сформирует новую внутреннюю жизненную позицию, избавит от традиционно-стереотипного менталитета в отношении ролей женщины и мужчины в современном обществе, поможет сформировать у них тендерную культуру.
Литература:
1. Кмневд О. Формування Гендерно! культури молодк проблеми та перспективи / О. Кшневд // Шлях освiти. — 2004. — № 4. — С. 27—29.
2. Клецина И. С. От психологии пола - к тендерным исследованиям в психологии / И. С. Клецина // Вопросы психологии. — 2003. — № 1. — С. 61—78.
3. Кобелянська Л.С. Внесок Оргаызаци Об'еднаних нацм у формування Гендеро! полiтики // Укра!на: розвиток щеологи Тендерного паритету : матерiали науково-практично! конференци та репональних семiнарiв-практи^в. — К. : «Полтехнка», 2004. — С. 47—53.
Bezushko S.V. Nekotorye aspekty formirovanija u budushhih uchitelej gendernoj pedagogicheskoj kul'tury /S.V. Bezushko // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 2, 2014. - S. 91-96.
© С. В. Безушко, 2014.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014 — • —
УДК: 371.113.1
СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ, ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ9
Бердыева Д. Ш. Бухарский государственный университет (Узбекистан, Бухара), e-mail: [email protected]
Резюме. В статье обсуждается вопрос взаимосвязи стиля руководства и его зависимость от особенностей личности
9 Материал к публикации представил научный руководитель: Джумаев Улугбек Саттарович, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и социологии Бухарского государственного университета (Бухара, Узбекистан).
руководителя. Описаны различные варианты внутри каждого из
классических стилей управления.
Ключевые слова: стиль управления, авторитарный стиль,
либеральный стиль, демократический стиль.
Вопрос о сущности феномена типа (стиля) руководства представляет не только чисто познавательный интерес, но оказывается принципиально важным и для определения факторов, детерминирующих тот или иной тип, а в практическом плане — для организации целенаправленной работы по повышению эффективности различных типов руководства и по управлению процессом и/, формирования и развития.
Под стилем управления подразумевают совокупность методов, приемов, действий руководителя по отношению к подчиненным в процессе управления.
Стиль управления предопределяется особенностями организации, существующим порядком ведения дел, позицией высшего руководства, преобладающей системой ценностей и типом культуры. На стиль управления влияют человеческие и деловые качества руководителей (знания, энергичность, здравый смысл, способность к инновациям, привычки, особенности речи, жесты, мимика).
Формирование стиля управления определяется объективными и субъективными факторами [3, 39].
Объективные факторы не зависят от руководителя и, как правило, учитываются им в своей деятельности. К ним относятся стиль руководства вышестоящего руководителя и его здоровье, возрастные, образовательные, социально-психологические характеристики коллектива, особенности решаемых задач.
К субъективным факторам относятся факторы, зависящие от личности руководителя. Это его человеческие и деловые качества, знания и навыки управленческой деятельности, манера поведения.
В психологии управления выделяют следующие основные стили руководства: авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль управления.
Авторитарный руководитель регламентирует работу подчиненных и почти не представляет им свобооды в процессе принятия решений; в качестве мотивации используется чувство страха; очень неохотно делегирует другим сколько-нибудь значимую ответственность. Следствием является
низкий уровень морали в коллективе, конфликтность, всеобщая подавленность.
Авторитарность порой позволяет добиваться известной эффективности в кризисных ситуациях, но действенность такого стиля, как правило, кратковременная.
Эффективность использования авторитарного стиля предполагает:
- высокую ответственность,
- строгий самоконтроль руководителя, четкое предвидение;
- развитую способность принятия решений;
- хорошие организаторские способности;
- способность проводить решения в жизнь.
Авторитарный стиль обеспечивает наиболее быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников на их осуществление, позволяет успешнее стабилизировать ситуацию в конфликтных группах. Этот стиль гарантирует эффективность при рутинных работах, а также в условиях низкого профессионального уровня и слабой организации мотивации сотрудников.
Авторитарный стиль руководства имеет несколько различных модификаций.
