Научная статья на тему 'Стили обучения студентов профессионального направления «Педагогика» - возможности для педагогической регуляции'

Стили обучения студентов профессионального направления «Педагогика» - возможности для педагогической регуляции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
619
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / ИЗУЧАЯ СТИЛИ / LEARNING STYLES / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / PEDAGOGICAL REGULATION / STUDENTS' TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цанков Н. С.

Работа представляет исследование стиля изучения студентов в педагогических особенностях согласно модели FelderSoloman. Возможности для педагогического регулирования и усовершенствования качества образовательного процесса исследуются основанные на привилегированном стиле группы студентов изучения. Профили, идентифицированные для студентов, служат фондом для полностью развитой образовательной окружающей среды и реализации механизма регуляции относительно стиля изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLE OF TRAINING OF STUDENTS OF A PROFESSIONAL DIRECTION "PEDAGOGICS" - POSSIBILITIES FOR PEDAGOGICAL REGULATION

The paper presents a study of the learning style of the students in the pedagogical specialties according to the model of Felder-Soloman. The possibilities for pedagogical regulation and improvement of the quality of the educational process are explored based on the students’ preferred group style of learning.The profiles identified for the students serve as a foundation for thoroughly developed educational environment and realization of the regulation mechanism with respect to the style of learning.

Текст научной работы на тему «Стили обучения студентов профессионального направления «Педагогика» - возможности для педагогической регуляции»

Педагогические и психологические аспекты подготовки будущих учителей и специалистов

УДК 371.31 + 378.14

СТИЛИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИКА» - ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ

Н.С. Цанков. ЮЗУ им. Н. Рильского (Благоевград, Болгария), e-mail:

[email protected]

Резюме. Работа представляет исследование стиля изучения студентов в педагогических особенностях согласно модели Felder-Soloman. Возможности для педагогического регулирования и усовершенствования качества образовательного процесса исследуются основанные на привилегированном стиле группы студентов изучения. Профили, идентифицированные для студентов, служат фондом для полностью развитой образовательной окружающей среды и реализации механизма регуляции относительно стиля изучения.

Ключевые слова: обучение студентов, изучая стили, педагогическое регулирование.

Нарастающие требования к подготовке студентов педагогических специальностей и необходимость в непрерывном повышении качества университетского образования заставляют находить и применять более эффективные образовательные технологии и практики, базирующиеся на соотнесении преподавания с профилем обучаемого и его индивидуальным стилем обучения.

Известен ряд концептуальных и операциональных моделей стилей учения (Колб, Фелдер и Соломон, Фелдер и Силверман, Хани и Мамфорд и др.), на основе которых делаются разные выводы и ищутся условия для усовершенствования учения, а исследования показывают прямую зависимость между стилем обучения, стилем преподавания и трудностями, которые встречают обучающиеся (Kolb 1984; Felder - Silverman 1988; Kfne - Mumford 1982). Вот почему исследование

индивидуальных стилей обучения студентов связано с поиском возможностей для интеграции стиля обучения студентов и образовательной средой для более высокой эффективности университетского образования и для ее педагогической регуляции.

„Учение, как конструктивный когнитивно-информационный процесс касается активного поиска взаимосвязей между отдельными частями учебного содержания, усвоения существенной части информации, оформления логических рассуждении (...), как и активностей, связанных с метакогнитивной регуляцией учения, направленые к индивидуальной регуляции когнитивной деятельности и к учебным результатам" (Цветкова, 2001:20). Анализируя разные ментальные модели учения, Й. Цветкова приходит к выводу, что основное звено в них - это стили обучения, содержащие разные активности по когнитивно-информационной переработке (Цветкова, 2001:21).

Стиль обучения как образовательный конструкт

Существуют и ряд современных концепции относительно стилей учения.

Своеобразие и специфику, с которыми люди выполняют что-то, думают и изучают, можно рассматривать как стиль, в общем. У каждого человека есть предпочтения, разные подходы к учению, которые, согласно Ив.Иванову (2004) связаны с тремя процессами, которые формируют различия в стилях:

Мотивация;

Познавательный процесс;

Концептуализация (осмысливание).

