В XIX столетии Египет вновь «пришёл» в Россию - уже на волне западноевропейской культуры. В это время русская культура пережила настоящее «египетское возрождение». Несмотря на то что русские не были первооткрывателями Египта, как французы, и не обладали старой школой египтологии, какие были в Англии, Германии, Франции, русское общество в период с 1870-х по 1920-е гг. также переживало всплеск интереса к Египту на волне зарождения отечественной египтологии.
Первым русским профессиональным египтологом можно считать Владимира Семеновича Голенищева. Родившийся в семье состоятельно-
© Е.Ю. Груздева, 2009
Вестник КГУ им. НА. Некрасова ♦ № 4, 2009
275