5.7.9 - Философия религии и религиоведение
Научная статья Research article
УДК 291.2
https://doi.org/10.26907/2079-5912.2024.1. 118-125
Стили богослужебной музыки неопятидесятников на Западе и в России
Максимов В.В.
Казанский (Приволжский) федеральный университет, 420008, Казань, ул. Кремлевская, д.35, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению истории двух взаимосвязанных явлений: рок-н-ролла, зародившегося и оформившегося в США в середине прошлого века, и так называемой «второй волны пятидесятничества» (пятидесятнического пробуждения), дата возникновения которой также приходится на это десятилетие. Рассматривается дальнейшая история рок-н-ролла и его связь с религией. Анализируется процесс интеграции зарубежной музыкальной религиозной культуры в практику российский неопятидесятнических церквей, дается краткий обзор творчества и стилей российских исполнителей и музыкальных групп.
Ключевые слова: пятидесятники, неопятидесятники, прославление, музыка, рок-н-ролл, рок, госпел, спиричуэлз.
Для цитирования: Максимов В.В. Стили богослужебной музыки неопятидесятников на Западе и в России. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2024;(1 (64)):118-125.
The styles of liturgical music of non-Pentatidists in the West and in Russia
Maksimov V.V.
Kazan Federal University, Kazan, 420008 Russia
Abstract. The article is devoted to considering the history of two interconnected phenomena: rock and roll, which originated and took shape in the United States in the middle of the last century, and the so-called "second wave of Pentecostalism" (Pentecostal awakening), the date of which also falls on this decade. The clear influence of Pentecostal musical culture on the work of Elvis Presley is shown. The further history of rock and roll and its connection with religion is considered. The process of integrating foreign musical religious culture into the practice of Russian neo-Pentecostal churches is analyzed, an overview of the creativity and styles of Russian artists and musical groups is given.
Keywords: Pentecostals, Neo-Pentecostals, worship, music, rock and roll, rock, gospel, spirituals.
For citation: Maksimov V.V. The styles of liturgical music of non-Pentatidists in the West and in Russia. The Kazan Socially-Humanitarian Bulletin. 2024;(1 (64)):118-125 (In Russ.)
Введение
В условиях постсекулярного мира, глобализации, и других процессов современности актуально исследование трансформации религиозного сознания и практик, взаимодействие культуры и инноваций, проникновение новых дискурсов в сферу религиозной жизни. Одной из важных религиозных практик является христианское богослужение, а музыкальная составляющая, в свою очередь, составляет значительную его часть. Роль музыки в религии должна быть осмыслена с практической и прежде всего теологической позиций.
Целью статьи является рассмотрение форм богослужений российских неопятидесятнических церквей и их подхода к использованию современной музыки. Мы ставим своей задачей рассмотреть истоки этого явления в движении реформации, в теологии современных западных харизматиков, учитывая исторические, социальные и культурные факторы, осмыслить теологические основы современной и традиционной музыкальной культуры в богослужении неопятидесятников.
Методы
Для анализа используется исторический метод. История пятидесят-ничества и неопятидесятничества описана в трудах как отечественных, так и зарубежных исследователей, которые и послужили материалами для нашего исследования. Так, за рубежом историю пятидесятничества в целом и практики поклонения пятидесятников в частности рассматривали такие авторы, как С. Коулман [1], В. Синан [2], Дж. Рэндалл [3], С. Тернер [4]. Данный феномен на территории СССР/Российской Федерации изучают Р.Н. Лункин [5], О.В. Куропаткина [6], Н.Н. Алек-
сандрова [7], Ю.Т. Тулянская [8]. Как за рубежом, так и в России исследователи выработали единый подход к периодизации истории пятидесятничества, выделяя в нем три волны (в частности Р.Н. Лункин и О.В. Куропаткина), и мы работаем именно в данной парадигме. Н.Н. Александрова исследует религиозные практики новых пятидесятников, в том числе и практику прославления (музыкальную часть богослужения), скорее с позиций содержания текстов, а не музыки. Эти работы важны для нашего исследования, так как в них рассматривается процесс формирования протестантской богослужебной практики, повлиявший на пятидесятников зарубежных стран и России. Все эти авторы применяли исторический метод.
