УДК 8С
ББК 83.3(2Рос=Тат)-9
P.P. Хайрутдинова, А.Х Садекова
СТИХИ, АДРЕСОВАННЫЕ ДОЧЕРИ, В КОНТЕКСТЕ ДЕТСКИХ СТИХОВ МУСЫ ДЖАЛИЛЯ
Статья расширяет границы исследований о Мусе Джалиле. В работе раскрывается новая грань его личности и человеческой сущности. В стихах о детях и стихах, адресованных дочери Чулпан, поэт предстает не только как воин, поэт-герой, но и как трогательный человек и нежно любящий отец. Данный феномен раскрывается в русле общего литературного процесса, что обеспечивает исследованию степень научной достоверности.
Ключевые слова: М. Джалиль, стихи для детей, письма, дочь Чулпан, лиризм.
R.R. Khairutdinova, A.K. Sadekova
POEMS ADDRESSED TO A DAUGHTER AS PART OF MUZA JALIL'S POEMS FOR CHILDREN
The article expands the scope of research on Musa Jalil. The work reveals a new facet of his personality and human nature. In poems about children and poems addressed to his daughter named Chulpan, the poet shows himself not only as a warrior, a hero-poet, but as a poignant person and a father who dearly loves his daughter. This phenomenon is revealed in the mainstream of general literary process that provides the study with a certain degree of scientific credibility.
Key words: M. Jalil, poems for children, letters, daughter Chulpan, lyricism.
ro ca о
Ф
ro
о <
(0 ca о x
s f?
>s ro X □l □l
Изучению жизни и творчества Мусы Джалиля посвятили свои исследования многие ученые и писатели. Основателем джалиловедения является Г. Кашшаф, который, выполняя последнюю волю поэта, первым стал изучать его архивы и написал монографию «Муса Джалиль» (1957 г. и дополненное издание 1961 г.), которая заложила прочный фундамент для дальнейших исследований [3, с. 37]. Серьезные труды посвятили творчеству поэта Н. Юзеев, В. Воздвиженский, Р. Бикмуха-метов, Р. Мустафин, К. Бадигов, А. Мах-мутов, Ф. Мустафин и др. [3, с. 38-40]. В работах Ф. Ибрагимовой [6, с. 218] и Л. Мингазовой [7, с. 198], посвященных истории развития татарской детской литературы, дается обзор поэзии Мусы Джалиля. Настоящая статья является продолжением исследований творчества татарского поэта для детей и о детях.
Муса Джалиль стал одним из зачинателей татарской советской детской литературы в 20-30-е годы. В 1924 году поэтом был подготовлен циркуляр и издан в газете «Татарстан»: «Учитывая необхо-
димость работы среди детей, татарско-башкирское бюро центрального комитета РСМ начало подготовку к изданию нового детского журнала на татарском языке. Этот журнал под названием «Маленькие товарищи» будет издаваться для детей и подростков 9-14 лет» [1, с. 97]. Здесь же подчеркивалась необходимость проведения большой воспитательной работы с подрастающим поколением.
Издание специального детского журнала на татарском языке вызывалось создавшимся в стране после гражданской войны положением - необходимостью воспитания огромного количества беспризорных детей и молодежи в целом. Муса Джалиль был одним из организаторов молодежного движения. Он с юношеских лет интересовался судьбами детей, хорошо знал их интересы и нужды, в течение многих лет принимал непосредственное участие в воспитании подрастающего поколения. В 1922 году шестнадцатилетний поэт пишет стихотворение «Сирота», посвященное тяжелой доле детей, оставшихся без родите-
лей. Молодой поэт противопоставляет теме сиротства образ матери в стихотворении «Около колыбели» (1922). Молодая мать укачивает ребенка, напевая колыбельную песню:
«Алли-балли, бай,
сердце мое,
спи спокойно,
родной, ты устал» [6, с. 218].
Много ласковых слов звучит из уст матери - «сердце мое», «душа моя» «мое золотце». Счастливая мать радуется дыханию, улыбке родного дитя.
В 20-30-е годы поэт создает стихи о пионерах, Ленине, героях гражданской войны, призывая юных читателей к труду на благо родины, к борьбе за светлое будущее («Песни Октября», Песни о Ленине», «Священный плод», «Дедушка Шмидт»).
В стихах для детей довоенного периода воспевается красота труда и его важность в жизни людей: «Друзья труда», «Вперед, друзья», «На лугу», «В огороде», «Праздник урожая» (1937).
