Научная статья на тему 'Стилевая направленность содержания музыковедческой подготовки бакалавров'

Стилевая направленность содержания музыковедческой подготовки бакалавров Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
341
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ / СТИЛЕВОЙ ПРИНЦИП / МУЗЫКОВЕДЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / STYLE / STYLISTIC PRINCIPLE / MUSICAL SCIENCE EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шикина Александра Николаевна

В статье рассматриваются возможности стилевой организации учебного материала при изучении студентами дисциплин музыковедческого цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The stylistic approach of the musical science Bachelors’ education

The stylistic organization of the studying material of the musical cycle’s disciplines is under consideration.

Текст научной работы на тему «Стилевая направленность содержания музыковедческой подготовки бакалавров»

УДК 78

Шикина Александра Николаевна

кандидат культурологи Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

asch@kmtn.ru

СТИЛЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

В статье рассматриваются возможности стилевой организации учебного материала при изучении студентами дисциплин музыковедческого цикла.

Ключевые слова: стиль, стилевой принцип, музыковедческая подготовка.

Проблема стиля за последние годы приобрела особую актуальность. Как одна . из главных категорий искусствоведения (и музыковедения), категория стиля обусловила внимание и интерес к ней со стороны исследователей-эстетиков и ученых-специалистов в различных областях художественного творчества. Являясь способом обобщения культурного опыта, воссоздания контекстов различных культур, стиль помогает осмыслению культуры прошлого и процессов в художественной практике современности.

Л.А. Мазель определяет стиль музыкальный как систему музыкального мышления, возникающую на определенной социально-исторической почве и связанную с определенным мировоззрением. По мнению автора, в понятие стиля входят «содержание и средства музыки, входит содержательная система средств и воплощенное в средствах содержание» [2, с. 18].

В музыке стиль - многоуровневая система, включающая ряд подсистем (стилевых уровней). Стиль относят и к индивидуальным особенностям композиторского письма (индивидуальный стиль), к общим особенностям письма группы композиторов, объединенных общей идейно-художественной платформой (стиль направления или школы), к особенностям исторического периода в развитии музыкального искусства (стиль эпохи, исторический стиль) и к особенностям творчества композиторов какой-либо страны (национальный стиль) [3].

Вопросы стиля занимают важное место не только в искусствоведении, но и в музыкальной педагогике - в процессе обучения музыкантов разных специальностей на всех уровнях музыкального образования. Выпускнику-музыканту необходимо целостное представление о музыкальном искусстве, закономерностях его развития. Так как в стиле фокусируются все музыкальные явления, то умение узнавать стиль свидетельствует о профессионализме музыканта - педагога или исполнителя.

Одним из компонентов профессионального становления выпускника-бакалавра является музыковедческая подготовка, включающая изучение музыковедческих дисциплин (музыкально-исторических и музыкально-теоретических) на музыкально-педагогическом факультете. Музыкально-исторические знания студент получает в курсах истории

зарубежной, русской классической и современной музыки. История музыки изучается на протяжении всех лет обучения в вузе и является фундаментом для других музыковедческих дисциплин.

Способ организации учебного материала, логика выстраивания учебного предмета могут быть различными в зависимости от того, что является системообразующим стержнем, элементом. Так, курсы музыкально-исторических дисциплин (История зарубежной музыки, История русской классической музыки, История музыкального искусства ХХ-ХХ1 вв.) могут быть выстроены на основе монографического, жанрового, стилевого или жан-рово-стилевого принципов.

При монографическом принципе построения предмета основной составляющей единицей его структуры является период творчества композитора. Акцентируется внимание на стиле и жанрах творчества каждого композитора, что, с одной стороны, углубляет знания о творчестве данного автора, а, с другой, - уменьшает возможность обращения к общим закономерностям развития музыкального искусства, его процессуальности, отодвигается на второй план изучение его эволюции.

Жанровая организация учебного материала привлекательна своей наглядностью, связью с жизнью, связью со школьной программой «Музыка», что усиливает профессиональную направленность преподавания предмета. Но в таком построении есть свои отрицательные стороны. Сама по себе система жанров является теоретической абстракцией, пока еще нет четко выстроенной и общепринятой системы. Она исторически развивается. Жанры средневековья, возрождения, барокко, классицизма, романтизма - это разные системы. Кроме того, сами жанры активно взаимодействуют, поэтому трудно провести четкие жанровые границы и, следовательно, возникают трудности в классификации. Этот процесс происходит как в первичных жанрах, так и в жанрах развитых.

