СТЕПЕНЬ ВЗАИМОСВЯЗИ В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ, ПСИХИЧЕСКИХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аспирант О. С. Трофимова,
кандидат педагогических наук, доцент Н. И. Дворкина
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар
Оценивалась степень корреляции между показателями интеллекта, физических качеств и психических процессов дошкольников подготовительной группы. Был выявлен половой диморфизм этих связей, показавший более высокий уровень у девочек по сравнению с мальчиками.
Ключевые слова: индексы физических возможностей, тесты Вексле-ра, степень корреляции.
Актуальность. В настоящее время доказывается необходимость интегрального развития во взаимосвязи не только физических качеств и психических процессов, но и физических и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста (И. В. Стародубцева, 2004). Так, было выявлено, что наиболее тесная связь с тестами, характеризующими познавательную активность детей шести лет, имеют скоростные, координационные и скоростно-силовые способности (Г. А. Каданцева, 1993). Исследования И. К. Спириной (2000) позволили сделать вывод о том, что у дошкольников с возрастом усиливается взаимосвязь между показателями физической подготовленности и уровнем развития познавательных процессов. Т. П. Королева (2002) выявила наличие корреляции между показателями моторного и интеллектуального компонентов развития у детей 3,5 и 6 лет. Н. И. Дворкиной (2002) установлено, что наибольшее количество достоверных связей между показателями силовых и психических качеств отмечается у 3-летних мальчиков и 5-летних девочек. Возможность результативного педагогического воздействия средствами физического воспитания на развитие познавательной деятельности и психических процессов детей была экспериментально доказана исследованиями В. А. Баландина (2001), И. Н. Селиверстовой (2003), Н. А. Фоминой (2003) и др. Исследования Ю. К. Чернышенко (1998) доказали возможность повышения уровня развития психических процессов у детей 3-6 лет средствами физического воспитания. По мнению авторов, наиболее оптимальным для этого является возрастной период от 3 до 5 лет.
В основу научного содержания нашей работы была заложена идея интегрального развития физических качеств и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в условиях детского образовательного учреждения. Нельзя говорить, что данная идея нова. Она активно разрабатывалась многими специалистами в последние десятилетия (В. А. Баландин, Ю. К. Чернышенко, 2001;
Г. А. Каданцева, 1993 и др.). Однако оригинальность данной работы заключается в том, что были впервые дифференцированы подвижные игры для детей 5-6 лет по преимущественному развитию физических качеств и интеллектуальных способностей во взаимосвязи с психическими процессами.
Цель исследования. Выявить взаимосвязь между показателями физических качеств, интеллектуальных способностей и психическими процессами детей дошкольной подготовительной группы на основе использования дифференцированных подвижных игр.
Методы и организация исследования. Для решения поставленных задач в исследовании был применен интегральный метод, включающий методику развития уровня интеллекта детей (детский тест Векслера - адаптированный вариант), методику развития основных физических качеств (быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости) и методику оценки психических процессов по Д. Векслеру, Р. Немовой и Г. А. Урунтаевой (зрительной и слуховой памяти, воображения, восприятия, наглядно-образного мышления и внимания).
Уровень развития физических качеств определялся по показателям ИФВ, и ИФВ2 - индексов физических возможностей детей дошкольной подготовительной группы:
ИФВ,Р' - 100
1 ПВН
где ИФВ1 - индекс физических возможностей для тестов с прогрессивным увеличением результатов (динамометрия, прыжки, наклоны и т.п.), Рi - личный результат в одном из тестов, ПВН - половозрастная норма.
ИФВг пвн - Р, рее
2 ПВН
где ИФВ2 - индекс физических возможностей для тестов с прогрессивным снижением результатов измерения (бег на время и т.п.), Рi - личный результат в одном из тестов, ПВН - половозрастная норма.