Социологический подход (анализ демографического состава современных пятидесятнических общин в России) можно наблюдать в исследованиях И.Г. Каргиной [9], к результатам ее работы мы также обращаемся в данной статье.
Мы также применяли методы интервью и контент-анализа для выяснения позиций современных неопятидесятников в отношении современной богослужебной музыки.
Результаты и обсуждение
Пятидесятническое движение возникло в самом начале прошлого века, обычно его появление связывают с двумя событиями - в 1900 г. в библейской школе Пэрхэма (Талса, Оклахома) группа учеников заговорила на «иных языках», и это было не случайностью, а осознанным стремлением на основе анализа Писания. Вторым событием было вспыхнувшее в 1906 году движение «пробуждения» на Азуза-Стрит (Лос-Анжелес, Калифорния). Это была «первая вол-
на» движения, а возникло оно на базе «движения святости», вобрав в себя и другие протестантские группы. Принято рассматривать три волны пятидесят-ничества, и после этой первой в конце 1950-х гг. возникла и вторая. Суть второй волны в следующем. Первая волна за прошедшие к тому времени полвека успела оформиться в деноминации, в основном в США их было две - «Церковь Божия» и «Ассамблея Божья». Эти крупные пятидесятнические организации стали закрытыми, и харизматические практики (в частности, говорение на иных языках) осуществлялись только в них. Начало же второй волне положил священник епископальной церкви Д. Беннет, который первым за это время принял «крещение Святым Духом», тем самым открыв харизматические практики для других деноминаций (пресвитериан, методистов, баптистов). Даже часть католиков принимала «дары Святого Духа». Третья же волна относится к 1970-м гг. Эта волна уже считается харизматическим движением. Она была обусловлена выходом ряда общин из пятидесятнических деноминаций [6, с.25].
Исследуя связь пятидесятническо-го движения с музыкальными стилями, мы обратим особое внимание на вторую и третью волны, так как они приходятся на тот период, когда, хотя в западной музыкальной культуре (преимущественно в культуре США) и сохраняется европейская классическая традиция, но при этом происходят значительные перемены, которые впоследствии серьезно повлияют не только на развитие музыки, но окажут сильное воздействие на культуру и социум в мировом масштабе. Это, прежде всего, рождение рок-н-ролла, развитие которого дало в дальнейшем все многообразие рок-музыки. И. Чижова определяет возникновение рок-н-ролла как «революцию в массовой культуре». Рок-н-ролл распространился по всему миру, задал новую парадигму,
изменил мышление и историю не одного поколения [10].
Возникновение рок-н-ролла дало начало истории рока в целом, и это произошло в середине прошлого столетия, в 1950-е годы. Годы эти, как можно видеть, совпадают с пятидесят-ническим пробуждением второй волны. Рок-н-ролл изначально пришел из Южных штатов, которые были известны многочисленными протестантскими фундаменталистскими общинами, где это пробуждение как раз набирало силу.
Родоначальники рок-ролла - Элвис Пресли, Джерри Ли Льюис, Чак Берри, Бадди Холли и другие - были детьми из религиозных семей, и в детстве и юности постоянно посещали подобные богослужения вместе со старшим поколением. Так, Литл Ричард, будучи вместе с родителями членом баптистской церкви, тайно посещал пятиде-сятнические богослужения - ведь там была возможность говорить на «иных языках» и танцевать.
Самый известный представитель рок-н-ролла, фактически «демиург» данного музыкального направления, как писала о нем И.А. Чижова [10], Элвис Пресли абсолютно не скрывал того факта, что родился и вырос в пя-тидесятнической семье и сам вместе с родителями был членом значительной деноминации пятидесятников, одной из самых крупных - «Ассамблеи Бога». На стиль и поведение, музыку и характер исполнения песен Элвисом Пресли повлияло все, что он видел и делал на пятидесятнических собраниях в детстве и юности. В качестве примера можно привести «абракадабру» в композиции «Тутти Фрутти» («Tutti Frutti»), быстрый ритм, яркие пассажи при игре на фортепиано. Все это имеет прямую связь с пятидесятническими религиозными практиками, вытекающими из доктрины об исполнении Святым Духом; пятидесятники считают, что в идеале богослужение должны
вести не люди, согласно той или иной литургии, а Святой Дух, а верующие должны за его водительством следовать. Однако помимо этого общего сходства с религиозными практиками пятидесятников Э. Пресли и целенаправленно обращался к богослужебной музыке: он исполнял гимны в стилях госпел и спиричуэлз, а на своих концертах между композициями читал со сцены отрывки из Библии.
