13. Sultanova R.R. «Nauruz» - prazdnik tyurkskih teatrov // Seena. - 2006. №4. - S.34-46.
14. Tkachenko I.D. Vojlok v konskom snaryazhenii u koehevnikov Central'noj Azii (po materialam REM) / / Moda i dizajn: Istorieheskij opyt, novye tekhnologii: Materialy 19-j mezhdunarodnoj nauehnoj konfereneii. S-Peterburg, 26-28 iyunya 2007 g. - SPb., 2007. - S. 210-216.
15. Tohtabaeva SH., Bekkulova A., Ahmirova A., Asanova B. Vojlok kazahov: vehera, segodnya. Posobie dlya remeslennikov. - Almaty, 2008.
16. SHitova S.N. Narodnoe iskusstvo: vojloki, kovry i tkani u yuzhnyh bashkir (etnografieheskie oeherki). -Ufa: Kitap, 2006. - S. 17-45.
17. YAnbuhtina A. G. Dekorativnoe iskusstvo Bashkortostana. XX vek: ot tamgi do avangarda. - Ufa: Kitap, 2006. - S. 103-105.
18. Thompson J. Carpets from tents, Cottages and Workshops of Asia. London: Barrie and Jenkins 1988 (Tompson Dzh. Kovry iz yurt, domov i masterskih Azii).
УДК 712 EDN GDLQQL
И.В. Портнова
СТИЛЕВАЯ АРХИТЕКТОНИКА СОВРЕМЕННОГО САДА: ОТ РЕТРОСТИЛЕЙ К НОВЫМ РЕШЕНИЯМ
В статье рассматривается образ сада прошлого и современности в соответствующей стилевой архитектонике. Отмечается, что «ретросад» наделен чертами философского романтизма. Он представляет собой образ мечты как воспоминание о райском саде и представляет четко выраженную стилевую структуру ландшафтной организации, складывающуюся по принципам красоты. Современный сад с множественными вариациями архитектурно-природных решений также требует продуманной композиции каждой архитектурной и растительной формы. Целью статьи является структурный анализ сада прошлого и настоящего с акцентом на архитектурно-природную гармонию как важного компонента зрительной визуализации и эмоционального настроя. В статье обозначены перспективные стилевые предпочтения, тяготеющие к формам биотека, которые успешно могут быть реализованы в композиции ландшафтной архитектуры, отражая всеобщую концепцию «природы».
Ключевые слова: цветы, сад, архитектура, композиция, стиль, концепция, ландшафт
Для цитирования: Портнова И.В. Стилевая архитектоника современного сада: от ретро-стилей к новым решениям // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С.108-115. EDN GDLQQL.
Irina V. Portnova STYLISTIC ARCHITECTURE OF A MODERN GARDEN: FROM RETRO STYLES TO NEW SOLUTIONS
The article examines the image of a garden of the past and present in the corresponding stylistic architectonics. It is noted that the "retro garden" is endowed with features of philosophical romanticism. It is an image of a dream as a memory of the Garden of Eden and represents a clearly expressed stylistic structure of landscape organization, formed according to the principles of beauty. A modern garden with multiple variations of architectural and natural solutions also requires a well-thought-out composition of each architectural and plant form. The purpose of the article is a structural analysis of the garden of the past and present with an emphasis on architectural and natural harmony as an important component of visual visualization and emotional mood. The article outlines promising stylistic preferences, gravitating towards biotech forms, which can be successfully implemented in the composition of landscape architecture, reflecting the general concept of "nature".
Keywords: flowers, garden, architecture, composition, style, concept, landscape
For citation: Portnova I.V. Stylistic architecture of a modern garden: from retro styles to new solutions // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 4. С.108-115. EDN gdlqql.
