Научная статья на тему 'Стецюра Т. Д. Хозяйственная этика Фомы Аквинского. М. : РОССПЭН, 2010. 303 с'

Стецюра Т. Д. Хозяйственная этика Фомы Аквинского. М. : РОССПЭН, 2010. 303 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
367
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стецюра Т. Д. Хозяйственная этика Фомы Аквинского. М. : РОССПЭН, 2010. 303 с»

Стецюра Т. Д. Хозяйственная этика Фомы Аквинского. М.: РОССПЭН, 2010. 303 с.

Татьяна Дмитриевна Стецюра в 2006 г. защитила в МГУ диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук на тему «Учение Фомы Аквинского об имущественных и хозяйственных отношениях». Рецензируемая книга представляет собой публикацию этой диссертации (хотя сам автор об этом в своей книге умалчивает).

Данная работа является исследованием, посвященным экономическим и хозяйственным вопросам, которые рассматривались Фомой Аквинским и его современниками. Личность, труды и наследие Фомы Аквинского в российской науке исследованы весьма поверхностно. Лишь в последнее время осуществляются переводы Фомы на русский язык (А. В. Аполлонов1, К. В. Бандуровский2, В. П. Гайденко3, Т. Ю. Бородай4, С. И. Еремеев5). Также за последние годы были переведены классические работы, характеризующие как личность, так и литературное наследие великого средневекового схоласта (Э. Жильсон6, Ф. Ч. Копл-стон7, М. Грабманн8). Но несмотря на все эти переводы, отечественных исследований о Фоме до сих пор не существует. Можно утверждать, что Фома для отечественной мысли до сих пор является фигурой мало известной и практически не изученной.

В некоторой степени данная работа восполняет этот пробел и представляет собой рассмотрение частных аспектов учения Фомы, а именно его хозяйственноэкономических воззрений. Данная тема, в том или ином отношении, рассматривалась неоднократно западными учеными, в то время как в отечественной научной литературе она никогда не была предметом специального изучения.

Во введении автор дает общую оценку XIII веку, когда происходили значительные изменения в экономике и духовной жизни общества. Фома, талантли-

1 Фома Аквинский. Сумма теологии / Н. Лобковиц, А. В. Аполлонов, ред., А. В. Аполлонов, пер. М., 2006. Ч. 1; 2007. Ч. 2; 2008. Ч. 1-2.

2 Он же. Учение о душе / К. В. Бандуровский, М. М. Гейде, пер. СПб., 2004.

3 Он же. Онтология и теория познания: фрагменты сочинений. М., 2001.

4 Он же. Сумма против язычников / Т. Ю. Бородай, пер., вступ. статья, коммент. Долгопрудный, 2000. Кн. 1.; М., 2004. Кн. 1-2.

5 Он же. Сумма теологии I. 1-44 / С. И. Еремеев, А. А. Юдин, пер. К., 2002; Он же. Сумма теологии I. 44-74 / С. И. Еремеев, пер. К., 2003; Он же. Сумма теологии I. 75-119 / С. И. Еремеев, пер., ред., примеч. К., 2005; Он же. Сумма теологии II. 1. 1-48 / С. И. Еремеев, пер., ред., примеч. К., 2006; Он же. Сумма теологии II. 1. 49-89 / С. И. Еремеев, пер., ред., примеч. К., 2008; Он же. Сумма теологии II. 1. 90-114 / С. И. Еремеев, пер., ред., примеч. К., 2010; Он же. Сумма теологии II. 2. 1-46 / С. И. Еремеев, пер., ред., примеч. К., 2011. О данном переводе см. рецензию: Аполлонов А. В. О переводе «Суммы теологии» Фомы Аквинского // Вопросы философии. 2004. № 6. С. 170-173.

6 Жильсон Э. Избранное / Г. В. Вдовина, пер. М., СПб., 2000. Т. 1.

7 Коплстон Ф.-Ч. Аквинат: Введение в философию великого средневекового мыслителя / В. П. Гайденко, пер. Долгопрудный, 1999.

8 Грабманн М. Введение в «Сумму теологии» Фомы Аквинского / А. В. Аполлонов, пер. М., 2007.

вый систематизатор, по мысли автора, подводит итог хозяйственно-этическим взглядам схоластов XIII в., и, несмотря на разрозненность мест, посвященных экономическим вопросам, все они в совокупности образуют «обстоятельное учение» (с. 6), в котором Аквинатом были обобщены и переработаны идеи философов и богословов Античности и Средневековья.

Первая глава представляет собой весьма подробный обзор источников и историографии, который, несмотря на свою узкую специализированность (хозяйственно-этические взгляды), может быть использован другими исследователями наследия Фомы. Во второй главе автор достаточно подробно и в опоре на классические исследования и новейшие работы в данной области описывает жизнь и творчество Фомы Аквинского.