Какую бы группу обучаемых мы не стали рассматривать - будем наблюдать разные предпочтения к стилю обучения. Бум в исследовании и изучении стилей учения наступает в 1979 году, когда Национальная ассоциация руководителей средних школ в США (NASSP) разрабатывает модели и разные техники усвоения индивидуального стиля обучения у учеников. Существуют разные подходы к рассмотрению проблемы о стиле обучения, базирующиеся на:

Познании;

Сущности деятельности (преимущественно познавательной);

Особеностях личности и возможностей ее развития.

В литературе встречаются разные понятия, связанные с обучением, такие как: стратегия учения (learningstrategies), стиль учения (learningstile), позновательный стиль (cognitivestile), модальность учения (1еаттд|^аМу), эпистемологический стиль, интеллектуальный стиль, стиль познавательной деятельности и т.д.

Стили обучения для Ив.Иванова - это „разные дороги, которыми люди думают и учатся". Каждый человек вырабатывает свой специфический подход к учению и пользуется им. Разница в индивидуальных стилях определяется тремя характеристиками:

Познание - способ получения информации;

Осмысливание - обработка информации;

Мотивировка и эмоции - принятие решения, ценности и эмоциональные предпочьтения (Иванов, 2004 11:13).

В стиле обучения, обобщая разные концепции Ив. Иванов (2004) разграничивает следующие аспекты:

- когнитивный - связан с переработкой информации и когнитивными умениями;

- эмоциональный (аффективный) - связан с предпочтениями учеников;

- психологический (перцептуальный) - зависит от типологии личности и возможностей сензитивного периода развития;

- культурный - доминирует с учебной и образовательной средой (Гювийска - Цанков :31)

Это до известной степени совпадает и с пониманием стиля обучения, как композиции из познавательных, аффективных и психологических характеристик, которые являются сравнительно стабильными индикаторами о том, как обучаемый воспринимает, взаимодействует и отвечает на учебную окружающую среду (СотеН, 1983 : 9). Пл. Радев, обобщая разные понимания утверждает, что „общая и устойчивая в своеобразии и специфике предпочтений и привилигированная индивидуально-личностная регуляция процесса учения, которая зависит от наследственных факторов, персонального развития и контекста среды" - это стиль учения ( Радев, 2013: 403-404).

Динамичность относительно требований каждой конкретной учебной ситуации, требующая все более гибкого, регулятивного и адаптивного поведения, не позволяет вывести единную дефиницию относительно стиля обучения и его контекста понимания ввиду факта, что к нему можно

подойти, кроме как к стабильному индивидуальному качеству, и как к процессу. У настоящего исследования нет цели исследовать такого типа конкретизации и выводы. Оно направлено к поиску прагматических регуляционных механизмов образовательного процесса в высшей школе, базирующиеся на стиле обучения студентов.

Существуют исследования согласно которым обучаемые, у которых строго выражены предпочтения к специфическому стилю обучения, могут встретить серьезные трудности во время обучения, если стиль преподавания не соответствует стилю их обучения или он не может полноценно быть интегрирован в образовательной среде (Felder-Siverman 1988). Другие направляют внимание к тезису, что предпочитаемый стиль обучения является детерминантой для определенных типов поведения, значимые для различных организационных контекстов (работа в команде, решение проблем, общение, разрешение конфликтов) (Cassidy, 2004).

В ответ на эту проблему является необходимость в исследовании стилей обучения в контексте педагогической регуляции университетского образования и как основы разработки адаптивных систем, основная цель которых - обеспечить учебные курсы, которые соответствовали бы индивидуальным нуждам обучения.

Дизайн исследования

Основные компоненты методологии эмпирического исследования прямо связаны с его дизайном и реализацией. Объектом исследования является обучение студентов профессионального направления „Педагогика". Предмет исследования - это стиль обучения студентов в контексте возможностей для педагогической регуляции.

Цель исследования - диагностика стилей обучения по модели Фельдера-Соломона и определение преобладающего стиля у студентов, обучающихся по профессиональному направлению „Педагогика".