Введение
В последнее время все более возрастает интерес к садово-парковому искусству. Сад из узконаправленной сферы переходит в сферу широкого общественного интереса, выступает эстетическим звеном городской среды. Об этом пишут многие авторы, отмечая значимость ландшафтного окружения. Справедливо утверждение Н.А.Нехуженко, полагающей, что без «знания принципов и приемов формирования пейзажа чрезвычайно трудно ре-
шить многие проблемы, на первый взгляд, не имеющие к ландшафтной архитектуре прямого отношения. К примеру, вопросы рекультивации земель и организации отдыха горожан» [6, с. 7]. З.Н. Хайрутдинов считает, что в современных условиях утрачена единая градостроительная политика ландшафтного формирования городской среды и, как следствие, единая система озеленения городов, охраны исторических и эстетически ценных территорий... Вместе с тем увеличилась потребность в
создании небольших частных садов» [9, с. 3]. Следует добавить, что сад представляет особую область восприятия и прежде всего эстетического. Не случайно Л.И.Ивахова, С.С.Фесюк, В.С.Самойлов называют его объектом «художественного дизайна» [2]. Поэтому проектированию сада важно уделять должное внимание, изучая его свойства, раскрывая дополнительные возможности, в частности, включая в садовый дизайн множественные декоративные растительные формы. Об этом говорит Н.П.Титова, прослеживая логику «садовых идей» уже в первоначальных эскизах, затем продолжая в проектах до окончательного визуального оформления. Автор отмечает, что в проектировании современного сада необходимо учитывать тенденции времени и модных предпочтений [8]. Что касается модных предпочтений, они формируют стиль, поэтому в книге Н.А.Нехуженко «Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры», рассматривающей проблемы природных и городских ландшафтов, внедряемые в городскую среду «кусочки природы» наряду с естественным характером озеленения и применения декоративных растений, должны оформиться в соответствующую стилевую организацию [6, с. 9,10]. Автор рассуждает о поиске гармоничных архитектурных ансамблей, их связей с природной средой города в целом. Здесь может быть стиль «зеленого дворика», «зеленой крыши», «зеленой комнаты», дополненный эстетическим природным видом из окна. Можно положиться на утверждение А.Лысикова, называющего стиль «сложной системой художественных принципов, связанных с проявлениями духовной, материальной и социально-эстетической жизни эпохи» [4, с. 10].
Мы, в свою очередь, обозначим направления сада прошлого и настоящего, стилевая архитектоника которых выстраивается на фоне основных тенденций эпохи и умонастроений самого человека. Актуальность статьи обозначена, с одной стороны, интересом к ландшафтной архитектуре, в частности, садово-парковому искусству, а с другой, важна в культурно-просветительском, этическом и эстетическом аспектах и, наконец, неослабевающей экологической проблематикой. В данном отношении интерпретация природы в рамках конкретного садового пространства приобретает известную значимость.
Методы исследования
Историко-художественный метод, используемый в статье, включающий аналитический
подход, позволяет охарактеризовать произведения садово-паркового искусства с визуальной точки зрения, в то время как стилистический анализ рассматривает работу в контексте общих тенденций времени.
«Философский романтизм» сада прошлого и его трансформация в настоящее время
Рассматривая стилистику сада, коснемся такого понятия, как «романтизм». Исторический сад, или как мы его называем «ретро-сад», отличается чертами романтики, именно романтики, поскольку направление романтизм наиболее ярко выражает идею мечты-красоты. Сады прошлого во всех их стилевых проявлениях формировались как чудесное пространство вдохновения, сотворяемое человеком и для него. Еще в библейские времена, сад, созданный для жизни, представлял собой целостный органический многофункциональный микрокосмос. Концепция райского сада, в котором человек трудился, отдыхал, жил, погружаясь в атмосферу благодати, уюта, природного изобилия, оказалась настолько сильна, что ее основополагающие свойства определили гармоническую структуру ландшафтного пространства последующих времен.
Непременным компонентом в формировании гармоничной ландшафтной среды во все эпохи выступали растения и цветы. Они включались в композицию партеров регулярного сада, в свободном варианте располагались в английском живописном саду, подчинялись террасному принципу итальянского ландшафта. Исторический ряд можно продолжить. Кустарники и деревья представляли своего рода защитную полосу, туда можно погрузиться, спрятаться. Как не вспомнить понятие «древо жизни» в славянской мифологии с гнездящимися в ее кроне птицами, да и в христианской символике наблюдался подобный мотив, например, аркатурно-колончатый поясок, окружающий фасады древних владимирских храмов (Рис. 1).
Дерево, которое предстает в стилизованной форме, не утратило своей универсальной сущности. Под его кроной находятся животные, птицы, человек. Память о рае как о «саде-доме» оказалась сильной во всех поколениях и находила непосредственное отражение в виде растительного декора на порталах готических соборов, в композиционном устройстве монастырских территорий.
