Научная статья на тему 'Стили в архитектуре главных площадей городов Западной Сибири'

Стили в архитектуре главных площадей городов Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
474
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАВНАЯ ПЛОЩАДЬ ГОРОДА / ОБЩЕСТВЕННО-ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР / ЗАСТРОЙКА ПЛОЩАДИ / АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК ГОРОДА / SQUARES OF A CITY / PUBLIC SHOPPING CENTER / BUILDING OF A SQUARE / ARCHITECTURAL IMAGE OF A CITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Акимова М. И.

Рассматривается архитектура главных площадей городов Западной Сибири с преобладающими стилями с XVII по начало XX вв. Анализируются стилистические особенности городов Тобольска, Томска, Тюмени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLES IN THE ARCHITECTURE OF SQUARES IN WEST SIBERIA CITIES (XVII the beginning of XX centuries)

The architecture of squares in West Siberia cities with prevailing styles of XVII the beginning of XX centuries is considered. Stylistic features of Tobolsk, Tomsk, Tyumen cities are analyzed.

Текст научной работы на тему «Стили в архитектуре главных площадей городов Западной Сибири»

рис. 13

Не такой удачный с точки зрения композиционноинформационной организации (переизбыток визуальных образов, тяготеющий к тотальному заполнению всего графического поля), но создающий положительное впечатление о заказчике этой рекламы.

Этот рекламный билборд использует прием фотоколлажа, совмещающий в себе черно-белую фотографию (архетип прошлого) и цветную фотографию благоустроенного города как визуализацию вербальной части графической композиции. Совокупный образ складывается из сопоставления ассоциаций со счастливым детством (ведь практически каждый может про себя сказать, что в детство это то, о чем вспоминают с нежностью) и процветающим настоящим. На эту ассоциативную ось нанизано завершающее вербальное сообщение, включающее название того, кто заказал эту рекламу. Рекламное обращение этой рекламы можно конкретизировать так: Ваше счастливое детство - ваше процветающее настоящее - ООО «Тимлюй-ский цементный завод». Как видно, общее композиционное решение согласовывается с этим обращением.

Заказчики дизайна этого рекламно-графического продукта, были, несомненно, движимы прагматическими целями и поэтому, вкладывая деньги в рекламу, не могли позволить себе формально подойти к ее созданию.

По мнению социолога Дэниела Бурстина, реклама в середине прошлого века создала американскую нацию. Каким же образом? Прежде всего - создавая в сознании потребителя идеал, к которому должна стремиться нация. В наших примерах наблюдается парадоксальная ситуация: реклама коммерческих фирм гораздо понятнее и более дружественна в отличие от рекламы, созданной на государственные деньги. Воз-

можно, причиной этому является то, что коммерческие фирмы в силу своих меркантильных интересов вынуждены говорить со своей аудиторией о том, что эту аудиторию волнует, ей понятно и то, что эта аудитория желает услышать. Организации же, которые по определению должны заниматься продвижением социально-позитивных идей наоборот создают такие рекламные обращения, которые игнорируя ожидания аудитории, транслируют формальное и холодное послание, превращаясь в акт самолюбования административного истеблишмента, а в некоторых случаях, в антирекламу самой администрации. Тем самым девальвируя отношение к социально значимым идеям, которые формально транслируются.

Усиление этого эффекта в Иркутске происходит потому, что в использовании собственного пространства в рекламных целях он далеко превосходит другие сибирские города. В Омске, Томске - городах имеющих, как и Иркутск, компактный исторический центр, реклама вынесена за пределы этих центров. В Иркутске же реклама, во многом закрывая собой исторические фасады, искажает восприятие горожанами собственного города. Происходит замещение исторической среды иллюзорной - виртуальностью рекламного мира. Как отмечает В.Ф.Сидоренко: «В какой-то степени подобная ситуация характерна для нынешнего этапа развития информационной проектной культуры, строящей образы среды как виртуальной реальности, «как образ в образе», вытесняющий и замещающий повсюду первичную реальность» [7, с. 94]. Однако, подобная ситуация предполагает особую ответственность ди-зайнеров-проектировщиков печатной рекламы.