ИФВ(С.Б.В.Л.Г.) при развитии отдельных физических качеств детей определялся по совокупности следующих тестов: сила (динамометрия правой и левой кисти, прыжок в длину с места, метание набивного мяча, поднимание прямых ног за 10 с), выносливость (бег 120 и 90 м), быстрота
ИИФВ
(бег 10 м с хода, челночный бег 10х3), ловкость (бросок мяча вцель из 5 попыток, комплексное координационное упражнение, отведение руки на 45 градусов) и гибкость (наклон вперед стоя, мост, выкрут в плечевых суставах).
где ИИФВ
Таблица 1
Пример планирования подвижных игр с преимущественным развитием одного из физических качеств и пяти психических процессов дошкольников подготовительной группы
ИФВс + ИФВб + ИФВв + ИФВл + ИФВг_ 5
Психические качества Т месяц 2 месяц 3 месяц 4 месяц (и т.п.)
С В Б Л Г С В Б Л Г С В Б Л Г С В Б Л Г
Внимание + + + + + + + + + +
Воображение + + + + + + + + +
Мышление + + + + + + + + +
Память + + + + + + + + + +
Восприятие + + + + + + + + + +
Примечание: + - выполнение подвижных игр в соответствии с той или иной дифференциацией (С - сила, В - выносливость, Б - быстрота, Л - ловкость, Г - гибкость В режим дня детей подвижные игры включались не более 2-3 раз (утром и вечером или утром, днем и вечером), каждая игра выполнялась от 3 до 5 раз подряд с небольшим перерывом на отдых.
Таблица2
Пример планирования преимущественного развития одного из физических качеств во время подвижной игры и тестирования интеллектуальных (Ю) способностейдетей дошкольной подготовительнойгруппы
Тесты Векслера
1. Арифметический
2. Словарь
3. Повторение цифр
4. Сходство
5. Осведомленность
6. Понятливость
7. Кубики Кооса
8. Последовательные картинки
9. Сложение фигур
10. Недостающие детали
11. Кодирование
12. Лабиринт
1 месяц
С В Б Л
2 месяц
С В Б Л Г
3 месяц
СВЕЛ
4 месяц
С В Б Л Г
Примечание: + - обозначения те же, что и на рис. 1. Тестирование уровня интеллектуального развития детей осуществлялось с учетом показанной схемы (1-6 вербальных и 7-12 невербальных субтестов).
интегральный индекс физических возможностей в о.е., ИФВС - индекс физических возможностей в силовых тестах, ИФВБ - в тестах на быстроту, ИФВВ - на выносливость, ИФВЛ -на ловкость и ИФВГ - на гибкость.
Педагогический эксперимент осуществлялся по схеме, представленной в таблицах 1 и 2. Интегральное развитие одного из пяти физических качеств, психическими процессами и интеллектуальными способностями происходило в течение четырех месяцев. Планирование педагогического эксперимента осуществлялось следующим образом.
До начала проведения педагогического эксперимента все дети прошли контрольные испытания с целью получения характеристики исходного состояния уровня развития физических, психических и интеллектуальных способностей. Затем, в течение четырех месяцев, дети экспериментальной группы выполняли подвижные игры, дифференцированные по преимущественному развитию одного из пяти физических и психических способностей по схеме, показанной в таблице 1, во взаимосвязи с тестированием 12 показателей интеллектуального развития (Ю) (табл. 2). Итоговое тестирование физических, психических и интеллектуальных способностей детей осуществлялось в конце эксперимента.
В экспериментальную группу для проведения исследования было отобрано 23 мальчика и 28 девочек, а в контрольную группу 26 мальчиков и 32 девочки. Исследования проводились с сентября 2007 по июнь2008 года.
Результаты исследования. На основании результатов исследования была выявлена степень корреляции между интегральными индексами развития физических качеств и интеллектуальных (1Ю) способностей (табл. 3, 4) и между психологическими качествами и интеллектуальными способностями детей дошкольной подготовительной группы (табл. 4). Установлено, что величина степени корреляции и характер взаимосвязи между различными изучаемыми признаками во многом зависит у детей подготовительной группы от пола ребенка.