Рис. 1. Аркатурно-колончатый поясок Дмитриевского собора во Владимире. ИИрБ: //ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F %2Fsun9-11.userapi.com%2Fimpg%2
Рай стал обретенным, открыл новое лицо -звучное и яркое. Выразительный пример: храм Ильи Пророка в Ярославле. Там прекрасно сохранились фрески и изразцы XVII века. Во многих живописных мотивах и образах, сверху донизу покрывающих стены, своды, можно ощутить свежее дыхание, подобно ре-нессансному веянию в атмосфере ароматного цветущего сада (Рис.2,3).
Рис.2 Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле. 1647-1650-е гг. https://www.tourister.ru/responses/id_5364
Рис.3. Изразцы церкви Или Пророка в Ярославле. 1647-1650-е гг. https: //www.tourister.ru/responses/id_5364
Еще пример: восточные мавританские сады - Рай наяву. (Рис.4)
Рис.4. Сад Хенералифе в Гранаде, Испания.
XIII—XIV века. https://tani-y.livejournal.com/5057710. html?ysclid=lzlr3afj84512068018
Ощутима его красочная мощь, которая заключается в самом характере культуры и находит художественное воплощение в образах. Речь идёт об открытости, какой-то особой простоте, одновременно орнаментальной изощренности в деталях. Представим весь этот калейдоскоп форм в ярком, солнечном цветовом ореоле. Все это не может не пленять. Ни в одной культуре мы не найдем такого семантически, символически, эмоционально заряженного орнамента и невероятно трепетного отношения человека к нему. Подчеркнем здесь особенную колористическую восточную струю, которая, надо сказать, так хорошо ложится на европейскую культуру. Европейцам не хватает солнца, а вместе с ним возможно восточной образной мудрости, того истинного Рая, который и был на Востоке. Кроме того, вся эта самобытность облекается в неизменный благоговейный священный культ. Р.Харрисон справедливо определяет сад как «модель спокойствия и сосредоточенности» [16].
Обретенный рай - это мечта, которая была в значительной степени свойственна романтической эпохе XIX века. В качестве примера приведем замки короля Людвига Баварского Не будь король таким романтизированным до нервно-утонченного, одновременно с поэтическим восприятием мира и самого себя, мы бы не увидели его лебединую песню - замок Нойшвантайн (Рис. 5)
Рис.5. Замок Нойшванштайн -лебединая песня короля Людвига Баварского. ЬИр5://еЬ^.Нуе]оигпа1,сот/1494297.Ь1:т1?у5сМ=к 8ш7уаш47790444626
Можно посмотреть на архитектуру в стилевом ракурсе: почему романтизированная эклектика? Не потому ли, что она так замечательно ложится на саму эпоху с ее мистикой тесных коридоров и секретных мест или откровениями роскошных комнат и спален. Здесь можно провести параллель с колористическими поисками и восприятием мира у живописцев-романтиков, например, у мистически самоуглубленного и явно отстраненного от изображаемого им мира пейзажиста Гаспара Давида Фридрха и очевидных в своем зрелом мировосприятии английских художников-прерафаэлитов с огненно-кричащим заревом красок их полотен. Следующая параллель: музыка - классическая музыка Рихарда Вагнера, Адольфа Адана, Петра Чайковского. Какими нотами она звучала в вертикалях замков, растворялась в них или замыкалась в плотных стенах башен? Найдем такие параллели и увидим множественные варианты реализации неспокойной романтической души, ее порывов, словно лебедь, поднимающая свои белоснежные крылья на рассвете, готовая воспарить, или, напротив, умершие из-за предательства своих женихов девушки -виллисы в балете «Жизель». В своих белоснежных одеяниях, подобно лебединому оперению, поднимающиеся из своих могил, теперь непонятно, к какой уже жизни, не для того ли, чтобы станцевать танец этой жизни, только предельно идеальный, очищенный от всего земного (Рис. 6).