Стилевая направленность организации учебного материала раскрывает естественный процесс развития музыкального искусства как процесс закономерной смены музыкальных стилей на разных уровнях - эпохальном, направления (школы), национальном, индивидуальном. При стилевом построении предмета основной структурной едини-

142

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Шикина А.Н., 2014

Стилевая направленность содержания музыковедческой подготовки бакалавров

цей является период возникновения и развития стиля эпохи или направления, а в пределах этой системы - творчество композитора одной национальной школы. При этом стилевые характеристики связываются с системой жанров.

Появляются большие возможности для анализа не только творчества отдельного композитора, но и особенностей целого исторического периода, охватывается более широкий круг понятий предмета, возникают условия для широких обобщений, для создания проблемных ситуаций. Так как учебная тема включает творчество нескольких композиторов, то обобщения могут быть обращены к музыкально-историческому периоду в целом, к процессу становления стилевого направления, школы и, наконец, к становлению стиля одного композитора.

Стилевой принцип построения предмета предполагает проведение сравнительно-обобщающих лекций, усиливая их проблемность, выявляет возможность проблемных ситуаций на семинарах, систематизирует знания о стиле, активизирует мыслительную деятельность студентов при сравнительном анализе творчества нескольких композиторов.

Стилевое построение курсов позволяет рассматривать музыкальное искусство в системе художественной культуры, так как есть общие тенденции стилеобразования и в других видах искусства. Здесь можно говорить о культурологическом факторе. Именно стиль позволяет максимально обобщить особенности конкретного исторического периода, поэтому исследователи рассматривают его как «центральную ось в определении особенного характера отдельных культур», считают понятие стиля синонимом понятия «тип культуры» [1, с. 9].

Музыкально-исторические знания представляют собой систему взаимосвязанных музыкально-образных (музыкально-слуховых) представлений и историко-теоретических понятий. Эти компоненты являются различными, даже противоположными сторонами познания. Музыкально-образные (музыкально-слуховые) представления - чувственная сфера; они усваиваются памятью посредством музыкально-интонационного слухового опыта, являющегося результатом повторных музыкальных восприятий. Историко-теоретические понятия - логическая сторона. Но, выступая в единстве с музыкально-слуховыми представлениями, они способствуют успешному усвоению музыкально-исторических знаний.

Интонационно-слуховой опыт является основой в подведении обучающихся к ощущению стиля того или иного композитора, выработке умения определять автора незнакомой музыки.

Информацию об изучаемой стилевой системе обычно дает преподаватель, а слуховые представления формируются на основе упражнений, прослушивании музыки.

Большие возможности для стилевых обобщений представляют, в частности, новые предметы бакалавриата «Историко-стилевые тенденции в зарубежном музыкальном искусстве», «Стили и жанры русского музыкального искусства» (дисциплины по выбору).

Во Введении к курсу преподаватель дает понятие стиля как категории, отражающей мировосприятие эпохи в системе художественных средств; характеризует стилевые уровни, признаки стилевой общности, связь стиля с жанром, рассматривает жанровое содержание и жанровые средства, обусловленность эволюции жанра стилевой эволюцией. А затем, на других занятиях (например, на лекциях, семинарах в курсе зарубежной музыки)) акцентирует внимание на особенностях эпохальных (исторических) стилевых систем (возрождение, барокко, классицизм, романтизм) или особенностях стилевых направлений (рококо, импрессионизм, экспрессионизм) и т.д.

Стилевой подход к организации материала вносит в построение учебного предмета логику, основанную на понимании истории музыки, прежде всего, как процесса закономерной смены музыкальных стилей на разных уровнях: эпохальном, направления, национальном, индивидуальном. Такая организация материала способствует активизации мыслительных операций, в том числе - сравнений и сопоставлений между музыкальным восприятием (музыкально-образными представлениями) и теорией предмета (историко-теоретическими понятиями).

Стилевая направленность музыковедческой подготовки бакалавров должна отразиться не только в разработке содержания учебного материала, но и в организации познавательной деятельности студентов. Один из приемов педагогического воздействия - обучение бакалавров определенной последовательности действий, направленных на осознание основных закономерностей в характеристике стилей. Студентам рекомендуются типовые планы-алгоритмы общих музыкально-исторических характеристик стилей (эпохи, направления, индивидуального стиля).