Таблица 3
Корреляция м ежду интегральн ыми индекса ми разви тия фи зических ка4естви интелле ктуал ьных (IQ) способ носте й мальчиков до школьной подготовительной группы
10
11
12
Показатели теста Векслера
А рифметический
Слов арь
Повторение цифр
Сходство
Осведомлённость
Понятливость
Кубики Кооса
Последовательные к артинки_
(Сложение фигур
Недостающие детали
Кодирование
Лабиринт
ИИФВ
ИФВг
323
625 *
487*
45 3
521*
491
483*
525*
385
425
623*
278
ИФВк
491*
523*
233
783*
369
852*
255
733*
432
367
57 1*
285
ИФВр
224
498*
260
3 57
397
451
372
321
386
498*
281
492*
ИФВг
253
399
523*
624*
498
578*
198
478*
321
874*
29 3
411
ИФВг
667*
467 *
358
23 4
468*
584*
541*
347
286
375
257
435
Примечание: * - показывает, что степень корреляции имеет достоверную значимость при г > 496 - вербальные субтесты и при г > 446 - невербальные субтесты.
Таблица 4
Корреляция мевду интеграл еными индексам и раз вития физе ческех качеств и интеллектуальных (Ю) способностей девочек дошкольной подготовительной группы
Показатели теста Векслера ИИФВ
ИФВС ИФВБ ИФВв ИФВЛ ИФВГ
1 Арифметический 485* 652* 453 574* 552*
2 Словарь 354 424 528* 289 254
3 Повторение цифр 488* 543* 467 657* 480*
4 Сходство 378 395 492* 572* 495*
5 Осведомлённость 370 673* 400 379 534*
6 Понятливость 523* 724* 395 497* 454
7 Кубики Кооса 483* 655* 544* 498* 674*
8 Последовательные картинки 372 655* 486 597* 244
9 Сложение фигур 257 539* 345 823* 298
40 Недостающие детали 490* 760* 479 573* 370*
11 Кодирование 523* 645* 248 545* 387
42 Лабиринт 359 678* 354* 573* 357*
Примечание: * - показывает, что степень корреляции имеет достоверную значимость при г > 476 - вербальные субтесты и при г > 489 - невербальные субтесты.
Так, если в группе мальчиков (табл. 3) были выявлены достоверные показатели степени корреляции между интегральными индексами развития физических качеств и интеллектуальными (Ю) способностями в 34,7, то в группе девочек - в 51,4%. Если у мальчиков наибольшее число достоверных связей было найдено между ИФВС и 12 тестами Векслера в количестве шести, то у девочек между ИФВБ и тестами Векслера в 10 случаях. У мальчиков наименьшее число достоверных связей было зарегистрировано между ИФВВ и тестами Векслера в количестве трех, а у девочек в четырех случаях.
У мальчиков наибольшее число достоверных связей между 5 индексами физических качеств и 12 тестами Век-слера было зарегистрировано только с одним вербальным тестом «Словарь» (в четырех случаях). В остальных случаях эта связь варьировалась от 1 до 3. И совсем другая картина наблюдалась у девочек (табл. 4). Так, в 100% случа-
ев отмечается достоверная связь между 5 индексами физических качеств и тестом «Кубики Кооса»; соответственно с тестами «Словарь», «Повторение цифр», «Недостающие детали» и «Лабиринт» в четырех случаях из пяти.
В целом, можно с уверенностью констатировать выраженный половой диморфизм, заключающийся в том, что девочки дошкольной подготовительной группы показывают более высокую степень взаимосвязи между развитием интеллектуальных способностей и развитием физических качеств в процессе применения подвижных игр, чем мальчики.
Выводы. 1. Итоги проведенных исследований позволяют говорить о больших возможностях интегрального развития физических, психических и интеллектуальных способностей дошкольников подготовительной группы на основе дифференцированных подвижных игр, что в значительной степени способствует повышению качества подготовки их к вступлению в младший школьный возрастной период.