Рис.6. Девушки-виллисы из балета «Жизель» https://ya.ru/images/search?img_ur1=https%3A%2F
%2Fyesofcorsa.com%2Fwp-content%2Fup1oads
Романтик предстает в этой жизни в поисках неизведанного, закованный в свое бренное тело и непокорной, неподдающейся его воле души. Романтический сад также несет на себе отпечаток человеческой личности. Его старые деревья с раскидистой кроной, вьющиеся растения, затеняющие сад, криволинейные дорожки, неожиданные акценты то ярких, то нежных, пастельного окраса цветов, появление старинной архитектуры, гротов и прочее - весь этот ландшафтно-архитектурный набор говорит о ностальгии, воспоминаниях об утраченном рае-мечте (Рис. 7).
Рис.7. Сад мира Альбера Кана (Les Jardin d'Albert Kahn) https://artmaki.su/cvety/nacionalnye-parki-i-botanicheskie-sa/zhivopisnyy-sad-alber-kan-v-parizhe.html
По мнению Дж. Ханта, священные ландшафты, секретные, философские сады и иные встречаются в разные времена, на разных территориях, и они вызывают схожие впечатления [14]. Им присущи общие свойства. С точки зрения Т.Тернера, они исполнены философской мысли [15]. Сад философичен, в нем заключена человеческая мудрость создателей. Так, описывая сады классицистической эпохи, И.И.Свирида отмечала, что философия
культуры Просвещения во многом проистекала из культурных особенностей эпохи и опиралась на законы природы - «вечные, неизменные, необходимые» [10, с. 8]. В этом смысле сад наделяется универсальной сущностью и выступает таковым во все времена. В универсальном понятии доминирует природа в облагороженном романтизированном виде. Природа видоизменяется, и вот здесь большое значение отводится стилю. Стиль призван облагородить природу садово-парковой территории с позиции красоты, а красота отражает структуру идеальной «картины мира».
Как мы могли убедиться, ретросад, роман-тико-философский по своей сути, но при этом имеет узнаваемую определенность. Тенденции современного сада иные. Невозможно говорить о какой-то одной стилевой выраженности, напротив, сад наших дней многообразен. Он может сочетать в себе разные стили, дизайнерские планировочные решения. Растения и цветочные композиции также лишены строгой регламентации, их цветочная архитектоника выстраивается в зависимости от конкретной идеи, темы. В определенном смысле он тоже философский, исполнен человеческих чаяний и решений, вся его структура подчинена всеобщему принципу архитектурно-ландшафтной формы, когда все элементы ландшафтного пространства находятся в определенном равновесии. В XX - начале XXI века сад все больше приобретает многостилевое выражение. М.Н.Соколов в своей книге «Принцип рая. Главы об иконологии сада, парка и прекрасного вида» анализировал сад как идеальную эстетико-философскую систему мироздания и видел его в цветущем измерении [7]. Смысл философского искусства М.Н. Соколов наделяет неким онтологическим абсолютом, включая нерушимое природно-человеческое единство [7 с 15]. Шкалой измерения выступает гармоническое соотношение всех природных форм. Так было не всегда, по мнению Д.С. Лихачева, сад в истории сформировался в разных направлениях и оказал влияние на функционирование этого образа в культуре всех последующих столетий [3]. От универсально-философской романтизированной сущности райского сада до сада наших дней - таков путь стилевой эволюции.
Современные стилевые тенденции
Современный сад не только универсален, но и отличается восприимчивостью в использовании новых технологий. Вслед за новыми тенденциями в архитектуре он перестраивается и старается отвечать требованиям новой
эпохи. В первой половине XX века с волной авангардного движения в архитектуре, тенденциями конструктивизма и интересом к дизайну, в садово-парковом искусстве стал наблюдаться отход от чисто классических форм в сторону простоты и лаконичности. Все это оформилось в стилистику минимализма, расцвет которого наблюдался во второй половине - конце XX столетия (Рис. 8).