Патриархальный стиль строится на основе представлений об организации как одной большой семье. Сотрудники в ответ на «отеческую заботу», как ожидается, должны проявлять благодарность, верность и беспрекословность. Этот стиль предполагает обращение с подчиненными как с «детьми». Начальник «строг, но справедлив».
Харизматический стиль основывается на вере в особые, уникальные качества руководителя. Этот близок к патриархальному стилю, однако авторитет руководителя основывается на личностных качествах. Руководитель приписывает все успехи к своим достоинствам.
Автократический стиль: руководитель имеет административный аппарат, который не обладает автономией и выполняет решения вышестоящего руководителя.
Бюрократический стиль представляет собой крайнюю форму структурирования и регламентирования поведения сотрудников организации, достигнутого с помощью детального разделения труда многочисленных должностных инструкций и других нормативных документов [5,46].
Авторитарный стиль может быть выражен в деятельности руководителя в разной степени.
Минимальная степень выраженности проявляется в слабом желании быть лидером, неустойчивых командных навыках, самоуверенности, упрямстве, стремлении доводить начатое дело до конца, критиковать отстающих и неспособных подчинённых.
Средняя степень выраженности предполагает хорошие лидерские качества, умение командовать действиями подчиненных, требовательность и настойчивость, стремление воздействовать на коллектив силой приказа и принуждением, целеустремленность и эгоизм, поверхностное отношение к запросам подчиненных, нежелание слушать предложения заместителей.
Высокая степень - раскрывает ярко выраженные лидерские качества и стремление к единоличной власти, непреклонность и решительность в суждениях, энергичность и жесткая требовательность, неумение учитывать инициативу подчиненных и предоставлять им самостоятельность, чрезмерную резкость в критике и предвзятость в оценках, честолюбие и низкую совместимость с заместителями, злоупотребление наказаниями, игнорирование общественным мнения.
Либеральный стиль управления.
Либеральный стиль, когда руководитель минимально участвует в управлении, старается избежать персональной ответственности - рабочая группа сама устанавливает цели и сама их решает. Либеральный стиль может быть эффективным в организациях с высокими технологиями и специализированных организациях.
Модификации стиля:
- либерально - попустительский;
- либерально - бюрократический.
Либерально - попустительский стиль, когда руководитель ставит перед исполнителями проблему, обеспечивает необходимые организационные условия для работы, определяет границы решения, а за собой он оставляет функции консультанта, эксперта, оценивающего полученные результаты.
Либерально-бюрократический стиль: руководитель устраняется от дел, передает их в руки «выдвиженцев», которые от его имени управляют коллективом, применяя авторитарные методы. Сам руководитель лишь делает вид, что власть находится у него в руках.
Либеральный стиль может быть выражен в деятельности руководителя в разной степени
Минимальная степень выраженности проявляется в неустойчивом желании работать с людьми, неумении ставить перед подчиненными задачи и решать их совместно, неуверенности и нечеткости в распределении обязанностей, импульсивности в критике недостатков подчиненных, слабой требовательности и ответственности.
Средняя степень выраженности отражает стремление переложить свои обязанности на заместителей, пассивность в руководстве людьми, нетребовательность и доверчивость, податливость к постороннему влиянию и страх перед необходимостью самостоятельно принимать решения, чрезмерную мягкость к нарушителям, склонность к уговариванию.
Высокая степень - определяет полное безразличие к интересам коллектива, нежелание брать на себя ответственность и принимать сложные решения, нетребовательность и самоустранение от управления, повышенную внушаемость и слабоволие, беспринципность и неумение отстаивать свою точку зрения, отсутствие целей деятельности и конкретных планов, попустительство, заискивание и панибратство.
Демократический стиль управления.
Руководитель доверяет подчиненным, интересуется их мнением при решении большинства проблем, практикует совместное принятие решений. Высокая коммуникабельность в коллективе. Сотруднику поначалу такой руководитель может показаться неактивным и даже вызвать разочарование.
Демократический стиль управления обеспечивает высокую степень вовлечения сотрудников в работу и, в конечном итоге, высокую производительность труда, как в кратковременном, так и в долговременном плане.
