УДК 159.922.7
Яблокова Аида Вячеславовна
Вологодский государственный университет
СТИЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Статья посвящена проблеме когнитивных стилей в детском возрасте. Отражены результаты исследования дифференцированности поля и типа реагирования у детей 6-7 лет. Приведены результаты экспериментов показывающие, что у детей к началу обучения в школе уже наблюдаются индивидуальные различия в способах восприятия и переработки информации. Статистически значимых половых различий по данному когнитивному стилю обнаружено не было. При этом, распределение девочек и мальчиков по параметрам рефлексивность и быстрота/точность (в процентном соотношении) все же отличаются друг от друга.
Ключевые слова: когнитивные стили, дифференцированность поля, полезависимость, поленезависимость, рефлексивность-импульсивность, дошкольный возраст, младший школьный возраст.
В середине 50-х гг. XX в. в психологической науке появилось понятие «когнитивный стиль». В книге Г. Клауса «Введение в дифференциальную психологию учения» можно встретить следующее определение данного понятия: «Когнитивные стили - это гипотетические конструкты для обозначения преимущественно используемых человеком способов восприятия, мышления и действия» [1, с. 92].
Анализируя многочисленные определения понятия «когнитивный стиль» в литературе, мы в своей работе придерживаемся следующего. Когнитивный стиль - это формально-динамическая особенность интеллектуальной деятельности; это индивидуальный способ получения, переработки и воспроизведения информации [2]. В отечественной литературе устоялся термин «когнитивный стиль» именно как индивидуально-своеобразный способ изучения реальности.
В современной зарубежной и отечественной литературе можно встретить описание около двух десятков различных когнитивных стилей. Как указывает Г. Клаус, наиболее важными когнитивными стилями считаются дифференцированность поля (с параметрами «полезависимость - поленезависимость») и тип реагирования (с параметрами «импульсивность - рефлексивность»). Обе эти типологии использовались в многочисленных психологических исследованиях, в том числе и Г. Клаусом [1]. Однако следует отметить, что в основном исследования данных стилей проводились с участием взрослых испытуемых, школьников-подростков и гораздо реже младших школьников. Кроме того, одним из самых острых вопросов возрастной проблематики когнитивных стилей, как указывает М.А. Холодная, является вопрос о том, есть ли когнитивные стили в раннем детском (дошкольном) возрасте. На этот счет существует три точки зрения. Одни авторы считают, что говорить о когнитивных стилях у детей дошкольного возраста нельзя, поскольку они начинают проявляться позже под влиянием обучения и воспитания. Согласно другой точке зрения, стили в детском возрасте есть. Об этом свидетельствуют эксперименты М. Сакса, в которых одни двух-трехлетние дети
демонстрировали полезависимость, а другие - по-ленезависимость (Сакс, 1985). А.Г. Асмолов также отмечал, что когнитивные стили относятся к биологическим свойствам индивида, являются «безличными» предпосылками развития личности. Существует также третья точка зрения, что дети дошкольного возраста способны к полистилевому поведению. Но и здесь, опять же, как указывает М.А. Холодная, можно говорить об отсутствии стиля, поскольку ребенок не проявляет устойчивого способа взаимодействия с реальностью [2].
Исследования детерминант формирования механизмов стилевого поведения также не дают однозначного ответа на вопрос о том, когда когнитивные стили как устойчивые способы организации познавательной деятельности начинают проявляться в онтогенезе. Генетические исследования, которые крайне малочисленны, касаются главным образом таких стилевых свойств, как тип реагирования и дифференцированность поля, а имеющиеся факты противоречивы. Также довольно немногочисленны исследования данной проблемы у детей дошкольного возраста. Одной из причин этого, на наш взгляд, являются методологические трудности, связанные с объектом исследования.
В нашей работе мы решили остановиться на изучении указанных стилей у детей 6-7 лет. Для определения дифференцированности поля мы разработали методику, аналогичную известной методике «Фигуры Готтшальда», рассчитанную на взрослую выборку. Суть ее заключается в следующем. Ребенку предлагается серия картинок, где он должен из нескольких сложных фигур найти ту, которая состоит из указанных в образце простых фигур. Каждый раз набор простых и сложных фигур различный. В последнем задании ребенку необходимо в квадрате, разделенном на несколько фигур, найти ту, которая есть среди представленных простых фигур. Работа с каждым ребенком проводилась индивидуально, экспериментатор фиксировал ответы ребенка, а также время, затраченное на решение каждого задания. В результате мы получили две шкалы: количество правильных ответов и общее время решениях всех заданий в минутах. Большое количество верных ответов при малых
© Яблокова А.В., 2016
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
91
ПСИХОЛОГИЯ
<D
и о
ч $
о и н
и
<и
£
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
77
-64-
-64-
51
Поленезависимые
Полезависимые
Е Наблюдаемая частота □ Ожидаемая частота Рисунок 1. Распределение детей по стилю «дифференцированность поля»
ч с
60
50
40
30
20
10
57
32
34
32
32
32
28
Импульсивные Рефлексивные Быстрые/точные Медленные/неточные
[1 Наблюдаемая частота □ Ожидаемая частота Рисунок 2. Распределение детей по стилю «тип реагирования»
затратах времени свидетельствуют о выраженном параметре поленезависимости.
Валидность данной методики проверялась нами на выборке детей 9 лет и была доказана посредством корреляционного анализа с данными, полученными на этой же выборке по классической методике «Фигуры Готтшальда» (RS=0,721*, р=0,019).