Есть у поэта цикл стихов о счастливом детстве. Они полны солнца, света, а также доброго юмора. Например, в стихотворении «Игра» (1932) поэт призывает детей отдыхать после труда, гуляя по лесу, купаясь в реке, играя в мяч. Вся красота мира предстает в детском восприятии, в ожидании будущих счастливых дней. В стихотворении «Лыжня» (1932) лирический герой встречает веселого розовощекого мальчика, хвалит его за умелое катание на лыжах, призывает стать пионером.
Во многих стихах поэта присутствуют юмор и ирония: «Вороватый котенок», «Кукла без парашюта», «У двери», «Пузырь» (1938). Они написаны с хорошим пониманием детской психологии, в них много веселого детского озорства. Например, в стихотворении «Пузырь» маленький мальчик, надувая мыльные пузыри, мечтает стать летчиком. Ребенок наивно фантазирует. Поэт же считает, что мечта о небе озарит его жизнь.
Джалиль уже в ранних произведениях использовал фольклорные сюжеты,
образы, стихотворные размеры. Поэт обращался к детскому фольклору, изучая его в живом бытовании. С использованием ритмов и форм детского фольклора написаны стихи «Заяц» (1929), «Кукушка» (1936), «Покажи-ка» (1936), «Колыбельная дочери» (1940). В них заметно влияние народных детских песен и игр. В «Колыбельной дочери» цитируются отдельные строчки детских считалок, припевок. Она очень близка к народным песням по интонации, размеру и художественным средствам (обращения, эпитеты, восклицания).
Спи, звезда ночей, Свет моих очей, Луч зари самой, Засыпай скорей, Ясный месяц мой. Ветер песенкой уважит, Сказку яблоня расскажет, Спи, дочурка, засыпай! Алли-балли
Балли бай [10, с. 138].
Особенно удачно и органично звучат фольклорные мотивы в лирических песнях. Многие песни на слова Джалиля получили широчайшую популярность и стали национальным достоянием татарского народа: «Воспоминание», «По годы», «Волны-волны» и др. В них -народный язык, чисто национальный юмор, лаконизм, образность. Это была не стилизация, а сознательная творческая учеба, органическое усвоение фольклора, который Джалиль справедливо называл «явлением гениальности народа» [2, с. 68].
Мелодичность, лиричность поэзии Джалиля привлекали внимание многих известных композиторов. Так, Муса Джалиль и композитор А. Халиди стали первыми сочинителями татарской детской песни XX века. Песня «Кукушка» (1936) на музыку Халиди до сих пор является одной из любимых детских песен:
Она живет одна -Нет у нее птенцов. Вот поэтому грустна Ее песня [4, с. 235].
к с;
.о
о
ш о
X ^
I-
о
о
I-
ф
ч ф
I-
о ф
IX
о
^ ф
т о
ч ф
.а X X
го ей о
о ф
^ го
I-
о
го ш о
¡£ ф
ч го О
Х <
(О ей о
X
Е?
го X
Муса Джалиль написал целый цикл стихов для малышей. Он понимает их язык, их интересы. Образы его детских стихов - существа, близкие детям: зайцы, кошки, лисички. Он воспитывает в детях бережное, ласковое отношение к животным. Так, в стихотворении «Зайчонок» (1940) поэт предлагает детям отнести замерзшего зайчонка в школу, в теплую комнату. «Вороватая кошка» (1940) с юмором описывает, как ребенок велел кошке поймать крыс, но та вместо этого съела все масло в чулане. Ребенок обиделся на кошку, назвав ее воришкой:
Ах, котик мой, котик, Каких же мышей Пошел прогонять ты Из дыр и щелей, Когда
Ты один лишь Во всем виноват: Ведь это Не мыши,
А ты вороват! [10, с. 141].
Слияние счастья детства и природы талантливо преподносится поэтом в стихах «Коршун», «С собакой», «Встречаем птиц», «Мой пес» (1934).
