© 2008 г. С.Г. Букаренко
СТЕРЕОТИПНАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ ПОДЛЕЖАЩИХ-АНТРОПОНИМОВ И СКАЗУЕМЫХ-ГЛАГОЛОВ РЕЧИ
«Ипостась человека говорящего» [1] всегда привлекала внимание лингвистов, что закономерно. Воссоздание образа человека по данным языка позволило выявить наличие 8 основных систем, из которых самой сложной является речь, отличающая человека от всей остальной живой природы [2]. Поэтому сказуемым-глаголам речи посвящена обширная литература [2-10]. Однако аспект стереотипной сочетаемости подлежащих (П), представленных антропонимами, и сказуемых (СК), представленных глаголами речи, ещё не рассматривался. Это определило цель данной статьи.
Нами термин антропоним используется в широком смысле: для обозначения имен людей, выражаемых собственными [11] и нарицательными [12] именами существительными, анализируется сочетаемость указанных П и СК, зафиксированная в направленном ассоциативном эксперименте. Суть его заключалась в том, что респонденты-филологи должны были мгновенно назвать СК-реакцию к предлагаемым П-стимулам, выраженным антропонимами. Из полученных сочетаний для рассмотрения отбирались только те, в которых СК-реакции представлены глаголами речи. Реакции испытуемых в большей или меньшей степени могут совпадать, что отражает уровень её стереотипности для конкретной группы респондентов и, возможно, для большинства носителей русского языка. Поэтому для анализа полученных сочетаний потребовался метод количественной обработки материала, что выявляет иерархическую последовательность и доминанты, свойственные образу человека говорящего, отражаемому в языковой картине мира.
Отбор материала для анализа потребовал решения вопроса об его объеме. Известно, что «.. .в человеке, как и в другом животном организме, ... должны быть представлены по крайней мере две [силы. - С.Б.]: одна производит какую-то систему в действие, другая останавливает её» [2, с. 40]. Следовательно, для создания языкового образа человека говорящего в его полном объеме надо анализировать комплекс, включающий глаголы-СК со значением и говорения, и молчания. Это соответствует выводу М.А. Кронгауз: «Глагол молчать по существу является глаголом речевого акта, во всяком случае многие словообразовательные приставочные модели интерпретируют его таким образом» [7, с. 234]. Молчание как особый вид ответа в ситуации общения рассматривает А.Б. Пеньковский: «Человек свободен в выборе ответа и на вопрос, и на любой другой вызов, хотя эта свобода дается не даром: она оплачивается ответственностью, т.е. новой цепью вызовов и
ответов. В том числе и ответственностью за не-действие, за не-ответ (не смешивать с отрицательным нет-ответами!), каковой, следовательно, должен быть признан особым видом ответа. Отсюда двойственность в трактовке этого феномена: не ответить - оставить без ответа - промолчать - молчать в ответ - ответить молчанием.» (выделено нами. - С.Б.) [13, с. 276].
В приведенном экспериментальном материале гла-голы-СК говорения и молчания составили всего 405 случаев (8,3 %) от 4 887 глаголов-СК, употребленных респондентами. Важно отметить, что 391 глагол-СК (8,0 %) составил долю глаголов-СК собственно речи и только 16 (0,3 %) - долю глаголов-СК молчания. Следовательно, человек воспринимается носителями русского языка прежде всего как существо говорящее, а не молчащее. Это очень важно подчеркнуть, поскольку существует противоположная оценка молчания. С одной стороны, в пословицах закреплено предпочтение молчания говорению, правда, обычно при каких-либо особых условиях: Доброе молчание лучше худого ворчания; Сказанное слово - серебро, несказанное -золото; Кстати смолчать - что хорошее слово сказать; Слово - олово, молчание золото; Молчание лучше пустого болтания; Молчи, дурак, за умного сойдешь. С другой - осуждение молчания: Молчанием прав не будешь; Играть в молчанку; Не всякое молчание золото; Молчит, словно в рот воды набрал; Молчит, как будто язык проглотил.
Сочетаемость П-антропонимов и глагола-СК молчать зафиксирована в 14 случаях при 12 П: Дядя молчит - 2; Народ молчит - 2; Студенты молчали -2; Учительница молчит - 1, молчала - 1; Начальник молчит - 1; Ученицы молчат - 1; Студент молчит -1; Гость молчит - 1; Петров молчит - 1; Ольга молчит - 1. И только в двух случаях наблюдается сочетаемость с указанным П глагола-СК безмолвствовать: Народ безмолвствует - 2 (вероятно, под влиянием крылатого выражения).