«Генетическая» связь рок-н-ролла со стилем госпел, его преемственность очевидна. Как и госпел, как и духовная музыка пятидесятнических общин в целом, рок-н-ролл вообще и в исполнении Э. Пресли в частности экспрессивен, эмоционален, подвижен. Как и госпел, рок-н-ролл ориентирован на то, чтобы подвести слушателей к эмоциональной кульминации.
Далее рок-музыка, развиваясь и приобретая новое звучание, новые формы и направления, постепенно утрачивает свою связь с церковными корнями. Началом новой волны рока, нового поколения можно считать момент, когда в феврале 1964 г. на сцену Вашингтонского «Колизея» вышли четверо участников группы «Битлз» («The Beatles»). Они были типичными представителями той эпохи и продуктом своего времени и не особенно переживали о том, какое мнение об их творчестве складывается в религиозной среде. Взаимосвязь с церковью была минимальной (матери Пола Маккартни и Джорджа Харрисона были католичками, а Джон Леннон в детстве ходил в воскресную школу при англиканской церкви), «Битлз» являлись частью поколения, равнодушно относившегося к церкви, и выросли, в отличие от Э. Пресли, Джерри Ли Льюиса, Чака Берри, Бадди Холли и других, вне атмосферы веры и церковного духа. Через несколько лет члены этой группы пересмотрели свои взгляды на религию и в некотором роде изменили к ней отношение.
Наряду с протестным и бунтующим характером, выражающим разнузданность молодежи (наркотики и секс), в рок-музыке прослеживается тенденция к духовным поискам, которая выражалась в интересе музыкантов к восточным религиям и мистицизму. Вопросы духовного порядка снова выходят на первый план в рок-музыке. Немало известных исполнителей рока после того, как, казалось, полностью порвали какую-либо связь с религией, снова в своем творчестве обращаются к духовным поискам. Однако христиане вплоть до 80-х годов даже не пытались внести свой вклад в рок-н-ролл. Таким образом, в 60-е, 70-е и 80-е годы рок-музыка бурно развивается в двух плоскостях. С одной стороны, наблюдается появление новых стилей и направлений рока: «хард-рок» и его разновидности, «хэви-метал-рок» и его разновидности, «джаз-рок», «панк-рок», «арт-рок», «рок-оперы» и мюзиклы, «коммерче-ский-рок» и многое другое. С другой стороны, эта музыкальная культура становится средством выражения различных религиозных идей и верований (в том числе и христианства). В целом, можно отметить, что в период 60-80 гг. рок-культура явилась отражением всех процессов (социальных, духовных, экономических и политических), происходивших в мире на тот момент. Е. Чебы-кина в своей научной работе говорит о исторической роли рока так: «Концептуальный уровень рок-поэзии отражает собственное видение мира, отношение рока к обществу, культуре, государству, общечеловеческим ценностям; концептуальный уровень содержит мировоззренческую платформу рок-поэтов. Концепцию рока составляет бунт, протест против норм, правил, эстетики, культуры, официоза, против государства, политического строя, против всего мироустройства» [11].
Что касается выражения христианского мировоззрения в рок-музыке, то эта концепция начинает появляться
в 1980-е гг. Стоит упомянуть о музыкальном движении, которое появилось чуть раньше - это движение «Джизус рок». Одним из ярких представителей этой музыки являлся Ларри Норман (Larry Norman). Хотя «Джизус рок» не оказал какого-либо влияния на рок-музыку в целом, это движение можно рассматривать как предпосылку к тому, что рок-н-ролл постепенно стал признаваться среди христиан, а впоследствии его начали применять на церковных богослужениях.