Стиль как система предполагает наличие взаимосвязанных элементов - стилевых признаков, которые реализуются в совокупности выразительных средств. Например, анализ эпохального (исторического) стиля включает рассмотрение принципов эстетики стиля и стилевых признаков (выразительных средств). Эстетические установки исторического (эпохального) стиля в данном случае являются общими для всех видов искусства. Принципы эстетики находят отражение в стилевых признаках, то есть в чертах стиля. Предлагаются следующие алгоритмы.

Общая характеристика стиля эпохи (или стилевого направления)

1. Время возникновения.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1

143

2. Принципы эстетики.

3. Характерные темы, сюжеты.

4. Связи данного направления с явлениями в других областях искусства и в литературе соответствующего периода.

5. Черты стиля в музыке:

а) особенности ладовой системы;

б) склад, фактура;

в) принципы развития и формообразования;

г) типы мелодики;

д) инструментарий и жанры.

6. Представители данного направления в музыке, других областях искусства и в литературе.

7. Связи данного направления с художественными явлениями (прежде всего, с музыкальными) предшествующих и последующих эпох.

Общая характеристика индивидуального (композиторского) стиля

1. Основные области творчества композитора, жанры, важнейшие произведения.

2. Связь творчества композитора с социальными и культурными особенностями данного периода.

3. Связь творчества композитора с художественными направлениями и традициями времени.

4. Истоки творчества композитора.

5. Основные образные сферы.

6. Основные черты музыкального языка (мелодии, ритма, гармонии, полифонии и др.); характерные принципы развития и формообразования.

7. Основные периоды и эволюция творчества композитора.

8. Историческое значение творчества композитора.

По окончании, например, курса зарубежной музыки можно предложить один из вариантов теста.

1. Для какой стилевой эпохи (ренессанс, классицизм, античность, романтизм, средневековье, барокко) характерны следующие эстетические принципы: яркие контрасты, динамичность, пышная декоративность?

2. Среди перечисленных выберите фамилии тех композиторов, творчество которых относится:

а) к эпохе барокко; б) к эпохе классицизма; в) к эпохе романтизма.

Моцарт, Лист, Бах, Шуберт, Гендель, Гайдн, Вивальди,

Шуман, Бетховен, Шопен, Корелли, Вагнер, Мендельсон.

3. Для какой стилевой эпохи (ренессанс, классицизм, романтизм, средневековье, барокко) характерны следующие эстетические принципы: концепция разума, идея меры, нормативность?

4. В каких музыкальных жанрах барокко наиболее ярко проявился барочный принцип динамичности: опера, кантата, оратория, сюита, кончерто-гроссо, фуга, фантазия?

5. Запишите в хронологическом порядке исторические этапы развития музыкального искусства:

романтизм, средневековье, барокко, античность, классицизм, XX век, возрождение.

6. Для музыки какой стилевой эпохи (ренессанс, классицизм, античность, романтизм, средневековье, барокко) характерным приёмом развития музыкального материала стал приём концертирования?

7. Из перечисленных ниже жанров укажите в каждом столбце жанр, который является «ключевым» (главным) в музыке эпохи классицизма.

1) кантата 2) канцона 3) оратория

соната кончерто гроссо сюита мотет опера симфония

8. Из перечисленных ниже жанров инструментальной и вокальной музыки укажите в каждой строке жанр, который является наиболее типичным для эпохи барокко:

1) симфония, оратория;

2) фуга, соната;

3) кончерто гроссо, вилланелла;

4) шансон, месса;

5) мадригал, сюита.

9. Из перечисленных ниже названий выберите те, которые относятся: а) к стилям эпохи; б) к стилевым направлениям.

рококо, классицизм, экспрессионизм, возрождение, неоклассицизм, романтизм, барокко, импрессионизм.

10. Укажите, какие из названных ниже жанров являются новыми в музыке эпохи романтизма: 1) опера; 2) симфоническая поэма;3) концерт; 4) баллада; 5) соната; 6) экспромт; 7) симфония; 8) рапсодия; 9) кантата; 10) ноктюрн; 11) месса; 12) новеллетта.

11. Укажите фамилии: а) художников, б) музыкантов, которые определили направление импрессионизма в искусстве:

Моне, Брамс, Дега, Пуссен, Ренуар, Дебюсси, Ватто, Вивальди, Мане, Буше, Равель, Сислей, Куперен, Делакруа.

12. В какую культурно-историческую эпоху (средневековье, барокко, ренессанс, античность, романтизм, классицизм) основными эстетическими принципами искусства стали принципы единства и многообразия?

13. Отметьте в тексте «высокие» жанры в литературе классицизма (комедия, ода, басня, сатира, трагедия, сказка, эпопея).