Эмпирическое исследование сделано в сентябре 2014 года, контингентом которого являются 106 студентов, обучающихся по профессиональному направлению „Педагогика" на 2-ом курсе (Педагогика и образовательный менеджмент, дошкольная и начальная педагогика с иностранным языком, Социальная педагогика, Специальная педагогика).

Исследование стилей обучения у студентов, обучающихся в профессиональном направлении „Педагогика" реализировано при помощи Инструмента Фельдера - Соломона ILSQ (Index of Learning Stile Que

stionnaire), учитывающего индивидуальные стили обучения сквозь призму четырехдименсионной3 модели - восприятие, переработка, вход (ведущий сетивный регистр) и понимание. The Felder - Solomon sindex of Learning Stiles - это инструмент, созданный в 1991 году Richard M.Felder и Barbara Soloman (Иванов, 2004:103-106).

Вопросник состоит из 44 „айтемов"4 с дихотомной шкалой ответов (распределены в 4 субшкалы), которая категоризирует две ортогональные проявления каждой из дименсии.

Четыре дименсии стиля обучения конкретизованы соответствующими субкатегориями следуюшим образом:

Переработка - рефлексивный - активный - смешаный / сбалансированый между рефлексивным и активным;

Восприятие - интуитивное - осязательное - смешаное / балансирует между интуитивным и осязаемым;

Вход - вербальный - визуальный - смешаный /сбалансированый -визуально-вербальный;

Понимание - целостное / глобальное / холистическое - серииное / последовательное / парциальное / смешаное / сбалансированое между целостным и последовательным.

Эти переменные измерены количественно (соответствующим индексом) на базе Вопросника для оценки стилей обучения Фельдера -Соломона и беспристрастным баллом по тесту.

Результаты эмпирического исследования

Анализируя результаты проведенного тестирования, внимание заслуживают несколько основных акцентов эмпирической модели профиля обучаемых студентов профессионального направления „Педагогика", ввиду их стиля обучения.

Различия в стилях обучения студентов даны в Таблице № 1.

В измерении „Переработка" категоризированы как активные в переработке информации в части стиля обучения 66%. По второй размерности (дименсии) „Восприятие" получены результаты, идентифицирующие довольно малую часть студентов, как интуитивные

3 В оригинале использован термин «Дименсия» (от англ. Dimensional -размерный, габаритный).

4 От англ. the item - элемент.

(27%), а по сочетанию осязательного, визуального восприятия информации (измерение «Вход» и «Восприятие») - 68%. Возникает вопрос о связи способа предложения информации студентам со стороны преподавателя и их предпочтениях в контексте обучения педагогическим дисциплинам и насколько предпочтительнее осязательное перед интуитивным восприятием ввиду специфики учебного содержания.

В остающемся измерении «Понимание» довольно несбалансированно распределены студенты с приоритетом к инструментальному подходу „сериальный/ последовательный/ парциальный" - 72 %.

Таблица № 1.

Дименсия / стиль учения %

Переработка

рефлексивный 25

активный 66

смешаный ( рефлексивно/ активный 9

Восприятие

интуитивное 27

осязательное 68

смешаное ( балансированое визуально - вербальное) 5

Вход

вербальный 26

визуальный 65

смешаный ( балансированый визуально - вербальный) 9

Понимание

целостное / глобальное / холистическое 22

серииное / последовательное / парциальное 72

смешаное / сбалансированое, целостное / последовательное) 6

Констатированые тенденции подтверждаются и сделанным факторным анализом, который позволяет на базе преобразования

множества коррелирующих данных в новом множестве с некоррелирующими искусственными данными или факторами, объяснить большую часть вариации выходных данных. Таким способом редуцируется значимость начальных значений переменных, путем группирования тех, которые коррелируют между собой при общем факторе и разделение некорролирующих на разные факторы. Результаты факторного анализа показаны на Рис. 1.