Первым серьезным этапом, когда пятидесятничество взяло на вооружение достижения современной музыки, можно считать время появления нового христианского движения «Виноградник» («The Vineyard»). Это происходило на фоне того, что в конце 1970-х и начале 1980-х гг. вторая волна пятидесятнического движения, о которой говорилось ранее, постепенно сходила на нет, а силу набирала новая, так называемая третья волна пробуждения или, как ее называет Ю. Зудов в своей книге «Пятидесятничество в ХХ веке: возникновение и эволюция», «третья волна Святого Духа» [12]. Эта волна пробуждения связана с харизматическими тенденциями в современном западном протестантизме. О. Куропат-кина отмечает, что основной акцент в харизматическом движении делается не на доктринах, а на духовном опыте и практике: «Харизматы часто следуют в проповедях и богослужении собственным эмоциям, не особо заботясь об их «ортодоксальности»» [6, с. 26]. Предыстория «третьей волны» напрямую связана с духовным возрождением среди хиппи, которое произошло в 1960-х годах, последователи которого впоследствии стали называться «Люди Иисуса» (Jesus People). Большинство участников этого движения с годами стали ведущими пасторами, лидерами и музыкантами «третьей волны». Одним из них был Джон Вимбер (John Wimber), в прошлом профессиональ-
ный музыкант, сделавший хорошую карьеру в джазовой музыке и роке. Он вместе со своей женой основал вышеупомянутое христианское харизматическое движение «Виноградник», которое бурно начало развиваться и разрастаться по всему миру. Музыкальная группа «Музыка вина из виноградника» («The Vintage Vineyard Music») известна как «величайшая классика» песен поклонения «Виноградника», которую не перестают петь в разных конфессиях и церквях по всему миру.
В результате третьей волны харизматического пробуждения, происходившего на североамериканском континенте, вместе с движением «Виноградник» начинают появляться другие христианские движения. Они и сегодня являются законодателями музыкальной «моды» в прославлении среди харизматических и неопятиде-сятнических деноминаций по всему миру, в частности в России.
В 1990-е гг. харизматическое движение бурно развивается и в постсоветском пространстве. Эти новые общины сразу же усвоили западную форму богослужения и теологию, а также репертуар, стиль, тексты песен прославления, применяя те же аранжировки и манеру исполнения, только тексты адаптировались и переводились на русский язык. Социолог И.Г. Каргина рисует некий социологический «портрет» этих общин. Она констатирует факт: «В этих общинах больше молодежи среди прихожан и молодых пасторов, чем во всех остальных протестантских деноминациях. Таким образом, «новое» пяти-десятничество - явно «молодежная» деноминация» [9]. Поэтому «харизматические» (неопятидесятнические) общины в те годы органично усвоили стиль современной музыки, как зарубежной, так и отечественной, стали использовать качественные звуковые установки, широкий набор музыкальных инструментов. Команды музы-
кального служения в новых общинах стремятся к образцам современных им рок-групп. Репертуар исполняемой в общинах музыки существенно расширился. К тому же в протестантские церкви стали приходить музыканты-профессионалы, что не могло не повлиять на качество музыки, разнообразие музыкальных инструментов. Так, в 1991 г. в Казани в церковь «Краеугольный камень» влилось немало учащихся местной консерватории. Музыкальная группа общины обогатилась струнной группой, брасс-секцией, группой бэк-вокалистов. Аналогичные процессы протекали и в других неопятидесятнических общинах на территории Российской Федерации. Люди, ориентировавшиеся в мировой музыкальной культуре, стали вводить в богослужение музыку в традициях джаз-рока и госпела, переняли и внедрили в российскую богослужебную традицию композиции известных на тот момент исполнителей христианской музыки, таких как Рон Кеноли, Фил Дрисколл, Клинт Браун. Музыканты в неопятидесятнических общинах начали создавать песни прославления сами, и таких музыкальных произведений стало все больше; отечественные церкви перенимали друг у друга репертуар.
Тенденция развивать собственную музыкальную культуру в российских неопятидесятнических общинах связана с ростом их зрелости, накоплением опыта духовной практики, самоидентификации и самосознания, духовных запросов. Российские верующие все больше осознают свою принадлежность к российской, русской культуре, хотя корни протестантизма и связаны с историей Западной церкви. Неопятидесятники все больше видят себя частью церкви российской. О важности обретения неопятидесятниками своей собственной идентичности пишет исследователь О. Куропаткина. Эта идентичность дает им возмож-
ность отождествлять себя с российским обществом, российской культурой [6, с.29]. Уже упомянутый рост духовных запросов верующих привел к тому, что ответы «запада» уже не удовлетворяют членов церкви. Исследователь российского неопятидесятнического движения Р.Н. Лункин приводит мнение П. Окары, который на тот момент являлся епископом РЦ ХВЕ. П. Окара говорил, что большинство харизмати-ков в его ассоциации обрели более умеренный настрой, для них радикальные харизматические проявления стали играть меньшую роль, чем раньше [5].