Как показывает проведенный анализ графической организации информационного поля дизайн-графики социальной направленности Иркутска, композиционные, стилистические приемы, как правило, имеют случайный формальный характер, лишенный логики пропагандистской сути этих произведений. Главным качеством, которого является программирование эмоционального воздействия, и возможным, только с учетом разных уровней восприятия соотносящихся между собой и связанных со средствами художественной выразительности. Несогласованность графических приемов, средств художественной выразительности в проектировании рекламной графики Иркутских официальных структур можно признать их системной особенностью, которая зачастую приводит к ее низкой эффективности.

Библиографический список

Сальникова, Е.В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы. - СПб.: Алетейя, 2002.

Дизайн. Иллюстрированный словарь справочник. - М.: Архитектура-С, 2004.

Гильдебрандт, А. Проблема формы в изобразительном искусстве. - М.: 1998.

Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Архитектура-С, 2007,

Куприянов, В.В. Лицо человека: анатомия, мимика / В.В. Куприянов, Г.В. Стовичек. - М.: Медицина, 1988. Вайнер, В. Куцые кентавры наружной рекламы // Газета «Коммерсантъ» - 31.07.2006. - № 138/3469. Сидоренко, В.Ф. Эстетика проектного творчества. - М.: ВНИИТЭ, 2007.

УДК 72.01(571.1)

М.И. Акимова, аспирант Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин), г. Новосибирск, Е-mail: amari-83@mail.ru

СТИЛИ В АРХИТЕКТУРЕ ГЛАВНЫХ ПЛОЩАДЕЙ ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Рассматривается архитектура главных площадей городов Западной Сибири с преобладающими стилями с XVII - по начало XX вв. Анализируются стилистические особенности городов Тобольска, Томска, Тюмени.

Ключевые слова: главная площадь города, общественно-торговый центр, застройка площади, архитектурный облик города.

Главные площади городов всегда являлись местом кон- ленные исторические периоды и смена стилей отставала от центрации значительных административных, зрелищных, столичных русских городов.

культурных, торговых и других общественных зданий и со- В ранний период (конец XVI - начало XVIII вв.) площа-

оружений. Архитектура сибирских городов прошла опреде- ди представляли собой небольшое пространство на террито-

рии крепостей, сформированное культовыми зданиями - часовнями и церквами; государственными - (ясачная казна, канцелярия); торговыми - магазинами, торговыми лавками, общественными - постоялые и меновые дворы, складские, жилые, военные. Основным и доминирующим зданием на этих площадях являлась церковь.

Застройка площадей Сибири конца XVII- начала XVIII вв. из-за частых пожаров не сохранилась, она была создана из дерева народными мастерами по типу зданий в Европейской части России.

В конце XVII - XVIII вв. господствующем стилем в русской культовой архитектуре было «барокко». В сибирских городах этот стиль появляется к середине XVIII в. и приобретает некоторые изменения и носит название «Сибирского барокко». Этот стиль воплотился в сакральной архитектуре, наиболее представительных зданиях городов (Благовещенский собор на исторической площади в Тюмени, Троицкий собор тюменского мужского монастыря, построенные в начале XVII в. и др.). Стиль сложившегося зрелого барокко в Тобольске, формирование которого продолжалось до конца XVIII в., в основном представлен архитектурой церквей, расположенных на посаде и на Софийском дворе, формирующих главную историческую площадь верхнего города. В характере форм Захарьевской церкви в Тобольске, расположенной на Базарной площади, прослеживается влияние европеизированного столичного барокко. В Томске также в начале и середине

XVIII века появляются первые каменные сооружения, в большинстве случаев, гражданские, а в последней четверти XVIII возникают и культовые, выполненные в стиле барокко (каменный собор Богоявления Господня и др.).

Вторая половина XVIII - начало XIX вв. - ознаменовалась внедрением регулярных планов и усложнением архитектурно-планировочной структуры городов, что повлияло на застройку городских площадей. Функциональное назначение площади предопределяло ее архитектуру. Зачастую здания различного утилитарного характера, размещенных на площади, которой в планировке поселения придавалось важное значение, были оформлены более презентабельно. На выразительность композиции влияла также стилевая характеристика застройки площади, материал и отделка зданий, оформление малыми формами, скульптурами, фонтанами, зеленью, фонарями [1].

Во второй половине XVIII в происходит увеличение типологии общественных зданий, появляются регулярно-распланированные общественно-торговые центры, застроенные торговыми или гостиными рядами. Торговые комплексы в это время стали играть большую роль в формировании городских центров.

