УДК 821.512.141.09
СТИЛЕВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ РОМАНОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
© Р. Д. Хуснуллина
Башкирский государственный университет, Нефтекамский филиал Россия, Республика Башкортостан, 452683 г. Нефтекамск, ул. Комсомольская, 19.
Тел.: 8 (34783) 4 36 58.
E-mail: roza.husnullina@mail. ru
В статье рассматриваются проблемы анализа литературного стиля исторических романов Г. Хусаинова «Кровавый пятьдесят пятый» ((999), Р. Баимова «Кречет мятежный» (1997), опирающихся на твердую документальную основу, и романов Н. Мусина «Там лежат останки батыров» (22019 А. Хакимова «Кожаная шкатулка» (19982 в которых кроме исторических фактов присутствуют элементы вымысла. Анализируются такие компоненты, как тематика, проблематика, эмоциональная тональность, жанровая специфика, сюжет, композиция, язык произведения.
Ключевые слова: стиль, содержательная форма, стилевые компоненты, тематика, проблематика, стилевые доминанты, сюжет, композиция, художественная речь.
Проблеме стиля в литературоведении было посвящено немало историко-литературных и теоретических работ А. В. Чичерина, Г. Н. Поспелова, М. Б. Храпченко и многих других. В башкирском литературоведении над этой проблемой работали А. И. Харисов, К. И. Ахмедья-нов, Г. Б. Хусаинов, Р. Н. Баимов, А. Х. Вахитов, М. Х. Идельбаев, Г. С. Кунафин, В. И. Ахмадиев, М. Х. Надергулов и другие. В литературоведении иногда наблюдаются разные подходы по отношению к решению проблемы стиля. Это объясняется многозначностью терминов «стиль» и «индивидуальный стиль». Среди литературоведов не было единого мнения и по вопросу анализа стиля произведений. Одни из них (О. В. Лармин [1], Л. И. Но-виченко [2], В. А. Ковалев [3], М. Б. Храпченко [4]) отмечали, что стиль относится и к форме (поэтический язык, сюжет, архитектоника, ритм и т.д.), и к содержанию (особенности раскрытия темы, идеи, обрисовки действующих лиц, интонационные начала художественных произведений). Другие (Г. О. Винокур [5], В. Е. Хализев [6] и др.) утверждали, что в литературных произведениях составляющей стиля является форма произведений. Этому определению соответствуют мысли современного исследователя А. Я. Эсалнек, которая отмечает, что изучение стиля художественного произведения подразумевает исследование не только речи или языка (как это чаще всего и получается) [7]. В действительности постижение стиля (насколько возможно) предполагает установление взаимодействия, соотнесенности, взаимообусловленности между собой различных компонентов формы, ибо именно единство, взаимосвязь и гармония этих компонентов создают у читателей впечатление целостности и совершенства художественного произведения. Существует довольно устоявшееся мнение литературоведов (А. Н. Соколов [8], П. В. Палиевский [9], А. И. Вахитов [10], А. Б. Есин [11], Г. Б. Хусаинов [12], Р. Ф. Хасанов [13]) в определении стилевых доминант в целях анализа стилевых особенностей произведений. В их трудах даются теоретический материал и примерная схема
анализа стилевых особенностей литературных произведений. На эту теорию мы опираемся в нашем исследовании.
На сегодняшний день можно говорить об актуальности проблемы стиля и анализа стиля художественных произведений на основе новых достижений башкирского исторического романа в 80-х -начала 2000 годов.