Начиная с двухтысячных годов на неопятидесятнических богослужениях используются практически все музыкальные стили. В музыкальной группе церкви «Краеугольный камень» (г. Казань) используется широкое разнообразие стилей. Это фолк (русский, татарский, еврейский, кельтский и т.д.), классика, современные стили: госпел, джаз, рок, фанк, хип-хоп, латиноамериканский стиль, шансон, поп и техно-музыка и т. д. В большинство текстов песен отображена богословская концепция, преломленная через личный религиозный опыт автора и сформулированная им в поэтическо-песен-ной форме. Данный «логоцентричный» подход в написании музыкальных произведений показывает явную связь творчества группы с отечественным роком, где «рок-поэзия» является доминантой русской рок-культуры, в основе которой лежит особое внимание к слову. Также диалогичность композиции рок-текста соотносится с установкой рок-концепции на общение и диалог с аудиторией, что само по себе не исключается в ходе богослужения в общине «Краеугольный камень».
Выводы
Российские неопятидесятники перенимают у западного протестантизма тенденцию применять достижения современной культуры, в частности,
рок и поп-музыки. Новообразованные российские неопятидесятники, переняв западную христианскую теологию и форму богослужения, адаптируют и музыку его под российские условия. Изначально они используют те же песни, аранжировки, звучание, затем создают свои музыкальные образцы, соответствующие российской культуре, находясь в поиске и утверждении собственной идентичности.
В российских неопятидесятниче-ских общинах подход к соотношению сакрального и секулярного, где границы между ними размыты, отражает соответствующий подход западного протестантизма, так как эти общины создавались на принципах западной протестантской теологии. Стили, форма музыки не отличаются от тех же характеристик музыки светской.
Заключение
Нами выявлена взаимосвязь западной светской рок-культуры и за-
падной протестантской, в том числе пятидесятнической, богослужебной музыки и практик, причем прослежено, что изначально именно богослужебная музыка (спиричуэлз и го-спел) породила культуру рок-н-ролла и затем рока, а рок-звезды черпали образцы из пятидесятнических богослужений 1950-х гг. Впоследствии (в 1970-1980 гг.) светская рок-культура снова была перенята уже новыми неопятидесятническими церквами «третьей волны». В России неопяти-десятнические общины занимают открытую позицию по отношению к современным тенденциям в культуре, отождествляя себя с частью российского социума, тем самым вписываясь в контекст современности. В российских неопятидесятнических общинах подход к соотношению сакрального и секулярного, где границы между ними размыты, отражает соответствующий подход западного протестантизма.
Список литературы / References
1. Coleman S. The Globalization of Charismatic Christianity. Spreading of gospel of prosperity. Cambridge University Press, 2000. P.29-31.
2. Synan Vinson. The Holiness-Pentecostal Tradition: Charismatic Movements in the Twentieth Century, Michigan, 1997. P.238.
3. Randall J. Stevens. Assessing the roots of Pentecostalism. A historiographic essay. Accessed at: http://are.as.wvu.edu/ pentroot.htm (01.03.24)
4. Тернер С. Лестница в небо. - М.: Триада, 2001. 288 с.
Turner S. Stairway to heaven. - M.: Triad, 2001. 288 p. (In Russ.)
5. Лункин Р. Харизматическое движение в России [Электронный ресурс] URL: http://www.eastwestreport.org/86-russian /1-r-13-1/509-2013-12-02-07-01-12 (дата обращения 15.12.2023)
Lunkin R. Charismatic movement in Russia [Electronic resource] URL:
http://www.eastwestreport.org/86-russ ian/1-r-13-1/509-2013-12-02-07-01-12 (accessed 12.15.2023) (In Russ.)
6. Куропаткина О.В. Религиозная и социокультурная самоидентификация «новых» пятидесятников в России: дисс. ... к. культуролог. н. - М.: РГГУ, 2009. 256 с.