Обобщенные знания об эпохальном (историческом), индивидуальном стилях, полученные в курсах истории музыки, конкретизируются в музыкально-теоретических дисциплинах (Основы музыкально-теоретических знаний, Практическая гармония и полифония (ДВ), Практическое изучение фактуры и гармонического стиля (ДВ), Анализ музыкальных произведений, Сольфеджио и др.). Музыкально-теоретические предметы ближе подходят к самому музыкальному материалу, музыкальному языку.

144

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Обоснование оптимальных методов обучения охране труда будущих учителей технологии

На практических занятиях в курсах «Практическая гармония и полифония», «Практическое изучение фактуры и гармонического стиля» при изучении характерных стилевых явлений в творчестве композитора предлагаются репродуктивные и творческие виды заданий:

1. Упражнения на транспонирование фрагментов и исполнение секвенций, в основе которых -гармонический или фактурный оборот, характеризующий манеру письма композитора (используется авторский текст).

2. Задание на сочинение (моделирование) структурно оформленных эскизов (предложений, периодов и т.д.), имитирующих особенности индивидуального стиля композитора.

3. Задания на стиле-слуховой анализ (атрибуцию) фрагментов из произведений композитора с характерными стилевыми приметами. Студент должен теоретически грамотно назвать конкретные черты стиля в предъявленных фрагментах.

4. Задание отобрать из предложенных произведений фрагменты, которые с наибольшей наглядностью демонстрируют изучаемые стилевые особенности творчества композитора (на основе анализа).

5. Задание установить стилевую принадлежность фрагментов из произведений представителей одной стилевой эпохи и аргументировать свой выбор.

В основе этой деятельности лежит опора на знание стилевых признаков конкретной стилевой сис-

темы и на определенный запас музыкально-слуховых представлений, то есть стиле-слухового опыта.

Некоторые задания можно предложить на занятиях сольфеджио, закрепляя теоретические знания в слуховом анализе. Контрольным видом задания является стиле-слуховой анализ с названием стилевых особенностей звучащих музыкальных фрагментов. Выполнение этого вида задания будет свидетельствовать об уровне развития музыкально-стилевого мышления. В зависимости от уровня подготовки студентов преподаватель по своему усмотрению может использовать лишь некоторые упражнения. Сложные задания рекомендуется выполнять на старших курсах.

Стилевая направленность содержания учебного материала и организация в этом русле познавательной деятельности студентов способствует развитию музыкально-стилевого мышления - ведущего компонента в профессиональной структуре личности бакалавра, будущего педагога-музыканта.

Библиографический список

1. Афонина В.Н. Понятие типа культуры в фи-лософско-историческом познании: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1980. - 16с.

2. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. - М., 1979. - 534 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. МихайловМ.К. Стиль в музыке. - Л.: Музыка, 1981. - 261 с.

УДК 378.174.016:331.45

Тимощук Александр Станиславович

Ровенский государственный гуманитарный университет, Украина

tymoschukos@gmail. com

ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ОХРАНЕ ТРУДА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

В статье освещены основные положения обучения охране труда будущих учителей технологии, обоснована оптимальность использования проблемно-поисковых и ситуативных методов обучения в процессе их профессионально-педагогической подготовки.

Ключевые слова: учитель технологии, методика обучения охране труда, проблемное обучение, учебно-производственные ситуации.

Интенсивные глобализационные процессы, стремительное технологическое развитие, переход общества от постиндустриального до информационного этапа своего развития предопределяет содержательно-ценностные изменения в парадигме современного образования. Подрастающее поколение необходимо готовить к жизни в условиях информационно-коммуникационного пространства, высокого уровня конкуренции, технологизации всех процессов человеческой деятельности. Реализация такого сложного, многоаспектного задания возлагается на учителя, что свою очередь предъявляет новые требования к его профессионально-педагогической подготовке.

Нужно отметить, что современное производство характеризуется высоким уровнем инноватики, повышением производительности и безопасности труда. Понимая интенсивные темпы научно-технического прогресса в таких государствах как Великобритания, США, Германия, Швеция, Россия, Украина состоялись образовательные трансформации, по условиям которых школьная подготовка детей начала носить не трудовой, а технологический характер. И действительно трудовое обучение не исчерпывает в полной мере современные требования к молодому поколению, его политехнических, общетрудовых компетенций, поэтому важной и актуальной проблемой мирового научно-педаго-

© Тимощук А.С., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.