Групповой профиль стилей учения в профессиональном направлении „Педагогика11

Анализ результатов доказывает еще раз, что преобладают студенты профессионального направления „Педагогика" с ясной предпозицией к осязательному способу восприятия информации (68%) и, соответственно, относительно высокий процент студентов (66%) с ясно выраженным предпочтением активного способа переработки и интериоризированием учебного содержания и информации. По отношению измерения „Вход" преобладает диспозиция визуальное (65%) над вербальным (26%) представлением информации. В контексте университетского образования, это приводит к поиску возможностей со стороны преподавателей для полноценной наглядности вербального изложения, ввиду предпочтения студентов и их индивидуального стиля учения. Предпочтения студентов к последовательному, сериальному или парциальному способу предоставления информации и его осмыслению

еиНЯЦ^ЦттПЦЦи* ..¡и'

Рис. 1.

ясно выражены (72%), что со своей стороны приводит и к пересмотру стратегии преподавания.

• Результаты настоящего исследования являются основанием для поиска возможностей в рамках обучения по профессиональному направлению «Педагогика»:

• Адаптация преподавания сообразно предпочитаемого стиля обучения со стороны студентов в контексте персонализации с точки зрения целостного профиля обучаемых;

• Фокус на индивидуальности студента, проектирование образовательной среды с учетом ее дизайна и стиля обучения;

• Планировка гибких структур лекций и упражнений, базируясь на индивидуальной разнице в стилях обучения студентов;

• Сознание необходимости в педагогической регуляции, базирующееся на знании преобладающих стилей обучения, потока студентов по профессиональному направлению „Педагогика"и изменение (динамика) комплекса поведения / среды со стороны преподавателя;

• Я-эффективность по отношению к обучению студентов из исследуемой целевой группы, находится в плоскости осязательно/визуального восприятия активной переработки, но при последовательно/ сериино/ парциальном понимании учебного содержания;

• Проведение исследования, показывающего корреляцию между структурой и содержанием мотивации обучения и стилей обучения в академическом контексте с целью повышения интереса студентов и качества университетского образования является обоснованным..

Литература:

1. Felder, R. M., L. K. Silverman. (1988). Learning and teaching styles in engineering education. Engineering Education, 78, 7, (674-681).

2. Cassidy, S. (2004). Learningstyles: Anoverview of theories, modelsandmeasures. EducationalPsychology, 24, 4, (419 - 444).

3. Cornett, C. (1983). What You Should Know About Teachingand Learning Styles. Bloomington, In: PhiDeltaKappa.

4. Иванов, Ив. (2004). Стилове на познание и учене. Теории. Диагностика. Етнически и полови вариации в България. Шумен: УИ „Епископ К. Преславски".

5. Honey, P., A. Mumford. (1982). Themanual of learningstyles. Maidenhead: PeterHoney.

6. Kolb, D. A. (1984). Experientiallearning: Experienceasthesource of learninganddevelopment. EnglewoodCliffs, New Jersey: Prentice-Hall.

7. Цветкова, Й. (2001). Мотивационна и когнитивна регулация на ученето. София: Лик.

8. Гювийска, В., Н. Цанков. (2009). Как да направим идеите си ясни в обучението(учебно помагало). Благоевград: Университетско издателство "Неофит Рилски".

9. Радев, Пл. (2013). Енциклопедия на науките за образованието. Пловдив: Университетско издателство „Паисий Хилендарски".

Cankov N.S. Stili obuchenija studentov professional'nogo napravlenija «Pedagogika» - vozmozhnosti dlja pedagogicheskoj reguljacii / N.S. Cankov // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 4. - 2014. - S. 14-22.

© Н.С. Цанков, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —

УДК 378.01;372.8:50

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

С. Ставрева Веселиновска, Университет им. Гоце Делчева (Штип, Р. Македония). Email: [email protected]

Резюме. Интерактивное обучение является одним из способов эффективного получения знаний и выработки навыков в программированном обучении. Обработка учебно-методических компонентов интерактивного обучения в программированном обучении естественным наукам включает в себя также выяснение основных теоретических определений. Первые формы с элементами программированного обучения мы находим в педагогических воззрениях Сократа, а психологические основы в «Теории эффектов» Торндякова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.