Kuropatkina O.V. Religious and socio-cultural self-identification of the «new» Pentecostals in Russia: Dissertation ... Candidate of Cultural Sciences, Moscow: RSHU, 2009. 256 p. (In Russ.)
7. Александрова Н. Н. Генезис религиозных практик в казанских общинах новых пятидесятников: Дисс. ... к. фи-лос. н. - Казань: К(П)ФУ, 2019. 211 с.
Alexandrova N. N. The genesis of religious practices in the Kazan communities of the new Pentecostals: Dissertation ... Ph.D. -Kazan: KFU, 2019. 211 p. (In Russ.)
8. Тулянская Ю.Т. Дискурс кальвинизма в современном российском протестантизме. Дисс. на соиск. степ. к. фи-
лос.н. (09.00.14 - философия религии и религиоведение). - Казань: КПФУ, 2018. 214 с.
Tulyanskaya Y.T. The discourse of Calvinism in modern Russian Protestantism. Diss. on the job. step. K. philos.N. (09.00.14 -Philosophy of religion and religious studies). - Kazan: KFU, 2018. 214 p. (In Russ.)
9. Каргина И.Г. Протестанты в России современные тенденции (по результатам социологических исследований) [Электронный ресурс] URL: http://www.krotov. info/lib_sec/11_k/kar/gina_02.htm доступ от 05.05.2023 (дата обращения 10.12.2023)
Kargina I.G. Protestants in Russia modern trends (based on the results of sociological research) [Electronic resource] URL: http://Www.krotov.info/lib_sec/11_k/ kar/gina_02.htm accessed 05.05.2023 (accessed 10.12.2023) (In Russ.)
10. Чижова И. А. Рок как явление западной культуры второй половины XX века [Электронный ресурс] URL: [http:// www.bestreferat.ru/referat-179809.html (дата обращения 21.12.2023)
Chizhova I. A. Rock as a phenomenon of Western culture of the second half of the XX century [Electronic resource] URL: [http:// www.bestreferat.ru/referat-179809.html (accessed 12/21/2023) (In Russ.)
Информация об авторе
Максимов Вадим Вячеславович. Аспирант кафедры религиоведения К(П) ФУ, руководитель музыкального служения МРО ЦХВЕ "Краеугольный камень", Казань, ул. Карла Маркса, д.15, е-mail: vadimaksimov@inbox.
11. Чебыкина Е. Русская рок-поэзия: прагматический, концептуальный и формо-содержательный аспекты [Электронный ресурс] URL: http://www. dissercat.com/content/russkaya-rok-poeziya-pragmaticheskii-kontseptualnyi-i-formo-soderzhatelnyi-aspekty (дата обращения 22.12.2023)
Chebykina E. Russian rock poetry: pragmatic, conceptual and formative aspects [Electronic resource] URL: http:// www.dissercat.com/content/russkaya-rok-poeziya-pragmaticheskii-kontseptualnyi-i-formo-soderzhatelnyi-aspekty (accessed 12.22.2023) (In Russ.)
12. Зудов Ю. Пятидесятничество в ХХ веке: возникновение и эволюция [Электронный ресурс] URL: https:// azbyka.ru/pyatidesyatnichestvo-v-xx-veke-vozniknovenie-i-evolyuciya#glava_ii_ot_ pjatidesjatnichestva_k_kharizmatii (дата обращения 20.12.2023)
Zudov Yu. Pentecostalism in the twentieth century: the emergence and evolution [Electronic resource] URL: https:// azbyka.ru/pyatidesyatnichestvo-v-xx-veke-vozniknovenie-i-evolyuciya#glava_ ii_ot_pjatidesjatnichestva_k_kharizmatii (accessed 12/20/2023) (In Russ.)
Information about author
Vadim Vyacheslavovich Maksimov. The
graduate student of the Department of Religious Studies of K (P) FU, the leader of the music ministry of the Local religious organization Church of Christians of the Evangelical Faith "Cornerstone," Kazan, Karl Marx st. 15, e-mail: vadimaksimov@inbox.
Поступила в редакцию 28.12.2023; поступила после доработки 06.03.2024; принята к публикации 19.03.2024
Received 28.12.2023; Revised 06.03.2024; Accepted 19.03.2024