Количество же глаголов-СК собственно речи составило при мгновенной реакции на П-антропонимы 391 случай, что более чем в 24 раза больше количества глаголов-СК молчания при указанных П. Сказанное свидетельствует о повышенном внимании русских к человеку говорящему. Это закреплено и в ряде народных пословиц, например: Знать птиц по перьям, а молодца по речам. Полученные при мгновенной реакции на П-антропонимы глаголы-СК речи представлены в таблице.
№ п/п Глаголы-СК речи при личных существительных-П Кол-во глаголов-СК Кол-во П
1 Говорить 76 23
2 Ругаться 52 7
3 (Под)сказать 46 21
4 (За)кричать 43 13
5 Объяснять 36 3
6 Разговаривать 29 13
7 Рассказывать (рассказать) 21 13
8 Приказывать (приказать) 15 2
9 Отвечать 15 5
10 (По)советовать 9 6
11 Спрашивать (спросить) 9 7
12 Просить 6 2
13 Обсуждать 5 3
14 Звать 5 3
15 (По)хвалить 5 3
16 Беседовать 3 2
17 Бранить(ся) 2 2
18 Выговаривать 1 2
19 Сплетничать 1 1
20 Диктовать 1 1
21 Пояснить 1 1
22 Поучать 1 1
23 Командовать 1 1
24 Орать 1 1
25 Подтвердить 1 1
26 Откликаться 1 1
27 Окликнуть 1 1
28 Провозглашать 1 1
29 Нагрубить 1 1
30 Назвать 1 1
Всего 391 142
Приведенная таблица показывает, что при мгновенной реакции разнообразие глаголов-СК речи представлено 30 качественными единицами (при условии объединения производных), хотя в языке их значительно больше; см., например: [4, 9, 10]. Из числа мгновенно возникающих вершинным является только один глагол говорить; (см. о нем, например: [5-7]. Причем вершинным он является как по количеству употреблений (76 случаев), так и по широте охвата П (23 П), хотя частотность при конкретном П невысока - от 10 и ниже: Товарищ говорит - 10; Начальник говорит - 8; говорил - 1; Мастер говорит - 5, говорил - 3; Мать говорит - 5; Учительницы говорят -4; Народ говорит - 4; Дядя говорит - 4; Люди говорят - 3; Ученицы говорят - 3, говорили - 1; Студент говорит - 3; Человек говорит - 3; Бабушка говорит - 3; Ребенок говорит - 2; Папа говорит - 2; Знакомый говорит - 2; Учителя говорят - 2; Учительница говорила - 1, говорит - 1; Дочь говорила -1; Петров говорит - 1; Иван говорит - 1; Олечка говорит - 1; Ольга говорит - 1; Друг говорит - 1. Выход именно глагола-СК на первое место среди остальных глаголов-СК речи закономерен:
«... бесприставочный глагол говорить практически у ни-версален... словообразовательные возможности глагола говорить настолько велики и разнообразны, что имеет смысл считать его специальным словообразовательным заместителем глаголов речи вообще.» [7, с. 234].