В период XVIII - XIX вв. в городах преобладающей являлась торгово-ремесленная функция, и торговые площади начали играть роль общегородских центров, сформированных, как правило, самыми представительными зданиями. Главенствующая роль торговых площадей была закреплена регулярными планами. Доминирующими зданиями в застройки торговых площадей, как правило, были храмы и гостинодворские торговые комплексы. Для торговых площадей в период XVIII - XIX вв. основными являлись торговые здания - лавки, торговые ряды и гостиные дворы. Торговые здания располагались как по периметру площади, так и в ее внутреннем пространстве (Тюмень). Кроме торговых зданий, площадь формировалась различными административными комплексами, почтовыми конторами, гауптфахтами и др.

Гостинодворские площади Тюмени, Томска и др. были сформированы крупными объемами гостиных дворов, торговыми рядами, таможенными постройками, лавками, амбарами, биржевыми корпусами, базарными строениями и другими объектами. Административно-общественные площади формировались различными казенными постройками, зданиями городского управления, магистратами, ратушами, присутственными местами, полицейскими управлениями. В наиболее крупных сибирских центрах создаются такие общественные учреждения, как училища, публичные библиотеки, кабинеты редкостей. Возникали и совершенно специфические комплек-

сы, связанные с особенностями промыслово-хозяйственной и торговой роли отдельных городов [2].

В XIX в. господствующим становится стиль классицизм, оставивший заметный след в архитектурном облике западносибирских городов. В этот период создаются наиболее выдающиеся архитектурные ансамбли площадей, дошедшие до настоящего времени. Развитие классицизма в планировке и застройке Тобольска наблюдалось с конца XVIII до середины

XIX вв., когда весь город был перестроен. Постройки этого периода сохраняются на территории исторического центра Тобольска до наших дней.

В XIX в стиль классицизм начинает развиваться и в архитектуре Томска, в этом стиле строятся административные здания и дома богатых горожан (здания губернского правления, католического костела, дом золотопромышленника И.Д.Асташева, здание бывшего Биржевого корпуса в Томске было выстроено в классических традициях конца XVIII - XIX вв.на одной из главной того времени площадей - Базарной, в настоящее время площадь Ленина 2.) В 40-50-х годах XIX в классицизм в Томске достигает наивысшего расцвета. Дома классического стиля, выполненные на основе «образцовых» фасадов в основном концентрировались на главных площадях города - Базарной и Соборной и в историческом районе «Песков».

В сибирских городах во второй половине XIX в получили распространение русско-византийский, а позже и русский стили. Русско-византийский стиль наиболее последовательно применялся при строительстве православных церквей. (Троицкий кафедральный собор в Томске по проекту К.Тона на Новособорной площади) [3].

Из числа направлений второй половины XIX в. наиболее популярным стал - «кирпичный» стиль. В деревянной застройке появляется новый тип дома - декоративно украшенный, с большим количеством окон по фасаду [1].

Вторая половина XIX - начало ХХ веков - характеризуется становлением и развитием капитализма в России, ростом промышленности и торговли, оказавшими влияние на изменение в градостроительстве и архитектуре. Появляются новые типы зданий и новые тенденции в их архитектурном решении. Происходит переход от классицизма к эклектике, так как классические формы перестали удовлетворять требованию к архитектуре, например, универсальных магазинов, которые нуждались в ярких фасадах и пышных витринах.

В начале XX века в архитектуре Сибирских городов преобладала эклектика, наряду с “русским стилем” в этот период получили распространение модерн, а позднее - “неоклассицизм”. Эклектичной постройкой конца XIX - начала ХХ вв. является памятник на площади Ленина 10 в городе Томске «Славянский базар».

Застройка в конце XIX - начале XX вв. утратила относительную стилевую целостность, ранее присущую классицизму.

Архитектурный облик старинного Тобольска определялся в течение нескольких исторических периодов. В Тобольске на территории крепости первая площадь была сформирована деревянными зданиями государственных приказов и канцелярий, воеводского двора, церкви и др. В последующем, после пожаров, кремль формируется каменными зданиями, являясь градостроительным акцентом. На территории исторического центра верхнего города сосредоточены наиболее древние каменные постройки конца XVII - начала XVIII вв. Архитектура церквей на посаде и Софийском дворе выполнена в основном в стиле сибирского барокко, получившего здесь свое распространение во второй половине XVIII в. В конце XVIII - до середины XIX вв. господствует стиль классицизм. Постройки этого периода сохраняются на территории исторического центра Тобольска до наших дней.