Модификации демократического стиля:
- консультативный;
-парсипативный.
Консультативный стиль, когда в значительной мере руководитель доверяет подчиненным, стремится использовать все лучшее из того, что они предлагают. Стимулирующими мерами являются поощрения, а наказания используются только в исключительных случаях.
Парсипативный стиль построен на участии работников в управлении организацией, применяется, если руководитель уверен в себе, с высоким образовательным и творческим уровнем, умеет ценить и реализовывать творческие предложения. Предоставление работникам возможности автономно (от других членов организации) решать проблемы, разрабатывать новые идеи.
Демократический стиль может быть выражен в деятельности руководителя в разной степени.
Минимальная степень выраженности свидетельствует о слабом стремлении быть ближе к подчиненным, сотрудничать и выслушивать советы помощников, попытке направлять деятельность коллектива через заместителей и актив, некоторой неуверенности в своих командно-организаторских качествах.
Средняя степень выраженности раскрывает устойчивое стремление жить интересами коллектива, проявлять заботу о подчиненных, оказывать доверие заместителям и поощрять их инициативу, реагировать на критику и опираться на актив, умение убеждать и разъяснять приказы, сочетать поощрение и принуждение, использовать просьбы и прислушиваться к предложениям подчинённых, развивать коллективное мнение.
Высокая степень - отражает умение координировать и направлять деятельность коллектива, предоставлять самостоятельность наиболее способным подчиненным, всемерно развивать инициативу и новые методы работы. А также убеждать и оказывать моральную поддержку, быть справедливым и тактичным в споре, изучать индивидуальные качества личности и социально-психологические процессы коллектива, развивать гласность и критику, предупреждать конфликты и создавать высоконравственную атмосферу в коллективе.
Таким образом, руководители отличаются различными стилями управления, формирование которых обусловлено, как объективными (стиль руководства вышестоящего руководителя, возрастные, образовательные, социально-психологические характеристики коллектива, особенности решаемых задач, существующий порядок ведения дел, преобладающая система ценностей и тип культуры), так и субъективными (человеческие и деловые качества, знания и навыки управленческой деятельности, энергичность, здравый смысл, способность к инновациям, привычки, манера поведения, особенности речи, жесты, мимика и др.), зависящими от личности руководителя, факторами.
Литература:
1. Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Аксенова Е.А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. - М.: ИПК госслужбы, 1995. - 112 с.
2. Базаров Т.Ю., Калашников М.Ю., Аксенова Е.А. Психологическая диагностика в управлении персоналом. Учебное пособие для сотрудников кадровых служб. / Под ред. Е.А. Климова. - М.: РПО, 1999. - 184 с.
3. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. - М.: Финстатинфарм, 2002.- 360 с.
4. Карпов А.В. Психология управления. М., 2004.
5. Одегов Ю.Г., Карташова Л.В. Управление персоналом, оценка эффективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Издательство «Экзамен», 2002. - 256 с.
6. Розанова В.Л. Психология управления: Учебное пособие. - М. ЗАО «Бизнес - школа «Интел - Синтез». 2002.- 400 с.
7. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Р. - на -Дону, 1997.
Berdyeva D. Sh. Stili upravlenija, ih obuslovlennost' osobennostjami lichnosti rukovoditelja / D.Sh. Berdyeva // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 2, 2014. - S. 96-102.
© Д. Ш. Бердыева, 2014.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —
УДК: 372.894
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
М.Э. Исаханова, Кокандский государственный педагогический институт (Коканд, Узбекистан), e-mail: [email protected]
Резюме. В статье обсуждаются теоретические и
психологические аспекты формирования критического мышления.
Обсуждаются и пограничные основной теме сообщения вопросы
проблемы мышления.
Ключевые слова: мышление, социальный заказ, критическое
мышление, виды мышления.
Перемены в культурной, материально-производственной сферах жизни, социально-экономические проблемы, вставшие перед обществом, привели к изменениям в способе мышления, другому миропониманию, иному отношению к деятельности по преобразованию мира и общественной жизни. Человеку постоянно нужно адаптировать собственное мышле-