Остальные глаголы речи, зафиксированные в полученном экспериментальном материале, в большей или меньшей мере только приближаются к вершинному говорить, составляющему 19,4 % от 391 глаго-ла-СК собственно речи:
1) глагол-СК ругаться употреблен уже 52 раза при 7 П с частотностью от 19 употреблений до 1: Начальник ругает - 19, ругается - 16, ругался - 2, выругал -1, отругал - 1; Мастер ругает - 4, ругается - 3; Отец ругается - 2, выругал - 1; Учительница ругается - 1; Папа ругает - 1; Ученики ругались - 1; Учительницы ругаются - 1 (данные глаголы-СК обычно регистрируются при словах-П, обозначающих «старших» в отношении социального подчинения);
2) (под)сказать - 45 употреблений при 20 П с частотностью от 6 до 1: Учительница сказала - 8; Петров сказал - 5; Дядя сказал - 3, подсказал - 1; Сергей сказал - 2; Мастер сказал - 3; Народ сказал - 3; Оль-
га сказала - 2; Товарищ сказал - 2; Начальник сказал
- 2; Бабушка сказала - 2; Иван сказал - 2; Ребенок сказал - 1; Человек сказал - 1; Папа сказал - 1; Знакомый сказал - 1; Дочь сказала - 1; Отец сказал - 1; Олечка сказала - 1; Отец сказал -1, подсказал -1;
3) (за)кричать - 43 употребления при 13 П, с частотностью от 13 до 1: Начальник кричит - 12, крикнул - 1; Ребенок кричит -10; Народ кричит - 5; Мастер кричит
- 3; Студенты кричат - 2; Отец кричит - 2; Петров кричит - 2; Люди кричали - 1; Учительница кричит - 1; Дочь кричит - 1; Наташенька кричит - 1; Олечка кричит -1; Ольга закричала -1;
4) объяснять - 36 употреблений при 3 П с частотностью от 24 до 1: Учительница объясняет - 24, объяснила - 2; Учительницы объясняют - 6; Мастер объясняет - 4;
5) разговаривать - 29 употреблений при 13 П с частотностью от 4 до 1: Учительницы разговаривают - 4, разговаривали - 2; Дочь разговаривает - 3; Учителя разговаривают - 3, разговаривали - 1; Папа разговаривает - 3; Ребенок разговаривает - 2; Отец разговаривает - 2; Ученики разговаривают - 2; Начальник разговаривает - 1; Петров разговаривал - 1; Студенты разговаривают - 1; Товарищ разговаривает - 1; Друг разговаривает - 1; Знакомый разговорился - 1; Мастер разговаривает - 1;
6) рассказывать (рассказать) - 21 употребление при 13 П с частотностью от 17 до 1: Учительница рассказывает - 16, рассказала - 1; Бабушка рассказывает - 4; Учительница рассказывает - 3; Начальник рассказывает - 2; Народ рассказывает - 1; Петров рассказывает - 1; Иван рассказывает - 1; Ольга рассказывала - 1, рассказывает - 1; Учительница рассказывает - 1; Папа рассказывает - 1; Друг рассказал - 1, рассказывает - 1; Знакомый рассказывает - 1, рассказал - 1; Мастер рассказал - 1; Дядя рассказал - 1; Мать рассказывает - 1; Отец рассказывает - 1;
7) приказывать (приказать) - 15 употреблений при 2 П с частотностью от 8 до 2: Начальник приказывает - 8, приказал - 5; Отец приказывает - 1, приказал - 1;
8) отвечать - 15 употреблений при 5 П с частотностью от 9 до 1: Студент отвечает - 2; Начальник отвечает - 1; Ученики отвечали - 1;
9) (по)советовать - 9 употреблений при 6 П с частотностью от 3 до 1: Отец советует - 1, посоветовал - 1, советовал - 1; Папа советует - 1, посоветовал - 1; Товарищ советует - 1; Друг советует - 1; Знакомый советует - 1; Мастер советует - 1;
10) спрашивать (спросить) - 9 употреблений при 7 П с частотностью от 3 до 1: Учительница спрашивает -3; Друг спросил - 1; Петров спрашивал - 1; Ученик спрашивает - 1; Ольга спросила - 1; Отец спрашивает - 1;
11) обсуждать - 5 употреблений при 3 П с частотностью от 2 до 1: Читатели обсуждали - 1, обсуждают - 1; Учителя обсуждают - 1, обсуждали -1; Учительницы обсуждают - 1;
12) просить - 6 употреблений при 2 П: Товарищ
попросил - 3, просит - 2; Учительница просит - 1;
13) звать - 5 употреблений при 3 П с частотностью от 3 до 1: Друг зовет - 3; Знакомый зовет - 1; Сергей зовет - 1;
14) (по)хвалить - 5 употреблений при 3 П с частотностью 2: Папа хвалит - 2; Начальник хвалит -2;
15) беседовать - 3 употребления при 2 П с частотностью 2, 1: Начальник беседует - 2; Друг беседует - 1;
16) браниться - 2 употребления при 2 П: Начальник бранится - 1; Отец бранит - 1;
17) остальные глаголы-СК речи употреблены 1 раз и при 1 П (см. таблицу): Учительница поясняет - 1, позвала - 1, диктует - 1; Учительницы сплетничают - 1; Начальник выговаривает - 1, нагрубил - 1, командует - 1, орет - 1; Отец поучал - 1; Петров подтвердил - 1; Читатели откликаются - 1; Друг окликнул - 1; Народ провозглашает - 1.