Рис.8. Стиль минимализм в ландшафтном дизайне. https://remstroib1og.ru/nata1ia/2017/03/02/10-sti1ey-1andshaftnogo-dizayna-i-ih-harakternyie-chertyi-fo
О.В.Ворнова называет этот стиль философским. Акцентирование пространства, отказ от четкой классицистической регулярности в сторону асимметрии рождает простор мысли и воображения, «несет в себе некое послание, импульс к дальнейшему движению» [1, с 62]. В продолжение мысли предыдущего автора Е.Кузнецова считает, что в таком саду «отражается вся красота и мощь технического прогресса с учетом мест для уединения и отдыха» [5]. Минимализм - один из некоторых стилей XX - конца XXI века, в котором стилевые традиции прошлого реализуются и в наше время. Необарокко, неоклассицизм, неомодерн с чертами скандинавского, японского и других стилей можно видеть в планировке ландшафтных территорий. Возможно, в ближайшей перспективе появится ландшафтная архитектура, обогащенная новым экологическим взглядом. Что касается экологии, сад по своей природе и назначению в большей или меньшей мере экологичен. Вся его структура направлена на то, чтобы не нарушать природную основу, а взаимодействовать с ней в гармонии. Ландшафтный архитектор призван продемонстрировать зоркость в конструкции природных фигур и деталей для создания атмосферы экологического сада. Будем полагать, что на пути данной трансформации сыг-
рает роль бионическая архитектура. Архитектура бионики, как целостная экосистема, наиболее приближенная к человеческому восприятию, воздействует на все человеческие чувства самым положительным образом. Действительно, формы, которые повторяют живые органические тела животных, насекомых, переосмысленные мыслью архитектора в целостные и текучие конструкции, не утратившие ощущения живого, не могут не привлекать. Агнес Гийо, Жан-Аркади Мейе в своей книге «Бионика. Когда наука имитирует природу» [2] рассматривают, как бионика в параллели с самой природой и ее живыми организмами выходит на технологический уровень настоящего мастерства. Кроме того, следует понимать, что «задачи этой архитектуры охватывают вопрос экологии и гармоничного взаимодействия города и природной среды, что является задачей громадных масштабов, так как, например, в России все чаще встреча-
ется точечная застройка, которая не предполагает грамотного взаимодействия даже с рядом стоящими зданиями, а более того - с окружающей средой. Это значит, экологическую проблему с каждым годом все труднее исправить, а она становится все насущнее» [5 с. 117]. Формы биотека, которые находят органическое выражение в современной архитектуре, в том числе ландшафтной, могут иметь яркое выражение в архитектуре сада. Наряду с геопластикой, криволинейные структуры дорожек, водоемов, текучий абрис малых архитектурных форм, их застекленных поверхностей, включая цветовую декоративность фасадов и отдельных деталей строений - все соответствует природной конструкции и отражает концепцию многофункционального современного сада, который можно назвать утилитарным и философичным одновременно (Рис. 9, 10).
Рис. 9. Сад Челси в Лондоне с элементами бионики Рис. 10. Хавьер Сеносьяйн. Дом Наутилус. https://bigfoto.name/15078-bionika-v-landshaftnom-dizajne-70-foto.html
Собственно, сами цветы и растения оказываются здесь органичными во всех смыслах. Этот рай возникает в эстетическом поле эпохи не как прекрасная колористическая утопия, напротив, она задает направленность современному саду, который из области устоявшейся стилистики переходит в сферу нового экологического мира. Если ранее существовавшая мифологическая концепция «города-сада» отражала извечное «противостояние природы и цивилизации», то в XXI столетии происходит серьезная трансформация смыслов: концепция природы как рукотворного сада в его универсальной и многофунк-
циональной принадлежности претендует на всеохватность и широкое распространение.
Заключение
Подведем итог. Стили сада прошлых эпох формировались как отражение картины мира своей эпохи, в структуре которых ощутимо романтико-философское звучание в восприятии этого мира. В структуре современного сада важной является постановка вопроса о концепции «естественной природы» в ее экологическом ракурсе, которая решается формами биотека. Найденные в европейской архитектуре биологические конструкции указывают весьма перспективный путь в ланд-
шафтной среде. Сад сегодняшних дней представляет пространство, в котором возможны экспериментальные решения. Бионические природные варианты, в силу их близости к органическим формам, могут легко сочетаться как с традиционными историческими стилями, так и новыми композиционно-художественными решениями. Эти качества отвечают естественной человеческой приро-
де. Пространство сада прошлых эпох, регламентированное в художественно-композиционном и стилистическом плане, выстроенное по определенным правилам, на рубеже XX-XXI века становится более свободным. Природа предстает самозначимой. Эта, по сути своей экологическая концепция, вероятнее всего определит дальнейшее развитие ландшафтного садового искусства.
Литература
1. Воронова О.В.. Сам себе ландшафтный дизайнер. Москва: Эксмо, 2020, 184 с.