Наконец, последующие главы посвящены непосредственно самой теме работы. В третьей главе автор рассматривает учение Фомы об имущественных отношениях. Вначале автор анализирует представления о возникновении частного владения у предшественников и современников Фомы. По словам автора, большинство христианских мыслителей в наличии частного владения видят результат грехопадения, отступление от божественной справедливости (Августин, Иероним, Исидор Севильский, Петр Ломбардский, Гуго Сен-Викторский, Руфин Болонский). В то же время начиная с XII в. происходит постепенное переосмысление этих взглядов, которые приводят к тому, что уже Альберт Великий говорит о необходимости частного владения, а о естественном праве — как о «праве вечном». Фома, следуя стопам своего учителя, также неоднократно пишет о неизбежности частного владения и наличии богатства в новом, измененном грехом состоянии. Обладание имуществом, по его мнению, не есть грех, но есть следствие грехопадения. Здесь же автор исследования рассматривает проблему справедливого распределения имущества, объекты имущественных отношений и основания приобретения владельческих прав по трудам Фомы и его современников.

Четвертая глава посвящена воззрениям Фомы на труд, иерархию видов труда и справедливое вознаграждение. Для Фомы труд — не призвание, но выполнение своей социальной функции, естественное предназначение человека. Как пишет автор, «цель труда у Фомы не экономическая, а в первую очередь нравственная — спасение души. Хотя, по убеждению “ангельского доктора”, труженик обязан обеспечивать себя и свою семью всем необходимым, то есть тем, без чего он не может достойно жить в соответствии со своим социальным статусом, он не должен стремиться выйти за его рамки» (с. 190).

Фома, как свидетельствуют источники, не создал целостного и обстоятельного учения о социальной иерархии или об иерархии видов труда. Он лишь предлагает различные классификации, основанные на разного рода критериях, которые рассматриваются и анализируются автором.

Наконец, последняя, пятая глава — «’’Стяжание неправедное” и новые веления времени». Здесь речь идет о торговле и торговой прибыли, ростовщичестве и банковском деле, а также о «бесчестных удовольствиях» (актерское ремесло и проституция). Автор подробно останавливается на страницах своей книги на каждом из вышеперечисленных пунктов и приходит к следующим

выводам. В произведениях Фомы более четко, по сравнению с произведениями других схоластов XIII в., проявилась тенденция к признанию (впрочем, далеко не безоговорочному) общественной значимости многих занятий, длительное время осуждавшихся христианскими авторами по причине опасности для душ верующих. Это касается в первую очередь торговли. Вместе с тем непростым было отношение Фомы к проституции, которая была широко распространена в средневековых городах. Это объяснялось отчасти тем, что значительную долю населения в них составляли холостые мужчины (подмастерья, школяры и т. д.), отчасти — наличием женщин, в силу различных обстоятельств лишившихся мужской опеки или поддержки родственников и перебивающихся случайными заработками. Уже в XIII в. в сочинениях схоластов начинает проявляться тенденция к признанию вознаграждения, получаемого блудницами, если не законным, то по крайней мере допустимым, хотя сама торговля телом ни в коем случае не одобрялась.

В заключение подводятся итоги работы и намечаются основные выводы. Кроме основного текста, работа также снабжена достаточно обширным (327 наименований) списком библиографии, куда входят источники (сочинения Фомы и других авторов), библиографические справочники и литература по рассматриваемой теме.

Данная работа будет интересна не только социологам и экономистам, но также философам, историкам и в не меньшей степени теологам. Книга позволяет посмотреть на великого схоласта совсем с других позиций, поскольку Фома представлен здесь не как философ и богослов, но как человек, интересующийся чисто земными феноменами. Более того, он не только не гнушается этих реалий, но пытается найти им применение на путях спасения человеческой души.

Иерей Евгений Шилов (ПСТГУ)

Коначева С. А. Бытие. Священное. Бог. Хайдеггер и философская теология XX века. М.: РГГУ. 2010. 352 с.

Выход книги С. А. Коначевой знаменует собой новый шаг в освоении отечественным интеллектуальным сообществом мысли крупнейшего немецкого мыслителя XX в. М. Хайдеггера: впервые в ней делается попытка целостного и систематического осмысления такого важного для самого философа аспекта его мысли, как продумывание отношений между философией и теологией в связи с рассмотрением его духовной и философской эволюции1, а также его влияния на богословскую мысль середины и второй половины XX в. Актуальность кни-

1 В отечественной и переведенной литературе эти вопросы затрагивались также в : Биби-хин В. В. Ранний Хайдеггер: материалы к семинару. М., 2008; Михайлов И. А. Ранний Хайдеггер: между феноменологией и философией жизни. М., 1999; Гадамер Г.-Г. Пути Хайдеггера: исследование позднего творчества. Минск, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.