Главная площадь Тюмени, формировавшаяся с XVIII в., расположена на месте бывшей крепости. До начала ХХ в. она была сформирована постройками в стиле «сибирского барокко» (Благовещенский собор), «классицизма» (здание Общественного дома), в раннеклассицистическом стиле было выполнено здание Благородного собрания, Александровское реальное училище построено в стиле эклектики. Контрастное раз-

ностилье зданий в данном случае играло объединяющую роль, создавая сложную архитектурную гармонию. Ансамбль главной площади Тюмени в композиционном аспекте перекликался с ансамблем Троицкого монастыря, создавая выразительную городскую панораму со стороны реки Туры.

В отличие от Тюмени, главной площадью Томска и одним из главных планировочных элементов города несомненно является Базарная площадь (ныне площадь Ленина), ансамбль которой формировался постепенно на протяжении всего развития города. Эта площадь является одной из самых древних площадей города, расположенной в устье Ушайки и возникшей практически одновременно с основанием города и претерпевавшая изменения в различные исторические периоды и смены архитектурных стилей. Для главной площади в Томске характерно разнообразие и разностильность застройки, среди которой есть объекты имеющие большое культурное значение. Началом формирования архитектурного ансамбля главной площади Томска послужило возведение Богоявленского собора на «торговом месте» в конце XVIII в. в стиле «барокко». В период классицизма застройка площади обогатилась новыми торговыми, административными и жилыми зданиями. Во второй половине XIX - начале ХХ века на площади появляются эклектичные постройки, а в начале ХХ в. - здания в стиле «модерн» (Второвский пассаж).

Основной особенностью главных площадей крупных городов Западной Сибири (Тобольск, Тюмень, Томск) было применение основных стилей, привнесенных с Европейской части России.

Художественный облик общественных зданий, формирующих главные площади исследуемых городов, был весьма разнообразен: от сибирского барокко, классицизма, пышной эклектики второй половины XIX в., «русского» стиля до модерна и неоклассики начала ХХ в.

Гостинодворская площадь в Томске

Площадь на территории кремля в Тобольске

Гостинодворская площадь в Тюмени

Библиографический список

1. Благиных, Е.А. Архитектурно-градостроительное наследие Кемеровской области / Е.А. Благиных. - Новосибирск, 2006.

2. Оглы, Б.И. Строительство городов Сибири / Б.И.Оглы. - Л.: Стройиздат. Ленинград. отд-ние, 1980.

3. Скубневский, В.А. Города Западной Сибири во второй половине XIX - начала ХХ вв.: Население. Экономика. Застройка и благоустройство / В. А. Скубеневский, Ю.М. Гончаров. - Барнаул: Азбука, 2007.

Статья поступила в редакцию 24.06.09

УДК 7.07

С.М. Будкеев, доц. АлтГУ, г. Барнаул. E-mail: budkeev@rambler.ru А. КАВАНЕ-КОЛЬ КАК АРХИТЕКТОР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРГАНА

Статья посвящена построению А. Кавайе-Колем художественной концепции симфонического органа и реализации основных принципов в области акустики, механики, воздухоснабжения, интонировки труб. На основе обертонового звукоряда органостроителем создана архитектурная композиция гармонических регистров; обоснована иерархия язычковых регистров.

Ключевые слова: симфонический орган, интонировка, органные трубы, рычаг Баркера, швеллерный механизм.

В середине XIX столетия в европейской органной куль- Обоснование, создание и реализация новой концепции стали

туре сформировался новый тип органа, названный француз- возможными благодаря обширным знаниям инженера и конским органистом-виртуозом, композитором, влиятельным структора А. Кавайе-Коля, его многочисленным опытам в

органным экспертом Ш. Видором - симфоническим органом. области акустики, передовых технологий, строительства

Известно, что в сфере органного строительства чрезвычайно крупнейших инструментов, развитой интуиции. Симфониче-

редки крупные, а тем более принципиальные изменения. ским орган назван за удивительное мастерство имитации зву-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.