2. Гийо А., Мейе Жан-Аркади Бионика. Когда наука имитирует природу. Москва, Техносфер: 2013, 280 с.
3. Дмитриева Е. Е. Город-сад и городской сад //Сад в городе: миф и реальность. Сборник материалов междисциплинарного семинара 20-22 сентября 2012 г. Псков: Псковский ГУ, 2012. С. 21-32.
4. Ивахова Л.И.,Фесюк С.С., Самойлов. В.С. Современный ландшафтный дизайн. Москва: Litres, 2022. 379 с.
5. Кузнецова Е.А. Планирование участка. От определения границ до детального проекта. Москва: Аст, 2023. 160 с.
6. Лихачев Д.С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. 3-е изд., испр. и доп. Москва: Согласие: ОАО «Тип. Новости», 1998. 471 с.
7. Лысиков А. Стильный сад. От вдохновения - к идее, от образа - к проекту. Москва: Эксмо, 2023. 256 с.
8. Мясникова В.К., Портнова И.В. Золотое сечение в европейской архитектуре биотека // Инженерные системы-2020. Т.1 Москва, РУДН, 2020, с.113-121.
9. Нехуженко Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры. Санкт-Петербург: Издательский дом Нева, 2004. 182 с.
10. Свирида И.И. Сады века философов в Польше». Москва: Наука, 1994. 215 с.
11. Соколов М.Н. Принцип рая. Главы об иконологии сада, парка и прекрасного вида. Москва: Прогресс-Традиция. 2011, 704 с.
12. Титова Н.П. Ландшафтный дизайн вашего сада. Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2001. 176 с.
13. Хайрутдинов З.Н. Теория ландшафтной архитектуры и методология проектирования. Москва: Юрайт, 2019. 239 с.
14. John Dixon Hunt. A World of Gardens. Reaktion Books, 2014. 368 р.
15. Tom Turner. Garden History: Philosophy and Design. Routledge, London and New York, 2005. 304 р.
16. Robert Pogue Harrison. Gardens: An Essay on the Human Condition. London: Easy Read large. London: Read HowYouWant.com, 2010. 380 р.
References
1. Voronova O.V.. Sam sebe landshaftnyj dizajner. Moskva: Jeksmo, 2020, 184 s.
2. Gijo A., Meje Zhan-Arkadi Bionika. Kogda nauka imitiruet prirodu. Moskva, Tehnosfer: 2013, 280 s.
3. Dmitrieva E. E. Gorod-sad i gorodskoj sad //Sad v gorode: mif i real'nost'. Sbornik materialov mezhdisci-plinarnogo seminara 20-22 sentjabrja 2012 g. Pskov: Pskovskij GU, 2012. S. 21-32.
4. Ivahova L.I.,Fesjuk S.S., Samojlov. V.S. Sovremennyj landshaftnyj dizajn. Moskva: Litres, 2022. 379 s.
5. Kuznecova E.A. Planirovanie uchastka. Ot opredelenija granic do detal'nogo proekta. Moskva: Ast, 2023. 160 s.
6. Lihachev D.S. Pojezija sadov: k semantike sadovo-parkovyh stilej. Sad kak tekst. 3-e izd., ispr. i dop. Moskva: Soglasie: OAO «Tip. Novosti», 1998. 471 s.
7. Lysikov A. Stil'nyj sad. Ot vdohnovenija - k idee, ot obraza - k proektu. Moskva: Jeksmo, 2023. 256 s.
8. Mjasnikova V.K., Portnova I.V. Zolotoe sechenie v evropejskoj arhitekture bioteka //Inzhenernye siste-my-2020. T.1 Moskva, RUDN, 2020, s.113-121.
9. Nehuzhenko N.A. Osnovy landshaftnogo proektirovanija i landshaftnoj arhitektury. Sankt-Peterburg: Iz-datel'skij dom Neva, 2004. 182 s.
10. Svirida I.I. Sady veka filosofov v Pol'she». Moskva: Nauka, 1994. 215 s.
11. Sokolov M.N. Princip raja. Glavy ob ikonologii sada, parka i prekrasnogo vida. Moskva: Progress-Tradicija. 2011, 704 s.