2. В дошкольной подготовительной группе был выявлен половой диморфизм в развитии интеллектуальных возможностей во взаимосвязи с развитием физических и психических способностей в пользу девочек.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баландин В. А. Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического воспитания // Физическая культура:воспитание,об-разование, тренировка. - 2000. - № 1. -С.24-26.
2. Баландин В. А., Чернышенко Ю. К. и др. Возрастные особенности динамики показателей физического развития, физической подготовленности и психических процессов детей 6-10 лет в период подготовки и адаптации к обучению в школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 3. -С. 39-42.
3. Дворкина Н. И. Взаимосвязь силовых и психических качеств дошкольников 3-6 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 4. - С.7-11.
4. Каданцева А. А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей шести лет // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 11-12. - С. 40-41.
5. Королева Т. П. Особенности психомоторного развития дошкольников, живущих в городской и сельской местности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. -№ 4. - С. 54-55.
6. Селиверстова И. Н. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников средствами физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2003. - № 2. - С.26.
7. Спирина А. К. Методика формирования физической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2000. - 24 с.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
8. Стародубцева И. В. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5-7 лет в процессе физического воспитания: автореф. дис. ... кан. пед. наук. - Тюмень, 2004. -24 с.
9. Фомина Н. А. Интеграции двигательной и познавательной деятельности дошкольников средствами сюжетно-ролевой рит-
мической гимнастики // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 1. - С. 53-55.
10. Чернышенко Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Краснодар, 1998. - 52 с.
THE DEGREE OF INTERCONNECTION IN THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL, PSYCHICAL AND INTELLECTUAL ABILITIES OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
O. Trofimova, Post - graduate Student N. Dvorkina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar
The degree of correlation between indices of intellect, physical qualities and psychical processes of children of preschool age of a preparational group was estimated in the course of observations. Sexual dimorphysm of these
connections was displayed. It showed higher level in girls if compared with boys.
Key words: indices of physical possibilities, Veksler's tests, grade of correlation
ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛОВОГО ДИМОРФИЗМА В КРИЗИСНЫХ ПРОЯВЛЕНИЯХ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Учитель-дефектолог, директор МОУ «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида № 87» И. Н. Меняйлова,
доктор педагогических наук, профессор Ю. К. Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор В. А. Баландин,
врач-психотерапевт, психолог МОУ «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида № 87» Ю. С. Короткова, г. Краснодар
в статье представлены результаты социологического опроса родителей и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), которые свидетельствуют о наличии элементов полового диморфизма в эмоционально-личностной сфере детей 2-3 лет, как правило, выражающиеся в проявлении упрямства и негативизма, в частых вспышках агрессивности на ранних этапах онтогенеза.
ВВЕДЕНИЕ
В научно-методической литературе имеются сведения о том, что для возрастного периода 2-3 лет характерны кризисные негативные особенности эмоционально-личностной сферы [1-4]. Не вызывает сомнения, что дети данного возраста нуждаются в занятиях по специальным программам. Однако при решении этой проблемы не уделяется должного внимания половым особенностям
дошкольников раннего возраста. Очевидно, данный факт свидетельствует о том, что в период раннего детства элементы полового диморфизма не ярко выражены и их учет не является обязательным. Вместе с тем в исследованиях Ю. К. Чернышенко [5] и А. А. Ругиной [6] отмечается, что достоверные половые различия в психической и эмоционально-половой сфере детей начинают проявляться с трехлетнего возраста.
Цель исследования - выявить элементы полового диморфизма в кризисных проявлениях эмоционально-личностных свойств детей 2-3 лет как фактора, определяющего содержание и организацию процесса их нивелирования.
Методы и организация исследования. Социологический опрос родителей и педагогических работников ДОУ проводился на базе МОУ «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида № 87» города Краснодара. Для решения поставленной цели был использован метод экспертных оценок, в котором приняли