Для анализа были отобраны историкодокументальные романы Гайсы Хусаинова «Кровавый пятьдесят пятый» (1996), Роберта Баимова «Кречет мятежный» (1997), исторические романы Нугумана Мусина «Там лежат останки батыров» (2001), Ахияра Хакимова «Кожаная шкатулка» (1982). Основная тема романа Гайсы Хусаинова «Кровавый пятьдесят пятый» (1996) - изображение восстания 1755 года и судьбы его идейного предводителя Батырши; история написания знаменитого Письма царице Елизавете Петровне. Большую роль в создании стиля романа играет личность автора, поскольку в произведении отражаются мировоззрение, ум, талант, знания, опыт, мысли и переживания летописца, обобщающего эпоху через исключительную судьбу человека. В анализируемом произведении Г. Хусаинов выступает в двух ипостасях: как ученый и как писатель. Эти индивидуальные особенности автора дают ему возможность создать свой не похожий ни на какой другой стиль. Как ученый Г. Хусаинов основательно изучил историю создания Письма Батырши Елизавете, поскольку это письмо является главным документом, доказывающим продвижение общественнохудожественной мысли того периода. «По содержанию оно было историко-политическим, социально-экономическим, этико-философским трактатом того периода», - писал сам Г. Хусаинов [14]. Он изучил содержание, язык, стиль и, написав роман, довел до народа содержание этого важного документа. Кроме этого, чтобы передать обстановку того периода, автор изучил и провел текстологические исследования архивных документов, пись-
менных сведений о восстании 1755 года. Также нужно отметить образ самого автора произведения, зачастую выступающего в качестве лирического героя и напрямую и очень эмоционально выражающего свое собственное мнение по отношению к происходящему, читатель все время чувствует присутствие автора. Как ученый, он высоко оценивает значимость письменного памятника, оставленного в виде письма Батырши Императрице Елизавете Петровне, и повествует об этом в романе.
В начале произведения в художественное полотно романа вплетен таварих (тПуарих) - исторический документ, в который башкирские аксакалы записывали все события, происходившие в башкирских племенах. Таварих обогащает стиль романа, добавляет в него элементы старины и обеспечивает доказательность описываемых фактов. Также встречаются шикайаты (шикПйПт) - жалобы, написанные от имени народа. Автор романа включает эти документы в произведение, не меняя их язык и стиль, - все это делается, чтобы сохранить в романе дух того времени и убедительную силу романа. Все герои произведения, включая эпизодических, являются реальными, нет ни одного персонажа, который был выдуман самим автором. Названные документальные источники позволили автору построить документальный каркас романа. Так, научность, документальность становятся главной особенностью стиля Г. Хусаинова. Поскольку роман не научный труд, а художественное произведение, необходимо, чтобы он был на нужной художественной высоте, чтобы читатель смог получить истинное эстетическое удовольствие от чтения. Стиль автора становится подвижным, благодаря интересному сюжету, различным композиционным приемам и гибкому языку.
Таким же произведением, имеющим точную фактологическую выверенность, является роман Р. Баимова «Кречет мятежный» (1997). Тема романа - исследование целей и причин подъема национального движения начала XX века и в период гражданской войны, описание борьбы Ахметзаки Ва-лиди и его соратников за государственность Башкортостана в пределах России в период с 1917 по 1922 год. Автор выражает идею о высокой цене, заплаченной народом за самостоятельность Башкортостана. Идейно-тематическая основа произведения оказывает большое влияние на стиль романа. В центре событий стоит организатор и руководитель этих процессов - А.-З. Валиди, великий вождь, научный деятель, известный тюрколог. Соединение в один узел сложных исторических, политических событий делает стиль произведения также сложным, многослойным.
Для внутренней композиции романа «Кречет мятежный» Роберта Баимова характерно монтажное начало и сводная композиция, т.к. в романе используются такие приемы, как вставные рассказы, лирические отступления, хронологические пе-
рестановки. Здесь наблюдается вплетение в роман публицистического и детективного стиля. Часто применяется автором такой прием, как противопоставление. Этот прием особо углубляет весь трагизм происходящего. Используются такие приемы композиции, как повторение и «кольцевая композиция». Так автор находит приемы, которые связывают начало и середину романа.
Обогащает произведение и использование символических образов. Таковыми являются кречет, лошадь. Они несут в себе большую смысловую нагрузку. Так же, как и в романе «Кровавый пятьдесят пятый», большую роль в выяснении идейнотематического содержания произведений играют эпиграфы и удачно подобранные названия разделов. Таким образом, сюжетно-композиционные особенности романа организуют единый, целостный стиль романа.