12. Titova N.P. Landshaftnyj dizajn vashego sada. Moskva: OLMA Media Grupp, 2001. 176 s.
13. Hajrutdinov Z.N. Teorija landshaftnoj arhitektury i metodologija proektirovanija. Moskva: Jurajt, 2019. 239 s.
14. John Dixon Hunt. A World of Gardens. Reaktion Books, 2014. 368 r.
15. Tom Turner. Garden History: Philosophy and Design. Routledge, London and New York, 2005. 304 r.
16. Robert Pogue Harrison. Gardens: An Essay on the Human Condition. London: Easy Read large. London: Read HowYouWant.com, 2010. 380 r.
УДК 069 EDN HACIIW
Э.П. Выходцев, Г.А. Деген, Д.Д. Родионова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ МОСКВЫ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗА
В работе приводится обзор состояния активности в информационном пространстве музеев Москвы, сохраняющих музыкальное наследие - их представленность в различных социальных сетях. Актуальность статьи подчеркивается результатами проведенного мониторинга присутствия музея в социальных сетях. В ходе исследования были выявлены музеи, территориально находящиеся в столице России, актуализирующие музыкальную культуру. Проанализированы их официальные сайты, страницы в социальных сетях и мессенджерах. Все музыкальные музеи Москвы, сохраняющие музыкальное наследие, являются структурными подразделениями Российского национального музея музыки, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, а также подведомственны Департаменту культуры города Москвы и актуализируют наследие великих российских и советских композиторов и музыкантов. Приведены лучшие примеры использования социальных сетей музеями, ориентированные на повышение активности пользователей. Обосновывается, что работа с социальными сетями является неотъемлемой частью музейной деятельности, направленной на усовершенствование работы современного музыкального музея. Предпринята попытка обосновать, что использование разнообразных стратегий продвижения и методов вовлечения аудитории становится ключевым инструментом в процессе поддержания и повышения социального статуса музыкальных музеев. Результатами проведенного исследования явилась разработка рекомендаций по усовершенствованию информационного образа музыкального музея на основе проведенного мониторинга.
Ключевые слова: музыкальный музей, социальные сети, музейная сеть, информационный образ
Для цитирования: Выходцев Э.П., Деген Г.А., Родионова Д.Д. Деятельность музыкальных музеев Москвы в контексте формирования их информационного образа / / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С.115-120. EDN HACIIW.
Erik P. Vykhodtsev, Georgy A. Degen, Darya D.Rodionova ACTIVITIES OF MOSCOW MUSICAL MUSEUMS IN THE CONTEXT OF FORMING THEIR INFORMATION IMAGE
The work provides an overview of the state of activity in the information space of Moscow museums preserving musical heritage, their representation in various social networks. The relevance of the article is emphasized by the results of monitoring the museum's presence on social networks. The study identified museums located geographically in the capital of Russia that actualize musical culture. Their official websites, pages on social networks and instant messengers were analyzed. All Moscow music museums that preserve the musical heritage are structural divisions of the Russian National Museum of Music, the State Museum of Fine Arts named after A.S. Pushkin are subordinate to the Moscow Department of Culture and update the heritage of the great Russian and Soviet composers and musicians. The best examples of the use of social networks by museums, aimed at increasing user activity, are given. It is substantiated that working with social networks is an integral part of museum activities aimed at improving the work of a modern music museum. An attempt has been made to substantiate that the use of various promotion strategies and methods of audience involvement becomes a key tool in the process of maintaining and increasing the social status of music museums. The results of the study were the development of recommendations for improving the information image of the music museum based on the monitoring.
Keywords: music museum, social networks, museum network, information image
For citation: Vykhodtsev E.P., Degen G.A., Rodionova D.D. Activities of Moscow musical museums in the context of forming their information image // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 4. С.115-120. EDN HACIIW.
Введение
В современных условиях модернизации музейной сферы особое внимание уделяется развитию музейной сети России, что находит отражение в научной литературе. Музейная сеть, представляющая собой комплекс музеев, функционирующих на определенной географической территории, является отражением
истории социально-экономического и социокультурного развития указанной территории [11]. В свою очередь, она фиксирует деятельность музеев, их влияние и участие в общественной жизни, а также их место в культурном пространстве государства. Музыкальные музеи являются неотъемлемой частью музейной сети России, являясь важными храни-