Для определения у детей такого когнитивного стиля, как тип реагирования, нами была использована методика Дж. Кагана MFFT (Matching Familiar Figures Test) [3].
В исследовании приняли участие 128 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет): 75 мальчиков, 53 девочки.
В результате обработки данных в группу по-лезависимых попали 77 человек, в группу поле-независимых - 51 человек (рис. 1). Полученное распределение статистически значимо отличается от равномерного, что было проверено нами с помощью критерия .Р (Р=5,281*, р < 0,05).
Что касается стиля «тип реагирования», здесь также были обнаружены существенные различия между детьми. В результате обработки данных было выделено четыре группы детей: импульсивные (быстрые и неточные), рефлексивные (медлен-
ные и точные), «быстрые и точные», «медленные и неточные» (рис. 2). Полученное распределение статистически значимо отличается от равномерного, что было проверено нами с помощью критерия .Р (Р=36,69**, р < 0,01).
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей 6-7 лет являются полезависимыми и импульсивными, что объясняется психофизиологическими особенностями возраста - преимущественно целостным восприятием, незрелостью нервной системы и несформированностью самоконтроля.
Однако нельзя не принять во внимание тот факт, что среди детей 6-7 лет есть также дети с другими стилевыми особенностями познавательной деятельности (поленезависимые, рефлексивные, быстрые/точные и медленные/неточные). Это, по нашему мнению, говорит в пользу той точки зрения, что у детей к началу обучения в школе уже наблюдаются индивидуальные различия в способах восприятия и переработки информации.
Одна из частных задач, которую мы осуществили в процессе исследования, заключалась в том, чтобы определить, существуют ли значимые половые различия в изучаемых нами когнитивных стилях у детей 6-7 лет. Для проверки данной гипо-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «iv- 2016, Том 22
92
Таблица 2
Распределение мальчиков и девочек по стилю «тип реагирования» (количество человек)
Таблица 1
Распределение мальчиков и девочек по стилю «дифференцированность поля»
(количество человек)
Пол
Девочки Мальчики
Кол-во % Кол-во %
Полезависимые 23 42 28 38
Поленезависимые 32 58 45 62
Итого 55 100 73 100
Пол
Девочки Мальчики
Кол-во % Кол-во %
Импульсивные 22 40 34 47
Рефлексивные 21 38 14 19
Быстрые и точные 9 16,5 19 26
Медленные и неточные 3 5,5 6 8
Итого 55 100 73 100
тезы, мы использовали критерий Х2 для сравнения двух эмпирических распределений. Рассмотрим сначала полученные результаты по стилю «диффе-ренцированность поля» (табл. 1).
Как видно из таблицы 1, группы полезависимых девочек и мальчиков, как и поленезависимых, в процентном соотношении примерно одинаковы по объему. Статистически значимых половых различий по данному когнитивному стилю нами обнаружено не было (Х=0,128, р=0,721). Анализ исследований взрослых людей также показывает, что половые различия по параметру расчлененности поля наблюдаются не так часто и выражены они незначительно (с преобладанием поленезависимости у мужчин). Хотя применительно к нашей выборке, отсутствие половых различий может быть обусловлено возрастными особенностями познавательной деятельности, в том числе процесса восприятия.
Распределение мальчиков и девочек по стилю «тип реагирования» представлено в таблице 2.
Статистически значимых половых различий по типу реагирования нами также обнаружено не было (Х2 =5,671, р=0,129). Хотя из таблицы видно, что распределения девочек и мальчиков по параметрам рефлексивность и быстрота/точность (в процентном соотношении) все же отличаются друг от друга. Среди рефлексивных гораздо больше девочек, среди быстрых и точных - мальчиков. Мы решили проверить отдельно значимость половых различий по этим двум характеристикам и убедились, что они существуют (Х2 =4,39*, р=0,036).
Таким образом, можно сказать, что девочки гораздо чаще являются рефлексивными, для верного ответа им требуется больше времени, чем мальчикам; а мальчики чаще девочек оказываются спо-
собными быстрее решить задачу правильно. Возможно, это связано с тем, что девочки в среднем более осторожные, усидчивые и независимо от уровня интеллектуального развития чаще стремятся сначала несколько раз проверить себя, прежде чем дать готовый ответ. Мы предполагаем также, что данные результаты могут быть обусловлены в целом несколько опережающим развитием девочек, в том числе уровнем их самосознания. Самооценка девочек несколько раньше дифференцируется, и они не настолько бывают уверены в своих действиях, как мальчики. Может быть, девочки 6-7 лет в среднем чаще мальчиков стремятся все выполнить правильно, у них более развито чувство долга и ответственности за свои действия.
Перспективу нашего исследования мы видим в расширении возрастных границ выборки, а также в изучении других когнитивных стилей у детей (широта категорий, когнитивная сложность и пр.). Помимо этого стоит решить такую исследовательскую задачу, как выявление связи успешности учебной деятельности с различными стилевыми характеристиками младших школьников, а также рассмотреть вопрос о связи отдельных параметров когнитивных стилей с уровневыми характеристиками интеллекта.
Библиографический список
1. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. - М.: Педагогика, 1987. - 176 с.
2. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 304 с.
3. Kagan J. Reflection-impulsivity: The generality and dynamics of conceptual tempo // J. of Abnorm. Psychology. - 1966. - V. 71. - P. 17-24.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
93