Стиль рассмотренных исторических романов отличается своей документальностью, фактологической выверенностью и убедительной силой. Авторы использовали только исторические факты, документальные данные, не применяя фантазию и вымысел.
Несколько отличается от этих романов стиль других исторических романов, которые не всегда мотивируются использованием документальных фактов. К таким произведениям можно отнести романы Булата Рафикова «Кунгак» и «В ожидании конца света», Галима Хисамова «Тафтиляу», Ахия-ра Хакимова «Звон домбры», «Мелодия степи», «Кожаная шкатулка», Нугумана Мусина «Там лежат останки батыра». В сравнении с историческими романами, исследованными выше, эти романы отличаются наличием вымысла писателя. Как отметил Р. Ф. Хасанов, для них характерна фольклорная, народнопоэтическая основа, и объясняется этот факт тем, что события, изображенные в романе, относятся к более древней эпохе и документы о них не сохранились [13]. Тем не менее эти романы относятся к историческим, поскольку они отвечают основным требованиям этого жанра: все события и герои реальны; автор не является свидетелем этих событий. В романе Нугумана Мусина «Там лежат останки батыра» описывается башкирское восстание 1704-1711 годов, судьба участников и главного предводителя этого восстания Алдара Исянгильдина. Автор использует и исторические факты, и вымысел. Примечателен в этом отношении образ Гильмиязы, который писатель так удачно ввел в основное содержание романа. Хотя в его основу положен реальный прототип (Гильмияза родилась в деревне Тагир нынешнего Баймакского района, ее именем называются легенда и народная песня), но документальные источники, доказывающие связь Ал-дар-батыра с девушкой-сесеном, отсутствуют, это лишь плод воображения, фантазия автора. Такие документальные факты, как Азовский поход Ал-дар-батыра, присоединение Казахстана к Русскому государству, зверства отрядов «Вольница» в баш-
кирских деревнях, арест Алдара- и Дюмей-батыров не подтверждаются документами, как это было характерно для произведений «Кровавый пятьдесят пятый» Г. Хусаинова и «Кречет мятежный» Р. Баи-мова. В романе «Там лежат останки батыра» не используются указы, приказы, рескрипты и другие документы.
События в романе в целом развиваются стремительно. Вся жизнь Алдарбая с юности до самой ее смерти изображается в рамках данного произведения. Основу сюжета составляет изображение подвигов батыра, отвага которого осталась в истории не только Башкортостана, но и России. Рядом с основной сюжетной линией романа тянутся несколько других, изображающих личную жизнь главного героя, жизнь его друзей, соратников и неприятелей. Каждая из них раскрывает образ главного героя с новой стороны, развивает и оживляет сюжет.
При помощи приема предварения здесь оформляются эпизоды сна, которые вплетаются в основную ткань произведения. Это особый прием композиции, который имеет свои традиции еще в средневековой восточной литературе, применяется во всех рассматриваемых нами романах исторического жанра. Исходя из сказанного, мы делаем вывод, что все приемы, использованные в романе, свидетельствуют о сложности романной композиции. В речи повествователя сохраняются возвышенные, патриотические интонации.
Следующим историческим романом, основанным на вымысле автора, является роман Ахияра Хакимова «Кожаная шкатулка». Документальных источников по этому периоду, описанному в романе, не сохранилось, как это было характерно для романов «Кровавый пятьдесят пятый» Г. Хусаино-ва и «Кречет мятежный» Р. Баимова. Поэтому автор романа использует фольклорные источники и вымысел. Придумывает некоторых героев, обобщает образы, представляя, какими бы они могли быть. Однако нужно отметить, что нехватку документальных фактов автор весьма успешно заполняет интересным сюжетом и необычной композицией.