Особенная,сокровенная тема в поэзии Мусы Джалиля, чистый, неиссякаемый источник его лирических переживаний -любовь к дочери Чулпан. «Крохотная дочурка» заняла свое место уже в довоенных стихах поэта: «Колыбельная дочери», «Кызыма», «Когда она росла», «Моей дочери Чулпан» и др. Счастье отцовства выражается в лирике поэта в ярких образах, они наполнены трогательной нежностью: «Чулпан - звезда рассвета», «звездочка моя, певунья», «птица-счастье», «песня-птица». Письма поэта к жене Амине также полны заботы о маленькой дочери. Каждое письмо завершается словами о том, что он день и ночь «тоскует по Чулпа-ночке». Поэт тяжело расстался с дочерью, уезжая на фронт. Известны восемь писем М. Джалиля к дочери, написанные с февраля по март 1942 года. Письма поэта полны воспоминаний о мирной жизни и тоски по любимой Чулпан [9, с. 327]. Это отразилось в его стихотворении «Моей
дочери Чулпан» (1941), где он дает клятву ей и Родине:
Всей кровью тебя в бою защищу, Клятву родине дам своей, И звезду Чулпан на заре отыщу И опять обрадуюсь ей. Моя кровь не иссякнет в твоей крови, Дочь, на свет рождённая мной. Я отдам тебе трепет своей любви, Чтоб спокойно спать под землёй!
[5, с. 263].
Поэзия военных лет строится на антитезе, противопоставлении света и тьмы. Стихотворение «Сон ребенка» (1943) содержит столько пронзительной нежности и живого представления спящего ребенка.
Как цветок на лугу
Он в кроватке лежит,
Глаз нельзя отвести -
Очень сладко он спит.
Повернется во сне,
Полной грудью вдохнет,
Будто розовый цвет
Нежный бархатный рот,
Сон на яблочках щек,
На фиалках ресниц,
Сон на влажных кудрях -
Спи, родной, не проснись! [5, с. 289].
Стихотворение «Сон в тюрьме» (1943) уже имеет драматический сюжет. Поэт увидел дочь во сне. Взявшись за руки, отец и дочь блуждали по лугам, переплывали цветочные моря, но тут герой проснулся в угрюмой камере в тяжелых кандалах. Узника охватывают боль и отчаяние. У поэта было тяжелое предчувствие, об этом он пишет в письме жене в январе 1942 года: «Я не боюсь смерти... Но бывают минуты, когда я думаю о Чул-паночке, представляя ее без отца. Вся душа протестует против этого, ибо так сильна моя любовь к ней. Эта любовь сильнее всех смертей.» [8, с. 286]. Любовь к дочери скрасила последние дни жизни великого поэта-героя:
Я так по ней, по звездочке, скучаю! Да как же не соскучится по ней -
Ее глаза смеются, излучая Любовь и свет. И на душе теплей
[10, с. 139].
Он унес образ дочери и Родины в своем сердце.
Мы покинем мир. Но наши дети Сберегут сердец замолкших жар, Пронесут сквозь даль десятилетий Стяг побед - отцов и дедов дар
[5, с. 149].
В стихах о детях и стихах к своей дочери открывается новая грань твор-
ческой личности: Муса Джалиль как любящий, заботливый отец призывает своих читателей быть искренними, внимательными, почитать своих родителей. Являясь автором таких светлых, теплых строк Муса Джалиль предстает перед нами не только как поэт-герой, но и как трогательный искренний человек. Таким образом, на основе анализа детских стихов, эпистолярного наследия, поэтических посвящений дочери в исследовании была впервые предпринята попытка проникнуть в творческую лабораторию Мусы Джалиля и выявить личностные мотивы его лирики.
Библиографический список
1. Бикмухаметов, Р.Г. Муса Джалиль. Личность. Творчество. Жизнь [Текст] / Р. Бикмухаме-тов. - Казань: Татарское книжное издательство, 1986. - 285 с.
2. Воздвиженский, В.Г. Поэзия Мусы Джалиля [Текст] / В. Воздвиженский. - Казань: Татарское книжное издательство, 1981. - 120 с.
3. Галиева, Л.Ш. Современное состояние джалиловедения в научном аспекте: краткий обзор диссертаций [Текст] / Л.Ш. Галиева // Рымгали Нургали-3. Новые открытия в филологии: литература, язык, журналистика. - Астана, 2014. - С. 36-41.
4. Джалиль, М. Избранное [Текст] / М. Джалиль. - Казань: Татарское книжное издательство, 1979. - 549 с.
5. Джалиль, М. Красная ромашка [Текст] / М. Джалиль. - Казань: Татарское книжное издательство, 1981. - 544 с. £
6. Ибрагимова, Ф.И. Татарская детская литература: хрестоматия [Текст] / Ф.И. Ибрагимова. Казань: Магариф, 2004. - 543 с.