Как видно, обычно разнообразие глаголов-СК речи наблюдается при личных существительных-П, обозначающих «вышестоящих»: учительница, начальник, отец.
Носители русского языка в принципе дифференцируют речь: 1) с точки зрения звуковой характеристики: а) громкость (кричать - шептать), б) тип речи (тараторить - цедить), в) высота звуков (басить -пищать); 2) с точки зрения содержательности речи: а) разборчивость (чеканить - бормотать); б) уместности высказывания (брякнуть); в) подробности изложения (разглагольствовать - выдавить) [8]. Однако, как показывает список зафиксированных при мгновенной реакции глаголов-СК, все перечисленные характеристики речи представлены нейтрально. Исключение составляют только параметр громкости: два из зафиксированных глаголов-СК речи обозначают превышение (но не понижение!) громкости относительно нормы (закричать - 34 случая, орать - 1). Вероятно, из всех перечисленных критериев речи он представляется и наиболее существенным для процесса коммуникации, и наиболее частотно используемым.
Мгновенно возникающие глаголы-СК речи отражают коммуникативные ситуации: 1) активен только один из участников коммуникации, речевая реакция собеседника, судя по семантике глагола-СК, не планируется (самая многочисленная группа): говорить -76, ругаться - 52 / Начальник ругается и подобные/; объяснять - 36, поучать - 1, провозглашать - 1 и т.д.; 2) говорящий понуждает слушающего к участию в речевом общении, в результате чего может сформироваться «целостный "вызовно-ответный комплекс"» [13] (используется редко): спрашивать - 9 (^отвечать - 15); откликнуть - 1 откликаться - 1) и др.; 3) слушающий принимает предложение говорящего об участии в речевом общении (употребляется редко): отвечать - 15, откликаться - 1; 4) равноправное попеременное участие в речевом общении: разговаривать - 29; обсуждать - 5; беседовать - 3; сплетничать -1.
Итак, при мгновенной реакции, судя по возникающим глаголам-СК речи, чаще ассоциируется пер-
вая из описанных речевых ситуаций, когда активен только один из участников коммуникации, а речевая реакция собеседника не планируется. Эта типичная национальная склонность к излишней словоохотливости подмечена самим народом: Меньше говори - больше слушай; Кто говорит, тот сеет, кто слушает -собирает и как односторонний и пустой процесс также зафиксирована в пословице: Мели Емеля - твоя неделя. Второе место по частотности занимает ситуация с равноправным попеременным участием в речевом общении, в чем проявляется принцип коллективности в принятии какого-то решения, в формировании общественного мнения и т.д. Но эта ситуация занимает второе место после самовыражения в виде одностороннего говорения.
Обнаруженное доминирование сочетаний П-антропонимов и глаголов-СК речи согласуется с данными о максимальной лингвистической сложности системы речи в иерархической последовательности систем, описывающих человека, если не учитывать систему «физических действий, лексика которой по богатству превосходит все другие системы» [2, с. 45]. Однако это восполняется тем, что у системы речи нет конкурентов в организации высказывания [2].
Литература
1. Красных В.В. Анализ дискурса с точки зрения национально-культурной составляющей // Русский язык: исторические судьбы и современность: Междунар. конгресс, МГУ 13 - 16 марта. М., 2001. С. 74.
Таганрогский государственный педагогический институт
2. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. № 1.
3. Вендина Т.И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка. М., 2002. С. 152-155.
4. Гловинская М.Я. Семантика глаголов речи с точки зрения теории речевых форм // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М., 1993.
5. Зализняк А.А. Глагол говорить: три этюда к словесному портрету // Языки о языке. М., 2000.
6. Зализняк А.А. Словарная статья глагола говорить // Семантика и информатика. Вып. 32. 1991. С. 71-83.
7. Кронгауз М.А. Приставки и глаголы в русском языке: семантическая грамматика. М., 1998.
8. Муллинова О.А. Процессуальное поле передачи информации: структурно-семантический аспект: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2004. С. 13, 14.
9. Нестеренко О.В. Функционально-семантическое поле осмысления процесса речи при его эксплицитном выражении в современном русском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Таганрог, 2001.
10. Стуколова Г.П. Структурно-смысловое устройство предложений с глаголами говорения: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 1997.
11. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966. С. 50.
12. Всеволодова М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса. М., 2000. С. 48.
13. Пеньковский А.В. Очерки по русской семантике. М., 2004.
10 ноября 2006 г.