Роман традиционно начинается с экспозиции. Во «Введении» автор описывает напряженную ситуацию, которая сложилась еще до правления хана Тохтамыша и Идукая. Выделяется такая особенность сюжета, как параллельность, т.к. в романе от начала до конца параллельно тянутся три основные сюжетные линии, то пересекаясь, то расходясь. Первая сюжетная линия описывает противников рода Голубого Волка (Сайфельмулюка, Даурана, Идукая). Вторая - изображает жизнь и быт рода. Третья сюжетная линия, называемая в литературоведении «внутренним сюжетом», использована для углубления содержания произведения. Она заключается в параллельном описании жизни зверей. Такими животными являются куланы, трагедия которых созвучна трагедии людей племени Голубого Волка.
Основные события начинаются с изображения Идукая. Автор дает портретную характеристику героя, благодаря которой читатель имеет возможность представить историческую личность. Весьма символично изображение автором борьбы двух беркутов, одного, который впоследствии победил другого и остался господствовать на бескрайних небесах, Идукай назвал «своим». Символичен этот образ тем, что является предупреждением о непобедимости и непокорности Идукая.
Последний раздел, называемый «Последняя страница» («ПуППы сПхифП»), является развязкой романа. Описывается смерть Сайфельмулюка, Кувандыка, большинства людей племени Голубого Волка и Серебряной Капли. Однако несколько семей рода (как и несколько сильных куланов из параллельного сюжета романа) смогли вырваться из стального окружения воинов Даурана, не без помощи когда-то сбежавшего коня Юлыш-батыра. Символичны последние слова Серебряной Капли: она просит сородичей покинуть эту местность, окруженную горами, и соединиться с сильной родовой державой - Бурзянами, советует найти там Хабрау-сэсэна. События романа развиваются стремительно, основаны на локальных конфликтах, ясно прослеживаются элементы сюжета, для сюжета характерна динамичность.
В романах, основанных на вымысле авторов, отражается история народа, однако факты не подтверждаются конкретными документальными источниками, а основное место отводится фантазии автора. Однако это не умаляет значение данных романов в башкирской литературе. По этому поводу Р. Ф. Хасанов говорит, что историческая достоверность повествования достигается не путем точного описания фактов, а при помощи вымысла, который усиливает звучание конкретного факта, внутреннюю психологическую сущность [13].
Таким образом, исходя из анализа стилевых особенностей исторических романов, можно сделать вывод, что исторические романы нужно рассматривать, разделив на две группы: на произведения, основанные на документах, в которых нет места вымыслу авторов, и на произведения, в которых автор кроме исторических фактов может добавить те события, которые могли произойти в этот период.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лармин О. В. Художественный метод и стиль. М.: изд-во МГУ, 1964. -271 с.
2. Новиченко Л. И. О многообразии художественных форм и стилей в литературе соцреализма. М., 1950. -243 с.
3. Ковалев В. А. Многообразие стилей в советской литературе. М.; Л., 1965. -140 с.
4. Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Советский писатель, 1972. С. 99-106.
5. Винокур Г. О. О языке художественной литературы. М.: Высш. школа, 1991. -448 с.
6. Хализев В. Е. Теория литературы: учебник. М.: Высш. школа, 2000. С. 298.
7. Эсалнек А. Я. Основы литературоведения: Анализ художественного произведения: Учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2003. С. 108-167.
8. Соколов А. Н. Теория стиля. М.: «Искусство», 1968. С. 42.
9. Палиевский П. В. Постановка проблемы стиля // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении: Стиль. Произведение. Литературное развитие. М., 1965. -365 с.
10. Вахитов А. Х. Баш7орт прозаПыныП жанр-стиль 7анунда-ры. ПфП: Китап, 2007. -419 б.
11. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2004. С. 169-177.
12. ХПсПйенов П. Б. БашПорт ПППбиПтенеП поэтикаПы. Беренсе киППк. Теоретик поэтика. ПфП: Пилем, 2006. Б. 166-172.
13. Хасанов Р. Ф. Башкирский исторический роман 80-90-х годов XX века (Вопросы, типологии жанра и стиля). Уфа: Гилем, 2004. -340 с.
14. Батырша. Письмо Батырши Елизавете Петровне. Уфа, 1993. С. 5.
Поступила в редакцию 05.03.2009 г.