7. Мингазова, Л.И. Своеобразие и тенденции развития татарской детской литературы ХХ века: ¡5 дис. ... д-ра филол. наук / Л.И. Мингазова. - Казань, 2011. - 363 с.
8. Мустафин, Р. Муса Джалиль: Жизнь и творчество [Текст] / Р. Мустафин. - Казань: Татарское книжное издательство, 1986. - 383 с.
9. Мустафин, Р. По следам поэта-героя [Текст] / Р. Мустафин. - Казань: Татарское книжное издательство, 1973. - 511 с.
10. Хайрутдинова, Р.Р. Татарская детская литература [Текст] / Р. Хайрутдинова. - Казань: Школа, 2011. - 580 с.
Referencеs
1. Bikmukhametov R. Musa Jalil. Personality. Creation. Life. Kazan: Tat. Kn. Izd-vo, 1986. Р. 285. [in Russian].
2. Vozdvizhensky V. Poetry of Musa Jalil. Kazan: Tat. Kn. Izd-vo, 1981. Р. 120. [in Russian].
3. Galieva L.Sh. Modern state of 'jalilology" in the scientific aspect: a brief review of dissertations. Novyje otkrytija v filologii: literatura, lingvistika, zhumalizm. Astana, 2014. P. 36-41. [in Russian].
4. Jalil M. Selection. Kazan: Tat. Kn. Izd-vo, 1979. Р. 549. [in Russian].
5. Jalil M. Red chamomile. Kazan: Tat. Kn. Izd-vo, 1981. Р. 544. [in Russian].
6. Ibragimova F.I. Tatar children's literature: chrestomathy. Kazan: Magarif, 2004. P. 543. [in Russian].
7. Mingazova L.I. Specific features and development trends ofTatar children's literature ofthe 20-th century. Dis. ... doctor of Sciences (Philology). Kazan, 2011. P. 363.
8. Mustafin R. MusaJalil: life and work. Kazan: Tat. Kn. Izd-vo, 1986. Р. 383. [in Russian].
к
^
ф т о
ч ф
.0 X X
го
СО
о
о ф
^ го
9. Mustafin R. In the footsteps of the hero-poet. Kazan: Tat. Kn. Izd-vo, 1973. P. 511. [in Russian].
10. Khayrutdinova R. Tatar children's literature. Kazan: Shkola. 2011. P. 580. [in Russian].
Сведения об авторах: Хайрутдинова Резеда Рафаилевна,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры дошкольного и начального
образования,
Казанский (Приволжский) федеральный университет,
г. Казань, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Садекова Айслу Хусяиновна,
доктор филологических наук, главный научный сотрудник, Институт языка, литературы и искусства Академии наук Республики Татарстан, г. Казань, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Information about the authors: Khairutdinova Rezeda Rafailevna,
Candidate of Sciences (Philology),
Associate Professor,
Department of Preschool
and Primary Education,
Kazan (Volga) Federal University,
Kazan, Russian.
E-mail: [email protected]
Sadekova Aysla Husyainovna,
Doctor of Sciences (Philology), Professor,
Institute of Language,
Literature and Art of the Academy
of Sciences of the Republic of Tatarstan,
Kazan, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 4-3 ББК 81.05
Н.М. Харлова
ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ВОЗВРАТНЫХ ГЛАГОЛОВ В ГОВОРАХ ШАДРИНСКОГО РАЙОНА
В статье анализируются особенности образования и употребления возвратных глаголов в говорах Шадринского района Курганской области. Материалом для наблюдения послужили полевые записи, сделанные во время диалектологических экспедиций.
Ключевые слова: морфологические особенности северного наречия, возвратные глаголы, постфикс -СЯ, семантические группы возвратных глаголов.
N.M. Kharlova
PECULIARITIES OF USING REFLEXIVE VERBS IN DIALECTS OF SHADRINSKY DISTRICT
The article analyzes peculiarities of formation and use of reflexive verbs in the dialects of Shadrinsky district of Kurgan region. The observation considers field recordings made during dialectological expeditions.
Key words: morphological characteristics of the Northern dialects, reflexive verbs, the suffix -SYA, semantic groups of reflexive verbs.
Обращение к истокам родного язы- языка является крайне важным и необ-ка, исследование и сохранение русского ходимым. Говоры Зауралья, к которым